Доходы от сдачи в аренду имущества находящегося в федеральной собственности

Доходы от сдачи в аренду имущества находящегося в федеральной собственности

Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, N 4, 2007 год
А.Гусев,
эксперт журнала «Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение»

В соответствии со ст.33 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2007 год» доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям здравоохранения, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в их сметах доходов и расходов.

В статье рассмотрены общие положения предоставления в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении у учреждений здравоохранения.

Объект аренды

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или только во временное пользование.

В соответствии с п.2 ст.607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иные вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Обратите внимание: отдельные конструктивные элементы здания, такие как кровля, фасад и т.д., не являются самостоятельным объектом недвижимости, который может быть передан в пользование отдельно от здания. Поэтому они не могут являться объектом аренды (п.1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 (далее — Письмо N 66)).

На практике коммерческие организации часто обращаются к учреждениям с предложением о предоставлении места на кровле здания (например, для размещения оборудования связи), либо использования фасада здания для размещения рекламы. Данные элементы здания не могут являться объектом аренды, следовательно, учреждение здравоохранения вправе заключить с организацией договор возмездного оказания услуг в соответствии с гл. 39 ГК РФ и отражать эти доходы на счете по учету средств от приносящей доход деятельности (при наличии разрешения на нее).

Согласно п.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в России являются:

— федеральная собственность (имущество, принадлежащее на праве собственности РФ);

— собственность субъектов РФ (имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам).

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Государственное или муниципальное имущество может находится у учреждения здравоохранения в оперативном управлении (ст.296 ГК РФ). Значит, на передачу в аренду недвижимого имущества нужно получить согласие собственника — государственных или муниципальных органов власти.

Право учреждения здравоохранения на сдачу имущества в аренду

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст.608 ГК РФ). От имени РФ права собственника осуществляют органы власти и управления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.3 ст.214 ГК РФ).

Согласно п.5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 N 691, право распоряжения объектами федеральной собственности принадлежит Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом. Поэтому при заключении договора аренды федерального имущества участвуют три стороны: арендатор, балансодержатель — бюджетное учреждение — и арендодатель — Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Однако допустима ситуация, когда в соответствии со ст.608 ГК РФ арендодателем может быть балансодержатель, распоряжающийся федеральным имуществом на праве оперативного управления, если он специально уполномочен на то Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом или такое право предоставлено ему уставными документами.

Управление федеральной собственностью, используемой в области охраны здоровья граждан, отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в указанной области (п.6 ст.5 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1). В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 Министерство здравоохранения и социального развития осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами президента или постановлениями правительства. Таким образом, если в уставе учреждения здравоохранения предусмотрено право выступать арендодателем, то договор аренды федерального имущества будет не трех-, а двухсторонний — без участия Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. В случае отсутствия в уставе учреждения данного права договор может быть признан ничтожным в соответствии со ст.168 ГК РФ.

Размер арендного платежа

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При их отсутствии в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается несогласованным сторонами, а соответствующий договор — незаключенным (п.3 ст.607 ГК РФ).

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

docs.cntd.ru

Учет доходов и расходов от аренды государственного имущества, находящегося в оперативном управлении

Государственное образовательное учреждение, полностью исполняющее смету по дополнительному бюджетному финансированию, получает доходы в том числе и от сдачи в аренду государственного имущества, находящегося у него в оперативном управлении. Каков порядок учета данных доходов и расходов, связанных с эксплуатацией и содержанием переданного в аренду имущества, произведенных за счет бюджетных ассигнований, в целях налогообложения прибыли? По какой статье КОСГУ следует отражать данные операции?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Доходы, полученные от сдачи в аренду государственного имущества, должны быть полностью учтены при налогообложении прибыли. При этом расходы, связанные с эксплуатацией и содержанием переданного в аренду имущества, произведенные за счет бюджетных ассигнований, в целях налогообложения прибыли не учитываются. Иную точку зрения организации, вероятно, придется отстаивать в суде.
Перечисление налога на прибыль организаций следует производить за счет дополнительного бюджетного финансирования по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Обоснование вывода:

Налоговый учет доходов

В соответствии с главой 25 НК РФ бюджетные организации являются плательщиками налога на прибыль и определяют налоговую базу на основании положений главы 25 НК РФ с учетом особенностей ведения налогового учета бюджетными учреждениями, предусмотренных ст. 321.1 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче в пользование арендаторам имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, в соответствии со ст. 321.1 НК РФ, относится к коммерческой (приносящей доход) деятельности этих бюджетных учреждений.

Так, доходами бюджетного учреждения в целях исчисления налога на прибыль признаются доходы, полученные от физических и юридических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы (п. 1 ст. 321.1 НК РФ). Доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) признаются внереализационными доходами (ст. 250 НК РФ), если такие доходы не являются доходами от реализации как основного вида деятельности.

Налоговое законодательство не связывает возникновение обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций с обязательным поступлением денежных средств от арендатора на расчетный (лицевой) счет арендодателя. Напротив, Минфин России указывает, что в соответствии с положениями статьи 40 БК РФ доходы от аренды подлежат зачислению на счета органов Федерального казначейства, открытые для учета и распределения средств этими органами в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством РФ, между соответствующими бюджетами. Однако такие доходы должны быть учтены бюджетными учреждениями (арендодателями) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (смотрите, например, письма Минфина России от 14.11.2008 N 02-03-0/3467, от 19.11.2008 N 03-03-05/151, от 27.03.2009 N 03-03-05/54, от 11.01.2010 N 03-03-06/4/1).

Суды также указывают, что непосредственное перечисление арендатором в бюджет платежей за аренду государственного (муниципального) имущества, находящегося у организации на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), не освобождает последнюю от обязанности учитывать данные платежи в составе внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 16.04.2009 N Ф09-2283/09-С3, ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2008 N А56-5289/2007).

Напомним, что, по мнению финансового ведомства, обязательства арендодателя по уплате налога на прибыль организаций должны быть исполнены непосредственно бюджетным учреждением в порядке, установленном для исполнения бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета, то есть в пределах доведенных до него по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов лимитов бюджетных обязательств (смотрите письмо Минфина России от 14.11.2008 N 02-03-0/3467).

Налоговый учет расходов

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Минфин России признает, что деятельность бюджетной организации по сдаче в аренду имущества относится к коммерческой деятельности. По мнению финансового ведомства, изложенному в письмах от 19.11.2008 N 03-03-05/151, от 27.03.2009 N 03-03-05/54, в целях налогообложения прибыли доходы от сдачи имущества в аренду уменьшаются на расходы, непосредственно связанные с эксплуатацией и содержанием переданного в аренду имущества, а также на суммы налога на имущество организаций и земельного налога в части, приходящейся на сдаваемое в аренду имущество. При этом такие расходы должны соответствовать критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.

Таким образом, было бы логично, руководствуясь нормами налогового законодательства, учитывать при налогообложении прибыли вышеуказанные расходы, которые производились за счет средств дополнительного бюджетного финансирования. То есть, если Минфин России считает обоснованным учитывать в составе доходов бюджетного учреждения средства, которые, минуя лицевые счета организации, зачисляются непосредственно в доход соответствующего бюджета, то не менее обоснованным, по нашему мнению, был бы учет в составе расходов затрат, связанных с эксплуатацией и содержанием переданного в аренду имущества за счет дополнительного бюджетного финансирования. Тем более что такие доходы и расходы учитываются в соответствии с положениями «Порядка. «, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, обособленно, что облегчает ведение раздельного учета, предусмотренного п. 1 ст. 321.1 НК РФ.

Однако финансовое ведомство формулирует свою позицию по рассматриваемому вопросу таким образом: расходы, связанные с эксплуатацией и содержанием переданного в аренду имущества, произведенные за счет бюджетных ассигнований, в целях налогообложения прибыли не учитываются (смотрите письмо Минфина России от 15.07.2009 N 03-03-06/4/60).

При этом, отвечая на поступающие в ведомство многочисленные предложения по освобождению от обложения налогом на прибыль организаций доходов бюджетных учреждений от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности и переданного указанным бюджетным учреждениям в оперативное управление, Минфин России прямо дает понять, что считает подобные предложения нарушающими принцип равенства налогообложения, они могут создать прецедент для постановки аналогичных вопросов другими некоммерческими организациями (смотрите письмо Минфина России от 27.03.2009 N 03-03-05/54). Однако, по нашему мнению, невозможность учета бюджетными учреждениями в рассматриваемой ситуации расходов, связанных с эксплуатацией и содержанием переданного в аренду имущества, безусловно можно отнести к решениям, нарушающим принцип равенства налогообложения, тем более что главный аргумент для отказа в принятии данных расходов — порядок, установленный самим же финансовым ведомством (денежные средства, за счет которых могут осуществляться эксплуатационные расходы, поступают в виде дополнительного финансирования).

Отметим, что существует ряд судебных решений, в которых суды придерживаются следующей позиции: суммы доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (суммы арендной платы) должны быть учтены бюджетным учреждением при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в виде внереализационных доходов, которые подлежат уменьшению налогоплательщиком на соответствующие расходы, связанные с осуществлением деятельности, направленной на получение доходов (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 23.12.2008 N Ф09-9713/08-С3, от 27.07.2009 N Ф09-5327/09-С3, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2008 N 17АП-7132/08).

Применение бюджетной классификации

При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации по их экономическому содержанию бюджетные учреждения руководствуются Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н (далее — Указания N 150н), и письмом Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383.

Напомним, что в соответствии с Указаниями N 150н расходы на уплату налогов и сборов в бюджетную систему РФ, включаемые в состав расходов, относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ. Именно на эту статью КОСГУ должны быть отнесены расходы по уплате налога на прибыль организаций в рассматриваемой ситуации (смотрите также письмо Минфина России от 19.02.2009 N 02-06-07/836).

Суховерхова Антонина,
Пименов Владимир,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Статья опубликована в журнале
«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях»
№ 1 январь 2010 год

Список литературы:

  1. Налоговый кодекс РФ.
  2. Письмо Минфина России от 14.11.2008 N 02-03-0/3467.
  3. Письмо Минфина России от 19.11.2008 N 03-03-05/151.
  4. Письмо Минфина России от 27.03.2009 N 03-03-05/54.
  5. Письмо Минфина России от 11.01.2010 N 03-03-06/4/1.

www.garant.ru

Отчет о деятельности за 2013 год

по итогам выполнения Государственной программы «Управление федеральным имуществом»

5.3. Формирование доходов федерального бюджета от использования и продажи федерального имущества

В 2013 году в целях надлежащего исполнения возложенных функций администратора доходов федерального бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Росимуществом издан приказ от 05.06.2013 № 156 « О мерах по выполнению бюджетного задания на 2013 год» с утверждением планового задания на очередной год, устанавливающего структурным подразделениям Росимущества нормативы по обеспечению поступлений в федеральный бюджет доходов, администрируемых Росимуществом.

В целях контроля полноты и своевременности перечисления средств в федеральный бюджет Управлением реестра федерального имущества на еженедельной основе отслеживалась и анализировалась информация по фактическому поступлению администрируемых доходов федерального бюджета, с учетом ее предоставления в рамках компетенции следующим участникам бюджетного процесса:

  • ежемесячно в Министерство финансов Российской Федерации направлялись справки об исполнении федерального бюджета по доходам, администрируемым Росимуществом с указанием факторов отклонений от плана;
  • ежемесячно в Федеральное казначейство Российской Федерации направлялись справки об исполнении федерального бюджета по доходам, администрируемым Росимуществом;
  • ежемесячно в Министерство экономического развития Российской Федерации направлялись справки об исполнении федерального бюджета по доходам, администрируемым Росимуществом;
  • ежемесячно в электронном виде формировались сведения (ф. 050183) в информационной системе Минфина России по исполнению кассовых поступлений по доходам федерального бюджета на текущий финансовый год;
  • раз в год формировался и уточнялся прогноз кассовых поступлений по доходам федерального бюджета на очередной финансовый год;
  • ежемесячно формировались и направлялись в Минфин России сведения (ф. 0501040) по исполнению кассовых поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета;
  • раз в год формировался и уточнялся прогноз кассовых поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год.

Также в 2013 году Росимущество совместно с Минэкономразвития России на стадии подготовки проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и плановый период последующих годов проводило работу по подготовке прогноза поступления доходов от использования и продажи федерального имущества в 2014 году и в плановом периоде 2015 и 2016 годов.

Подробная информация об исполнении федерального бюджета в 2013 г. в разрезе доходов, администрируемым Росимуществом, представлена в следующей таблице.

Таблица 33. Исполнение федерального бюджета по доходам, администрируемым Росимуществом.

План на январь-декабрь 2013 г., млн. руб.

www.rosim.ru

Гражданский кодекс РФ о праве оперативного управления

Бюджетные учреждения владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, закрепленным за ними собственником, а также приобретенным ими, на праве оперативного управления. Это установлено статьей 120 ГК РФ.
Право оперативного управления означает, что учреждения владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (статья 296 ГК РФ).
Передача имущества в аренду является одним из способов распоряжения этим имуществом. Бюджетное учреждение вправе сдавать в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, только с ограничениями согласно статье 296 ГК РФ, указанными выше.
Особый правовой режим в отношении имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления или приобретенного им за счет средств, выделенных ему собственником именно для этих целей, установлен статьей 298 ГК РФ. В данной статье указано, что бюджетное учреждение в отношении указанного имущества не наделено полномочиями по отчуждению либо иному способу распоряжения имуществом. Обратите внимание, что в данной норме нет указаний на согласие собственника, то есть согласно буквальному смыслу этой статьи учреждение не может отчуждать и распоряжаться от своего имени закрепленным за ним имуществом даже с согласия собственника.
Если же есть необходимость в отчуждении имущества, учреждение может просить собственника, чтобы тот произвел это от своего имени. Такая позиция изложена в постановлениях ФАС Московского округа от 16 апреля 2007 г. № КГ-А40/1868-07 и ФАС Северо-Западного округа от 17 августа 2007 г. № А56-15633/2006.
Однако в постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 21 указаны случаи, когда учреждение все-таки может распоряжаться имуществом с согласия собственника. Это передача имущества в аренду с целью обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано.

Федеральные законы о возможности бюджетных учреждений
сдавать государственное имущество в аренду

Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон № 127-ФЗ) установлено, что государственные научные организации, учрежденные Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти, вправе выступать арендодателями. С согласия собственника они могут сдавать в аренду без права выкупа федеральное имущество (в том числе недвижимое), временно ими не используемое.
Организации, подведомственные государственным академиям наук, также имеют право сдавать в аренду такое имущество. Основанием для этого является решение государственной академии наук, согласованное с федеральным органом управления имуществом. Доходы от сдачи в аренду имущества используются указанными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования.
Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – Закон № 125-ФЗ) высшие учебные заведения наделены правом выступать в качестве арендодателя имущества (статья 27). Аналогичные положения содержатся и в статье 39 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон № 3266-1).

Бюджетно-правовой режим доходов от аренды

С 2000 по 2007 г. для федеральных бюджетных учреждений культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивных учреждений законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливался специальный бюджетно-правовой режим доходов, полученных ими от сдачи государственного имущества в аренду.
Впоследствии эта норма была закреплена Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 63-ФЗ).
Суть этого режима заключается в том, что доходы указанных бюджетных учреждений от сдачи государственного имущества в аренду сначала поступают на единый счет федерального бюджета, а затем отражаются на лицевых счетах этих учреждений как средства, предназначенные для их содержания и развития материально-технической базы. Данные средства признаются дополнительным источником их бюджетного финансирования.

Налогообложение до вступления в силу Налогового кодекса РФ

Как известно, глава 25 НК РФ вступила в силу 1 января 2002 г. До этого времени действовал Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
Вопрос налогообложения доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, стоял и тогда. При этом специалисты налоговых органов разъясняли, что плата за сданное в аренду имущество, закрепленное за учреждениями, подлежала перечислению в бюджет.
Однако для образовательных учреждений, согласно Закону № 3266-1, а также Закону № 125-ФЗ, были предусмотрены льготы. Они не перечисляли в бюджет плату, полученную от сдачи имущества в аренду, в том случае, если она использовалась на обеспечение образовательного процесса в данном учреждении.
При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль (куда входили и доходы от аренды) уменьшалась на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном учреждении.
Минобразования России письмом от 22 февраля 1996 г. № 115/15Ф давало разъяснения, что понятие «обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса (включая оплату труда)» включает в себя комплекс расходов, обеспечивающих организацию и осуществление учебного и воспитательного процесса, материальное обеспечение обучающихся, воспитанников и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
В 1999 г. было установлено, что доходы от сдачи в аренду имущества научных организаций, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, государственных музеев, государственных учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в смете доходов и расходов указанных организаций.
Такая норма содержалась в статье 30 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год».
При этом поступающие доходы должны были полностью использоваться указанными организациями и учреждениями в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования сверх сумм, установленных в ведомственной структуре расходов федерального бюджета. Указанные суммы должны были проводиться через лицевые счета Главного управления Федерального казначейства Минфина России.
Таким образом, средства, полученные в 1999 г. всеми названными учреждениями (в том числе образовательными) от аренды имущества, находящегося в федеральной собственности, рассматривались как целевые и налогом на прибыль не облагались.
Аналогичные разъяснения в отношении обложения налогом на прибыль доходов от сдачи в аренду имущества, полученных указанными выше федеральными учреждениями, давали специалисты налоговых органов и в 2001 г.

Налогообложение с 2002 года

С 2002 г. со вступлением в силу главы 25 НК РФ доходы, полученные бюджетными учреждениями от сдачи имущества в аренду, должны были учитываться при определении налоговой базы в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Кроме того, в 2002 г. данные доходы бюджетных учреждений необходимо было полностью учитывать в доходах федерального бюджета и отражать в сметах доходов и расходов.
Это было установлено в статье 28 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и касалось доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление следующим учреждениям, имеющим государственный статус и финансируемым за счет средств федерального бюджета:
– научным, образовательным учреждениям;
– учреждениям здравоохранения;
– государственным учреждениям культуры и искусства;
– государственным архивным учреждениям;
– организациям Минобороны России;
– организациям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук.
В связи с этим специалисты налоговых органов разъясняли, что положения данного закона должны быть реализованы после уплаты в бюджет налога на прибыль в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и после уплаты налога на прибыль направляются на содержание этих учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования сверх сумм, установленных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.
С 2002 г. официальная позиция налоговых органов не менялась: доходы от аренды государственного (муниципального) имущества, полученные бюджетными учреждениями, должны включаться в базу по налогу на прибыль.
Такие выводы содержатся, например, в письмах Минфина России от 27 марта 2009 г. № 03-03-05/54, от 19 ноября 2008 г. № 03-03-05/151, в письмах УФНС России по г. Москве от 25 февраля 2009 г. № 16-15/016359, от 27 декабря 2007 г. № 20-12/124752.
В письме Минфина России от 15 мая 2008 г. № 03-05-05-01/33 специалисты разъясняли, что доходы от аренды муниципального имущества, полученные бюджетными учреждениями, в том числе и органами местного самоуправления, не отвечают понятиям целевого финансирования и целевых поступлений и подлежат учету при определении налоговой базы по прибыли.
Аналогичные выводы содержат письма Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/4/34, от 4 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/4/33.

Арбитражная практика

По данному вопросу мнения судебных органов разделились: есть решения, подтверждающие позицию налоговых органов, а есть, напротив, указывающие, что арендную плату следует рассматривать как средства целевого бюджетного финансирования.
Официальная позиция поддерживается, например, в информационном письме Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса РФ» (далее – Письмо № 98).
В пункте 4 Письма № 98 указано, что получаемый государственными и муниципальными учреждениями доход от осуществления деятельности (в том числе в виде арендной платы) не может быть квалифицирован как средства целевого финансирования, которые не учитываются при определении базы по налогу на прибыль.
Аналогичные выводы содержат также постановления ФАС Дальневосточного округа от 28 июля 2008 г. № Ф03-А51/08-2/2831 по делу № А51-4777/200720-84, ФАС Западно-Сибирского округа от 8 сентября 2008 г. № Ф04-5441/2008, ФАС Московского округа от 21 января 2009 г. № КА-А40/12943-08, ФАС Северо-Западного округа от 3 марта 2009 г. по делу № А56-10961/2008, ФАС Центрального округа от 24 февраля 2005 г. № А68-АП-55/Я-04.
Примером другой позиции судебных органов является постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 октября 2005 г. № Ф04-7562/2005(16166-А45-33), в котором суд указал, что полученную учреждением арендную плату следует расценивать как средства целевого бюджетного финансирования, которые не облагаются налогом на прибыль.
Аналогичные выводы содержат постановления ФАС Дальневосточного округа от 31 августа 2005 г. № Ф03-А51/05-2/2637, ФАС Северо-Кавказского округа от 9 июня 2005 г. № Ф08-2401/2005-971А.
Однако данные решения суды принимали, очевидно, до выхода Письма № 98. В дальнейшем же решения судебных органов соответствовали официальной позиции налоговых органов: получаемые указанными выше учреждениями доходы от сдачи в аренду не могут быть квалифицированы как средства целевого финансирования, которые не учитываются при определении базы по налогу на прибыль.

Итак, налог на прибыль с арендной платы бюджетные учреждения (образовательные, научные и другие, указанные выше) обязаны платить. Каким образом они могли это делать раньше и как должны делать сейчас?
В соответствии со статьей 41 БК РФ доходы от аренды после уплаты налогов и сборов относятся к неналоговым доходам бюджета.
В то же время в законах о федеральном бюджете на очередной финансовый год до вступления в силу Закона № 63-ФЗ предусматривалось, что доходы от сдачи в аренду федерального имущества, переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям науки, образования и другим, указанным выше, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов учреждений.
Законом № 63-ФЗ в отношении указанных бюджетных учреждений была установлена аналогичная норма: доходы от сдачи в аренду имущества отражаются на лицевых счетах данных учреждений, открытых им в органах Федерального казначейства.
Эта норма будет действовать до дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от приносящей доход деятельности. Средства от аренды направляются на содержание и развитие материально-технической базы учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.
Когда же нужно платить налог на прибыль – до или после зачисления доходов от аренды на балансовый счет № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ» (далее – счет № 40101)?
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы от сдачи в аренду федерального имущества становятся неналоговыми доходами бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством (статья 41 БК РФ).
При этом бюджетные учреждения обязаны самостоятельно исполнять свою обязанность по уплате налога на прибыль в части указанных доходов.
Рассмотрим возможные варианты исполнения бюджетным учреждением обязанности по уплате налога на прибыль.

Вариант 1: уплата налога на прибыль до перечисления
доходов от аренды в федеральный бюджет

Поскольку налог на прибыль организаций исчисляется и уплачивается арендодателем, для реализации этого варианта необходимо, чтобы арендная плата поступила на балансовые счета № 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации», № 40603 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации», № 40703 «Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации», открытые органам Федерального казначейства.
Одновременно эти средства отражаются на лицевом счете бюджетного учреждения по учету операций со средствами от приносящей доход деятельности. Далее после начисления налога на прибыль организаций и перечисления его в бюджет арендодатель перечисляет остаток средств на балансовый счет № 40101.
Такой порядок мог действовать только до принятия приказа Минфина России от 30 июня 2004 г. № 57н (далее – Приказ № 57н), согласно которому арендаторы должны перечислять арендную плату непосредственно на балансовый счет № 40101.
Поэтому после вступления в силу данного приказа бюджетные учреждения уже не могли удерживать налог на прибыль с доходов от сдачи в аренду до их зачисления на балансовый счет № 40101.
Согласно приказу Минфина России от 23 декабря 2008 г. № 144н Приказ № 57н признан утратившим силу с 1 января 2009 г. С указанной даты вступает в силу приказ Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами».
Пунктом 2.14.2.1 названного приказа установлено следующее. Раздел для учета операций по расходам за счет источника дополнительного бюджетного финансирования на лицевом счете получателя бюджетных средств может быть открыт учреждениям, которые вправе использовать доходы от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования. Обязательным условием является указание в договоре аренды, что арендная плата перечисляется арендатором в доход федерального бюджета, то есть непосредственно на счет № 40101.
Таким образом, в настоящее время средства от аренды перечисляются непосредственно в бюджет, поэтому этот вариант уплаты налога невозможен. Тем самым бюджетные учреждения лишены возможности самостоятельно исполнять свою обязанность по уплате налога на прибыль в части указанных доходов.
На это указал Минфин России в письме от 29 апреля 2008 г. № 01-СШ/30. Для решения этой проблемы в данном письме органам Федерального казначейства было рекомендовано принимать к исполнению платежные поручения бюджетных учреждений на перечисление налога на прибыль с сумм начисленной им арендной платы за счет средств, учитываемых на балансовом счете № 40101.
Однако данные рекомендации не отвечали на вопрос: за счет каких средств и по каким статьям КОСГУ следовало перечислять данный налог?

Вариант 2: уплата налога на прибыль
после перечисления доходов от аренды
в федеральный бюджет

Чтобы реализовать этот вариант, необходимо, чтобы бюджетным учреждениям довели лимиты бюджетных обязательств по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы».
В соответствии с Приказом № 57н главные распорядители (распорядители) средств федерального бюджета доводили до арендодателей уведомления о лимитах бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей. На их основании арендодатель принимал на себя денежные обязательства, подлежащие оплате за счет дополнительного бюджетного финансирования.
В уведомлениях указывались лимиты бюджетных обязательств по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы» на уплату налога на прибыль с арендной платы. В соответствии с этими лимитами арендодатель представлял в орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление налога на прибыль.
По поручению Правительства РФ от 29 марта 2008 г. № КА-П13-1914 Минфин России дал разъяснения о порядке исчисления и уплаты федеральными бюджетными учреждениями налога на прибыль с доходов от аренды (письмо Минфина России от 14 ноября 2008 г. № 02-03-0/3467). Как разъясняется в данном письме, федеральные бюджетные учреждения, имеющие право на дополнительное бюджетное финансирование, уплачивают налог на прибыль в пределах доведенных им главными распорядителями лимитов бюджетных обязательств по дополнительному источнику бюджетного финансирования по коду 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
В соответствии с приказом Минфина России от 30 сентября 2008 г. № 104н главные распорядители средств федерального бюджета на основании расходного расписания доводят указанные лимиты бюджетных обязательств до федеральных бюджетных учреждений, имеющих право на дополнительное финансирование. Указанный порядок действует с 1 января 2009 г.

Третий вариант уплаты налога

Кроме рассмотренных был еще один вариант: уплатить налог на прибыль в соответствии с общим порядком осуществления расходов за счет средств соответствующего бюджета.
То есть уплата налога на прибыль с доходов от сдачи в аренду федерального имущества должна была осуществляться не за счет средств этого дополнительного источника бюджетного финансирования, а в пределах доведенных учреждениям главными распорядителями лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы».
Однако в этом случае существует риск того, что при планировании расходов бюджета не будут учтены предстоящие расходы на уплату налога на прибыль с сумм арендной платы по тем договорам аренды, которые заключают в течение текущего финансового года. Ведь планирование бюджетных ассигнований на очередной финансовый год осуществляется в текущем финансовом году, доведение лимитов бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств осуществляется главными распорядителями в начале текущего финансового года. Поэтому в отдельных случаях при планировании расходов бюджета могут быть не учтены указанные предстоящие расходы.
Необходимо отметить, что рассмотренные выше второй и третий варианты уплаты налога на прибыль организаций противоречат Бюджетному кодексу РФ, согласно которому предусмотренные законодательством о налогах и сборах налоги должны быть уплачены до зачисления в бюджет доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Определение налоговой базы

Таким образом, налог на прибыль с арендной платы, получаемой федеральными бюджетными учреждениями, в настоящее время должен уплачиваться в соответствии с рассмотренным выше вариантом 2.
Разъяснения о том, как определять базу по налогу на прибыль с доходов от аренды, были даны в письме Минфина России от 27 марта 2009 г. № 03-03-05/54. В нем сказано, что средства, полученные от сдачи в аренду имущества, относятся к внереализационным доходам налогоплательщиков и подлежат учету при определении базы по налогу на прибыль.
При этом доходы от сдачи в аренду федерального имущества уменьшаются на расходы, непосредственно связанные с эксплуатацией и содержанием этого имущества, а также на суммы налога на имущество организаций и земельного налога в части, приходящейся на сдаваемое в аренду имущество. Согласно пункту 4 статьи 321.1 НК РФ к таким расходам могут относиться:
– суммы амортизации, начисленные по имуществу, сдаваемому в аренду (включается не вся амортизация, а только по имуществу, приобретенному за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, и используемому для осуществления этой деятельности);
– расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансовое обеспечение данных расходов не предусмотрено бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению.
Данные расходы, согласно пункту 3 статьи 321.1 НК РФ, могут быть пропорционально распределены. Пропорция составляется исходя из соотношения объема средств, полученных от деятельности, приносящей доход (в том числе и от аренды), к общей сумме доходов бюджетного учреждения (включая средства целевого финансирования).

Порядок отражения в бюджетном учете операций, связанных с начислением и уплатой налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду, уточнен в письме Минфина России от 19 февраля 2009 г. № 02-06-07/836 (далее – Письмо № 02-06-07/836). Согласно этому письму операции по перечислению арендной платы и начислению налога на прибыль необходимо оформить следующими бухгалтерскими записями:

– начислена арендная плата федеральным учреждением (без НДС)
Дебет КДБ 1 205 02 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
Кредит КДБ 1 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».

Орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней после поступления в доход федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным имуществом, закрепленным за арендодателем, отражает на лицевом счете арендодателя источник дополнительного бюджетного финансирования в сумме, равной поступившей арендной плате. Это определено в пункте 2.6.1 приказа Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов». При этом в бюджетном учете учреждения-арендодателя составляют запись:

– получен от территориального ОФК отчет о состоянии лицевого счета получателя средств федерального бюджета, а именно об отражении источника дополнительного бюджетного финансирования
Дебет КДБ 1 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит КДБ 1 205 02 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности»;

– получены лимиты бюджетных обязательств по дополнительному финансированию на уплату налога на прибыль организаций
Дебет КРБ 1 501 15 290 «Полученные лимиты бюджетных обязательств по расходам на оплату прочих расходов текущего финансового года»
Кредит КРБ 1 501 13 290 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по расходам на оплату прочих расходов текущего финансового года»;

– приняты обязательства по уплате налога на прибыль организаций
Дебет КРБ 1 501 13 290 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по расходам на оплату прочих расходов текущего финансового года»
Кредит КРБ 1 502 11 290 «Принятые бюджетные обязательства на оплату прочих расходов текущего финансового года»;

– начислено налоговое обязательство (налог на прибыль организаций)
Дебет КРБ 1 401 01 290 «Прочие расходы»
Кредит КРБ 1 303 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»;

– уплачен налог на прибыль организаций с лицевого счета бюджетного учреждения, открытого в ТОФК за счет средств дополнительного финансирования из федерального бюджета
Дебет КРБ 1 303 03 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
Кредит КРБ 1 304 05 290 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим расходам».

Письмом № 02-06-07/836 Минфин России установил, что при составлении записей следует применять код классификации доходов бюджета – 000 1 11 05031 01 0000 120 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений)».
Обращаем внимание, что не всякое бюджетное учреждение, сдающее в аренду имущество, находящееся у него в оперативном управлении, может начислять доходы от аренды этого имущества. Дело в том, что в соответствии со статьей 160.1 БК РФ бюджетными полномочиями по начислению платежа, являющегося доходом бюджета, обладает такой участник бюджетного процесса как администратор данного дохода. Именно администратор отражает в бюджетном учете начисление данного дохода. Администратором доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
В частности, об этом сказано в письме Федерального казначейства от 18 декабря 2007 г. № 42-7.1-15/2.4-418 «Об особенностях составления и представления годовой отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета за 2007 год».
Росимущество является администратором доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений, и в 2009 г. Это установлено в приложении 4 к Федеральному закону от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Только Росимущество наделено бюджетными полномочиями по начислению доходов от сдачи в аренду имущества. Все остальные учреждения при начислении арендной платы начисляют не доходы от собственности, а задолженность арендатора перед бюджетом по указанным доходам.
При этом в соответствии с Законом № 63-ФЗ федеральные бюджетные учреждения культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивные учреждения имеют право на дополнительное бюджетное финансирование в объеме доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление. Средства арендной платы, поступившие в бюджет, отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на содержание и развитие их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.

bino.ru

Смотрите так же:

  • Олейник аН институциональная экономика учебное пособие 2013 Институциональная экономика. Олейник А.Н. В учебном пособии излагаются основы институциональной теории, раскрываются такие понятия, как норма, институт, трансакционные издержки и др. Рассматриваются теория игр и моделирование […]
  • Приказ министерства сельского хозяйства 345 Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 8 мая 2015 г. № 178 “О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 11 октября 2010 г. № 345 «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления […]
  • Биография марины беликовой адвоката Санкт-Петербург-город криминала и любви. Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Вы здесь » Санкт-Петербург-город криминала и любви. » Проверка документов » Личное дело адвоката Беликовой М.С. Личное дело адвоката […]
  • Статьей 20 федерального закона о ветеранах Ветеран ВОВ ст.20 и ветеран труда. Выплаты в связи со смертью Какие льготы положены Ветеран ВОВ ст.20 и ветеран труда. Выплаты в связи со смертью . Какие положены компенсации по оплаченным видам ритуальных услуг при захоронении . И можем […]
  • Размер судебной госпошлины Арбитражный суд Республики Бурятия Размеры уплаты госпошлины Статья 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. 1. По делам, […]
  • Приказы департамента культуры и архивного дела воронежской области Приказ Департамента культуры и архивного дела Воронежской области от 25 декабря 2012 г. N 900-ОД "Об утверждении границ территории и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс […]