Особенности перевозки леса
Сегодня транспортировка леса является одним из популярных направлений деятельности профессиональных компаний-перевозчиков. Большой спрос на данную услугу обусловлен тем, что лес — это строительный материал, без которого не обходится практически ни одно строительство. Круглый лес может перевозиться в связках либо навалом. Очень часто в транспортировке нуждается свежеспиленный лес, которому присуща естественная влажность. Это гигроскопический груз, причем содержание влаги в дереве во многом зависит от параметров и условий наружного воздуха в период хранения перед транспортировкой.
Кроме того, данный вид груза подвержен пагубному воздействию насекомых (короед и др.), а также микроорганизмов. Активность развития плесени и гнили увеличивается вместе с возрастанием температуры воздуха и его относительной влажности. Следует помнить, что лес — это тот груз, при перевозке которого необходим карантинный контроль. Еще одно свойство леса — пылеемкость. В случае загрязнения (например, цементной, угольной пылью) партия может быть целиком забракована.
Для перевозки леса чаще всего используются специализированные транспортные средства — лесовозы. В России наиболее популярны лесовозы, изготовленные на базе автомобилей КрАЗ, Урал и КамАЗ. Современный лесовоз может быть оборудован гидравлическим краном-манипулятором. Такое устройство существенно облегчает проведение погрузочных, разгрузочных работ. Число осей прицепа рассматриваемого транспортного средства чаще всего составляет от 2-х до 4-х. Прицеп оборудуется заградительными металлическими стойками. Для их соединения друг с другом используются металлические тросы.
Сегодня широко применяются самые разные модели лесовозов. Примерами могут послужить машины, оборудованные прицепом-роспуском, и цельнокузовные транспортные средства. Благодаря прицепам-роспускам, используемым вместе с лесовозными автопоездами, становится возможна транспортировка деревьев длиной до 22 метров. Довольно популярны маневренные портальные лесовозы, укомплектованные системой погрузки-разгрузки. Отдельные модели этих машин оснащаются приспособлением, помогающим в опускании рамы с лесом.
Если для транспортировки используется неспециализированный подвижной состав, то он должен быть снабжен дополнительными приспособлениями, такими как шипы, коники (устройства, предназначенные для перевозки «цилиндрических стержней»), гребенки противоскольжения. Подобные приспособления не допускают сдвигания лесоматериалов на кабину. Кроме того, кабина защищается от ударов щитом. Все необходимое дополнительное оборудование должен предоставить и установить грузоотправитель. Если стороны приходят к соответствующему соглашению, то монтаж данных приспособлений, оплаченный отправителем груза, может осуществляться автотранспортной организацией.
Грузоотправитель имеет и другие обязанности. Если необрезные пиломатериалы отличаются по длине, то необходимо заранее произвести их сортировку. Перед перевозкой нужно заблаговременно складировать лес у автодороги, дабы был обеспечен оптимальный подъезд и возможность маневрирования автомобилей. Электрические кабеля, провода, присутствующие на погрузочных пунктах, а также пересечениях с лесовозными дорогами, должны быть подвешены на высоте, составляющей не меньше 4,5 метра. Необходимо обеспечить возможность свободного маневрирования, а также разъезда лесовозов, обладающих нужной грузоподъемностью.
Если перевозка осуществляется по специальной лесовозной дороге, то максимально возможная высота автомобиля с грузом не должна превышать 4 метра, а ширина — 3,2 метра. При транспортировке по дорогам общего пользования следует руководствоваться требованиями, предъявляемыми ПДД. Погрузку и последующее крепление леса на транспортном средстве должен производить отправитель груза.
Выгрузка пиломатериалов, снятие креплений — это обязанности грузополучателя. Во время погрузки и разгрузки леса, осуществляемой при помощи крана, водителю не разрешается находиться в кабине транспортного средства. Также запрещается перемещение груза над кабиной лесовоза.
Груз должен быть равномерно распределен между кониками, а комли следует заранее выровнять. Если вывоз леса осуществляется на автомобиле, оборудованном прицепом, то сцепка автомобиля с прицепом производится грузоотправителем. С согласия водителя сцепщику может быть разрешено находиться между звеньями такого автопоезда. Шофер обязан проконтролировать, правильно ли произведена сцепка.
При перевозке леса морским транспортом нужно руководствоваться Кодексом безопасной практики перевозки лесных палубных грузов. В этой ситуации учитывается одно из главных физических свойств лесоматериала — его влажность, под которой подразумевается процентное содержание воды, содержащейся в древесине. Здесь есть свой нюанс. Содержание воды рассматривается относительно веса сухой древесины, а не по отношению к общему весу.
Древесина содержит в себе немалое количество влаги, зависящее как от породы дерева, так и от места, где оно произрастает. Примерами могут послужить свежеспиленная ель, содержащая от 78 до 105 процентов влаги, и сосна, содержащая 80-97 процентов воды. Пока лес хранится на воздухе, вода, которая находится в древесине, мало-помалу испаряется. При этом материал постепенно высыхает, одновременно уменьшаясь в весе. Параллельно с этим немного уменьшается его объем, а также начинают образовываться торцевые трещины. Такое свойство называется усушкой.
Еще до начала погрузочных работ на судне нужно провести все мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дальнейшей транспортировки. Сюда относится проверка водотечности самого корпуса судна, работоспособности осушительной системы. Нужно проверить, в каком состоянии находится электропроводка, средства пожаротушения. Балластные танки подвергаются опрессовке, после которой заполненными оставляют лишь те, которые нужно оставить в соответствии с принятым вариантом загрузки.
При необходимости перевозки древесины разной влажности ниже всего нужно располагать самый тяжелый груз. Малогабаритный груз целесообразнее размещать в концевых трюмах, а крупногабаритный лес — в средних. Если транспортировка необрезных пиломатериалов производится россыпью, то пространство между бимсами и шпангоутами нужно заполнить досками. Пакетированный пиломатериал укладывается в трюме вдоль судна. Поперечное размещение разрешается лишь, когда это обеспечивает высокий уровень плотности укладки.
Перед погрузкой лесоматериала на палубу следует задраить отверстия, произвести очистку палубы от ненужных, лишних предметов. После этого производится процедура разметки. При помощи мела заштриховываются участки, которые не нужно загружать. Следующий этап — установка стензельных стоек. Затем найтовы крепятся к палубным рымам. Если укладка бревен производится россыпью, то груз нужно размещать плотными штабелями, чтобы в результате образовалась ровная поверхность.
При транспортировке пакетированных пиломатериалов погрузка осуществляется в соответствии с продольно-поперечным способом. Он предусматривает установку первого ряда пакетов по всей ширине судна от уровня комингсов трюмов. Если число рядов пакетов составляет больше трех, то верхний ряд укладывается вдоль судна. По бортам пакеты также укладываются вдоль судна. Каждый из бортовых пакетов должен опираться на пару стензельных стоек и охватываться 2-мя найтовами. Укладке леса следует уделять максимальное внимание, ведь именно от нее во многом зависит конечный итог перевозки.
Copyright © 2018 ООО Техимпорт М
ООО Техимпорт М
140005 , Московская область, г. Люберцы , ул. Кирова, д.20а
www.tehimport-m.ru
Перевозка лесных грузов
Документы регламентирующие перевозку лесных грузов:
- Code of Practice for Shipping Carrying Timber Deck Cargoes
- Конвенция о грузовой марке
- Тарифное соглашение 4М
- Правила безопасной морской перевозки лесных грузов
- Требования РМРС к остойчивости судов перевозящих лесные грузы
Группы лесных грузов:
Единицы измерения при перевозке леса принят метр куб., куб. фут, АКС (4,46 куб. метра) или ДОЛ (0,13 куб. метра)
Изделия из дерева в пачках перевозят на общих основаниях как генеральный груз.
При перевозке лесоматериалов в одном бассейне маркировка не обязательна.
У лесовоза груза на палубе не менее 1/3 общего количества.
Все виды лесных грузов являются нестандартными и структурообразующими грузами.
Суда перевозящие лесные грузы в обязательном порядке должны иметь Наставление по креплению лесных грузов.
Конструктивно лесовозы должны иметь:
Бортовые иллюминаторы ниже главной палубы должны быть задраены до начала погрузки.
Максимальное теоретическое количество груза для укладки в трюме:
B – ширина груза, q – удельная нагрузка, l – длина люка
M – УПО, q – удельная нагрузка, . – плотность древесины
Суда должны быть снабжены жидкостным кренометром и устройством для кренования.
Информация об остойчивости должна содержать типовые случаи загрузки с намоканием груза и
облединением судна (при намокании считать увеличение массы груза на 10%)
Все найтовы при креплении груза должны быть промаркированы и иметь свидетельства.
Расстояние между поперечными найтовыми, при высоте каравана 4м, не более 3 метров, при высоте каравана 6 м, не более 1,5 метра.
Перед выходом в рейс найтовы набивают не более чем с 50% натяжением, чтобы обеспечить
дополнительное натяжение при необходимости в процессе перехода.
Высота стойки каравана не более 1,1 м, выше уложенного каравана. Стойка выполняется из круглого леса.
Расстояние между стойками не должно превышать более 3 метра, если стойка опирается на планширь
фальшборта то ее прочность не должна превышать прочность фальшборта. Опора должна обеспечиватся не менее чем на две стойки.
Опрессовку балластных танков следует производить при отсутствии крена и дифферента и до погрузки древесины.
Бункировка должна по возможности производится до начала погрузки
Зимой в зимней сезонной зоне высота каравана не должна превышать 1/3 летней загрузки.
Если по результатам расчета обнаружено что критерий несмещаемости менее 1, то необходимо произвести дополнительные крепления груза:
Особенности перевозки лесных грузов морем
Лес является легким грузом. Для более полного использования грузоподъемности судна приходится грузить его на палубу. Количество палубного груза леса может составить 50—60% от количества леса, погруженного в трюмы. При этом возникают две проблемы — плотная укладка груза в трюмах и определение количества палубного груза с целью сохранения остойчивости судна.
Тяжелые сорта леса крупных размеров размещают в нижней части центральных трюмов, более легкие и мелкие сорта — в концевых трюмах. Дилсы и батенсы, а по возможности и бордсы укладывают на ребро вдоль судна. После укладки каждого ряда доски уплотняют по ширине судна и в образующиеся пустоты забивают доски вровень с остальными. Уплотнение досок по длине судна и заполнение пустот, образующихся от неровности обводов корпуса, разной длины досок и несоответствия длины досок длине трюма, производят соответствующим подбором досок и применением короткомерного леса (эндсов и файервуда). Шпации заполняют подходящими досками, уложенными вертикально. Остаток пространства до кромки бимсов заполняют досками, уложенными плашмя, межбимсовое пространство — досками, уложенными поперек судна.
Круглый лес укладывают в трюмах вдоль судна начиная от поперечных переборок. Штабель должен состоять из лесоматериалов одинаковой длины. Торцы кругляка укладывают плотно друг к другу, располагая комлями поочередно в разные стороны. Свободные пространства заполняют подходящим материалом, уложенным поперек судна и надежно закрепленным, чтобы он не передвигался во время качки. Тесаные лесоматериалы грузят начиная от середины кормовой переборок в носовых трюмах и носовой переборки — в кормовых трюмах.
Погрузку леса в мокрые трюмы и во время дождя и снегопада производить нельзя. Погрузка лесных грузов на палубу разрешается только при условии надлежащей загрузки трюмов, обеспечивающей удовлетворительную остойчивость судна. Перед началом погрузки леса на палубу судно должно быть подготовлено по-походному, люки задраены, дефлекторы сняты, а отверстия дефлекторов закрыты заглушками, балластные цистерны должны быть полными или пустыми. При укладке леса на палубе обеспечивают свободный и безопасный проход в жилые и служебные помещения, а также к устройствам, механизмам и оборудованию, к которым должен быть свободный доступ во время рейса; все палубные устройства должны быть защищены от возможного повреждения грузом при погрузке и перевозке. Лес укладывают на палубе с максимальной плотностью на подкладки, уложенные по диагонали к диаметральной плоскости. Пиленый лес укладывают в нижней части до уровня планширя на ребро, а в верхней — плашмя. Пропсы и балансы укладывают вдоль бортов поперек судна а в средней части палубы — вдоль судна. Для того чтобы груз не разваливался, вдоль борта на расстоянии не более 3 м друг от друга устанавливают деревянные стойки, высота которых должна быть на 1,2 м более высоты каравана леса. Каждый штабель леса по длине должен поддерживаться не менее чем двумя стойками. Кроме того, груз крепят найтовами из стальных тросов или цепей. Найтовы своими концами крепят к специальным рымам в палубе, соединяют наверху глаголь-гаками и стягивают талрепами. При укладке леса на высоту более 3 м на уровне половины высоты груза над планширем заводят дополнительные найтовы, соединяющие противоположные стойки.
Суда, перевозящие лесные грузы на палубе, должны иметь фальшборт или прочное леерное устройство высотой не менее 1 м и быть оборудованы прочными металлическими башмаками или другими устройствами для установки стоек. После окончания погрузки палубный груз должен быть хорошо выровненным. Для перехода людей на него укладывают настил, который ограждают леерным устройством с общей высотой не менее 1,2 м с расстоянием между леерами не более 30 см.
Укладка лесного груза на палубу допускается на высоту, при которой, судно будет сохранять достаточную остойчивость на протяжении всего рейса с учетом наличия свободной поверхности жидкости в танках, уменьшения массы топлива и других судовых запасов, возможного увеличения массы груза от его намокания и обледенения. При этом должны быть сохранены круговой обзор с мостика и возможность пользования палубными механизмами и устройствами.
В зимнее время не допускаются морские перевозки грузов на верхней палубе, которые имеют плотность больше, чем сосна, или единица которых имеет объем более 0,43 м3. Судно может быть загружено по лесную марку, если высота палубного груза леса не менее 1,2 м. Дополнительная нагрузка от намокания и обледенения может составлять 10—20%, а иногда и более, от массы палубного груза леса.
Другой особенностью грузового плана лесовоза является необходимость приведения детальной схемы места расположения каждой партии груза с указанием литерного шифра и номера партии, цвета сепарационной маркировки, размера сечения досок и их количества. На грузовом плане судна (схема разреза по диаметральной плоскости) приводят перечень всех коносаментов с указанием количества груза (в кубических метрах или стандартах) в каждой партии.
gengruz.com
Особенности перевозки лесных грузов;
Влияние мелководья на управляемость судна
При плавании в районах мелководья ухудшается управляемость судна. На малых глубинах, особенно если рельеф дна не ровный, увеличивается рыскливость и снижается скорость. При движении судна на мелководье с большой скоростью изменяется характер волнообразования. Расходящиеся волны в носовой и кормовой частях судна преобразуются в две поперечные волны, которые перпендикулярны ДП судна. Одна волна движется впереди форштевня, вторая — за кормой. Носовая волна увеличивает сопротивление движению судна — уменьшает скорость. Волна у кормы создает впадину. Судно проседает, что равносильно увеличению осадки и дифферента на корму, ухудшается управляемость. Это также ведет к уменьшению скорости. Если запас воды под килем небольшой, при проседании судна возможно касание грунта днищем. Поэтому при выходе на мелководье рекомендуется снижать скорость. Характерные признаки выхода судна на мелководье: увеличение вибрации судна, особенно в кормовой части, и появление крупной и крутой волны за кормой. При плавании на мелководье судно всегда стремится в сторону больших глубин. Это необходимо учитывать при расхождении с судами и плавании в узкости. Потеря скорости на мелководье достигает 25 % и более
Группы лесных грузов: Пиленный лес; Круглый лес; Тесаный лес; Колотый лес. Перевозка лесных грузов может осуществляться как на специализированных судах-лесовозах, так и на обычных универсальных судах. В свою очередь суда-лесовозы разделяются на две группы — обычные лесовозы и лесовозы-пакетовозы. В последнее время все в большей мере при перевозке леса находят применение суда с горизонтальной погрузкой груза (ролкеры) Подготовка судна к перевозке леса должна обеспечивать быструю погрузку, эффективное использование грузовместимости и грузоподъемности судна, достаточную остойчивость судна в период грузовых операций и на переходе судна морем, качественную и сохранную перевозку груза. Каждый тип судна имеет комплекс требований к подготовке груза, его погрузке на судно и свои особенности эксплуатации, но можно сформулировать общий комплекс требований к подготовке судна под перевозку леса.
Если перевозка леса осуществляется на лесовозе, то используется марка лесного надводного борта. Лесовозы в части остойчивости и допустимых нагрузок на палубу и крышки трюмов рассчитаны на то, что 30— 50% лесного груза будет погружено на палубу. Если судно по своему назначению не является лесовозом, то погрузка производится по действующую сезонную грузовую марку. В этом случае обращается особое внимание на допустимые нагрузки на крышки трюмов и на верхнюю палубу.
Для определения необходимого объема работ по подготовке судна к перевозке леса и контроля за его выполнением капитан назначает судовую комиссию в составе старшего штурмана, второго штурмана, второго механика и электромеханика. Комиссия должна проверить отсутствие водотеч-ности корпуса судна, судовых трубопроводов, проходящих в грузовых помещениях, состояние люковых закрытий, воздушных, мерительных и приемных трубопроводов, наличие и исправность закрытий на гуськах воздушных трубопроводов балластных танков. Суда с неисправными системами (балластной, неисправными воздушными трубами танков к перевозке леса не допускаются.
При перевозке леса в пределах зимней сезонной зоны суда должны быть оборудованы системой обогрева междудонных танков. Клапаны сточных шпигатов в коффердамах всех топливно-балластных танков при нормальных условиях эксплуатации должны быть постоянно закрыты, а приводы к клапанам должны быть в исправном -состоянии. До начала погрузки леса все грузовые помещения очищаются от грязи и остатков груза от ‘ предыдущих рейсов. При этом перед погрузкой круглого леса достаточно произвести сухую уборку трюмов, а при погрузке пиломатериалов, если трюмы были загрязнены, их моют, сушат и вентилируют. Чистоту льял, сборных колодцев и приемных сеток льял проверяют в обычном порядке. Если лес предъявляется к перевозке не в пакетах, а россыпью, то рыбинсы в трюмах снимают для лучшего использования грузовместимости судна.’ Рекомендуется задраить все бортовые иллюминаторы до начала погрузки леса на палубу. Иллюминаторы, расположенные вблизи ватерлинии и в редко посещаемых помещениях, должны быть закрыты крышками и надежно задраены. Выполнение этого требования особое значение имеет для малых судов, где высота надводного борта незначительна.
Прием бункера должен быть закончен до начала погрузки груза. Если этого не удалось сделать, то бункеровка должна быть закончена до «начала погрузки леса на палубу.. При бункеровке следует избегать большого количества свободных поверхностей в тайках. К моменту окончания погрузки все танки, кроме расходного, должны быть запрессованы в соответствии с требованиями информации капитана об остойчивости’.
studopedia.su
Подготовка судна к перевозке и укладке лесных грузов
Перевозка лесных грузов может осуществляться на любых судах- специализированных и универсальных. Специализированные суда-лесовозы и пакетовозы, лесовозы- пакетовозы, ролкеры.
Общие требования к судам перевозящим лесные грузы: быстрая погрузка и выгрузка судна, эффективное использование грузовместимости и грузоподъемности судна, достаточную остойчивость судна на все время работы с лесными грузами, сохранную перевозку груза. При погрузке леса на судно необходимо учитывать, что от 30 до 40% этого груза будет погружено на палубе, а это уже связано с остойчивостью и управлением судна, допустимой нагрузки на крышки люков и главную палубу, что необходимо учитывать судоводителям.
Особое внимание необходимо проявлять для крепления палубного груза вначале стальными тросовыми стяжками и в конце каравана стальными тросами (такелажными цепями) и талрепами с возможностью экстренной отдачи всего палубного крепления каравана при ситуациях потери остойчивости для спасения судна и экипажа. При этом , для крепления каравана применяют как бортовые стойки из перевозимого леса, так и стационарные (заводские).
Суда с неисправными системами (балластной, осушительной, топливной, пожарной, или с неисправными трубами танков к перевозке леса не допускаются.
При укладке лесоматериалов в трюмах и на палубе, необходимо обращать внимание на плотность укладки, затяжки стропов с лесом к переборкам, целостностью рымов и обушков в трюмах, стальных стропов и деталями такелажа, шкентелями грузовых лебедок и кранов, ПТЭ и ПТБ при этих грузовых работах, правильным применением грузозахватных средств.
Погрузку и выгрузку груза производят строго по коносаментным партиям.
Зачистка трюмов и палуб от коры и опилок после перевозки лесных грузов производится либо экипажем (с дополнительной оплатой за это) , либо портом по отдельным договорам за счет получателя груза или отправителя.
Продовольственные или пищевые грузы относятся к особорежимным грузам, которые требуют для своей сохранности (на судне в трюмах или береговых складах) определенных условий для хранения и перевозки.
Структура классификации таких грузов состоит из :
Категории—Класса—Подкласса –- Рода—Вида—Подвида.
Перевозка продовольственных грузов осуществляется на основании «Правил морской перевозки продовольственных грузов 6-М», книги 1 и 2 и согласно классификации ЦНИИМФ делятся на два подкласса- скоропортящиеся и нескоропортящиеся, требующие воздухообмена и нетребующие, а по температурному режиму перевозки делятся на три основные категории:
В системе классификации продовольственных грузов каждому подклассу, виду, категории присвоено свое кодовое значениие.
Все режимные грузы должны иметь соответствующие сертификаты:
-сертификат качества, фитосанитарный сертификат, ветеринарный сертификат, гигиенический сертификат. В процессе перевозки этих грузов необходимо учитывать два основных признака: общность происхождения и общность режима перевозки, которые влияют на сохранность груза.
Правила перевозки предусматривают разделение по общности происхождения:
- плодоовощные- овощи и фрукты зоны умеренного климата, субтропические и тропические фрукты;
- мясные- мясо, мясокопчености, бекон, шпик, солонина, птица, дичь, кролики, субпродукты;
- рыбные- мороженая рыба, рыбопродукты;
- яичные- яйца свежие, белок, желток, меланж;
- жиры- кухонные, топленые, животные, маргарин;
- молочные- масло, молоко, сметана, творог;
- консервная продукция-все виды консервов в металлических и стеклянных банках, бутылках, квашеные, маринованные, соленые овощи в бочках, зерновые грузы и грузы подконтрольные карантину.
Продгрузы (продовольственные)- предъявляют к перевозке как после промышленной переработки, так и без неё. Основными факторами, влияющими на скорость прохождения различных процессов в скоропортящихся грузах, являются: жизнедеятельность различных микроорганизмов, химический состав продукта, влияние на них окружающей среды. Наибольший вред продуктам наносят- бактерии и плесень. Некоторые микроорганизмы сохраняют свою активность и при отрицательных температурах, а максимальную при температурах от + 10 до + 25 град.С.На продукты влияет окружающая среда: температура воздуха, свет, влажность воздуха, газовый состав воздуха, интенсивность воздушного потока и т.п.
Активность ферментных процессов в продуктах возрастает с повышением температуры, но при + 50 град.С. она ослабевает, а при + 70 град.С.-ферменты утрачивают свойства катализаторов, а при 0 град.С.деятельностью ферментов можно пренебречь. Пониженная относительная влажность воздуха в трюмах (80% и ниже)-приводит к увяданию фруктов, ухудшению их вкуса, потере устойчивости против микроорганизмов(оптимальная влажность 85-95 %).Фрукты и овощи осуществляют(аэробное дыхание)- дыхательный процесс с окружающей средой- поглащая кислород из воздуха, выделяют углекислый газ, этилен, тепло и воду, что повышает жизнедеятельные процессы в этих грузах, включая яйца, ухудшает их качество при недостатке кислорода в грузовых помещениях (кислород будет отниматься от веществ входящих в состав самого продукта).
Повышение углекислого гаха-СО2 в воздухе приводит к усилению внутреннего дыхания фруктов, увеличивается этилен, который ускоряет процесс созревания плодов, что ведет к их порче. (Этилен- является катализатором начала созревания плодов).Обычно СО2 не должно превышать в грузовых помещениях 1 %, а требования грузоотправителей не более 0,1-0,3 %.Контроль СО2 в трюмах –дважды в сутки-до и после включения приточно-вытяжной вентиляции + контроль состояния фруктов и овощей.
seaspirit.ru