Правило ведение диалога

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Пунктуационное оформление диалога

Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– А так иду, куда ноги идут.

– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы;
р – реплика, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи

gramota.ru

Правило ведение диалога

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА

Тема. Правила ведения диалога.

Цель: познакомить учащихся с правилами ведения диалога, выработать навык работы с текстом.

— Учащиеся подбирают антонимы к предложенным учителем словам:

Учитель: Тема нашего урока сегодня зашифрована в словах, которые вы сейчас мне продиктовали. Сейчас вы, разделившись на группы, запишите на лист всё, что знаете о диалоге.

3. Работа с текстом, маркировка текста.

Общие правила диалога.

Диалог представляет собой обмен высказываниями, объединяющими людей в ходе подготовки действий и самих действий. Правила ведения диалога сходны у всех народов.

Общие правила ведения диалога.

Ритор всегда готов вести диалог.

В диалоге положение слушающего более благоприятное, чем положение говорящего.

Обращение с речью предполагает, что слушающий прерывает любое дело или собственную речь, чтобы выслушать сообщение.

Следовательно, говорящий несёт ответственность за актуальность, значимость, уместность сообщения.

Если обращённая речь бессодержательна или не вызывает ответной мысли у слушающего, диалог может быть прерван, а дело может не состояться, за что ответственность несёт говорящий.

Правила защиты говорящего от слушающего и слушающего от говорящего.

Правила для говорящего

Говорящий должен тщательно отсеивать сообщаемую информацию.

Последствия каждого высказывания должны быть обдуманы.

Каждое высказывание говорящего должно быть целесообразным: его создание исходит из замысла, а не из психологической реакции на обстоятельства.

Содержание и смысл высказывания определяется тоном, которым оно было произнесено.

Сообщение должно быть уместным.

Сообщение не должно быть противоречивым.

Сообщение должно содержать новую информацию.

Сообщение не должно быть многословным.

Правила для слушающего

Слушающему следует сопоставить сообщение говорящего с сообщениями на ту же тему, полученными от разных лиц.

Слушающий должен выделить истинные и ложные, правдоподобные и неправдоподобные высказывания.

Слушающий должен выделить приемлемые и неприемлемые для него высказывания.

С должным вниманием слушающий относится к суждениям говорящего о других лицах и о том, что они говорят: если ваш собеседник не в состоянии хранить секреты других, то он не в состоянии хранить и ваши секреты; если он недоброжелательно относится к другим, то, очевидно, он недоброжелательно относится и к вам.

Из содержания речи собеседника следует отобрать положительную информацию, которая будет основой ответного суждения.

1) Промаркируйте текст, используя символы:

V – это было мне известно.

?! – я представлял это совсем иначе.

. – совершенно не согласен.

5.Выполните задание индивидуальной карточки.

1) Продолжите предложение:

2) Составьте три основных правила для слушающего…

3) Составьте три основных правила для говорящего…

6. В завершение работы составьте синквейн (пятистишие)

1) Слово – тема (диалог)

2) Два определения по теме.

4) Яркая фраза, ассоциативно связанная с темой

5) Итоговая метафора, связанная с темой.

7. Дайте оценку деятельности группы и каждому её участнику.

На дом: составить лист наблюдений за ведением диалога у своих сверстникоа.

ioann-teolog.ru

Общие правила ведения диалога

В диалоге положение слушающего более благоприятно, чем положение говорящего .

Обращение с речью предполагает, что слушающий прерывает любое дело или собственную речь, чтобы выслушать сообщение. Следовательно, говорящий несет ответственность за актуальность, значимость, уместность сообщения.

Если обращенная речь бессодержательна или не вызывает ответной мысли у слушающего, диалог может быть прерван, а дело может не состояться, за что ответственность несет говорящий.

Слушающий должен внимательно выслушать обращенное к нему высказывание.

Слушающий может ответить на вопрос либо сообщением, либо действием.

Слушающий может ответить на повествование либо новым сообщением, либо пересказом (третьему лицу), либо умолчанием.

Слушающий может ответить на побуждение либо действием, либо новым сообщением.

Слушающий может пересказать полученное сообщение другому лицу, если он не получил от говорящего специального запрета на пересказ.

Слушающий может ответить на сообщение действием, если оно специально не запрещено.

Говорящий должен тщательно отсеивать сообщаемую информацию: имеет преимущество тот, кто владеет информацией.

Последствия каждого высказывания должны быть обдуманны.

Каждое высказывание должно быть целесообразным: его создание говорящим исходит из замысла, а не из психологической реакции на обстоятельства.

Содержание и смысл высказывания определяются тоном, которым оно произнесено.

Сообщение должно быть уместным.

Сообщение не должно быть противоречивым.

Сообщение должно содержать новую информацию.

Сообщение не должно быть многословным.

Слушающий должен выделить истинные и ложные, правдоподобные и неправдоподобные высказывания.

Слушающий должен выделить приемлемые и неприемлемые для него высказывания.

Сопоставив высказывания на ту же тему различных лиц, разделив истинные и ложные, приемлемые и неприемлемые сообщения, слушающий отделяет интересы говорящего от содержания его высказывания.

Бoльшая часть высказываний создается на случай. Но существуют высказывания, которые в силу различных причин — либо как совершенные по форме, либо как несущие ценную и общезначимую

Слушающий оценивает высказывание и интерес говорящего применительно к ситуации речи и на этом основании отделяет интересы говорящего от его намерений, так как интересы могут не совпадать с намерениями.

С должным вниманием слушающий относится к суждениям говорящего о других лицах и о том, что они говорят: если ваш собеседник в не состоянии хранить секреты других, то он не в состоянии хранить и ваши секреты; если он недоброжелательно относится к другим, то, очевидно, он недоброжелательно относится и к вам.

Из содержания речи собеседника следует отобрать положительную и пригодную информацию, которая будет основой ответного суждения.

www.tiagroup.ru

Диалог, или умение разговаривать

Секреты общения с собеседником

Продолжение. Начало в №4 (24) 2008 г.

Вся наша сознательная жизнь протекает в речевом общении. Когда мы не спим и не смотрим телевизор, мы разговариваем с близкими, с друзьями и знакомыми, с коллегами по работе, с соседями и прохожими на улице. Наконец, мы иногда думаем, а думать значит разговаривать с очень умным и интересным человеком – с самим собой. Правда, многие еще бродят по Интернету, но там тоже разговаривают с прохожими, только обычно в письменной форме.

Между тем разговаривать мы не умеем, потому что нас этому никто не учит, – в школе нас учат грамматике и литературе. Грамматика и литература, безусловно, нужны, в особенности человеку, который умеет разговаривать. Школьная грамматика учит нас правильно говорить и писать, но умение говорить и умение разговаривать – разные вещи. Умение говорить, если мы не умеем разговаривать, иной раз даже вредит нам, или если мы говорим слишком много, или если не скажем то, что нужно сказать, или если скажем то, что говорить не следует.

Что же значит уметь разговаривать? Умение разговаривать есть умение находить и выражать словом взаимоприемлемые решения при столкновении целей и интересов. Правильно сказать означает организовать и гармонизировать посредством слова собственную жизнь и жизнь своих ближних: соблюдать собственные интересы, не нарушая по возможности интересов другого человека, достигать собственных целей, не прибегая к насилию, и, что очень важно, уметь не обрывать общение – строить разговор таким образом, чтобы он имел продолжение.

Наше речевое общение состоит из монологов и диалогов. Монолог – высказывание, которое не предполагает непосредственного ответа со стороны получателя речи. Диалог – обмен однородными высказываниями в рамках определенной темы и определенного состава участников, каждый из которых попеременно является создателем и получателем сообщения.

Диалог состоит из реплик, и грамматика учит нас, что эти реплики бывают трех видов – вопросы, сообщения и побуждения. На вопрос можно ответить сообщением и иногда уточняющим вопросом, но не побуждением; на сообщение – сообщением, вопросом или побуждением; на побуждение – сообщением или вопросом, но не побуждением. Подумайте сами, что получится, если нарушить это простое правило.

Речь здесь идет не о психологии, а об организации речевых отношений в обществе, о правилах ведения речи. Например, когда кто-то позвонил в вашу дверь, вы спрашиваете: «Кто там?» – а вам в ответ: «Откройте дверь!» – не открывайте, а если у вас есть дети, научите их этому простому правилу. Психология скажет о реакции человека на речевой стимул: о том, что у вас возникнет побуждение открыть дверь, которому не следует поддаваться. Риторика скажет о правиле речевого общения: если на ваш вопрос отвечают побуждением, разумно прервать речевой контакт.

Правила ведения диалога выработались в глубокой древности, они выражены в пословицах, причем пословицы всех народов, если рассмотреть их с этой точки зрения, дадут примерно одинаковый материал. Эти правила были систематически изложены и обоснованы профессором Ю.В. Рождественским (Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1999). Они разделяются на общие правила, правила для слушающего и правила для говорящего: в диалоге говорящие и слушающие меняются местами, а общие правила нацелены на объединение участников диалога и на продолжение общения между ними.

В диалоге положение слушающего более благоприятно, чем положение говорящего.

Пословицы единогласно утверждают, что слово – серебро, а молчание – золото, и что неслучайно у человека один рот и два уха. Внимательный анализ речи собеседника дает возможность обдумать ее содержание и построить целесообразный ответ.

Человек, готовый к речи, прерывает любое дело или собственную речь, чтобы выслушать обращенное к нему сообщение.

Это правило вежливости и безопасности одновременно. Наша невнимательность и невежливость по отношению к другим зачастую приводит к непоправимым последствиям: нам сообщают об опасности и необходимости немедленного решения, а мы пропускаем сказанное мимо ушей. Наш ближний взывает о помощи, а мы отворачиваемся от него. Воспитывайте в детях внимание к речи.

Но тот, кто обращается с речью, несет ответственность за актуальность, значимость, уместность сообщения.

Известна сказка о мальчике, который всех пугал волком, когда же волк действительно появился, никто мальчику не поверил. Если обращенная речь бессодержательна или не вызывает ответной мысли у слушающего, диалог может быть прерван, а дело может не состояться, за что ответственность несет говорящий.

Правила для говорящего

Говорящий должен тщательно отсеивать сообщаемую информацию: имеет преимущество тот, кто владеет информацией.

Один умный человек сказал: «Когда я говорю то, что я говорю, я думаю то, что я думаю». Во-первых, слово, как известно, не воробей, поэтому сказанное не воротишь и оно станет фактом. Во-вторых, «в чем проврался, с тем и простился», – ложь создает проблемы, а информацию, которую вы сообщаете, следует предварительно взвешивать, потому что случайно сказанное вами может привести к неожиданным последствиям. Известна китайская история про точку в глазу дракона. Жил-был великий художник, у которого был ученик. Раз художник поручил ученику нарисовать дракона. Ученик прекрасно нарисовал дракона, но в рисунке чего-то не хватало. Он попросил учителя поправить рисунок. Учитель внимательно посмотрел на дракона, взял кисть и только поставил точку в глаз дракона, как дракон ожил и полетел. Вот такой точкой в глазу дракона может оказаться случайно сообщенная информация.

Последствия каждого высказывания должны быть обдуманы.

Обычно наша речь представляет собой реакцию на некий стимул. В этом отношении мы мало отличаемся от животных – псу наступили на хвост, и он визжит, человеку сказали что-то неприятное, и он немедленно реагирует возмущенными словами. Разумная речь целесообразна. Высказывание должно быть результатом замысла, а не психологической реакцией на обстоятельства. Перед тем как начать говорить, следует спросить себя: «Что мне нужно от этого человека? Что и как мне следует сказать, чтобы получить нужный результат?» Поэтому всякое наше высказывание должно учитывать цель, собеседника, обстоятельства, речевую ситуацию:

• речь должна быть вежливой – помимо того, что быть вежливым просто хорошо и приятно, вежливость речи существенно повышает значимость и авторитет высказываний. В нашем общении, особенно деловом, столкновение целей и интересов дело обычное, нарушение правил вежливости, нелюбезность создает не просто дополнительные препятствия для положительного решения наших проблем, но – сами эти проблемы;

• сообщение должно быть уместным – в доме повешенного не говорят о веревке;

• содержание и смысл высказывания определяются тоном, которым оно произнесено, – интонация несет больше информации, чем слова, потому что выражает истолкование говорящим содержания сказанного;

• сообщение не должно быть противоречивым – последовательность является важнейшей характеристикой личности и реальности намерения говорящего, пословица предупреждает: «В огороде бузина, а в Киеве дядька»;

• сообщение должно содержать новую информацию – смысл диалога в том, что его участники знают и могут сообщить разное об одном и том же предмете речи, поэтому он и называется диа-лог: «диа-» значит по-гречески «через» и «раз-» как «раз-личное», «логос» значит одновременно «слово, мысль и высказывание»;

• сообщение не должно быть многословным – долгую речь трудно запомнить и на нее трудно ответить, чем длиннее речь, тем больше вероятность допустить перечисленные выше ошибки, долгая речь компрометирует говорящего, потому что слушающий тоже человек и тоже хотел бы высказаться.

Правила для слушающего

Слушающему полезно знать, что не каждый его собеседник имеет достаточно добросовестные намерения, достаточно разумен, чтобы сообщить нечто полезное, достаточно компетентен в обсуждаемом вопросе, достаточно этичен и достаточно умеет выражать свои мысли.

Слушающему следует сопоставить сообщение говорящего с сообщениями на ту же тему, полученными от разных лиц. Это дает основание для оценки достоверности и новизны содержания речи.

Слушающий должен выделить истинные и ложные, правдоподобные и неправдоподобные высказывания. Он делает это на основе предшествующего шага анализа речи. Если двое сообщают противоречивые сведения об одном и том же, то, по крайней мере, один из них говорит неправду. Если вам сообщают нечто, что вы считаете неправдоподобным, то у вас есть основание усомниться в истинности сказанного и в этичности сказавшего. В этичности, потому что этика речи возбраняет сообщать как достоверную информацию, которую слушающий может считать неправдоподобной.

Слушающий должен выделить приемлемые и неприемлемые для него высказывания. Лиса, как известно, знает сто сказок, и все про курицу, а всякий кулик хвалит свое болото. По речи можно определить намерения и интересы говорящего, и всегда полезно помнить, что эти интересы и намерения могут не совпадать с вашими. Поэтому, когда вы анализируете речь, старайтесь, чтобы ваш собеседник говорил дольше и полнее. Чем дольше он будет говорить, тем чаще в его речи будут повторяться слова и обороты, которые мо гут свидетельствовать о его намерении. Их-то и нужно слушать.

Сопоставив высказывания различных лиц на ту же тему, разделив истинные и ложные, приемлемые и неприемлемые сообщения, слушающий отделяет интересы говорящего от содержания его высказывания.

Выделив интересы и намерения говорящего, слушающий сопоставляет данное высказывание с другими высказываниями того же лица и определяет искренность, то есть добросовестность намерений говорящего.

Не меньшее внимание слушающий уделяет логическим и содержательным ошибкам говорящего: по этим ошибкам оценивается разум собеседника как способность понимания и суждения.

Ошибки в содержании речи слушающий связывает с отношением говорящего к собственным высказываниям (модальностью речи): говорящий может быть скромным, смиренным человеком, но может шутить, испытывать слушающего, намеренно вводить его в заблуждение относительно своих умственных способностей или информированности.

Это правило самое важное по двум причинам.

Первое. Все изложенное выше предполагает известное недоверие и критическое отношение к собеседнику. Однако установление в высказываниях негативного содержания означает выделение позитивного, что и является целью общения и основанием для продолжения диалога. Когда обнаружится это позитивное содержание, появится основание для ответа, который принципиально должен быть направлен на согласие. Но соглашаться следует в том, что соответствует вашим намерениям. При этом во всяком диалоге важна инициатива – поворот содержания разговора в желательную для вас сторону. Диалог всегда состязание, и выигрывает не тот, кто больше или красивее говорит, а тот, кто лучше умеет направить тему обсуждения в нужное русло.

Второе. Приведенные рекомендации основаны на пословицах. Пословицы отражают древний страт (пласт) духовной культуры, связанный в основном с язычеством и родовой этикой, когда собственные польза и безопасность рассматриваются как высшая ценность. Однако пословицы почему-то сохраняются в христианской культуре в относительно неизменном виде. Из этого, очевидно, следует, что они предписывают трезвость и осмотрительность в речи и в оценке собеседника, что никому не вредит.

Наконец, последнее. Все эти правила вполне банальны, и в сущности, каждый взрослый человек их знает. Однако одно дело знать, другое дело видеть их как целое, и вовсе третье дело – следовать им. Но кто из нас не совершает ошибки? Следовать этим правилам труднее всего. В спокойных и благоприятных ситуациях ошибки кажутся не опасными, хотя это не совсем верно, но в ситуациях дискуссии, полемики и даже простого спора они приобретают значимость категорического условия.

Читайте в следующем номере журнала: «Диалектический диалог».

www.vinograd.su

Правила ведения диалога: классическое и современное общение. Основные понятия, определения и правила ведения разговора

Речь — это главное средство коммуникаций между людьми. Но современное общение не ограничивается банальной передачей информации. На данный момент общение обросло массой условностей и формальностей и превратилось в настоящую культуру. Обязанность каждого человека — соблюдать правила ведения диалога.

Диалог — это взаимная коммуникация, смысл которой состоит в поочередных репликах собеседников. Изучение правил построения диалога стоит начать с анализа его структуры, которая приведена в таблице.

— Уточнение целесообразности беседы (например: «Удобно ли вам сейчас разговаривать?»).

— Неофициальный диалог (установление контакта путем разговоров на отвлеченные темы, не касающиеся основного предмета спора).

— Озвучивание цели разговора

— Ответная реакция собеседника

— Заключительные фразы, сигнализирующие об окончании диалога.

Законы риторики диалога

Чтобы понять, каких правил ведения диалога надо стараться придерживаться, нужно изучить основные законы общения. Вот о чем идет речь:

  • Закон сопротивления новому. Любая нестандартная идея, отличающаяся от привычных убеждений, как правило, воспринимается в штыки. Поэтому, если вы хотите выйти из спора победителем, вы должны разработать четкую и убедительную систему аргументации. Вы должны заранее продумать реакцию собеседников на свою речь.
  • Закон диалогической социализации. Его суть состоит в том, что вы всегда должны отвечать говорящему. Даже если на данный момент вы заняты или сами произносите речь, стоит отвлечься, выслушать оппонента и дать ему ответ.
  • Закон граничных условий изобретения. Классические правила ведения диалога подразумевают учет культурных и национальных традиций. От соблюдения условий риторического изобретения во многом зависит исход разговора.
  • Закон устранения вреда. Прислушиваясь к мнению собеседника, вы должны заранее продумать, к каким негативным последствиям может привести принятие данной точки зрения.
  • Условия ведения диалога

    Казалось бы, что может быть проще, чем разговор двух людей. Тем не менее, чтобы общение было продуктивным, необходимо соблюдение многочисленных правил ведения диалога. Но, прежде всего, должны быть соблюдены условия, без которых разговор невозможен. А именно:

  • Общий язык. Важно, чтобы собеседники пользовались одинаковыми вербальными и невербальными приемами. В противном случае, возникнет путаница и недопонимание, которые могут перерасти в конфликт.
  • Общий предмет обсуждения. Это совокупность вопросов, по которым может возникать противоречие или же согласие между собеседниками.
  • Желание или потребность в общении. Между собеседниками должен присутствовать эмоциональный и информационный отклик.
  • Сотрудничество. Участники диалога должны уметь слушать друг друга и давать уместные ответы на поставленные вопросы.
  • Свобода. Каждая из сторон диалога вольна в убеждениях, высказываниях и доводах. И все же недопустимо физическое или моральное давление, а также угрозы и оскорбления.
  • Общие правила

    Правила диалога в русском и других языках мира могут несколько отличаться. Тем не менее, есть общие моменты, которые необходимо соблюдать, независимо от того, в какой точке мира вы находитесь:

    • Нужно больше слушать, чем говорить. Недопустим речевой «нарциссизм». Вы должны внимательно выслушать и проанализировать аргументы собеседника.
    • Подготовьте диалог. Прежде чем отправиться на встречу с собеседником, набросайте примерную программу разговора и перечень вопросов, которые вы планируете задать. Если вы примерно понимаете, о чем вас будет спрашивать собеседник, продумайте свои ответы.
    • Говорите по очереди. Помните, что в диалоге собеседники равны. Во-первых, недопустимо перебивать оппонента. Во-вторых, дурным тоном считаются слишком длинные монологи.
    • Думайте, прежде чем что-то сказать. Порой то, что для вас кажется пустяком, может огорчить или оскорбить собеседника. Естественно, после этого конструктивного диалога не получится.
    • Не посвящайте собеседников в свои проблемы или радости. Ваша личная жизнь должна оставаться за дверью кабинета (конференц-зала, ресторана и так далее). Также запрещено задавать собеседнику вопросы личного характера.
    • Требования к вопросам

      Правила ведения диалога можно детализировать, выдвинув определенные требования к его составляющим. В частности, вопрос должен соответствовать таким параметрам:

    • Формулировка вопроса должна быть краткой и конкретной без сложных грамматических конструкций.
    • В вопросе должны содержаться временные, пространственные и прочие параметры, которые необходимо учитывать при формулировке ответа.
    • Недопустимо употреблять в вопросах многозначные слова без дополнительного пояснения.
    • Недопустимо, чтобы контрольные вопросы следовали сразу после основных.
    • Вопрос должен указывать на возможность альтернативных ответов.
    • Вопросительное предложение должно быть сформулировано в утвердительной, а не в отрицательной форме.
    • Недопустимо доставать сложные или эмоционально напряженные вопросы в начале разговора. Они должны следовать после установочных.
    • Формулировка вопроса должна учитывать личный опыт респондентов в данной конкретной отрасли.
    • Смежные вопросы нужно объединять в тематические блоки, а не оглашать вразброс. Это может внести путаницу в разговор.
    • Требования к ответам

      Правила ведения диалога подразумевают некоторые требования к ответам на вопрос. Вот наиболее существенные моменты:

    • Ответ должен быть ясным и однозначным с лаконичной формулировкой.
    • Ответ должен уменьшать неопределенность, связанную с вопросом, а не увеличивать ее. В противном случае, диалог будет бессмысленным и непродуктивным.
    • Если вопрос поставлен некорректно, в ответе должно содержаться указание на этот факт.
    • Ответ не может быть сформулирован в вопросительной форме.
    • Как победить в словесной «борьбе»

      Одним из самых авторитетных изданий о правилах диалога в русском языке является книга Поварнина «Спор. О теории и практике спора» (1918 года выпуска). В ней содержатся такие рекомендации для тех, кто хочет выйти из спора победителем:

    • В споре нужно быть инициативным (особенно, если именно вы задаете тему беседы). Важно уметь заставить собеседника вести полемику по вашему сценарию.
    • Не обороняйтесь, а наступайте. Вместо того, чтобы пассивно отвечать на вопросы собеседника, задавайте вопросы сами, заставив его обороняться.
    • Не позволяйте оппоненту уклоняться от доказательств. Каждая мысль должна быть аргументирована, чего можно добиться при помощи критики.
    • Сконцентрируйте свою активность на самых слабых звеньях в системе аргументов оппонента.
    • Для опровержения аргументов противника используйте его же приемы. Их можно выявить в процессе диалога.
    • Используйте эффект неожиданности. Например, приберегите самые важные и неожиданные аргументы к концу спора.
    • Берите слово в конце спора. Выслушав аргументы оппонента, вы лучше сформулируете речь.
    • Золотые правила ведения диалога в деловом общении

      Успех в мире бизнеса зависит не только от ваших профессиональных знаний, но также от умения общаться с людьми. Можно выделить такие золотые правила ведения диалога в деловом общении:

    • Не начинайте разговор с деловых вопросов. Начните с теплого приветствия и неформального общения на отвлеченные темы (погода, искусство, спорт и так далее). В противном случае, вы автоматически поставите себя в позицию «просящего», что позволит оппоненту доминировать.
    • Не давайте советов, если вас об этом не просят. Если вы предложите собеседнику собственную модель решения проблемы, это может обидеть собеседника. Он может подумать, что вы преуменьшаете его способности.
    • Не задавайте прямых неудобных вопросов. Если вам все-таки необходима подобная информация, заходите издалека, чтобы не поставить оппонента в неловкое положение.
    • Стимулируйте активность беседы. Каждую свою реплику заканчивайте вопросом вроде «Что вы думаете по этому поводу?». Это позволит избежать неловкого молчания. К тому же, этим вы продемонстрируете уважение к мнению
    • Добавьте немного юмора. Если вы чувствуете, что атмосфера диалога накаляется, добавьте в беседу немного остроумия, чтобы дать и себе, и оппоненту передышку.
    • Правила публичного выступления

      Порой приходится доносить свою точку зрения не одному собеседнику, а большой аудитории. В данном случае вам следует ознакомиться с правилами ведения диалога в публичном выступлении. Вот основные из них:

    • Позаботьтесь о внешности. Перед тем как приступить к слушанию доклада, аудитория обратит внимание на то, как вы выглядите. Поэтому ваш внешний вид должен быть опрятным и полностью соответствующим ситуации. Это особенно важно, если вы представляете не лично себя, а целую организацию.
    • Говорите по существу. Пустопорожние разговоры и лирические отступления недопустимы. Во-первых, они раздражают слушателей, а во-вторых, они отвлекают внимание аудитории от основной проблемы.
    • Уважайте слушателя. Всем своим видом вы должны излучать доброжелательность. Также не стоит навязывать свое мнение аудитории, считая его единственно правильным.
    • Излагайте информацию доступно. Говорите простым языком, не перегруженным специальными терминами.
    • Ведите себя уверенно. Дрожащий голос, неуместные жесты и прочие признаки волнения не вызовут доверия у аудитории.
    • Не используйте длинные сложные фразы. Оптимальная длина предложения — не более тринадцати слов.
    • Не затягивайте выступление. Как показывает практика, даже самый умелый оратор не может удерживать внимание аудитории дольше 15-20 минут. Постарайтесь уложиться в это время.
    • Правила ведения диалога в конфликтной ситуации

      К сожалению, не всегда беседа проходит в партнерских и дружеских тонах. Когда между оппонентами возникает напряженность, становится труднее соблюдать правила этикета, диалог может перерасти в конфликт. Чтобы избежать неприятностей, следуйте таким правилам:

    • Дайте оппоненту возможность «выпустить пар». Если вы чувствуете, что собеседник напряжен, не перебивайте его, дайте высказаться. Это поможет восстановить мирный тон диалога.
    • Не путайте факты с эмоциями. Четко обосновывайте все свои претензии, опираясь на объективные данные. Ни в коем случае не переходите на личности.
    • Отвечайте на агрессию противоположно. Если ваш партнер вспылил, не отвечайте ему тем же. Лучше вежливо посочувствуйте его неприятностям или попросите совета.
    • Старайтесь завершить спор мирно. Даже если вы находитесь на пике эмоционального напряжения, не кричите, не грубите и не хлопайте дверью. Так у вас будет больше шансов на конструктивное продолжение беседы через некоторое время.
    • Не высказывайте претензии лично к собеседнику. Допустимо выражать недовольство сложившейся ситуацией, но не оппонентом.

    Особенности ведения научной дискуссии

    Правила ведения научного диалога несколько отличаются от светской или деловой беседы. Вот каких рекомендаций стоит придерживаться в данном случае:

  • Прежде чем включиться в научную дискуссию, подумайте, действительно ли вам есть что сказать. Нет смысла повторять общеизвестные факты.
  • Высказывайтесь только по существу. Не пытайтесь повысить конкурентоспособность своей гипотезы, задевая личность оппонента или опровергая его мнение.
  • Высказывайтесь конструктивно. В идеале каждое высказывание должно быть подкреплено реальными примерами или ссылками на работы авторитетных исследователей.
  • Еще немного об искусстве общения

    Соблюдение правил ведения конструктивного диалога позволяет выстраивать продуктивные взаимоотношения с оппонентами. Чтобы всегда выходить победителем из спора, используйте некоторые тонкости искусства общения:

  • Делайте паузы. Не пытайтесь выдать всю информацию «залпом». Разделите свою речь на смысловые блоки, между которыми делайте короткие паузы. Это нужно для того, чтобы собеседник успел воспринять информацию.
  • Поставьте себя на место оппонента. Планируя свою речь, подумайте, поймет ли ваш собеседник, что именно вы хотите до него донести.
  • Отдавайте предпочтение живому общению. Старайтесь избегать решения серьезных вопросов по телефону, по видео-связи или в формате переписки.
  • Используйте ненавязчивую жестикуляцию. Благодаря этому оппоненту будет интереснее слушать вас, он лучше воспримет информацию. А вот разговаривать с обездвиженной «статуей» совсем неинтересно.
  • Следите за тоном. Громкость голоса должна быть такой, чтобы собеседнику не пришлось прислушиваться. В то же время не стоит слишком кричать, чтобы оппонент не воспринял это как агрессию.
  • Не бойтесь переспрашивать. Если вы чего-то не поняли или не расслышали, не стесняясь просите уточнить этот момент. Если этого не сделать, может возникнуть путаница, которая значительно усложнит достижение взаимопонимания.
  • Стиль речи должен соответствовать месту. В деловой и светской беседе недопустимо пользоваться бытовым жаргоном. В то же время, дурным тоном является применение в неформальной беседе применение специфических терминов или витиеватых речевых конструкций.
  • Установите зрительный контакт. Если вы будете смотреть по сторонам, а не в глаза собеседнику, атмосфера не станет доверительной.
  • Называйте человека по имени. Это подкупает его и заставляет принимать вашу сторону.
  • Будьте собой. Не отрекайтесь от своего образа ради того, чтобы понравиться собеседнику.
  • Мы обсудили некоторые рекомендации правильного ведения диалога.

    fb.ru

Смотрите так же:

  • Интеллектуальная собственность институт права Электронная библиотека Система правовой охраны интеллектуальной собственности – четыре самостоятельных института, представляющих российское законодательство об интеллектуальной собственности: Законодательство о средствах индивидуализации […]
  • За что может задержать полиция граждан рф Если вас задержала полиция (подготовлено экспертами компании "Гарант") Если вас задержала полиция I. Обращение и проверка документов Если к вам обратился сотрудник полиции - он должен представиться, назвав свою должность, звание и […]
  • Когда пишется like а когда as правило Глагол like Некоторые глаголы английского языка ведут себя очень изменчиво, в зависимости от того, какой смысл они хотят передать. Так и с like. Выражая симпатию, а в отрицаниях антипатию, глагол like относится к категории предпочтения. […]
  • Правила ведения ко 5 Приложение N 5. Правила ведения журнала операций со сточными водами Приложение N 5к приказу Минтранса РФот 10 мая 2011 г. N 133 Правила ведения журнала операций со сточными водами I. Общие положения 1. Настоящие Правила ведения журнала […]
  • Пенсия инвалидам 2 группы в 2018 году с детьми Пенсию инвалидам второй группы в 2018 году в РФ Присвоение любой формы инвалидности в Российской Федерации происходит только по медико-социальным показателям. Инвалидность второй категории назначается людям, которые считаются […]
  • Кто ждет наказание несет его За что несет ответственность генеральный директор российской компании? Руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, федеральными законами от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с […]