Статья 27 закона о психиатрической помощи

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 02.07.92 N 3185-I (ред. от 25.07.2002) «О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был —
  • (в ред. от 02.07.92 — «Ведомости СНД и ВС РФ», 1992, N 33, ст. 1913)
  • Статья 27. Диспансерное наблюдение

    (1) Диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

    (2) Решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей — психиатров, назначаемой администрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, или комиссией врачей — психиатров, назначаемой органом здравоохранения.

    (3) Мотивированное решение комиссии врачей — психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом VI настоящего Закона.

    (4) Установленное ранее диспансерное наблюдение прекращается при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица. После прекращения диспансерного наблюдения амбулаторная психиатрическая помощь по просьбе или с согласия лица либо по просьбе или с согласия его законного представителя оказывается в консультативно-лечебном виде. При изменении психического состояния лицо, страдающее психическим расстройством, может быть освидетельствовано без его согласия или без согласия его законного представителя по основаниям и в порядке, предусмотренным частью четвертой статьи 23, статьями 24 и 25 настоящего Закона. Диспансерное наблюдение может быть возобновлено в таких случаях по решению комиссии врачей — психиатров.

    zakonbase.ru

    Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изменениями и дополнениями)

    Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I
    «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

    С изменениями и дополнениями от:

    21 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 27 июля 2010 г., 7 февраля, 6 апреля, 21 ноября 2011 г., 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 14 октября 2014 г., 8 марта, 28 ноября 2015 г., 23 мая, 3 июля 2016 г., 19 июля 2018 г.

    В целях реализации настоящего Закона приказом Минздрава РФ от 24 октября 2002 г. N 325 утверждено Положение об организации психологической и психиатрической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    Признавая высокую ценность для каждого человека здоровья вообще и психического здоровья в особенности;

    учитывая, что психическое расстройство может изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку;

    отмечая, что отсутствие должного законодательного регулирования психиатрической помощи может быть одной из причин использования ее в немедицинских целях, наносить ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства;

    принимая во внимание необходимость реализации в законодательстве Российской Федерации признанных международным сообществом и Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина,

    Российская Федерация в настоящем Федеральном законе устанавливает правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации

    Москва, Дом Советов России.

    Регулируются отношения, связанные с деятельностью в области оказания психиатрической помощи. Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев применения принудительных мер медицинского характера по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, и других случаев, предусмотренных законом.

    Устанавливаются виды психиатрической помощи и социальной поддержки, гарантируемые государством. Психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии. Психиатрическая помощь включает в себя психиатрическое освидетельствование, диспансерное наблюдение, лечение в психиатрическом стационаре.

    Контроль за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти. Надзор за соблюдением законности при оказании психиатрической помощи осуществляется Генеральным прокурором, прокурорами субъектов федерации и подчиненными им прокурорами.

    Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

    Настоящий Закон введен в действие с 1 января 1993 г.

    Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 августа 1992 г., N 33, ст. 1913

    Согласно Постановлению Конституционного суда от 27 февраля 2009 г. N 4-П часть четвертая статьи 28 настоящего Закона, согласно которой лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, помещается в психиатрический стационар по просьбе или с согласия его законного представителя, признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данное положение предполагает помещение недееспособного лица в психиатрический стационар без судебного решения, принимаемого по результатам проверки обоснованности госпитализации в недобровольном порядке

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 213-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

    Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

    Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

    Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

    Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 67-ФЗ

    Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

    Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

    Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

    Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    base.garant.ru

    Статья 27 закона о психиатрической помощи

    Удмуртское Региональное отделение общественной организации «Российское Общество Психиатров»
    «Республиканская клиническая психиатрическая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»

    Уважаемый Николай Григорьевич!

    11 ноября 2013 года на официальном интернет-сайте «Российского общества психиатров» был опубликован рассматриваемый Государственной Думой текст Законопроекта №217151-6, предусматривающий, в частности, внесение изменений в текст Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». При анализе Законопроекта нами были выявлены следующие спорные моменты, требующие, по нашему мнению, внимательного рассмотрения уполномоченными на то лицами:

    1. п.13 ст. 2 Законопроекта – о внесении изменений в ст. 16 ФЗ «О психиатрической помощи….» предполагает, что проведение психиатрического освидетельствования является видом помощи, гарантируемой государством. Однако, данное положение противоречит ст. 213 Трудового Кодекса РФ, где указано, что психиатрические освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, проводятся за счет средств работодателя.
    2. п. 18 ст. 2 Законопроекта – о внесении изменений в ст. 22 ФЗ «О психиатрической помощи…» предполагает признание утратившим силу положения об обязательном страховании на случай причинения вреда здоровью или смерти работников, участвующих в оказании психиатрической помощи. В ситуации правового ограничения применения сотрудниками организаций, оказывающих психиатрическую помощь, методов фиксации и средств, используемых для самозащиты, с учетом имеющейся, часто неэффективной практики межведомственного взаимодействия с органами внутренних дел, исключение данного пункта представляется нарушением конституционного права на труд в безопасных условиях.
    3. п. 20 ст. 2 Законопроекта – о внесении изменений в ст. 26 ФЗ «О психиатрической помощи…» определяет, что консультации, лечение и диспансерное наблюдение проводятся при самостоятельном обращении лица по его просьбе или с его согласия, что противопоставлено п.3 указанной статьи в прежней редакции (диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица…). Данная редакция статьи, по нашему мнению, недопустима. Установление диспансерного наблюдения с согласия лица либо его законного представителя приведет к краху системы динамического наблюдения за психически больными, что в свою очередь вызовет неминуемый рост числа общественно-опасных действий и суицидов, совершенных психически больными. При этом редакция статьи, указанная в Законопроекте фактически противоречит п. 5 ст. 23 Закона (психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия либо согласия законного представителя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением). Помимо этого, определение диспансерного наблюдения с согласия освидетельствуемого «парализует» правоприменение практически всех нормативных актов, где медицинскими критерием являются заболевания, требующие обязательного динамического наблюдения у психиатров (в частности, Постановления Правительства от 14.02.2013 №117, Постановления Правительства от 21.12.2004 №817 и др.)
    4. п.21 ст. 2 Законопроекта – о внесении изменений в ст. 27 ФЗ «О психиатрической помощи…» дополняет статью частью пятой: «Порядок проведения диспансерного наблюдения…устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». В настоящее время система динамического наблюдения за психически больными лишь косвенно отражена в Приказе МЗ РФ от 31.12.2002 №420 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений». Считаем целесообразным указание на вступление данной статьи в законную силу после принятия Минздравом соответствующего Порядка.
    5. п. 34 ст. 2 Законопроекта – о внесении изменений в ст. 40 ФЗ «О психиатрической помощи…» дословно устанавливает следующую редакцию п. 2 ст. 40: «Выписка пациента, добровольно находящегося в медицинской организации… проводится по его личному заявлению, заявлению одного из его родителей…». При этом не указано, что выписка по заявлению родителей проводится в отношении несовершеннолетних. Принятие статьи в таком виде без необходимых возрастных уточнений приведет к злоупотреблениям со стороны родственников взрослых психически больных, зачастую высказывающихся против лечения своих совершеннолетних, согласных на лечение детей.

    Помимо указанных казусов, выявленных при анализе Законопроекта, считаем необходимым обратить внимание на наиболее актуальные, по нашему мнению, проблемы правоприменительной практики при оказании психиатрической помощи в части использования ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан» в прежней редакции.

    Федеральным Законом от 6 апреля 2011 г. №67-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и ГПК РФ» фактически установлено правовое равенство дееспособных и недееспособных лиц при оказании психиатрической помощи (психиатрическое освидетельствование – ст. 23, госпитализация в психиатрический стационар – ст. 28, помещение в психоневрологическое учреждение для социального обслуживания – ст. 41). При отказе от освидетельствования либо госпитализации недееспособного необходимо руководствоваться статьями Закона, определяющими недобровольный порядок оказания психиатрической помощи (ст. 23, 24, 29). Во всех указанных случаях допускается получение согласия опекуна недееспособного лишь в случае, если подопечный «по своему состоянию не способен дать согласие», т.е. если в силу тех или иных обстоятельств не способен изъявить свою волю относительно оказываемой ему помощи. Данной формулировкой 67 — ФЗ фактически признает волеизъявление лица, признанного в установленном Законом порядке недееспособным, самостоятельной юридической категорией, основной при оказании недееспособному психиатрической помощи. При этом ни одним нормативным актом не закреплено, кто должен определять, способен ли недееспособный к волеизъявлению (изъявлению своего согласия или несогласия на оказание психиатрической помощи), и, если эта функция закреплена за врачом-психиатром, то на основании каких критериев возможно вынесение данного заключения. Этот аспект представляется важным, поскольку само принятие 67 — ФЗ было обусловлено, в том числе судебными прецедентами по нарушению прав недееспособных, нуждающихся в наиболее внимательном отношении к защите их интересов.

    В свою очередь действующее Законодательство в области психиатрии недостаточно четко регламентирует действия психиатра в случае оказания психиатрической помощи дееспособному лицу, однако, в силу болезненного состояния не способному дать согласие на оказание такой помощи. И, если в отношении госпитализации таких граждан в психиатрический стационар, ситуация представляется достаточно понятной (недобровольная госпитализация согласно ст. 29 Закона «О психиатрической помощи…»), то проблемы возникают в отношении психиатрического освидетельствования. Согласно статьи 24 Закона «О психиатрической помощи…» врач-психиатр не может освидетельствовать лицо с психическим расстройством, которое обуславливает его беспомощность, без получения санкции судьи. На сбор доказательной базы и подготовку документов в суд уходит много времени. Рассмотрения подобных дел судами происходят зачастую в сроки, превышающие установленные Законом. В результате пациент, не способный к удовлетворению основных жизненных потребностей, долгое время остается без необходимой медицинской помощи. Исходя из этого, необходимо предоставить врачу-психиатру (или комиссии врачей-психиатров) возможность недобровольного освидетельствования по показаниям, указанным в ст. 23 п.4 п.п. «Б» — без судебного решения.

    Статьи 23 п. 4 п.п. «А» и 29 п. «А» Закона «О психиатрической помощи…» предусматривают принятие решения об освидетельствовании лица или госпитализации без его согласия единолично врачом-психиатром в случае, если психическое расстройство обусловливает непосредственную опасность для себя или окружающих. На практике чаще приходится сталкиваться со случаями не непосредственной (т.е. здесь и сейчас), а потенциальной опасности пациентов для себя и окружающих (провокация конфликтов и угрозы со стороны психически больных в отношении близких, соседей, «вызревание» суицидальных тенденций, особенности поведения дементных больных с потенциальной угрозой взрыва бытового газа и т.д.). При этом законодательство о психиатрии не регламентирует действия психиатра в таких ситуациях, поскольку в статьях 23, 29 п. «Б» (беспомощность) не всегда сопутствует описанным состояниям, а п. «В» (существенный вред здоровью больного вследствие ухудшения психического состояния) практически недоказуем в суде и не имеет отношения к гетероагрессивным действиям психически больных. В результате при потенциальной опасности психически больных для себя или окружающих единственным способом для освидетельствования в недобровольном порядке является ожидание момента, когда потенциальная опасность приводит к непосредственной реализации. Это препятствует профилактике суицидов и общественно опасных действий психически больных. В связи с этим считаем целесообразным дополнить формулировку статьи 23 п. 4 п.п. «А» и 29 п. «А» Закона «О психиатрической помощи…» возможностью недобровольного освидетельствования и госпитализации в психиатрический стационар в случаях потенциальной опасности больного для себя или окружающих.

    Законодательство об оказании психиатрической помощи призвано стоять не только на защите прав психических больных, но и защите интересов общества от психически больного. Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, принятые резолюцией 46/119 Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1991 года, содержат общее ограничительное положение, предусматривающее, что на осуществление прав, изложенных в Принципах, могут налагаться лишь такие ограничения, которые предусмотрены законом и являются необходимыми для защиты здоровья и безопасности заинтересованного лица или других лиц или же для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья или морали или основных прав и свобод других лиц. В целях контроля за состоянием здоровья психически больных людей, защиты прав и свобод граждан от приносящих беспокойство действий психически больных считаем возможным внести в ст.23 п.4, ст. 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в качестве дополнительного условия, позволяющего производить недобровольное освидетельствование и госпитализацию — нарушение психически больным неотъемлемых прав окружающих. Это дополнение даст возможность гражданам, не являющимся ближайшими родственниками пациента, защитить себя от стресса, порождаемого асоциальным поведением психически больного. Предлагаемые меры никоим образом не могут нарушить прав и свобод психически больного, позволяя лишь быстрее и эффективнее решать те проблемы, которые порождаются его болезненным состоянием.

    Председатель УРООО «РОП»,
    главный врач, к.м.н. Ю.Г. Каменщиков

    Член Правления УРООО «РОП»
    заместитель главного врача М.Р. Багаутдинов

    Напомним, что недавно свои предложения по внесению изменений в закон о психиатрической помощи представила Общественная Палата РФ

    psychiatr.ru

    О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

    И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ

    от 2 июля 1992 года N 3185-I

    в редакции от 21.11.2011г.

    ( 1) Диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

    ( 2) Решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, или комиссией врачей-психиатров, назначаемой органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

    ( 3) Мотивированное решение комиссии врачей — психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом VI настоящего Закона.

    ( 4) Установленное ранее диспансерное наблюдение прекращается при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица. После прекращения диспансерного наблюдения амбулаторная психиатрическая помощь по просьбе или с согласия лица либо по просьбе или с согласия его законного представителя оказывается в консультативно-лечебном виде. При изменении психического состояния лицо, страдающее психическим расстройством, может быть освидетельствовано без его согласия или без согласия его законного представителя по основаниям и в порядке, предусмотренным частью четвертой статьи 23, статьями 24 и 25 настоящего Закона. Диспансерное наблюдение может быть возобновлено в таких случаях по решению комиссии врачей — психиатров.

    Комментарий к статье 27

    1. Настоящая статья специально посвящена основаниям и порядку установления и прекращения диспансерного наблюдения как вида амбулаторной психиатрической помощи ( см. комментарий к ст. 26 ).

    2. Основания для установления диспансерного наблюдения раскрываются в ч. 1 настоящей статьи. Оно может устанавливаться за лицом, страдающим таким психическим расстройством, которое соответствует в совокупности трем критериям:

    а) психическое расстройство должно быть хроническим или затяжным;

    б) его болезненные проявления должны быть тяжелыми;

    в) тяжелые болезненные проявления должны быть стойкими или часто обостряющимися.

    3. К категории хронических относятся психические расстройства, которые в силу присущих им закономерностей развития болезненного процесса имеют длительное течение — от нескольких лет до нескольких десятков лет, и даже на протяжении всей жизни индивида. Как правило, речь идет о таких психических заболеваниях, как шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз, предстарческие (пресенильные) и старческие (сенильные) психозы, а также о некоторых типах психических расстройств, возникающих вследствие органического поражения головного мозга (атеросклеротического, травматического, инфекционного, интоксикационного, иного происхождения). Выявление клинических признаков, характерных для таких заболеваний, дает врачу-психиатру основание квалифицировать данное психическое расстройство как хроническое независимо от того, имели ли место болезненные проявления в прошлом или диагноз заболевания установлен в начале его развития.

    К затяжным относятся психические расстройства, существующие, как правило, не менее года, длительность течения которых определяется не их изначально хроническим характером, а особенностями проявления у данного лица при данных обстоятельствах. Так, реактивная или психогенная депрессия, возникающая в ответ на психическую травму и не относящаяся к категории хронических заболеваний, может при определенных условиях (у личностей астенического склада, при повторных психотравмах или длительно существующей психогенной ситуации) принять затяжной характер. Достоверно определить, что данное расстройство является затяжным, можно лишь по прошествии достаточно длительного периода его существования.

    Поскольку для понятий «хроническое» и «затяжное» общим признаком служит длительность психического расстройства, под них подпадают и те нарушения психики, которые не относятся к собственно психическим заболеваниям, а представляют собой аномальные состояния или дефекты психического развития (расстройства личности, психопатии, умственная отсталость и т.п.).

    Важно подчеркнуть, что одного указанного признака недостаточно для решения вопроса об установлении диспансерного наблюдения. Длительно существующие психические расстройства могут иметь разную степень тяжести и разные варианты течения. Например, при сравнении невроза и шизофрении или, в рамках шизофрении, при сравнении ее неврозоподобной и бредовой (параноидной) форм более существенным признаком для решения вопроса о диспансерном наблюдении является не длительность психического расстройства (которая может быть одинаковой в приведенных примерах), а его тяжесть.

    4. Понятие «тяжесть психического расстройства» отражает в обобщенном виде степень выраженности болезненных проявлений и степень нарушения психической деятельности в целом, включая понимание и оценку происходящего, собственной личности, способность адекватно строить свое поведение. К тяжелым относятся такие психические расстройства, которые не только имеют достаточно выраженные проявления, но и значительно снижают понимание окружающего и собственной личности, искажают оценки реальных событий и своего состояния, нарушают поведение, препятствуют поддержанию адекватного контакта с действительностью, а также лишают больного способности принимать осознанные решения относительно предлагаемых медицинских мер.

    В психопатологии понятию тяжелого психического расстройства соответствуют:

    — психозы, проявляющиеся синдромами помрачения сознания, выраженными в значительной степени аффективными, бредовыми, галлюцинаторными, кататоническими (От слова «кататония» — состояние обездвиженности (ступора) или хаотического двигательного возбуждения) расстройствами;

    — выраженное слабоумие, развившееся вследствие различных психических заболеваний и органических поражений головного мозга;

    — умственная отсталость, т.е. состояние остановившегося или неполного умственного развития, характеризующееся прежде всего интеллектуальной недостаточностью (в степени глубокой дебильности, имбецильности и идиотии).

    К категории тяжелых психических расстройств могут быть отнесены также резко выраженные изменения личности (так называемые «негативные» расстройства, или «дефект» личности), обусловленные шизофреническим процессом, эпилепсией, другими заболеваниями при их неблагоприятном течении. Однако оценку степени тяжести таких изменений следует производить с большой осторожностью.

    Невротические расстройства, психопатии и другие психические расстройства непсихотического характера, несмотря на возможную выраженность болезненных проявлений (навязчивостей, астенических, истерических и других симптомов), к категории тяжелых психических расстройств, как правило, не относятся, поскольку не сопровождаются столь глубокими, как при вышеперечисленных состояниях, нарушениями психической деятельности в целом.

    Тяжелые болезненные проявления при хронических и затяжных психических расстройствах могут не определять всей клинической картины заболевания, а появляться в виде отдельных эпизодов, приступов, фаз, обострений, сменяющихся периодами полного или относительного благополучия (так называемыми ремиссиями) либо менее тяжелыми психическими расстройствами. Поэтому даже наличия у пациента с хроническим и затяжным психическим расстройством тяжелых болезненных проявлений еще недостаточно для установления за ним диспансерного наблюдения. Необходимо оценить, какова длительность тяжелых болезненных проявлений на всем протяжении хронического или затяжного психического расстройства, т.е. какова их стойкость или частота обострений.

    5. Тяжелые болезненные проявления следует считать стойкими, если к моменту осмотра больного они существуют не менее года и (или) если прогностические признаки течения психического расстройства с высокой вероятностью свидетельствуют об их существовании в будущем на протяжении года и более.

    Под частыми обострениями обычно понимают возникновение тяжелых болезненных проявлений ежегодно или более одного раза в год. Частота обострений также определяется ретроспективно, путем анализа клинической картины заболевания в прошлом и (или) на основании прогноза его течения.

    Прогнозирование стойкости тяжелых болезненных проявлений, как и частоты обострений, представляет собой сложную задачу, требующую учета множества факторов (биологических, личностных, средовых). Поскольку такой прогноз носит вероятностный характер, он нуждается в постоянной коррекции в процессе наблюдения за больным и его лечения.

    6. Таким образом, только наличие всех трех квалифицирующих признаков (хронического или затяжного течения психического расстройства, тяжести болезненных проявлений и их стойкости или частоты обострений) дает основание для установления за больным диспансерного наблюдения. При отсутствии хотя бы одного из них или при сомнении в их наличии вопрос об установлении диспансерного наблюдения следует отложить, а амбулаторную психиатрическую помощь оказывать лицу в консультативно-лечебном виде. Например, диспансерное наблюдение может не устанавливаться за больным циклотимией (т.е. легкой формой маниакально-депрессивного психоза) ввиду отсутствия признака тяжести болезненных проявлений, несмотря на то что это заболевание хроническое и может протекать с частым чередованием расстройств настроения. Не подпадают под категорию нуждающихся в диспансерном наблюдении и лица с редкими транзиторными (кратковременными, преходящими) психотическими эпизодами ввиду отсутствия признаков хронического или затяжного течения, а также стойкости или частоты обострений болезненных расстройств. Больные шизофренией с редкими и непродолжительными приступами при отсутствии выраженных изменений личности могут получать психиатрическую помощь без диспансерного наблюдения, т.е. в консультативно-лечебном виде ( см. комментарий к ч. 2 ст. 26 ).

    Формулировка ч. 1 настоящей статьи: «Диспансерное наблюдение может устанавливаться. » не имеет строго обязывающего характера, а дает право врачам-психиатрам решать вопрос индивидуально, с учетом особенностей конкретного случая и конкретной ситуации.

    7. В соответствии с ч. 2 настоящей статьи вопрос о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении решается не единолично врачом-психиатром, а комиссией врачей-психиатров. Такая комиссия назначается приказом главного врача лечебно-профилактического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь. Если главный врач не возлагает обязанности председателя на себя, он может осуществлять председательствование в любом случае, когда сочтет это целесообразным.

    Если вопрос о необходимости диспансерного наблюдения возникает по результатам первичного психиатрического освидетельствования лица, то врач, проводивший освидетельствование, участвует в работе комиссии в качестве ее полноправного члена независимо от того, назначен ли он членом комиссии. Это правило относится и к случаю, когда вопрос о необходимости диспансерного наблюдения возникает в отношении пациента, которому оказывается консультативно-лечебная помощь.

    В состав комиссии также входит по должности участковый врач-психиатр, на участке которого проживает пациент. Это особенно важно, когда вопрос решается в связи с поступлением выписки из истории болезни психиатрического стационара.

    Для обслуживания психиатрических (психоневрологических) кабинетов сельских, районных больниц, поликлиник малых городов, других учреждений, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь, где нет достаточного количества врачей-психиатров, для первичного рассмотрения указанных вопросов комиссии врачей-психиатров назначаются вышестоящим органом здравоохранения. Такие комиссии обычно называются межрайонными; в случае необходимости они выезжают в соответствующий кабинет или учреждение.

    Комиссия принимает решение после освидетельствования пациента. Лишь в отдельных бесспорных случаях, при явном уклонении от комиссионного освидетельствования лица, в отношении которого рассматривается вопрос о необходимости установления диспансерного наблюдения, решение может быть принято заочно — по данным медицинской документации (записи результатов первичного психиатрического освидетельствования, амбулаторной медицинской карты на пациента, получавшего консультативно-лечебную помощь, выписки из истории болезни психиатрического стационара).

    Настоящим Законом не предоставлено право решать вопрос об установлении или прекращении диспансерного наблюдения комиссиям врачей-психиатров психиатрических стационаров. Их заключения по данному вопросу имеют рекомендательный характер.

    К работе комиссий относятся все правила, установленные ст. 21 настоящего Закона.

    8. Правило оформления комиссионного решения заключено в ч. 3 настоящей статьи. В записи решения должны быть изложены основные анамнестические (от слова «анамнез» — данные об истории жизни и развитии болезни) сведения, отражено психическое состояние пациента, уровень его социальной адаптации, дана диагностическая оценка имеющегося или перенесенного психического расстройства и указаны основания, по которым принято решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения. Запись решения комиссии вносится в медицинскую документацию и удостоверяется подписями председателя и членов комиссии.

    Диспансерное наблюдение считается установленным или прекращенным с момента принятия комиссионного решения.

    Порядок обжалования решения комиссии разъясняется в комментарии к ст. 47 настоящего Закона.

    9. В ч. 4 настоящей статьи определяются основания для прекращения диспансерного наблюдения, порядок последующего оказания амбулаторной психиатрической помощи и условия возобновления диспансерного наблюдения. В связи с тем что многие психические расстройства, в том числе хронические и тяжелые, могут спонтанно или под влиянием лечения иметь благоприятный исход, установленное ранее диспансерное наблюдение не должно рассматриваться как неизменный вид амбулаторной психиатрической помощи. Оно прекращается при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица.

    10. Под выздоровлением понимается исчезновение болезненных проявлений психического расстройства и восстановление психического здоровья. Что касается выздоровления лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, то исчезновение у них болезненных проявлений может произойти, во-первых, вследствие прекращения течения и обратного развития хронического или затяжного психического расстройства, как это бывает в случаях шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, эпилепсии, психогенных заболеваний, органических поражений головного мозга, и, во-вторых, вследствие полной компенсации дефектов психики, например слабоумия, умственной отсталости и т.п., что на практике встречается реже.

    При заболеваниях, имеющих приступообразное или периодическое течение, исчезновение болезненных проявлений по миновании приступа, фазы или обострения еще не свидетельствует о прекращении болезни, которая после так называемого светлого промежутка, или ремиссии, может проявиться новым приступом, фазой или обострением. Встречаются случаи, когда вслед за несколькими частыми приступами наступают длительные, полноценные ремиссии, которые длятся годами и даже десятилетиями, а затем вновь прерываются приступами болезни. Такие случаи, где длительность ремиссии превышает 4 — 5 лет, можно условно считать выздоровлением, поскольку вероятность рецидива болезненных проявлений сравнима здесь с вероятностью возникновения болезни у здоровых прежде людей.

    Восстановление психического здоровья при выздоровлении от психических заболеваний следует оценивать в сравнении с его доболезненным уровнем, а не с гипотетической «идеальной» нормой, а также с учетом индивидуальных особенностей психики, которыми обладало лицо до начала заболевания. Если же речь идет о лицах, страдающих тяжелыми психическими расстройствами с детства, то свидетельством их выздоровления, помимо исчезновения болезненных проявлений, может служить достижение среднего для их возраста уровня психического развития и социальной адаптации (включая способность к обучению и трудовой деятельности).

    При наступлении выздоровления лицо признается психически здоровым и не нуждающимся в психиатрической помощи.

    11. Если у лица, за которым было установлено диспансерное наблюдение по основаниям ч. 1 настоящей статьи, исчезают не все болезненные проявления психического расстройства, а лишь тяжелые стойкие или часто обостряющиеся, то это свидетельствует о значительном улучшении психического состояния. Примерами служат: исчезновение психотических проявлений (синдромов помрачения сознания, выраженных аффективных, бредовых, галлюцинаторных, кататонических расстройств), значительная компенсация слабоумия или умственной отсталости, сглаживание или коррекция дефектов личности. При этом у лица могут оставаться менее тяжелые болезненные проявления психического расстройства (невротические, эмоциональные, психопатические, слабо выраженная интеллектуальная недостаточность и другие), не нарушающие его социальной адаптации. Признаками значительного улучшения являются также существенное снижение частоты приступов, фаз, обострений заболевания и, соответственно, увеличение продолжительности полноценных ремиссий.

    Значительное улучшение психического состояния может быть основанием для прекращения диспансерного наблюдения, если оно (улучшение) является стойким, т.е. вероятность возврата тяжелых болезненных проявлений минимальна. Достоверность такого прогноза возрастает с увеличением продолжительности наблюдения. Практически же, если состояние значительного улучшения сохраняется на протяжении полутора-двух лет и не имеет признаков неблагоприятной динамики, оно может считаться стойким.

    12. Лицо, в отношении которого диспансерное наблюдение прекращено, может впоследствии получать амбулаторную психиатрическую помощь в консультативно-лечебном виде, т.е. по просьбе или с согласия самого лица или его законного представителя ( см. комментарий к ч. 2 ст. 26 ). Законом не устанавливается никаких различий в правовом положении такого лица и тех, кто не находился ранее под диспансерным наблюдением.

    13. После прекращения диспансерного наблюдения лицо, страдающее психическим расстройством, может быть освидетельствовано без его согласия или без согласия его законного представителя лишь по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 23 настоящего Закона, т.е. при таком изменении состояния, когда есть основания предполагать появление у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает признаки, перечисленные в п. п. «а», «б» и «в» ч. 4 ст. 23 ( см. комментарий к ст. 23 ).

    Порядок проведения недобровольного психиатрического освидетельствования рассмотрен в комментарии к ст. ст. 24 и 25 настоящего Закона.

    14. Если в результате психиатрического освидетельствования лица, в отношении которого диспансерное наблюдение было прекращено, обнаружатся основания для возобновления диспансерного наблюдения (соответственно ч. 1 настоящей статьи), оно возобновляется по решению комиссии врачей-психиатров в порядке, установленном ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи.

    15. Среди больных, состоящих под диспансерным наблюдением по основаниям, установленным ч. 1 настоящей статьи, в зависимости от особенностей их состояния на данный период, участковым психиатром могут быть выделены различные группы в соответствии с принятой в данном регионе системой организации внебольничной психиатрической помощи. Принадлежностью к одной из выделенных групп определяется частота врачебных осмотров и другие параметры диспансерного наблюдения. Выделяется и категория больных, склонных к общественно опасным действиям. Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ и Министерства внутренних дел РФ от 30 апреля 1997 г. N 133/269 » О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами» и утвержденной этим Приказом Инструкции об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами , данная группа формируется комиссией врачей-психиатров по представлению участкового врача-психиатра. В Инструкции определены принципы отбора больных для представления на комиссию и порядок наблюдения за ними. Последний состоит в обмене информацией о пациентах, включенных в группу активного диспансерного наблюдения (АДН), с отделением милиции, в более частых осмотрах врачом (не реже одного раза в месяц), содействии милиции в установлении места пребывания больного в случае его миграции и уклонения от наблюдения, при необходимости недобровольной госпитализации и т.п. Правила осуществления активного диспансерного наблюдения в значительной мере распространяются на больных, совершивших общественно опасные действия и направленных судом на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, хотя здесь есть и существенные отличия. Данная принудительная мера медицинского характера введена Уголовным кодексом РФ уже после принятия настоящего Закона (подробнее см. комментарии к ст. ст. 99, 100 Уголовного кодекса РФ).

    Для комментария использованы материалы:

    ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ ИМ. В.П. СЕРБСКОГО

    «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ПСИХИАТРИИ. КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РФ «О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ», ГК РФ И УК РФ (В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ)» Под общей редакцией академика РАМН, доктора медицинских наук, профессора Т.Б. Дмитриевой. Издание второе, исправленное и дополненное.

    Обновление информации на странице от 03.11.2012г.

    psychiatr-spb.narod.ru

    Смотрите так же:

    • Чем правил карл 1 Карл I Стюарт - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. КАРЛ I СТЮАРТ (Charles I Stuart) (19 ноября 1600, Данфермлин, Шотландия - 30 января 1649, Лондон), английский король с 1625, первый в истории Европы монарх, […]
    • Как оформить социальную карту студента в метро Социальная карта студента Пользователи социальной карты студента (СКС) Имеют право на получение СКС: Студенты очного отделения, обучающиеся по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета или программам […]
    • Приказ 1252 от 18112013 министерства образования Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ Главная Документы № 1252 от 18.11.2013 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) Зарегистрирован в Минюст России от 21 января 2013 г. N 31060 Об […]
    • Транспортный налог на машину в россии Как рассчитывается транспортный налог? Порядок и сроки уплаты транспортного налога на 2016-17 утверждены законом г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге» (с соответствующими изменениями и дополнениями, действующими в 2017 […]
    • Решение суда о начислении пенсии Решение суда о начислении пенсии Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
    • Приказ об увольнении в запас 2018 27 марта "Красная звезда" Сирия 2 полоса / ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 марта 2018 г. № 165 г. Москва ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 марта 2018 г. № 165 г. Москва Автор - 01.04.2018 22:41 […]