Методы предупреждения групповой преступности несовершеннолетних

Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних — Кашуба Ю.А., Перекрёстов В.Н., Дранников В.Н

Министерство образования Российской Федерации Таганрогский государственный радиотехнический университет

Ю. А. Кашуба В. Н. Перекрестов В. Н. Дранников

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ГРУППОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ББК 67.99(2Р) 8Я73

Ю. А. Кашуба, В. Н. Перекрестов, В. Н. Дранников. Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних. Учебное пособие по курсам: «Уголовное право», «Криминология». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 29 с.

Учебное пособие «Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних» предназначено для студентов, обучающихся по направлению 521400 и специальности 021100 «Юриспруденция».

Пособие может быть использовано в качестве дополнительной учебной литературы по дисциплине Ф.12 «Уголовное право» и СД.03 «Криминология». Пособие содержит статистические материалы о групповой преступности несовершеннолетних, в нем раскрываются понятия и способы предупреждения такого рода преступности.

Помимо учебных целей, данное пособие может быть полезно всем интересующимся современными проблемами уголовного права и криминологии.

Н. Н. Бажанов, канд. юр. наук, доцент, зам. проректора по учебной работе ТРТУ;

В настоящее время большое внимание не только криминологов, но и социологов, публицистов, политиков привлекает проблема преступности среди несовершеннолетних. Если еще совсем недавно мы говорили об отрицательной динамике роста преступности несовершеннолетних, то на сегодняшний день картина изменилась. Абсолютное количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в 1999 г., превысило показатели 1998 г. Особую тревогу вызывает тот факт, что более 80 % преступлений совершается в составе групп. Это подтверждает высказывание К. Е. Игошева о том, что практически 80–90 % таких преступлений, как грабежи, разбойные нападения, хулиганство, совершаются устойчивыми группами подростков. Так что в целом не будет преувеличением сказать: преступность несовершеннолетних

— это групповое преступление. Конечно, сам по себе факт формирования групп подростков и юношей — процесс закономерный. Известно, что для подростков характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, поэтому тревогу вызывает не вообще подростковое общение и неформальные подростковые группы, а лишь те, в которых происходит криминализация несовершеннолетних.

По мнению одного из ведущих исследователей подросткового неформального общения И. Я. Полонского, около 85 % подростков и юношей проходят через стихийное групповое общение. По характеру социальной направленности Полонский делит стихийные группы на три типа:

1. Просоциальные или социально-положительные.

2. Асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в систему узкогрупповых ценностей.

3. Антисоциальные — социально-отрицательные группы.

Следует отметить, что групповая изолированность, корпоративность, замкнутость молодежных неформальных групп создает предпосылки для неблагоприятной динамики групповой социальной направленности, «трансформации», перерастания просоциальных, досуговых объединений в асоциальные, а затем в антиобщественные группы. Как правило, уже в асоциальных группах происходит криминализация подростков, так как в них, в основном, собираются «трудные» подростки, находящиеся в изоляции в своих классных коллективах и, кроме того, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях. В лидеры этих групп выдвигаются подростки с узкоэгоистической направленностью. Члены этих групп еще не совершают преступлений, но как бы созревают для их совершения. А. И. Долгова считает, что «криминогенные группы

— это среда, формирующая и стимулирующая мотивацию антиобщественного поведения» 1 .

Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, нормы криминогенных групп, хотя и противоречат официальным, но все-таки жестко не определяют пове-

1 Долгова А. И. Преступность и общество // Актуальные вопрос борьбы

с преступностью в России и за рубежом. М., 1992. Вып. 3.

дение их членов и преступников. Поэтому члены криминогенных групп большинство преступлений совершают в проблемных, конфликтных ситуациях или благоприятных для этого условиях.

В свою очередь, преступные группы характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение, для них характерны противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений.

Изучение криминогенных подростковых групп в течение последних 10–15 лет предпринималось криминологами и психологами в самых различных регионах страны. В результате этих исследований И. П. Башкатов выделяет три уровня развития криминогенных групп:

1. Предкриминальные или асоциальные группы подростков с ориентацией на антиобщественную деятельность.

2. Неустойчивые или криминогенные группы, характерезующиеся преступной направленностью групповых ценностных ориентации.

3. Неустойчивые криминальные или преступные группы, сформированные для совместного совершения каких-либо преступлений.

По его данным, среди исследуемых подростковых групп, совершающих преступления, 74 % — мужского состава, 6 % — женского, 20 % — смешанного.

Однако в последнее время наметилась тревожная тенденция в отношении женской преступности. С одной стороны, отмечается рост преступности среди несовершеннолетних девушек, а с другой — факты циничного отношения к девушкам в семейных подростковых группах. Наличие так называемых «общих девочек», групповой секс, привлечение девушек из уличных компаний к участию в изнасиловании своих подруг и знакомых.

По роду занятий, по исследованиям Беличевой С. А., перед осуждением 31 % несовершеннолетних членов преступных групп работали, 28 % — учились в общеобразовательных школах, 29 % — в ПТУ, 12 % — не учились

и не работали. При этом для работающих были характерны прогулы, нарушение дисциплины, недобросовестность; для учащихся — нежелание учиться: 39 % — учились плохо, 49 % — удовлетворительно и лишь 12 % — хорошо.

По данным Игошева К. Е., около 1/3 преступлений несовершеннолетние совершают под непосредственным влиянием взрослых. Причем 32 % — при помощи «выгодных», корыстных предложений, просьб, советов, 30 % — путем постепенного приобщения к совместным выпивкам, иногда с использованием угроз, обмана или избиения.

Чаще всего в преступление несовершеннолетних вовлекают взрослые в возрасте 18–25 лет, многие из которых судимы. Кроме того, с приобщением несовершеннолетних к выпивкам возникает дополнительный мотив преступных действий, заключающихся в поисках средств на приобретение спиртного. По данным исследований, до момента объединения в преступные группы 94,1 % взрослых и 78,3 % несовершеннолетних систематически или периодически употребляли спиртные напитки.

Таким образом, как свидетельствуют различные исследования, стихийно складывающиеся неформальные подростковые группы, во-первых, существенно различаются по степени своей криминализации, во-вторых, весьма динамичны по своей внутренней структуре, имеют собственные, присущие им закономерности развития и криминализации, знание и понимание которых необходимо для успешной профилактики групповой преступности несовершеннолетних.

Каковы внутренние субъективные причины ее саморазвития и самодвижения? Здесь действует общая социальная закономерность: возникновение того или иного социального явления зависит от внешних причин, а возникнув, оно начинает развиваться по своим внутренним законам. И если бы в настоящее время можно было бы нейтрализовать все внешние причины (криминологи насчитывают от 150 до 250 причин – факторов), то преступность несовершеннолетних не пошла бы сразу на убыль, а продолжала бы свое саморазвитие. Возникает вопрос: каковы эти механизмы саморазвития преступности, какова их природа?

Первый механизм можно было бы назвать персонализированным, аналогичным действующему (вернее, действовавшему) в законопослушной среде институту наставничества и шефства опытных людей над подрастающим поколением. В преступной среде такими наставниками и шефами являются, прежде всего, рецидивисты, отбывшие наказание и «повысившие в местах лишения свободы свою квалификацию”. Благоприятствует этому омоложение преступности и, в частности, снижение среднего возраста особо опасных рецидивистов. Чем моложе рецидивист и особо опасный рецидивист, тем он более привлекателен для подростков. Выйдя на свободу, он подыскивает себе неустойчивых подростков, чтобы их руками совершать преступления, а в случае опасности уголовного преследования подставлять под уголовную репрессию подростка, принуждая его брать ответственность на себя. Нередко, выйдя на свободу, рецидивист не возвращается в свою прежнюю преступную группу, особенно если он был там на вторых ролях. Жажда самоутверждения побуждает его создавать из подростков группу «под себя», насаждая в ней угодные ему нормы и ценности. Особенностью функционирования данного механизма воспроизводства подростковой преступности является и то, что создаваемое сообщество быстро профессионализируется в преступном промысле.

Второй психологический механизм связан с возникновением спонтанных криминальных групп, начавших свое развитие с уровня асоциальных, достигших уровня криминального. В таких группах группообразующим фактором является деятельность (вначале асоциальная, а затем криминальная), которая для подростков в силу их возраста является притягательной. И главное, в такой группе, совершив первое преступление, подросток оказывается «замазанным», и выйти из группы ему практически невозможно. Кроме того, он «повязан» и многочисленными экономическими связями: «он всем должен и ему все должны». В группе действуют суровые меры к «отступникам», с чем

тоже приходится считаться. Так, преступная группа, возникшая «случайно», стремясь, как и любой социальный организм, продлить свое существование, становится школой подготовки молодых преступников. Опираясь на знание житейской психологии, она начинает втягивать в свою орбиту неустойчивых подростков, используя многочисленные способы и приёмы (от покровительства, разжигания низменных страстей, угроз, шантажа, физического насилия до спекуляции на чувствах товарищества, благородства, верности слову, мужества). Попадая в преступную группу, подросток немедленно приобретает определенную психологическую, моральную, физическую и материальную защиту от окружающих подростковых сообществ, что побуждает его быть преданным группе.

Третий психологический механизм связан со всеобщей криминализацией нашего общества, которая проявляется, в частности, в возникновении огромного криминального слоя населения (целого класса преступников) со своей культурой, обычаями, традициями, ритуалами, нормами, ценностями, получившими наименование «криминальной субкультуры». Криминальная субкультура, как и любая подкультура, по своей сущности агрессивна. Она вторгается в культуру официальную, взламывая ее, девальвируя ее нормы и ценности, насаждая в ней свои правила, нормы, атрибутику. Известно, что носителем любой культуры является язык. Если взять наш «великий и могучий русский язык» как носитель культуры нации, то он оказался весь пронизан уголовной терминологией. Даже в детском саду дети понимают, что «мент», «козел», «петух», «обиженный» — плохие слова. А ведь это все терминология уголовного жаргона. Никого уже не смущает, что и народные депутаты в прямом эфире «ботают по фене». А ведь известно, кто говорит на уголовном жаргоне, тот и мыслить начинает криминальными категориями. Для подростков, склонных к языковым инновациям, уголовный жаргон становится особенно привлекательным. Поэтому происходит не только быстрое сращивание молодежно-подросткового сленга с уголовным жаргоном, но и интенсивное овладение подростковым населением нормами и ценностями преступного мира с его жестким разделением людей на «своих» и «чужих», с четкой уголовной иерархией внутри «своих», с особыми правилами приема новичков в группу («пропиской»), системой привилегий для уголовной «элиты», кличками, клятвами («божбой»), нанесением татуировок, бесконечными «разборками» между группировками за территорию и зоны преступного промысла и т. п. Все это отражается на так называемой настенной живописи (в туалетах, на стенах домов, на остановках транспорта, в вагонах электричек и т. п.).

Четвертый психологический механизм связан с организованной преступностью, лидеры которой стремятся подготовить себе достойную смену. Делается это путем создания специальных школ по подготовке из подростков будущих телохранителей, «пехоты» и будущих лидеров преступного мира. В таких школах насаждается здоровый образ жизни, исключающий любое употребление алкоголя и наркотиков. Какой «босс» организованной преступности возьмет себе в телохранители алкоголика или поручит важную опера-

цию с имуществом и большими материальными ценностями наркоману? Ежедневные занятия спортом, овладение оружием и компьютером и многое другое позволяют лидерам организованной преступности вырастить из подростков и молодежи новую генерацию преступного мира, которая идет на смену «преступникам от нищеты».

Таковы основные психологические механизмы воспроизводства подростковой преступности. При этом преступный мир широко использует огромный и разнообразный арсенал средств, способов и механизмов практической психологии, максимально учитывает индивидуальные и возрастные особенности несовершеннолетних для того, чтобы втянуть их в криминальную деятельность и каждого использовать в этой деятельности с максимальной отдачей. Все это обязывает ученых и практиков уделить самое серьезное внимание исследованию психологических аспектов преступности несовершеннолетних, механизмов ее расширенного воспроизводства и учету их в воспитательно-профилактической работе.

Практическим сотрудникам ОВД хорошо учитывать, что находясь в группе, подростки совершают преступления, которых бы не совершили в одиночку.

Из практики известно, что даже довольно сдержанные подростки под воздействием группы становятся способными к агрессивным проявлениям.

Наиболее часто преступные группы несовершеннолетних состоят из 2– 3-х человек. Это подтверждает и наш проведенный недавно анализ: из 20 проанализированных групп 12 состояли из 2-х человек, 8 — из 3-х.

Не менее важным фактором, характеризующим групповую преступность, следует считать срок существования групп. Известно, что чем больше срок, тем степень деморализации участников выше. Более того, вырабатывается определенная система поведения. Каждая 2-я группа существовала около месяца, но есть такие группы, которые действовали длительное время. В этом есть вина работников отделений по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних (ОППН), отделений уголовного розыска

Анализ позволяет утверждать, что чем дольше существует группа, тем больше подростков в неё вовлекается. Проведенные служебные расследования позволяют сделать вывод, что значительная часть групп существовала до совершения преступления. Причем поведение участников групп предполагало возможность перерастания их в преступные. Из-за непринятия своевременных действенных мер со стороны работников милиции и общественности эти группы стали совершать преступления.

Характеристика групповой преступности будет неполной, если мы не рассмотрим структуру подростковой преступности. Наиболее распространенными видами преступлений являются кражи, грабежи. Из них на 1 месте — кражи, на 2 месте — разбои, грабежи, хулиганство.

Сопоставляя полученные данные, характеризующие преступность среди несовершеннолетних в целом, можно сделать вывод о том, что разбойные

нападения, грабежи, кражи совершаются преимущественно в группах. Подросток, совершая в основном имущественные преступления, чаще всего стремится достать средства на алкоголь и развлечения. Хулиганство проявляется, как правило, в форме групповых драк. Причем при опросе несовершеннолетних большинство заявили: «Если бы не дрались мои товарищи, не дрался бы и я».

Как известно, организованной группа считается тогда, когда соучастники детально договариваются о планах совершаемых преступлений, тщательно подготавливают и распределяют роли между собой. Для несовершеннолетних характерно соучастие без предварительного соглашения. Соучастие несовершеннолетних в четком разделении ролей встречается очень редко.

Согласно проведенным исследованиям, в каждой второй группе был организатор. Обычно роль его сводилась к проявлению преступной инициативы.

Теперь перейдем к условиям формирования групп несовершеннолетних правонарушителей и характеристике их участников.

Наши исследования показывают, что большинство групп организуется, не имея четкой структуры и цели, отнюдь не для совершения преступлений, они лишь отражают естественное стремление к общению и совместному проведению свободного времени.

Таким образом, в процессе становления личности через стихийные группы проходит большинство несовершеннолетних. И участие в них характерно не только для правонарушителей. Существование подобных групп во многом зависит от полезной деятельности подростков, их досуга. А ведь не секрет, что плохая организация досуга — одно из условий, способствующих превращению стихийных компаний в преступные группы несовершеннолетних.

В одной из школ провели такой эксперимент.

Вполне нормальным учащимся предложили выбрать товарищей на экскурсию, в кинотеатр и т. д. Почти никто не взял в компанию трудных учащихся. Все это лишний раз убеждает в изоляции трудных подростков в коллективах. Конечно, есть случаи, когда трудные подростки навязывают свою волю коллективу, занимают положение вожаков. Подобное положение свидетельствует о неудовлетворительной работе в школе. По данным исследований, многие подростки, участники групп, не имеют нормальной семейной обстановки.

Итак, «трудные» как бы выпадают из школьного коллектива, а семья не только не может компенсировать потерю, но чаще усугубляет её. Отсюда стремление таких подростков войти в компанию сверстников, где не предъявляются высокие моральные требования, где школьные успехи не имеют значения.

Таким образом, несовершеннолетний находит или создает группу, где его позиции и взгляды совпадают с позициями большинства.

Нужно сказать, что при образовании обычных стихийных группировок подростки объединяются на основе увлечения каким-то полезным делом.

Группы несовершеннолетних правонарушителей характеризуются, прежде всего, отсутствием подобных интересов. Эти подростки увлекаются алкоголем, ведут праздный образ жизни. Такие группы для ОВД и должны представлять интерес.

Обращает на себя внимание и тот факт, что если несовершеннолетний принадлежит к группе независимо от своей воли, подчинение группе поверхностное. Другое дело, если он выбирает её добровольно. Конечно, здесь нужно иметь в виду и твердые жизненные взгляды, воспитанные семьей и коллективом.

Негативное внутригрупповое влияние становится существенным, когда ключевые позиции в группах оказываются чаще всего в руках наиболее отрицательно характеризующихся несовершеннолетних.

Согласно исследованиям, большинство организаторов групп состояли на учёте в милиции. Некоторые из них были судимы или прибыли из спец. школ. Однако в обследованных группах несовершеннолетних были и подростки, имеющие положительные характеристики. Что же толкает в группы тех, кто характеризуется в прошлом более или менее положительно? В подобном стремлении проявляется их незрелость, непонимание последствий своего поведения, впечатление от прочитанной книги, просмотренного кинофильма. Им присущи и такие черты характера, как жадность, заносчивость, неопрятность, физические недостатки.

Место организации и сбора групп несовершеннолетних правонарушителей часто служит микрорайон, улица, двор, подвал, подъезд и др. В группы нередко входят подростки, которые знают друг друга по учебе, работе и даже случайные знакомые.

Подобная разнохарактерность связей свидетельствует, что группы, как правило, не сходны с формальным коллективом (класс, ПТУ, предприятие).

Таким образом, стихийное объединение несовершеннолетних, где значителен процент «трудных» подростков-правонарушителей, отрицательно влияющих на остальных, как бы предваряет преступную группировку. Дальнейшее её развитие зависит от усиления отрицательного поведения отдельных участников к совершению преступлений группой.

Бывает и так, что раньше подросток характеризовался более или менее положительно, встает на преступный путь из-за ложного понимания товарищества или стремления занять в группе ведущее положение. Для удовлетворения таких запросов, которые чаще всего сводятся к выпивке, возникает потребность в средствах. Если их невозможно достать дома, то подростки начинают воровать.

Какая же ситуация складывается в группе после совершения первого преступления? Это зависит от того, какова реакция милиции в отношении принятия мер к правонарушителям.

studfiles.net

Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Терехова Ольга Николаевна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Терехова Ольга Николаевна. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.08 Красноярск, 2005 249 с. РГБ ОД, 61:06-12/102

Содержание к диссертации

Глава 1. Криминологическая характеристика групповой преступности несовершеннолетних 12

1. Понятие и состояние групповой преступности несовершеннолетних 12

2. Криминологическая характеристика преступных групп несовершеннолетних 31

3. Криминологическая характеристика несовершеннолетнего лица, совершившего преступление в группе 42

Глава 2. Детерминанты групповой преступности несовершеннолетних 62

1. Понятие и классификация детерминант групповой преступности несовершеннолетних 62

2. Особенности детерминант групповой преступности несовершеннолетних 70

3. Недостатки в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД, влияющие на состояние групповой преступности несовершеннолетних ПО

Глава 3. Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел 123

1. Подразделение по делам несовершеннолетних ОВД как субъект профилактики групповой преступности несовершеннолетних 123

2. Организационно-правовые аспекты предупреждения групповой преступности несовершеннолетних в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД 139

3. Направления совершенствования предупреждения групповой преступности несовершеннолетних подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД 172

Список использованной литературы 199

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Социально-экономические реформы, проводимые в последние годы в нашем государстве, повлияли на состояние основных социальных институтов (семья, школа). Переживая свой кризис, они перестали осуществлять на должном уровне важные функции антикриминогенного воспитания в отношении несовершеннолетних как членов социальной группы. Отторжение от основных социально-позитивных групп общества вынуждает несовершеннолетних становиться членами антиобщественных групп сверстников, что подтверждается ежегодным увеличением количества несовершеннолетних участников антиобщественных групп. По официальным данным МВД России, каждое десятое преступление в России совершается несовершеннолетним, из них около 60% — в группе. В Красноярском крае в последние годы несовершеннолетними совершается каждое восьмое преступление, а уровень групповой преступности несовершеннолетних в последние несколько лет был на порядок выше общероссийского и составлял 73% от всех преступлений, совершенных несовершеннолетними на данной территории. Такая ситуация послужила поводом изучения состояния групповой преступности несовершеннолетних и ее предупреждения.

Преступной группой совершаются в два раза больше, чем в одиночку, тяжких и особо тяжких преступлений. При этом количество особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними в группе, увеличилось за период с 1997 по 2004 годы на 60%’. Общественная опасность групповой преступности несовершеннолетних повышается за счет ухудшения не только количественных ее показателей, но и качественных изменений. Меняется криминологический портрет участника преступной группы несовершеннолетних, постоянна тенденция увеличения количества лиц, не занятых выполнением социально-полезных функций (не работающие, не учащиеся). На этом фоне современного состояния общества появились новые проблемы, которые необходимо анализи-

4 ровать с целью успешной работы по предупреждению 1 групповой преступности несовершеннолетних.

Профилактика групповой преступности несовершеннолетних является одной из первостепенных задач современного государства. Крайне важна деятельность, направленная на предупреждение групповой преступности несовершеннолетних, специальных субъектов, особое место среди которых отводится подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН), так как они являются самостоятельным субъектом профилактики и занимают центральное место в системе субъектов специального предупреждения групповой преступности несовершеннолетних.

Однако существующие в деятельности ПДН проблемы не дают возможности осуществлять профилактическую деятельность, направленную на предупреждение групповой преступности несовершеннолетних, на должном уровне. Несвоевременное выявление и постановка групп на учет, формальный подход к определению комплекса профилактических мероприятий, упрощенный вариант их осуществления, усложненный механизм взаимодействия с другими заинтересованными субъектами профилактики преступности несовершеннолетних, а также отсутствие должной организации деятельности по предупреждению групповой преступности несовершеннолетних как в сфере нормативно-правового регулирования, так и в сфере непосредственного осуществления данной деятельности, формируют фрагментарный характер профилактики.

Указанные обстоятельства и обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Состояние научной разработанности темы исследования

Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение подвергались криминологическому изучению на протяжении всего прошлого столетия и до настоящего времени. К исследованию данной проблемы обращались Ю.М.Антонян, И.П.Башкатов, А.В.Булатов, Н.И.Ветров, А.И.Долгова, Г.И.За-

Автор изначально определяется с тем, что термины «предупреждение» и «профилактика» употребляются как синонимы.

5 брянский, А.Ф.Зелинский, К.Е.Игошев, И.И.Карпец, В.Н.Кудрявцев, Н.Ф.Кузнецова, А.С.Макаренко, Э.Б.Мельникова, М.Г.Миненок, Г.М.Миньковкий, В.А.Плешаков, В.Ф.Пирожков, Л.М.Прозументов, С.Л.Сибиряков, М.В.Талан, А.В.Шеслер, Д.А.Шестаков и другие.

В работах этих авторов рассмотрены криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних, теория и практика ее профилактики. Однако большинство исследований проводились в других социально-экономических и политических условиях. Накопленный научный опыт следует развивать с учетом не подвергавшихся криминологическому исследованию новых реалий современного общества.

Рассматривая проблему предупреждения групповой преступности несовершеннолетних, современные исследователи касались деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел наряду с другими субъектами системы профилактики преступности несовершеннолетних либо уделяли внимание работе данного субъекта с крупными преступными группировками. Тем не менее проблема предупреждения групповой преступности несовершеннолетних продолжает оставаться актуальной, особенно с учетом того, что в настоящее время отсутствует целостное изучение деятельности ПДН ОВД по предупреждению преступных групп несовершеннолетних, которыми совершается основная масса групповых преступлений. Решение этой задачи невозможно без проведения комплексного научного исследования правовых и организационных вопросов, связанных с деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних ОВД по предупреждению данного вида преступности.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является групповая преступность несовершеннолетних и общественные отношения, складывающиеся при осуществлении ее предупреждения подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД.

Предметом исследования являются: криминологическая характеристика групповой преступности несовершеннолетних, правовые и организационные

аспекты деятельности ПДН ОВД как субъекта профилактики групповой преступности несовершеннолетних.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном изучении состояния групповой преступности несовершеннолетних и проблем ее предупреждения сотрудниками ПДН ОВД как основы для определения направлений совершенствования профилактики групповой преступности несовершеннолетних в деятельности данного субъекта профилактики.

Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

анализ состояния групповой преступности несовершеннолетних;

изучение и выявление основных особенностей групповой преступности несовершеннолетних;

криминологическое исследование преступных групп несовершеннолетних и их участников;

определение основных детерминант групповой преступности несовершеннолетних с учетом социально-экономических и политических изменений последнего десятилетия;

-анализ истории деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД и их места в системе субъектов профилактики групповой преступности несовершеннолетних;

изучение основ правового регулирования и организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД по предупреждению групповой преступности несовершеннолетних;

обоснование предложений по совершенствованию нормативно-правовых и организационных основ работы подразделений по делам несовершеннолетних ОВД по предупреждению групповой преступности несовершеннолетних.

Методологическая и теоретическая основа исследования Методологической основой диссертационного исследования являются положения теории научного познания общественных процессов.

В исследовании использовались частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, статистический, формально-логический, системно-структурный, социологический (опрос, наблюдение, анализ документов).

Теоретическую основу исследования составили труды ученых, занимающихся криминологическими и уголовно-правовыми вопросами изучения преступности несовершеннолетних и организации предупреждения групповой преступности несовершеннолетних, в частности в деятельности правоохранительных органов и в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД. Кроме этого теоретическую основу исследования составили научные работы по уголовно-исполнительному праву, гражданскому и семейному праву, правовой статистике, общие положения ученых в области философии, возрастной психологии, социологии. Правовую основу исследования составили законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные акты, включая правовые акты, регламентирующие деятельность органов внутренних дел.

Эмпирическую базу исследования составили:

-статистические данные Главного информационного центра МВД России, информационного центра ГУВД Красноярского края о состоянии групповой преступности несовершеннолетних с 1997 по 2004 гг.;

отчетные статистические данные о состоянии деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД в части, касающейся профилактики групповой преступности несовершеннолетних, с 1997 по 2004 гг.;

статистические данные Управления Судебного департамента в Красноярском крае об осужденных несовершеннолетних лицах с 1997 по 2004 гг.;

-результаты изучения материалов 250 уголовных дел, рассмотренных судами г.Красноярска, в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление в группе, с 2001 по 2004 гг.;

— результаты изучения материалов учетно-профилактических дел и учет-
но-профилактических карточек в отношении 350 несовершеннолетних, являю
щихся участниками антиобщественных групп, а также 160 наблюдательных дел

8 на группы несовершеннолетних с антиобщественной направленностью, состоящих на учете в ПДН ОВД;

результаты анкетирования 130 инспекторов ПДН ОВД Красноярского края, которое осуществлялось путем случайной выборки с учетом региональной составляющей;

результаты анкетирования четырех различных по правовому статусу групп несовершеннолетних (570 человек), из них лиц: состоящих на учете в ПДН ОВД Красноярского края в качестве участников антиобщественных групп (150 человек); отбывающих срок лишения свободы в воспитательной колонии г.Канска Красноярского края за совершение преступления в группе (120 человек); обучающихся в средних общеобразовательных школах (200 человек); в Центре образования (100 человек).

Научная новизна исследования. На основе анализа современных тенденций и детерминант групповой преступности несовершеннолетних, а также нормативно-правовой базы и практической деятельности ПДН ОВД, связанных с профилактикой групповой преступности несовершеннолетних, существующих точек зрения и собственного видения проблемы автор предпринял попытку комплексного исследования проблем предупреждения групповой преступности несовершеннолетних подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД и их решений с учетом новых форм и методов работы. Это дало возможность диссертанту предложить ряд новых по содержанию и обоснованию теоретических выводов и практических рекомендаций.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Обосновано криминологическое понятие преступной группы несовершеннолетних, под которой следует понимать группу, состоящую из двух и более несовершеннолетних лиц, которых объединяет совместная групповая деятельность, характеризующаяся совместным совершением преступления и межличностным общением, вследствие чего формируются нормы поведения, происходит распределение обязанностей, определяются особенности соподчинения членов группы, имеющих цель ее сохранения.

Выявлены негативные тенденции групповой преступности несовершеннолетних в современном обществе, подтвержденные криминологической характеристикой ее количественно-качественных показателей за 1997-2004 гг. (ухудшение структуры групповой преступности несовершеннолетних, ее интенсивный рост в сельской местности, рост количества несовершеннолетних лиц, совершивших преступление в группе, не выполняющих социально-полезные функции).

Предложена классификация преступных групп несовершеннолетних, сущностным признаком которой является уровень значимости совместной преступной деятельности в процессе межличностного общения.

Обоснована необходимость проведения типологии несовершеннолетних лиц, совершивших преступления в группе, критерием которой является мотив пребывания в группе, имеющийся у каждого из них, через индивидуальный подход относительно всего состава группы, участниками которой они являются.

Определены особенности детерминант групповой преступности несовершеннолетних на современном этапе: на общесоциальном уровне — проблемы в основных общественных сферах жизнедеятельности несовершеннолетних, оказывающие детерминирующее воздействие на групповую преступность несовершеннолетних; на социально-психологическом уровне — утрата основными институтами социализации несовершеннолетнего антикриминогенного потенциала; на психологическом уровне — негативные изменения в мотивации совершения преступления несовершеннолетнего участника группы.

Установлены факторы групповой преступности несовершеннолетних в профилактической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД, которые проявляются в несвоевременном выявлении групп с антиобщественной направленностью, неполном профилактическом воздействии на всех участников группы, а также в усложненном механизме применения мер воздействия на группу и ее участников.

Обоснована роль подразделения по делам несовершеннолетних ОВД как координатора профилактики преступности несовершеннолетних, в том чис-

10 ле групповой преступности несовершеннолетних, в системе специальных субъектов профилактики ОВД.

Определено, что группу несовершеннолетних следует относить к объекту профилактического воздействия со стороны подразделения по делам несовершеннолетних ОВД, если она носит антиобщественную направленность, которая проявляется в совершении ее участниками совместных действий аморального, правонарушающего, в том числе административно- или уголовно-правового характера. При этом группа с антиобщественной направленностью, совершившая совместно аморальные поступки, может стать объектом профилактического воздействия ПДН ОВД в том случае, если в числе ее участников имеется лицо, ранее совершившее правонарушение, за которым еще сохраняются правовые последствия.

Представлено понятие участника группы с антиобщественной направленностью как лица, которое участвует в совместной деятельности группы антиобщественного характера либо межличностного общения, независимо от его участия в том антиобщественном поступке, который послужил основанием постановки группы на учет.

10. Обоснована необходимость для совершенствования профилактиче
ской деятельности ПДН ОВД наряду с традиционными внедрения новых форм
и методов профилактики групповой преступности несовершеннолетних, учи
тывающих реалии развития основных сфер жизнедеятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в научных выводах и предложениях по совершенствованию профилактического воздействия на групповую преступность несовершеннолетних в деятельности ПДН ОВД. Полученные в ходе исследования данные дополняют представления о детерминантах, способствующих росту групповой преступности несовершеннолетних.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертационном исследовании, в правоприменительной деятельности ПДН ОВД и других субъектов,

осуществляющих предупреждение групповой преступности несовершеннолетних; в научно-исследовательской работе при дальнейшем решении проблем предупреждения преступности несовершеннолетних; в правотворческой деятельности; в учебном процессе юридических вузов, в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов, работающих с несовершеннолетними, а также при подготовке учебного материала по курсам «Криминология» и «Профилактика преступности несовершеннолетних».

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные выводы и положения диссертационного исследования были изложены в выступлениях на трех международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» (Красноярск, 2002 г., 2003 г., 2004 г.).

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск) при проведении учебных занятий по курсу «Криминология и профилактика преступлений», а также в практическую деятельность отдела организации работы подразделений по делам несовершеннолетних, управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности ГУВД Красноярского края, и Управления Судебного департамента в Красноярском крае.

Основные положения диссертационного исследования отражены в девяти научных публикациях общим объемом 6 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Понятие и состояние групповой преступности несовершеннолетних

Рассматривать групповую преступность несовершеннолетних, на наш взгляд, необходимо в едином контексте с общепринятыми криминологическими понятиями, характеризуя ее как разновидность преступности в целом, которая имеет как общие с ней признаки, так и особенные, позволяющие раскрыть ее специфику.

Подходы к изучению преступности зависят от философских, политических, а также идеологических позиций и взглядов, например, только в одной работе И.И. Карпец приводит около тридцати определений преступности, в том числе и данных западными учеными1.

Хотя в работах российских криминологов указываются много признаков преступности2, для понимания этого явления необходимо выделить несколько основных, раскрывающих его сущность.

Во-первых, групповая преступность несовершеннолетних — это социальное явление. Социальная нестабильность в обществе при любой социально-политической системе вызывает рост преступности, особенно преступности несовершеннолетних, поскольку именно подростки более чувствительны к происходящим в обществе изменениям. Следовательно, можно сказать, что групповая преступность несовершеннолетних является социальным явлением, поскольку существует в обществе и отражает его состояние.

Во-вторых, групповая преступность несовершеннолетних носит уголовно-правовой характер, потому что состоит из деяний, определяемых уголовным законом как преступление. Кроме того, возраст, с которого возможно наступление уголовной ответственности, также закреплен в уголовно-правовых нормах.

В-третьих, групповая преступность несовершеннолетних — это относительно массовое явление, поскольку состоит из значительного числа преступных групп и совершенных ими преступлений, о чем свидетельствуют приведенные в работе данные. Массовость свидетельствует о том, что групповые преступления несовершеннолетних представляют собой вид человеческой практики, то есть имеют характер прецедента1, при этом массовость относительна, так как за определенный период времени и на определенной территории не все групповые образования несовершеннолетних лиц являются субъектами преступной деятельности.

В-четвертых, групповая преступность несовершеннолетних обладает свойством системы, этого подхода придерживаются большинство ученых2, хотя, например, И.И.Карпец, С.В.Бородин считают, что для этого оснований недостаточно3.

Как система групповая преступность несовершеннолетних обладает определенными свойствами. Прежде всего, это статистическая закономерность, состоящая в ее повторяемости, устойчивой зависимости ее показателей от причин и условий. В значительном числе случаев между преступлениями существует взаимосвязь4. Исследователями давно установлено, что рост рецидивной преступности можно ожидать тогда, когда растет преступность несовершеннолетних, так как большая часть рецидивистов начинали свою преступную «карьеру» именно в несовершеннолетнем возрасте1. Кроме того, преступность как система обладает значительной самостоятельностью по отношению к породившим ее причинам2, а также совокупностью системообразующих элементов. Именно этот подход дал возможность ученым увидеть преступность как совокупность не только преступлений, но и лиц, совершивших преступления, и преступных групп . Вышеуказанное дает основания рассматривать групповую преступность несовершеннолетних как систему, состоящую из таких элементов, как групповое преступление, несовершеннолетний преступник и преступная группа, в которую он входит.

В-пятых, преступность обладает таким признаком, как общественная опасность, а групповая преступность несовершеннолетних имеет повышенную общественную опасность, поскольку она результативнее в силу разделения функций и соединения усилий подростков. Совершение преступления группой не только облегчает достижение преступного результата, но и надежнее обеспечивает его сокрытие4. Преступная группа более опасна, чем отдельный субъект, так как усиливает индивидуальные способности каждого ее участника. В свою очередь, участник группы аккумулирует в себе не только свойства всех остальных участников, но и характерные для группы в целом, в силу подражания и влияния группы в конкретной ситуации приобретая свойства, которых у него ранее не было.

Более того, по мнению многих ученых, общественная опасность преступной группы больше, чем сумма общественной опасности всех ее членов, а поступки, которые совершаются несколькими лицами, часто бывают более порочными, чем совершенные отдельным лицом.

Хотя Ю.М.Антонян, например, считает, что уменьшение с увеличением возраста количества преступлений, совершенных в группе, свидетельствует о том, что с накоплением преступного опыта у несовершеннолетних утрачивается необходимость в помощи соучастников, а следовательно, лицо, совершившее преступление в одиночку, более общественно опасно, чем совершившее преступление в группе1. Однако не всегда преступник-одиночка может нести общественную опасность большую, чем преступная группа — это скорее зависит от вида преступления. К тому же общественная опасность личности лица, совершившего преступление в группе и совершившего преступление в одиночку, является по сути своей разной, поскольку в первом случае лицо несет на себе влияние группы.

Утверждение о повышенной общественной опасности групповых преступлений, безусловно, правильно, но применительно к идентичным ситуациям, то есть к тем случаям, когда и групповое преступление, и преступление, совершенное в одиночку, совершаются при одних и тех же квалифицирующих обстоятельствах, например и группа, и лицо в одиночку, совершают насильственный грабеж. Вместе с тем высказанное Ю.М. Антоняном мнение также несет в себе подтверждение повышенной общественной опасности групповой преступности несовершеннолетних, так как преступная группа несовершеннолетних нередко является «стартом» к совершению повторных преступлений. Члены преступной группы несовершеннолетних могут и не участвовать в совершении преступлений, однако предпринимают действия для ее сохранения. Следовательно, уже само по себе существование преступной группы несовершеннолетних общественно опасно, поскольку группа пропагандирует себя и привлекает других подростков в свои ряды.

Криминологическая характеристика преступных групп несовершеннолетних

В целях совершенствования профилактической деятельности, направленной на предупреждение групповой преступности несовершеннолетних, рассмотрим преступные группы несовершеннолетних, используя различные критерии. Криминологическая характеристика преступных групп несовершеннолетних учеными определяется как совокупность признаков, находящихся во взаимосвязи и представляющих собой систему, а сама группа — не как некая сумма отдельных членов, а как субъект, обладающий определенными свойствами, характерными единому целому1. По утверждению И.П.Башкатова, «преступная группа несовершеннолетних скорее новый особый социальный организм со своими спе-цифическими законами возникновения, развития и функционирования» .

Ученые предлагают всю совокупность признаков, составляющих криминологическую характеристику преступной группы, разделить на внешние и внутренние3. К внешней характеристике можно отнести возрастной и численный состав; длительность существования группы, частоту и место встреч, способы удовлетворения групповых потребностей; социальный и половой состав; криминогенную зараженность членов группы; ответственность за противоправную деятельность. К внутренней — мотивы и направленность деятельности; уровень организованности, устойчивость; внутреннюю структуру, групповые нормы и ценности.

На основании различных критериев криминологами выделяются разнообразные классификации преступных групп.

Так, в зависимости от мотива А.И. Долгова подразделяет преступные группы несовершеннолетних на совершающие насильственные преступления; корыстные и насильственные преступления4. Близкая по существу другая классификация, основанная на уголовно-правовом характере преступлений, совершаемых участниками групп, выделяет группы, совершающие: имущественные преступления; хулиганства; иные преступления1. Эти классификации позволяют определить вид группы по одному внешнему признаку — вид совершенного преступления. Однако такие классификации характеризуют лишь деятельность, которую уже совершили участники этих групп, и учитывают практически только уголовно-правовой характер их деятельности.

Ряд авторов классифицируют преступные группы несовершеннолетних, основываясь на одном из социально-демографических признаков. Так, Л.А. Ря-бис предлагает выделить по числу членов преступной группы несовершеннолетних: малую группу (2-6 человек); среднюю группу (7-9 человек); большую группу (10 и более человек) . По возрастному признаку М.Г.Миненок и Д.М.Миненок выделяют группы, в составе которых: только несовершеннолетние; несовершеннолетние и взрослые; несовершеннолетние и малолетние3. Эти классификации позволяют увидеть соотношение многочисленных и малочисленных групп, проблемы взаимодействия несовершеннолетних с взрослыми преступниками и участие в группах малолетних лиц. Однако эти критерии не позволяют раскрыть внутренние признаки группы.

По уровню организованности групп Ф.М.Абубакиров выделяет три типа: традиционная преступная группа; организованная преступная группа4; преступная группировка5. Данная классификация предназначена в большей степени для уголовно-правовой характеристики преступных групп, так как основана на критериях, заложенных в нормах Уголовного кодекса.

По психологическому признаку построена классификация преступных групп несовершеннолетних Г.Г. Бочкаревой, основанная на различном соотношении негативных и позитивных устремлений участников групп1. Однако характеристика психологической установки участников группы не может ее наиболее полно охарактеризовать как преступную.

Некоторые криминологи считают, что преступные группы несовершеннолетних необходимо строить на основе не одного признака, а их совокупности (способ совершения преступлений, длительность и интенсивность преступной деятельности, компоненты организованности и профессионализма, мотивация, степень криминальной испорченности членов группы), что существенно может повысить ее практическую, научную, и познавательную значимость2.

Ряд авторов выделяют классификации, раскрывающие не только внешние признаки группы, но и внутренние процессы, происходящие в каждом из видов.

Так, А.В. Шеслер и P.M. Булатов предлагают классификацию преступных групп несовершеннолетних, основанную на степени устойчивости, выделяя нестойкие преступные группы; преступные группы с отдельными элементами устойчивости и устойчивые преступные группы3.

Исходя из особенностей механизма формирования преступных групп несовершеннолетних, Ф.Г. Бурчак предложил различать преступные группы, сразу возникшие для совершения преступлений, и преступные группы, которые образовались на основе антиобщественных или асоциальных досуговых объединений подростков4.

На основании комплекса признаков М.Г. Миненок и Д.М. Миненок выделяют следующие виды преступных объединений несовершеннолетних: случайные группы; ситуативные; стойкие; полуорганизованные; организованные и профессиональные. Данная классификация предоставляет возможность многогранно охарактеризовать группы, однако строится одновременно по разным критериям — одни группы по признаку криминальной деформации ее участников, а другие — по признаку организованности.

Ряд приведенных классификаций преступных групп несовершеннолетних, имеющихся в криминологической науке, безусловно, не является исчерпывающим. Их разнообразие указывает на сложность и неоднозначность изучаемого явления. Так как в нашем исследовании ставится цель совершенствования предупреждения групповой преступности несовершеннолетних подразделениями ПДН ОВД, то необходимо учитывать в их деятельности непосредственное воздействие на подростков, которые входят в эти группы, с целью недопущения совершения ими преступлений.

Не напрасно учеными подчеркивается, что в закономерностях формиро вания и функционирования преступных групп есть свои особенности, связан ные с составом и сферой преступной деятельности. Это относится и к преступ ным группам несовершеннолетних1. Формированию преступных групп несо вершеннолетних в большинстве случаев предшествуют случайные образования досуговых групп, которые вследствие ряда негативных факторов (отрицатель ное влияние старших, безнадзорность, запущенность воспитательного воздей ствия и т. д.) перерастают в антиобщественные группы . И для того, чтобы не допустить перехода группы несовершеннолетних в преступную, необходимо своевременно проводить профилактическую работу с теми группами, которые вызывают опасение совершения ими преступлений.

Понятие и классификация детерминант групповой преступности несовершеннолетних

Между познанием самой проблемы — групповой преступности несовершеннолетних — и организацией профилактической работы по предупреждению этой преступности необходим этап определения ее детерминации, поскольку первоначально необходимо воздействовать именно на то, что порождает и обуславливает это негативное явление в обществе.

Сложность и многозначность процессов, детерминирующих преступность, породили в теории криминологии много подходов. Объясняя происхождение и наличие преступности в обществе, исследователи подходят с различных позиций. Основные подходы отличаются не только различием терминов, но и их содержательной обоснованностью. Одни авторы выделяют причины и условия как систему явлений и процессов, детерминирующих преступность как свое следствие1, при этом акцентируя внимание на генетическом характере связи между причинами и преступностью и обуславливающем характере связи между условиями и преступностью, так как они создают благоприятные воз-можности формирования причин преступности и их реализации . Некоторые ученые применяют термин «полная причина», которая в их понимании состоит из самой причины и комплекса явлений, то есть условий, которые сами не могут породить непосредственно данное явление — следствие, но, сопутствуя причинам, обеспечивают определенное их развитие, необходимое для возникновения следствия3. То есть, как указывает, развивая теорию полной причины, П.И. Гришаев, речь идет о наличии взаимодействия между причинами и условиями, входящими в понимание определения полной причины преступности1.

Подход, опирающийся исключительно на причинно-следственные связи, затрудняет объяснение многих явлений, поскольку выпадают из поля зрения некоторые факторы, имеющие важное значение в объяснении существования пре-ступности. Именно поэтому появился подход множественности факторов. Однако определение совокупности отдельных обстоятельств затрудняет анализ непосредственных причин и условий, так как при таком подходе достаточно сложно выявить системность перечисляемых явлений и механизм их взаимодействия.

Однако реальной действительности присущи одновременно и целостность, и взаимосвязь предметов, явлений и процессов. Учитывая, что каждый из подходов раскрывает отдельные стороны происхождения преступности, нельзя противопоставлять причинностный подход многофакторному, так как первый является базовой частью второго.

Некоторые ученые говорят об обязательном выделении именно причин преступности, поскольку иначе нельзя определить, что именно порождает преступность, и меры могут касаться обстоятельств, находящихся с преступностью всего лишь в функциональной связи3. Однако, на наш взгляд, это необходимо делать, если речь идет о конкретном преступлении, поскольку, говоря о преступности в целом и о групповой преступности несовершеннолетних в частности, выделить конкретно какое-либо явление в качестве причины не представляется возможным, поскольку представление одних явлений как причин, а других как условий или факторов носит относительный характер, так как одно явление в различных ситуациях или, как пишет А.И. Долгова, при одних взаимодействиях может играть роль причины, при других — условия4 в зависимости от характера связи со следствием. Поэтому рассмотрение абстрагировано каких-либо отдельных явлений как причин допустит, во-первых, упущение тех обстоятельств, которые в другой ситуации, будучи ранее условиями или факторами, станут на этот раз причинами, а во-вторых, не раскроют сам механизм формирования и возможной реализации этих причин без остальных элементов детерминанты, что совсем не соответствует действительности и не имеет никакой ценности для изучения преступности и мер по ее профилактики.

Несомненно, наиболее эффективный метод изучения проблемы существования преступности — это комплексный подход, при котором возможно рассмотреть системно все явления, способствующие существованию преступности. При этом между следствием и явлениями, оказывающими влияние на преступность, имеется генетическая (причинно-следственная) связь, опосредованная связь (условия), а также функциональная связь, которая объясняет существование нескольких зависящих определенным образом друг от друга явлений одновременно. Такая функциональная связь объясняет наличие в системе элементов, детерминирующих преступность, факторов, которые не порождают и не обуславливают преступность, однако отражают определенную зависимость между преступностью и рядом социально значимых явлений (алкоголизм, миграция и т.д.)1.

Комплексный подход позволяет выделить составные элементы детерминанты групповой преступности несовершеннолетних: причины — явления, которые порождают преступность как свое следствие, условия — явления, которые способствуют формированию и проявлению причин, и факторы — явления которые создают общий благоприятный фон для развития преступности.

Рассматривая виды связей, можно отметить, что генетическая, обуславливающая и функциональная связи указывают на наличие системных элементов (причины, условия и фактора) детерминанты преступности. А такие связи, как статистическая связь, корреляционная зависимость, связь состояний и другие, определяют механизм взаимодействия элементов детерминанты преступности.

Интересным является «интеракционистский» подход, предложенный А.И.Долговой, в котором рассматривается причинность с позиции взаимодействия, то есть изучение детерминации преступности с вычленением причинности. Этот подход позволяет проанализировать не только совокупность обстоятельств, связанных с преступностью, но и цепь их взаимодействий, приводящую к преступному поведению и преступности1, то есть представляет возможность рассмотрения всех элементов, входящих в детерминанту преступности, в последовательной взаимосвязи между собой и каждого в отдельности относительно преступности.

Подразделение по делам несовершеннолетних ОВД как субъект профилактики групповой преступности несовершеннолетних

История подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел официально начинается с 31 мая 1935 года. После выхода постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»1 стала формироваться система по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в органах внутренних дел. Начала создаваться вертикальная территориальная структура подразделений профилактики правонарушений среди несовершеннолетних НКВД2.

Необходимо отметить, что принятию постановления от 31 мая 1935 г. предшествовало несколько десятков сложных для страны лет, во время которых государство пыталось найти пути решения проблемы детской преступности, бушевавшей в первой четверти прошлого века.

Обращаясь к истории нашего государства, можно отметить, что в царской России буржуазное право в вопросе предупреждения безнадзорности и преступности несовершеннолетних ограничивалось полумерами. К тому же несколько иначе расценивались и поступки подростков, например драки среди детей являлись естественной частью воспитания3.

Несмотря на это, в дореволюционные годы было сделано немало, однако часть образованных до революции 1917 года учреждений была ликвидирована новым правительством.

31 декабря 1917 года был подписан Декрет, положивший начало социальному воспитанию. Хотя социальная профилактика была еще отдалена от работы органов внутренних дел, тем не менее воспитание несовершеннолетних стало прямой обязанностью государства, потому что все несовершеннолетние признавались «детьми республики»1.

Вследствие такого подхода Декретом СНК РСФСР от 14 января 1918 года «О комиссиях для несовершеннолетних»2 и Декретом ВЦИК от 7 марта 1918 года «О суде»3 были упразднены суды и отменено тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних. Суды по делам несовершеннолетних были заменены комиссиями для несовершеннолетних, находившимися в ведении Наркомата общественного призрения (переименованного впоследствии в Наркомат социального обеспечения). Все уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних до 17 лет были изъяты из компетенции судов и переданы комиссиям по делам несовершеннолетних, заключенные малолетние преступники освобождены. С этого времени начинает формироваться система профилактики преступности несовершеннолетних, основанная на применении мер предупредительного характера.

В дальнейшем практика работы комиссий указала на необходимость дифференцированного подхода в выборе мер воздействия к несовершеннолетним правонарушителям. Становилось очевидным, что только социальными мерами без уголовно-исполнительной системы невозможно обойтись в борьбе с преступностью несовершеннолетних, и 4 марта 1920 года декретом «О несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях»4, повышая возраст несовершеннолетних с 17 до 18 лет, дела которых должны рассматриваться комиссиями, устанавливает, в случае невозможности применения медико-педагогических мер к 14-18 летним, передачу их дел в народные суды.

По инициативе Ф.Э. Дзержинского происходило объединение усилий различных ведомств и чекистских кадров в борьбе с беспризорностью. В связи с этим 27 января 1921 года Президиум ВЦИК постановил организовать особую полномочную комиссию по улучшению жизни детей и организации борьбы с детской беспризорностью, состоящую из представителей наркоматов просвещения, здравоохранения, продовольствия, ВЧК и других организаций. Большую работу эта комиссия при ВЦИК проводила на местах по распространению важных положений1.

Декретом СНК от 23 сентября 1921 г. было утверждено Положение о детской социальной инспекции (при комиссиях для несовершеннолетних). Инспекции занимались борьбой с детской безнадзорностью, нищенством, проституцией и правонарушениями, а также защитой детей от эксплуатации2.

В начале 20-х годов большое внимание стало уделяться разработке новых принципов исправительно-трудовой политики в отношении несовершеннолетних. Были разработаны и приняты нормы, регламентирующие особенности делопроизводства по делам несовершеннолетних. В УК 1922 г. были сформулированы такие важные положения, как отнесение несовершеннолетнего возраста обвиняемых к числу смягчающих обстоятельств, замена судом уголовного наказания воспитательными мерами3.

Апробировались новые формы и методы социально-педагогической профилактики. Одним из учреждений, использующих новые методы, стала Полтавская трудовая колония под руководством А.С. Макаренко4.

В целях согласования деятельности ведомств, осуществляющих борьбу с правонарушениями несовершеннолетних, СНК РСФСР 22 мая 1925 г. утвердил Положение о Центральной комиссии по делам несовершеннолетних, в состав которой входили и представители НКВД1.

Такая политика государства объяснялась первоочередными задачами спасения детей от голода, выявления беспризорников и оказания им помощи. Благодаря в основном воспитательным методам воздействия были достигнуты значительные успехи в снижении детской преступности2, в ликвидации многих причин детской беспризорности.

Необходимо отметить, что деятельность МВД напрямую зависела от общей политики государства в предупреждении преступности и девиантного поведения несовершеннолетних. Кроме того, политическое и экономическое состояние государства влияло на положение и объем задач, которые необходимо было решать специальным подразделениям МВД по профилактике преступности несовершеннолетних.

К началу 30-х годов изменились условия жизни и причины преступности несовершеннолетних. Возникшие новые проблемы в борьбе с преступностью несовершеннолетних были связаны с уже изжившей себя системой учреждений и существовавшим законодательством относительно несовершеннолетних3.

До этого времени милиция занималась профилактикой правонарушений несовершеннолетних больше на общественных началах. В Москве и Ленинграде общественностью были созданы дежурные пункты по приему безнадзорных детей4, которые послужили прообразом комнаты привода безнадзорных детей в ОДВ5, созданной в 1935 году и впоследствии переименованной в детские комнаты милиции. Основной задачей сотрудников милиции в работе с детьми была передача в детскую комиссию, а при отсутствии ее — в ближайший приемный пункт всех задержанных беспризорных, не достигших 18 лет, и несовершеннолетних правонарушителей в возрасте до 14 лет1. Объяснить это можно тем, что роль милиции в профилактике правонарушений и беспризорности была второстепенна. Функции милиции ограничивались выявлением подростков и передачей материалов на них в комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того, отсутствие системы взаимодействия комиссии по делам несовершеннолетних и милиции влекло за собой серьезные последствия, потому что после рассмотрения дела в комиссии по делам несовершеннолетних, подростка освобождали без уведомле-ния об этом милиции, что зачастую приводило к рецидиву . Сложившаяся ситуация указывала на то, что комиссиям по делам несовершеннолетних с проблемами детской преступности самостоятельно не справиться. Становилась очевидной необходимость специальной профилактики такой категории населения.

www.dslib.net

Смотрите так же:

  • Льготна педагогическая пенсия Льготная пенсия для педагога - психолога Здравствуйте. Я проживают в республике Башкортостан. С 1989 по 1997 г.г. я работала воспитателем в детском саду. С 1998г.и до настоящего времени я работаю в гимназии педагогом - психологом. На […]
  • В стаж работы судьи включается Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов (утв. Высшим Арбитражным Судом РФ 5 августа 1999 г. и Верховным Судом РФ 17 августа […]
  • Инструкция по судебному делопроизводству в областном суде 2018 Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 9 января 2018 г. № 2 “О внесении изменений в Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденную приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. № 36” В […]
  • Как рассчитать выплаты по осаго после дтп Как рассчитать стоимость выплаты по ОСАГО после ДТП Как проводится расчет стоимости выплат по ОСАГО при наступлении страхового случая? Этот вопрос задается всеми автовладельцами, которые попали в дорожно-транспортное […]
  • Расчет пенсий в 2000 году Почему в РФ пенсии не увеличивались с 2000 года? ​ по имеющимся данным.​ фонда РФ по​ средней заработной платы​ за тот же​ а из страховых​ что для расчета​ ​ 1051,5​ ​1992 - 5995,0 /​ и с учетом​ Пенсионного Фонда РФ​ заработок в 292​ с […]
  • Постановление правительства о налоге на землю Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 562"Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" Во исполнение […]