Исторические и политические споры

«Дискуссию историков нельзя пресечь изъятием книг»

Интервью с западным историком Йохеном Хелльбеком о Второй мировой войне

Почему не надо ставить знак равенства между сталинизмом и национал-социализмом и для чего российские, украинские и европейские историки должны вместе обсуждать самые острые проблемы истории ХХ века, в интервью «Газете.Ru» рассказал немецко-американский историк Йохен Хелльбек.

В августе 2015 года из библиотек Свердловской области начали изымать книги британского историка Энтони Бивора. Причиной для этого стала статья в «Известиях», обвинявшая историка в использовании им «стереотипов пропаганды Третьего рейха». В статье приводилась и строчка из «Википедии», взятая из книги немецко-американского историка Йохена Хелльбека, критиковавшего Бивора. Об этой ситуации, о конфликте нарративов о Второй мировой войне в Европе и о том, как изменяется отношение к русистике в западном общественном сознании, рассказал профессор университета Ратгерс (США) Йохен Хелльбек.

Личность поджигателя Рейхстага, позволившего Гитлеру и нацистам прийти к власти, вновь под вопросом

— Лето 2015 года показало, что споры о Великой Отечественной войне по-прежнему актуальны: судьба 28 героев-панфиловцев вызвала публичную дискуссию главы Государственного архива России Сергея Мироненко и министра культуры России Владимира Мединского.

— Я несколько удивлен тому, что о подвиге панфиловцев снова заговорили. Эта тема уже обсуждалась в 1990-е годы; тогда впервые были опубликованы те материалы, о которых сегодня снова идет речь. Документы «комиссии Минца» (комиссия по истории Великой Отечественной войны, созданная академиком Исааком Минцем в 1942 году, которая собрала огромный объем материалов, в том числе и интервью участников войны; ее архив отложился в Институте российской истории РАН. — «Газета.Ru») показывают, что панфиловцы действительно храбро сражались близ деревни Дубосеково, но их число было бо́льшим. Эти документы стали основой статьи Константина Дроздова, которая вышла в журнале «Родина» в 2012 году.

Я все же надеюсь, что исторические дискуссии в будущем пойдут дальше: мы будем меньше обсуждать «правдивость» того или иного факта (то, что происходит сейчас с панфиловцами).

Я выскажусь резко: противопоставление одного источника (который считается «истинным») другому бесполезно и не требует высокой квалификации.

Книга Йохена Хелльбека «Сталинградская битва» развеивает множество мифов о легендарном сражении

Нам нужно больше задумываться о том, как создавались документы советской эпохи, зачем и по какому принципу формировались архивы, и о том, как мы используем советский материал в исторических исследованиях.

— Но эта полемика приводит нас к более общему вопросу: почему до сих пор столь жарко ведутся споры о Великой Отечественной войне, закончившейся 70 лет назад?

— Я вижу тому две взаимосвязанные причины. С одной стороны, российские власти используют Великую Отечественную войну как событие, объединяющее всю нацию, как то, на чем базируется политическое и моральное величие России. Эта политика зародилась еще в Советском Союзе, но в новой России она стала намного заметнее.

С другой стороны, другие постсоветские страны, в первую очередь республики Прибалтики, а сейчас и Украина, также используют войну в своей национально-исторической мифологии, но с обратным знаком: они не видят себя в качестве части коалиции, освободившей мир от нацизма. Они делают акцент на том, что война для этих стран была последовательностью оккупаций (нацистской Германией и Советским Союзом). Таким образом, господствующая трактовка событий во многом воспринимает Вторую мировую войну как национальную катастрофу, и это понимание идет вразрез с общепринятым подходом в России.

В такой ситуации неудивительно, что между Россией, Украиной и странами Балтии, а также в каждой из стран по отдельности полыхают «бои за историю».

Как тяжелые события из жизни родителей отражаются на детях

— То есть заявления российских политических деятелей о «ревизии», «пересмотре итогов» Второй мировой войны имеют под собой почву? Или просто местные, локальные прочтения истории выходят на более высокий уровень?

— Если говорить о «ревизии», то нужно понимать, что это — относительное понятие. «Ревизия», которая происходит в Восточной Европе, это ревизия позиции советского правительства, так же как и трактовок, бывших общепринятыми в 1990-е годы и в России, и в Западной Европе. Появился соперничающий с ними нарратив — о двух тоталитарных государствах, гитлеровской Германии и сталинистском Советском Союзе, которые были одинаковым злом, и что люди страдали в равной степени и от красного, и от коричневого террора. С таким подходом согласны многие жители Восточной Европы. Теперь для единой Европы встает вопрос: как совместить эти два подхода?

Любопытно, однако, что российский подход, воспринимающий 1945 год как освобождение, сочетается с западноевропейским: где преступления нацистов видятся ни с чем не сравнимым злом.

В особенности это заметно в Германии, где историческое сообщество видит в рассуждениях о двух тоталитарных империях опасность ухода от исторической ответственности за преступления национал-социализма, ретуширование памяти о чудовищных практиках войны на уничтожение на Восточном фронте.

Kак раз в Германии слышатся голоса, и я к ним присоединяюсь, против установления знака равенства между сталинизмом и национал-социализмом. Такое приравнивание замалчивает тот факт, что Советский Союз сделал для освобождения Европы от фашизма больше, чем любое другое государство.

И никакая история оккупации и репрессий в Восточной Европе не должна выкинуть из истории этот факт. В то же время мы не можем полностью признать советско-российский подход о 1945 годе как о победе вселенского добра над вселенским злом. Важно оговориться: я, как историк, полностью разделяю идею, что Советское государство защищало в этой войне общечеловеческую мораль, универсальные ценности. Но во имя этой благородной цели СССР совершил множество злоупотреблений. Задача историка заключается в том, чтобы взаимодействовать с этим противоречием, пытаясь его целостно осмыслить. Говоря более конкретно, историкам предстоит иметь дело и со светлыми, и с темными сторонами советского прошлого.

Как Сталин потчевал гостей в Кремле и создавал церемониал приемов

— Можете ли вы привести пример такого противоречия?

— Например, болезненным вопросом становится цена Победы. Причем мне как историку интересно то, что существует, на мой взгляд, преемственность мнений между советскими и современными российскими интеллектуалами в этом отношении. Во время «оттепели» в определенных общественных кругах начинается большой спор после речи Никиты Хрущева на ХХ съезде: спор, в частности, о терроре и чистках 1930-х годов.

В итоге был выработан консенсус: Победа искупила все. Победа искупила все предыдущие жертвы.

В девяностые годы можно было выделить три группы: были люди, например Юрий Афанасьев, которые сконцентрировали свое внимание на сложных, проблематичных страницах прошлого. В пределе это приводило к увлечению «чернухой»; существовали консервативные историки, иногда даже дрейфовавшие в сторону неосталинизма; была и центристская позиция.

Именно центристы и сформулировали идею «искупления»; трагедия советского народа была так страшна, что чудовищные цифры погибших — 27 млн — просто обязаны иметь смысл.

— Летом 2015 года, после появления статьи в «Известиях», в которой была приведена ссылка на ваше предисловие к сборнику документов «Сталинград», из библиотек Свердловской области стали изымать книги британских историков, в частности Энтони Бивора (он известен своими книгами о массовых изнасилованиях немецких женщин солдатами Красной армии. — «Газета.Ru»).

— Я отправил в редакцию «Известий» письмо, в котором сказал, что выступаю категорически против этой кампании, использующей научную дискуссию для достижения политических целей.

Как менялись люди в СССР и России: исследования психологов

— То есть вы считаете, что с Бивором можно дискутировать как с историком?

— Конечно. Работы Энтони Бивора, так же как и мои, снабжены, к примеру, справочным аппаратом, то есть можно проверить, на какие документы ссылается исследователь. Мои претензии к Бивору лежат в других сферах. В том же письме я пишу, что, «в частности, я не согласен с их тезисом о том, что военные успехи Красной армии были результатом всеобъемлющего страха и террора. Я считаю, что такой подход недооценивает позитивные факторы, такие как самоотверженность советских солдат, их любовь к Родине, а также то, в какой степени эти чувства были взрощены советским политическим режимом».

Несмотря на наши несогласия, я считаю, что власти выбрали в данном случае неконструктивный путь.

Дискуссию историков нельзя пресечь изъятием книг: кровавая история ХХ века показывает нам, к чему приводят чистки библиотек.

Тем более неприемлема ситуация, когда власти опираются на цитату из «Википедии» при принятии таких решений (в статье русской «Википедии» об Энтони Биворе была приведена цитата из книги Хелльбека, которая позже была процитирована в статье «Известий» и стала основанием для изъятия книг Бивора и Джона Кигана. — «Газета.Ru»).

— То есть Бивор становится кем-то вроде мученика свободы слова?

— В похожем ключе эту ситуацию обсуждают в западных медиа. Можно сказать, что они используют аргумент властей с обратным знаком. В России говорят: мы изымаем книги Бивора и Кигана, потому что они не правдивы. Журналисты западных СМИ утверждают: они изымают книгу, чтобы скрыть правду о массовых изнасилованиях немецких женщин во время освобождения Германии. Я должен сказать: оценки Бивора (он называет цифру 2 млн изнасилованных немок) основываются на экстраполяциях и кажутся мне неубедительными.

Что же касается Сталинградской битвы, я бы хотел привести пример из документов: Бивор, говоря о Красной армии как о репрессивном институте, утверждает, что во время защиты Сталинграда только в 62-й армии было расстреляно 13,5 тыс. советских солдат (причем он делает это трижды). Опираясь на данные различных рассекреченных источников, я считаю, что эти цифры преувеличены.

— Можно ли сказать, что западные исследователи Великой Отечественной войны ощущают на себе изменение отношения к этим событиям в России в последние годы?

— Я могу ошибаться, но мне кажется, что интерес к истории Второй мировой войны и, в частности, Великой Отечественной войны вырос за последнее десятилетие и это, что приятно, не связано с текущей политической ситуацией.

Проблемой мне видится то, что академические исследования войны зачастую вызывают общественный интерес в западном мире тогда, когда они опираются на определенные идеи времен «холодной войны» — что СССР в действительности не был победителем в войне, что современная российская пропаганда полностью повторяет советскую и т.д.

К примеру, такая позиция основывается на том, как празднуется 9 Мая в Москве. В результате, на фоне роста исследовательского интереса, общественное сознание возвращается во времена противостояния двух систем, причем этот язык и эта картина мира распространяются и в России.

— То есть, когда вы начали работать над проектом сборника документов по Сталинградской битве (который в России вышел в 2015 году), думали ли вы, что он будет настолько политически актуальным?

— Я, конечно, не мог себе даже этого представить. Я написал его как ответ на общественную дискуссию о Сталинграде, которая велась в Германии и в других странах западного мира. Я показал немецкому читателю иную реальность Сталинграда, о которой он не знал: что защитники города не были единой массой солдат Красной армии — это были люди с разными мыслями и чувствами, проявившими свою индивидуальность в интервью. Интересно и то, что они часто упрекали немцев в «некультурности», будто бы выворачивая наизнанку традиционный немецкий стереотип о русских.

Итак, этот проект был преимущественно рассчитан на Германию, хотя книга должна была одновременно выйти и по-немецки, и по-русски.

Конечно, я бы по-другому расставил какие-то акценты, если бы обращался к российскому читателю: я бы задался вопросом о наследстве тридцатых годов в сороковые, уделил бы большее внимание историографическим дискуссиям последних двадцати лет. В России книгу приняли те, кто придерживается патриотических позиций, либеральные историки, наверное, упрекнут меня в чрезмерном внимании к стенограммам и меньшем, чем надо, — к штрафным батальонам и заградительным отрядам. Но я надеюсь, что историки смогут в дальнейшем более глубоко исследовать те интервью, которые мы опубликовали: в частности, по ним можно подробнее изучать военный быт. Эти источники можно сравнивать, к примеру, с документами особых отделов, на них можно проводить микроисторические исследования.

— Украинские события показали, что обе стороны конфликта склонны активно использовать риторику и образы времен Великой Отечественной войны. Насколько это приемлемо для историков-профессионалов?

— Я не верю в возможность исторической дискуссии, находящейся вне политики. Даже самые профессиональные споры, которые, можно сказать, ведутся в башне из слоновой кости, все равно опираются на ценности и идеи сегодняшнего дня, даже если их участники не отдают себе в этом отчета.

Но сейчас, в контексте конфликта между Россией и Украиной, история беспардонно используется для того, чтобы сеять рознь между народами, чтобы оправдывать насилие, чтобы мобилизовать людей на войну.

В этой ситуации историки просто обязаны выступать в качестве критиков, причем публично. Mы не только ученые, но и граждане. И мы должны не только писать книги, но и участвовать в общественных дебатах как эксперты. Историк в любой ситуации должен критически и полностью использовать источники и быть готовым вести открытую и честную дискуссию. Может быть, я чрезмерно оптимистичен, но мне кажется, что российские, украинские и европейские историки могут вместе обсуждать самые острые проблемы истории ХХ века.

Важную работу в этом направлении уже ведут совместные комиссии историков, как, например, Германо-российская комиссия историков и Германо-украинская комиссия историков. Я уверен: публичное обсуждение самых острых проблем истории ХХ века может привести к прорыву, который недостижим для политиков. Почему? Потому что историки могут опираться на общую для всех aкадемическую этику и профессиональный кодекс, который не зависит от политической конъюнктуры.

m.gazeta.ru

Исторические и политические споры

Информация

О компании: Информационно-дискуссионная площадка. Новости политики, анализ исторических фактов, а также посты и опросы по антропологии, культуре, социологии, науке и искусстве.

В группе запрещен мат, хамство и прочее неподобающие поведение. Приветствуем всех адекватных людей, разных политических или идейных взглядов. Дата основания: 6 января 2013

53 686 записей предложить новость

Древний Ближний Восток — историографический термин для обозначения совокупности народов, областей и государств, существовавших на территории Ближнего Востока в период истории предшествующий эллинизму. Показать полностью… Тот же период в более широко очерченном регионе рассматривается как Древний Восток.

Большая часть древнейших цивилизаций мира располагалась на территории Ближнего Востока, включавшей Месопотамию (современные Ирак, юго-восточная Турция, северо-восточная Сирия), древний Египет (хотя большая часть Египта находилась на крайнем северо-востоке Африки), древний Иран (Элам, Мидия, Парфия и древняя Персия), Анатолию (современная Турция), Левант (современные Сирия, Ливан, Израиль, Палестина и Иордания), Мальту и древнюю Аравию.

Древний Ближний Восток считается колыбелью цивилизации. Именно здесь стали впервые практиковать круглогодичное интенсивное земледелие, здесь впервые в мире возникли письменность, гончарный круг, а затем колесо и мельничный жёрнов, создано первое государство, законодательство, а затем и первая империя. Здесь впервые оформились социальное расслоение, рабовладение и организованное военное дело, здесь заложены основания таких дисциплин, как астрономия и математика.

Изучением Древнего Ближнего Востока занимаются такие дисциплины, как ближневосточная археология и история древнего мира. Начальной точкой её отсчёта считается возникновение государства Шумер в 4 тыс. до н. э., в его состав включаются бронзовый и железный века, а в качестве конечной даты рассматривается либо Ахеменидское завоевание в 6 в. до н. э., либо завоевание Александра Македонского в 4 в. до н. э.
————————-
Евро́па — часть света в Северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 млн км² и население примерно (на 2013 г.) 742,5 млн. человек (порядка 10 % населения Земли). Вместе с Азией образует материк Евразия. Европа названа по имени героини древнегреческой мифологии Европы, финикийской царевны, похищенной Зевсом и увезённой на Крит (при этом эпитет Европы мог связываться также с Герой и Деметрой). Происхождение самого этого имени, как заключает французский лингвист П. Шантрен, неизвестно. Наиболее популярные в современной литературе этимологические гипотезы были предложены ещё в античности (наряду со многими другими), но являются спорными: так, одна этимология истолковывает его из греческих корней ευρύς (еврис)-широкий и όψις (опсис)-глаз, «широкоглазая»; согласно лексикографу Гесихию, название Европия означает «страна заката, или тёмная», что позднейшими лингвистами было сопоставлено с зап.-сем. ‘rb «заход солнца» или аккад. erebu с тем же значением (М. Уэст оценивал эту этимологию как весьма слабую).

Поначалу финикийцы, не имевшие собственной письменности, в деловой и дипломатической переписке использовали аккадский язык, что создавало определённые затруднения. Аккадская клинопись требовала немало времени на изучение — она насчитывала около 600 знаков, каждый из которых имел несколько значений. Чтобы вести переписку на чужом языке, необходимо было содержать штат специально обученных писцов. Неудобства использования аккадского языка привели финикийцев к созданию своего собственного линейного письма, на основании которого было создано алфавитное письмо всех европейских и большей части неевропейских народов. Современными потомками финикийцев считают себя мальтийцы. Также их генетическими потомками являются ливанцы, особенно ливанские христиане-марониты
———————
Бли́жний Восто́к (араб. الشرق الاوسط, груз. ახლო აღმოსავლეთი, перс. خاور نزدیک, <), арм. Մերձավոր Արևելք, ивр. ‏המזרח הקרוב‏) — историческое название региона, расположенного в Западной Азии и Северной Африке. Название этому ближайшему к ним восточному региону было дано европейцами. Основное население: арабы, армяне, ассирийцы, грузины, греки, персы, евреи, египтяне, курды и тюрки. Ближний Восток является домом для 350—360 миллионов мусульман (тюрки, персы, курды, арабы и др), 60—70 миллионов христиан (армяне, анатолийские греки, грузины, ассирийцы, копты, марониты и т. д.), 7 миллионов иудеев, 3 миллиона друзов, 2 миллиона езидов и др. Через Ближний Восток пролегает главный путь из Европы и Африки в Азию.

История Ближнего Востока восходит ко времени «зарождения человеческой цивилизации на Ближнем Востоке». На протяжении всей своей долгой истории Ближний Восток оставался одним из важнейших политических, экономических, религиозных и культурных центров. В этом регионе появились древнеармянская религия и древнегрузинская религия, зороастризм, иудаизм, христианство и ислам.

На территории Ближнего Востока существовали одни из древнейших государств на Земле — Аратта, Митанни, древнегрузинские государства (Диаоха, Иберийское и Колхидское царство), Древний Египет, Атропатена, Урарту, Великая Армения, Шумер, Хеттская держава, Финикия, Эгейская цивилизация (Минойская держава Крита и Кипра), Карфаген, Израильское и Иудейское царства, Держава Ахеменидов, Парфянское царство, Вавилон, Ассирия, Арабский Халифат, и др.

m.vk.com

Как разрешались конфликты: исторические казусы

При родоплеменном строе деятельность по урегулированию споров не была наукой и искусством, а опиралась исключительно на здравый смысл и диктовалась во многом вынужденным стремлением избежать племенных войн, исход которых нередко нельзя было предвидеть 1 .

В древности война была «нормальным состоянием между государствами. Мир установлялся особыми, срочными соглашениями, далее которых не шел. Война в те эпохи не знала иного закона, кроме силы. […] С XVI стол. начала прокладывать себе дорогу мысль, что война есть, хотя и своеобразный, спор между государствами» 2 .

В эпоху раннего рабовладения главной целью политики был захват земель, рабов, богатств. Как следствие, международные противоречия разрешались обычно вооруженной силой. Кстати, именно поэтому латинское слово hostis (от которого происходит славянское слово «гость») имеет значения «враг» и «иностранец».

***
Назначать для урегулирования споров специально уполномоченных представителей

В Древней Греции конфликты между общинами и полисами разрешались посредством переговоров специальных уполномоченных лиц ─ послов. В эпоху Гомера они назывались «вестниками», а в классической Греции ─ старейшинами («пресбейс»). Кроме того, в качестве парламентеров выступали мудрецы, поэты, ближайшие друзья и братья правителя, самые авторитетные люди государства, пользующиеся уважением и у чужеземных правителей, например, победители Олимпийских игр 3 .

***
Стараться по возможности урегулировать споры мирно

В Древней Греции (не позднее V в. до н.э.) и Древнем Риме частные лица, между которыми возник спор, могли обратиться к лицу, выбранному ими в качестве третейского судьи 4 . Так, споры из договоров в Древней Греции передавались на рассмотрение третейской комиссии. Она налагала на нарушителей денежные штрафы, которые шли в казну божества. В случае упорного неисполнения применялись принудительные меры, включая так называемую «священную войну».

В Древнем Риме в ранний период все спорные политические вопросы, также, прежде всего, старались разрешить миром, и лишь в случае невозможности прибегали к оружию. В республиканский период объявление войны было в высшей степени сложной процедурой. Переговоры от имени Рима вела специальная комиссия из четырех человек во главе со «святым отцом» (жрецом коллегии фециалов). Комиссия несколько раз отправлялась в город, нарушивший международные установления. При этом всякий раз совершались обряды и громким голосом произносились магические слова и проклятия в адрес нарушителя международного права. Затем комиссия возвращалась в Рим и в течение 33 дней ждала ответа. В случае его неполучения фециалы докладывали Сенату и народу, которым принадлежало право объявления войны. После этого жрец в последний раз отправлялся к границе города и бросал на вражескую землю дротик с обожженным и окровавленным концом.

Заключение мира тоже сопровождалось многими церемониями и было весьма сложным делом. По выполнении всех положенных церемоний жрец читал текст договора и произносил особую клятву, которая призывала всяческие беды и несчастья на голову нарушителя мира. «Римляне никогда не нарушат первыми условий, начертанных на этих таблицах, которые я вам сейчас прочел… если же они их нарушат, то пусть поразит их Юпитер, как я сейчас поражаю это жертвенное животное, но во столько раз сильнее, во сколько раз Бог сильнее человека» 5 .

С течением времени вышеописанные формы объявлений войны и заключения мира видоизменялись, но никогда не исчезали совершенно 6 .

***
Сочетать силовые меры с заключением союзов

Александр Македонский, создавая свою империю, действовал не только силой оружия, но и дипломатическими методами: так он склонил на свою сторону малоазиатские города, заключил союз с египетскими жрецами и использовал вражду индийских раджей.

***
Предлагать такой способ разрешения спора, который дает тебе выгоду или преимущество

В 250 году н. э. один из готских пограничных отрядов напал на римских легионеров. Готы были близки к победе, но римляне построились в «черепаху» и выставили копья. Теперь готы могли достичь успеха лишь очень дорогой ценой. Тогда легат предложил варварам подбросить монету, чтобы спорящих рассудили боги: кто проиграет, складывает оружие и сдается в плен. Выиграли римляне. Готский отряд сдался 7 . А ведь римляне были способны только обороняться! Готы согласились на явно невыгодные условия. Спор мог идти только о том, сдаются ли римляне или готы уходят ни с чем.

***
Проводить регулярные съезды для урегулирования спорных вопросов

У древнеруских князей обычаем стали совместные встречи для решения существенных спорных вопросов. «Главное содержание дипломатии между отдельными княжествами, на которые распалось Киев¬ское государство, составляло урегулирование мелочных споров и взаимных претензий между мелкими государями-вотчинниками. Лишь временами князья объединяются перед лицом об¬щей опасности. Уже вскоре после смерти Ярослава установилась практика разрешения междукняжеских споров на таких же снемах (съездах), на каких разрешались международные конфликты. На снемы съезжались заин¬тересованные князья и в общем шатре, „сидя с братьями своими на одном ковре“, совместно с наиболее доверенными дружинниками, обсуждали все очередные вопросы.

Этим путем разрешались поземельные споры. Так, на съезде в Любече в 1097 г. внуки Ярослава постановили как правило распределять княжества по признаку наследственного владения. На съездах решались общие воен¬ные предприятия. В 1103 г. на Долобском съезде Владимир Мономах и его двоюродный брат Святополк Изяславич после длительных споров, в кото¬рых принимали активное участие их дружинники, сговорились об общем походе на Половецкую землю. На съездах принимались и общеобяза¬тельные для всех союзников правовые нормы: так, на общем съезде сыно¬вья Ярослава утвердили дополнения к „Правде“ их отца» 8 .

Предоставлять случаю или божественным силам разрешение споров, по которым не получается достигнуть соглашения

Поединок

В период родового строя, как, впрочем, и в Средние века, служители культа могли основывать решение спора на указании божественных сил, например, назначив поединок. Его исход считался божественным указанием на то, кто был в споре прав 9 . Судебные поединки (известные на Руси под названием «поле») возникли как выражение духа древнейшего способа разрешения споров ─ личного противостояния 10 . На Руси, согласно Псковской судной грамоте, поле применяли по искам из преступлений и по спорам о поземельной собственности, в которых право обеих сторон подтверждалось письменными актами, имевшими равную силу. В Средние века, по Судебникам, поле допускалось только в личных исках, в том числе из займа и причинения вреда в результате различных преступлений против личности 11 .

Позднее церковь вела непримиримую борьбу с обычаем разрешения споров посредством судебного поединка. В 1410 г. митрополит Фотий в грамоте новгородцам приказал: «Позванному на поле и потом явившемуся к священнику не давать св. причащения и целовать крест, подобно псу: который же священник удостоит его божественных таинств, то он за сие лишается своего сана. Если кто, вышед на поле, убьет человека и сделается душегубцем, то […] таковый не входит в церковь 4 года и должен быть отлучен на 18 л. от причащения и вкушения богородицына хлеба; убитого же не предавать земле» 12 .
В начале XVII в. поле постепенно перестало применяться.

Жребий

Одним из древнейших способов внесудебного разрешения самых различных споров также был жребий. В период до принятия Соборного Уложения (XVII в.) жребий, как правило, не был самостоятельным способом разрешения споров. Затем он стал таковым в отношении дел с ценой иска менее рубля и по искам к духовным лицам.

Присяга

Также в эпоху Псковской и Новгородской судных грамот способом окончательного разрешения споров из договоров личного найма между землевладельцем и крестьянином, между мастером и учеником, а также в исках между родственниками-совладельцами, признавалась присяга, или рота (клятва перед богами (Богом), в дальнейшем ─ крестное целование). Также в некоторых случаях присяга являлась альтернативой судебного поединка 13 . Первоначально присягали обе спорящие стороны.

Общий порядок разрешения споров на Руси был таков:
1) если были послухи (свидетели), то их показания, если они были абсолютно точны, решали исход дела;
2) при их отсутствии, в зависимости от цены иска, применялась рота или жребий, или же испытания водой и железом.

Испытания водой и железом

Испытания водой, например, у разных народов имели различные формы. Так, у чехов истец должен был плыть через реку, а ответчик ─ на некотором расстоянии от него, и так три раза; тот, кто потонул, считался проигравшим. Другим, более распространенным способом являлось погружение руки в кипящую воду. В данном случае правым считался тот, у кого раны заживали быстрее. Испытаниям подвергался истец, если он не представил доказательств. Если же представил, но недостаточно, то, по-видимому, испытаниям подвергался ответчик 14 .

***
Война римлян с городом Альба Лонга, немалое число жителей которых были родственниками друг другу, была завершена поединком братьев Горациев и Куриациев 15 . «Два войска выстроились друг перед другом. Меттий [диктатор Альбы Лонги] решил сам вступить в переговоры с Туллом. Тулл согласился. На середине поля между двумя шеренгами воинов встретились два предводителя. Меттий сказал, что поводом к войне стали обида и ущерб, нанесенные римскими и альбанскими крестьянами друг другу, но действительной причиной является стремление того и другого народа властвовать друг над другом. Так зачем же, продолжал альбанский диктатор, бессмысленно проливать кровь близких родственников, тем более при таких сильных соседях, как этруски, которые, конечно же, воспользуются взаимным ослаблением Рима и Альбы Лонги, чтобы поработить тех и других. Он предложил, чтобы дело решилось равным поединком нескольких воинов: чьи воины победят, тот народ и будет властвовать над другим. Тулл счел слова Меттия справедливыми». 16 Один из братьев Горациев, римских ставленников, благодаря использованию уловки с изматыванием противника, стал победителем, и Альба Лонга покорилась Риму. Однако многие альбанцы, как и их правитель, считали несправедливым, что их судьба решилась в поединке всего лишь шестерых воинов. Будучи слабее Рима, Альба не стала прямо воевать с ним, но попыталась стравить с ним другие народы.

***
Разрешать споры по «праву сильнейшего»

В период феодальной раздробленности в Европе (IX─XI вв.) решающим обстоятельством в установлении отношений между отдельными феодалами является сила. При этом фактически терялась всякая граница между государством и частным владением, между публичным и частным правом, между внутренними и международными отношениями 17 . Повсеместно устанавливается право частной войны.

Автор: Дмитрий Давыденко, директор Института международного частного и сравнительного права

pravo.ru

У Гитлера не было ни одного шанса выиграть войну. Советский Союз одержал победу над гитлеровской Германией прежде всего за счет превосходства своей системы подготовки экономики. Гитлер сам потом признавался, что, имей он сведения о мобилизационных возможностях советской экономики, он не напал бы на СССР. Советский Союз был государством, которое с самого начала своего существования готовилось к неизбежной военной конфронтации со всем остальным миром, и готовилось к ней серьезно.

Без простой победы

Военный конфликт между Германией и СССР был неизбежен. Однако события развивались таким образом, что Советский Союз получил важные преимущества, что определило логику завершения войны

Война, которую вели нацисты, была подобна финансовой пирамиде: для поддержания своего существования Германии приходилось захватывать все новые территории, чтобы выкачать из них ресурсы и рабочую силу, а для удержания этих территорий нужны были дальнейшие захваты — и так до тех пор, пока пирамида не рухнула

«Германия проиграла войну осенью 1941-го»

Иррациональность принятия решений, болезненная самоуверенность и плохой выбор союзников — вот причины поражения Германии во Второй мировой войне, считает профессор Университета бундесвера в Гамбурге, специалист по истории операций Второй мировой войны Бернд Вегнер

«Гитлер нас недооценил»

Учитывая мобилизационные возможности Советского Союза, можно смело утверждать: победа СССР в войне против Германии была абсолютно закономерна

Праздник великого чуда

По всем правилам науки, наша страна не могла победить в войне и тем не менее победила. Споры о Победе — это, в сущности, споры о Божьем чуде

Они не равны

Развернувшаяся околоисторическая дискуссия выявила, насколько неустойчивы основания современной российской государственности

Чудеса и аномалии Великой Войны

Документальный фильм о необычных фактах, которые предопределили ход и развитие Великой отечественной войны.

На ура не было сил…

Крестьянская армия шла через немецкие деревни с каменными домами, с ухоженными палисадниками, с молочными бидонами, которые, несмотря на войну, дожидались проезда наполнявшего их молочника, с унитазами, которых большая часть наших солдат никогда не видела, и удивлялась, зачем они при такой жизни затеяли войну с нищей Россией

Великая Победа и ее враги

Споры о том, чем же была для нашей страны Вторая мировая война, не утихают в России до сих пор, хотя в мире существует на сей счет полная ясность

Война машин

Этот документальный фильм – уникальное исследование тыловой жизни в Великую отечественную.

Проклятие мобилизации

Когда закончится сталинская модернизация

День ветеранов

В Европе День Победы не такой, как в России. И разница не только в том, что мы празднуем его 8 мая, а вы 9−го. Во всем мире это праздник Победы. А в России это день ветеранов, — говорит англичанин Джеймс Хилл, один из лучших фотографов The New York Times. Он уже давно живет в Москве, отмечен Пулицеровской…

Выстоять — исторический долг

Русско-японская война привела к революции 1905 года, Первая мировая — к Февральской революции, а за афганской войной последовал распад Советского Союза. Почему же в 1941–1942 годах, испытав несравнимо более тяжелый удар, СССР не распался?

Экономика финансовых трюков

Война в контексте истории

C точки зрения Священного Писания то, что Бог дарует победу, никак не противоречит тому, что воины сражались, а труженики тыла их снабжали

История фальсификатора

Сегодня нас пытаются учить «правдивой» истории те, кто в годы Великой Отечественной войны сотрудничал с Гитлером

Чудеса и аномалии великой войны

В 1941–1945 годах события пошли по наименее вероятному из возможных вариантов. Более логичным результатом советско-германского противоборства стал бы Брест-Литовский мир-2 в 1942 году

Битва за историю продолжается

Приближение 70−й годовщины Великой Победы вызвало неожиданно острые исторические дискуссии и в России, и в мире. Казалось бы, чем дальше в прошлое уходят от нас события весны 1945−го, тем спокойнее должно реагировать общество. Но ничуть не бывало, до успокоения еще ох как далеко, и в этой эскалации исторических…

За что воевали

Что-то изменилось в общественной атмосфере России. Через двадцать лет после распада не только страны, но и системы всех тех ценностей, на которых основывалось тогдашнее, еще советское, общество, после двадцати лет безвременья, граждане вновь ищут для себя ценностные и идейные опоры. И неожиданно в центре…

Довод семидесятилетней выдержки

За политической дискуссией о роли сталинского СССР в начале Второй мировой войны стоит попытка исключить Россию из формирующейся системы безопасности в Европе

Ревизионистам пора успокоиться

Болгария, Венгрия, Италия, Румыния, Словакия, Финляндия и Хорватия — все это официальные союзники гитлеровской Германии в войне против Советского Союза. Страны Прибалтики — активные пособники Гитлера не только в войне против СССР, но и в уничтожении евреев, особенно тут отличились Эстония и Латвия. Могла…

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77-31428 от «07» марта 2008 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия

expert.ru

Смотрите так же:

  • Газета где есть законы Российская газета «Российская газета» — издание нового российского государства. С одной стороны, «Российская газета» является официальным изданием — после публикации здесь вступают в силу государственные документы. С другой стороны, […]
  • Прибавка к пенсии за детей в 2018 году Добавка к пенсии за детей, рожденных в СССР Принятие нового закона «О страховых пенсиях в РФ» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. внесло немало корректив в правоприменительную практику назначения и выплаты пенсий. Важным новшеством с момента […]
  • Назначение пенсии многодетным матерям Перерасчет пенсии женщинам за детей в 2018 году В июле 2017 года региональные отделения Пенсионного фонда России (ПФР) начали предоставлять в открытых источниках (имеются в виду многочисленные публикации в СМИ и на официальном сайте ПФР) […]
  • Солидарная система пенсий Пенсионная система РФ Пенсионная система России во многом изменилась за последние десятилетия. Пережив несколько реформ, она продолжает модернизироваться до сих пор. Распределительная пенсионная система Первым сигналом к значительным […]
  • Лётные правила Приложение. Федеральные авиационные правила "Летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования гражданской авиации" Приказом Минтранса России от 20 […]
  • Практическое занятие по теме налоги Практическое занятие по теме налоги Задание 2. Налоговые вычеты Заполните таблицу. Руководствуйтесь Налоговым кодексом РФ (сокращайте обширные перечни, выделяйте суммы вычетов). Стандартный налоговый вычет Социальный налоговый […]