Закон рк о стандартизации и сертификации

Национальная система стандартизации Республики Казахстан

Правовые основы стандартизации в Республике Казахстан впервые были установлены Законом Республики Казахстан «О стандартизации и сертификации», принятым в 1993 году.

В 1999 году Закон «О стандартизации и сертификации» был пересмотрен с учетом развития Казахстана и проведения рыночных реформ и принят новый Закон Республики Казахстан «О стандартизации», который 10 июня 2003 года был существенно изменен и дополнен.

Настоящий закон регулирует общественные отношения в области стандартизации, определяет правовые основы Государственной системы стандартизации и меры защиты интересов государства и потребителей в вопросах качества продукции, процессов (работ) и услуг посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Основная цель закона — установление мер государственной защиты интересов потребителей и государства в вопросах качества и безопасности продукции, процессов (работ) и услуг посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации, устанавливающих требования, правила, нормы, и государственного контроля за выполнением обязательных требований стандартов при их применении.

Положения закона являются обязательными для выполнения всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной или иной деятельности независимо от формы собственности и общественными объединениями.

Закон Республики Казахстан «О стандартизации» регламентирует:

  • основные понятия в области стандартизации;
  • сферу действия настоящего закона;
  • законодательство о стандартизации;
  • цели и принципы стандартизации;
  • объекты стандартизации;
  • международное сотрудничество в области стандартизации;
  • управление работами по стандартизации;
  • организационную структуру Государственной системы стандартизации;
  • нормативные документы по стандартизации и требования к ним;
  • применение нормативных документов;
  • информацию о нормативных документах;
  • планирование работ по стандартизации;
  • систему каталогизации продукции;
  • государственный надзор за соблюдением обязательных требований нормативных документов по стандартизации;
  • ответственность за нарушение законодательства о стандартизации;
  • финансирование работ по государственной стандартизации.
  • Законодательство Республики Казахстан о стандартизации основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего закона и иных нормативных правовых актов.

    Государственная система стандартизации Республики Казахстан

    В развитие Закона Республики Казахстан «О стандартизации» разработана Государственная система стандартизации Республики Казахстан (ГССРК), которая представляет собой совокупность органов государственного управления, физических и юридических лиц, осуществляющих работы в области стандартизации, в том числе в области каталогизации продукции, в пределах их компетенции, нормативных документов, устанавливающих порядок проведения работ по стандартизации в Республике Казахстан.

    Для достижения целей стандартизации, установленных законодательством, ГСС РК должна решать следующие основные задачи:

    • установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции, процессов (работ), услуг в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих их безопасность;
    • установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), взаимозаменяемости и унификации продукции к технологическим процессам, метрологическим нормам и правилам;
    • нормативное обеспечение производства, процессов (работ) и услуг, контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
    • развитие и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации, каталогизации и штрихового кодирования продукции;
    • совершенствование действующего законодательства и переход на иные формы регулирования качества и безопасности продукции путем формирования в Республике Казахстан системы технических регламентов, в том числе технического законодательства, гармонизированного с законодательством стран с развитой рыночной экономикой;
    • обеспечение прямого применения международных стандартов и норм на территории Республики Казахстан, гармонизация действующих нормативных документов и системы стандартизации с международными нормами и системами;
    • совершенствование системы информационного и нормативного обеспечения работ по стандартизации, метрологии и сертификации и формирование государственного фонда стандартов Республики Казахстан;
    • осуществление государственного надзора за соблюдением обязательных требований нормативных документов, качеством и безопасностью сертифицированной продукции, процессов (работ), услуг.
    • cert-group.ru

      Об утверждении Программы совершенствования государственных систем стандартизации и сертификации Республики Казахстан на 1998-2000 годы

      Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 октября 1998 г. N 991

      Действующий В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 28 января 1998 года N 3834 U983834_ «О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» и постановления Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 1998 года N 119 P980119_ «О Плане мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 1998-2000 годы» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить Программу совершенствования государственных систем стандартизации и сертификации Республики Казахстан на 1998-2000 годы (прилагается).
      2. Министерству финансов Республики Казахстан решить вопрос оплаты членских взносов за текущий 1998 год и задолженности за предыдущие годы в международные организации по стандартизации (ISО), законодательной метрологии (IOML) и межгосударственный Совет по стандартизации (МГС).

      ПРОГРАММА
      Программа совершенствования государственных систем стандартизации и сертификации (далее — Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 1998 года N 119 «О плане мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 1998-2000 годы» (пункт 1.1.2).
      Разработка Программы направлена на создание в Казахстане системы стандартов, обеспечивающих соответствие казахстанской продукции требованиям мирового рынка и увеличение экспорта сертифицированной продукции.
      В настоящее время в республике создана основа государственных систем стандартизации и сертификации.
      Принят Закон Республики Казахстан «О стандартизации и сертификации» в 1993 году, в развитие которого разработан и внедрен комплекс государственных стандартов, регламентирующих основные положения систем стандартизации и сертификации, порядок организации и проведения работ по стандартизации и сертификации, определены органы по стандартизации и сертификации.
      Вместе с тем, перед нами стоят новые задачи, требующие развития и совершенствования государственных систем стандартизации и сертификации, так как в республике идет активный процесс реформирования экономики Казахстана. С целью эффективного развития производства и увеличения выпуска конкурентоспособной продукции привлекаются иностранные инвестиции, решаются вопросы вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), ведется работа по созданию единого информационного пространства республики и определяются формы участия Казахстана в международном разделении труда в вопросах разработки документов, получения и распространения информации.
      Правительство в рамках своей Программы действий на 1998-2000 годы наметило основные приоритеты и сферы национальной безопасности в развитии общества и отраслей экономики и, начиная с текущего года, приступило к претворению в жизнь Послания Президента страны народу Казахстана «Казахстан 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».
      Решение поставленных задач требует новых нетрадиционных подходов к развитию и совершенствованию законодательной основы систем стандартизации и сертификации путем изменения их приоритетов, форм и методов, а также развития и применения систем межгосударственной и государственной стандартизации, прямого применения международных стандартов.

      2. ЦЕЛИ

      разработка и совершенствование действующего законодательства Республики Казахстан и комплекса стандартов государственной системы стандартизации в соответствии с требованиями Всемирной Торговой Организации (ВТО) и международными нормами и правилами;
      применение международных, региональных и национальных стандартов промышленно развитых стран мира;
      гармонизация национальных стандартов на продукцию и услуги с международными требованиями;
      создание и внедрение систем каталогизации, фирменной стандартизации и штрихового кодирования;
      совершенствование национальной системы сертификации и аккредитации в соответствии с международными требованиями;
      переход на международные системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;
      формирование и развитие Государственного фонда стандартов Республики Казахстан;
      создание в Казахстане Информационного центра, отвечающего требованиям Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО);
      межгосударственное и международное сотрудничество по стандартизации, метрологии и сертификации.
      1. Совершенствование действующего законодательства и нормативной базы системы стандартизации.
      Состояние дел. В настоящее время в республике основы государственной системы стандартизации уже определены, включая общие положения системы, порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации государственных стандартов, стандартов предприятий и технических условий, а также порядок их построения, содержания и изложения; основы систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ТЭСИ) и штрихового кодирования, постановки продукции на производство; основы применения международных и национальных стандартов зарубежных стран.
      Вместе с тем, существующая в настоящее время законодательная и нормативная основа государственной системы стандартизации, в связи с новыми задачами в отраслях экономики, вступлением республики во Всемирную Торговую организацию (ВТО) и переходом к цивилизованным рыночным отношениям, требует дальнейшего ее совершенствования, гармонизации с международными требованиями.
      Цель. Снятие технических барьеров в торговле и признание отечественной продукции на мировом рынке.
      Основные мероприятия должны предусматривать дальнейшее развитие и совершенствование действующего законодательства и нормативной базы в области стандартизации, а также разработку проекта Закона «О технических барьерах и оценке соответствия» с целью приведения положений государственной системы стандартизации в соответствие с требованиями ВТО, международными нормами и правилами.
      При проведения работ должны быть определены/предусмотрены и учтены:
      требования и положения, обеспечивающие вступление Казахстана во Всемирную Торговую организацию (ВТО), открытость системы и прозрачность устанавливаемых в ней требований для заинтересованных государств;
      категории отечественных и применяемых в республике стандартов и документов, имеющих статус «нормативных документов по стандартизации» и «технических регламентов» и критерии отнесения к ним;
      вопросы включения в Государственные программы и планы научно-исследовательских работ, применяемых в отраслях экономики, заданий по их нормативному обеспечению;
      формы и правила экологического нормирования в документах на различные виды продукции;
      способы реализации государственной политики в области применения государственного языка при проведении работ по стандартизации;
      возможные механизмы защиты рынка Казахстана от производства и проникновения недоброкачественной и потенциально опасной для жизни и здоровья людей и окружающей среды продукции;
      порядок применения международных, региональных и национальных технических регламентов промышленно развитых стран мира и внедрения нормативных документов;
      использование новых (программных) подходов в планировании работ по стандартизации с определением критериев планирования в зависимости от решаемых в отраслях задач;
      свобода действий юридических лиц в совершенствовании форм работы по стандартизации;
      четкий порядок согласования разрабатываемых и применяемых в республике нормативных документов с органами государственного надзора республики за безопасностью продукции, работ и услуг;
      подходы к передаче нормативных документов и оформлению договоров/контрактов с зарубежными партнерами на поставку продукции;
      вопросы создания системы стандартов в области здравоохранения;
      введение в республике системы каталогизации и фирменной стандартизации;
      вопросы совершенствования деятельности и изменения форм работы технических комитетов по стандартизации;
      порядок совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров в отраслях экономики с участием специалистов системы Госстандарта, привлечением экспертов-аудиторов независимых международных организаций и преподавателей из стран Содружества независимых государств, а также изучения вопросов стандартизации во всех технических учебных заведениях республики независимо от их форм собственности. Программа обучения, тематика преподавания по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации и проведение практических занятий согласовывается с Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан.
      2. Применение международных, региональных и национальных стандартов промышленно развитых стран мира.
      Состояние дел. Действующие в республике правила по стандартизации, регламентирующие процедуру внедрения международных и национальных стандартов зарубежных стран (ПР РК 50.1.21 96), данную проблему решают не в полном объеме, т.к. не предусматривают применение других видов и категорий документов, в международной практике отнесенных к техническим регламентам, а также отраслевых стандартов, стандартов предприятий и технических условий.
      Цель. Исключение неоправданных затрат на разработку национальных стандартов и норм, унификация процедур применения всех возможных категорий и видов документов в государственный стандарт.
      Основные мероприятия. Подготовка государственного стандарта, регламентирующего решение следующих вопросов:
      определение видов и категорий документов, подлежащих применению из числа, предусмотренных изменением в закон Республики Казахстан «О стандартизации и сертификации»;
      введение понятий «прямое», «косвенное» применение нормативных документов с определением условий, при которых требуется выполнение одного из трех условий: разработка национальных стандартов, учетная регистрация аутентичных текстов документов или выпуск продукции без выполнения указанных процедур.
      В связи с тем, что вопросы применения нормативных документов связаны с возможными условиями передачи калькодержателем (разработчиком) заказчику документов по лицензии (договору или контракту), то параллельно требуют решения вопросы разработки рекомендаций по порядку передачи нормативных документов по стандартизации.
      3. Гармонизация национальных стандартов на продукцию и услуги с международными требованиями.
      Состояние дел. В связи с выходом Казахстана на международный уровень и подготовительной работой по вступлению во Всемирную Торговую Организацию необходимо провести работу по гармонизации отечественных стандартов с требованиями международных, региональных и национальных стандартов промышленно развитых стран мира, в т.ч. стран СНГ.
      Выполнение этих работ позволит максимально сблизить требования отечественных стандартов с международными, повысить технический уровень стандартов на мировом рынке товаров и услуг, сделать отечественную продукцию конкурентоспособной, снять технические барьеры при обмене товарами, активно и эффективно бороться за рынки сбыта своей продукции за рубежом.
      Цель. Повышение качества и конкурентоспособности продукции, признание отечественной продукции на международном рынке товаров и услуг.
      Основные мероприятия. В целях гармонизации государственной системы стандартизации с аналогичными системами, характерными для стран с рыночной экономикой, планируется:
      сместить приоритеты в стандартизации в сторону разработки стандартов, регламентирующих термины и определения, порядок отбора образцов и методы испытаний, оценку качества объектов стандартизации и сертификации, что в мире признается необходимым для обеспечения доверия и взаимопонимания;
      осуществлять разработку стандартов техническими комитетами по стандартизации с учетом требований международных стандартов, для чего будут проведены дальнейшие работы по восстановлению и созданию в республике этих подразделений;
      провести анализ применяемых в отраслях экономики республики нормативных документов по стандартизации и подготовки предложений по их гармонизации с международными требованиями, в первую очередь на основные экспортируемые виды продукции, с дальнейшим включением работ по их разработке в планы государственной стандартизации;
      применение международных, региональных и национальных стандартов промышленно развитых стран мира;
      4. Создание систем каталогизации и фирменной стандартизации.
      Состояние дел. До настоящего времени разработка данных систем не проводилась.
      Цель. Сбор и доведение до государственных органов и потребителей информации о:
      производимой в республике и регионе продукции;
      ее потребительских свойствах и изготовителях;
      сертификации;
      применяемых нормативных документах.
      Обеспечение автоматизированного учета выпускаемой продукции, обеспечение взаимосвязей заказчиков с изготовителями продукции.
      Повышение качества и улучшение дизайна продукции.
      Основные мероприятия. Для реализации поставленных целей необходимо провести разработку комплекса стандартов и нормативных документов, регламентирующих основные положения систем, установить порядок учета и ведения системы каталогизации и заполнения каталожных листов, разработать и утвердить бланки каталожных листов, создать базу данных «Продукция Казахстана».
      Определить виды и категории нормативных и технических документов, информация о которых, в связи с выпуском продукции, должна входить в систему каталогизации.
      Введение системы фирменной стандартизации, кроме разработки основных положений должно предусматривать разработку рекомендаций по построению, содержанию и изложению фирменных стандартов предприятий.
      Учитывая то, что из стран СНГ только Россия ввела систему фирменной стандартизации путем разработки и применения стандартов предприятий на поставляемую продукцию, она же внесла на рассмотрение Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации вопрос о признании странами СНГ этой категории документа при поставках продукции наряду с другими документами (в т.ч. стандартами и техническими условиями).
      5. Совершенствование системы сертификации
      Состояние дел. В рамках государственной системы сертификации Республики Казахстан система аккредитации не выделена отдельно. Действующими стандартами установлены требования к органам, лабораториям и центрам сертификации продукции и услуг. Поскольку в мировой практике система аккредитации функционирует как самостоятельная система, то и в основополагающих стандартах системы сертификации в республике должны быть проведены коренные изменения.
      В мировом сообществе, кроме стран Содружества независимых государств (СНГ), не признаются результаты работы, проводимой в республике по сертификации. Следствие такого положения — большие экономические потери при реализации продукции приоритетных отраслей экономики в дальнем зарубежье (в т.ч. нефть, зерно и продукты его переработки, цветные и драгоценные металлы и т.д.). Одна из причин — отсутствие системы аккредитации, результаты которой признавались бы мировым сообществом.
      Для решения проблем, сдерживающих данный процесс, должны быть внесены коренные изменения в действующее законодательство и основополагающие стандарты в области сертификации.
      Цель. Признание отечественной продукции на международном рынке товаров и услуг. Экономические выгоды государства.
      Основные мероприятия. Для реализации данной цели должны быть внесены соответствующие изменения в законодательство и основополагающие государственные стандарты, регламентирующие вопросы организации и проведения работы по сертификации. Для этого необходимо:
      сместить приоритеты в сторону сертификации систем качества и производств и добровольной сертификации продукции и услуг;
      создать внутри государственной системы сертификации систему аккредитации, соответствующую международным требованиям, с введением в практику участие зарубежных независимых организаций по сертификации, что обеспечит признание результатов оценки соответствия (сертификации) продукции на международном уровне;
      гармонизировать процедуры сертификации продукции с международными нормами и требованиями в интересах повышения их технологичности, что будет способствовать развитию рынка товаров и услуг, снижению цен при проведении работ по сертификации, совершенствованию требований к квалификации экспертов аудиторов в соответствии с международными стандартами, усилению ответственности товаропроизводителей, поставщиков и продавцов за качество продукции, а также обеспечению доверия к деятельности органов по сертификации, как к третьей стороне;
      решать вопросы применения знака соответствия, который в мировой практике является гарантией качества продукции.
      6. Переход на международные системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ТЭСИ).
      Состояние дел. В настоящее время в отраслях экономики используются в основном классификаторы технико-экономической и социальной информации бывшего Союза. На уровне ведомственных классификаторов в системе статистики проводится опытное внедрение европейских классификаторов:
      видов экономической деятельности;
      продукции и услуг.
      Ведется работа по пересмотру классификаторов по труду и социальной защите населения, в области здравоохранения и образования.
      Цель. Решение проблем согласованности межведомственных потоков информации и преодоления несопоставимости с данными международной практики номенклатур и классификаторов, используемых органами государственного управления и в отраслях экономики. Снятие технических барьеров в торговле.
      Основные мероприятия. Для реализации настоящих целей необходимо:
      провести анализ в отраслях экономики и органах государственного управления, вводимых в систему статистики европейских классификаторов и выработку предложений по их совершенствованию и применению.
      отработать порядок по внедрению принятых межгосударственных классификаторов: валют, стран мира, единиц счета, стандартов, средств измерений.
      проработать с заинтересованными подразделениями республики предлагаемые национальные классификаторы стран СНГ в качестве межгосударственных.
      7. Формирование и развитие Государственного фонда стандартов Республики Казахстан и создание в Казахстане Информационного центра, отвечающего требованиям Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО).
      Состояние дел. Существующий в Казахстане Государственный фонд стандартов требует коренного реформирования, около 40 процентов документов которого подлежат пересмотру.
      Обеспеченность Государственного фонда стандартами международных организаций ISО, IOML и IЕС составляет около 50, национальных стандартов стран СНГ от 5 до 80 процентов, национальных стандартов стран дальнего зарубежья в фонде практически нет.
      Вопреки требованиям Генерального соглашения ГАТТ/ВТО в Казахстане не создан Информационный центр.
      Нет единой базы данных о нормативных документах по стандартизации, применяемых в республике.
      Отсутствуют единое организационно-методическое руководство и координация работы фонда Республики Казахстан, процессы работы практически не автоматизированы.
      Цель. Создание Государственного фонда стандартов Республики Казахстан и Информационного центра, способных удовлетворить информационные нормативные запросы любого уровня, включая отечественных и зарубежных партнеров.
      Обеспечение взаимодействия структурных подразделений Государственного фонда стандартов на взаимовыгодной основе с учетом общенациональных интересов.
      Основные мероприятия. Для достижения указанных целей должны предусмотреть:
      разработку комплекса государственных стандартов и нормативных документов, регламентирующих организацию и технологию проведения работ по фонду стандартов, включая комплектование, учет, расстановку и хранение документов, обслуживание заказчиков;
      автоматизацию работы фонда стандартов и внедрение современных информационных технологий;
      создание единой справочно-библиографической базы данных по применяемым в республике нормативным документам по стандартизации и защите информации от несанкционированного доступа;
      создание Информационного центра, располагающего необходимой множительной, компьютерной базой и оргтехникой, площадями, штатом программистов и экспертов, которые будут отвечать на обоснованные запросы стран-членов ВТО, переводить и рассматривать их нормативные документы с целью исключения дискриминации в отношении прав и интересов потребителей и отечественных товаропроизводителей;
      создание подразделения, осуществляющего переводы и экспертизу переведенных (в т.ч. на казахский и с английского языков) материалов и документов по стандартизации, метрологии и сертификации, способного выступать в качестве арбитра по вопросам подтверждения аутентичности переводов;
      совершенствование системы подготовки «Дня информации», указателей, каталогов, информационных листков;
      изменение форм работы с заказчиками, включающими возможность использования информации, получаемой через систему связи ИНТЕРНЕТ и WEB страницу Госстандарта;
      подготовку периодических газетных изданий и журналов, бюллетеней по вопросам, входящим в компетенцию Госстандарта.
      8. Межгосударственное и международное сотрудничество по стандартизации, метрологии и сертификации.
      Состояние дел. За период с 1993 года Госстандартом проведена определенная работа, направленная на обеспечение межгосударственного и международного сотрудничества с разными странами СНГ и мира.
      В настоящее время подписаны на Правительственном уровне и ратифицированы документы (соглашения) о согласованной политике в области стандартизации, метрологии и сертификации с Россией, Украиной, Грузией, Киргизией. В стадии ратификации соглашения с Азербайджаном и Литвой.
      На уровне национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации подписаны аналогичные документы с Иранским институтом стандартов и промышленных исследований (ISIRI), Турецким институтом стандартов (ТSЕ), Американским институтом стандартов (NISТ), немецким институтом DIN, Федеративным ведомством Германии по исследованию и контролю материалов (ВАМ) и Федеративным институтом физики и метрологии Германии (РТВ).
      Подготовлены для согласования проекты межправительственных соглашений с Республикой Болгария, Республикой Корея, Республикой Польша, Государством Израиль.
      Подготовлены предложения о взаимодействии в области стандартизации, метрологии и сертификации с Пакистаном, Индией, Саудовской Аравией, Вьетнамом и направлены в межправительственные комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству.
      Цель. Участие Казахстана в международном разделении труда в области стандартизации и сертификации, а также защита интересов республики через применение международных стандартов, в которых заинтересован Казахстан.
      Основные мероприятия. Учитывая необходимость динамичного совершенствования работ по стандартизации, сертификации и аккредитации, перехода на работу по международным стандартам предполагается продолжить и совершенствовать работу в области международного сотрудничества.
      В первую очередь необходимо восстановить Республику Казахстан в Международной организации по стандартизации ISО, постоянно поддерживать сотрудничество в Межгосударственном Совете по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) и Международной организации законодательной метрологии (ОIМL), Подготовить условия и необходимые материалы для вступления в члены Международной электротехнической комиссии (EEC) и заключение двустороннего сотрудничества со странами — торговыми партнерами продукции, в том числе трехстороннего сотрудничества: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан.
      Учитывая объемы торгового обмена со странами европейского сообщества необходимо совместно с членами Межгосударственного Совета по стандартизации и соответствующими организациями Европы найти решение вопросов применения в странах СНГ европейских стандартов и норм и их централизованного приобретения (обеспечения).
      Большое внимание будет уделяться изучению опыта работы национальных органов по стандартизации и аккредитации в зарубежных странах с целью его возможного внедрения на территории Казахстана, а также привлечения международных и национальных организаций промышленно развитых стран мира для проведения семинаров и обучения специалистов в республике.
      9. Создание системы штрихового кодирования.
      Состояние дел. До настоящего времени в целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 11 сентября 1996 года N 1110 «О системе штрихового кодирования в Республике Казахстан» определены основные положения, порядок применения и размещения на продукции и ее упаковках штриховых кодов ЕАN, которые используются при маркировке товаров. Казахстан вступил в члены Международной Ассоциации товарной нумерации ЕАN, которая признала созданную в республике организацию EAN Казахстан в качестве национальной нумерирующей организации.
      Основные функции EAN Казахстан: выдает заинтересованным организациям их порядковые коды, которые входят в состав цифрового и штрихового кода продукции.
      Цель. Учет товародвижения материальных и финансовых потоков, в т.ч. контроль за материальными потоками практически на всех стадиях жизненного цикла продукции от производства до потребления; ускорение оборачиваемости денежных средств при общем сокращении денежной массы, снижение расходов, связанных с обработкой сопроводительной документации, эффективная борьба с хищениями; повышение эффективности работы в социальной сфере и правоохранительных органах.
      Основные мероприятия. Реализация поставленных целей требует:
      анализа и разработки нормативно-правовой базы применения технологий штрихового кодирования, в т.ч. комплекта нормативных документов, регламентирующих основные положения и порядок применения в республике штриховых кодов: «2 из 5 чередующихся», 39, 128 или другие, применяемых при кодировании в ускоренной международной почте, управлении технологическими процессами различных отраслей промышленности, в делопроизводстве, кодировании крови и библиотечном деле и других;
      внесения изменений в основополагающий стандарт СТ РК 6.0 96 по штриховому кодированию, в части области применения штриховых кодов: «2 из 5 чередующихся», 39, 128 или другие и определения системы взаимодействия, прав и обязанностей продавцов и покупателей/заказчиков продукции и услуг. Одновременно следует определить объекты кодирования в приоритетных отраслях экономики и промышленности для внедрения технологий штрихового кодирования, в т.ч. на промышленных предприятиях, в сфере оптовой и розничной торговли, услуг здравоохранения и фармацевтической службе, службе
      Основным заказчиком работ определено Министерство энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан, исполнителем Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства энергетики индустрии и торговли Республики Казахстан, на который в соответствии с Законами Республики Казахстан «О стандартизации и сертификации» и «О единстве измерений» возложено проведение единой научно-технической политики и координации работ по стандартизации, метрологии и сертификации.
      К участию в Программе привлекаются центральные исполнительные органы, а также юридические и физические лица Республики Казахстан.
      Механизм реализации Программы включает в себя:
      организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию и контроль исполнения предусмотренных Программой работ;
      методологические мероприятия, позволяющие завершить совершенствование государственных систем стандартизации и сертификации с учетом международных норм и требований;
      технические мероприятия, обеспечивающие создание информационных

      zakon.uchet.kz

      Закон рк о стандартизации и сертификации

      Закон Республики Казахстан от 18 января 1993 года
      О стандартизации и сертификации

      Утратил силу в соответствии с Законом РК от 16.07.99 г. № 435-1

      Настоящим Законом устанавливаются правовые, экономические и социальные основы создания государственных систем стандартизации и сертификации, регулируются отношения в области стандартизации и сертификации.

      Статья 1. Законодательство о стандартизации и сертификации и сфера применения Закона

      1. Законодательство о стандартизации и сертификации состоит из настоящего Закона и иных законодательных актов Республики Казахстан.

    • Показать изменения
    • 2. Отношения в области стандартизации и сертификации между органами управления, юридическими и физическими лицами, расположенными на территории Республики Казахстан, а также между ними и юридическими и физическими лицами других государств регулируются:

      при разработке, производстве, реализации и эксплуатации продукции, выполнении работ и оказании услуг на территории Республики Казахстан, а также при поставках продукции на ее территорию;

      при поставках продукции в другие государства, выполнении на их территории работ и оказании услуг.

      3. Если международными договорами Республики Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров.

      Статья 2. Цели стандартизации и сертификации

      Основными целями стандартизации и сертификации являются:

      нормативно-техническое обеспечение продукции, процессов и услуг;

      защита интересов потребителей в вопросах качества продукции, процессов и услуг;

      обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды;

      устранение технических барьеров в торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке;

      обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

      повышение качества продукции, динамичность и гармонизация производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с развитием науки, техники, потребностями населения и народного хозяйства.

      Статья 3. Объекты стандартизации и сертификации

      Объектами стандартизации и сертификации являются: продукция, услуги, и процессы (далее — продукция), имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования.

      Статья 4. Управление работами по стандартизации и сертификации

      1. Проведение единой научно-технической политики по стандартизации и сертификации в Республике Казахстан возлагается на государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации.

      2. Государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации создает государственную систему стандартизации и сертификации, организует и координирует деятельность в области стандартизации и сертификации, представляет Республику Казахстан в международных организациях по вопросам стандартизации и сертификации. См. положение «О Комитете по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства энергетики, индустрии и торговли РК» утвержденное постановлением Правительства РК от 3 июля 1998 г. № 634

      Статья 5. Государственная система стандартизации

      Государственная система стандартизации обеспечивает проведение единой научно-технической политики в области стандартизации и предусматривает создание, применение различных категорий нормативных документов, порядок их разработки, согласования, утверждения, государственную регистрацию, государственный надзор за соблюдением требований стандартов и технических условий.

      Статья 6. Категории нормативных документов

      Государственная система стандартизации предусматривает разработку и применение следующих категорий нормативных документов:

      межгосударственные стандарты (ГОСТ);

      государственные стандарты Республики Казахстан (СТ РК);

    • Судебные решения
    • Статья 7. Разработка, утверждение и регистрация межгосударственных стандартов

      Межгосударственный стандарт принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации.

      Разработка, утверждение и регистрация межгосударственных стандартов (ГОСТ) проводится в соответствии с порядком, установленным межправительственными соглашениями.

      Статья 8. Разработка государственных стандартов и технических условий Республики Казахстан

      1. Государственные стандарты Республики Казахстан разрабатываются техническими комитетами и (или) органами управления по закрепленной номенклатуре продукции (сфере деятельности) на основе достижений отечественной, зарубежной науки и техники, передового опыта.

      Технические комитеты и органы управления по закрепленной номенклатуре продукции утверждаются государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации.

      В состав технических комитетов должны включаться представители разработчиков, изготовителей, потребителей (заказчиков) продукции, обществ потребителей, научно-технических и инженерных обществ, а также специалисты государственного органа по стандартизации, метрологии и сертификации и его организаций.

      К работе технических комитетов должны привлекаться ведущие ученые и специалисты Республики Казахстан.

      2. Государственные стандарты устанавливают требования к группам однородной продукции и, в необходимых случаях, требования к конкретной продукции, положениям, обеспечивающим техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации, применении продукции, и другим общетехническим правилам и нормам.

      3. В государственных стандартах устанавливаются обязательные и рекомендуемые требования.

      К обязательным относятся требования, обеспечивающие:

      безопасность для жизни и здоровья людей;

      охрану окружающей среды;

      совместимость и взаимозаменяемость;

      правила упаковки, маркировки и методы контроля на соответствие обязательным требованиям.

      К рекомендуемым относятся требования, обеспечивающие потребительские характеристики качества продукции.

      По желанию заказчика номенклатура обязательных требований, обеспечивающих защиту его интересов, может быть расширена.

      4. Технические условия разрабатываются предприятиями, организациями и устанавливают требования к конкретной продукции (моделям, маркам), при этом требования технических условий должны соответствовать требованиям межгосударственных и государственных стандартов.

      5. Требования государственных стандартов и технических условий обязательны для всех юридических и физических лиц, разрабатывающих, изготавливающих, поставляющих (реализующих), хранящих, транспортирующих, использующих (эксплуатирующих), ремонтирующих продукцию (изделия) и выполняющих услуги.

      Статья 9. Утверждение и регистрация государственных стандартов и технических условий Республики Казахстан

      1. Государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации утверждает своим постановлением государственные стандарты Республики Казахстан.

      Утверждение технических условий осуществляют органы управления, юридические и физические лица — изготовители и потребители продукции.

      2. Стандарты, технические условия и изменения к ним, а также решения об их отмене подлежат обязательной государственной регистрации в государственном органе по стандартизации, метрологии и сертификации.

      Стандарты и технические условия и изменения к ним, не прошедшие государственную регистрацию, являются недействительными.

      Статья 10. Применение государственных стандартов и технических условий Республики Казахстан

      1. Государственные стандарты и технические условия Республики Казахстан вступают в силу с момента введения их в действие.

    • Поставить закладку
    • 2. Изготовителям продукции предоставляется право непосредственно применять международные, региональные и национальные стандарты зарубежных стран, если их требования не противоречат действующим стандартам Республики Казахстан и отвечают интересам потребителей.

      3. Разработка, изготовление, поставка (реализация), хранение, транспортирование, использование (эксплуатация) и ремонт продукции (изделий), выполнение работ (услуг) с нарушением требований зарегистрированных стандартов и технических условий, а также выпуск продукции, влияющей на здоровье и жизнь людей, охрану окружающей среды, без соответствующих нормативных документов запрещается.

      Статья 11. Издание и переиздание стандартов

      Право издания и переиздания государственных стандартов Республики Казахстан, а также межгосударственных, международных, региональных стандартов, правил и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран принадлежит государственному органу по стандартизации, метрологии и сертификации.

      Статья 12. Государственный фонд нормативных документов

      Государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации формирует фонд нормативных документов и осуществляет:

      государственное хранение стандартов, технических условий, прошедших государственную регистрацию;

      приобретение и хранение международных и региональных стандартов, правил и рекомендаций по стандартизации, сертификации и метрологии, национальных стандартов зарубежных стран;

      Статья 13. Выполнение работ по стандартизации

      1. Порядок работ по стандартизации устанавливается настоящим Законом, комплексом стандартов государственной системы стандартизации, а также другими нормативными актами, принимаемыми государственным органов по стандартизации, метрологии и сертификации.

      2. Работы по стандартизации осуществляют:

      государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации;

      технические комитеты по стандартизации;

      Статья 14. Планирование работ по стандартизации

      1. Государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляет организационно-методическое руководство планированием работ по стандартизации в республике.

      2. Порядок и формы планирования работ по межгосударственной стандартизации осуществляются в соответствии с межправительственными соглашениями.

      Статья 15. Государственный надзор за соблюдением требований стандартов и технических условий

      В целях защиты интересов и прав потребителей в вопросах качества продукции государственный надзор за соблюдением стандартов и технических условий осуществляет государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации в соответствии с Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Казахстан. См. положение «О Комитете по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства энергетики, индустрии и торговли РК», утвержденное постановлением Правительства РК от 3 июля 1998 г. № 634

      Статья 16 дополнена абзацем седьмым в соответствии с Указом от 22 мая 1995 г. № 2297

      Статья 16. Права государственного органа по стандартизации, метрологии и сертификации, осуществляющего государственный надзор

      Государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации за нарушение требований стандартов и технических условий при разработке, производстве, ремонте, транспортировании, хранении и эксплуатации продукции и условий сертификации продукции имеет право:

      давать предписания об устранении нарушений;

      запрещать реализацию и использование (эксплуатацию) продукции, выполнение работ и услуг;

      приостанавливать производство продукции и услуг;

      приостанавливать или аннулировать действие сертификата соответствия и право применения Знака соответствия;

      принимать решения об уничтожении или о дальнейшей переработке продукции и товаров в случае признания их непригодными к реализации и употреблению в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан. См. постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 1995 г. № 1891 Об утверждении Порядка по уничтожению или дальнейшей переработке продукции и товаров в случае признания их непригодными к реализации и употреблению.

    • Посмотреть закладки
    • Статья 17. Государственная система сертификации

      Государственная система сертификации обеспечивает проведение единой научно-технической политики в области сертификации и устанавливает основные положения и правила сертификации, принципы и структуру системы, требования к органам по сертификации, лабораториям (центрам) и порядок их аккредитации, методику аттестации производств сертифицируемой продукции, инспекционный контроль за сертифицированной продукцией и деятельностью аккредитованных органов по сертификации, лабораторий (центров), иные правила и требования, необходимые для реализации целей сертификации.

      См.: Государственный стандарт Республики Казахстан СТ РК 3.0-94 Государственная система сертификации Республики Казахстан Основные положения (утвержден и введен в действие Постановлением Коллегии Госстандарта Республики Казахстан от 25 февраля 1994 года № 9), Правила Министерства экономики и торговли РК от 19 июня 1997 г. № 9 Государственная система сертификации Республики Казахстан. Система сертификации продукции пищевой промышленности и сельскохозяйственного производства. Правила сертификации плодов, овощей и продуктов их переработки, Государственный Стандарт Министерства экономики и торговли РК от 3 июля 1997 года № 14 Сертификация импортируемой продукции, Правила Министерства экономики и торговли РК от 19 июня 1997 года № 7 Государственная система сертификации РК. Порядок сертификации нефтепродуктов, Правила Министерства экономики и торговли РК от 19 июня 1997 г. № 8 Государственная система сертификации РК. Система сертификации продукции пищевой промышленности и сельскохозяйственного производства. Правила сертификации табака и табачных изделий.

    • Корреспонденты на фрагмент
    • Статья 18. Организационная структура государственной системы сертификации

      Организационную структуру государственной системы сертификации образуют:

      органы по сертификации однородной продукции;

      испытательные лаборатории (центры).

      О привлечении предпринимателей к выполнению ряда работ, услуг смотри Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 1999 года, № 343 «О развитии рынка отдельных видов работ и услуг».

      Статья 19. Права государственного органа по стандартизации, метрологии и сертификации в области сертификации

      Государственный орган по стандартизации, метрологии и сертификации имеет право:

      назначать головные органы системы сертификации однородной продукции и выдавать им разрешения на право проведения определенных видов работ;

      выдавать сертификаты соответствия с правом применения Знака соответствия;

      осуществлять аккредитацию и инспекционный контроль за деятельностью органов по сертификации, аккредитованных испытательных лабораторий (центров) по соблюдению ими правил сертификации;

      отменять или приостанавливать действия необоснованно выданных органами по сертификации сертификатов соответствия;

      давать указания по отмене документов, изданных другими органами по сертификации, если они противоречат требованиям государственной системы сертификации.

      Статья 20. Органы по сертификации однородной продукции

      1. Органы управления, юридические лица вправе создавать органы по сертификации однородной продукции, которые подлежат аккредитации государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации.

      2. Если в системе сертификации однородной продукции аккредитованы несколько органов, то для координации их деятельности государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации может быть назначен головной орган.

      3. При создании системы сертификации однородной продукции должны быть:

      определены объекты сертификации, а также категории и виды нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация в данной системе;

      установлены правила и процедуры проведения сертификации в данной системе;

      зарегистрированы в установленном порядке в государственном реестре по сертификации органы системы сертификации, а также форма сертификата, Знаки соответствия и правила их применения.

    • Добавить комментарий

    Статья 21. Испытательные лаборатории (центры)

    Испытательные лаборатории (центры) должны быть аккредитованы в порядке, установленном государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации, иметь статус юридического лица, быть независимыми от заявителя или других заинтересованных сторон.

    Статья 22. Виды сертификации продукции и Знаки соответствия

    1. Устанавливаются два вида сертификации продукции: обязательная и добровольная.

    Обязательная сертификация — сертификация продукции на соответствие обязательным требованиям стандарта или иного нормативного документа, обеспечивающим ее безопасность для жизни, здоровья людей, имущества граждан и окружающей среды.

    Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается Кабинетом Министров Республики Казахстан.

    Добровольная сертификация продукции проводится по инициативе изготовителя (исполнителя), продавца (поставщика) или потребителя продукции на ее соответствие стандарту или иному нормативному документу с учетом потребительских свойств по условиям договора между заявителем и органом по сертификации.

    Обязательная и добровольная сертификации проводятся органами по сертификации в соответствии с их компетенцией.

    2. При проведении обязательной и добровольной сертификации продукции, в случае положительного решения органа по сертификации, заявителю выдается сертификат соответствия, дающий право маркировать данную продукцию Знаком соответствия в порядке, установленном соответствующей системой сертификации.

    3. Знаки соответствия, используемые в системах сертификации, регистрируются в государственном реестре по сертификации.

    Знак соответствия — защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами Системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

    Статья 23 — с изменениями, внесенными в соответствии с Указом РК от 22 мая 1995 г. № 2297

    Статья 23. Требования, обеспечивающие безопасность продукции

    1. Реализация продукции, выпускаемой, ввозимой и приобретаемой юридическими и физическими лицами на территории Республики Казахстан и подлежащей обязательной сертификации, без сертификата соответствия запрещается.

    2. В контрактах (договорах), заключаемых на поставку импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации, одним из условий является наличие сертификата соответствия, признаваемого государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    О СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

    Статья 24. Ответственность должностных и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, за нарушение законодательства о стандартизации и сертификации

    Должностные и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, несут установленную законом дисциплинарную, материальную, административную или уголовную ответственность за нарушение законодательства о стандартизации и сертификации.

    Статья 25 дополнена частью второй в соответствии с Указом РК от 22 мая 1995 г. № 2297, часть вторая исключена Указом Президента РК от 21 декабря 1995 г. № 2703

    Статья 25. Ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о стандартизации и сертификации

    С юридических лиц, нарушающих законодательство о стандартизации и сертификации, по предписанию государственного органа по стандартизации, метрологии и сертификации взыскивается в доход бюджета сумма в размере:

    1) фактической прибыли, полученной от реализации нестандартной продукции, но не более чем за 12 месяцев;

    2) стоимости реализованной продукции при установлении факта реализации продукции, не соответствующей требованиям стандартов, использование и хранение которой причиняет или может причинить вред жизни и здоровью граждан;

    3) 50 процентов стоимости нестандартной продукции, реализованной вопреки запрету, данному государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации;

    4) стоимости проверенной продукции, предназначенной к реализации, при установлении факта несоответствия данной продукции требованиям стандартов и правилам сертификации.

    Статья 26. Органы, разрешающие споры в области стандартизации и сертификации

    Споры в области стандартизации и сертификации рассматриваются судами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

    online.zakon.kz

Смотрите так же:

  • Адвокат кучерена анатолий Основные данные: Кучерена Анатолий Григорьевич родился в Молдавской СССР в селе Мындра под Кишеневом 23 августа 1960 года. Анатолий Григорьевич является: - председателем собственной коллегии адвокатов; - завкафедры адвокатуры и нотариата […]
  • Закон об основах охраны труда в российской федерации 2018 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ"Об основах охраны труда в Российской Федерации" С […]
  • Законы вэд 2.2. Законодательство, регламентирующее ВЭД в России 2.2. Законодательство, регламентирующее ВЭД в России Юридической основой регулирования внешнеэкономической деятельности в России является совокупность норм, изложенных в законах […]
  • Разделены полномочия между центром и регионами Разделены полномочия между центром и регионами Разграничение полномочий в России осуществляется с помощью следующих нормативных актов: Конституция РФ; федеративный договор 1992 года; индивидуальный договоры о разграничении […]
  • Полномочия частных аудиторов Лекция 9. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях 9.3. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ). […]
  • Расчет пенсий в 2000 году Почему в РФ пенсии не увеличивались с 2000 года? ​ по имеющимся данным.​ фонда РФ по​ средней заработной платы​ за тот же​ а из страховых​ что для расчета​ ​ 1051,5​ ​1992 - 5995,0 /​ и с учетом​ Пенсионного Фонда РФ​ заработок в 292​ с […]