Развод по исламу

О правилах развода (с женой) в Исламе.

Информация

109 записей предложить новость

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Показать полностью… Одарите их и отпустите их красиво» (Сура «Сонмы», аят 49).

Толкование Ас-Саади:
«Всевышний сообщил верующим, что если они дают развод верующим женщинам до того, как вступили с ними в интимную близость, то разведенные жены не обязаны выдерживать срок идда до нового замужества. Для того чтобы утешить разведенных жен, Аллах повелел мужьям одаривать их мирскими благами и расставаться с ними без тяжбы, споров, брани, взаимных притязаний и тому подобного. Опираясь на этот аят, богословы утверждают, что развод считается действительным только в том случае, если он объявляется после бракосочетания. Если же муж объявил о разводе до бракосочетания, то такой развод считается недействительным.

Также недействительным считается условие, которое ставит мужчина своей будущей жене, обещая развестись с ней в случае нарушения ею этого условия. А поскольку развод, подразумевающий окончательное расставание супругов, действителен только после бракосочетания, то все это в еще большей мере относится к языческому обряду расставания с женой, при котором язычники приравнивали жену к матери, и клятвенному обещанию не вступать в женой в интимную близость. И хотя между мусульманскими богословами существует разногласие по последнему вопросу, это мнение является наиболее достоверным.

Этот аят также свидетельствует о том, что развод разрешается мусульманским шариатом. Обращаясь к мужьям, которые объявили развод своим женам, Всевышний назвал их верующими и не упрекнул их за подобный поступок. Развод можно объявлять до того, как муж вступил в интимную близость со своей женой.

Об этом же говорится и в другом кораническом откровении: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (брачный дар)» (2:236).

В этом случае разведенная жена не обязана выдерживать перед своим мужем срок идда до нового замужества и может выйти замуж сразу после того, как получит развод.

Между мусульманскими богословами существует разногласие по поводу того, что же подразумевается под арабским глаголом «масса», который означает «прикасаться», «затрагивать», «познавать женщину». В русском тексте этот глагол переведен «разделить ложе». Существует мнение, что речь идет непосредственно об интимной близости. Однако многие ученые и праведные халифы говорили о том, что под этим подразумевается даже простое уединение. Последнее мнение является более достоверным, поэтому разведенная женщина обязана выдерживать срок идда до нового замужества, даже если она не вступала в интимную близость со своим мужем, а всего лишь уединилась с ним. Что касается материального обеспечения жен, разведенных до того, как муж уединился с нею, то его количество зависит от благосостояния мужа. Богатый муж должен сделать разведенной жене богатый подарок, а бедный муж должен одарить разведенную жену в соответствии со своими возможностями. Все это касается тех случаев, когда супруги еще не договорились о размере брачного дара (махра), который муж обязан выплатить жене при вступлении в брак. Если же его размер уже определен, то жене, разведенной до того, как муж уединился с нею, достается его половина. Разводящиеся супруги должны расставаться по-хорошему и говорить друг другу добрые слова, и при этом не имеет значения, уединился муж со своей женой или нет. Если же супруги не хотят расставаться по-хорошему, то это чревато скверными последствиями, взаимными оскорблениями и обидами.

А что касается срока идда, в течение которого разведенная жена не имеет права выходить замуж, то это является обязанностью жены перед мужем. Об этом свидетельствуют слова Всевышнего «…то они не обязаны перед вами выжидать срок». Срок идда также обязаны выдерживать овдовевшие женщины. От этой обязанности освобождаются только разведенные жены, с которыми их мужья еще не уединились».

Если жена не хочет носить хиджаб.

Был спрошен Постоянный комитет по изданию фатв:
«В некоторых странах ношение хиджаба является редкостью для женщины-мусульманки. Мужчина женился на мусульманке, и она не хочет носить хиджаб. Показать полностью… Как ему поступить? Должен ли он развести ее? Другой мусульманин женился на ахлюль китаб (иудейской или христианской) женщине, и она не хочет носить хиджаб. Каков хукм этого?»

«Женщина, которая отказывается покрыться перед мужчинами, не являющимися махрамами для нее, расценивается как непокорная мужу и преступившая законы Аллаха. Ее муж должен посоветовать ей носить правильный шариатской хиджаб, и если она не внемлет его призыву, то он должен развестись с ней, будь она мусульманкой или еврейкой, или христианкой для того, чтобы отдалиться от зла и защитить семью от греха. И Аллах источник силы. Пусть Аллах благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.»

Цитата из «Фатауа аль ляджна» 17/108

Мужчина женился на женщине до того, как у нее закончился срок выживания (‘идда) после смерти мужа

Вопрос: Мужчина женился на женщине, до того, как закончился срока ее выжидания (‘идды) из-за смерти мужа. Показать полностью… Это произошло примерно тридцать лет тому назад, так как у них не было знания о Шариате. У нее сейчас есть дети от второго мужа, что ей делать?

Ответ:
Хвала Аллаху.

Во-первых.
После смерти мужа женщина должна выжидать четыре месяца и десять дней, если только она не беременна. Так как Всевышний Аллах сказал: «Если кто-либо из вас упокоится и оставит после себя жен, то они должны выжидать, не выходя замуж четыре месяца и десять дней» (сура «аль-Бакара», аят 234).

Если же она была беременна, то она выжидает срок до родов. Так как Всевышний Аллах сказал: «Для тех же жен, которые беременны, установленный срок — до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (сура «ат-Таляк», аят 4).

Если она выйдет замуж до того, как закончится срок ‘идды, то ее замужество будет считаться недействительным в соответствии с единодушным мнением всех ученых (иджма‘), и она должна расстаться с этим мужчиной.

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Женщине, выживающей срок ‘идда, запрещено выходить замуж во время этого срока. Это единодушное мнение всех ученых (иджма‘). Несмотря на вид ‘идды (после развода или после смерти – прим. пер.). Ибо Всевышний Аллах сказал: «Не намеревайтесь заключить брачный союз, пока не истечет установленный срок (т.е. Четыре месяца и десять дней)» (сура «аль-Бакара», аят 235)… Если же она вышла замуж, то ее замужество недействительно» (аль-Мугни. Т. 8. С. 100).

В подобном случае женщину необходимо развести со вторым мужем, после чего она должна выждать надлежащий срок после смерти первого мужа. После его окончания она может выйти замуж за второго, совершив акт бракосочетания (никах) снова.

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Если это (то есть заключение брака до окончания ‘идды – прим. пер.) было установлено, то он обязан расстаться с ней. Если же он не сделал этого, то их необходимо развести. После этого она обязана выждать надлежащий срок по первому мужу, так как его право прежде прав другого. ‘Идда обязательна после верного брака, в котором было половое сношение. Если у нее закончилась ‘идда по первому мужу, то она должна выждать ‘идду после второго мужа, и два эти срока не совмещаются, так как эти сроки она выжидает по двум разным мужчинам. Таково мнение в мазхабе аш-Шафи‘и. (После он упомянул слова, переданные от ‘Умара ибн аль-Хаттаба и ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен ими Аллах). Это мнения двух праведных халифов, нам неизвестно мнение другого сподвижника, которое бы противоречило этому. Эти два срока ‘идды – права двух разных людей, поэтому они не совмещаются» (аль-Мугни. Т . 8. С. 101).

Сразу после окончания срока выжидания после первого мужа, второй может жениться на ней.

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Аш-Шафи‘и в своем новом мазхабе (у аш-Шафи‘и был старый и новый мазхаб; после того, как он переехал в Египет, он изменил много фетв; фетвы этого периода называются новым мазхабом – прим. пер.) сказал: „Он может жениться на ней после того, как окончиться срок по первому мужу. ‘Идда по второму мужу не запрещает ей выходить за него (то есть второго мужа) замуж. Так как ‘идда предписана для сохранения родства и имущества. Что же касается родства, то оно сохраняется в этом случае. Эта ситуация похожа на ту, когда женщина просит развод, а после, не дождавшись срока окончания ‘идды, муж заново жениться на ней. И это лучше и разумно“» (аль-Мугни. Т. 8. С. 100).

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «В соответствии с правилами, то более достоверное мнение, что на этой женщине второй муж может жениться сразу после окончания срока выжидания по первому мужу. Особенно, если он покаялся Аллаху в совершенном деянии и раскаялся. Так как второй срок выжидания – по нему» (Аш-шарх аль-мумти‘. Т. 13. С. 383).

Во-вторых.
Если этот брак и считается недействительным, но дети в любом случае относятся к этому мужу, так как существует причина, из-за которой этот брак можно приближенно считать верным. И эта причина – незнание религиозно-правого решения в отношении этой ситуации.

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Если он женился на той, что еще выжидает срок ‘идды, и они знали об ‘идде и о том, что брак является запрещенным, то они считаются прелюбодеями. К ним применяется наказание за прелюбодеяние. Для нее нет брачного дара, и дети от подобного брака не относятся происхождением к этому мужчине. Если же они не знали об ‘идде или о запрете подобного брака, то дети приписываются этому мужчине. К супругам не применяется наказание, и он обязан дать ей брачный дар» (Аль-мугни. Т. 8. С. 103).

А Аллаху ведомо лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ»
Islam Q&A фатва № 170835

Правило в использовании слов не прямого значения во время развода.

Вопрос: Какие их эти выражений могут косвенно указывать на развод: «Ваш Господь даст вам из Своей милости» и «О Аллах, дай мне лучше, чем она, и дай ей лучше, чем я»? Показать полностью…

Первое.
Правило в косвенных словах развода гласит, что это могут быть все слова, которые означают развод или подобное ему. Например, фраза «Возвращайся к своей семье» или «Все, что было между нами, закончено» и пр.

В «Хашийату-ль-Буджайрими ‘аля-ль-хатыб» сказано:
«„Это все, что означает развод или подобное ему“… Правило в отношении этих слов состоит в том, что „подобное“ – это слово, приблизительно сообщающее о расставании, при этом не имеющего широкого распространения (в значении расставания) в Шариате или в обиходе (обычае) людей» [Хашийату-ль-Буджайрими ‘ала-ль-хатыб. Т. 3. С. 491].

В «Энциклопедии по фикху» сказано:
«Также они были единодушны в том, что косвенный намек в разводе – это слово, которое не закреплено в виде слова для развода, но которое может указывать и на развод, и на другое. Если слово не указывает и не может подразумевать развод, то это не косвенный намек, а лишь пустословие, которое ничего не означает» [Аль-Маусу‘ату-ль-фикхия‘ату-ль-фикхийа. Т. 26. С. 29].

Шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, сказал:
«Всё то, что подразумевает расставание, является косвенным намеком» [Ибн ‘Усаймин. Аш-шарху-ль-мумти‘. Т. 13. С. 70].

Второе.
Развод косвенными словами не имеет силы и не будет действительным без выполнения двух условий:
1 Человек должен иметь намерение развестись и употребить слова, указывающие на это.
2 Если человек употребит слова, которые не указывают на развод ни по Шариату, ни по меркам, принятым среди людей, и при этом он имеет намерение совершить развод, то развод его не считается состоявшимся.

Ибн аль-Кайим (да помилует его Аллах) сказал:
«Развод не будет действительным, пока он не будет иметь намерение развести и пока не скажет слова, указывающие на развод. И если будет исполнено только одно из двух, то развод не будет состоявшимся .

Слова могут быть явными по значению или косвенными. Несмотря на то, что это разделение верно изначально, у разных людей, в разное время и в различных местах (косвенные слова) могут (пониматься) по-разному. Определенная фраза не может иметь неизменное постановление, ведь иногда явная фраза у одного народа может быть косвенной у другого, или явная фраза в одно время и в определенной местности может быть косвенной в другое время и в другой местности.

Действительность подтверждает это. Эту явную фразу почти никто не применяет во время развода: ни как явно указывающую на развод, ни как косвенно. И недопустимо говорить, что человек, сказав эту фразу, считается разведенным со своей женой, несмотря на наличие намерения или его отсутствие…». [Ибн аль-Кайим. Заду-ль-ма‘ад. Т. 5. С7 291].

Таким образом, фраза «Ваш Господь даст вам из Своей милости» не указывает на развод ни по меркам Шариата, ни по принятому в народе обычаю, а посему не является косвенной фразой, которая может быть использовано в разводе.

Что касается фразы «О Аллах, дай мне лучше, чем она, и дай ей лучше, чем я».

Передается от имама Ахмада (да помилует его Аллах), что мольбы к Аллаху /дуа/, которые указывают на развод, являются словами развода.

Ему задали вопрос о человеке, который сказал своей жене: «Да разлучит нас с тобой Аллах в этой жизни и в жизни последующей», на что он ответил: «Если он желал только обратиться к Аллаху при помощи этих слов, то, я надеюсь, что это ничего не значит». [Масаилу Аби Дауд ли-ль-имами Ахмад. С. 239; аль-Мардауи. аль-Инсаф. Т. 8. С. 478].

Ибн Муфлих прокомментировал это, сказав:
«Он не посчитал эту фразу ничем, если человек подразумевал только мольбу к Аллаху. Очевидно, что при наличии намерения этой фразой развести (жену) развод свершается, или при отсутствии любого намерения (и намерения развести, и намерения обратиться к Аллаху с мольбой), в этом случае развод также свершается, или потому, что слово „разлучить“ имеет явное, очевидное значение, или из-за наличия довода, указывающего (на намерение)…». [Ибн Муфлих. Аль-Фуру‘. Т. 9. С. 38].

После этого он упомянул подобные вопросы и сказал:
«Все эти три вопроса имеют одну и ту же правовую норму /хукм/. Стало ясно, что в отношении каждого вопроса два мнения: следует ли действовать в соответствии с доводом, который указывает на намерение, или следовать намерению, о котором говорит сам человек?»

Это означает, что мольба «Да разлучит Аллах нас с тобой в этой жизни и в жизни последующей» является косвенной фразой, которая указывает развод. От имама Ахмада передаются два мнения по поводу косвенных фраз в разводе, а именно является ли намерение обязательным для свершения развода или достаточно указания (довода) на него.

Об этом говорилось в нескольких фетвах на этом сайте, и предпочтительное мнение гласит, что косвенными фразами/словами развод будет верным только в том случае, если их сопровождает намерение, и указания (на наличие намерения) не достаточно.

Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 120947.

Итак, мольба, которая приводится в вопросе: «О Аллах, дай мне лучше, чем она, и дай ей лучше, чем я», является косвенной фразой для развода. Если муж, произнося эту фразу, намеревается развести свою жену, то развод считается свершившимся, а если такого намерения не было, то – нет.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ» Islam Q&A фатва № 246965

Всё, что мы должны знать о разводе

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу. И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е., они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.

Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами. Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е., они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев». В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого. Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба. Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого. Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями. Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг. Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе. Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Можно ли сразу дать жене троекратный развод?

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Произойдёт ли развод, если сказать жене: «Ты кяфир»?

В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е., «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод. Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова. Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Насколько известно, если у женатого мужчины спросить: «Ты развёлся со своей женой?» или «Ты дал развод своей жене?» и он ответит «Да», то это считается один развод. Так ли это на самом деле или же нужно учитывать его намерение?

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза «я с тобой развожусь», при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет. Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод. Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод. К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д., в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

Если муж отправил смс с текстом «я даю тебе три развода», а после он сказал, что у него при этом не было намерения на развод, остаются ли они мужем и женой в такой ситуации?

В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма. Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении. На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?

Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения. Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Имеет ли право жена дать себе развод?

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям.

Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась. Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита. Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав. Он сказал: «Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела. Поэтому я и терплю её выходки. И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей». Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом.

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод. Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно. Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Беседовала: Мадина Гасанова

www.islam.ru

Развод по исламу

Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод

Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой. Что говорит ислам о разводе?

1. Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви. И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. В хадисе сказано: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод».

2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода.

3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись.

4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.

5. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора.

6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.

7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.

8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством.

9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.

10. Пророк (мир ему) сказал: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод». Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса. Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей.

m.islam-today.ru

Обсуждения

ПРАВИЛА РАЗВОДА. (Рекомендуем ознакомиться).

447 сообщений

Хвала Аллаху, Господу Миров, кроме Которого нет божества и к Которому мы взываем о помощи и прощении.

Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух.

В последнее время участились вопросы связанные с правилами развода, его положения и об обязанностях разведенных супругов в период ‘идда и (или) после него.

И, мы бы хотели из того множества и многообразия фетв, книг и постановлений, постараться, с помощью Аллаха, предоставить необходимую нам всем информацию в сжатом и кратком виде, с учётом мнений учёных на каждый из поставленных вопросов, по мере возможностей.

Надеемся, что эта информация будет полезной для многих братьев и сестер, ин шаа Ллах.

Начнем с того, что опишем правильную последовательность развода.

Если муж вознамерился дать развод своей жене, то последовательность талякъа, биизни Рабби, следующая:

1. Ожидание, пока жена очистится от менструаций.
2. После очищения жены, муж не вступает с ней в половые отношения.
3. Муж даёт один развод, по истечении срока ‘идда. (есть мнение, что это должно быть обязательно при условии присутствия двух свидетелей).
4. С момента произнесения слов развода должен пройти срок ‘идда, перед тем как брак будет анннулирован. (Срок ‘идда, — это 3 цикла менструаций для женщин, имеющих менструации или 3 полных месяцы для тех, у кого их нет; срок идды беременной прекращается с её родами.)
5. Обязанности супругов по отношению друг к другу в течении периода ‘идда и (или) после него.

Рассмотрим пункты более подробно.

Пункт №1 Ожидание, пока жена очистится от месячных.
Пункт №2. Муж не вступаете с женой в половые отношения.

1) Сказал шейх аль-Усеймин:

a) Нельзя давать женщине развод в период ее менструального цикла. Если мужчина разведется с женщиной в тот период, когда у нее менструации, то он совершает запретное. Против этого возражают Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Развод в этом случае должен быть отменен, а она должна оставаться в доме мужа до окончания менструаций. После этого, ей дается развод, если муж желает его осуществить. Лучше всего, если она останется в качестве жены до тех пор, пока у нее еще раз не наступят менструации. После завершения второго цикла менструаций муж может ее оставить или дать ей развод.

б) Если муж имел с женой половые сношения после завершения менструаций, то давать ей развода нельзя до тех пор, пока не выяснится, забеременела она или нет.
Если муж имел половые сношения с женой после завершения менструаций и вознамерился дать ей развод, то с разводом он должен подождать до завершения нового цикла менструаций, как бы долго они ни длились. После этого он, не вступая в половые отношения, может дать ей развод. При этом не имеет значения, забеременела она или нет.

Всевышний Аллах сказал:

«О Пророк! Когда разводитесь вы с женами, то разводитесь с ними в отсчитанный для них срок» [Сура Развод, 1].

Сказал Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах: «Не давайте ей развода, когда у нее менструации, либо вы имели с нею половые сношения после завершения менструаций. Дайте ей развод, когда у нее менструации завершатся».
[См. «Брак и Развод», Ибн аль-Усеймин, стр. 21-22.]

2) Сказал шейх АбдурРахман ас-Са’ди в тафсире этого айата:

«Если же муж дал развод жене, когда у нее началась менструация, то срок текущего кровотечения не принимается в расчет и продолжительность установленного для развода срока увеличивается.
То же самое относится и к тем случаям, когда муж объявил о разводе в период между двумя менструациями, если он уже вступал со своей женой в половую связь после предыдущего кровотечения. Причина этого в том, что женщина может забеременеть, и поэтому не ясно, какой продолжительности должен быть установленный для развода срок.»
[См. Тафсир ас-Са’ди, джуз 28, стр. 80]

Таким образом, очевидно, что харам (запрещено) давать развод жене, при следующих условиях:
— Во время менструаций и послеродового кровотечения.
— В период после менструаций, когда муж вступил в половую связь с супругой до начала следующих менструаций.

3) Касаемо вопроса о том, является ли действительным талякъ, данный жене во время менструаций:

Ученые разошлись во мнении относительно развода, который был дан, когда у женщины были месячные, и была продолжительная дискуссия о том, является ли такой развод действительным или нет. Большинство ученых придерживаются того мнения, что такой развод является действительным и считается разводом, но мужчине следует сказать, чтобы он вернул жену и держал ее у себя до тех пор, пока она не очистится от месячных, затем пока второй раз не придут ее месячные и пока она не очистится. Тогда если он хочет – он может оставить ее, или если он хочет – может развестись с ней. Это точка зрения большинства ученых, включая четырех Имамов: Ахмада, аш-Шафии, Малика и Абу Ханифы.

Один из доводов того, что такой развод действителен является хадис, в котором сообщается о том, что Ибн Умар развелся со своей женой во время месячных, в одной из версии хадиса говорится, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть он вернет ее, а затем разведется, когда она отчистится или будет беременной».

В другом риуайа этого хадиса есть добавка, в которой говорится:

«. Убайдулла сказал: «Я спросил ан-Нафиа: «И что сделала эта «татлика»?» [Татлика — произношение бракоразводной фразы один раз]. Он ответил: «[То же, что и обычная] одна — она была засчитана [действительной].»

[ас-Сахих Муслим 1/1471 и 2/1471, хадисы содержатся в главе: О запрещении давать развод женщине, когда у неё месячные без её согласия и даже если бы он поступил вопреки этому, то неполный развод всё равно имеет место и ему повелевается вернуть её.»]

Другим мнением является то, что развод во время месячных не является действительным, потому что это идет в разрез с приказом Аллаха и Его Посланника.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто».
[ас-Сахих аль-Бухари 2697 и Муслим 1718.]

И это мнение выбрал шейхуль-Ислам Ибн Теймийа, да смилостивится над ним Аллах.

Приведя в доказательство тот же хадис, в котором сообщается о том, что Ибн Умар развелся со своей женой во время месячных, в одной из версии хадиса говорится, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть он вернет ее, а затем разведется, когда она отчистится или будет беременной». Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это предписанный срок, во время которого Аллах приказал разводиться с женщинами”. [ас-Сахих Муслим 1471]

Предписанный срок, во время которого Аллах приказал разводиться с женщинами, означает, что мужчина может развестись с женой только когда она чистая (не во время месячных) и если у него не было близости с ней. Основываясь на этом, если он даст ей развод, когда у неё месячные, он не развелся с ней согласно приказу Аллаха, и это будет отвергнуто.

Также доводом этой стороны служат слова Всевышнего Аллаха:

Мнение этой стороны заключается в том, что развод, данный жене, не является действительным и что жена все еще состоит в браке с ее мужем. Не имеет значения, знал муж о том, что у нее были месячные или нет, когда он давал развод. Да, его знание о ее состоянии не имеет значения, но если он знал об этом, то тогда он совершил грех, и развод не является действительным. Если он не знал, то развод все равно не считается действительным, но на муже нет греха.”
[См. «Фатауа Исламия, 3/268», Ибн аль-Усеймин]

Подобное сказал шейх аль-Усеймин и в своей книге «Брак и Развод»:

«Против этого возражают Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Развод в этом случае должен быть отменен, а она должна оставаться в доме мужа до окончания менструаций. После этого, ей дается развод, если муж желает его осуществить.»
[См. «Брак и Развод», Ибн аль-Усеймин, стр. 21-22.]

Постоянный Комитет постановил:

“Есть несколько видов развода, которые являются нововведением: Когда мужчина дает развод жене во время ее месячных или нифаса, или во время чистоты, когда он уже имел близость с ней. Правильное мнение таково, что это не считается разводом.”
[Cм. «Фатауа аль-Ляджна аль-Даа’има» 20/58.]

Пункт №3. Муж даёт один развод, по истечении срока ‘идда. (есть мнение, что это должно быть обязательно при условии присутствия двух свидетелей).

Мужу, для развода с женой достаточно дождавшись того, чтобы жена очистилась от менструаций, и, не вступая с ней в половые отношения, произнести один раз слова развода, например: «Ты разведена» или «Я с тобой развелся», либо «Ты мне уже не жена» и т.д. и т.п.

С этого момента эти слова вступают в силу, и жене следует выждать срок ‘идда, перед тем, как их брак будет аннулирован.
Повторюсь, что достаточно произнести слова развода один раз, чтобы развод вступил в силу.

Муж может вернуть жену обратно во время периода ‘идда, согласна она или нет. Возвратом жены в таком случае, по мнению ученых, могут быть слова, указывающие на это, например: «Я беру тебя назад», либо действие.

Если срок ‘идды завершился, а муж не вернул её, тогда она может выйти замуж за кого пожелает.

«Если человек произнес последний третий талякъ, или он развелся с женой однажды или дважды и ее срок идды истек, то она становится не махрамом для него, и не разрешено ей быть наедине с ним или дотрагиваться до нее или смотреть на нее.»
[Cм.: http://fatwaonline.net/?view=question&id=36548]

Сказал ибн аль-Мунзир:
«Единогласны ученые в том, что муж, у которого есть право на возвращение жены в период ее ‘идды (т.е. если он дал один или два развода), если в течение брака между ними было половое сношение (в общем), то, что он может ее вернуть, пока не закончится ‘идда. Если же ‘идда закончилась, то он становится женихом из женихов (т.е. чужым для нее человеком, который, однако, может к ней посвататься).
[Cм. аль-Иджма’, имама ибн аль-Мунзира 63.]

Если муж не вернул жену до того, как срок ‘идды завершился, и он желает взять ее в жены после, и она согласна, тогда в этом нет ничего неправильного, но это следует сделать, заключив новый брачный контракт, чтобы быть на безопасной стороне и избежать разногласий между учеными.

Некоторые ученые считают, что ему разрешено вернуть жену без брачного контракта, если она предпочтет его и не выйдет замуж за другого, после завершения ‘идды, то она остается его женой. Но большинство сказало, что когда завершается срок ‘идды, она становится бесповоротно разведенной, и становится не махрамом для него, и она не может стать дозволенной для него, кроме как посредством нового брачного контракта.

Поэтому, лучше и более безопасно заключить новый брачный контракт.

Также об этом упоминал и шейх АбдурРахман ас-Са’ди. [См. Тафсир ас-Са’ди, джуз 2, стр. 118]

Доказательство этому служит хадис, в котором говорится, что Ма’каль ибн Ясар выдал свою сестру за человека, затем он с ней развелся и по окончанию после разводного периода (‘идда), захотел еще раз жениться на ней, на что Ма’каль ибн Ясар ответил: «Я выдал ее за тебя замуж, проявил к тебе щедрость, постелил тебе (т.е. дал ему принадлежности дома), затем ты с ней развелся?! Клянусь Аллахом, она к тебе никогда не вернется», тогда было ниспослано:

«Если вы развелись с вашими женами и они выждали положенный срок, то не мешайте (не препятствуйте) им выходить замуж за своих прежних мужей, если они договорились друг с другом на разумных условиях»
/Cура аль-Бакара, 232/ [ас-Сахих аль-Бухари №5130.]

m.vk.com

Смотрите так же:

  • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
  • Какие статьи ук не попадают под амнистию 2018 Предполагается ли амнистия в 2018 году? Здравствуйте.в 2013 году моего брата гражданина узбекистана заключили под стражу,три года отбыл наказание в московском сизо после чего огласили приговор по статье 159 4 части и дали 5.6 лет и […]
  • Какие вышли новые законы в 2018 году Новое в российском законодательстве 2 августа 2018 года ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 881 "Об установлении требований к эксплуатации государственной информационной системы, указанной в […]
  • Отличия ликвидации от банкротства Ликвидация и банкротство объясните пожалуйста,есть ли разница между понятием ликвидация компании и ее банкротством?или это одно и тоже? Ответы юристов (6) Да, есть. Ликвидация - прекращение деятельности фирмы по решению учредителей, […]
  • Приказ от мз 541 Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ […]
  • Кто не имеет право работать педагогом Судимость и работа с детьми Анна Мазухина, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Вот уже полтора года доступ к работе с несовершеннолетними для тех, у кого были проблемы с законом, значительно ограничен 1 . Чтобы узнать, […]