Преступление и наказание образ униженных и оскорбленных

Сочинение на тему: «образ униженных и оскорбленных в романе ф. м. достоевского «преступление и наказание»»

Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» показал нам жизнь не аристократического Петербурга, а трущобы, где существуют обездоленные, нищие люди. Не случайно в романе нет ни одного описания великолепия архитектурных памятников. Писатель очень точно описал нам в желтых , серах тонах дома, улицы, ясно, что автор сам наблюдал за тяготами этих нищих. В романе очень много не заметных на первый взгляд, но весьма важных мелочей. К примеру описание кабака, где познакомился Раскольников с Мармеладовым: «Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было сделаться пьяным». Так же очень угнетающее автор описывает нам жилище Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становится в ней жутко». Эти описанием автор как бы говорит, что такая жуткая, убогая обстановка ни могла ни подтолкнуть к осуществлению его бесчеловечной теории. Достоевский в романе отразил жизнь униженных и оскорбленных, жизнь маленьких людей. Петербург автор показал нам с другой стороны, стороны, где полно нищеты, убожества и обездоленности. Достоевский описывает нам страшные, ужасающие картины голода, холода, пьянства, нищеты, — всё это удел Мармеладовых. Катерина Ивановна- женщина вечно больная, худая, страдающая, ужасается мысли, что её дети обречены на такое же жалкое существование в котором живет она. Ещё страшнее судьба Сони Мармеладовой, способной на пожертвование ради близких и дорогих людей, которое и подтолкнула её за черту.

Соня- это светлый образ романа, она грешница, но святая грешница. Так как пошла на это не ради себя, а ради помощи своим близким, она остается светла душой. Поэтому она не отвергает Раскольникова, когда тот признается ей в преступлении, она видит в убийце человека. Судьба Сони, схожа с судьбой ещё одной героини Дуни Раскольниковой. Дуня дочь обедневшего дворянина, которая ради брата продает себя. Они разные с братом. Раскольников смог убить процентщицу и её сестру.

Дуня не смогла выстрелить с Свидригайлова, который сделал её так много зла, так как разглядела в нем человека, который имеет право на жизнь. Достоевский так точно показал нам мир униженных и оскорбленным, что нам становится страшно от столь реальных картин жалкого существования. Этим романом, автор дает нам понять- нужно менять этот мир в лучшую сторону, но не ценой убийства, в с помощью любви, вере в Бога.

Сочинения » Сочинение » Сочинение на тему: «образ униженных и оскорбленных в романе ф. м. достоевского «преступление и наказание»»

sochinenienatemupro.ru

«Униженные и оскорбленные» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Роман “Преступление и наказание” — одно из лучших произведений Достоевского. Это роман о России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, эпоху “разложения”, роман о герое, вместившем в грудь свою — так, что “разорвется грудь от муки” — все страдания боли, раны времени.
Еще А. С. Пушкин раскрыл зависимость чувств, психологии и речи героев от обстоятельств жизни. Человек думает, поступает, говорит в соответствии с его воспитанием, условиями жизни, с господствующими в них социальными и экономическими связями.
В романе Достоевского перед нами встает образ “маленького человека”, Петербург с его людьми, улицами, площадями. Это город социальных контрастов. Беспорядочным представляется городской пейзаж в романе: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль, и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. ”
Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои, “бедные люди”. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в “грязные и вонючие” дворы-колодцы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из них — “узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день, оттого была страшная духота”. А комнаты? Они рисуются обычно в полумраке, “слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи . были лишены детства”. Нечего было есть, приходилось но-сить “худенькую и разорванную всюду рубашку”, спать на полу. О детях с тоской говорит и Раскольников: “Неужели не видала ты здесь, по углам, детей, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор”.
Безысходное горе “маленького человека” мы видим в романе буквально на каждой странице. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть.
“Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?” — в тоске восклицает Мармеладов. Пьяный, опустившийся, он не утратил чувства болезненной любви и жалости к своей несчастной семье. Но спасти ее он не в состоянии. Рассказывая о себе, о жене, о детях, Мармеладов употребляет высокие, торжественные слова. Этот опустившийся чиновник словно хочет, чтобы его не только жалели, но и уважали. Но не находит сострадания погибающий человек, безгранично одинокий в своем горе. Погибает Мармеладов под колесами щегольской коляски. Его жена Катерина Ивановна умирает в страшной нищете, ее предсмертный крик: “Заездили клячу!” — всему окружающему жестокому миру.
Соня Мармеладова, жалея своего отца и мачеху, своих младших сестер и братишек, стала жертвой развратника. Соня отдает все, но ведь гибнет Мармеладов, умирает Катерина Ивановна, погибли бы дети, не подвернись тут “благодетель” Свидригайлов. Соня спасает Раскольникова, вносит свет, восстанавливает души, поддерживает падших на грани их окончательного падения. Она не развращена душевно, тяжело страдающая, она ищет себе утешения- в религии. Соня Мармеладова — это человек будущего, в своей полной, ничем не искаженной красоте, даже и невозможной в современном мире, — цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества.
Под низким потолком нищенской конуры в уме холодного человека, студента Родиона Раскольникова, родилась чудовищная теория, толкнувшая его на преступление. Он упорно думает о бедах несправедливо устроенного общества. Раскольников приходит к мысли, что человечество делится на два раз ряда: на людей “обыкновенных”, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей “необыкновенных”, которые навязывают большинству свою волю, не останавливаясь даже перед преступлением. Стремления Раскольникова глубоко человечны: он думает о том, как можно избавить людей от невыносимых страданий. Но его идея об исконном, естественном разделении людей на “тварь дрожащую” и “имеющих право” властвовать антигуманистична, она может служить лишь беззаконию и произволу. Раскольников понимает, что можно в одиночку проложить путь ко всеобщему счастью, так как убежден, что воля и разум “сильной личности”, “героя” могут осчастливить “толпу”.
Сестра Раскольникова, Дуня, как и Соня, готова пожертвовать своей красотой и молодостью ради горячо любимого брата — продать себя, выйдя замуж за преуспевающего дельца Лужина, чтобы иметь возможность помогать Родиону. Но ближе познакомившись с Лужиным, она понимает, что он восхваляет перед ней эгоизм и расчетливость как принципы жизни, ведущие к карьере и выгоде. И Дуня выгоняет жениха. Она не пошла по пути Сони, ее доброта, твердость воли, гордость не сломлены крайней нуждой. Она чиста.
Мать Родиона — бедная женщина. Всю жизнь она надрывает себя на работе, за которую платят гроши. Она всеми силами старается помочь своему сыну окончить университет, чтобы он всю свою жизнь не гнул спину, как это делает она.
Петербург в романе — не только город “униженных и оскорбленных”, но и город людей сытых, “деловых”, владык жизни — мелких и крупных хищников, занимающихся темными делами. Это Луиза Ивановна, Алена Ивановна, Дарья Францевна и другие.
Тип крупного дельца, ловкого хищника воплощен в образе Лужина. Достоевский с нескрываемой иронией и неприязнью рисует этого немолодого господина, “чопорного, осанистого, с осторожною и брезгливою физиономией”.
Особое место в романе занимает Свидригайлов. Это безнравственный, циничный человек. Темный мир петербургских притонов, а затем неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными душами — все это развратило его. Однако в душе этого человека под тяжестью пороков еще теплится искра доброты. В отличие от Лужина и ему подобных Свидригайлов — фигура не только отталкивающая, но и трагичная.
И все же, несмотря на тяжелый мрак, окутывающий нарисованную Достоевским в романе картину человеческого бытия, мы видим просвет в этом мраке, мы верим в нравственную силу, мужество, решимость героев найти путь и средства истинного служения людям — ведь они были и остаются “людьми”. И потому, в конце концов, со светлым чувством закрываем мы эту книгу — одно из высочайших творений человеческого гения.

46690 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
В чём трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / «Униженные и оскорбленные» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

www.litra.ru

Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тема “униженных и оскорбленных” в творчестве Ф. М. Достоевского восходит к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и писателей “натуральной школы” 1840-х годов. Достоевский внес достойный вклад в понимание характера этих героев, впервые показав, что внутренний мир человека очень сложен. В сравнении с пушкинским Самсоном Выриным (“Станционный смотритель”) и Евгением (“Медный всадник”), гоголевским Башмачкиным (“Шинель”), “маленькие люди” Достоевского тоже “унижены и оскорблены”. Но их главное сходство — социальный статус, а по духовному статусу герои Достоевского совсем не похожи на своих литературных собратьев.
В романе “Преступление и наказание” Достоевский так же обращается к теме “униженных и оскорбленных”. Она представлена в различных аспектах: писатель показал как внешнюю сторону их жизни (городскую и бытовую среду), так и многообразие судеб страдающих, обделенных жизнью людей. Автор раскрывает многоплановость и сложность мира “униженных и оскорбленных”, который выходит в романе на первый план. Ведь Мармеладовы далеко не единственные представители этого мира: проблема поставлена шире. К “униженным и оскорбленным” относятся Раскольников, его мать и сестра, некоторые эпизодические персонажи (например, Лизавета).
Судьба Раскольникова — одна из возможных путей духовного развития таких людей. Это один из тех героев Достоевского, которые противопоставляют себя миру и другим людям, выбирают “бунт” против общества и узаконенной им морали. Раскольников убежден, что “власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее”, а все остальные обязаны подчиняться. Он не захотел быть одним из тех, кто подчиняется. Раскольников “осмелился” взбунтоваться — именно это было главным мотивом его преступления. “Я захотел осмелиться и убил. я только осмелиться я хотел. Соня, вот вся причина!”
Соня Мармеладова — абсолютно противоположный вариант развития характера “униженного и оскорбленного” человека. Она отрицает бунт и выбирает путь, наиболее приемлемый для Достоевского, — путь смирения перед Богом. Соня — блудница с точки зрения общественной морали, но с точки зрения христианства она — святая, так как жертвует собой ради близких и сохраняет Бога в своей душе.
Соня — такая же сложная натура, как и Раскольников. Она живет напряженной духовной жизнью, страдает от своей униженности, ее терзает мысль о “бесчестном и позорном ее положении”. Для Раскольникова остается загадкой, как Соня, с ее характером и “тем. развитием, которое она получила”, могла “оставаться в таком положении и не сошла с ума”, как “этакой позор и такая низость совмещаются в ней с другими противоположными и святыми чувствами”. Но Сонечка нашла для себя надежную нравственную опору: ее духовный стержень- это вера (“Что ж бы я без Бога была?”) и сострадательная любовь к Катерине Ивановне и ее детям.
Еще один вариант судьбы “маленьких людей” — судьба Мармеладовых, людей, которым “некуда пойти”, зашедших в нравственный тупик.
Мармеладов — опустившийся как в социальном, так и в нравственном смысле человек. Его облик довольно нелеп: “Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, -пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие”. В Мармеладове и в его жене Достоевский показал физическую и духовную деградацию “униженных и оскорбленных” (пьянство Мармеладова, безумие Катерины Ивановны). Они не способны ни к серьезному бунту, ни к смирению. Их гордость столь непомерна, что смирение для них невозможно. Они “бунтуют”, но их бунт трагикомичен. У Мармеладова это пьяные разглагольствования, “кабачные разговоры с различными незнакомцами”. Он рассказывал Раскольникову, что пропил “даже чулки своей жены”, которая дерет его за вихры, и он говорит, что это ему “в наслаждение”. Но это навязчивое самобичевание Мармеладова ничего общего не имеет с истинным смирением.
У Катерины Ивановны “бунт” превращается в истерику. Это трагедия, переходящая в площадное грубое действо. Она без всякой причины нападает на окружающих, сама нарывается на неприятности и унижения (то и дело оскорбляет квартирную хозяйку, в результате чего ее выгоняют на улицу, идет к генералу “добиваться справедливости”, откуда ее также с позором выгоняют). Катерина Ивановна не только окружающих людей обвиняет в своих страданиях, но и Бога. “На мне нет грехов! Бог и без того должен простить. Сам знает, как я страдала. А не простит, так и не надо!” — говорит она перед смертью.
Драма семьи Мармеладовых разворачивается в самой грязной части Петербурга. Достоевский показывает, как беспросветная нищета и сам Петербург заставляют людей терять человеческий облик.
Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические (пьяная девушка, которую Раскольников встретил на бульваре, безропотная Лизавета, сносившая оскорбления сестры, и многие другие), дополняют общую картину безысходности, горя и унижения.
Лизавета, ставшая случайной жертвой Раскольникова, наверное, в своей смерти так же, как и Катерина, нашла облегчение, избавление от повседневного рабского труда и унижения. Семья Мармеладовых, Лизавета, люди в нищих кварталах Петербурга представляют огромную массу униженных и самоунижающихся людей, для которых даже смерть становится радостью.
Огромную роль в раскрытии этого мира перед читателем играет описание города, обстановка, в которой жили все эти герои. Петербург в романе не просто город, фон всего происходящего, а даже в какой-то степени действующее лицо. Город давит на людей. Его шумные и грязные улицы угнетают людей. А дома, в которых живут наши герои?! Комнаты обычно рисуются в полутьме. Все давит на людей в них — давят стены, давят потолки. Все эти картины неотделимы от человеческих судеб. Эта деталь очень важна. Давление стен и потолков на людей символично. Оно как бы усиливает давление нищеты, которая толкает людей на преступления, порождает горе, страдания, безумие.
Таким образом, в романе “Преступление и наказание” перед нами предстает целый ряд “униженных и оскорбленных”, “маленьких людей”. Но мне кажется, что автор видит причину их несчастий и горестей не только в социальном статусе. Важной причиной также являются сами люди, разучившиеся ценить свое человеческое достоинство и, как .Следствие, не умеющие сострадать другим. И только “красота спасет мир”, красота духовная. Поэтому миропонимание Достоевского базируется на одной непреходящей ценности — на любви к человеку, на признании духовности человека за главное.

45832 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

В чём трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Мир «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание»

Роман Достоевского «Преступление и наказание» – одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энциклопедия жизни России 60-х годов», книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества. Основная идея романа – поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды. Трагедия Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорбленных», населяющих Петербург. Отношение автора к своим героям проявляется и в описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольниковых), и в резком осуждении мелких дельцов и карьеристов (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и т. д.), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.

В мрачных картинах нищеты, надругательства над человеком, одиночества, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, города-гиганта, удивляющего фантастичностью своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают социальные и материальные «шутки», порождающие нравственные конфликты и трагедии. «Униженным и оскорбленным» нет выхода из них. Безысходность является лейтмотивом романа.

Тон всему повествованию задает сцена знакомства Раскольникова с Мармеладовым в трактире. Фраза Мармеладова: «Понимаете ли Вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти. » – сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и «канцелярской» манерой говорить, и тему романа на высоту философского размышления о судьбе человечества.

Монолог Мармеладова, имеющий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона. Становится ясно, что он и подобные ему герои оказались отвергнуты обществом. Им «некуда идти» и не на что надеяться. «Некуда идти» и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, обеспеченной и богатой жизнью, и жалкой, нищенской настоящей.

Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает его до символа всего страдания человеческого. Страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня – олицетворение любви к людям, кротости и смирения, и именно поэтому ей удалось сохранить нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня – во имя свято любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина, буржуазного дельца, самовлюбленного тирана, унижающего людей, карьериста.

Для всех героев романа характерна превосходная степень выражения чувств. У Сонечки – это ненасытная жажда самопожертвования, у Дуни – всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны – исступленная гордость. Положение безнадежности, тупика толкает этих людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к бесчеловечности, к сделкам с совестью.

Главный герой романа, Родион Раскольников, терзается сознанием полной безысходности, не находя в себе сил признать эту жизнь, примириться с нею, как это сделал Мармеладов. Его сердце переполнено болью, тоской и страданием за людей, оказавшихся в тяжелом положении, в мире лишений и страданий. Наблюдая за картинами унижений и страданий, проходящими перед ним (эпизод на Конногвардейском бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова), герой отчаянно стремится найти способ помочь всем «униженным и оскорбленным» и невольно оказывается во власти идеи, толкнувшей его на тяжелое преступление.

Широкая, написанная безжалостным пером мастера, картина действительности показывает ту реальную почву, которая формирует мысли о преступлении у Раскольникова, человека, страстно и беспощадно осуждающего этот мир с его несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями.

Само общество, буржуазное сознание порождают идеи, подобные раскольниковской: убить, потому что «владыки», наполеоны, те, кого в этом обществе уважают, богачи, удачники, счастливцы не останавливаются ни перед чем во имя успеха. В этой теории заключена идея буржуазного сверхчеловека, не признающего никаких нравственных ограничений, которому все дозволено. Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова – убийство одной ничтожной твари во имя жизни тысяч достойных существования людей, – представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста.

Преступление Раскольникова – убийство ростовщицы – должно дать ему ответ на вопрос: кто такой он сам? Принадлежит ли он к разряду людей «обыкновенных» или «необыкновенных«? Может ли он «переступить» принцип? Своим чудовищным поступком Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но он не вынес мук разъединенности с людьми, ужаса и пустоты нравственного одиночества, означающего смерть человеческой души.

Но самое печальное, что в этом мире «униженных и оскорбленных» отсутствует надежда на просветление, возможность выхода. Самый страшный «тупик» в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества. Но в главных героях романа «Преступление и наказание» есть способность к непредвиденному, они сохраняют в себе источник нравственного чуда. В их душах скрыты какие-то неожиданные резервы, о которых они сами и не подозревают. Именно в этом отношении больше, чем в любом другом, писатель наделил своих героев тем, что было свойственно ему самому как личности.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

licey.net

Жизнь «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Последние записи

Жизнь «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

1. Основной сюжет романа «Преступление и наказание» — нравственно-философские искания Раскольникова — разворачи­вается на фоне жизни городских низов Петербурга, что придает философско-психологической проблематике особую остроту. Достоевский очень высоко ценил жизнь человека, его личность и внутренний мир, поэтому унижение человека, превращение его в «тряпку», «ветошку» воспринимал очень болезненно.

2. В романе много персонажей, которых можно назвать «униженными и оскорбленными». Их судьбы прослеживаются с разной степенью полноты, но в делом изображение петер­бургского «дна» производит на читателя гнетущее впечатле­ние. Три обстоятельства более всего угнетают «маленького человека»: материальная нужда, полное бесправие и безза­щитность и нравственное унижение.

II. Главная часть

1. Очень многие персонажи романа живут в бедности, переходящей в нищету: семья Мармеладовых — лучший тому пример. Из нищеты нет выхода, потому что до нищих никому, в сущности, нет дела, а сами помочь себе они не могут.

И если при самых удачных обстоятельствах еще как-то можно выжить, то любая несчастная случайность — болезнь, потеря места на службе, ссора с квартирной хозяйкой и т.п. — ставят «маленького человека» на грань гибели. На горе и без­выходном положении людей наживаются ростовщики типа Алены Ивановны, которая ни к кому не знает жалости.

2. К материальной нужде добавляется и полная беззащит­ность и беспомощность «бедных людей». Квартирная хозяйка может выгнать Катерину Ивановну с детьми на ночь глядя на улицу; оскорбленной девочке, которую встречает Раскольни­ков на бульваре, некому даже пожаловаться; если бы не слу­чайное вмешательство Лебезятникова и Раскольникова, Лу­жину вполне удалось бы ославить Соню как воровку и т.п. Даже более обеспеченные «маленькие люди» сплошь и рядом оказываются бесправными и беспомощными, как, например, Дуня в доме Свидригайлова.

3. Однако и материальный гнет, и бесправие страшны не только сами по себе, но прежде всего потому, что они ведут к нравственному унижению человека. Ради денег Дуня вы­нуждена дать согласие на брак с Лужиным, а нищий Рас­кольников ничем не может ей помочь; нищета заставляет Соню идти на панель, грязный поступок Лужина в отноше­нии к Сонечке и произвол квартирной хозяйки сводят с ума Катерину Ивановну, которая и раньше была унижена своим нищенским и зависимым положением, и т.п. Эта сторона жизни «униженных и оскорбленных» — едва ли не самая страшная для Достоевского.

4. Однако тяжелое положение человека в безжалостном мире никак не может служить оправданием преступлению. Достоевский решительно отвергает возможность оправдания преступника на том основании, что его «среда заела». Единст­венный путь противостояния этой среде — христианское сми­рение и терпение.

В правдивом и беспощадном изображении жизни «уни­женных и оскорбленных» проявилась боль за человека — одна из важнейших сторон гуманизма Достоевского.

sochineniye.ru

Смотрите так же:

  • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
  • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
  • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
  • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
  • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]