Полномочия совершать нотариальные действия

Электронная библиотека

Обязательный признак нотариальной деятельности – ее осуществление специальными субъектами. Нотариальная деятельность в Российской Федерации, как уже отмечалось, осуществляется нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах или занимающимися частной практикой. Однако нотариусы являются не единственными субъектами, имеющими право совершать нотариальные действия. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства о нотариате в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Должностные лица органов исполнительной власти наделяются правом совершать нотариальные действия в связи с тем, что нотариальные конторы располагаются в основном в крупных населенных пунктах и для удовлетворения потребности населения небольших и территориально отдаленных населенных пунктов в нотариальных действиях, совершаемых нотариусами, пришлось бы преодолевать расстояние в сотни километров.

Перечень нотариальных действий, совершение которых возможно должностными лицами органов исполнительной власти, ограничен; к их числу отнесены нотариальные действия, за совершением которых чаще всего обращаются к нотариусам. Кроме того, это действия, не требующие большого объема специальных юридических знаний, поскольку должностные лица органов исполнительной власти не обязаны иметь высшее юридическое образование.

Ограниченность круга нотариальных действий, совершаемых должностными лицами органов исполнительной власти, объясняется тем, что данные лица не отвечают тем требованиям, которым должно отвечать лицо, осуществляющее нотариальную деятельность. Как нами уже отмечалось, должностные лица органов исполнительной власти (как и должностные лица консульских учреждений Российской Федерации) не являются субъектами осуществления нотариальной деятельности, они лишь производят некоторые нотариальные действия. Возможность совершения должностными лицами

органов исполнительной власти и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации отдельных нотариальных действий закреплена ст. 1, 3, 37 – 39 Основ законодательства РФ о нотариате.

Поскольку главное и основное содержание нотариальной деятельности состоит именно в совершении нотариальных действий, на первый взгляд, можно сделать вывод о том, что указанные должностные лица осуществляют нотариальную деятельность наравне с нотариусами. Тем не менее, при осуществлении уполномоченными должностными лицами нотариальных действий объективно не соблюдается целый ряд признаков нотариальной деятельности:

· принцип профессионализма осуществления нотариальной деятельности (согласно ст. 3 Основ законодательства РФ о нотариате, должностным лицам органов исполнительной власти и консульских учреждений Российской Федерации не требуется получения лицензии на право нотариальной деятельности, а отсюда и обязательного наличия высшего юридического образования и выполнения иных обязательных требований);

· принцип независимости и беспристрастности;

· об исключительности нотариальной деятельности, поскольку должностные лица продолжают осуществлять свою основную деятельность.

В соответствии со ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате должностные лица органов исполнительной власти уполномочены совершать следующие нотариальные действия:

1) удостоверять завещания;

2) удостоверять доверенности;

3) принимать меры к охране наследственного имущества;

4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствовать подлинность подписи на документах.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, утвержденной Министерством юстиции РФ 19 марта 1996 г.

Совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти (или распоряжением его руководителя) на одно из должностных лиц аппарата органа исполнительной власти (далее – должностные лица) только в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.

Должностные лица при совершении нотариальных действий в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, конституциями или уставами субъектов РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

Методическое руководство по совершению должностными лицами нотариальных действий осуществляют органы юстиции субъектов РФ.

При совершении нотариальных действий должностные лица обязаны соблюдать тайну совершаемых нотариальных действий, в связи с чем им запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после увольнения, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами.

Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя по представлению свидетельства о смерти.

Правила о соблюдении тайны нотариальных действий распространяются также на лиц, которым о совершении нотариальных действий стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей.

Суд может освободить должностное лицо от обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершенным нотариальным действием.

Должностные лица, на которых возложено совершение нотариальных действий, обязаны оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

В необходимых случаях должностные лица по просьбе лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, вправе составлять проекты документов и выписок из них, изготавливать копии документов, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.

Нотариальное делопроизводство осуществляется должностными лицами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции РФ. На нотариально оформленные документы должна проставляться печать с наименованием государственного органа власти и изображением Государственного герба Российской Федерации.

Нотариальные действия могут быть совершены в любом органе государственной власти должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий, за исключением принятия мер к охране наследственного имущества.

Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых для этого документов и уплаты государственной пошлины.

Совершение нотариального действия должностным лицом органа исполнительной власти может быть отложено в случае:

· необходимости истребования дополнительных сведений от физических и юридических лиц;

· направления документов на экспертизу.

Совершение нотариальных действий должно быть отложено, если в соответствии с законом необходимо запросить заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений против совершения этих действий.

Срок отложения совершения нотариального действия не может превышать месяца со дня вынесения постановления об отложении совершения нотариального действия.

По заявлению заинтересованного лица, оспаривающего в суде право или факт, за удостоверением которого обратилось другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия может быть отложено на срок не более десяти дней. Если в течение этого срока от суда не будет получено сообщение о поступлении заявления, нотариальное действие должно быть совершено.

В случае получения от суда сообщения о поступлении заявления заинтересованного лица, оспаривающего право или факт, об удостоверении которого просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия приостанавливается до разрешения дела судом.

При совершении нотариального действия должностные лица устанавливают личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.

Должностные лица органов исполнительной власти не принимают для совершения нотариальных действий документы, имеющие подчистки либо приписки,

зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом.

Не заполненные до конца строки и другие свободные места на документах прочеркиваются, за исключением документов, предназначенных для действия за границей.

Если документ, подлежащий удостоверению или свидетельствованию, изложен неправильно или неграмотно, должностное лицо предлагает обратившемуся лицу исправить его или составить новый. По просьбе обратившегося документ может быть составлен должностным лицом с взиманием государственной пошлины в установленном размере.

В случаях, когда удостоверяемые, выдаваемые или свидетельствуемые документы изложены на нескольких отдельных листах, они должны быть прошнурованы, листы их пронумерованы, о чем должна быть сделана соответствующая запись, которая подтверждается подписью должностного лица и заверяется гербовой печатью соответствующего органа государственной власти.

При удостоверении завещаний, доверенностей, свидетельствовании верности копий документов и выписок из них, свидетельствовании подлинности подписи на документах совершаются удостоверительные надписи в соответствии с формами, утвержденными Министерством юстиции РФ.

Должностные лица не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).

Должностные лица, обнаружив при совершении нотариальных действий нарушение законности гражданами или отдельными должностными лицами, обязаны сообщить об этом для принятия необходимых мер соответствующим организациям или прокурору.

Если подлинность представленного документа вызывает сомнение, должностные лица органов исполнительной власти вправе задержать этот документ и направить его на экспертизу.

На экспертизу документ направляется с мотивированным письмом, в котором указываются:

· дата направления документа;

· фамилия, инициалы должностного лица, направляющего документ, и наименование органа государственной власти;

· наименование документа, на чье имя он выдан;

· фамилия, имя, отчество, место жительства лица, представившего документ для совершения нотариального действия;

· обстоятельства, вызвавшие необходимость направления документа на экспертизу;

· наименование экспертного учреждения, куда направляется документ для производства экспертизы;

· вопросы, поставленные на разрешение экспертизы.

Должностные лица отказывают в совершении нотариального действия, если:

1) совершение такого действия противоречит закону;

2) действие подлежит совершению должностным лицом другого органа государственной власти или нотариусом;

3) сделка не соответствует требованиям закона;

4) документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства;

5) с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий.

Должностное лицо по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должно изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях должностное лицо не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия.

Заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в суд по месту нахождения органа исполнительной власти, в котором совершено нотариальное действие.

Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства.

Все нотариальные действия, совершаемые должностными лицами, регистрируются в реестре для регистрации нотариальных действий, который ведется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в нотариальных конторах.

Должностные лица выдают выписки из реестров для регистрации нотариальных действий по письменному заявлению физических и юридических лиц, по поручению или в отношении которых совершались нотариальные действия, а также по требованию суда, прокуратуры, органов следствия и арбитражного суда в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами.

Выписка из реестра для регистрации нотариальных действии заверяется должностным лицом с приложением гербовой печати.

В случае утраты документов, удостоверенных или выданных должностными лицами, по письменным заявлениям физических и юридических лиц, по поручению или в отношении которых совершались нотариальные действия, выдаются дубликаты утраченных документов.

Дубликат завещания может быть выдан указанным в завещании наследникам лишь по представлении ими свидетельства о смерти завещателя.

Экземпляры нотариально удостоверенных сделок, а также акты описи наследственного имущества хранятся в нарядах. Документы, на основании которых совершены нотариальные действия, приобщаются к оставляемым в нарядах экземплярам сделок, актов описи имущества, исполнительных надписей и т.п.

При необходимости возврата подлинных документов (например, доверенности, выданной с правом передоверия) лицам представившим их, оставляются копии этих документов. Копии представляются заинтересованными лицами или по их просьбе изготавливаются должностным лицом.

За совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выполнение технической работы должностные лица органов исполнительной власти взимают государственную пошлину в соответствии с законом РФ «О государственной пошлине». Льготы для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством, распространяются на этих лиц при совершении должностными лицами нотариальных действий составлении проектов документов и выполнении технической работы.

Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти устанавливает также правила совершения отдельных видов нотариальных действий, аналогичные в целом правилам совершения «нотариальных действий нотариусами.

В соответствии с действующей Конституцией России органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, следовательно, их должностные лица не имеют права совершать нотариальные действия. Однако исследователи отмечают, что до принятия Основ законодательства РФ о нотариате и Конституции РФ основной объем нотариальных действий, отнесенных сейчас к компетенции должностных лиц органов исполнительной власти, успешно выполнялся должностными лицами органов местного самоуправления.

Учитывая близость органов местного самоуправления к гражданам и их опыт по совершению нотариальных действий, целесообразно было бы наделить правом совершения нотариальных действий должностных лиц органов местного самоуправления. Для этого можно, во-первых, изменить содержание ст. 37 законодательства РФ о нотариате, дополнив его указанием на должностных лиц органов местного самоуправления. Во-вторых, возможен и вариант делегирования полномочий органов исполнительной власти по совершению нотариальных действий органам местного самоуправления, однако для этого нужен специальный закон субъекта РФ.

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств имеют право совершать должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

В соответствии со ст. 38 Основ законодательства РФ о нотариате должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

2) принимают меры к охране наследственного имущества;

3) выдают свидетельства о праве на наследство;

4) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

5) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

6) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

7) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

8) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

9) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

10) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

11) удостоверяют время предъявления документов;

12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

13) совершают исполнительные надписи;

14) принимают на хранение документы;

15) обеспечивают доказательства;

16) совершают морские протесты.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия, совершаемые должностными лицами органов исполнительной власти и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации.

libraryno.ru

Полномочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий. Теория и практика

Полномочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий. Теория и практика

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14.1, частью 2 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса. Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.

Согласно статьям 1 и 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (далее — Основы законодательства о нотариате), а также Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, утвержденной приказом Минюста России от 27.12.2007 № 256 (далее — Инструкция) в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района (далее — должностные лица местного самоуправления) имеют право совершать следующие нотариальные действия:

1) удостоверять завещания;

2) удостоверять доверенности;

3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им;

4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствовать подлинность подписи на документах.

За совершение нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, также как и нотариусами, взимается государственная пошлина (за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ или нотариальный тариф (за совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма) в соответствии с Основами законодательства о нотариате.

Нотариальное делопроизводство ведется должностными лицами местного самоуправления на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.

При совершении нотариальных действий должностные лица местного самоуправления обязаны соблюдать тайну совершаемых нотариальных действий, в связи с чем, им запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий.

При совершении нотариального действия должностным лицом местного самоуправления на документы проставляется собственноручная подпись указанного лица и оттиск печати местной администрации поселения или муниципального района с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Инструкции решение о возложении на должностных лиц местного самоуправления обязанностей по совершению нотариальных действий должно быть доведено, в том числе, до сведения территориального органа Минюста России. На основе представленных сведений Управлением Минюста России по Забайкальскому краю (далее — Управление) сформирован и ведется Реестр должностных лиц местного самоуправления Забайкальского края, уполномоченных на совершение нотариальных действий. На сегодняшний день общее количество должностных лиц, совершающих нотариальные действия, на территории Забайкальского края составляет 452 человека. За 2009 год на территории Забайкальского края должностными лицами местного самоуправления совершено более 25928 нотариальных действий.

Практика показывает, что положительным результатом наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений правом совершать отдельные виды нотариальных действий, предусмотренных статьей 37 Основ законодательства о нотариате является своевременное оказание нотариальных услуг сельским жителям, которым теперь не нужно выезжать за пределы своего населенного пункта к нотариусу.

Вместе с тем, наряду с положительным моментом реализации статьи 37 Основ законодательства о нотариате органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений допускаются нарушения действующего законодательства. Так, обобщение сведений, поступающих из органов местного самоуправления края, позволяет сделать вывод об отсутствии в большинстве поселений отдельнооборудованных помещений для совершения нотариальных действий, хранения архива нотариальных документов и ожидания приема граждан, что не соответствует требованиям сохранения тайны совершения нотариальных действий.

Кроме того, согласно проведенному анализу должностными лицами местного самоуправления, уполномоченными на совершение отдельных видов нотариальных действий, допускаются следующие нарушения действующего законодательства:

— свидетельствование верности копий документов совершаются без предъявления подлинных документов. Так, например, специалистом администрации сельского поселения «Алиянское» Сретенского района при удостоверении верности копии свидетельства о рождении, свидетельствуемая копия сличена с копии данного документа, полученной посредством факсимильной связи. Согласно пункту 55 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, утвержденной Приказом Минюста России от 27.12.2007 № 256 свидетельствуемая копия документа сличается с подлинником документа.

— удостоверительные надписи на выдаваемых документах не соответствуют требованиям приказа Минюста России от 10.04.2002 № 99 «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах» (далее — Приказ Минюста от 10.04.2002 № 99), Так, удостоверительная надпись о свидетельствовании верности копии документа, совершенная специалистом администрации сельского поселения «Алиянское» Сретенского района совершена в нарушение требований Приказ Минюста от 10.04.2002 № 99. Удостоверительные надписи о свидетельствовании верности копии документа, о засвидетельствовании подлинности подписи, совершенные специалистом администрации сельского поселения «Соловьёвское» Борзинского района не соответствуют требованиям пункта 17 Инструкции в части указания на совершение нотариального действия нотариусом.

— размер взимаемой государственной пошлины не соответствует размеру, установленному федеральным законодательством. Например, специалистом администрации сельского поселения «Алиянское» Сретенского района за удостоверение верности копии одной страницы документа взыскана государственная пошлина в сумме 100 рублей. На основании части 3 статьи 22, подпункта 9 пункта 1 статьи 22.1 Основ законодательства о нотариате за свидетельствование верности копий документов, как за совершение действия, для которого законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, определено взимание нотариального тарифа в размере 10 рублей за страницу копии документов.

По мнению Управления, указанные недостатки связаны с отсутствием требований законодательства к уровню профессионального образования указанных лиц, а также отсутствием контроля за совершением ими нотариальных действий, за исключением судебного.

При осуществлении нотариальных действий в результате отсутствия специальной подготовки у специалистов муниципальных образований возникают проблемы, связанные с:

— составлением завещаний, доверенностей;

— предоставлением льгот по уплате государственной пошлины за совершение нотариальных действий.

В случае отсутствия отделений банков в поселениях возникает проблема своевременной уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий.

Управление, выполняя функции по контролю и надзору в сфере нотариата, со своей стороны принимает определенные меры по обучению должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих нотариальные действия. Так, Управлением совместно с Нотариальной палатой Забайкальского края проводятся занятия с должностными лицами органов местного самоуправления по изучению нормативной базы, даются консультации по вопросам, возникающим при осуществлении отдельных видов нотариальных действий. В целях оказания практической помощи должностным лицам местного самоуправления Управлением подготовлен и предоставлен главам муниципальных районов края информационный материал по вопросам совершения отдельных видов нотариальных действий (приказы Минюста России, методические рекомендации, утвержденные Правлением Федеральной нотариальной палаты, положения основных нормативных правовых актов по вопросам осуществления полномочий по совершению нотариальных действий указанными лицами).

to75.minjust.ru

§ 2 Полномочия органов местного самоуправления по совершению отдельных нотариальных действий

Несмотря на это во многих субъектах Российской Федерации нотариальные услуги доступны не всем слоям населения. Этому есть как объективные (большая территория России, отдаленность населенных пунктов от административных центров, влияние временных природных факторов), так и субъективные причины (к примеру, несмотря на учреждение в населенном пункте должности нотариуса, он в установленном порядке не назначен).

Доступность нотариальных услуг в Российской Федерации традиционно обеспечивалась путем наделения должностных лиц органов исполнительной власти полномочиями по совершению отдельных нотариальных действий.

Так, ранее действовавший Закон РСФСР от 2 августа 1974 г. «О государственном нотариате» предусматривал, что в населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор, нотариальные действия, предусмотренные ст. 15 указанного закона, совершают исполнительные комитеты районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

Статьи 1, 3, 37 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 года165 также предусматривают возможность совершения отдельных нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными на совершение этих действий. Причем на них не распространяется требование о наличии лицензии на право нотариальной деятельности. Согласно ст. 37 Основ должностные лица органов исполнительной власти вправе удостоверять завещания и доверенности, свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, свидетельствовать подлинность подписи на документах.

Более детально порядок совершения указанных нотариальных действий регламентирован Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, утвержденной Министерством юстиции РФ 19 марта 1996 года166.

Приведенный выше перечень нотариальных действий, является открытым и, согласно п.1 указанной Инструкции, законодательными актами Российской Федерации на указанных должностных лиц органов исполнительной власти может быть возложено совершение и иных нотариальных действий.

Следует заметить, что до 1993 года в этой сфере нотариальных услуг не возникало никаких проблем. Тем более, что закон Российской Федерации от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации»167 наделял полномочиями по совершению отдельных нотариальных действий поселковые и сельские администрации, которые на тот период входили в систему органов государственной исполнительной власти.

То есть, ко времени принятия Конституции Российской Федерации 1993 года вопрос о наделении должностных лиц органов местного самоуправления правомочием по совершению нотариальных действий был положительным образом решен на Федеральном уровне в рамках приведенных выше нормативных правовых актов.

Однако впоследствии, в ходе начавшейся реформы местного самоуправления, одним из ее принципов, был провозглашен принцип отделения органов местного самоуправления от органов государственной власти, закрепленный в настоящее время в ст. 12 Конституции РФ. Вместо существовавших городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов в муниципальных образованиях сформировалась совершенно иная структура органов местного самоуправления, которая основывается на конституционном принципе самостоятельности населения муниципального образования в определении структуры местного самоуправления (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ). Исходя из этого, с момента вступления в силу

Конституции РФ к должностным лицам органов исполнительной власти, которые упоминаются в статье 1 Основ законодательства РФ о нотариате, могут быть отнесены только должностные лица федеральных органов исполнительной власти либо органов исполнительной власти субъектов Федерации.

В то же время до принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.)1, закрепившего конституционные принципы организации местного самоуправления, продолжал применяться закон РФ от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», статья 54 которого относила к полномочиям поселковой, сельской администрации в области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан право совершать в соответствии с законодательством нотариальные действия.

В настоящее время Конституция РФ (ч. 1 ст. 132) и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представляют местное самоуправление как самостоятельную деятельность населения по решению вопросов местного значения, под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона об общих принципах). Необходимо отметить, что сейчас, статьями 14-16 нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации» (2003 г.) вопросы местного значения определяются конкретно для каждого вида муниципального образования.

С принятием указанных Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» совершение нотариальных действий никак не может быть отнесено к вопросам местного значения. Применение ст. 54 Закона РФ «О местном самоуправлении в РФ» в этом случае исключено, поскольку оно возможно только в двух случаях. Во-первых, статья 54 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» применяется в части, не противоречащей Конституции РФ и Федеральному закону. Во-вторых, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные статьями 49-76 Закона РФ «О местном самоуправлении в РФ», в части, не противоречащей Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществляются соответствующими органами местного самоуправления и их должностными лицами, образуемыми (избираемыми, назначаемыми) в соответствии с Федеральным законом.

Таким образом, поскольку статья 12 Конституции РФ прямо предусматривает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти168, они не могут применять в своей деятельности ст. 37 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», то есть совершать отдельные нотариальные действия.

Указанные изменения, отражающие совершенствование конституционного статуса органов местного самоуправления, не были внесены в «Основы законодательства РФ о нотариате». Однако, несмотря на это, органы местного самоуправления многих муниципальных образований продолжали совершать нотариальные действия, часто даже без надлежащего правового оформления, допуская тем самым грубое нарушением прав и законных интересов граждан.

Подобные нотариальные действия, в силу их совершения ненадлежащими лицами, чреваты признанием юридически недействительными. Поэтому многое нотариусы отказывали в совершении нотариальных действий на основании документов, удостоверенных поселковыми, сельскими администрациями муниципальных образований169.

Например, в 2001 году, при разработке закона «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области совершения нотариальных действий», нотариальной палатой Архангельской области была проанализирована практика осуществления органами местного самоуправления отдельных нотариальных действий. Анализ показал, что на тот период нотариальные конторы имелись только в 25 из 27 муниципальных образований Архангельской области. Причем в большинстве районов (кроме Котласского, Вельского и Плесецкого) действовало по одной нотариальной конторе расположенных только в районных центрах. Поскольку значительное количество населенных пунктов области располагаются на большом удалении от районных центров, их население оказалось лишенным возможности пользоваться услугами нотариуса или же реализация этой возможности была связана с большими трудностями, в том числе и материального характера. Совершенно безысходной ситуация становилась в период бездорожья, когда связь некоторых населенных пунктов с районными центрами оказывалась прерванной на несколько месяцев, либо когда единственный в районе нотариус болел или находился в трудовом отпуске. В основном именно по этой причине, несмотря на отсутствие нормативной базы, должностные лица органов местного самоуправления многих муниципальных образований, продолжали совершать отдельные нотариальные действия. В тоже время нотариусы некоторых районов области отказывались принимать документы, удостоверенные должностными лицами органов местного самоуправления.

По данным, полученным нотариальной палатой и администрацией Архангельской области, органами местного самоуправления только одного муниципального образования в течение года совершалось от 500 до 3000 нотариальных действий. Администрация муниципального образования «Плесецкий район», например, сообщила, что должностными лицами органов местного самоуправления в 2001 году совершено 12000 нотариальных действий170.

Аналогичная ситуация сложилась в Кировской области, где по данным Президента Кировской областной нотариальной палаты Н.Ю. Половниковой, должностными лицами органов местного самоуправления ежегодно совершалось свыше 100 тысяч нотариальных действий.

Такая ситуация, характерная для многих субъектов Федерации, породила стремление органов государственной власти субъектов Федерации узаконить практику осуществления должностными лицами органов местного самоуправления отдельных нотариальных действий. Причем анализ законодательства субъектов Федерации свидетельствует, что фактически сложилось несколько способов правового закрепления полномочий органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий171.

Во-первых, это закрепление таких полномочий уставами субъектов Федерации. Практически все уставы субъектов Федерации содержат нормы о нотариате, однако уставах трех субъектов содержатся, кроме того, конкретные положения о совершении органами местного самоуправления отдельных нотариальных действий. Это ст.96 Устава Алтайского края172, ст. 49 Устава Костромской области173 и ст. 60 Устава Таймырского автономного округа174.

Во-вторых, это включение таких норм в законы субъектов Федерации о нотариате, например законы Республик Карелии, Саха (Якутия), Карачаево- Черкесской Республики175. При этом попытки региональных законодательных органов по реализации права регулирования вопросов, связанных с нотариальными действиями, путем принятия подобных законов субъектов РФ исходили из того, что согласно ст.72 Конституции Российской Федерации законодательство о нотариате находится в сфере совместного ведения Российской федерации и ее субъектов.

По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации нарушения закона при наделении органов местного самоуправления правом совершения нотариальных действий выявлены также в Республиках Калмыкия и Коми, Алтайском крае, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Курганской, Кировской, Курской областях, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах и других субъектах Федерации176.

Некоторые законодательные органы субъектов Федерации в законах о нотариате просто воспроизводят положения ст. 37 Основ законодательства

РФ о нотариате (законы Республик Мордовия, Тыва, Нижегородской, Воронежской, Вологодской областей)177.

А в законе Смоленской области «О нотариате» например, указывается, что в случае отсутствия в населенном пункте области нотариуса нотариальные действия совершают уполномоченные на то должностные лица в пределах полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации178. Кто относится к таким уполномоченным должностным лицам и каковы их полномочия совершенно непонятно. То есть, если исходить из приведенного анализа федерального законодательства, закон Смоленской области «О нотариате» никак не регулирует совершение нотариальных действий в населенных пунктах, где отсутствует нотариус.

В-третьих, нормы о полномочиях органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий включаются в законы субъектов Федерации о местном самоуправлении. Это законы республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики, Краснодарского края, Амурской, Мурманской, Липецкой областей. При этом региональный законодатель либо относит совершение отдельных нотариальных действий к вопросам местного значения, либо наделяет конкретный орган местного самоуправления такими полномочиями. Например, подпункт 22 пункта 1 статьи 7 Закона Республики Адыгея «О местном самоуправлении» относит к вопросам местного значения «совершение отдельных нотариальных действий (удостоверение завещания, доверенности, принятие мер к охране наследственного имущества, свидетельствование верности копий документов, выписок из них, подлинности подписей на документах в муниципальных образованиях, в которых отсутствует нотариус) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, с поступлением в полном объеме суммы взимаемой государственной пошлины в распоряжение соответствующего органа местного самоуправления».

В закон Липецкой области от 26 октября 2001 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Липецкой области» были внесены изменения, которые касались дополнения перечня вопросов местного значения. В частности, статья 6 дополнена абзацем следующего содержания: «органы местного самоуправления осуществляют полномочия по совершению нотариальных действий в соответствии с действующим законодательством»1. В Мурманской области полномочиями по совершению нотариальных действий наделена местная администрация, в Амурской области — исполнительный орган поселка, сельсовета, района, в Кабардино- Балкарской Республике — городская (районного подчинения), поселковая, сельская, станичная администрация.

Более того, в некоторых регионах России органы местного самоуправления наделялись полномочиями по совершению нотариальных действий подзаконными нормативными правовыми актами.

До недавнего времени такие акты действовали в Республиках Адыгея2 и Марий Эл3, Московской4, Вологодской, Калужской и Саратовской 1

Закон Липецкой области от 14 сентября 1995 г. № 21-03 «Об общих принципах органшаиии местного самоуправления в Липецкой области» н ред. законов Липецкой области от 30 ноября 1995 г. № 28-03, от 18 октября 1996 г. № 47ЮЗ. от 27 февраля 1998 г. X* 90-03. от 17 февраля 2000 г. >6 62-03, от 13 сентября 2000 г. Hi 109-03. от 26 апреля 2001 г. № 137-03, от 27 августа 2001 г. X* 161-03. от 26 октября 2001 г. X? 163-03 //Липецкая газета. 2001.3 ноября. 2

Укаа Президента Республики Адыгея от 11 ноября 1996 г. Н* 196

lawbook.online

Смотрите так же:

  • Зарегистрировать налоговую накладную едином реестре Регистрация налоговых накладных и расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН) На дату возникновения налоговых обязательств налогоплательщик обязан составить налоговую накладную в электронной форме и зарегистрировать […]
  • Помощник прокурора обязанности Прокуратура Московской области Условия и порядок приёма на службу в органы прокуратуры, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на прокурорские должности в прокуратуре, определены Федеральными законами «О прокуратуре Российской […]
  • Приобретение право собственности на недвижимость Основание приобретения прав на недвижимое имущество - договоры и сделки Пункт 1 ст. 8 ГК РФ устанавливает девять оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. В пункте 2 этой статьи содержится правило, согласно которому […]
  • Поликлиника новые правила Поликлиника новые правила В целях повышения качества и доступности медицинской помощи населению, прикрепленному к ГУЗ «Поликлиника № 20», совершенствования маршрутизации пациентов в лечебном учреждении, в соответствии с методическими […]
  • Уголовно процессуальные функции суда Лекция 1: Понятие и сущность уголовного процесса 1.3. Уголовно-процессуальные функции Новое издание конспекта от 2016 года: Батычко Вл.Т. Уголовный процесс. Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016. Конспект лекций написан в соответствии […]
  • Минусы преступлений Российские теории причин и условий преступности. Существует 2 уровня исследования причин преступности: 1. Теории, кот. вытаются анализировать причины на уровне всей преступности, здесь сосредотачивается внимание на глобальных […]