Закон о правах пожилых людей

Правовая система социальной защиты пожилых людей

Социальную защиту пожилых людей в России регулируют правовые документы, которые можно условно разделить на три группы норм:

1. Нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей. К ним относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах (Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральные законы «Об основах федеральной жилищной политики», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и др.). [7]

2. Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи. К этой группе относятся, прежде всего, «Пенсионное законодательство и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». [7]

3. Нормы, регулирующие положение особых категорий пожилых людей (ветераны, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, репрессированные и впоследствии реабилитированные граждане и др.). Наиболее значимыми в данной группе являются федеральные законы «О ветеранах» и «О реабилитации жертв политических репрессий». [7]

Законодательство РФ, направленное на реализацию этих конституционных норм, также условно можно разделить на 3 части: нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей; нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей; нормы, регулирующие положение особых категорий пожилых людей.

К первой группе относятся нормы, закрепленные во многих законодательных актах (Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Основы законодательства об охране здоровья граждан и др.). Ко второй группе норм можно отнести законы «О государственных пенсиях в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». К третьей группе относятся, например, Закон «О ветеранах», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О социальной защите инвалидов». [7]

Выделим наиболее значимые моменты каждой из этих групп. Применительно к проблеме реализации представителями старшего поколения свих имущественных прав и их защиты особый интерес представляют нормы, касающиеся обязательств, вытекающих из договоров о постоянной и пожизненной ренте, пожизненном содержании с иждивением, доверительном управлении имуществом; нормы, касающиеся использования патронажа над дееспособными гражданами.

В семейном законодательстве имеется ряд норм, регулирующих положение пожилых людей в семье, их взаимоотношения с детьми, внуками. В жилищном законодательстве в отношении пожилых, нет норм, обеспечивающих реализацию их конституционного права на жилище и особую защиту от посягательств в этой сфере. Случаев же махинаций с жильем, жертвами которых были именно пожилые люди, очень много. Существующие нормы в основном касаются отдельных категорий пожилых людей: ветеранов, инвалидов, реабилитированных лиц, Героев Советского Союза, Российской Федерации и Социалистического Труда (касающиеся преимущественно льгот по оплате жилья и коммунальных услуг).

В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан впервые было выделено определение прав не только граждан в целом, но и отдельных групп населения в области охраны здоровья. Одна из таких групп — граждане пожилого возраста. За ними закреплено право на медико-социальную помощь на дому и в учреждениях здравоохранения, на лекарственное обеспечение, в том числе и на льготных условиях. Основы не детализируют порядок и условия получения льгот по оказанию медицинской помощи социальным группам, входящим в категорию «граждане пожилого возраста» (одинокие, престарелые, инвалиды, ветераны, малоимущие пенсионеры и т.д.). Урегулирован порядок оказания медицинской помощи ветеранам (Закон «О ветеранах»). Вопросы охраны здоровья пожилых затронуты также в законах «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения», «О социальной защите инвалидов», «О лекарственных средствах». [7]

В сферах пенсионного обеспечения и частично социального обслуживания существует достаточно детальная регламентация прав граждан пожилого возраста. Но в связи с пенсионной реформой и принятием закона о монетизации льгот возникает много противоречий в правовом регулировании этой сферы, а также вопросов, связанных с созданием механизмов исполнения новых норм.

Таким образом, краткий анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, позволяет сделать следующие выводы, что ситуация с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста нельзя оценивать однозначно, поскольку она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. С другой стороны, многие из норм «существуют лишь на бумаге», что подтверждают проведённые исследования. 77,8% граждан в возрасте 55 — 60 лет, 69,1% в возрасте от 61 до 70 лет, 76,5% в возрасте от 71 до 80 отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его в полном объёме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за исполнение принятых законов.

Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определённой степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания.

Не сформирована правовая культура, пожилые люди плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися стереотипами мышления.

geolike.ru

Права пожилых людей

Вернуться назад на Права человека

Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста.

Социальную защиту пожилых людей в России регулируют правовые документы, которые можно условно разделить на три группы норм:

– нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей.

К ним относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральные законы «Об основах федеральной жилищной политики», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О погребении и похоронном деле», «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях» и др.

– нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи.

К этой группе относятся, прежде всего, «пенсионное законодательство и Федеральный закон N 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — комментируемый Закон) принят на смену двух законодательных актов — Федеральных законов N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее — соответственно Закон об основах социального обслуживания населения и Закон о социальном обслуживании пожилых и инвалидов).

– нормы, регулирующие положение особых категорий пожилых людей: ветераны, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, репрессированные и впоследствии реабилитированные граждане и др. Наиболее значимыми в данной группе являются федеральные законы «О ветеранах» и «О реабилитации жертв политических репрессий».

– основные международные документы: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН; Принципы ООН в отношении пожилых людей «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», принятые Генеральной Ассамблеей ООН; Декларация по проблемам старения, принятая Генеральной Ассамблеей ООН; Европейская социальная хартия, подписанная государствами – членами Совета Европы, и пересмотренная Европейская социальная хартия, открытая к подписанию; Хартия пожилых людей, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ).

Социальная защита старых людей в Российской Федерации реализуется на государственном (федеральном) уровне и региональном (местном) уровне. В последние годы появились различные негосударственные общественные структуры; осуществляет координацию и согласованность действий государственных и общественных организаций Координационный комитет, созданный на основе Указа Президента РФ, затем был организован департамент по делам пожилых в Министерстве труда и социальной защиты.

С принятием Конвенции развития социального обслуживания населения в РФ произошел переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. Устранению причин снижения уровня благосостояния пожилых граждан и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб.

Основные формы их деятельности: материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация, социальная помощь.

Таким образом, нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян достаточно большая. Применительно к лицам пожилого возраста в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка пожилых граждан через систему социальных служб и иные гарантии социальной защиты. Она представлена законодательством, как общего характера, так и специального.

Главным законом страны является Конституция Российской Федерации. В ней содержатся нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, а также нормы особо, касающиеся пожилых людей. К ним относятся ст. 7 КРФ, устанавливающая, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан, в том числе через систему социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и другие гарантии социальной защиты. Особое значение для положения пожилых людей имеет конституционные нормы о праве на жилище, частной собственности и праве на получение квалифицированной юридической помощи. Однако, в Конституции РФ отсутствует норма о приоритетной защите прав пожилых людей.

В первой группе относятся нормы, закрепленные во многих законодательных актах (Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Основы законодательства об охране здоровья граждан и др.). Ко второй группе норм можно отнести законы «О государственных пенсиях в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». К третьей группе относятся, например, Закон «О ветеранах», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О социальной защите инвалидов».

Если остановиться на каждой из этих групп, следует особо выделить наиболее значимые моменты. Применительно к проблеме реализации представителями старшего поколения своих имущественных прав и их защиты особый интерес представляют нормы, касающиеся обязательств, вытекающих из договоров о постоянной и пожизненной ренте, пожизненном содержании с иждивением, доверительном управлении имуществом; нормы, касающиеся использования патронажа над дееспособными гражданами.

В семейном законодательстве имеется ряд норм, регулирующих положение пожилых людей в семье, их взаимоотношения с детьми, внуками. По мнению В.М. Васильчикова, семейное законодательство должно также урегулировать вопрос о защите пожилых людей от насилия в семье. Пока никаких специальных норм на этот счет нет. Внимание к этой проблеме возникает только тогда, когда насилие приобретает характер уголовно наказуемого деяния.

В жилищном законодательстве в отношении пожилых нет норм, обеспечивающих реализацию их конституционного права на жилище и особую защиту от посягательств в этой сфере. Случаев же махинаций с жильем, жертвами которых были именно пожилые люди, очень много. Существующие нормы в основном касаются отдельных категорий пожилых людей: ветеранов, инвалидов, реабилитированных лиц, Героев Советского Союза, Российской Федерации и Социалистического Труда (касающиеся преимущественно льгот по оплате жилья и коммунальных услуг).

В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан впервые было выделено определение прав не только граждан в целом, но и отдельных групп населения в области охраны здоровья. Одна из таких групп — граждане пожилого возраста. За ними закреплено право на медико-социальную помощь на дому и в учреждениях здравоохранения, на лекарственное обеспечение, в том числе и на льготных условиях. Основы не детализируют порядок и условия получения льгот по оказанию медицинской помощи социальным группам, входящим в категорию «граждане пожилого возраста» (одинокие, престарелые, инвалиды, ветераны, малоимущие пенсионеры и т.д.). Урегулирован порядок оказания медицинской помощи ветеранам (Закон «О ветеранах»). Вопросы охраны здоровья пожилых затронуты также в законах «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения», «О социальной защите инвалидов», «О лекарственных средствах».

Права и свободы человека и гражданина в России
Права ребенка в современной России
Права человека и субъективные отраслевые права гражданина в России
Правовое обеспечение
Право на жизнь, смертная казнь и неотвратимость юридической ответственности

Назад | | Вверх

center-yf.ru

Закон о защите прав пожилых людей в Азербайджане

Дж.АЛЕКПЕРОВА

«В Азербайджане нет необходимости принимать закон по защите прав пожилых людей. Дело в том, что есть много законов и подзаконных актов, в которых так или иначе предусмотрена, в том числе и защита людей преклонного возраста», — заявил Echo.az председатель Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев.

По его словам, дело в том, что сегодня общество должно стоять на защите прав пожилых, а если оно не готово, то закон ничего не изменит.

«Вся проблема в том, что сегодня молодое поколение не может найти себе работу именно потому, что многие должности заняты представителями старшего поколения. Кроме этого, конечно встречаются случаи дискриминации при приеме на работу людей старше 45-50 лет. Хотя законом это запрещено. Но этим вопросом уже должны заниматься соответствующие государственные структуры,» — отметил он.

«В начале года обещали, что в Азербайджане будут организованы учебные курсы и курсы повышения квалификации для пожилых людей. И это верный подход. Дело в том, что бывают предприятия, где только люди старшего поколения, а бывают наоборот, где задействована одна молодежь. Нужно, чтобы молодежь могла видеть работу старшего поколения и брала пример», — сказал эксперт.

По его словам, что касается проблем пожилых в Азербайджане, в частности, с пенсией, социальной помощью, то тут уже вопрос к соответствующим государственным органам АР.

«Дело в том, что много граждан до 40 лет, которые прошли войну, но при этом не могут получить инвалидность или соответствующую помощь от государства. Так, что проблемы есть не только у пожилых. И поэтому принимать закон или госпрограмму по защите прав пожилых не имеет смысла. При этом дискриминация по возрасту и полу при трудоустройстве законодательно запрещена. Однако же на практике она часто встречается,» — сказал Агаев.

В Азербайджане насчитывается 377 тысяч 800 престарелых. Об этом Sputnik Азербайджан сообщили в Министерстве труда и социальной защиты населения АР, отчитавшемся в связи с Международным днем престарелых, отмечаемым ежегодно 1 октября.

По данным ведомства, в соответствии с законами АР престарелыми считаются лица, достигшие 70 лет. В социальном обеспечении этих лиц особое место занимает пункт «пенсионное обеспечение». По данным на 1 июля 2017 года, в Азербайджане насчитывается 1 миллион 325 тысяч пенсионеров по труду. Из них 329 тысяч 275 человек — это люди престарелого возраста.

Надо сказать, что и среди этого поколения есть свои группы. Так, 208 тысяч 611 человек находятся в возрасте 70-80 лет, 110 тысяч 936 человек — в возрасте 80-90 лет, и 9 тысяч 728 человек — в возрасте старше 90 лет.

ru.echo.az

Принятие Закона «О правах пожилых людей в Республике Казахстан» в целях повышения правовой культуры и защищенности лиц пожилого возраста

Магистр права Оксфордского Университета Великобритании

На 1 января 2014 года в Казахстане проживает 1,723,357 жителей пенсионного возраста /1/, т.е. 10% населения. Это особая социальная группа населения, которая в силу не зависящих от нее, естественных, причин имеет свои особые нужды и не может собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. Именно поэтому данная группа нуждается в соответствующих мерах государственной социальной защиты и обеспечения своих прав.

На сегодняшний день в стране отсутствует единый нормативно-правовой акт о правах и свободах пожилых людей, который бы регламентировал все вопросы социальной защиты населения пожилого возраста, включая пенсионное обеспечение, здоровье и медицинское обеспечение, социальное обслуживание, доступ к культурным мероприятиям, организация досуга и т.п. Подобные НПА действуют в отношении других социально уязвимых групп, таких как дети (Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» /2/), инвалиды (Закон РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан /3/) и молодежь (Закон РК «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»/4/). Однако с возрастом появляются определенные потребности, которые также требуют необходимого внимания со стороны государства. Вместо этого в Казахстане действует ряд разрозненных НПА, регулирующих отдельные виды правоотношений с участием пожилых людей: например, Закон РК «О пенсионном обеспечении», Закон РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним» и другие. В результате не все потребности и проблемы населения пожилого возраста охвачены действующим законодательством в равной степени.

Важно отметить, что согласно международным стандартам по обеспечению прав пожилых людей, закрепленным в Венском международном плане действий по проблемам старения 1982 года, пункт 68 «Службы социального обеспечения должны преследовать цель максимального выполнения престарелыми социальных функций; также иметь базу и предоставлять широкий диапазон услуг в области профилактики и развития стареющих людей, с тем, чтобы они могли вести максимально возможную независимую жизнь в своем собственном доме, оставаясь активными и полезными гражданами» /5/. Несмотря на многочисленность лиц пожилого возраста, в Казахстане отсутствует специальный орган по защите прав этой категории социально уязвимой группы людей. Для сравнения, по вопросам продвижения прав женщин и защиты материнства действует Национальная комиссия по делам семьи и гендерной политике при Президенте Республики Казахстан, а по вопросам защиты прав детей действует Комитет по охране прав детей МОН РК. Хотя во всех районах и городах существуют Советы ветеранов, эти образования охватывают не всех представителей пожилого возраста. Вследствие отсутствия единого НПА и уполномоченного органа по правам пожилых людей большинство пожилых людей не знают точный объем полагающихся им прав, а также не знают, куда обращаться для получения квалифицированной помощи для реализации своих прав или в случае их нарушения.

Принято говорить, что наше общество традиционно относится с уважением и почетом к пожилому поколению, что в восточной культуре забота о старшем поколении является моральным долгом детей. Однако на практике это утверждение является скорее пожеланием, чем реальностью. В нашем обществе немало одиноко проживающих пожилых людей, несмотря на наличие живых трудоспособных детей. Более того, нередки случаи, когда даже при совместном проживании с родственниками пожилые люди могут стать жертвами домашнего насилия, жестокого обращения и социальной изоляции. Наконец, люди пожилого возраста чаще всего становятся жертвами мошенничества и других противоправных деяний в силу своих возрастных и физиологических ограничений. К сожалению, взыванием к традициям в приведенных случаях не поможешь. Более того, наше государство утверждает себя, прежде всего, правовым государством, а не традиционным. Соответственно, особые права, потребности и интересы пожилых людей должны быть надлежащим образом закреплены на законодательном уровне.

Предлагаемые изменения в законодательство:

1) Принять единый Закон «О правах пожилых людей в Республике Казахстан » , в котором объединить все основные права, свободы, гарантии и льготы пожилых людей в Казахстане, как особо уязвимой категории населения.

2) На основании указанного Закона учредить уполномоченный орган по защите прав пожилых людей и оказания им квалифицированной помощи. Пожилые люди должны иметь возможность обратиться в территориальные подразделения этого органа для реализации своих прав и для восстановления нарушенных прав. В свою очередь, Уполномоченный орган должен осуществлять функции контроля над соблюдением прав пожилых людей другими государственными органами и негосударственными организациями, оказывающими услуги пожилым людям. Стоит отметить наличие положительного международного опыта в этой сфере (в России, Великобритании и США).

3) На примере Комитета по охране прав детей МОН РК, при данном уполномоченном органе должна действовать телефонная служба доверия, которая может проконсультировать пожилых людей, особенно тех, кто не может передвигаться, куда они могут обратиться за помощью и по каким вопросам, например, в случае домашнего насилия, противоправных деяний со стороны государственных служащих, включая социальных работников, психологических проблем и т.п. Анализ обращений в телефонную службу позволит уполномоченному органу оперировать более точными данными о реальных потребностях пожилых людей в Казахстане для разработки более эффективной национальной геронтологической стратегии, которая, кстати, также до сих пор отсутствует в Казахстане.

Все предлагаемые выше изменения в законодательство приведут к следующим положительным социальным изменениям:

1) Улучшение социальной защищенности одиноких престарелых людях, предотвращение их социальной изоляции.

2) Повышение уровня жизни пожилого поколения и продолжительности жизни населения страны, и соответственно, численности населения. Важно отметить, что это весьма актуальный вопрос для нашей страны, так как согласно мировой статистике Казахстан со средней продолжительностью жизни 70,24 года на сегодняшний день занимает 150 место среди всех стран по данному показателю./3/ [1]

3) Повышение правовой культуры пожилого населения: знание пожилым населением своих прав и обязанностей позволит им защищать свои права и уменьшить риск стать жертвой противоправных деяний.

4) Повышение активности пожилых людей, желание быть полезными и полноценными членами общества, вносить вклад в воспитание детей и молодежи, в том числе и патриотическое воспитание.

Вопросы обеспечения и защиты прав пожилых людей касаются всех нас. Старость, рано или поздно, коснется нас и наших близких, и именно сейчас от нас самих зависит, в каких условиях мы будем жить в преклонном возрасте. Если не принимать действенные меры по совершенствованию законодательства в области защиты прав пожилых людей сегодня, то завтра мы будем в таком же положении и практически полной зависимости от своих детей и внуков, как и современное поколение пожилых людей, и нам ничего не останется, кроме как надеяться на доброе отношение и порядочность со стороны своих родственников и общества.

www.zakon.kz

Ущемление прав пожилых людей в России и в мире (часть 1)

Суббота, 24.05.2014, 16:15:00

Межрегиональная коалиция организаций «Право пожилых» обращает внимание на нарушение прав пожилых людей. Координатор коалиции — Директор Регионального общественного фонда помощи престарелым «Доброе дело» Эдуард Карюхин убежден, что в России необходимо принять закон о пожилых, который защищал бы интересы этой социально уязвимой части населения. Чем обосновано такое предложение?

На фото: Эдуард Карюхин / Фото «Новый пенсионер»

Межрегиональная коалиция организаций «Право пожилых» обращает внимание на нарушение прав пожилых людей. Координатор коалиции — Директор Регионального общественного фонда помощи престарелым «Доброе дело» Эдуард Карюхин убежден, что в России необходимо принять закон о пожилых, который защищал бы интересы этой социально уязвимой части населения. Чем обосновано такое предложение? >>

Эдуард Карюхин мотивирует это, в частности, тем, что в РФ нет ни государственных, ни общественных структур, занимающихся профилактикой насилия над пожилыми. В Великобритании, например, в каждом муниципалитете есть совет по делам уязвимых, куда входят юрист, полицейский, соцработник, судья. Они рассматривают все случаи насилия и злоупотребления, в том числе в отношении пожилых, и принимают решение о конкретных мерах. Эксперт считает, что такую практику необходимо внедрять и в нашей стране.

На сайте Фонда «Доброе дело» можно ознакомиться с материалами по данному вопросу. Предлагаем вам бриф, составленный «Новым пенсионером».
Международные эксперты утверждают, что ущемление интересов, злоупотребления по отношению к пожилым людям – распространенное, глубоко укоренившееся явление, характерное для большинства стран, а не только для России. Низкая самооценка пожилых, их относительная бедность, отсутствие высоких требований к уровню услуг – все это является фоном для традиционно негативного отношения к преклонному возрасту.

Так, в Нидерландах были созданы два центра для сбора и распространения информации о случаях злоупотреблений по отношению к пожилым.

Анализ данных проекта показал следующую иерархию форм насилия:
— психологическое насилие (67%)
— физическое насилие (44%)
— финансовая эксплуатация (41%)
— пренебрежение (22%)
— нарушение гражданских прав (9%).

Жертвами злоупотреблений были в основном люди старше 75 лет, женщины составляли большинство – 79%.

В Австралии после признания существования злоупотреблений по отношению к людям старшего возраста и проведения ряда исследований по этому поводу в 1993 году была создана партия защиты пожилых людей. Она занимается их защитой и информированием общественности, а также исследует проблему и привлекает государство и общественность к ее решению. Создана и успешно работает «Служба заботы о пожилых людях», которая занимается консультированием, работает с общественными организациями, оказывает временную помощь и т.д.

«НП»: Заметим, что государственная пенсия по старости (age pension) — выплачивается любому гражданину или постоянному резиденту Австралии, который достиг 65-летнего возраста. Для получения государственной пенсии по старости не требуется, чтобы человек вообще когда-либо работал. Цель государственной пенсии — обеспечить любому пожилому австралийцу минимально необходимый уровень жизни. Она относительно невелика (около 15 т.р. на наши деньги), но к пенсии прилагается немало дополнительных льгот, самые важные из которых — полностью бесплатное медицинское обслуживание и субсидируемые лекарства. Кроме того, владельцы пенсионных удостоверений имеют право покупать билеты на общественный транспорт с большой скидкой, а раз в год им предоставляется бесплатный проезд на междугороднем транспорте в пределах штата.

В Великобритании исследования прав пожилых выявили, в частности, наличие насилия со стороны 45 % попечителей гериатрической службы, при этом 14% случаев составляло физическое насилие. В части случаев насилие попечителей было вызвано угрозой насилия со стороны больного деменцией.

«НП»: Пенсионное обеспечение в Великобритании также предусматривает ряд льгот для пожилых, его минимум позволяет сводить концы с концами. Однако, как и в большинстве развитых стран, здесь полагаются на накопления к старости, которые позволяют сделать вложения, обзавестись недвижимостью и проводить остаток жизни или, по меньшей мере, значительную часть времени в странах с благоприятным климатом – Греции, Испании.

Российские эксперты подтверждают наличие агрессивного поведения по отношению к пожилым людям, особенно одиноким, связывая его с физическими дефектами старых людей, а также с феноменом социального тиражирования безнаказанных случаев агрессии. При изучении мотивов суицидального поведения пожилых людей в Ульяновской области, было установлено, что одним из них является жестокое отношение со стороны взрослых детей или родственников («синдром короля Лира»).

«НП»: уже традиционно считается, что пенсии в России низкие. Здесь мы должны отметить большое расслоение доходов: в частности, средняя пенсия неработающих москвичей (со столичной надбавкой) составляет 12 тыс. руб.; пенсии военных в среднем – 22 тыс. руб.; люди, имеющие заслуги перед Отечеством, могут получать пенсии, превышающие 30-35 тыс. руб. в месяц; средняя корпоративная пенсия – около 20 тыс. руб.

Однако большинство населения имеет пенсии не столь высокие – около 7 тыс. руб., но в ряде регионов и они являются большим подспорьем семьям.
В международных исследованиях отмечается, что во многих обществах престарелые составляют непропорционально высокую долю неимущих и беднейших слоев населения. Нищета может еще больше обострить проблему несоблюдения основных прав человека.

Одной из форм ущемления или нарушения общечеловеческих прав пожилых людей является возрастная дискриминация.

Отрицательные стереотипы и очернение престарелых могут выражаться в отсутствии у общества интереса к проблемам престарелых, возникновении опасности маргинализации и отказе в соблюдении принципа равенства доступа к возможностям, ресурсам и льготам. Системы права и правосудия не всегда противостоят негативным тенденциям достаточно эффективно, чтобы обеспечивать защиту прав пожилых людей.

Подготовлено на основе материалов, опубликованных на сайте «Доброе дело».
Публикации предоставлены Эдуардом Валентиновичем Карюхиным, координатором Межрегиональной коалиции организаций «Право пожилых», директором Регионального общественного фонда помощи престарелым «Доброе дело»

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.

Быстрая навигация: На главную

www.pencioner.ru

Смотрите так же:

  • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
  • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
  • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
  • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
  • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]