Реорганизация штраф

Началась реорганизация? Отставить панику!

Как действовать бухгалтеру, если принято решение о реорганизации

По общему правилу реорганизация начинается с принятия на общем собрании участников (акционеров) решения о ее проведении. Одновременно утверждается передаточный акт или разделительный баланс. Что нужно сделать бухгалтеру в связи с начавшейся реорганизацией, мы расскажем в статье.

Принято решение о проведении реорганизации: что дальше

В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о проведении реорганизации необходимо уведомить:

  • налоговый орган по месту нахождения организации по форме Р12003 (в Москве и Санкт-Петербурге — ИФНС, занимающуюся регистрацией юридических лиц ) п. 1 ст. 60 ГК РФ; ст. 13.1 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ ; приложение № 3 к Приказу ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ . Необходимо отметить, что в случае слияния или присоединения уведомление в регистрирующий орган подает только одно из реорганизуемых юридических лиц. Это может быть:
  • юридическое лицо, которое последним приняло решение о реорганизации;
  • юридическое лицо, определенное решением о реорганизации.
  • В этом случае к уведомлению нужно приложить решения о реорганизации всех лиц, участвующих в реорганизации.

    Как это ни печально, но, получив информацию о реорганизации, налоговые органы имеют право назначить выездную налоговую проверку, причем независимо от того, когда была проведена предыдущая выездная налоговая проверка. Проверка затронет период не более чем 3 календарных года, предшествующих году реорганизаци и п. 11 ст. 89 НК РФ . Доплачивать в бюджет налоги по результатам проверки будут преемники, созданные в результате реорганизации. Исключение составляют выделившиеся организации: к ним долги предшественника по налогам никогда не переходя т п. 8 ст. 50 НК РФ ;

  • внебюджетные фонды (ФСС и ПФР). Уведомление можно подать в произвольной форме. Закон не устанавливает требований к его содержанию. К сообщению можно приложить копию решения о реорганизации, чтобы у фондов не возникало вопросо в п. 3 ч. 3 ст. 28 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ;
  • кредиторов. После внесения записи в ЕГРЮЛ о том, что организация находится в стадии реорганизации, надо уведомить кредиторов. Для этого один раз в месяц на протяжении 2 месяцев необходимо публиковать в «Вестнике государственной регистрации» уведомление о реорганизаци и п. 6 ст. 15 Закона от 26.12.95 № 208-ФЗ ; п. 5 ст. 51 Закона от 08.02.98 № 14-ФЗ ; Письмо ФНС от 06.02.2007 № ЧД-6-09/80@ . Если в реорганизации участвуют два юрлица и более, то это сообщение от имени всех организаций, участвующих в реорганизации, может разместить та компания, которая приняла решение о реорганизации последней, либо та, которая уполномочена на это решением о реорганизации.
  • СОВЕТУЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

    Не лишним будет сообщить о начале реорганизации и дебиторам. Также надо сообщить контрагентам об окончании реорганизации, об изменении платежных реквизитов и о других обстоятельствах, имеющих значение для текущей деятельности.

    Вдобавок нужно письменно сообщить каждому известному кредитору о начавшейся реорганизации. Сделать это нужно в течение 5 дней после направления уведомления в налоговый орга н п. 2 ст. 13.1 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ .

    Уведомить госорганы и кредиторов важно вот почему:

    • возникшие в результате реорганизации компании не могут быть зарегистрированы ранее, чем будет размещено второе уведомление в «Вестнике государственной регистрации»;
    • неуведомление налогового органа и кредиторов может стать причиной отказа внести запись в ЕГРЮЛ о завершении реорганизации (создании и прекращении в результате ее проведения юридических лиц ) п. 6 ст. 15 Закона от 26.12.95 № 208-ФЗ ;
    • за просрочку с уведомлением налогового органа руководителю в лучшем случае может быть вынесено предупреждение, а в худшем — его оштрафуют на сумму 5000 руб. ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ ;
    • непредставление (равно как и непредставление в срок) во внебюджетные фонды сведений о начавшейся реорганизации может быть основанием для наложения на руководителя штрафа в размере от 300 до 500 руб. ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ
    • Разбираемся с работниками и подаем индивидуальные сведения в ПФР

      Трудовые договоры в связи с реорганизацией не прекращаются, но у работника в этом случае есть право отказаться от продолжения работы. Срок уведомления работников о предстоящей процедуре реорганизации не ограничен, но очевидно, что лучше сделать это заранее — как только будет принято решение о реорганизаци и ст. 75, п. 6 ст. 77 ТК РФ .

      Из ТК РФ следует, что о предстоящей реорганизации нужно уведомить работников всех компаний, участвующих в реорганизации, включая и тех работников, которых не коснутся изменения, связанные с реорганизацией. Например, работников организации, к которой присоединяется другое юридическое лицо, ведь по закону у них также есть право отказаться от продолжения работы.

      В течение месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня подачи документов на государственную регистрацию реорганизации реорганизуемая компания должна представить в территориальный орган ПФР сведения о страховом стаже и страховых взносах на всех работников реорганизуемой компании.

      Если в связи с реорганизацией какие-то работники уволились, то сведения о них в этот же срок тоже нужно представить в ПФР. Если реорганизация проводится в форме присоединения, то срок подачи в ПФР этих сведений — не позднее дня подачи документов на регистрацию прекращения деятельности присоединяемого лиц а п. 2 ст. 9, п. 3 ст. 11 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ .

      В арбитражной практике есть решение, из которого следует, что срок подачи индивидуальных сведений, установленный п. 3 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ, является дополнительным и не отменяет «обычный» срок подачи сведений — не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодо м п. 2 ст. 11 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ ; Постановление ФАС СЗО от 14.01.2011 № А56-94647/2009 . Поэтому если «внутри» месяца, считая со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), наступил срок сдачи сведений персонифицированного учета, то нужно подать их в общем порядке.

      Как решение о реорганизации повлияет на отчетность

      Даже если принято решение о реорганизации, компания продолжает составлять и представлять годовую бухгалтерскую отчетность, а если это предусмотрено внутренними документами организации, то и промежуточную отчетность, а также отчитываться по налогам и страховым взносам в штатном режиме.

      В то же время в бухгалтерской отчетности должна появиться дополнительная информация, связанная с начавшейся реорганизацией.

      Не гадайте, придут или не придут к вам с ВНП в случае реорганизации — вероятность проверки невелика. Но только если вы до этого не были включены в план

      Во-первых, если решение о реорганизации принято после отчетной даты, но до даты подписания бухгалтерской отчетности, необходимо в пояснениях к этой отчетности указать на тот факт, что с такого-то числа компания находится в процессе реорганизации. А также кратко описать это событие — в какой форме, кто участвует в реорганизации, а также последствия этого события, например прекращение деятельности для присоединяемой или сливающейся организаци и пп. 10, 11 ПБУ 7/98 .

      Допустим, решение о реорганизации принято 20 февраля 2014 г., поэтому, если отчетность за 2013 г. еще не подписана, в пояснениях нужно указать на это событие. Все это справедливо и в той ситуации, когда решение о реорганизации принято в 2013 г. и отчетность представляется за 2013 г.

      Стоит отметить, что бо ´ ль ­шая часть заинтересованных пользователей вашей бухгалтерской отчетности к моменту ее составления и подписания уже осведомлена о начавшейся реорганизации: и налоговый орган, и кредиторы, и дебиторы, и работники, не говоря уже об участниках, которые собственно эту реорганизацию и затеяли.

      Эта информация может быть интересна только для ваших потенциальных инвесторов и заимодавцев (кредиторов), которым небезразлично финансовое состояние вашей организации (при выделении и присоединении).

      Во-вторых, при реорганизации в форме выделения к новой организации может перейти часть активов и обязательств, которые представляют собой отдельный бизнес. Например, фитнес-центр может выделить в отдельную фирму парикмахерскую. В этом случае имеет место прекращаемая деятельност ь п. 6 ПБУ 16/02 . А значит, в пояснительной записке нужно раскрыть, с какой даты началась реорганизация и когда планируется ее завершение, а также указать стоимость активов и обязательств, которые планируется передать в новую компанию. В отчете о финансовых результатах и отчете о движении денежных средств отдельно нужно показать те суммы, которые относятся к тому виду деятельности, которым будет заниматься новая организация после завершения реорганизаци и п. 11 ПБУ 16/02 .

      Итак, на втором этапе реорганизации главное — не растеряться и быть в курсе событий, чтобы подать все уведомления вовремя. В следующей статье мы расскажем, как в бухгалтерском учете отражается выкуп и погашение собственных акций в АО. А в ближайшем номере читайте о составлении заключительной бухгалтерской отчетности.

      glavkniga.ru

      «Юридическая Коллегия»

      на рынке юридических услуг с 2003 года

      Реорганизация ЗАО, ОАО путем преобразования в ООО

      Реорганизация ЗАО, ОАО в ООО. Преобразование ЗАО в ООО

      В исполнение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, а также ст.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве), иные федеральные законы, юристы «Юридическая Коллегия» рекомендуют собственникам или руководителям ЗАО, начинать перерегистрацию ЗАО, ОАО в ООО (реорганизация ЗАО, ОАО в ООО). Как показывает наша юридическая практика по регистрации и обслуживанию юридических лиц с 2003 года, срок установленный для приведения правовой формы ЗАО, ОАО в ООО до 1 октября 2014 года не такой и значительный, чтобы уложиться в него, и произвести все изменения без спешки, и правильно.

      Какие последствия для ЗАО, ОАО, которое не прошло реорганизацию в ООО:

      • административный штраф от 700 тыс. рублей,
      • оно не сможет, распоряжаться своими акциями,
      • поменять юридический адрес (место нахождение),
      • участвовать в торгах и аукционах,
      • возможно увеличение капитала до 100.000 руб.,
      • возможно закрытие счета, по инициативе банка
      • и др. негативные последствия

      Очень хочется отметить частую проблему ЗАО и ОАО – это не выпуск акций (эмиссия акций) после регистрации АО.

      Просрочка регистрации выпуска акций в ФСФР при образовании (создании, учреждении) акционерного общества, влечет наложение административного штрафа – на должностных лиц (Генеральный директор) – от 10 тыс.руб. до 30 тыс.руб.; на юридических лиц (ЗАО, ОАО) – от 500 тыс.руб. до 750 тыс.руб.

      Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации ЗАО, ОАО, осуществляется по правилам, установленным ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

      Реорганизация ЗАО, ОАО в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность.

      Срок перерегистрации ЗАО/ОАО в ООО(реорганизация ЗАО/ОАО в ООО)

      Срок реорганизации ЗАО в ООО составляет минимум от 8 дней.

      Это не значит, что общество не будет заниматься коммерческой деятельностью все это время, просто в данный период времени необходимо уведомить контрагентов, кредиторов, о том что вы меняете правовую форму с ЗАО на иную.

      Стоимость реорганизации ЗАО в ООО

      В нашем прайс-листе вы можете найти стоимость реорганизации ЗАО в ООО, которая составляет от 15000 рублей. Если заказанная вами услуга требует уточнения условий: объемов работы, затраченного времени, дополнительных услуг, выпуск акций(эмиссия акций), дополнительная эмиссия акций, конвертация акций, передача реестра реестродержателю и тд., то стоимость оказания услуги будет рассчитана в индивидуальном порядке, согласно представленной информации и документов. В услугу не входит составление передаточного акта и разделительного баланса.

      Также более о плюсах и минусах реорганизации ЗАО/ОАО путем преобразования в ООО или передача ведение реестра лицензированному регистратору можно прочитать в статье:>Реорганизация ЗАО, ОАО путем преобразования в ООО до 1 октября 2014 года.

      Если вам нужна перерегистрация (реорганизация) ЗАО, ОАО в ООО, АО, ПК то целесообразно обратиться за помощью к специалистам. Самостоятельное выполнение всех операций может привести к нарушению сроков, поскольку процедура преобразования ЗАО/ОАО в ООО связано со многими специфическими нюансами, административными преградами и требованиями, а так же сложившейся практикой в каждой конкретной налоговой, а так же значительным финансовым затратам и возможно административным штрафам.

      Экономим своим клиентам главные ценности: время, деньги и нервы.

      наши координаты и контакты:

      адрес: город Челябинск, улица Молодогвардейцев, дом 33-Б, 3 этаж, офис 318 (ТК «Верона»)

      телефоны: 8 (351) 248-39-78 , 8 (951) 444-73-38

      icq : 343 267 237 skype : anitachel

      e-mail : 2483978@mail.ru

      Убедительная просьба! Для Вашего удобства, перед тем, как приехать к нам в офис, предварительно позвонить и согласовать время.

      Юридическая Коллегия в: twitter facebook в контакте

      www.urict2483978.ru

      Б. Переход обязанностей по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица

      Правила (условия, ограничения) перехода указанных обязанностей регулируются НК РФ.

      Их суть можно свести к следующим основным моментам:

      а) исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. Правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица. Соответствующие положения касаются и различных процессуальных аспектов в части последствий принятия правопредшественником юридически значимых сообщений от налогового органа. К примеру, в одном из дел (Постановление Президиума ВАС РФ от 23 марта 2010 г. N 13753/09 по делу N А33-3243/2008) рассматривалась следующая ситуация.

      Налоговый орган после проведения проверки составил акт и направил его налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о назначении рассмотрения материалов проверки. Налогоплательщик неоднократно просил о переносе срока рассмотрения материалов налоговой проверки, менял места нахождения и т.п. Впоследствии организация была прекращена в связи реорганизацией. После этого было принято решение о возложении ответственности на правопреемников. Суды нижестоящих инстанций решение отменили, сославшись на то, что правопреемники не были своевременно уведомлены. Высшая судебная инстанция признала такое привлечение правопреемников правильным в силу, кроме прочего, того, что “общество “Ивановъ и К” было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, что усматривается из телеграммы. Для правопреемника все действия, совершенные до его регистрации, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил. При таких обстоятельствах телеграмму инспекции… адресованную обществу “Ивановъ и К”, о назначении рассмотрения материалов налоговой проверки… следует рассматривать как надлежащее извещение его правопреемников”;

      б) вместе с обязанностями переходят и права. В частности, сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков (к примеру, см. Определение ВАС РФ от 18 января 2010 г. N ВАС-13724/09 по делу N А33-5947/2008);

      в) на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Отметим, что НК РФ говорит только о наложенных штрафах (до принятия Кодекса в 1998 г. соответствующее положение было сформулировано в письме ВАС РФ от 28 августа 1995 г. N С1-7/ОП-506 “Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике” ). В судебной практике возникали и дела, связанные с оценкой ответственности в части штрафов, не наложенных за те нарушения, которые были совершены реорганизованным лицом. Выводы судебной практики состоят в том, что если реорганизованное лицо не было привлечено к ответственности в виде штрафа, то соответствующую ответственность нельзя возложить на правопреемника. В качестве примера приведем выводы из Постановления Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2004 г. N 11489/03 по делу N А42-7762/02-С4: “Поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации… на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов возлагается только в том случае, если штрафы были наложены на само реорганизуемое юридическое лицо до завершения его реорганизации, а решения о наложении штрафа на ГУП “Мурманское отделение Октябрьской железной дороги МПС России” принято не было, то оспариваемые судебные акты в части признания недействительным решения инспекции о взыскании с ФГУП “Октябрьская железная дорога МПС России” штрафа в размере 809293 рублей являются законными…”.

      “При реорганизации юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом. Если на момент реорганизации имущество реорганизуемого юридического лица уже было обременено обязательствами перед бюджетом по уплате недоимок и финансовых санкций, эти обязательства наравне с обязательствами перед другими кредиторами должны быть включены в разделительный баланс или передаточный акт. Поэтому вновь созданное юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизованного юридического лица, обязано оплатить как эту недоимку по налогу, так и санкции… Если налоговый орган, несмотря на… сообщение, до окончания процесса реорганизации и составления разделительного баланса (передаточного акта) не выявил оставшиеся у реорганизуемого юридического лица недоимки, к вновь созданному юридическому лицу впоследствии не может применяться ответственность за нарушения налогового законодательства, допущенные реорганизованным юридическим лицом и выявленные после образования нового юридического лица. Однако в этом случае сумма недоимки может быть взыскана, поскольку она представляет собой задолженность перед государством независимо от того, была ли эта задолженность выявлена на момент реорганизации”.

      Как комментировал это положение А.В. Коровайко, “судебная практика отрицает возможность правопреемства в отношении абстрактной обязанности нести ответственность за допущенные, но не выявленные нарушения в сфере административных отношений”. См.: Коровайко А.В. Реорганизация юридических лиц: проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. 1996. N 10 (237). С. 73.

      Впоследствии позиция, в соответствии с которой на правопреемника реорганизованного юридического лица обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов возлагается только в том случае, если штрафы были наложены на само реорганизуемое юридическое лицо до завершения его реорганизации, в том или ином виде воспроизведена и в других судебных постановлениях (Постановления ФАС Московского округа от 13 января 2009 г. N КА-А40/12241-08-П по делу N А40-6755/05-107-27, ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 февраля 2011 г. по делу N А33-7045/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 16 июня 2008 г. N Ф04-3517/2008(6223-А27-42) по делу N А27-10187/2007-2, ФАС Поволжского округа от 4 мая 2010 г. по делу N А12-18114/2009, ФАС Северо-Западного округа от 19 июля 2010 г. по делу N А42-2023/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 22 октября 2009 г. по делу N А32-12925/2008-33/254 и множество других).

      Тем не менее, несмотря на единодушие судебной практики, отметим, что в литературе высказываются мнения о неверности изложенного подхода. К примеру, Е.П. Дивер полагает, что “постановка возможности привлечения правопреемников реорганизованного юридического лица к налоговой ответственности в зависимости от факта наложения такой ответственности до завершения реорганизации не соответствует выводам теории права о природе юридической ответственности и позволяет правонарушителю законно уйти от обязанности нести ответственность за совершенное налоговое правонарушение. Такое положение противоречит основополагающему принципу юридической ответственности – “неотвратимость наступления ответственности”. Правопреемство в отношении обязанности нести юридическую ответственность должно иметь место во всех случаях, когда правонарушение совершено лицом до завершения реорганизации, независимо от того, вынесено ли решение компетентного органа о привлечении лица к ответственности до завершения реорганизации” ;

      Дивер Е.П. Правовое регулирование реорганизации коммерческих организаций: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 16, 17.

      г) налоговое правопреемство допускается в качестве общего правила для всех форм реорганизации, исключая выделение;

      д) при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает (исключая случай солидарной ответственности);

      е) в тех случаях, когда правопреемник один (слияние, присоединение, преобразование), он и признается правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов;

      ж) при наличии нескольких правопреемников – при разделении – доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;

      з) установлены два правила о солидарной ответственности:

      – для случая разделения: если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника юридического лица, реорганизованного в форме разделения, либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица;

      – для случая выделения: если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.

      narodirossii.ru

      Статья 50 НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица

      СТ 50 НК РФ.

      1. Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.

      2. Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

      На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков.

      3. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

      4. При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо.

      5. При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.

      6. При разделении юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.

      7. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

      Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

      8. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.

      9. При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

      10. Сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

      Подлежащая зачету сумма излишне уплаченного юридическим лицом или излишне взысканного с него до реорганизации налога, сбора (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности реорганизованного юридического лица по пеням и штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы.

      При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса. При этом сумма излишне уплаченного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

      Абзац четвертый утратил силу с 1 января 2007 г.

      11. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в следующих случаях:

      1) при исполнении обязанности по уплате сбора, страховых взносов при реорганизации юридического лица;

      2) при определении правопреемника (правопреемников) иностранной организации, реорганизованной в соответствии с законодательством иностранного государства;

      3) при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза;

      4) при исполнении обязанности налогового агента по уплате исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц при реорганизации юридического лица.

      12. Утратил силу с 27 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

      13. Утратил силу с 27 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

      Комментарий к Ст. 50 Налогового кодекса

      Комментируемая статья посвящена особенностям исполнения налоговых обязательств в случае реорганизации организации. Целью ст. 50 НК РФ является обеспечение на прежнем уровне размеров налоговых поступлений в бюджет независимо от реорганизации налогоплательщиков и недопущение снижения этого уровня в связи с реорганизацией (см. Определение ВАС РФ от 23 января 2008 г. N 13584/07).

      Правовое регулирование реорганизации юридических лиц осуществляется гражданским законодательством (ст. 57 — 60 ГК РФ).

      Согласно ст. 57 ГК РФ, реорганизация юридического лица может осуществляться в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, а также с сочетанием перечисленных форм.

      Решение о реорганизации может приниматься его учредителями (участниками), а также по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (только в случае его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц).

      Например, по иску антимонопольного органа суд вправе принять решение о принудительном разделении организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

      Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

      Организация, прекратившая свою деятельность в результате реорганизации, и организация-правопреемник, поставленная на учет в налоговом органе, — это два различных налогоплательщика с собственными идентификационными номерами.

      В силу ст. 60 ГК РФ в течение трех рабочих дней после принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. До 2014 года ст. 23 НК РФ содержала норму, согласно которой налогоплательщики обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о начале реорганизации или ликвидации. В настоящее время необходимость данной нормы отпала, так как Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России) исполняет полномочия по государственной регистрации юридических лиц.

      В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

      Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» ФНС России уполномочена на ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков.

      Полномочия по разработке и утверждению порядка ведения указанных Единых государственных реестров в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329, возложены на Минфин России.

      Приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 158н утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов.

      Приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. N 87н утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

      Полномочия по ведению Федеральной налоговой службой Единого государственного реестра налогоплательщиков установлены также ст. 84 НК РФ, согласно которой на основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет его в порядке, установленном Минфином России. В случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации снятие ее с учета в налоговых органах осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

      Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110, постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе осуществляется на основании сведений о создании (в том числе путем реорганизации) организации, содержащихся в соответствующей записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

      Полномочия юридического лица после его реорганизации определяются по правилам ст. 58 НК РФ о правопреемстве. В целом при реорганизации юридических лиц происходит универсальное правопреемство, в силу которого к вновь возникшему юридическому лицу переходит весь комплекс прав и обязанностей в полном объеме, в том числе и права, связанные с налогообложением реорганизованного юридического лица.

      В то же время существуют особенности правопреемства для каждого вида реорганизации. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При разделении или при выделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

      При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. По смыслу закона реорганизация путем преобразования не влечет изменения размеров налоговых поступлений в бюджет и порядка их уплаты (Постановление Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2004 г. N 11489/03).

      С 2006 г. в гражданском законодательстве установлены общие требования к передаточному акту и разделительному балансу, что означает определение статуса этих документов как правоустанавливающих (не бухгалтерских), в частности при определении правопреемства.

      Передаточный акт, согласно ст. 59 ГК РФ, должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

      Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и обязательно представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Правила ст. 50 НК РФ применяются к правопреемнику с даты утверждения передаточного акта, до этого момента задолженность погашает правопредшественник (Определение ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. N 1073/08).

      Судебная практика содержит толкование некоторых иных вопросов, касающихся правопреемства при реорганизации юридических лиц.

      В частности, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24 июля 2012 г. N 3546/12, из положений ст. 50 НК РФ следует, что на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате налогов. Это корреспондирует праву налогоплательщика-правопреемника, предусмотренному пунктом 5 ст. 283 НК РФ, на уменьшение налоговой базы на сумму убытков, полученных организацией до момента реорганизации.

      Согласно Определению Верховного Суда РФ от 21 октября 2014 г. N 306-КГ14-2915, если на момент составления акта налоговой проверки реорганизация была завершена, то налоговая обязанность по принятому налоговыми органами решению возлагается на правопреемника.

      Определением ВАС РФ от 30 марта 2010 г. N ВАС-563/10 разъясняется, что ст. 50 НК РФ предусматривает правопреемство лишь в отношении налоговых платежей, обязанность по уплате которых возникла до реорганизации, и не устанавливает возможность перехода в порядке правопреемства к вновь возникшему юридическому лицу выбранного ранее существовавшим юридическим лицом режима налогообложения. Выбор режима налогообложения является правом вновь созданного юридического лица.

      Вновь созданное юридическое лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности за своего правопредшественника, если меры ответственности были применены уже после завершения реорганизации. Положения ст. 50 НК РФ могут быть применены лишь в том случае, когда штрафы наложены на само реорганизуемое лицо до завершения его реорганизации (Определение ВАС РФ от 13 марта 2008 г. N 3113/08).

      К правопреемнику реорганизованного юридического лица переходит также и обязанность по определению налоговых обязательств путем подачи отдельной декларации, исчислить и уплатить налог на прибыль либо учесть убыток в порядке, предусмотренном пунктом 5 ст. 283 НК РФ, исполнив обязанность реорганизованного лица (Определение ВАС РФ от 28 февраля 2011 г. N ВАС-15479/10).

      Условием для возложения солидарной обязанности по уплате налогов на созданные в результате выделения из реорганизованного юридического лица организации является совокупность условий, установленных пунктом 8 ст. 50 НК РФ, а именно: налогоплательщик в результате состоявшегося выделения не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов, а реорганизация направлена на неисполнение указанной обязанности (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 июля 2012 г. N А19-14792/2011).

      Пункт 10 комментируемой статьи посвящен регулированию отношений, возникающих в том случае, если до реорганизации возникла переплата по налогам, сборам, пеням и штрафам. Сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету в счет исполнения правопреемником обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки и задолженности по пеням и штрафам. Подлежащая зачету сумма распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности реорганизованного юридического лица по пеням и штрафам, подлежащим уплате или взысканию.

      При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по уплате налога, а также пеней и штрафов сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

      Общий порядок зачета и возврата излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа установлен ст. 78 — 79 НК РФ. При этом при возврате налога предусмотрено начисление процентов со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

      Положения, предусмотренные комментируемой статьей, применяются также при уплате сбора реорганизованным юридическим лицом, при определении правопреемника иностранной организации, реорганизованной в соответствии с законодательством иностранного государства, при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

      В случае уплаты реорганизованным юридическим лицом налогов, связанных с перемещением через таможенную границу, следует иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

      Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза, как и создание самого Таможенного союза, урегулировано Международным договором «О Евразийском экономическом союзе» (Астана, 29 мая 2014 года), в рамках которого действует Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза.

      Кроме того, вопросы перемещения через границу Таможенного союза могут регулироваться Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, к которой Российская Федерация присоединилась в 2010 году, согласно Федеральному закону от 3 ноября 2010 года N 279-ФЗ (Киотская конвенция).

      Таможенный кодекс Таможенного союза, однако, по большинству вопросов об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов отсылает к национальному законодательству государств — участников Таможенного союза (ст. 14, 20, 25, 30, 35), то есть к НК РФ, а также Федеральному закону от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

      www.nalkod.ru

    Смотрите так же:

    • Про социальные пенсии Социальные пенсии в 2018 году Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении […]
    • Размер страховых пенсий по старости О Виртуальной Школе Пенсионерки Страховая пенсия по старости: понятие, условия назначения и размер Страховая пенсия по старости: понятие, условия назначения и размер Понятие, условия назначения и размер страховой пенсии по старости […]
    • 15-процентный налог на депозиты Как платить налог с процентов по депозитам. Пять простых вопросов и ответов TUT C 1 апреля 2016 года в белорусы будут платить налог с процентов по вкладам: граждане отдадут в казну часть того, что заработают на некоторых депозитах. […]
    • Первомайская д 12 суд Измайловский суд Измайловский районный суд является структурным подразделением Московского городского суда, является районным судом Москвы, осуществляющим свои полномочия на территории Восточного административного округа города […]
    • Закон оукена что он утверждает Закон Оукена (Okun's law) – это закон, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным […]
    • Штраф это какой вид наказания Штраф как уголовное наказание Штраф (ст. 46 УК) определяется законодателем как денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных уголовным законом. Штраф занимает первое место в перечне наказаний, установленном ст. 44 УК. Это […]