Идея произведение преступление и наказание

Основные идеи романа «Преступление и наказание»

Любое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского “Преступление и наказание” — одно из выдающихся произведений мировой литературы, это “энциклопедия” жизни России 60-х годов, книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества.
Создавая свое произведение, Достоевский хотел показать внутренний мир жителей Петербурга из бедных кварталов, условия, в которых они живут, их отношение к жизни, поиски выхода из мира расчета и наживы в царство настоящей, доброй правды. Это и стало основной идеей романа.
В романе все взаимосвязано: образ жизни, мысли, поступки. Живя в тесных каморках, не имея возможности уехать за город даже летом, люди живут в состоянии постоянного уныния, проводя большее свое время в пивных. Безысходность становится лейтмотивом романа. И неудивительно, что у одного из этих людей, Родиона Раскольникова, возникает идея изменить свое существование. Положение безнадежности, тупика толкает его на моральное преступление против самого себя.
Замысел его страшен, потому что к цели он идет, совершая убийство, но преследует Раскольников благородные цели. Убив старуху, Родион собирался отдать деньги нуждающимся, опираясь на услышанные слова: “Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!” С другой стороны, он хотел проверить свою идею о существовании людей, которым разрешено совершать убийства, и людей, которые этого делать не могут. Кроме того, он хотел испытать на себе свою идею: “Тварь ли я дрожащая или право имею?” И, совершив преступление, Раскольников понимает, что принадлежит ко второму типу людей.
В романе одно из главных мест занимает религиозная тема. Своим преступлением Раскольников нарушает главные христианские заповеди. Одними из самых важных являются идеи смирения и раскаяния. Родион не понимает своей вины с этой точки зрения, а именно это, по мнению автора, заставляет героя мучиться, меняет его.жизнь.
Не только Родион Раскольников переступает через христианские заповеди, их нарушает и Соня Мармеладова.
Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, неспособная в мире наживы заработать денег честным трудом, вынуждена торговать собой, преступая нравственные законы. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в Соне, поднимает этот образ до символа страдания человеческого. Страдание слилось для Достоевского с любовью. Соня — олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь. Кроме того, Соня очень религиозна, она свято верит в существование святых и во все, о чем написано в Библии. Через эту веру она находит свое успокоение. Родион терпит муки, потому что у него нет той поддержки, какая есть у Сони со стороны Бога. Чтобы облегчить мучения Раскольникова, Соня предлагает ему публично покаяться — это тоже одна из христианских традиций. Однако, заметив, что его не понимают, Раскольников оставляет эту затею.
Все дело в том, что причина его переживаний заключается в нем самом. По характеру Родион Раскольников добрый, мягкий человек, тому подтверждение его поступок в доме Мармеладовых, когда он отдает свои последние деньги.
Совершая преступление, он делает что-то противоестественное по отношению к себе же. Раскольников испытывает отвращение и ненависть и к себе, и ко всем.
Сон, приснившийся накануне убийства, про жестокое убийство лошади говорит, что героя возмущает насилие над живым существом. Достоевский усугубляет положение героя, хочет до конца показать, что происходит с человеком, переступившим запретную черту, человеческую природу, поставившим себя наравне с Богом, создавшим людей. Мало того что у Раскольникова после убийства начинается нервное расстройство, с ним происходит самое страшное, что может быть: он теряет связи с окружающими людьми, отрезает себя “ножницами” от тех, кому сострадал. И уже самые близкие люди не в силах ему помочь.
Высок в нравственном отношении Порфирий Петрович. Познакомившись с Раскольниковым, он понимает, что это и есть убийца. Но следователь также увидел, что Родион не обычный преступник, который убил с целью грабежа. В нем заговорила профессиональная гордость: он захотел, чтобы Раскольников сам признался в своем преступлении. Этим он помог и герою, и не только потому, что тот пришел с повинной, это повлияло на мнение героя о своем преступлении. Хотя раскаяние придет гораздо позже, эти дни тяжелых раздумий стали первыми шагами к нему, к раскаянию.
В романе показаны три идеи: идея Сони о смирении, о всемогуществе Бога, а также идея Свидригайлова, с ее амбициозной направленностью, что он самый, самый. Между ними идея Раскольникова. Это потому, что Сонино видение мира возвышенно, а Свидригайлова — низко, Родион же совершает низкое дело, но с возвышенными мотивами.
Однако герой не таков, чтобы его сломала тоска и одиночество. Он стремится снова почувствовать себя “прежним человеком”, идет к Мармеладовым, идет к Соне.
Это самая необыкновенная героиня романа, отличающаяся от всех других действующих лиц: “. испуганно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Соня такая же бедная, как и другие, окружающие ее люди, но она видна в серой толпе, как будто от нее исходит внутренний свет”.
Именно свет Сониной идеи озаряет весь роман, потому что это идея мира, добра и любви.
“Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!” Какая тоска, боль за человечество слышится в горьком раздумье Раскольникова!
Но спасение Родиона именно в этой Сонечке. Достоевский был убежден, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучше. Объединило оно и Соню с Раскольниковым. Пожалуй, нет сильнее и непоколебимее идеи, в основе которой лежат силы, делающие людей счастливее.

57861 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Основные идеи романа «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

www.litra.ru

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

Смысл, суть и идея романа «Преступление и наказание» Достоевского

Роман «Преступление и наказание» является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя Достоевского.

Смысл, суть и идея романа «Преступление и наказание» Достоевского

В этом письме Достоевский описывает сюжет «Преступления и наказания»:
«Это — психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. « (Достоевский — Каткову) В том же письме Достоевский объясняет, что причинами преступления Раскольникова стали нищета, легкомыслие и, конечно, новые идеи нигилизма и бонапартизма, которые были популярны в середине XIX века:
«. по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. » (Достоевский — Каткову) «Он решает убить ее, обобрать; с тем, чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству». «
(Достоевский — Каткову) В своем письме Каткову Достоевский также объясняет, что именно происходит в душе Раскольникова после преступления:
«Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. « (Достоевский — Каткову) Чтобы искупить свою вину и заслужить право снова быть с людьми, Раскольников наконец доносит на себя:
«Преступник решает принять муки, чтоб искупить свое дело. «
(Достоевский — Каткову) В конце романа Раскольников возвращается к тому, от чего отошел. Он возвращается к Богу и человечности, которая заложена в людях от природы:
«Бoжия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести . Закон правды и человеческая природа взяли свое, убеждение внутреннее даже без сопротивления. « (Достоевский — Каткову) Кроме того, Достоевский считал, что юридическое наказание пугает преступника меньше, чем принято считать. Писатель не раз говорил, что самое большое наказание для преступника — это душевные муки. Вот как эту идею объяснял сам Достоевский в письме Каткову:
«В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти и потому, что он и сам его нравственно требует. « (Достоевский — Каткову) Раскаивается ли Раскольников? Происходит ли это сразу после суда или только спустя годы? В конце романа Достоевский оставляет читателям надежду на то, что Раскольников в конце концов раскается.

В этой статье представлен анализ смысла, сути и идеи романа «Преступление и наказание» Достоевского.

www.alldostoevsky.ru

В чем суть книги, «преступление и наказание»?

Без сомнения, Достоевский вложил в роман «Преступление и наказание» несколько идей. Поэтому смысл романа трудно передать «в двух словах».

Во-первых, смысл романа в том, что земной закон и природа человека — самая большая сила, с которой не сравнится ничто. Природу человека не обманешь и не обойдешь никакими выдуманными теориями. В природе человека заложена вера в Бога, созидание, человечность.

Так, Раскольников отошел от веры в Бога, от человеческих норм, от самой природы человека. В конце романа Раскольников возвращается к тому, от чего отошел. Он возвращается к Богу и человечности, которая заложена в людях от природы:

«. Бoжия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести . Закон правды и человеческая природа взяли свое, убеждение внутреннее даже без сопротивления. «

Кроме того, Достоевский видел смысл романа и в «слабости» юридического наказания. Он считал, что юридическое наказание пугает преступника меньше, чем принято считать. Достоевский не раз говорил, что самое большое наказание это душевные муки.

Моё мнение, после прочтения книги, сложилось следующим образом. Смыслов было несколько и один из них я выбрала как тот, что отражает основную суть произведения. «Тварь я дрожащая или право имею?» — Раскольников, полагаю, пытался доказать существование людей особенных, коим будет открыто и дозволено что-то в большей степени, чем остальным. Составив данную теорию, он решил проверить её в действии, использовав в качестве примера Наполеона, думая, что сможет улучшить мир, принеся, скажем, в жертву старуху-процентщицу, которая в какой-то степени мешала жизни некоторых людей. НО, если вспомнить, Достоевский часто обращается к Богу, поэтому предполагаю, что часть идеи была и в том, что каждый пред Богом равен и окажется на суде божьем, важно покаяние. Каждый в конечном итоге получит по заслугам, ибо Высшая сила и есть то, что может решать судьбы, а это обычному человеку не дано. Вспомните, например, какая в конечном итоге сложилась судьба у Наполеона.

Чисто моё мнение. Возможно, что каждый поймёт данное произведение по-своему.

thequestion.ru

Основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»


Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» — одно из самых знаменитых произведений мировой литературы. В нем отразились мучительные духовные искания самого автора, болезненная и враждебная человеку российская действительность 60-х гг. XIX столетия, безжалостный анализ раздвоенности человеческой души. Начало работы над романом относится к осени 1865 г., когда писатель проходил курс лечения в Германии, в курортном городке Висбадене. Вот как автор характеризовал замысел своего произведения: «Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета. живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения». Способ, выбранный им для этого, — убийство и ограбление. Но, после совершения преступления, продолжает автор: «. неразрешимые вопросы восстают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. и он кончает тем, что принужден сам на себя донести, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям. Закон правды и человеческая природа взяли свое. ».

Итак, в центре романа представитель молодого по коления 60-х гг. В образе Родиона Раскольникова писатель отразил те опасные общественные тенденции, которые, «по шаткости понятий», могут привести молодежь на путь, ведущий к жизненной катастрофе.

Каковы же мотивы, толкающие Раскольникова на преступление? Первый движущий им мотив — это стремление найти такой способ, который позволил бы «разом» изменить общественные условия. Изменить таким образом, чтобы в обществе исчезли нищета, социальное неравенство и другие пороки. Непосредственными причинами, заставляющими Раскольникова задуматься над этими вопросами, становятся, во-первых, собственное его бедственное положение, а затем — судьбы близких ему людей: как родственников, так и первоначально незнакомых. В первой части романа мы последовательно видим несколько несчастных судеб. Это чиновник Мармеладов, который после потери службы от отчаяния спился; его дочь Соня, вынужденная стать проституткой, чтобы заработать на кусок хлеба для младших детей семьи; мать и сестра Раскольникова, попавшие в зависимость от богатых господ Свидригаилова и Лужина. Наконец, это безымянная молодая девушка, случайно встреченная Раскольниковым на бульваре, которая подвергается преследованию со стороны намеревающегося «позабавиться» с ней господина. Завершает предварительный обзор судеб несчастных и обездоленных людей символическая картина сна Раскольникова, в котором он видит несчастную лошаденку, изнемогающую под непосильной тяжестью. Хозяин кобылы Миколка сажает кучу пьяных мужиков в телегу и обещает довезти домой. Но такая ноша не под силу несчастной «кобыленке». Тогда Миколка «берет в руки кнут, с на слаждением готовясь сечь савраску». Чтобы заставить клячу везти, Миколка беспощадно избивает ее кнутом; когда это не помогает, берет в руки оглоблю и со всего размаху опускает ее на несчастную лошадь, а затем насмерть забивает ее железным ломом.

Но задуманное Раскольниковым убийство старухи-процентщицы — это не просто жест отчаяния, но и проверка особой «теории», изобретенной бывшим студентом. Суть ее сводится к тому, что человечество делится на два разряда: людей обыкновенных, не способных вмешаться в ход общественных событий. Таких людей большинство. Это, по определению Раскольникова, «тварь дрожащая». Второй же разряд — это редкие единицы: те, кто способен на действие, поступок, даже если они и выходят за рамки дозволенного законом. Они, по мысли Раскольникова, «имеют право» даже на убийство для достижения своих целей. Проверкой этого «разрешения крови по совести» и становится совершенное им преступление.

«Проверка» приводит к тому, что жертвой убийства вместе со злобной старухой-процентщицей становится ее добрая и безобидная сестра Лизавета. Тем самым писатель подчеркивает, что любое насилие, направлен ное против социального зла, обязательно приводит к появлению невинных жертв, не причастных к событи­ям. А кроме того, Раскольников очень быстро убеждается, что никакой он не супермен, потому что муки, испытываемые им после совершения преступления, разрывают на куски его доброе от природы сердце. Ведь он и идет на убийство для того, чтобы облегчить жизнь близким людям. А в будущем намеревается использовать взятые у старухи средства для служения общественному благу. Но теория его оказывается ложной.

Насилием порождается все новое и новое насилие — вот одна из важнейших мыслей, которую вызывает у читателя образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» объемно изображает изнанку парадного облика столицы Российской империи Санкт-Петербурга. Он уводит читателя вслед за своим героем Родионом Раскольниковым в сторону от прямых как стрела центральных проспектов — в кварталы бедноты, где ютятся обездоленные, где властвуют бесправие и нищета, где, по словам Раскольникова, уже «семилетний развратен и вор».

На таком фоне писатель ведет разработку тем нищеты, алкоголизма и проституции как неотъемлемых пороков капиталистического города. Нищета, отсутствие достойных средств к существованию — одна из главных причин, толкающих Раскольникова на кровавое преступление.

В привлечении общественного внимания к положению городской бедноты проявляется гуманистический пафос романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В многообразии жанровых пластов этого выдающегося произведения социальная тема звучит громко и с большой силой художественного обобщения. Резкий контраст между процветанием и жизненным успехом меньшинства и горькой долей основной части городских жителей резкими красками выявляет социальное неблагополучие российского общества.

www.biografii.ru

Философская идея романа Преступление и наказание Достоевского

Автор: Ирина Нестерова

Нестерова И.А. Философская идея романа Преступление и наказание Достоевского [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Концепция романа «Преступление и наказание» с точки зрения философского осмысления значения покаяния.

Творчество Ф.М. Достоевского является достоянием не только русской, но и мировой литературы. Каждое произведение великого русского писателя имеет глубокий философский подтекст, основанный на глубоком переживании писателя о судьбе России и русского народа.

Роман «Преступление и наказание» был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа трансформировался в «психологический отчет одного преступления».

Роман «Преступление и наказание» представляет собой не просто детектив или «криминальный роман» – это сложная многоуровневая философская проза, направленная на раскрытие человеческой природы.

Будучи человеком религиозным Ф.М. Достоевский отразил беду души человеческой сквозь призму религии. Для писателя преступление Родиона Раскольникова ни что иное, как преступление против заповедей и совести. Создавая свою философию, главный герой практически отрекался от всех общечеловеческих ценностей.

С первых страниц романа Ф.М. Достоевский противопоставляет жестокую философию Раскольникова и православную религиозную догматику. По мнению Ф.М. Достоевского Родион Раскольников является грешным человеком. Под этим Достоевский подразумевал не только грех убийства, но и гордыню, мысль о том, что все – «твари дрожащие», а он, «право имеющий».

На страницах романа писатель показывает, что не одобряет философию Раскольникова. Он всячески подчеркивает нецелесообразность и нежизнеспособность идей Раскольникова, так как русскому человеку чужд индивидуалистичный подход, сдобренный гордыней и нигилизмом.

Однако, углубляясь в роман, читатель видит, что Раскольников верит в непогрешимость своей теории. Он готов нести свой крест носителя великой идеи. Но в то же время он страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой. Раскольников старается не думать о них. Раскольников боится признать, что мать и сестра должны попасть в разряд «тварей дрожащих». Это значит, что топор другого Раскольникова может в любую минуту опуститься на их головы. И Раскольников должен отступиться от тех, за кого страдает. Он должен презирать, ненавидеть тех, кого любит.

Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, преступил свою человеческую натуру, преступая самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем.

Однако Ф. М. Достоевский показывает, что наказание способно вызвать искреннее раскаяние, способное искупить любой грех. Но путь к раскаянию тернист. Не каждый способен пройти его от начала и до конца. Чистая совесть и легкость на душе – вот награда искупившему свою вину. Однако, если же человек не раскаивается, то он все глубже вязнет в пучине бездуховности, превращаясь в тень самого себя.

Важную роль в изображении философской мысли Ф.М. Достоевского играют сопутствующие образы матери, сестры и друга. Благодаря им, он внятно оформляет идею того, что как бы человек не стремился к одиночеству погрязнув в пучине заблуждения – семья изначально является спасательным тросом, способным спасти заблудшую душу.

Итак, главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

odiplom.ru

Смотрите так же:

  • Страховка медработников Форум на Остановке. Общение гепCников, эскулапов и примкнувших к ним. Страхование медработников от гепатита Страхование медработников от гепатита Страхование медицинских работников на случай их заражения вирусными гепатитами […]
  • О государственных пенсиях консультант Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ"О страховых пенсиях" С изменениями и дополнениями от: 29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 […]
  • Первомайская д 12 суд Измайловский суд Измайловский районный суд является структурным подразделением Московского городского суда, является районным судом Москвы, осуществляющим свои полномочия на территории Восточного административного округа города […]
  • Закон о налогах на недвижимость для пенсионеров в 2018 году Льготы для пенсионеров в 2018 году: освобождение 6 соток земли от налога Госдума приняла закон о включении пенсионеров в перечень лиц, которым может быть предоставлен имущественный вычет по земельному налогу. Эту реформу президент РФ […]
  • Ставка по земельному налогу во владимирской области Ставка по земельному налогу во владимирской области от 5 июля 1999 года N 35-ОЗ О ставках земельного налога для физических и юридических лиц на 1999 год (с изменениями на 13.03.2001) О ставках земельного налога для физических и […]
  • Фз о назначении льготной пенсии Закон о назначении льготной пенсии Стремительно нагрянувшие изменения в пенсионной системе страны, многие граждане предпенсионного возраста встретили с беспокойством: что будет с их пенсией в разрезе новых правилам? Особенно […]