Гражданство краткое определение

Понятие гражданства в Российской Федерации

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.

В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства 1 . Это связано, прежде всего, с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Федерации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации. Единство гражданства означает следующие: граждане России, постоянно проживающие на территории республики, являются одновременно и гражданами этой республики. В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой и прекращение гражданства республики в ее составе.

Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. В законодательстве ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от оснований приобретения. Россия идет по более демократическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того, как и когда оно было приобретено. Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства.

Актуальностью выбранной темы является то, что принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он не находился. Гражданство — это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями.

В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности.

Одной из важных гарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод является закрепление в ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами.

Целью данной работы является изучение становления и развития института гражданства в Российской Федерации.

Объектом исследования является гражданство Российской Федерации.

Из цели вытекают следующие задачи:

— раскрыть общие положения о гражданстве;

— освятить приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации.

1. Общие положения о гражданстве

1.1. Понятие гражданства и двойного гражданства

Гражданство — это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности и взаимных прав, и обязанностей.

Иногда гражданством называется принадлежность лица к государству. Гражданство регулируется внутренним законодательством государства. Гражданство-понятие, неразрывно связанное с государственностью.

М.В. Баглай 1 указывает на то, что под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

В соответствии с Федеральным Законом « О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей 2 . Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.

Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству 1 .

Безгражданство — это правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства.

Статья 3 Закона « О гражданстве РФ» раскрывает понятие иного и двойного гражданства.

Иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства 2 .

Двойное гражданство- наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

Неясным остается только по сей день конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации (неграждан), который включает в себя статус иностранного гражданина и лица без гражданства, находящегося на территории Российской Федерации. Важность правильного определения лиц, не обладающих гражданством Российской Федерации, обусловливается тем, что современное законодательство содержит множество положений, в которых одним термином охватывается совокупность правоотношений, связанных со статусом иностранного гражданина и лица без гражданства.

В современном национальном и межнациональном законодательстве для обозначения лиц, не являющихся гражданами государства, часто применяется определение «иностранец», однако, в различных источниках определения «иностранцев» различны по своему содержанию.

В юридической литературе понятие «иностранец» имеет неоднозначное толкование. Некоторые авторы трактуют термин «иностранец» как иностранный гражданин и лицо без гражданства. Под иностранным гражданином подразумевается лицо, которое не является гражданином данного государства или же не имеет гражданства какого-либо государства. Другие ученые иностранцами считают как иностранных граждан, так и лиц без гражданства. 1

При рассмотрении вопроса о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, учитывая многообразие общественных отношений, в которых участвуют иностранные граждане и лица без гражданства, их правовой статус включает конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и иные аспекты, которые находятся в системном единстве и следовательно, могут быть выделены условно- теоретически.

С учетом этого можно заключить, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ определяется внутренним законодательством Российской Федерации, международными договорами бывшего СССР с зарубежными государствами, а ныне РФ, а также иными актами международного права.

В настоящее время созрела необходимость определения законодательно термина, определяющего статус лица, не обладающего гражданством Российской Федерации. При этом правовое состояние, в котором такое лицо находится, можно определить как состояние « вне гражданства», а лица, которые находятся в таком состоянии, являются « негражданами».

Такая классификация определения лиц как граждан Российской Федерации и неграждан, может компенсировать вакуум терминологии, существующий в законодательстве.

1.2. Новые аспекты института Российского гражданства

С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Его принятие вызвало политические и юридические дискуссии, так как нормы Закона непосредственно затрагивают статус человека в государстве, его взаимоотношения с последним. В институте гражданства отражены наиболее существенные политико-правовые, социальные, морально — нравственные и психологические связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством.

При этом в случае, если Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. был установлен более льготный по сравнению с комментируемым Законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу комментируемого Закона, и принятие по ним решений осуществляются в порядке, установленном Законом РФ от 28 ноября 1991 г. В остальной части Закон от 28 ноября 1991 г. утратил силу.

Несомненное достижение Закона — норма о соотношении национального законодательства и международных договоров России, что развивает положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ 1 . Государство, действуя во исполнение своих международно-правовых обязательств, наделяет человека, находящегося в пределах его юрисдикции, определенными правами и обязанностями, предусмотренными в актах международного права. Любой человек может воспользоваться преимуществами, вытекающими из норм международного права, через свое государство в качестве его гражданина. Общепризнанные нормы и принципы международного права, касающиеся вопросов гражданства, непосредственно не регулируют эти отношения. Они лишь устанавливают правовые рамки, в пределах которых каждое государство регулирует собственное гражданство, не затрагивая суверенитет другого государства.
В Законе дано следующее понятие гражданства: гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Можно было бы добавить — и ответственности. Ведь взаимная ответственность также присуща отношениям между гражданином и государством.
Институт гражданства является одним из элементов суверенитета российского государства в целом. Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения 1 .

Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Принятый Закон легально определяет больше понятий, чем предшествующий. Это и «иностранный гражданин», и «лицо без гражданства», и «территория Российской Федерации», и «проживание».

Закон закрепляет общепризнанные принципы гражданства (ст. 4), что имеет важное значение для построения системы отечественного законодательства и для межгосударственных отношений по вопросам гражданства 2 .

Однако вызывает сомнение трактовка двойного (множественного) гражданства: наличие у гражданина Российской Федерации гражданства одного или нескольких иностранных государств. Речь идет об институте многогражданства, т.е. наличии у человека нескольких гражданств. Смысл двойного гражданства — в снятии с гражданина двойных обязанностей, что может быть установлено только договором между государствами. В законодательстве большинства государств этот принцип не признается. Что и понятно, поскольку гражданство — это связь не только правовая, но и политическая, и обладание им дает человеку возможность реализовать все закрепленные законом политические права. Двойное гражданство порождает ряд практических проблем, ставит под сомнение прочность и неоспоримость связи, существующей между человеком и государством, а также множество других проблем правового, морального и экономического характера. Вместе с тем в Законе пояснено, что российский гражданин, имеющий и иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России. Кроме того, в ч. ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ закреплена возможность двойного гражданства для гражданина России: гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с Федеральным законом или международным договором Российской Федерации 1 . Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Попытка разрешения проблемы двойного гражданства в одностороннем порядке в законодательстве отдельно взятого государства способна привести к коллизиям законодательств. Поэтому предпочтительнее делать это на двусторонней или многосторонней основе. Обращение к международной практике позволяет выделить три разновидности договоров, касающихся данной темы. Это договоры, направленные на урегулирование вопросов двойного гражданства, на его ликвидацию, и, наконец, соглашения, которые устраняют не само двойное гражданство, а лишь его последствия.
Закон в соответствии с Конституцией РФ исключил принцип гражданства Федерации и республик в ее составе. Оно провозглашается единым и равным независимо от оснований приобретения, что является основополагающим для статуса гражданина в нашем многонациональном государстве 2 . Исключен принцип почетного гражданства, распространявшийся на лиц, не являвшихся гражданами Российской Федерации, имевших выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом. Теперь для указанной категории лиц предусмотрен прием в российское гражданство без соблюдения обычных условий. Исходя из того, что связь между гражданином и государством гражданства не прекращается на территории другого государства, в Законе закреплен принцип защиты граждан за пределами России.

works.doklad.ru

Гражданство Республики Казахстан: понятие и принципы, основания и порядок приобретения, прекращения и изменения

Обладание гражданством является предпосылкой полного распро­странения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, за­щиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Основными источниками института гражданства РК являются:

1. Соответствующие международные договора,

2. Конституция РК, Закон РК «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г.,

3. Положение «О порядке рассмотрения дел, связанных с гражданст­вом» от 27 сентября 1996 г.

Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанно­стей.

В этом определении выделены главные черты, характеризующие гражданство.

Правовой характер связи лица с государством, образующий отноше­ние гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство — правовое, а не фактическое состояние.

Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории, ибо по этому признаку последние обра­зуют население страны — категорию демографическую. Таким понятием охватываются не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства, иностранные граждане.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства и основанных на юридическом оформлении отношений гражданства, которое выражается, вопервых, в их общем правовом нормировании, и, во-вторых, в индивидуальном юридическом оформлении каждого физического лица.

Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

В отношении каждого человека гражданство юридически оформля­ется документами: удостоверением личности, общегражданским загранич­ным паспортом гражданина РК; свидетельством о рождении; иным доку­ментом, содержащим указание на гражданство. Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть.

Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их по­стоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Конституция РК и Закон о гражданстве РК устанавливают ряд общих принципов, которые определяют сущностные черты отношений граждан­ства:

1. Гражданство РК является единым. За гражданином РК не признается гражданство другого государства. Казахстанская Конституция исходит
из принципа непризнания института двойного гражданства.

2. Гражданство Республики Казахстан является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РК по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в граждан­ство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет право­вого значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство РК имеет открытый и свободный характер. Это вы­ражается, во-первых, в закреплении законом нормы о том, что прием, осуществляется на доступных для человека основаниях. В соответствии с принципами международных документов о правах человека, призывающих государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства. Закон устанавливает, что ребенок, родившийся на территории РК от лиц без гра­жданства, является гражданином РК. Свободный характер гражданства РК выражается, и в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражда­нина РК изменить гражданство, и этого права никто не может быть лишен.

4. Гражданин РК не может быть лишен своего гражданства и изгнан за пределы Казахстана. Лишение — это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Такой способ прекращения гражданства не характерен для стран с демократическим режимом и наиболее присущ государствам тоталитарным и деспотическим. Лишение граждани­на гражданства и высылка за пределы родины, как правило, преследует в таких странах цель борьбы с инакомыслием.

6. Казахстанское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства РК лицами, проживающими за пределами РК. Такого рода норма вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Казахстана и беспрепятственно возвращаться. Эта свобода закреплена в ст. 21 Конституции РК.

7. Гражданство РК основано на отрицании автоматического его из­менения при заключении или расторжении брака гражданином РК с ли­цом, не принадлежащим к гражданству РК, а также при изменении граж­данства другим супругом.

Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без должного волеизъявления лица и соблюде­нии установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим безусловного сле­дования жены (мужа) гражданству мужа (жены).

В равной мере брак, заключенный гражданином РК с иностранным гражданином, не предоставляет последнему казахстанского гражданства без надлежащей процедуры.

8. Принцип защиты и покровительства граждан РК, в том числе, находящихся за пределами РК утверждает, что гражданин РК не может быть выдан другому государству. За преступления, совершенные гражданином РК за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам РК. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов.

Основания приобретения гражданства РК . Гражданство РК приобрета­ется:

2. В результате приема в гражданство;

3. По основаниям или в порядке, предусмотренными межгосударствен­ными договорами Республики Казахстан; 4. По иным основаниям, предусмотренным законом. 1. Главным, постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан является приобретение гражданства по рождению на основе принципов: «права крови», т.е. с учетом гражданства родителей и «права почвы», т.е. в зависимости от места рождения. В юридической науке этом способ приобретения гражданства носит название филиация.

Принцип «права почвы», согласно казахстанского законодательства, заключается в том, что ребенок, родители которого на момент его рожде­ния состоят в гражданстве РК, является гражданином РК независимо от места рождения.

В случае разного гражданства родителей или отсутствия гражданства у одного из них, Закон исходит из права родителей на выбор гражданства ребенка, но исключает возможность оставления ребенка лицом без гражданства.

Принцип » права почвы» применяется в отношении гражданства де­тей, родители которых неизвестны. Находящийся на территории Казахстан ребенок, оба родители которого неизвестны, является гражданином РК.

Этот же принцип действует и в отношении родившихся на террито­рии РК детей от лиц без гражданства, а также детей, родившихся на терри­тории РК от родителей, состоящих в гражданстве других государств, если они не предоставляют ребенку своего гражданства.

2. Прием в гражданство РК иностранца (лица без гражданства) по его заявлению при условии соответствия требованиям законодательства (дееспособность, совершеннолетие, ценз оседлости) — натурализация. Прием иностранцев в гражданство РК осуществляется путем подачи ходатайства на имя Президента.

Условия приема в гражданство РК.

В гражданство Республики Казахстан могут быть приняты:

1. Лица, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан на законных основаниях не менее пяти лет либо состоящие в браке с гражданами Республики Казахстан не менее трех лет. Наличие этих условий не требуется при приеме в гражданство Республики Казахстан несовершеннолетних, недееспособных и лиц, которые имеют особые заслуги перед Республикой Казахстан, а также лиц, покинувших территорию Казахстана, и их потомков, если они возвратились для постоянного проживания в Рес­публику Казахстан как на историческую родину;

2. Граждане бывших союзных республик, прибывшие с целью постоян­ного проживания в Республику Казахстан, имеющие одного из близких родственников — граждан Республики Казахстан: ребенка (в том числе усыновленного), супруга (супругу), одного из родителей (усыновителей), сестру, брата, деда или бабушку, независимо от срока их проживания в Республике Казахстан.

Вопросы гражданства военнослужащих, состоящих на действительной военной службе и дислоцированных на территории Республики Казахстан, определяются межгосударственными договорами Республики Казахстан.

Основания для отказа в приеме в гражданство РК.

Ходатайство в приеме в гражданство РК отклоняется если, лицо, ходатайствующее об этом:

1. совершило преступление против человечества, сознательно высту­пает против суверенитета и независимости РК;

2. призывают к нарушению единства и целостности территории РК;

3. осуществляет противоправную деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, здоровью населения;

4. разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду, противодействуют функционированию государственного языка РК;

5. осуждено за террористическую деятельность;

6. признано судом особо опасным рецидивистом;

7. состоит в гражданстве других государств.

Законодательство РК предусматривает восстановление (реинте­грация) в гражданстве — способ приобретения гражданства лицами, ранее утратившими его по различным причинам, в силу чего процедура восста­новления может быть либо автоматической (т.е. путем признания факта восстановления), либо упрощенной (т.е. в порядке регистрации), либо по ходатайству на имя Президента РК. Права вернуть гражданство РК дейст­вует в течение 5 лет с момента выхода.

Признание гражданства — это способ приобретения гражданства, представляющий собой волевой акт государства, которым юридически закрепляется фактически существующее положение. Закон обычно применя­ет » нулевой вариант», заключающийся в том, что по новому закону граж­данами государства признаются все лица, которые состояли в его граждан­стве на момент вступления в силу данного закона.

Такой способ приобретения гражданства был закреплен Законом РК «О гражданстве Республики Казахстан» от 20.12.1991 года, согласно кото­рого гражданами РК автоматически признавались лица, которые постоянно проживали в РК на момент вступления в силу настоящего закона т.е. на 01.03.1992 года и, согласно Указа Президент а РК от 23 декабря 1993 года, если до 1 марта 1995 года они не заявили о нежелании состоять в гражданстве РК.

Упрощенный порядок приобретения гражданства РК в форме реги­страции установлен для лиц, исторически или кровно связанных с РК и являющихся гражданами бывших советских республик- лиц, близкие род­ственники которых являются гражданами РК (дети, супруги, сестры, бра­тья, деды и бабушки).

К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным действующим Законом РК, относятся усыновление, опекунство, соглаше­ние родителей о гражданстве ребенка.

Основания прекращения гражданства . Гражданство РК прекращается вследствие:

1. Выхода из гражданства РК

2. Утраты гражданства РК.

Выход из гражданства — это добровольное прекращение гражданст­ва, осуществляемое по ходатайству на имя Президента РК. В выходе из гражданства РК может быть отказано, если:

— лицо имеет неисполненные обязательства перед РК;

— или имущественные обязанности перед гражданами, предприятия­ми, учреждениями, организациями, общественными объединениями, расположенными на территории РК.

Выход из гражданства РК не допускается, если:

— лицо привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняе­мого;

— либо отбывает наказание по вступившему в законную силу пригово­ру суда;

— или если выход лица из гражданства противоречит интересам государственной безопасности РК.

Утрата гражданства РК. Гражданство РК утрачивается:

1) вследствие поступления на службу в органы государственной власти и управления другого государства;

2) если гражданство приобретено в результате предоставления заве­домо ложных сведений или фальшивых документов;

3) если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение трех лет;

4) по основаниям, предусмотренным межгосударственными догово­рами РК.

В законе «О гражданстве РК» специальные положения посвящены регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей,

при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учиты­вая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходными принципами при этом являются: стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи; принять во внимание желание детей, исключить состояние безгражданства у детей, в возможных случаях сохранить казахстанское гражданство детей в их интересах.

В качестве общих положений Закон устанавливает, что гражданство ребенка в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство ребенка в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, и на изменение гражданства детей не требу­ется в таком случае согласие родителей. Эти положения относятся ко всем ситуациям, возникающим при необходимости решить вопрос о гражданст­ве ребенка в случаях изменения гражданства родителей, опекунстве, усы­новлении.

Если оба родителя (или единственный родитель) приобретают граж­данство РК, то, при соблюдении указанных выше условий, соответственно меняется гражданство ребенка. В случае, если один из родителей приобре­тает гражданство РК, то ребенку предоставляется гражданство РК по хода­тайству этого родителя и при наличии письменного согласия другого ро­дителя. Если гражданство РК прекращается только у одного родителя, то ребенок сохраняет гражданство РК. В этом случае по ходатайству данного родителя и при письменном согласии другого гражданство ребенка пре­кращается, но только при том условии, что он не останется лицом без гра­жданства.

На аналогичных подходах основывается и норма Закона о граждан­стве ребенка при усыновлении. Во всех возможных случаях обеспечивает­ся сохранение или приобретение усыновленными детьми гражданства РК.

Однако, исходя из интересов одинакового гражданства в семье, не исключается и иное решение вопроса. При этом, в качестве необходимых условий предусматривается наличие ходатайства об этом, соглашение усыновителей и предоставление ребенку другого гражданства, т.е. недопустимость оставления его без гражданства.

Закон устанавливает, что гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.

Споры между родственниками, опекуном или попечителем о граж­данстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

ibrain.kz

Получение гражданства Российской Федерации

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации» и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным указом президента РФ от 14 ноября 2002 года.

Прием иностранных граждан и лиц без гражданства в гражданство РФ может быть осуществлен в общем или упрощенном порядке.

Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона.

В соответствии с частью первой статьи 13 закона «О гражданстве РФ» иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; предоставление лицу политического убежища на территории РФ; признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом. К этим категориям относятся также лица, имеющие особые заслуги перед Российской Федерацией; граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, других войсках или воинских формированиях.

Прием в российское гражданство в упрощенном порядке осуществляется при наличии оснований, установленных для некоторых категорий лиц статьей 14 Федерального закона. При этом для них снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением ряда лиц, указанных в частях 4 и 5 данной статьи, для которых достаточно иметь регистрацию по месту жительства на 1 июля 2002 или разрешение на временное проживание).

В соответствии со статьей 14 в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство лица:

— имеющие хотя бы одного родителя с российским гражданством и проживающего на территории Российской Федерации (пункт «а» части 1 статьи 14);

— проживавшие и проживающие, в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств лица без гражданства, бывшие граждане СССР (пункт «б» части 1 статьи 14);

— получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование после 1 июля 2002 года в российских образовательных учреждениях граждане государств, входивших в состав СССР (пункт «в» части 1 статьи 14);

— родившиеся на территории РСФСР, и имевшие гражданство бывшего СССР (пункт «а» части 2 статьи 14);

— проживающие в Российской Федерации и состоящие в браке с гражданином РФ не менее трех лет (пункт «б» части 2 статьи 14);

— являющиеся нетрудоспособными и имеющие совершеннолетних дееспособных детей — граждан Российской Федерации (пункт «в» части 2 статьи 14);

— нетрудоспособные лица, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года (часть 3 статьи 14);

— бывшие граждане СССР, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные в РФ по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем намерении приобрести гражданство Российской Федерации (часть 4 статьи 14);

— ветераны Великой Отечественной войны (часть 5 статьи 14);

— некоторые категории детей и недееспособных лиц (часть 6 статьи 14).

В упрощенном порядке могут быть приняты в гражданство РФ иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, если они имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Госпрограммой.

Кроме того, граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут приобретать гражданство Российской Федерации также в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами, заключенными РФ с указанными государствами.

Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения материалов (в общем порядке — в течение одного года, а в упрощенном — до шести месяцев со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения. В общем порядке решение принимает президент РФ, в упрощенном — руководители территориальных органов ФМС России по субъектам РФ. Никаких квот на приобретение российского гражданства нет. Преимущественного права приобретения гражданства РФ по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.

30 июня 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон, упрощающий получение российского гражданства иностранцами, у которых дети — россияне.

Изменения были внесены в статьи 6 и 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Иностранец может получить гражданство РФ в упрощенном порядке, если имеет несовершеннолетнего ребенка — гражданина РФ или если его ребенок (независимо от возраста), обладающий российским гражданством, признан недееспособным.

С 1 июля 2009 года перестала действовать норма части 4 статьи 14 закона «О гражданстве». На основании ее положений, граждане были вправе приобретать российское гражданство по упрощенной схеме — без соблюдения условий о сроке проживания, требований об обязательном наличии законного источника средств существования и владения русским языком.

13 ноября 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», направленный на урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, длительное время проживающих на территории Российской Федерации. К числу таких лиц, в частности, относятся:

— граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, и их совершеннолетние и несовершеннолетние дети, если указанные лица не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

— граждане бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Указанные лица могут урегулировать свой правовой статус на основании волеизъявления о приобретении гражданства РФ или выдачи им вида на жительство. При этом граждане бывшего СССР, получившие паспорт гражданина РФ, но у которых впоследствии не было определено наличие гражданства Российской Федерации, могут приобрести его в порядке признания их гражданами Российской Федерации.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
  • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    ria.ru

    Смотрите так же:

    • Когда адвокат ничего не делает Юрист взял деньги и не выполнил условия договора Заключил с юристом договор на оказание юридических услуг и представление интересов в суде. Сделал доверенность, отдал всю сумму сразу за ведение всего процесса. Юрист был один раз на суде, […]
    • Написать заявление по дтп Как написать исковое заявление по ДТП Если вам необходимо обращаться в суд, чтобы получить необходимую сумму для возмещения ущерба после ДТП, стоит изучить правила написания искового заявления. Рассмотрим, на что стоит обратить внимание […]
    • Разрешения в diablo 2 Разрешение ( Игра на весь экран ) Народ, давно я не играл. Сейчас ноутбук HP 2016 года На нем windows 10. Игра идет при разрешении 800*600, но ! по бокам черные полосы, т.е. не на весь экран. Есть вариант поправить ? Глайд в помощь. […]
    • Получение пособие на ребенка до 3 лет Детское пособие на детей до 3-х лет — документы, размер, как получить Такая социальная выплата как детское пособие для детей до 3 лет – призвана помочь родителям в содержании малолетнего ребенка. В данной статье мы рассмотрим подробно на […]
    • О преступлениях большевиков Рузский Курьер / Слово Давайте вместе сделаем жизнь в Рузском районе лучше! Главная Контакты Архив газеты Правила Бесплатные объявления принимаются в виде SMS на номер 8-985-996-33-29 (только для SMS), с понедельника по пятницу, […]
    • Сколько прибавят пенсии в апреле 2018 года Увеличение пенсии с 1 апреля 2018 года Современная пенсионная система России в последнее время претерпевает ряд изменений, которые активно обсуждаются общественность и собирают вокруг себя достаточно противоречивые мнения. Сложно […]