Общих правил русского бильярда

Общие правила

1. Оборудование для бильярда

Бильярдное оборудование (бильярдный стол, кий, шары, аксессуары) для игры в «Пирамиду» должно соответствовать «Техническим требованиям МКП к бильярдному оборудованию».

2. Правила разметки бильярдного стола

2.1. Игра не может состояться без четкого нанесения специальных линий и отметок.

1. Точка в центре игрового поля — центральная отметка
2. Точная прямая линия, проведенная через центральную отметку необходима для разделения бильярдного стола на переднюю и заднюю часть.
3. В центр передней части бильярдного стола наносится передняя отметка
4. Задняя отметка наносится в центр задней половины бильярдного стола
5. Параллельно переднему борту через отметку проведена линия дома
6. От задней отметки до средины заднего борта проведена линия выставления шаров

2.2. Дом — это часть игровой поверхности стола, которая находится между линией дома и передним бортом.

3. Бильярдные шары

Стандартный набор шаров для игры в бильярд: 15 шаров цвета слоновой кости и 1 шар – цветной, в большинстве случаев – желтый. На все шары, кроме цветного, нанесены порядковые номера.

Примечание: номера на шарах могут отсутствовать при игре в «Свободную пирамиду», «Динамичную пирамиду» и «Комбинированную пирамиду».

4. Прицельные шары и биток

Стандартный набор шаров для игры в бильярд: 15 шаров цвета слоновой кости и 1 шар – цветной, в большинстве случаев – желтый. На все шары, кроме цветного, нанесены порядковые номера. Примечание: номера на шарах могут отсутствовать при игре в «Свободную пирамиду», «Динамичную пирамиду» и «Комбинированную пирамиду». Стандартный набор шаров для игры в бильярд: 15 шаров цвета слоновой кости и 1 шар – цветной, в большинстве случаев – желтый. На все шары, кроме цветного, нанесены порядковые номера. Примечание: номера на шарах могут отсутствовать при игре в «Свободную пирамиду», «Динамичную пирамиду» и «Комбинированную пирамиду».

4.1. Биток — это шар, по которому наносится удар.
4.2. В таких играх как «Динамичная пирамида», «Комбинированная пирамида» и «Классическая пирамида» битком является цветной шар.
4.3. По правилам игры в «Свободную пирамиду» в качестве битка может выступать любой шар, но только для выполнения очередного удара. Первый удар должен быть нанесен только по цветному шару.
4.4. Все остальные шары, которые используются в бильярде, являются прицельными.

5. Прицельные шары

5.1. Биток обязательно должен коснуться, ударить прицельный шар. Только при соблюдении этого условия удар считается правильным.
5.2. Соударение битка считается действительным как от прямого касания, так и от борта.
5.3. Если после удара, биток не коснулся прицельного шара, удар считается неправильным и применяются штрафные санкции.

6. Правила игры после нарушения

При нарушениях правил игры, неправильно забитые шары выставляются на стол или снимаются на полку. После этого за соперником нарушителя остаётся право выбора: либо провести удар, либо уступить его другому игроку.

7. Начальный удар

7.1. Для того, чтобы разыграть начальный удар, игроки по очереди выполняют удар с руки из дома к заднему борту и обратно, находясь по разные стороны от продольной линии стола. Право первого удара получает игрок, чей шар остановился ближе всего к переднему борту.
7.2. Автоматический проигрыш игрока возможен в следующих ситуациях:

1. Шар оказался на половине соперника
2. Шар не докатился до заднего борта
3. Шар попал в лузу
4. Оказался за бортом
5. Попал в длинный борт
6. Произошло касание заднего борта несколько раз

7.3. В случае обоюдного нарушения правил, или спорной ситуации (судья не может решить, чей шар находится ближе), розыгрыш повторяется.
7.4. Обладатель первого удара может либо сам ударить по шару, либо уступить это право сопернику

8. Правила расстановки шаров

8.1. Пятнадцать белых шаров должны быть установлены в виде равностороннего треугольника. Вершина пирамиды должна находиться на задней отметке стола, основание — параллельно заднему борту. Шары должны соприкасаться друг с другом. Для придания такой формы используется специальный треугольник.
8.2. Цветной шар, которым выполняется начальный удар, находится в доме.

Примечания: согласно пункту 2, 27, разделу 1, пункт 14, возможно установку неполной пирамиды. В этом случае правила установки остаются прежними, но заполнении происходит от направления от вершины к основанию. Нижний ряд заполняется от средины к краям, обязательно выдерживается симметрия относительно продольной линии. Для соблюдения симметрии шары из вершины пирамиды могут перемещаться в нижний ряд.

9. Положение шара

Определить положение шара можно по расположению его центра.

10. Дом и линия дома

10.1. Линия дома не входит в дом.
10.2. Шар, находящийся на линии дома, считают расположенным вне дома.

11. Введение битка в игру (начало игры)

11.1. Начальным ударом с руки из дома вводится в игру биток.
11.2. Если игра только начинается, то в качестве битка при выполнении начального удара используется цветной шар.
11.3. Тот, кто начинает играть первый, может устанавливать биток в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.9 и п. 10).

В случае установления битка вне дома, судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения удара. Если это не сделать, биток будет введен в игру неправильно.

Если вступающий в игру знает, что биток находится в неправильном положении, он обязан его поправить.
11.4. Биток вводится в игру ударом по нему наклейки кия (см. п. 14).
11.5. Пока биток не ввели в игру, его можно поправлять рукой, кием, но любое касание битка после введения в игру влечет штраф.

12. Правильный начальный удар

12.1. Начальный удар (разбитие пирамиды) считают правильным, когда после соударения битка с одним из прицельных шаров:
(1) один шар правильно забит в любую лузу; или
(2) как минимум три различных прицельных шара коснулись борта (бортов); или
(3) два различных прицельных шара коснулись борта (бортов) и, кроме того, один из прицельных шаров должен пересечь центральную линию.
Если ни одно указанное требование не выполняется, налагается штраф.
12.2. В случае если игрок, вступающий в игру первым, не смог произвести правильный начальный удар, его соперник может:
(1) принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжать игру; или
(2) принять сложившуюся позицию шаров на столе и предложить нарушителю продолжить игру; или
(3) расставить шары заново и самому произвести начальный удар; или
(4) расставив шары заново, дать нарушителю возможность произвести начальный удар еще раз.

Примечание: После снятия штрафного шара оставшиеся шары расстанавливаются согласно правилам выставления неполной пирамиды (см. п.8).

13. Попеременное разбитие

В следующих партиях матча соперники разбивают по очереди.

14. Начало и завершение удара

14.1. Удар берет начало с момента соприкосновения наклейки кия с битком и заканчивается после остановки всех шаров на игровой поверхности. (Шар, который вращается на месте, считается движущимся).
14.2. Нельзя начинать следующий удар, пока не закончился предыдущий. В противном случае — штраф.

15. Удар кием по битку

Удар по битку производиться наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае — штраф.

16. Касание ногой пола

Во время выполнения удара по битку, хотя бы одна нога игрока должна касаться пола. В противном случае — штраф.

17. Запрещенное касание шаров

17.1. Не считая касание битка наклейкой кия при выполнении удара, нельзя касаться любого шара (битка или прицельного шара) телом, одеждой, машинкой, мелом, древком кия и т.п. За невыполнение – штраф.

18. Запрет двойного удара

Во время удара наклейка кия может коснуться битка только один раз. В противном случае — штраф.

19. Запрет пропиха

19.1. Не разрешается растягивать контакт наклейки кия с битком до соударения битка с прицельным шаром. Если это происходит, удар квалифицируют как пропих и дают штраф.
19.2. Возможно, что биток касается прицельного шара или расстояние между ними очень маленькое. Тогда при выполнении удара по битку невозможно избежать тройного контакта – «наклейка кия – биток – прицельный шар». Удар кием не будет квалифицироваться как пропих, если он нанесен:
(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров;
(2) или так, что биток после удара не прошел вперед (вслед за прицельным шаром). В противном случае — штраф.
Примечание: Если прицельный шар не сместился после удара битком в сторону, удар не считается соударением с этим прицельным шаром. В случае, если биток не коснулся ни одного прицельного шара, удар считают неправильным и наказывают штрафом (см. п.5.3).

20. Правильно завершенный удар

Каждый удар (кроме начального) считают правильно завершенным, если не нарушено ни одно из настоящих Правил и после соударения (касания) битка с прицельным шаром любой из шаров на игровой поверхности (биток или прицельный шар):
(1) забит в лузу; или
(2) отражается от любого борта, а затем:
(а) касается другого борта; или
(б) доводит любой шар до другого борта; или
(в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту; или
(3) пересекает центральную линию, а затем:
(а) касается любого борта; или
(б) доводит любой шар до борта; или
(в) касается любого шара, стоящего вплотную к любому борту; или
(4) отскакивает от любого борта, а затем:
(а) пересекает центральную линию; или
(б) перекатывает через нее любой шар.

Если из этих условий ничего не выполняется, налагается штраф.

1. Все односложные игровые события (соударения шаров, отражения от бортов, пересечения центральной линии стола и т.д.) должны происходить только в определенной, указанной выше последовательности. В противном случае — штраф.

2. Если биток бьет по прицельному шару, который стоит вплотную к борту, а этот прицельный шар в свою очередь влияет на биток и доводит его до другого борта или перекатывает через центральную линию, то удар считается безусловно правильным, если было два отдельных соударения — «биток — прицельный шар» и «прицельный шар — биток».

В случае отсутствия отдельных соударений, завершившийся удар считается правильным лишь при условии, когда игрок до удара предупредил судью о прикосновении прицельного шара с бортом. При невыполнении — штраф.
3. Считается, что шар пересекает центральную линию, если центральная линия пересекает центр шара.

Если до удара центр шара был расположен в точности на центральной линии, то его смещение в ту или другую половину не считают пересечением центральной линии.

4. Когда шар отражается от губы средней лузы и возвращается на свою половину игровой поверхности стола, считается, что его центр как минимум один раз пересек центральную линию.

21. Штрафной и премиальный удар с руки из дома

21.1. Играя в «Комбинированную пирамиду», удар с руки из дома производится и в других случаях, оговоренных правилами. Он бывает штрафным (при неправильном сыгрывании битка в лузу или при выскакивании битка за борт) и премиальным (при правильном сыгрывании битка в лузу). В таких условиях введение битка в игру производится в соответствии с п. 11.
21.2. В лузу забивается любой шар после соударения битка с прицельным шаром, расположенным вне дома. Когда все прицельные шары размещаются в доме, удар осуществляется с противоположной стороны стола, которая является временным домом, который ограничен задней линией.
21.3.Штрафной и премиальный удар с руки из дома должны соответствовать всем требованиям п.20.

22. Верно и неверно забитые шары

22.1. Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он попадает в лузу в результате правильного удара.
22.2. Верно забитые шары вынимают из луз и размещают на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная).
22.3. В случае нарушения хотя бы одного из положений настоящих Правил в момент начала удара до его завершения, все шары, которые упали в лузу из-за этого удара, считают неправильно забитыми.

Когда нарушение совершается после удара (см. п. 14), налагается штраф. Но шар, упавший в лузу после удара, считается забитым правильно.

Примечание: В случае нарушений правил игры после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был правильно забит последний шар в партии), штраф не налагается и итог партии не пересматривается.

22.4. Все шары, которые забиты неправильно, не засчитываются и выставляются.
22.5. Шар, который выскочил из лузы на игровую поверхность, считается не забитым и остается в игре. Штраф при этом не предусмотрен.

23. Шар на краю лузы

23.1. Если остановившийся над лузой шар произвольно падает в лузу, без соприкосновения с другим шаром и если это не изменило конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра идет дальше.
23.2. Когда зависший над лузой шар произвольно падает в лузу, не касаясь другого шара, и это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если упавший в лузу шар был бы задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары ставятся максимально точно на свои прежние места и удар повторяется.
23.3. Когда шар двигается и приостанавливается на краю лузы в положении не устойчивого равновесия, а потом попадает в лузу, он считается упавшим в лузу из-за произведенного удара.

24. Выскочивший шар

24.1. Когда шар после удара оказывается вне игровой поверхности (борт, пол и т.д.), его считают выскочившим.
24.2. Если шар, ударившись об верхнюю часть упругого борта или поручня, возвращается обратно на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо объект, не являющийся принадлежностью бильярдного стола, его не считают выскочившим.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола (осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п.), то его считают выскочившим, даже если он после этого самостоятельно вернулся на игровую поверхность.
24.3. Если любой шар (биток или прицельный шар) выскакивает за борт, налагается штраф.
24.4. Все шары, которые выскочили, выставляются после завершения удара.

25. Выставление шаров

25.1. Все неправильно забитые и выскочившие за борт шары выставляются после окончания удара до начала следующего.
25.2. Единичный шар выставляют на заднюю отметку.

Если выставляют несколько шаров сразу, то они устанавливаются в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу.

Если же какие-либо шары, располагающиеся вблизи или непосредственно на линии выставления шаров, мешают процессу выставления, то шары располагают на линии как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам.

Если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.
25.3. Играя в «Свободную пирамиду», любой выставленный шар можно выбрать в качестве битка или прицельного шара, а играя в «Комбинированную пирамиду», «Динамичную пирамиду» и «Классическую пирамиду» — в качестве прицельного шара.

26. Замедленная игра

Когда игрок затягивает ход соревнований или партии своей медленной игрой, судья после предупреждения может вести для обоих игроков сорокапятисекундное ограничение времени на подготовку ударов. Судья наблюдает за временем с помощью секундомера и за 10 секунд до окончания времени должен сделать соответствующее объявление игроку. Когда игрок не укладывается в поставленные временные рамки, налагается штраф. Контрольный секундомер включается сразу после завершения удара (см. п. 14). Каждый игрок один раз за партию может дважды продлить временное ограничение. Если счет в матче равный и игрокам осталось сыграть лишь одну партию, каждый игрок имеет право на два продления в этой партии. Игрок обязан своевременно объявить о продлении и быть уверенным в том, что судья уведомлен об этом.

27. Вмешательство постороннего

Если шары во время игры движутся вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, совершающего удар), то их возвращают на первоначальные позиции и игра продолжается. При этом штраф не налагается.

Это правило применяется и при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясение, внезапное отключение света, ураган, падение осветительного прибора и т. п.)

Когда восстановление шаров невозможно, цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру вместо любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды (или неполной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п. 12).
Счет сохраняется таким, каким он был до перерыва партии.

Примечание: Устанавливая неполную пирамиду, руководствуйтесь правилами, изложенными в п.8.

28. Вмешательство в игру соперника

Считают, что игрок, заканчивающий свой игровой подход и наносящий удар вне очереди или же смещающий любой шар во время игры соперника, вмешивается в игру и это вмешательство влечет за собой штраф.

29. Штрафы

29.1.Штрафы предусматриваются в следующих случаях:
(1) при неправильном ударе кием по битку (см. п. 15);
(2) при двойном ударе (см. п. 18);
(3) если следующий удар начинается до завершения предыдущего (см. п. 14.2);
(4) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров (см. п.5.3.);
(5) при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола (см. п. 16);
(6) при запрещенном касании шаров (см. п. 17);
(7) при неверном начальном ударе (см. п. 12.1);
(8) при замедленной игре (см. п.26);
(9) при неверно завершенном ударе (см. п.20);
(10) при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт (см. п.24.3);
(11) при пропихе (см. п. 19.1 и п. 19.2);
(12) при вмешательстве в игру соперника (см. п.28).
29.2. Если, выполняя один удар, игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере.

www.ruptur.com

Общие правила игры в русский бильярд

Существует несколько общих правил для русского бильярда.

Партия начинается с расстановки шаров. Набор из пятнадцати белых шаров, пронумерованных от 1-15, выставляются на бильярдный стол. С помощью треугольника они ставятся вплотную друг к другу, располагаясь таким образом, чтоб передний шар был на отметке, расположенной в центре задней половине игрового поля стола, а основание пирамиды параллельно короткому борту.

Любая игра в бильярд начинается с удара, не удивительно, потому что, он является одним из основных составляющих игры. Соответственно существует несколько видов удара и связанные с ним действия и классифицируются с точки зрения на правильный или неправильный удар.
Началом удара считается касание набойки кия к битку. Соударение – т.е. сильный толчок, кия по битку и как результат следующее за ним движения шара или шаров – начало игры. Касание битка с прицельным шаром является обязательным условием любого правильного удара. Окончанием удара следует считать остановку всех шаров, по всей поверхности стола, включая шары, вращающиеся на одном месте. Удар кием по битку (шару по которому наносят удар кием) выполняется набойкой кия в направлении его продольной оси. При этом должно соблюдаться обязательное условие, при котором одна нога игрока должна стоять на полу или касаться его. При нарушении этого правила игрок штрафуется. В момент удара все шары должны быть неподвижными. Выскочившие, неправильно забитые шары, должны быть выставленными в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки в направлении заднего борта.

Видов ударов в бильярде так же несколько. Они делятся на простые и сложные:
Простые — это клапштос, накат, оттяжка, правый и левый боковик.
«Клапштос» — основной удар, удар в центр битка. Этот удар основывается на законе физики: шар, движущийся по плоскости, ударившись о другой, равный ему не только по массе и объему, но и по упругости, неизбежно останавливается на месте, в точке соприкосновения, а свою скорость движения и его направление передает другому, тому, о какой он ударился.
«Накат» — удар в верхнюю точку строго над центром битка он считается одним из самых легких в игре.
«Оттяжка» — удар в нижнюю точку строго под центром битка. При этом виде удара действуют 2 силы: это сила удара, заставляющая шар продвигаться вперед и сила обратного вращения, действующая оттого, что удар нанесен в точку шара, расположенную ниже центра.
«Правый боковик» — удар в среднюю точку на правой стороне битка.
«Левый боковик» — удар в среднюю точку на левой стороне битка.

Сложными ударами считаются:
«Верхний правый боковик» — удар в верхнюю точку на правой стороне битка.
«Верхний левый боковик» — удар в верхнюю точку на левой стороне битка.
«Нижний правый боковик» — удар в нижнюю точку на правой стороне битка.
«Нижний левый боковик» — удар в нижнюю точку на левой стороне битка.

За неправильно произведенный удар в бильярде налагается штраф. К неправильным ударам относятся:
1) двойной удар – двукратное касание набойкой кия шара по которому производится удар;
2) пропих – возникает в случае затягивания контакта набойки кия, до момента соударения битка с прицельным шаром;
3) нажим – один из запрещенных ударов, когда играющий, приложив конец кия к битку, стоящему вплотную к другому шару у лузы, постепенно нажимает вперед и этим заставляет последний упасть в лузу;
4) промахом называется неудачный удар, при котором, биток не коснулся ни одного из прицельных шаров.

Второй главной составляющей в бильярде является положение шара. Положение шара определяется положением его центра относительно разметки игрового стола. Шар, стоящий в точности на линии дома (прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.), считается расположенным вне него, относительно выполняющего удар игрока.

Инвентарь для игры в русский бильярд должен строго соответствовать определенным техническим характеристикам, предъявляемым Федерацией Русского бильярда. Основные нормы таковы:
1. размер стола должен составлять 3600 х 1800 мм;
2. размер шара — 68-70 мм;
3. угловые лузы размером — 72 + 1 мм;
4. средние лузы — 80 + 1 мм.

Для того чтоб начать игру нужно определить, кто из игроков разобьет пирамиду, поэтому производится розыгрыш права первого удара. Участники игры становятся у переднего борта с разных сторон от продольной линии. На какое место встать они определяют жеребьевкой или договорившись между собой. Установив по одному шару в доме (часть игрового стола) игроки параллельно выполняют удар и посылают шары к заднему борту. Право первого удара получает тот, чей шар остановился ближе к переднему краю игрового стола.

Если же оба шара остановились на равном расстоянии о борта, розыгрыш повторяется. Победитель может сделать удар сам или отдать свое право сопернику.

Розыгрыш считается проигранным, в нескольких случаях:
а) шар не коснулся заднего борта;
б) шар коснулся длинного борта;
в) шар упал в лузу или выскочил;
г) шар пересек продольную линию.

В случае если розыгрыш провалился он повторяется опять. Играющий получивший право первого удара должен разбить пирамиду. Этот удар называется начальным ударом. Разбитие пирамиды считается правильным, при следующих условиях: если один из шаров забит в лузу, три прицельных шара коснулись борта, 2 шара коснулись бортов и один из них пересек центральную линию.

Шар считается правильно забитым, т.е. сыгранным, если он упал в лузу в результате правильного удара. Любой удар (за исключением начального) считается правильным, если не нарушено ни одно из положений Правил, предъявляемым Федерацией Русского бильярда.

Кроме того после соударения битка с одним из прицельных шаров любой из шаров на игровой поверхности стола:
1) забит в лузу или отражается от любого борта, а затем
а) касается другого борта или
б) доводит до другого борта любой шар; или
в) касается любого шара, стоящего вплотную к другому борту.
2) пересекает центральную линию, и:
а) касается любого борта;
б) доводит до любого борта любой шар;
в) касается любого шара, стоящего вплотную к любому борту.
3) Шар отражается от любого борта а затем:
а) пересекает центральную линию;
б) перекатывает через нее любой шар.

Все правильно сыгранные шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке, а игрок получает право сделать другой удар. Шар, который отразился от скобы лузы на игровую поверхность стола, не считается сыгранным. Если с момента начала удара и до момента его завершения было нарушено хотя бы одно правил, то все шары, упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются. Иногда шар зависает над лузой. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, в случае того, что он был задет одним из приведенных в движение шаров, после окончания удара или сотрясения стола, то все шары устанавливаются с максимальной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется. Если движущийся шар приостанавливается на краю лузы, а затем падает в лузу до окончания этого удара, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара.

Штрафы игроку налагаются в следующих случаях:
• в случае, если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров;
• в случае, если после удара биток выскочил за борт;
• в случае, если до завершения предыдущего удара сделан следующий удар;
• в случае, если при осуществлении удара по битку ни одна из ног играющего не касается пола;
• при касании любого шара на игровой поверхности стола до, во время или после удара — кием, машинкой, рукой, одеждой и т.п.;
• за осуществление неправильного удара по битку;
• при неверном ударе по близко стоящему прицельному шару;
• при осуществлении удара пропихом по прицельному шару, отстоящему от битка более чем на Ѕ радиуса шара, когда игрок чрезмерно затягивает время контакта наклейки кия с битком и проталкивает одновременно биток и играемый прицельный шар;
• при двойном ударе, когда наклейка кия касается битка дважды;
• за осуществление удара нажимом, когда биток выжимает прицельный шар от борта;
• в случае, если при ударе с руки из дома биток задевает какой-либо расположенный в доме прицельный шар;
• при нанесении удара не битком;
• при падении битка в лузу;
• в случае, если при ударе с руки из дома игрок, несмотря на предупреждение судьи, выносит биток за линию дома, выносит корпус за продолжение внешней стенки длинного борта или производит удар с противоположной стороны стола;
• при вмешательстве в игру противника.

Отыгрыш
Удар, назначенный правилами данной игры, называется отыгрышом.
1. Выскочивший шар
Шар, вылетевший при ударе за игровую поверхность стола и не попавший в лузу, считается выскочившим.
После удара выскочивший прицельный шар выставляется на заднюю отметку без наложения штрафа на игрока. При этом засчитываются все забитые шары.
Согласно правилам, штраф налагается, когда выскакивает биток. Тогда сыгранные шары не засчитываются, а биток выставляется на игровую поверхность стола.
Кроме того, штраф налагается, когда вылетевший шар задевает кий на поверхности стола либо ударяет игрока. Это является нарушением правил. Такой шар может стать выскочившим, либо вернуться на игровую поверхность стола и остаться в игре.
При этом шар отскакивает от верхней части борта, скобы лузы или осветительного прибора. В этом случае нарушения правил не происходит.

2. Выставление шаров
На заднюю отметку выставляются не заказанные, забитые с нарушением правил и выскочившие прицельные шары. Когда задняя отметка занята, шары выставляются двумя способами. Первый способ – на продольной линии в сторону заднего борта, рядом с мешающим шаром. Второй способ – в сторону центральной отметки, если указанное место уже занято.
При выставлении нескольких шаров первый ставится, как описано, а остальные располагаются вплотную.

3. Запрещенная разметка
Любая разметка, кроме установленной, запрещается.

4. Запрет использования бильярдного инвентаря
Для определения расстояния (между шарами, шаром и бортом) возбраняется пользоваться бильярдным инвентарем (за исключением кия).

5. Вступление в игру соперника
После нарушения правил, либо когда игроком не был забит шар, в игру вступает соперник.
Соперник может потребовать игрока сделать очередной удар, если на игрока был наложен штраф.

6. Вмешательство соперника
Вмешательство соперника происходит, если соперник сделает удар не в свою очередь или прикоснется к шару. Судья штрафует его, возвращает шары в прежнее положение и игра возобновляется.

7. Вмешательство постороннего лица
Положение шаров может измениться в результате действий постороннего лица, каких-либо чрезвычайных обстоятельств (падение осветительного прибора). При этом, игра продолжается после того, как судья восстанавливает прежнее положение шаров.
Игра приостанавливается до тех пор, пока посторонний не уйдет, если он вмешивается в игру умышленно.

8. Незафиксированный выигрыш
Происходит когда партия длится после того, как один из соперников выиграл (например, сыграл 8 шаров). Как только это обнаруживается, ему присуждается победа. Штраф, наложенный после незафиксированного выигрыша, не учитывается. Победа присуждается, даже если после незафиксированного выигрыша игрока его противник тоже закончил партию.

© 2007-2018. При копировании материалов с сайта, установите на нас активную текстовую ссылку.

www.billi.ru

Правила игры в русский бильярд для новичков.

Русским бильярдом (или пирамидой) является собирательное именование ряда разновидностей игры на бильярде.

Русским бильярдом (или пирамидой) является собирательное именование ряда разновидностей игры на бильярде. Русский бильярд – это разновидностьлузного бильярда, имеющая свои особые требования к оборудованию для игры. Существует несколько официальных видов пирамиды, наиболее просты из которых правила американки (свободной пирамиды). Все соревнования по русскому бильярду проходят на инвентаре, подходящим техническим требованиям ФРБ (Федерация Русского бильярда).

Главные параметры: размеры стола 3600 х 1800 мм; диаметр шара 68 – 70 мм, размер угловых луз 72-73 мм, средних луз 80 -81 мм.

Расстановка шаров

До старта партии все 15 прицельных шаров при помощи треугольника ставятся плотно друг к другу. Центр переднего шара должен быть на задней отметке, основание пирамиды располагается параллельно заднему борту.

Удар

  • Удар по битку выполняется наклейкой кия по направлению продольной оси. При ударе минимум одна нога бильярдиста должна иметь контакт с полом.
  • Все шары должны стоять неподвижно, а забитые в нарушение правил, не заказанные, а также выскочившие нужно выставлять.
  • Удар заканчивается при остановке всех шаров, находящихся на столе.
  • За неправильные удары назначается штраф. К таковым относят:
  • Двойной удар – при нем наклейка кия соприкасается с битком дважды.
  • Пропих – при этом ударе игроком проталкивается одновременно прицельный шар и биток.
  • Нажим – при нем битком вдавливается соприкасающийся с ним (либо находящийся около лузы) прицельный в саму лузу или, вдавливается бортовой шар, что перемещает его в иную позицию.
  • Промах – при нем биток не соприкасается ни с одним прицельным.
  • Розыгрыш права первого удара

    Игроки находятся около переднего борта на разных сторонах от продольной линии. Место они выбирают по согласию либо жребием. Затем бильярдисты устанавливают по шару в доме и наносят одновременный удар, посылая их к заднему борту. Выбор получает тот, чей шар, отрикошетив от заднего борта, остановится ближе всего к переднему борту.

    Розыгрыш проигран, когда шар:

  • не дотронулся до заднего борта;
  • прикоснулся с длинным бортом;
  • пересек продольную линию;
  • выскочил либо упал в лузу.
  • Сыгранный

    Шар является сыгранным, когда в результате верного удара он попадает в лузу. Бильярдист сохраняет право сделать следующий.

    Зависший шар

    Если во время удара он остановился в створе лузы в неустойчивом положении, а потом упал в нее до завершения удара, то он считается сыгранным. Если же он упал в лузу уже после завершения удара либо из-за сотрясения стола, то такой не будет засчитан, судья установит его на первоначальное место.

    Выскочивший шар

    Выскочившим признается тот, который покинул во время удара поверхность стола, не упав в лузу. Прицельный выскочивший шар ставится после удара на заднюю отметку, штраф не накладывается, сыгранные бильярдистом засчитываются. Если стол покидает биток, то игрок получает штраф, забитые им шары не идут в зачет, а биток ставится на стол, исходя из правил конкретной игры. Если шар, который покинул игровую поверхность бильярдного стола, заденет над ней одежду игрока или кий, то это будет нарушение правил, за него полагается штраф. Если он возвращается на стол, то остается в игре, а ежели покидает его, то считается выскочившим. Не считается нарушение правил, если шар задевает осветительные приборы, скобу лузы или верхние части бортов, а затем вернется на стол.

    Выставление шаров

    Не заказанные, забитые в нарушение правил и выскочившие прицельные выставляются судьей на заднюю отметку. Если эта отметка занята, то их ставят близко (но не прямо в плотную) к загораживающему шару по продольной линии по направлению к заднему борту. Если данная часть продольной линии уже занята, то он выставляется в сторону центральной отметки.

    Вступление в игру соперника

    Соперник входит в игру тогда, когда игрок не сыграл шар либо нарушил правила. Если на бьющего бильярдиста наложен штраф, то его соперник, может с учетом сложившейся на столе ситуации потребовать исполнить следующий удар, сказав: «Играй дальше». Незафиксированный выигрыш Если по невнимательности судьи и соперников игра продолжилась несмотря на тот факт, что бильярдист выиграл в партии (сыграл восемь или заработал 71 очко и больше), то при обнаружении данного обстоятельства ему сразу присуждают победу в партии, несмотря на все произошедшие далее события.

    Штраф

    Штраф в русском бильярде налагается в таких случаях:

  • когда удар произведен не наклейкой кия;
  • когда очередной удар исполнен до завершения предыдущего;
  • когда после удара биток вылетел за границы игровой поверхности;
  • за нанесение двойного удара (пропих);
  • за туш любого из шаров на поверхности бильярдного стола во время игры – кием, мелом, машинкой, руками, элементами одежды и т. п.;
  • когда начальный удар сделан по битку, находящемуся за пределами дома (Моска, РП);
  • за невыполнение игроком правил отыгрыша; — за промах;

Американка

При этой разновидности русского бильярда биток может в пределах дома располагаться в любом месте (но только не на линии дома, поскольку она к нему не относится).

После разбития пирамиды битком, игрок в Американку может выбрать любой шар в качестве битка. Считается попаданием в лузу и падение прицельного шара, и битка (но только после соударения о прицельный шар). Забивший шар бильярдист вправе нанести следующий удар. Правила отыгрыша заключаются в том, что когда не сыгран ни один шар, то после соприкосновения битка с прицельным минимум кто-то из них обязан коснуться до 2-х различных бортов (либо, попав в один борт, довести второй шар до иного борта), или соприкоснуться с одним бортом, а потом пересечь центр стола (либо перекатить через него иной шар), или пересечь его, а далее коснуться борта либо довести иной шар до борта). Победившим признается то бильярдист, который первым забьет 8 шаров.

www.80store.ru

Смотрите так же:

  • Детские пособия до 15 или до 16 Размер и правила оформления детского пособия до 16 и 18 лет На сегодня Правительство РФ всячески пытается наладить демографическую ситуацию в стране, которая за последние несколько лет значительно ухудшилась. Одним из главных инструментов […]
  • Федеральный закон российской федерации от 2 апреля 2014 г N 44-фз Федеральный закон российской федерации от 2 апреля 2014 г N 44-фз Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ"Об участии граждан в охране общественного порядка" С изменениями и дополнениями от: 31 декабря 2017 г. Принят […]
  • Закон о кадастре с изменениями 2014 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в наименование настоящего Федерального закона внесены […]
  • Представление на пенсию бланк в рб Представление на пенсию бланк в рб 1. По трудовой книжке Дата заполнения трудовой книжки «__» _______ 19__ г. 2. Работа в колхозе 3. По другим документам ИТОГО стажа по другим документам ___________ лет __________ мес. ___________ дн. […]
  • Гарантия на товар по закону о защите прав Гарантия на товар по закону о защите прав I. Общие положения. 1. Гарантия на проданные товары подразумевает под собой бесплатный ремонт в течение гарантийного срока, либо их замену на аналогичные в случае невозможности ремонта. 2. […]
  • Акт разрешение на проведение занятий в учебном кабинете Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Информация о наличии оборудованных учебных кабинетах, объектах для проведения практических занятий, библиотеках, объектах спорта, средствах обучения и […]