Лицензия маломерные суда

Лицензия маломерные суда

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Положение о внутренних пассажирских перевозках морским транспортом. Теперь перевозку пассажиров могут осуществлять маломерные суда, находящиеся в частной собственности. Как отметил директор департамента туризма Приморского края Константин Шестаков, такие изменения станут дополнительным стимулом для развития туристической отрасли.

«Сейчас в Приморском крае зарегистрировано 38 тысяч маломерных судов. Но еще несколько месяцев тому назад их собственники не могли получить лицензии на организацию перевозок. Теперь перевозить пассажиров им разрешено. И это неограниченные возможности для морского региона», — заявил Константин Шестаков на онлайн-конференции «Новые возможности в туристической отрасли Приморья».

Напомним, маломерными считаются суда, длина которых не превышает 20 метров, а общее количество пассажиров не должно быть более двенадцати. Конечно, катера и яхты возили приморских туристов и раньше, но пассажиров просили притвориться родственниками капитана. Случалось, что владельцы маломерных судов платили штрафы за то, что без лицензии катали клиентов.

Получить лицензию на пассажирские перевозки морским транспортом в Приморье можно в Дальневосточном управлении государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Чтобы получить разрешение на пассажирские перевозки, владельцам маломерных судов нужно выполнить ряд требований: судно должно быть зарегистрировано в конторе капитана порта в реестре для маломерных судов, собственник должен иметь судовой билет, а экипаж – документы на управление судном в коммерческих целях. Об этом рассказал глава приморского лицензирующего органа Игорь Турищев.

Глава ДВУ Госморнадзора добавил, что лицензия на перевозку пассажиров выдается бессрочно и действует на территории РФ. В случае, если плавсредство меняет регион, в документы нужно внести изменения. Срок рассмотрения заявки на получение лицензии составляет 45 суток.

Морские такси благодаря новому закону смогли выйти из тени. Уже есть собственники судов, которые получили разрешительные документы. Первым судном, которое получило лицензию на перевозки, стала самая маленькая в мире яхта «Джет-капсула» — морское такси футуристического вида. Но не все собственники маломерных плавсредств спешат получить лицензию. Количество желающих получить разрешение на пассажирские перевозки маломерными судами неизвестно, получить оперативный комментарий от руководства отдела лицензирования и надзора за регистрацией судов ДВУ Госморнадзора не удалось.

«У меня два катера, каждый из них перевозит не более 12 пассажиров. Лицензию на перевозки я брать не буду, потому что 12 человек можно перевозить и так. Вернее, на одном катере помещается 40 человек, а в зимний период мы возили сразу 75 рыбаков на острова, но по документам можно перевозить не более 12 пассажиров. Больше этого количества мне транспортировать никто не даст, а значит, в лицензии нет смысла», — поделился своим мнением один из собственников плавсредств.

Владелец более крупного катера, наоборот, считает изменения законодательства очень нужными. По мнению собственника, теперь у государства появится рычаг воздействия на владельцев маломерных судов.

«Я обеими руками за то, что теперь маломерные суда получают лицензии на пассажирские перевозки. У меня есть лицензия на перевозки. Мой катер вмешает до 32 человек и к маломерному флоту не относится. И сейчас, и раньше я работал законно. Я приветствую, что маломерные суда станут получать лицензии, хоть как-то они начнут отвечать за безопасность пассажиров. Теперь Ространснадзор будет иметь полномочия их проверить: возят ли они разрешенное количество пассажиров, есть ли спасательные жилеты. Я очень поддерживаю нововведения в урегулировании их деятельности. Я работаю, плачу налоги. А те, кто перевозит китайцев пачками, ничего государству не платят. Может, теперь они начнут создавать ИП, делать налоговые отчисления», — поделился своим мнением владелец рейдового катера.

Открыт вопрос и с количеством причалов для гражданских судов. Многие считают, что во Владивостоке их не хватает, кто-то говорит, что их просто нет. Смогут ли маломерные суда высаживать туристов в предназначенных для этого местах? Или люди, получившие лицензии, будут подвергать пассажиров опасности на свой страх и риск?

Владелец двух катеров рассказал корр. PRIMPRESS, что когда-то ходил с этим вопросом на прием к мэру Владивостока.

«О моем визите можно долго рассказывать, но в итоге ничего сделано не было. Властям просто плевать на нас. Я много лет отдал морю, жалко бросать это дело. Работаем мы много, при этом еле сводим концы с концами. Что же касается причалов, то их не просто не хватает — их в городе нет. Раньше удобно было высаживать людей на набережной Цесаревича, но теперь это запрещено, по документам там не причал, а грузовое сооружение, для пассажирских перевозок объект не оборудован.

Есть причалы в портах, но там везде пограничная зона, минимум за сутки нужно оформлять пропуск – очень сложная система. На Улиссе есть стоянка маломерных судов, но людям там неудобно: машину оставить негде, подъезжать некомфортно. Есть причал на Назимова, под Русским мостом, но за подход катера нужно платить, за въезд на его территорию – тоже. На мысе Поспелова есть причал, но сейчас он во льду, летом можно им пользоваться. Раньше мы могли подходить к причалам вокруг морского вокзала, но теперь территория закрыта. Рядом – «Леспром», там закрытая территория. Есть на Чуркине, рядом с Первомайским судостроительным заводом, «дырочка» метров в десять. Это место мы называем «на бочках». Люди выходят с катера на деревянный виадук, а потом на остановку «Детский парк». Но это только до тех пор, пока этот кусочек никем не задействован», — поделился владелец двух маломерных катеров.

Противоположного мнения придерживается собственник 32-местного катера. Он считает, что хозяева маломерных судов просто не хотят платить за комфортную посадку своих пассажиров. По его мнению, во Владивостоке достаточно хороших причалов, которые поддерживают в аккуратном состоянии частные компании.

«Безопасные причалы есть, они определены государством. Просто все хотят поиметь выгоду. Например, вокзал морских прибрежных сообщений, оттуда отходят паромы и катера на острова Песчаный и Попова. Это хороший, оборудованный причал, любой может туда подойти и посадить пассажиров. Причал находится в аренде у кого-то. Организация следит за безопасностью, убирает мусор. За свои услуги они берут совершенно небольшие деньги. Ведь сажать людей где-то, где нет трапов, ничего не оборудовано – страшно. 33-й причал для гражданского населения «не существует», это военное сооружение, туда никого не впустят. Во Владивостоке куча мест, где можно сажать пассажиров: яхт-клуб «Семь футов», яхт-клуб в бухте Новик, на Улиссе. Но они все захотят получить деньги за въезд.

Любая организация захочет получить плату за свою работу. Причал – это сложное гидротехническое сооружение, его нужно содержать, поддерживать. Люди хотят, чтобы государство все для них делало, а они только приходили, мусорили, заколачивали деньги и ни за что не платили. Вопрос нехватки причалов – надуманный, нет такой проблемы», — считает собственник катера.

Владелец судна отмечает, что многие муниципальные причалы находятся в аварийном состоянии.

В мэрии Владивостока объясняют: на территории городского округа находится пять причалов гражданского назначения. Два из них – на полуострове Песчаном и на острове Рейнеке – в нормальном состоянии, а вот три причала на Спортивной набережной нуждаются в ремонте.

«Если у мэрии нет денег на ремонт причалов на Спортивной набережной, пусть объявят конкурс, сдадут причал в аренду тому, кто приведет сооружение в порядок. Но это никому не надо. Люди, которые хотят зарабатывать на перевозках пассажиров деньги, могут объединиться, взять один причал в аренду, отремонтировать его и использовать», – считает собственник 32-местного катера.

primpress.ru

Государственное удостоверение на право управления маломерным судном — катер, мотолодка, гидроцикл, парусное судно (права на лодку, катер, гидроцикл, парусное судно)

Экзамены для получения прав ГИМС

К сдаче экзаменов в ГИМС допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста. Экзамены сдаются по утвержденным билетам, в состав которых входят вопросы по дисциплинам: «Теория и устройство маломерного судна», «Судовые энергетические установки и их эксплуатация», «Судовождение», «Обеспечение безопасности и правопорядка на водоемах».

Типы судов, на право управления которыми, выдаются удостоверения:

  • Моторное судно, которое включает в себя категории судов:
    1. Катер — моторное судно со стационарным двигателем;
    2. Моторная лодка — моторное судно с подвесным мотором (моторами);
  • Гидроцикл — бескорпусное водное транспортное средство с механическим двигателем
  • Парусное судно
  • О разрешенном районе плавания делаются следующие отметки:

    • «МП» — территориальное море и внутренние воды РФ, где действуют Международные правила предупреждения столкновения судов в море;
    • «ВВП» — внутренние водные пути, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям;
    • «ВП» — внутренние несудоходные водоемы.
    • В соответствии со ст. ст.11.8 (п.2) Кодекса об административных правонарушениях РФ управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

      Дисциплины, которые изучают наши курсанты (курсы ГИМС)

    • Административная ответственность судоводителей маломерных судов в РФ
    • Теория и устройство маломерного судна на примере лодки, катера, гидроцикла
    • Лоция внутренних водных путей РФ
    • Правила плавания по ВВП РФ
    • Средства и основы радиосвязи на внутренних водных путях
    • Основы гидрометеорологии
    • МППСС-72
    • Лоция на морских путях
    • Такелажное дело на маломерном судне
    • Практические занятия на лодке с подвесным мотором
    • Практические занятия на катере
    • Практические занятия на гидроцикле
    • Практика прохождения шлюза на маломерном судне
    • Документы для получения прав ГИМС

    • Ксерокопия паспорта (можно сделать у нас в офисе);
    • Фото 3×4 (цветные, матовые) (можно сфотографироваться у нас в офисе);
    • Медицинская справка о годности к управлению маломерным судном (можно пройти медкомиссию у нас в офисе);
    • Государственная пошлина за аттестацию в ГИМС и выдачу удостоверения (скачать квитанцию для оплаты госпошлины ГИМС).
    • Теоретические курсы ГИМС

      Круглогодичный набор на курсы ГИМС — Государственной инспекции по маломерным судам — в группы вечернего обучения и группы выходного дня (по субботам, возможно по воскресеньям). Срок обучения – около 1 месяца. Выпускники после успешной сдачи экзаменов в ГИМС г. Москвы получают государственное удостоверение на право управления катером, моторной лодкой, гидроциклом в различных районах плавания. Это удостоверение в обиходе нередко называют, как права на лодку, катер, гидроцикл.

      Образец государственного удостоверения ГИМС

      СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ — ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КУРСЫ ГИМС

      Стоимость обучения по программе ГИМС зависит от выбранного курса и в настоящее время составляет:

    • базовый курс (без гидроцикла) — 7500 руб.
      категории: моторное судно (мотолодка, катер)
      разрешенные районы плавания: ВВП и ВП (ВВП – это внутренние водные пути, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям, а ВП — вне путей, т.е. внутренние несудоходные водоемы).
    • базовый курс + гидроцикл9000 руб.
      категории: мотолодка, катер, гидроцикл;
      разрешенные районы плавания: ВВП и ВП (ВВП – это внутренние водные пути, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям, а ВП — вне путей, т.е. внутренние несудоходные водоемы).
    • базовый курс (без гидроцикла) + МП (морские пути) — 10500 руб.
      категории: моторное судно (мотолодка, катер);
      разрешенные районы плавания: ВВП и ВП, территориальное море России (12 морских миль от берега) и внутренние морские воды РФ (Ладога, Онега и т.д.), где действуют Международные правила предупреждения столкновения судов в море.
    • базовый курс + гидроцикл + МП (морские пути) — 12000 руб.
      категории: мотолодка, катер, гидроцикл;
      разрешенные районы плавания: ВВП и ВП, территориальное море России (12 морских миль от берега) и внутренние морские воды РФ (Ладога, Онега и т.д.), где действуют Международные правила предупреждения столкновения судов в море.
    • Категория «Парусное судно с площадью парусов до 22 кв.м.»6000 руб.
      Для управления в России судном, приводимым в движение энергией ветра (парусной яхтой), необходимо дополнительно получить отметку в удостоверении ГИМС – парусное судно.
    • В стоимость входит вся необходимая литература. (Правила плавания по внутренним водным путям, с комментариями, Международные правила предупреждения и столкновения судов в море, с комментариями).
    • Всем слушателям открывается доступ в закрытые разделы сайта, где можно будет скачать все билеты, пройти онлайн тестирование и скачать все другие необходимые материалы.
    • Сотрудниками Центра на Вас готовится весь необходимый комплект документов для сдачи экзаменов в ГИМС.
    • Экзамены в ГИМС сдаются организованно. Сотрудники Центра присутствуют на теоретическом и на практическом экзамене. Каждого слушателя наших курсов мы ведем непосредственно до получения удостоверения ГИМС.

      Практические курсы ГИМС

      Немаловажную роль в подготовке к сдаче экзамена играет практическая подготовка. Мы проводим практические занятия – КРУГЛОГОДИЧНО! Флот Центра Морского Права:

      Моторная яхта «Мэри» — стальной корпус, длина 13,5 метров, ширина 3 метра, пассажировместимость – 12 человек, мощность двигателя – 80 л.с. Построена (в 2010 г.) по индивидуальному проекту для учебных целей, повышенной комфортности, с гидравлическим управлением рулем. В Центре Морского Права используется для практического обучения судоводителей маломерных судов, а также для тренировок яхтенных капитанов с правом управлять не только парусной, но и моторной яхтой. Также яхта используется для прохождения учебного шлюзования, для того, чтобы будущие судоводители понимали всю процедуру шлюзования, а также порядок общения с диспетчером шлюза. Моторная яхта «Мэри» пользуется повышенным спросом у семейных пар, арендующих яхту для учебных целей.

      Моторная дюралюминиевая лодка «МКМ» с японским двигателем Tohatsu 30 л/с. Дистанционное управление, с рулем и реверс-редуктором. Длина лодки – 4,1 м. Ширина – 1,5 м. Высота борта 0.5 м. Пассажировместимость 4 человека. Судно используется для учебных целей на курсах ГИМС.

      Моторная яхта «Вега» — стальной корпус, длина — 19,0 м, ширина 5,25 м, высота борта -2,7 м, пассажировместимость — 12 человек, грузоподъемность — 7550 кг, мощность двигателя — 150 л.с. Построена в 2012 году. Моторная яхта «Вега» имеет два очень важных достоинства. Во-первых,по своим мореходным качествами может ходить не только по рекам, но и морям с удаленностью от берега до 25 км при высоте волны до 2 метров. Во-вторых, яхта имеет 12 спальных мест в одноместных и двухместных каютах. Имеются все удобства — душевые, кают-компания, камбуз, верхние открытая и тентовая палубы, телевидение. Судно оборудовано спутниковой навигацией. Созданы все условия для длительных рейсов по рекам и морям, а также для эффективного обучения курсантов.

      Судно Stingray, надувной борт, с жестким днищевым настилом, длина – 4,0 метра, ширина – 1,8 м., высота борта 0,45 м., пассажировместимость — 4 чел. Рулевое управление (консольное). Подвесной двигатель Tohatsu15, мощностью 15 л.с.

      СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ — ПРАКТИЧЕСКИЕ КУРСЫ ГИМС

      Стоимость практического обучения по программе ГИМС зависит от выбранного типа судна и в настоящее время составляет:

      1. 4-х метровое моторное судно с рулевым управлением с подвесным двигателем — 2000 руб. (для успешной сдачи экзамена достаточно 1-2-х занятий);
      2. Стальная моторная яхта, длиной 13,5 м со стационарным двигателем свыше 80 л.с. — 3500 руб. (для успешной сдачи экзамена достаточно 1-2-х занятий);
      3. Стальная моторная яхта, длиной 19 м со стационарным двигателем свыше 150 л.с. — 5000 руб. (в настоящее время судно совершает учебный поход Москва — Черное море);
      4. Гидроцикл — 3000 руб. (для успешной сдачи экзамена достаточно 1-2-х занятий.)
      5. Видео с практического занятия по программе ГИМС:

        Специализированный центр по обучению судоводителей маломерных судов (ГИМС), яхтенных капитанов (IYT), обучению капитанов-механиков судов внутреннего плавания (РАМБ) и морскому праву. Очное обучение круглогодично, ежемесячно, в вечерних, дневных, субботних и воскресных группах в различных районах Москвы и Подмосковья, а также дистанционное обучение – по всем регионам России. Государственная лицензия Центра Морского Права

        sea-law.ru

        Маломерные суда на водоемах России. Форум ГИМС

        Меню навигации

        Пользовательские ссылки

        Информация о пользователе

        Малый бизнес и маломерное судно!?

        Сообщений 1 страница 20 из 288

        Поделиться114-06-2011 02:14:07

          Кто нибудь знает как осуществлять законное предпринимательство на маломерном катере?
          Надеюсь этот вопрос многим интересен.

          Поделиться214-06-2011 12:31:20

        • Автор: Николай
        • Зарегистрирован: 09-04-2011
        • Например? Какую предпринимательскую деятельность имеешь в виду? Перевозку пассажиров, туристические, экскурсионные и прогулочные поездки?

          Отредактировано Николай (14-06-2011 12:57:39)

          Поделиться314-06-2011 18:38:21

        • Автор: leon
        • Зарегистрирован: 14-06-2011
        • Уважение: [+0/-0]

        Да Николай, именно это я и имею в виду.

        Поделиться414-06-2011 18:43:40

        С 1999 до 2004 года выдавали лицензии на перевозку пассажиров по ВВП, а сейчас за это изымают судно до суда.

        Поделиться514-06-2011 20:47:58

      6. Участник
      7. Позитив: [+0/-0]
      8. Президенту Российской Федерации

        Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

        Обращаемся к Вам, как к гаранту Конституции, прав и свобод граждан Российской Федерации. В соответствии со статьёй 34 Конституции каждый гражданин имеет право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
        Мы, владельцы прогулочных катеров и других маломерных судов Санкт-Петербурга, много лет занимались тем, что показывали туристам наш город с воды.
        До 2006 года мы осуществляли свою деятельность, получая лицензии в соответствии с «Положением о лицензировании перевозок пассажиров внутренним водным транспортом», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 27.05.2002 г. № 345.
        В 2006 году Правительство РФ Постановлением от 13.08.2006г № 490. утвердило новое «Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров», в связи с чем владельцам маломерных судов их выдавать перестали. О нас попросту забыли или посчитали, что на данный вид деятельности лицензированию не подлежит. Органы надзора их не требовали.
        Мы продолжали работать без оформления лицензий, поскольку законодательно это не было предусмотрено.
        В этом году сотрудники центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства при Управлении транспорта МВД России по СЗФО стали считать, что для маломерного судна опять нужна лицензия на перевозку пассажиров, и рейс с пассажирами заканчивается для нас отъемом судна и постановкой его на быстро организованное штрафное место за 1000 рублей в сутки.
        Руководство города говорит о необходимости наведения порядка на воде. Однако, у каждого своё представление об этом самом «порядке инспектора А. Павлова». В этом мы усматриваем нарушение ст. 15 и ст. 55 Конституции, так как прежде чем наводить «порядок», должен быть принят и опубликован нормативный акт, регулирующий отношения. Власть, конечно, мотивирует свои действия заботой о безопасности туристов, однако венецианские гондолы и открытые прогулочные шлюпки Стокгольма не производят впечатления непотопляемых авианосцев. Более чем за 20 лет нашей работы мы можем пересчитать по пальцам одной руки число несчастных случаев, связанных с прогулками на катерах.
        Поскольку срок рассмотрения административных дел составляет три месяца, то арест судна до окончания рассмотрения дела, фактически означает лишение предпринимателя заработка, так как наша навигация как раз и длится эти самые три месяца.
        Мы знаем, что происходящее в Санкт-Петербурге имеет место и в других регионах России.
        Обращаемся к Вам с просьбой дать поручение государственным органам навести КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПОРЯДОК в нашем отдельном виде деятельности.

        gimsyaroslavl.mybb.ru

        Современный правовой режим маломерных и прогулочных судов

        Уникальность географического расположения России как великой морской державы обусловлена двумя важными факторами. Во-первых, ее побережье омывается тремя океанами и двенадцатью морями, а общая протяженность морской береговой линии составляет свыше 60 тыс. км. Во-вторых, наша страна имеет самые протяженные в мире внутренние водные пути.

        Василий Гуцуляк, главный научный сотрудник Института государства и права РАН, д.ю.н., профессор

        Владимир Гуцуляк, заместитель руководителя Центра морского права, к.ю.н.

        Маломерные суда: прошлое, настоящее и будущее

        На территории России протекает около 3 млн рек. Общая их протяженность составляет свыше 12 млн км. Помимо рек на территории РФ расположены свыше 2 млн озер общей площадью 408 856 км 2 , а наряду с естественными имеется более 2200 искусственных водоемов – прудов и водохранилищ общей площадью свыше 65 тыс. км 2 .

        Уникальный водный путь – это Единая глубоководная система европейской части России, имеющая протяженность 6,5 тыс. км и гарантированную глубину 4 м. В ее состав входят Беломорско-Балтийский канал, канал имени Москвы, Волго-Донской судоходный канал и Волго-Балтийский водный путь, а также реки Волга, Кама, Дон; Белое, Онежское и Ладожское озера. Ряд участков системы входят в перечень Европейского соглашения о внутренних водных путях международного значения.

        Наличие такой обширной сети морских и внутренних водных путей не могло не вызывать в нашей стране бурное развитие маломерного и прогулочного флота. Сегодня в России на государственном учете находится порядка полутора миллионов маломерных судов, причем их число растет с каждым годом. Государственный и технический надзор за этим значительным флотом осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), структурно входящая в МЧС России.

        Понятие маломерного судна в нашей стране прошло интересную эволюцию. Длительное время в советском, а в последующем и российском законодательстве использовалось «тяжеловесное» и подвергавшееся резкой критике определение маломерного судна, под которым понималось самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 лошадиных сил) или с подвесным мотором (подвесными моторами) независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов), прогулочное судно пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя (главных двигателей) и от валовой вместимости, а также водный мотоцикл (гидроцикл).

        Таким образом, понятие маломерного судна было достаточно сложным для восприятия и, что самое главное, крайне затруднительным для практического использования.

        25 мая 2012 г. вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения маломерного судна». Иначе как революционным его не назовешь, поскольку кардинально не только поменялось определение маломерного судна, но и условия его государственной регистрации.

        Согласно закону под маломерным понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать человек.

        Закон существенно облегчил жизнь российским владельцам маломерных судов, установив, что не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт (10 л.с.) включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не превышает 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

        До вступления в силу указанного закона гребная лодка грузоподъемностью 100 кг, или байдарка грузоподъемностью 150 кг, или даже надувная лодка грузоподъемностью 225 кг уже являлись маломерными судами, а соответственно, нуждались в государственной регистрации, а до недавнего времени требовалось еще и прохождение ежегодного технического освидетельствования.

        Такое положение дел вызывало справедливую критику со стороны профессионального сообщества. Действительно, трудно понять логику нормативного акта, требующего, например, от спортсменов регистрировать их байдарки и ежегодно проходить техосмотр.

        В наши дни технический прогресс идет семимильными шагами, очень важно в этой связи, чтобы законодательство не отставало и соответствовало новым требованиям времени. К сожалению, в этом плане вышеуказанный закон не отвечает на новые вызовы.

        Так сравнительно недавно на российском рынке появилось необычное техническое устройство Jetlev Flyer – мобильный летательный аппарат, который с помощью двигателя всасывает воду и сбрасывает ее через турбины, таким образом поднимая человека в воздух на высоту до десяти метров. Аппарат развивает скорость до 65 км/ч, а длительность полета составляет около 2 часов.

        Или еще одна новинка – реактивная доска Powerski Jetboard. При габаритных размерах около двух с половиной метров в длину и весе 91 килограмм она оснащена мотором мощностью 45 лошадиных сил, что позволяет развивать скорость до 65 км/ч.

        В связи с эксплуатацией этих технических средств возникает вопрос, связанный с их регистрацией. По своим характеристикам данные устройства нельзя отнести ни к одному из существующих типов судов.

        В этом плане проблемы возникают не только с техническими новинками. Так, в нормативных документах ГИМС нет такого типа судов, как парусно-гребные лодки (по сути, швертбот с веслами). Поэтому на этом основании в регистрации такой лодки будет отказано.

        Наконец-то упразднено архаичное требование, предусматривавшее обязательность государственной регистрации любой лодки, как только на нее устанавливается движитель любой мощности, даже электрический. В практике известен курьезный случай, когда собственник резиновой надувной лодки установил в качестве движителя электродрель с питанием от аккумулятора, и инспекция ГИМС потребовала от него зарегистрировать указанную лодку как маломерное судно. И это при всем том, что если речь идет о судне с двигателем мощностью 3,68 киловатта (5 лошадиных сил) и менее, то в этом случае государственное удостоверение на право управления маломерным судном в соответствии с законодательством России не требуется.

        Таким образом, в оборот вводится совершенно простое и удобное для практических целей определение маломерного судна, которое в максимальной степени приближено к тому, что сегодня используется в международной практике.

        Проблемы регистрации и эксплуатации

        Еще одно серьезное упущение законодателя – это несовершенная система налогообложения маломерных судов, которая, на наш взгляд, требует радикальных изменений. Взять, к примеру, налог на гидроцикл в Москве. Собственник гидроцикла с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно обязан ежегодно оплачивать налог с каждой лошадиной силы в размере 125 рублей. Следует отметить, что сравнительно редко гидроциклы имеют мощность двигателя менее 100 л.с. Как правило, мощность стандартного гидроцикла составляет 150 л.с., а значит, собственник такого плавсредства подпадает под другую систему расчетов налогообложения. Для гидроциклов с двигателем свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) налог за 1 л.с. составляет 250 руб. в год. Обратимся к простой арифметике. Если мощность гидроцикла составляет 150 л.с., то в год собственник такого маломерного судна должен выплатить 37 500 руб. И это притом что период навигации в России составляет 4-5 месяцев, то есть большую часть времени гидроцикл не используется. Бюджет может недосчитаться значительных средств, так как проще заплатить штраф, чем налог.

        И еще одна уловка, которую практикуют судовладельцы, – это постановка своих судов на учет только на период навигации. Затем они снимают судно с учета, в результате бюджет недосчитывается налоговых поступлений. Таким образом, необходимо установить разумный предел налога на маломерные суда с тем, чтобы граждане не прибегали к различного рода схемам и уловкам.

        Маломерные суда в своем подавляющем большинстве используются для отдыха. Вместе с тем сегодня российский маломерный флот все активнее начинает использоваться и для коммерческих целей. Недавние изменения в российском законодательстве стимулировали этот процесс.

        Коммерческая деятельность с использованием маломерных судов подлежит лицензированию. Однако до недавнего времени получить лицензию, например, на перевозку пассажиров или грузов на маломерных судах было невозможно, поскольку для этого были нужны документы, которых у маломерного судна попросту быть не могло. Требовались изменения в условиях регистрации маломерных судов.

        В этой связи уже упоминавшийся федеральный закон № 36 от 23 апреля 2012 г. установил, что классификацией и освидетельствованием маломерных судов, осуществляющих коммерческую деятельность, будут заниматься Российский речной регистр и Российский морской регистр судоходства с выдачей соответствующего акта. Государственная регистрация таких судов возлагается теперь на капитанов морских портов либо капитанов бассейнов внутренних водных путей.

        Но даже принятие указанного закона не сняло с повестки дня множество вопросов, с которыми на практике столкнулись владельцы маломерных судов, решивших заниматься коммерческой деятельностью. В особенности это касалось маломерных рыболовных судов.

        На этот счет Минтрансом России было подготовлено письмо от 6 февраля 2013 г. № ОВ-24/1169, в котором в связи с поступающими обращениями судовладельцев маломерных судов рыбопромыслового флота был разъяснен порядок регистрации маломерных судов и прав на них.

        Согласно письму при государственной регистрации маломерных судов, ранее зарегистрированных в ГИМС МЧС России, капитан морского порта или администрация бассейна внутренних водных путей осуществляет государственную регистрацию маломерных судов на основании заявления, к которому прилагаются следующие документы:

        — подтверждение об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов.

        Если же речь идет о маломерных судах, ранее не зарегистрированных в ГИМС МЧС России, то прилагаются следующие документы:

        — правоустанавливающие документы, которые в соответствии с законодательством России подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на суда;

        — документ, выданный Российским речным регистром или Российским морским регистром судоходства и подтверждающий фактическое соответствие судна данным о нем, указанным в правоустанавливающих документах, и классификацию судна как маломерного.

        После регистрации маломерного судна и прав на него маломерное судно подлежит освидетельствованию, по результатам которого в судовом билете делается отметка о годности судна к плаванию.

        Весьма важный вклад маломерные суда вносят в решение социально-экономической проблемы, известной под названием северного завоза.

        Актуальность поиска эффективных механизмов северного завоза обусловлена и тем, что территория российского Севера занимает свыше 11 млн кв. км, на которых проживает лишь 8% населения России, но здесь производится 20% внутреннего валового продукта страны и около 60% ее совокупного экспорта.

        Нередко транспортировка товаров в тот или иной населенный пункт возможна только по воде, но учитывая предельно малые глубины, узкий фарватер и другие сдерживающие факторы, пройти здесь могут только маломерные суда, другой альтернативы нет. Раньше маломерные суда были вынуждены работать фактически незаконно на свой страх и риск. В результате некоторых из владельцев маломерных судов привлекали даже к уголовной ответственности. Например, в Магадане в 2009 году было возбуждено порядка 10 таких дел.

        И только теперь с принятием нового законодательства о маломерных судах появилась возможность осуществлять такие перевозки на вполне легальной основе.

        В целом же, как нам кажется, потенциал маломерного флота для развития экономики России практически не задействован. Между тем маломерные суда могут быть эффективно использованы не только для целей отдыха и спорта, но и успешного решения целого ряда социально-экономических задач, прежде всего перевозок пассажиров и грузов.

        Прогулочные суда: отличия в правовом режиме

        Уже упоминавшийся федеральный закон 2012 г. наряду с маломерным ввел понятие прогулочного судна, статус которого раньше был неопределенным и вызывал путаницу в сравнении с маломерным судном. Теперь четко определено, что под прогулочным понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

        Таким образом, прогулочное судно может иметь весьма значительные размеры. Что касается численности пассажиров и экипажа, то это достаточно условная цифра, которую можно искусственно занижать вне зависимости от реальной вместимости судна.

        Сегодня в России стремительно растет число прогулочных судов (яхт), которые по размерам, весовым и объемным характеристикам, степени техногенного воздействия на водную и морскую среду не уступают транспортным и пассажирским судам.

        Правовой режим маломерных и прогулочных судов на внутренних водных и морских путях России имеет существенные отличия. Прежде всего если на морских путях, как правило, осуществляется в том числе и иностранное судоходство (например, для захода или выхода из порта), то на внутренних водных путях для иностранных судов действует целый ряд ограничений, а иногда прибрежное государство вообще закрывает внутренние водные пути для судов под иностранным флагом.

        Так, внутренние водные пути России открыты исключительно для судов под российским флагом. Для захода и плавания по ним иностранных судов в каждом случае требуется разрешение правительства РФ.

        Другое важное отличие в правовом режиме морских и внутренних водных путей заключается в следующем: если в отношении судов, осуществляющих плавание по внутренним водным путям, действуют Правила плавания по внутренним водным путям, являющиеся исключительно внутренним нормативным актом прибрежного государства, то на морских путях применяются Международные правила предупреждения столкновения судов в море, принятые в 1972 г. (МППСС-72).

        Очевидно, что в целях развития международного товарооборота каждое государство заинтересовано в открытии своих внутренних водных путей и для судов под иностранным флагом. Правовой основой для плавания по внутренним водным путям иностранных судов являются, как правило, межправительственные соглашения по транспорту и судоходству.

        Поэтапное открытие внутренних водных путей для судов под флагом иностранного государства является одним из направлений политики РФ по углублению международной экономической интеграции.

        Первым важным этапом этого процесса стало открытие российских внутренних водных путей для иностранных спортивных, парусных и прогулочных судов. Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2012 г. № 472 были утверждены Правила плавания по внутренним водным путям РФ спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств, которые 25 мая 2012 г. вступили в силу.

        И хотя, безусловно, это правильный шаг в нужном направлении, очевидно, что указанное постановление требует тщательной доработки.

        Один из пробелов в этом акте – отсутствие указаний на то, какие квалификационные документы должны иметь судоводители иностранных прогулочных судов. Этот вопрос никоим образом в Правилах не урегулирован. Здесь лишь сказано, что в части, не урегулированной Правилами, суда осуществляют плавание по внутренним водным путям РФ с соблюдением требований, предусмотренных Правилами плавания по внутренним водным путям РФ. А в последних, в частности, говорится, что все суда и другие плавучие объекты должны иметь достаточный и квалифицированный экипаж для обеспечения безопасности находящихся на борту лиц и безопасности плавания. Как видим, здесь нет конкретного указания, какие документы должны иметь судоводители.

        Если же спортивным парусным или прогулочным судном командует иностранец, то он, видимо, должен иметь соответствующий документ на право управления этим судном, установленный законодательством. Они должны иметь российские документы на право управления маломерным или парусным судном либо, если это судно не подпадет под понятие маломерного судна, – соответствующий диплом государства, гражданином которого он является.

        Иностранцев, следующих на яхтах по нашим внутренним водным путям, как, нам кажется, серьезно ограничили в самостоятельности, фактически навязывая им обязательную лоцманскую проводку, если в составе экипажа нет лица, владеющего русским языком для обеспечения ведения переговоров с диспетчерскими и портовыми службами, а также переговоров между судами при расхождении и обгоне.

        Вряд ли такой подход привлечет к нам иностранных туристов на своих яхтах.

        С учетом ограничений, накладываемых статьей, мы осветили лишь небольшую верхушку айсберга проблем, связанных с плаванием маломерных и прогулочных судов на морских и внутренних водных путях России.

        Бесспорно одно: сегодня маломерные и прогулочные суда составляют огромный флот, правовой режим деятельности которого требует пристального внимания со стороны специалистов и дальнейшего совершенствования.

        www.morvesti.ru

    Смотрите так же:

    • Законы архангельска ЗАКОН АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ от 03.04.2015 № 262-15-ОЗ АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ЗАКОН АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ от 3 апреля 2015 года № 262-15-ОЗ О льготах по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы […]
    • Изменения в приказе 400 мо рф Приказ Министра обороны РФ от 30.06.2017 N 400 "Об утверждении Нормы снабжения предметами формы одежды отдельных категорий гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2017 N […]
    • Приказ 1644 от 291214 Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного […]
    • Папка выход на пенсию После выхода на пенсию россияне станут похожи на датчан По числу пенсионеров в стране Россия уступает Японии, Германии и Италии. В этих странах доля лиц в возрасте 60 лет и старше считается высокой. 38 млн пенсионеров (или 20% от общего […]
    • Образец заявления на выдачу квоты Процедура выделения квот для оформления РВП в РФ Ежегодно огромное количество иностранцев приезжает в Россию. Но не каждый из них может законно и длительно проживать в стране, для этого необходимо получить квоту для разрешения временного […]
    • Закон о прохождении медкомиссии на права Имеет ли право работодатель требовать справку о прохождении медицинского осмотра с водителей корпоративного транспорта? Правомерны ли требования работодателя о прохождении медицинского освидетельствования работниками — водителями […]