В ссср основной налог был налог с оборота

Налог с оборота

36 лет назад было принято положение о налоге с оборота.

Впервые налог с оборота был введен в СССР с началом налоговой реформы 1930-1932 годов. В предшествующий реформе период НЭПа, о котором рассказывалось в этот день год назад , были восстановлены акцизная система налогообложения, промысловый налог и ряд других налогов. В 1930 году все указанные налоги были сведены в единый налог с оборота.

Налог с оборота исчислялся как разница между оптовой и розничной ценой и взимался преимущественно в отраслях, производящих товары народного потребления. За счет существовавшего в стране централизованного механизма определения структуры розничных цен налог с оборота наряду с отчислениями от прибыли составлял основную часть поступлений в бюджет.

К началу 80-х годов происходило последовательное упрощение системы налогов, налоговые платежи все более теряли характер многофункционального экономического инструмента и превращались в нормативные отчисления. Этому способствовало принятие в 1975 году положения о налоге с оборота.

Налог с оборота являлся важнейшим источником доходов бюджета. Он более чем на 80 % мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами.

Данный налог платили все государственные предприятия, организации и производственные объединения (комбинаты), а также общественные, кооперативные и межхозяйственные организации (кроме колхозов), имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в банке.

Налог с оборота платился независимо от того, произошла или нет фактическая реализация товара. Такой порядок не давал предприятиям возможности своевременно реагировать на изменение спроса.

Развитие рыночных отношений в России потребовало реорганизации исчисления и взимания налога с оборота.

С принятием Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», с 1 января 1992 года в России вводились новые налоги, среди которых налог с оборота уже не был предусмотрен. Вместо него начал действовать налог на добавленную стоимость (НДС), который по определению является разновидностью налога с оборота. В настоящее время нормы об НДС содержатся в главе 21 Налогового кодекса РФ.

m.ppt.ru

12.2. Налоги с оборота

Таблица 12.5. Источники доходов госбюджета СССР, млрд руб. 1965 г. 1970 г. 1975 г. 1980 г. 1983 г. Доходы, всего 102,3 156,7 218,8 302,7 354,1 В том числе поступле- ния от социалистиче- ского хозяйства 93,9 142,9 199,1 276,8 324,9 Из них: налог с оборота 38,7 49,4 66,6 94,1 104,0 платежи из прибыли 30,9 54,2 69,7 89,8 98,4 Источник: ТеньковВ.Н. Налоги в цифрах // Финансы. 1992. № 11. С. 57.

Экзотическая сущность налога с оборота

12. Налоговая система как инструмент централизованного регулирования. 313

В 1965 г. был введен новый порядок планирования и экономического стимулирования, повышена роль прибыли. Увеличились размеры прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий. Прибыль стала источником образования фондов экономического стимулирования, финансирования капитальных вложений, прироста оборотных средств и других затрат.

Для предприятий, переведенных на новый порядок планирования и экономического стимулирования, была введена плата в бюджет за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства по установленным нормам в процентах к их стоимости.

Для предприятий добывающих отраслей промышленности, у которых в силу особо благоприятных природных и транспортных условий образуется дифференциальньгй чистый доход, и для предприятий обрабатывающих отраслей промышленности, имеющих более высокую, чем в среднем по отрасли, рентабельность по независящим от деятельности предприятий причинам, устанавливались фиксированные рентные платежи.

Фиксированные (рентные) платежи использовались для выравнивания рентабельности предприятий внутри отрасли и устранения влияния на размер поощрительных фондов предприятий объективных причин, не зависящих от их хозяйственной деятельности.

Налог с оборота являлся частью централизованного чистого дохода социалистического общества, поступающей непосредственно в государственный бюджет. По мнению некоторых экономистов, налог с оборота имеет внешние налоговые признаки (обязательность платежа, твердый размер, уплата в установленные сроки), но все же не является налоговым платежом. Его функция заключается в том, чтобы мобилизовывать денежные ресурсы народного хозяйства для достижения высоких темпов расширенного социалистического воспроизводства и планомерного использования средств при первоочередной направлении их в отрасли, имеющие решающее значение для развития экономики страны.

Поступая в бюджет в твердофиксированной доле, которая при неизменном уровне цен и заданной себестоимости не зависела от выполнения предприятием плана прибыли, налог с оборота обеспечивал устойчивость доходов государственного бюджета.

Установленные сроки уплаты налога с оборота создавали предпосылки для равномерного поступления этого дохода в бюджет, обеспечивали своевременное финансирование мероприятий, предусмотренных государственным планом экономического и социального развития.

Дифференциация уровня изъятия денежных накоплений в бюджет по видам товаров давала возможность обеспечить необходимую рентабельность отдельных видов продукции.

II. История налогообложения в России

Плательщики налога с оборота и порядок его исчисления

Денежные накопления в форме налога с оборота уплачивали отрасли, вырабатывающие товары народного потребления (текстильная, обувная, сахарная, табачная, ликеро — водочная и др.), а также некоторые отрасли тяжелой промышленность (нефтяная, газовая, химическая, автомобильная и др.) и машиностроения (предприятия, производящие мотоциклы, велосипеды и другие товары). Определенная часть налога с оборота взималась с заготовительных организаций (по хлебопродуктам).

Концентрация налога с оборота в основном в отраслях, производящих предметы народного потребления, была обусловлена действующим порядком ценообразования, так как в СССР цены на средства производства в ряде случаев ниже общественных издержек производства. Разница между фактической стоимостью средств производства и ценами на них реализовывалась через налог с оборота, главным образом, в отраслях, вырабатывающих продукцию, себестоимость которой была занижена вследствие низких цен на средства производства.

Взимание в бюджет налога с оборота дала возможность производить распределение и перераспределение части чистого дохода общества как в территориальном разрезе, так и между отраслями народного хозяйства, объединениями, предприятиями, организациями.

Налог с оборота уплачивался в основном в децентрализованном порядке, т.е.

При децентрализованном порядке взимания налога с оборота устанавливались непосредственные взаимоотношения предприятий с бюджетом.

В случаях, когда предприятие не имело расчетного счета в кредитном учреждении или не могло обеспечить своевременные расчеты с бюджетом по другим причинам (например, территориальная разбросанность и др.), налог с оборота уплачивался в централизованном порядке вь1шестоящей организацией, которой подчинено предприятие.

Обложению налогом подлежал лишь товарный оборот. Облагаемым являлся оборот по реализации товаров собственного производства или собственной закупки. Суммы, полученные предприятием за изготовление изделий из сырья и материалов заказчика (даваль-ческих), за выполнение всякого рода работ и услуг (крашение, рас-

12. Налоговая система как инструмент централизованного регулирования. 315

фасовка и др.) не облагались налогом с оборота, так как такие операции не считались товарными.

Плательщиками налога с оборота являлись также снабженческо-сбытовые организации и другие ведомства по реализации тех товаров, которые они получают от промышленных предприятий по оптовым ценам предприятий и реализуют по розничным ценам за вычетом торговых скидок или по оптовым ценам промышленности.

Государственные заготовительные организации являлись плательщиками налога с оборота по реализации закупленной сельскохозяйственной продукции за пределы своей системы по розничным или оптовым ценам (с налогом с оборота).

Местные торги, отделы рабочего снабжения (далее ОРС) и другие государственные розничные торговые организации уплачивали налог с оборота по реализации товаров собственного производства и собственной закупки всем покупателям.

В потребительской кооперации плательщиками налога с оборота выступали производственные предприятия по реализации товаров своего производства или собственной закупки по розничным ценам или оптовым ценам промышленности независимо от того, кому эти товары реализованы. Предприятия других общественных организаций (кроме колхозов и потребительской кооперации) уплачивают налог с оборота по реализации товаров собственного производства.

Налог с оборота исчислялся:

• в виде разницы между оборотом по продаже товаров в розничных ценах и оборотом в оптовых ценах предприятий за вычетом из этой разницы торговых, а в соответствующих случаях и оптово-сбытовых скидок, а по товарам, реализуемым по оптовым ценам промышленности — в виде разницы между оборотом по продаже товаров в этих ценах и оборотом в оптовых ценах предприятий;

• по ставкам в процентах к обороту по всем товарам государственных предприятий, кооперативных и общественных предприятий и организаций (кроме колхозов), для которых не установлены прейскурантные оптовые цены предприятий;

• по ставкам в твердых (абсолютных) суммах с единицы продукции — по хлебопродуктам, нефтепродуктам и ферментированному табаку (в рублях и копейках с 2 т), по природному и попутному нефтяному газу (в рублях с 1000 м3).

Только второй из трех приведенных способов начисления налога с оборота можно характеризовать как собственно налог. Остальные способы взимания налога с оборота по сути своей представляют механизм нормативных отчислений в бюджет. При этом объем норма

тивных (неналоговых) изъятий с течением времени неуклонно возрастал (табл. 12.6).

Таблица 12.6. Динамика объема нормативных (неналоговых) изъятий, млрд руб. Налог с оборота, исчисленный 1964 г. 1976 г. 1982 г. В виде разницы в ценах 74,0 82,0 86,0 По ставкам в твердых суммах с единицы товара 14,0 12,2 3,5 По ставкам в процентах к обороту 12,0 5,8 5,5 Источник: Финансы и кредит СССР. М.: Финансы и статистика, 1984. С. 201.

economy-ru.com

Экономика СССР и налог с оборота.

Статья из серии «Что знают экономисты об экономике и что знаем мы?»

Может ли государство существовать без налогов и при этом платить людям пенсии, давать бесплатное образование, осуществлять расходы на медицинское обслуживание, содержать армию, милицию, возводить новые предприятия.

Да! И таким государством был впервые в мире Советский Союз.

СССР – Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз) – государство, существовавшее с 30 декабря 1922 года до конца 1991 года, на большей части территории бывшей Российской империи.

В 1921 году Х съездом РКП(б) была принята новая экономическая политика (НЭП), проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. НЭП имел целью восстановление народного хозяйства страны с последующим переходом к социализму. Надо признать, что интересуясь НЭП, которая проводилась в период с 1921 года по 1930 год, я не смог найти официальной статистики по данному периоду. Все, что можно прочитать по данному вопросу, это то, что в данный период времени существовал НЭП, и больше ничего. Видимо НЭП не нравился правящим кругам Советского Союза за то, что там была свобода торговли, частная собственность и многое того, что считалось под запретом в экономике СССР более позднего периода времени.

Сегодня НЭП не нравится либералам–экономистам тем, что там правили большевики и у них был успех в подъеме экономике страны.

Сама программа НЭПа оказалась довольно успешной. Высоким темпам роста промышленности в период восстановления экономики СССР после гражданской войны может позавидовать любое государство. Но большевики ставили перед собой целью вырвать страну из аграрной зависимости. А сделать это можно было только с помощью индустриализации страны, развития промышленности. Но для этого нужны были деньги, большие деньги. А их никто не давал. Ведь вокруг СССР были капиталистические страны, которые совершенно не горели желанием помогать стране с новым общественным строем в развитии своей собственной промышленности.

И тем не менее в 1928 году принимается первый пятилетний план СССР, фактически сворачивается НЭП. Берётся курс на индустриализацию страны.

Возникает довольно простой вопрос: «Где партия большевиков взяла деньги на всю эту программу индустриализации страны?». Знакомясь с налоговой системой периода НЭПа можно без особого труда заметить, что основная масса налогов была прямыми, но основная масса денег в бюджет собиралась через косвенные налоги. Ленин и сами экономисты-большевики не особенно приветствовали косвенные налоги. Акцизы в период времени НЭПа вводились только на отдельные виды товаров. Самым распространенным в тот период времени был подоходный налог во всех странах. Косвенный налог НДС еще не был известен в тот период времени.

Если говорить прямо, то во время НЭПа была довольно развитая системы налогообложения граждан и предприятий. Налогов было больше, чем сегодня.

В 1930 году происходит реформа налогообложения в СССР. Вместо множества налогов времен НЭПа вводится один – налог с оборота. Анализируя экономическую литературу по данному периоду времени, можно прийти к выводу, что некоторые экономисты считают, что налогом с оборота заменили огромную массу других мелких налогов. Но при этом они не дают четкого ответа на вопрос: «Зачем это надо было делать?». Ведь, исходя из их точки зрения, общая сумма налогов взимаемых с населения не изменилась. Но тогда делать это не было никакого смысла. Ведь считать большевиков-экономистов того времени совсем за дураков очень глупо.

Ведь после 1930 года в период индустриализации СССР были затеяны большие стройки. Строительство ДнепроГЭСа, Беломорканала, Магнитка, вложения в авиационную промышленность, создание химической промышленности и многих других отраслей народного хозяйства. И при этом давать населению бесплатное образование, бесплатную медицинскую помощь, оказывать социальную помощь населению. Все это не стыкуется с утверждениями о том, что была простая замена множества мелких налогов одним налогом с оборота.

Хорошо известно, что за годы первых пятилеток в СССР было возведено более 9 000 крупных предприятий промышленности, не считая средних и мелких, реконструкции различных предприятий, возведения школ, институтов, домов отдыха и т.п. При этом ходит очень много различных мифов о итогах первых пятилеток, о том, что возведение новых заводов происходило за счет обнищания крестьян и рабочего класса. Ведь для возведения всех этих строек СССР ни прибегал к западным займам. Единственно что могли сделать большевики того времени – это продать то, чем была богата страна и купить новое современное оборудование для вновь возводимых заводов.

Так что на самом деле происходило в экономике СССР. За счет каких денежных ресурсов было все построено? Об этом и многом другом будет посвящен ряд статей об экономике страны СССР и что об этом знают сами экономисты, и что знаем мы.

В работах некоторых советских экономистов встречаются упоминание о том, что многих советских экономистов, начиная с 1950 года, интересовала природа налога с оборота. Они не могли понять, как суть и экономический смысл налога с оборота в экономике СССР и делали расчет налога с оборота чисто механически, не понимая его сущности.

В 1930 году основным законодательным актом-постановлением ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 года «О налоговой реформе» были проведены преобразования в составе и структуре платежей, поступающих в государственное пользование. В последующие годы ход налоговой реформы продолжает корректироваться. С 1930 года два обязательных платежа для государственных предприятий и организаций — налог с оборота и отчисления от прибыли — стали основными платежами в бюджет. Налог с оборота заменил собой: акцизы, промысловый налог, лесной доход, страховой и другие платежи, ранее уплачиваемые предприятиями. Отчисления от прибыли предприятий также стали включать подоходный налог, платежи с векселей и некоторые другие.

Одни экономисты считают, что налог с оборота заменил собой 53 различных налогов и сборов, другие – 86. Подавляющее большинство из них считают, что проведение налоговой реформы было нацелено на упрощение налоговой системы, сокращение общего числа и унификацию платежей, которые должно было уплачивать предприятие. Следовательно, исходя из их точки зрения, в конечном итоге общая сумма денег, собранная с помощью «налога с оборота», должна была приблизительно равняться сумме денег, собранных посредством применения других налогов, более мелких.

Но документы того времени говорят о другом. Так из свода исполнения доходов и расходов, проводимых по единому государственному бюджету СССР за 1929/30 год, составленному на основе объяснительной записки к отчету Наркомфина СССР на дату не ранее 1 октября 1930 года можно увидеть на базе каких налогов в основном формировалась доходная часть бюджета.

Государственные доходы 1929/30г. Сумма млн. руб.

Единый сельхозхозяйственный налог 405,6

Промысловый налог 1 988,7

Подоходный налог 614,6

Налог на сверхприбыль 18,9

Таможенные доходы 304,3

Пошлины и сборы 108,9

Доходы от почты, радио и телеграфа 300,5

Доходы от государственного имущества 1 897,6

Разные доходы 152,3

От государственных займов 1 271,9

Следующий документ об исполнении сборов доходов в госбюджет СССР за 1931 год начинался уже с 1 января 1931 года.

В примечаниях к бюджету за 1930 год можно прочитать следующее, что в условиях 1929/30 годов в состав унифицированного налога с оборота, общая сумма которого составляла 5351,1 млн. рублей, входили следующие платежи: акцизы (49,1%), промысловый налог и вексельные надбавки (34,4%), а также лесной доход, доходы от недр, пошлины, местные налоги и сборы, платежи по обязательному страхованию и т.п. И это только налог с оборота, не считая других собранных налогов в 4 квартале 1930 года.

Так что же такое налог с оборота, который впоследствии пытались понять все советские экономисты. Ведь если все они пытались разгадать происхождение налога с оборота, то выходит, что после войны авторов и создателей данного налога уже не было в живых. Вполне возможно они были расстреляны в годы сталинских репрессий 1936-37 годов. И все остальные экономисты СССР работали с данным налогом число механически, не понимая его смысла и назначения. Налог начислялся по определённым методикам, которые остались от авторов и создателей данного налога.

Целый ряд советских экономистов считал налог с оборота косвенным налогом. Называть их поименно бессмысленно, так это было целое течение в экономической науке перед развалом СССР. Можно привести лишь высказывание по данному поводу будущего либерала-экономиста Шохина А. Н.

«Чтобы понять место акцизной компоненты в структуре налога с оборота, необходимо представить его основные функции… Можно выделить пять функций налога с оборота.

Протекционистская функция. Ее реализация должна обеспечивать повышение конкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с импортируемыми.

И тут же Шохин сам опровергает свой тезис в пользу протекционистской функции.

Для сегодняшних условий нашей страны протекционистская нагрузка налога с оборота является, на наш взгляд, чисто теоретической конструкцией, ибо реальной конкуренции на внутреннем рынке товаров отечественного производства и импорта нет..,

И тут же снова возвращается к своему первоначальному посылу

этот элемент налога с оборота выполняет классические акцизные функции.

Шохина абсолютно не смущает то факт, что акцизный налог – косвенный налог, который является частью прибыли предприятия, а, что такое налог с оборота он понять не может.

Регулятивная функция. Она связана с ценовыми методами ограничения потребления социально вредных товаров (алкоголь, табак). С экономической точки зрения налог с оборота на подобные товары служит каналом перераспределения денежных доходов населения в пользу государства (т. е. акцизом), с социальной точки зрения наличие акцизной компоненты в цене, если оно сопровождается сокращением производства и потребления, соответствующих благ, означает рост реального содержания доходов населения (поскольку означает сокращение масштабов перераспределяемых в бюджет доходов населения).

И это вздор пишет человек, который имеет диплом экономиста. С его точки зрения, если закрыть вино-водочные заводы и табачные фабрики, то сразу увеличится реальное содержание доходов населения. Такой эксперимент господа экономисты провели во времена Горбачева, вырубались даже виноградники, чтобы не делать вино, и добились лишь только того, что резко возросло самогоноварение.

Функция народнохозяйственного финансового перераспределения. Она связана с реализацией в цене потребительских товаров, во-первых, стоимости, созданной в других отраслях (при производстве средств производства), и, во-вторых, ренты, которая не отражается в цене сырьевых ресурсов и не изымается в виде рентных платежей. Перестройка системы оптовых цен, рассматриваемая как элемент радикальной реформы управления экономикой, требует устранения этого элемента налога с оборота, поскольку она предполагает использование единого подхода к оценке затрат и формирования прибыли в ценах на всех стадиях производства расходов государства, связанных с воспроизводством трудовых и природных ресурсов, установление рентных платежей (по нефти, газу, электроэнергии, вырабатываемой на гидроэлектростанциях, и других ресурсах) с целью непосредственного изъятия дохода, полученного на основе высокой естественной продуктивности.

Функция балансирования спроса и предложения. Устойчивый дефицит значительного числа товаров промышленного производства в условиях господства административных методов ценообразования создает предпосылки для централизованного повышения розничных цен, для установления их на предельном для данной конъюнктуры рынка уровне. В отличии от равновесной цены балансирующая функция налога с оборота не является регулятором спроса и предложения (отрыв розничной цены от оптовой цены предприятий не позволяет расширять производство при повышении цен. Другими словами, балансирующая функция налога с оборота связана главным образом с попытками достижения сбалансированности по объемным финансовым (суммарный спрос и сумма цен товаров) показателям.

Функция «чистого акциза» (косвенного налога в чистом виде). Под ней понимается такая нагрузка на налог с оборота, которая может быть обоснована лишь необходимостью перераспределения денежных доходов населения в пользу государства….

Без комментариев. Господин либерал — экономист Шохин А. Н. совершенно не понял принцип работы экономической системы СССР, для чего большевики-экономисты делали налоговую реформу с переходом на налог с оборота. (Как впрочем он не понимает и то, что сегодня происходит в экономике России и как ее вывести из затянувшегося кризиса.) Тем более, что до реформы в налоговой системе СССР существовали всевозможные акцизы. Сколько их было таких экономистов, которые считали налог с оборота косвенным налогом трудно сказать. Наверное, не один десяток, которые даже не стремились вникнуть, как функционирует экономика СССР, и надо ли было вводить косвенные налоги.

Максимальный сбор налога с оборота в доходной части бюджета СССР достигал в 1935 году -77,4%, в 1936 году – 78,5%. С чем связано дальнейшее падение доли «налога с оборота» в бюджете СССР трудно сказать. Ведь на эти годы приходятся основные сталинские репрессии, когда искали «врагов» народа, и по любому обвинению человека могли расстрелять в тот период. Может связано с другими причинами. Эта тема больше для тех, кто занимается историей своей страны.

Так что же такое налог с оборота, который существовал в СССР?

И для чего была создана командно-административная система?

Советские экономисты так и не разгадали данную тайну. Большевики-экономисты обогнали весь мир экономистов лет на двести вперед, создав данную систему. Именно им, не известным на сегодняшний день экономистам, мы обязаны величием строек первых пятилеток СССР, хотя все это связывают с именем Сталина. Доля самого Сталина в данном рывке составляла от силы 10-20%, в то время как остальное бремя славы должно принадлежать большевикам-экономистам.

Ведь за все годы существования СССР фактически ни одно правительство не протягивало руку за милостыней в виде займов у стран Запада на свои расходы.

Если вы хотите узнать, что такое налог с оборота и почему автор данной статьи пишет о том, что в СССР не было налогов поддержите мой проект по выпуску книги посвященной экономике с рабочим названием «Экономика без налогов».

Купив и прочитав ее, вы узнаете все секреты сталинской эпохи и эпохи СССР.

Вы узнаете почему субсидировались колхозы и совхозы, почему продукты питания были дешевыми. Почему Вы жили хорошо в эпоху СССР и почему плохо живется сегодня. Сколько на оборону в действительности тратило правительство СССР: 5% или 20%. И может ли государство сегодня существовать без налогов, или автор все это придумал.

newsland.com

Налог с оборота — доля финансовых накоплений в хозяйственной деятельности, которая жестко прописывается в цене товара и поступает в госбюджет страны.

Налог с оборота — один из видов налогообложения, объем которого пропорционален обороту компании. Задача такого налога — дать толчок к вертикальной интеграции. Применение налога делает производство товара внутри компании более выгодным, чем его покупку у поставщиков извне.

Налог с оборота — устаревший вид налогообложения, который действовал еще во времена СССР. С 1992 года в России вместо него введен налог на добавочную стоимость.

История и сущность налога с оборота

Впервые налоги с оборота стали взиматься при СССР, начиная с 1930 года. После реформы во времена НЭП советское правительство восстановило акцизную систему сборов, но после все равно вернулось к общему налогу с оборота.

Данный вид налога рассчитывался как разница между двумя показателями ценников, а именно оптовой и розничной ценой. В качестве субъектов налогообложения выступали представители различных отраслей промышленности. Действующий в те времена механизм позволял взимать большие объемы налогов с оборота, что составляло «львиную» часть бюджета страны.


По своей экономической структуре налог с оборота — нестандартный вид налогообложения. Его наименование больше вызвано формой уплаты, имеющей тесную связь с привычным налогом. По сути, это обязательство, которое имеет строгую регламентацию в виде сроков и форм внесения, связанное с объемами производства и продажами товаров.

Налог с оборота стал основой для формирования государственного бюджета, обеспечил стабильные и устойчивые вливания средств в казну страны. Главное преимущество этого налога — независимость от конечных финансовых результатов, а именно от дохода, полученного компанией, себестоимости товаров и так далее. Кроме этого, налог с оборота позволил регулировать и поддерживать на должном уровне рентабельность основной продукции и целых отраслей Советского Союза. В качестве исключения можно привести лишь продукцию тяжелой промышленности, с которой налог на оборот не взимался.

Основной точкой отсчета при установлении налога на прибыль являлась рентабельность продукции. Так, чем выше этот показатель, то больше вероятность введения налога на оборот. Если товар не востребован или его популярность снижается, то данный вид налогообложения может отменяться.

Налог на оборот не начисляется на основные товары потребления, к примеру, мясо, хлеб, молочные продукты (в том числе и молоко), овощи, консервы и так далее. Более того, для возмещения расходов на производство государство выделяло заводам-производителям названной выше продукции специальные средства.

Налог с оборота особенен и тем, что он выступает в качестве производной от стоимости продукции. На практике его введение не приводит к росту уровня цены на продукцию, что делает налог одним из наиболее предпочтительных среди всех косвенных видов налогов.

В роли плательщиков налога выступали различные государственные и частные структуры (организации, предприятия). Если сбыт товаров возлагался на оптово-сбытовые компании, то именно они должны были платить налоги с оборота.

Этот вид налогообложения являлся основным источником средств для местных бюджетов. Все налоги, собранные с продажи местной продукции, пополняли именно муниципальную казну. Как следствие, органы власти на местах были заинтересованы в развитии промышленности на территории своего региона.

Что касается остальной продукции, то собранные средства поступали в общий бюджет страны. В дальнейшем правительство СССР производило отчисления в бюджеты союзных республик. Как и в других видах налогообложения, здесь есть свои виды льгот и скидок. Так, в случае пересмотра (утверждения) ставок на вновь появившиеся товары производители обеспечивают дополнительную рентабельность в процессе изготовления продукции (как правило, ее уровень не меньше среднего показателя по всему предприятия).

Особый подход действует, если принимается решение о росте объемов выпуска продукции, относящейся к товарам народного потребления, за счет банковских кредитов. В этом случае производители могут направлять на погашение займа до 50% налога от оборота (из расчета дополнительного выпуска товаров).

Главный недостаток формы налогообложения — стягивание всегда, вне зависимости от того, был реализован товар фактически или нет. Этот факт негативным образом сказывался на развитие предприятий, ведь они не успевали среагировать на изменение спроса.

Во времена СССР от такого вида налогообложения освобождались некоторые предприятия (на срок до двух лет). Так, к исключениям относились структуры областного, районного, краевого и прочих видов подчинения, занимающиеся изготовлением продукции народного потребления. Главное условие — применение в качестве исходных материалов местного сырья и отходов.

Уже в начале 80-х годов прошлого века началось активное упрощение налоговой системы. При этом налоговые платежи шаг за шагом теряли свою многофункциональность. Если ранее они выступали в качестве мощного экономического инструмента, то в этот период они превратились в стандартные отчисления в бюджет.

В 1992 году после развала СССР в России были приняты новые законодательные нормы в отношении налогообложения. Появились новые налоги, среди которых налогу с оборота уже не нашлось место. Вместо него пришел новый вид налога — НДС. В сравнении со своим предшественником он имеет ряд преимуществ:

— эффективность. Данный налог захватывает оборот продукции на всех этапах, что позволяет на фоне расширения налогооблагаемой базы поднять поступления;

— возможность экономии для производителя. С момента появления НДС предприятию не нужно платить за весь оборот в целом;

— простота. Для всех налогоплательщиков в России устанавливается единая форма начисления налога, которая не подлежит изменению;

— защита от уклонения. НДС более привлекателен для государства, ведь от него сложного уклониться. Это, в свою очередь, повышает объем финансовых поступлений и увеличивает бюджет.

Налог с оборота: виды, особенности расчета

В большинстве стран мира налог с оборота уже давно принял форму НДС. По сути, эти две формы налогообложения можно приравнять друг к другу.

При этом к обороту товара можно отнести:

— отчуждение продукции или оказание определенных видов услуг в пределах бизнес-деятельности;
— потребление продукции (услуги) для личных нужд;
— доставку своего товара в другую страну без учета отчуждения для нужд бизнеса, который ведется на территории другой стороны.

Оборот условно подразделяется на два вида — облагаемый и необлагаемый налогом. В ряде стран проценты налога с оборота находятся на уровне — 0 -18%.

К объектам налогообложения относятся:

— внутренний оборот страны (кроме продукции, которая относится к исключениям и не подлежит обороту);
— импортируемая группа товаров (кроме импорта, который относится к необлагаемым налогом);
— оказание услуг;
— покупка той или иной продукции внутри сообщества и так далее.

К примеру, в Эстонии каждый субъект должен регистрироваться в качестве налогообязанного в том случае, если его годовой оборот превышает сумму в 250 тысяч крон. Регистрироваться не обязательно, если весь налогооблагаемый оборот подпадает под налог со ставкой 0%.

С момента регистрации субъект берет на себя обязательства:

— предоставить в налоговую инспекцию заявление о регистрации в роли налогообязанного;
— прибавить налог к своему обороту.

Регистрация налогоплательщиков, как правило, осуществляется в бюро налогово-таможенного центра.
Период начисления налога с оборота — один календарный месяц. При этом субъект должен предоставить декларацию до 20-го числа месяца, который идет за периодом стягивания налогов.

Важное значение — время реализации оборота. При его исчислении важно исходить из наиболее раннего момента. Оборот наступает в те рабочие сутки, когда было совершено одно из действий:

— частичное (полное) поступление платежей за услугу (товар);
— пересылка покупателю товара (оказание услуги);
— использование продукции для личных целей, ее передача или оказание услуги сотруднику.

Расчет налога с оборота выполняется по простому принципу. Он представляет собой начисленную за определенный период сумму налога за вычетом включенного налога с оборота за услуги или товары, купленные в этот же период у другого плательщика налогов. В дальнейшем продукция (услуги) применяются в собственной предпринимательской деятельности.


Формула для вычисления выглядит так:

Налог с оборота (для оплаты) = Налог с оборота (который был начислен) — Включенный налог с оборота.

К включенным можно отнести следующие налоги с оборота:

— подлежащие уплате с купленного у другого плательщика налогов товара (услуги);
— подлежащие уплате (купленные) с импортной продукции;
— начисленные с учетом налога облагаемой цены услуги, полученной от нерезидента страны;
— начисленные вместе с налогом облагаемой цены товара, купленного внутри сообщества.

utmagazine.ru

Смотрите так же:

  • Закон реймерса Экология СПРАВОЧНИК Информация Правило Реймерса) Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы) — М.: Журнал «Россия Молодая» , 1994 — 367 с.[ . ] Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. -М., 1994.[ . […]
  • Закон артикуляции бонвиля Законы артикуляции БОНВИЛЯ, ГИЗИ, ГАНАУ Изучение механизма компенсации имеет большое практическое значение, ибо учет перекрытия верхними зубами нижних зубов и зависимость между глубиной перекрытия, крутизной суставного пути, высоты […]
  • Сосновський суд Сосновский районный суд Время работы С 1974 года город разделен на 2 района – Сосновский и Приднепровский, созданы районные советы и другие районные организации, в том числе прокуратуры, отделения милиции и суды. Приказом №8 по […]
  • Правила об очередных и дополнительных отпусках 169 Правила "Об очередных и дополнительных отпусках" (утв. Народным Комиссариатом Труда СССР 30 апреля 1930 г. N 169) (с изменениями и дополнениями) Правила об очередных и дополнительных отпусках(утв. Народным Комиссариатом Труда СССР 30 […]
  • Российская газета законы 2014 Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Принят Государственной Думой 19 декабря 2014 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года Внести в […]
  • Вор законе витя пан курск биография Вор в законе Витя Пан Именно так можно назвать Витю Пана, получившего воровскую корону в Тамбове. Ему пришлось долго ждать ее. Возраст «молодого» вора в день инициации перевалил за 40 лет. Почти четверть века он мыкался по колониям и […]