Вид строительства ликвидация

Ликвидация объекта незавершенного строительства (Верещагин С.А.)

Дата размещения статьи: 16.09.2017

Что делать, когда процесс строительства прекращается, появляется объект недостроя и как застройщику отразить в учете ликвидацию такого объекта?

В регистрах бухгалтерского учета затраты, собранные на момент принятия решения о ликвидации недостроя, необходимо списывать. Производится запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы», и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». В целях налогообложения все обстоит несколько сложнее.

Внереализационными расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ), признаются расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы. О стоимости самого недостроя в Налоговом кодексе РФ ничего не сказано. Исходя из этого Минфин России полагает, что стоимость незавершенного строительства не может уменьшать налогооблагаемую прибыль (Письма от 05.05.2012 N 03-03-06/1/234, от 07.10.2016 N 03-03-06/1/58471, от 20.01.2017 N 03-03-06/1/2486). Налоговые органы разделяют эту точку зрения и при проведении проверок исключают из состава расходов стоимость ликвидированной «незавершенки».

Однако в случае судебного разбирательства у налогоплательщика есть шансы отстоять возможность включения в состав затрат стоимости снесенного недостроя. В первую очередь следует принять во внимание позицию ВАС РФ, высказанную в Определении от 20.01.2011 N ВАС-18063/10 по делу N А38-7141/2009: несмотря на то что расходы на создание ликвидируемого объекта незавершенного строительства прямо не значатся в подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, их можно учесть согласно подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Данную точку зрения разделяют и нижестоящие суды, в частности ФАС Поволжского округа (Постановление от 08.08.2013 по делу N А65-24102/2012) и АС Западно-Сибирского округа (Постановление от 13.05.2015 N Ф04-18378/2015 по делу N А81-2329/2014). Восьмой арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 23.01.2015 N 08АП-12179/2014 по делу N А81-2329/2014 отметил, что если ликвидированный объект незавершенного строительства предназначался для использования в предпринимательской деятельности, то связанные с его созданием расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли. Каких-либо ограничений на этот счет законодательством о налогах и сборах не установлено.

Невозможно дать гарантию, что суды и дальше продолжат придерживаться такой же точки зрения. Поэтому если организация не готова к длительному судебному разбирательству с контролирующими органами, то стоимость ликвидированной «незавершенки» в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, включать нецелесообразно.

Это приведет к необходимости признать в бухгалтерском учете постоянную разницу (п. 4 ПБУ 18/02), от которой следует начислить постоянное налоговое обязательство. Производится запись по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Сумму НДС, принятую к вычету при приобретении материалов, работ или услуг, затраченных на этот неудачный проект, восстанавливать не следует. Дело в том, что перечень случаев, когда ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит (п. 3 ст. 170 НК РФ). Ликвидация не завершенного строительством объекта недвижимости в данном перечне не упомянута.

Затраты на ликвидацию объекта (как своими, так и привлеченными силами) в безусловном порядке признаются внереализационными расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль.

Снос «незавершенки» своими силами отражается записями по дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы», и кредиту счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 25 «Общепроизводственные расходы» и др.

Основанием для данных записей будет акт выполненных работ, составленный руководителем подразделения, производившего ликвидацию, и утвержденный руководителем организации. Как образец такого первичного документа целесообразно использовать акт о приемке выполненных работ по ф. N КС-2 (утв. Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100).

Следует обратить внимание, что в акте должна быть отражена фактическая величина понесенных затрат (иными словами, ни о каких плановых накоплениях, накладных расходах и пр. речь не идет). В данном случае организация выполняет работы по ликвидации объекта недвижимости для себя, а не для другого лица. Их цель — выполнение работ по сносу недостроя, а не извлечение прибыли.

При привлечении стороннего подрядчика затраты на ликвидацию незавершенного строительства увеличат сумму внереализационных расходов застройщика в размере, установленном заключенным между ними договором. Предъявленная подрядчиком сумма НДС должна быть принята к вычету (п. 6 ст. 171 НК РФ).

После подписания акта о ликвидации недостроя учетные записи у застройщика будут следующими:

отражены затраты по ликвидации объекта, не завершенного строительством;

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

отражена сумма НДС, предъявленного подрядчиком за работы по ликвидации объекта;

К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

предъявленный НДС принят к вычету.

Важная деталь: при начале строительства объекта ему присваивается государственный кадастровый номер, соответственно, ликвидируемый недостроенный объект должен быть снят с кадастрового учета (п. 7 ст. 1, п. 7 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Рассмотрим описанную ситуацию на условном примере.

Пример. Компания «Альфа» начала возведение объекта недвижимости на арендованном земельном участке. После смены руководства компании было принято решение об остановке строительства, ликвидации объекта и расторжении договора аренды земельного участка. Ликвидация недостроя поручена подрядной организации. Затраты на строительство на дату принятия решения о ликвидации — 3 500 000 руб. Подрядчик за ликвидацию не завершенного строительством объекта запросил 2 360 000 руб. (в том числе НДС — 360 000 руб.). В регистрах бухгалтерского учета произведены записи:

Д-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 10 «Материалы» и пр.

отражены затраты, собранные на момент принятия решения о ликвидации недостроя;

приняты затраты по сносу недостроенного объекта;

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

отражен НДС, предъявленный подрядчиком;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по НДС»,

предъявленный подрядчиком НДС принят к вычету.

Если руководство организации примет решение не уменьшать налогооблагаемую прибыль на стоимость ликвидированного недостроя, то его списание следует учесть записями:

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Прочие расходы»,

К-т сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»

списана стоимость ликвидированного недостроя;

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»,

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по НДС»,

700 000 руб. (3 500 000 руб. x 20%)

начислено постоянное налоговое обязательство от суммы расходов, не признанных в налоговом учете.

Если организация готова отстаивать в суде свое право уменьшить налогооблагаемую прибыль на стоимость ликвидированного недостроя, то последнюю учетную запись делать не нужно.

Затраты на строительство объекта недвижимости возникают у застройщика не в момент начала работ на строительной площадке, а раньше — при подготовке изыскательской и проектно-сметной документации, необходимой для его возведения. Еще в процессе получения прав на землю (это может быть право собственности, безвозмездного пользования, аренды, субаренды), а лучше — до того, застройщику нужно получить ответы на ряд вопросов.

Во-первых, существует ли чисто техническая возможность возведения на этом конкретном участке объекта с требуемыми характеристиками? Во-вторых, если участок не в лучшем состоянии, то во сколько обойдется его подготовка к строительству (осушение, рекультивация и пр.)? Насколько это повлияет на конечную себестоимость объекта?

Ответы на эти и многие другие вопросы должны дать инженерные изыскания (ст. 47 ГСК РФ). По перечисленным выше причинам эти работы необходимо провести еще до получения прав на участок, дабы избежать лишних затрат, если выяснится, что земля непригодна для строительства либо ожидаемой прибыли получить не удастся.

Чаще всего обследование участка заказывается специализированной организации. Кроме того, если исследования (изыскания) приведены в разделе I Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624), то изыскатель обязан иметь допуск к данным видам работ, выданный саморегулируемой организацией (п. 2 ст. 47 ГСК РФ).

Затраты по проведению инженерных изысканий земельного участка должны быть включены в первоначальную стоимость объекта, который решено возвести. Они подлежат отражению на счете 08. Приемка результата инженерных изысканий в регистрах бухгалтерского учета застройщика подлежит отражению записью по дебету счета 08 (20) и кредиту счета 60. Отметим, что в зависимости от того, будет ли данный объект использоваться в операциях, облагаемых НДС, или нет, предъявленный изыскателем НДС принимается к вычету либо включается в состав затрат (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Если результат изысканий положительный (иными словами, участок пригоден для строительства и подготовка его не потребует существенных трат), то процесс продолжается дальше. Заказывается проект, решаются вопросы получения прав на земельный участок, разрешения на строительство и пр.

Результат изысканий может быть и отрицательным. Тогда застройщик, возможно, придет к выводу, что необходимо выйти из этого проекта, поскольку понесенные затраты не дадут ожидаемого результата (прибыли), а то и приведут его к разорению. Кроме того, хлопоты с получением земельного участка (в собственность или аренду) могут не увенчаться успехом.

В любом случае до того, как руководство примет решение о прекращении проекта, организация уже понесла какие-то затраты, которые «зависнут» на счете 08. Если поступить с ними по аналогии с затратами по аннулированным производственным заказам либо с затратами, не давшими продукции (подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ), то проблем возникнуть не должно.

Все затраты, понесенные на изготовление продукции, процесс производства которой признан нерентабельным, признаются внереализационными расходами на основании локального нормативного акта (решения руководства организации). В регистрах бухгалтерского учета они списываются записью по дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы», и кредиту счета 08.

Налог на добавленную стоимость, принятый к вычету при приобретении материалов, работ или услуг, затраченных на этот неудачный проект, восстановлению не подлежит.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая [принят Государственной Думой 21 октября 1994 г., с изменениями и дополнениями] // Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс].
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г., с изменениями и дополнениями] // Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс].
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. N 117-ФЗ, с изменениями и дополнениями] // Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс].
4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 114н // Российская газета. 2003. N 4. 14 января.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

lexandbusiness.ru

Статья 10. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов

Комментарий к статье 10 Федерального закона N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”

1. Строительные работы в большинстве своем связаны с образованием отходов, которые могут создавать угрозу безопасности жизни и здоровью человека, а также иным охраняемым законом интересам. В этой связи государство призвано установить ряд специальных требований, направленных на обеспечение безопасности в процессе осуществления отдельных этапов строительства. Следует обратить внимание, что такие требования предъявляются не только ко вновь возводимым зданиям и сооружениям, но и к ранее возведенным объектам. В отношении некоторых объектов решением проблемы обеспечения безопасности может выступать, например, перенос производства, вынос его за пределы населенного пункта и т.п. В данном случае речь идет об объектах недвижимости, основной чертой которых является неразрывная связь с землей, невозможность их переноса без причинения ущерба целевому назначению объекта. В этой связи к рассматриваемым объектам должны предъявляться специальные повышенные требования обеспечения безопасности с момента формирования плана застройки, реконструкции и т.п. и до полной практической реализации проекта.

Нормы настоящей статьи являются источниками общего регулирования, призванными лишь констатировать потенциальную опасность следующих видов деятельности, совершаемых в отношении зданий, строений, сооружений и иных объектов:

Общий характер рассматриваемых предписаний указывает на необходимость их дополнения и корректировки предписаниями подзаконных актов, а также иных источников правовых предписаний в данной сфере. Правовое регулирование рассматриваемых правоотношений в настоящее время осуществляется не только нормативными правовыми актами, немаловажное место занимают и локальные акты субъектов, осуществляющих указанные виды деятельности. К источникам правового регулирования в данном случае можно отнести:

– Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 “Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства”, в соответствии с которым в случаях принятия решения о консервации объекта строительства застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства РФ, а средства на реализацию такого акта выделяются из федерального бюджета. В этой связи реализация предусмотренных настоящей статьей требований к обеспечению безопасности законсервированного объекта является также расходным обязательством Российской Федерации;

– Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 18 октября 2002 г. N 61-А “Об утверждении Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов”. Правила предназначены для применения при проектировании, строительстве, эксплуатации, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов. Одновременно они устанавливают ряд специальных требований к проектированию, строительству и т.п. опасных производственных объектов, а также к субъектам, осуществляющим указанные виды деятельности.

Перечень нормативных актов, регламентирующих требования к отдельным видам и этапам работ, предусмотренным настоящей статьей, достаточно широк и определяется применительно к отдельным нормативно установленным обязанностям субъектов. Например, комментируемая правовая норма указывает на необходимость соблюдения экологических, санитарных и иных норм, что указывает на отнесение соответствующих источников таких предписаний к совокупности рассматриваемых нормативных актов, регламентирующих указанные виды деятельности.

Наряду с нормативными актами органов государственной власти и местного самоуправления немаловажное значение имеют и локальные акты. Примером локального регулирования выступают РД 153-39.4-115-01 “Удельные нормативы образования отходов производства и потребления при строительстве и эксплуатации производственных объектов ОАО “АК “Транснефть” – это нормативный документ, действующий исключительно в отношении указанного субъекта. Он определяет не только основные источники образования отходов, в том числе и опасных, но и порядок их утилизации, а также меры по минимизации ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства, угроза которым возникает в ходе осуществления деятельности ОАО “АК “Транснефть”.

2. Обеспечение безопасности при строительстве, реконструкции и т.п. зданий, строений, сооружений и иных объектов в первую очередь налагает ряд специальных обязанностей на субъектов, осуществляющих соответствующую деятельность. Реализация таких обязанностей охватывает собой все виды деятельности, связанные с возведением новых объектов, а также изменением статуса действующих. Они требуют от субъекта, реализующего соответствующий вид деятельности, активных действий, т.е. реализации мероприятий, предусмотренных комментируемым Законом. Перечень специфических обязанностей установлен п. 1 настоящей статьи и включает в себя необходимость соблюдения установленных требований и подготовки нормативно установленной документации.

В рамках осуществления возложенных на строительные и иные организации обязанностей по соблюдению установленных правил Закон указывает на приоритет экологических и санитарных требований, т.е. обеспечение экологической безопасности.

Совокупность экологических требований предусматривает Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, который является актом специального регулирования в данной области и направлен на определение основных требований к отдельным видам деятельности. В то же время следует акцентировать внимание на том, что данный Закон отражает лишь наиболее важные, значимые аспекты, которые детализируются нормами подзаконных нормативных актов.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В случае нарушения установленных экологических требований деятельность нарушителя может быть приостановлена либо прекращена в полном объеме по решению суда до устранения выявленных нарушений.

Анализ отдельных требований законодательства об охране окружающей среды свидетельствует о том, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдение приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

При проектировании рассматриваемых объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие достижению указанных выше целей. Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

В качестве одного из основных требований законодательство предусматривает необходимость неукоснительного соблюдения проекта и его условий, а также недопустимость исключения из его содержания экологических и природоохранных мероприятий. Таким образом, экологические требования сводятся к следующим основным направлениям:

– отражение в проектной документации мер, направленных на обеспечение охраны окружающей среды и безопасности человека;

– реализация в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий;

– приостановление подобной деятельности либо ее прекращение вследствие отсутствия таких мероприятий либо отказа от их реализации.

Указанные факты свидетельствуют о несомненном приоритете охраны окружающей среды и обеспечения благополучия человека по отношению к рассматриваемым видам деятельности.

3. Наряду с необходимостью соблюдения экологических требований нормы комментируемого Закона вменяют в обязанности субъектов, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию, консервацию и ликвидацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, соблюдать санитарные требования, которые неразрывно связаны с экологическими. В отличие от консолидированных в рамках одного нормативного акта экологических требований, санитарные представляют собой комплекс нормативных предписаний, предусмотренных для отдельных видов деятельности в санитарных нормах и правилах.

Совокупность требований, которые субъект обязан соблюдать, отражает лишь наиболее важные направления деятельности государства, тем не менее перечень таких требований закон формирует как открытый, указывая и на обязательность иных требований, которые в той или иной степени влияют на состояние окружающей среды и благополучие человека. Указанный подход представляет собой одну из форм реализации принципа законности, в данном случае указывающего на необходимость соблюдения любых нормативных требований к осуществлению той или иной деятельности. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

– исполнять иные нормативно установленные обязанности.

При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. В частности, речь идет о Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.3.1384-03 “Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ”, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11 июня 2003 г. N 141. Санитарные нормы и правила разрабатываются применительно к отдельным отраслям деятельности того или иного предприятия и конкретизируют требования именно для данной сферы. Основной их целью является определение совокупности требований к уровню безопасности объекта и мер, направленных на предотвращение и недопущение реализации угроз безопасности человека.

Соблюдение экологических и санитарных норм и требований является длящимся процессом и осуществляется на протяжении всего периода осуществления соответствующего вида деятельности, причем факт соответствия деятельности установленным требованиям подлежит систематическому контролю и надзору со стороны специально уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, что является дополнительной гарантией безопасности человека и охраны окружающей среды.

Комментируемый Закон отражает лишь наиболее приоритетные обязанности субъектов, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию, консервацию и ликвидацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы. В то же время нормативно установленная совокупность обязанностей не является исчерпывающей. Закон рассматривает ее в качестве диспозитивной нормы, позволяющей применять ее и в отношении иных требований. В этой связи перечень обязанностей является открытым и по своей сути охватывает всю совокупность нормативно установленных требований к осуществлению соответствующего вида деятельности, причем такие требования носят императивный характер для соответствующего юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих указанные виды деятельности.

4. Наряду с необходимостью соблюдения нормативно установленных требований, комментируемый Закон вменяет в обязанности соответствующих субъектов и наличие у них документации технического и технологического характера об использовании, обезвреживании образующихся отходов. К числу таких документов действующие нормативные акты относят:

– ежеквартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду;

– паспорта опасных отходов или свидетельств о классе опасности отходов для окружающей среды;

– договоры на передачу отходов другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям или на прием отходов от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и акты приема-передачи отходов по указанным договорам;

– лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 – 4 класса опасности организаций, которым были переданы отходы;

– лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 – 4 класса опасности – в случае осуществления предприятием деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 – 4 класса опасности;

– приемо-сдаточные акты о приеме лома и отходов черных и цветных металлов;

– справки о фактическом образовании отходов по утвержденной форме.

В данный перечень могут быть включены и иные документы, подтверждающие соответствие субъекта установленным нормативным требованиям для осуществления отдельных видов деятельности, в результате которых образуются отходы.

5. Специальным требованием, предъявляемым комментируемым Законом к рассматриваемым видам деятельности, является обязательное наличие положительного заключения государственной экспертизы. В соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Экспертиза проводится в форме государственной экспертизы.

Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

– отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем 3, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

– жилые дома с количеством этажей не более чем 3, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

– многоквартирные дома с количеством этажей не более чем 3, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает 4, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

– отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем 2, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

– отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем 2, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать 60 дней.

Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. В случае если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления проектной документации на экспертизу, результатом экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. Застройщик или технический заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения в них необходимых изменений.

В силу императивного требования закона допустимым является лишь положительное заключение экспертизы. Отрицательное заключение не позволяет реализовать субъекту предполагаемые им виды деятельности, как-то: строительство, реконструкцию, консервацию, ликвидацию объекта. Ограниченный характер носит и круг субъектов, наделенных правом проведения соответствующей экспертизы, поскольку она является легитимной только в случае ее проведения специально уполномоченным органом государственной власти. Положения п. 2 настоящей статьи не лишают заказчика возможности проведения негосударственной экспертизы, но ее заключение не принимается во внимание при оценке возможности реализации соответствующих видов деятельности. Оцениваются исключительно результаты государственной экспертизы, т.е. исследования, проводимого экспертом государственного органа власти в порядке, предусмотренном действующим законодательством, для установления возможности осуществления строительных, проектных, изыскательских и иных работ на индивидуально-определенном объекте.

6. Пункт 3 настоящей статьи предусматривает специальные предписания в отношении проектирования жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов. Законодательно закрепляется необходимость организации мест (площадок) сбора отходов. Порядок организации таких мест регламентируется рядом санитарных норм и правил.

Немаловажное место в структуре нормативных актов, определяющих порядок организации мест сбора отходов, занимает нормотворческая деятельность органов местного самоуправления. Так, Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 14 августа 2009 г. N 1403 были утверждены Правила сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Нижний Тагил. Согласно указанным Правилам для сбора отходов физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели организуют место накопления отходов, осуществляют его уборку и техническое обслуживание сами или по договору с другой организацией. Размещение мест накопления отходов должно быть согласовано в установленном порядке с администрацией соответствующего района данного муниципального образования, с управлением архитектуры и градостроительства города, территориальным отделом территориального управления Роспотребнадзора, а также со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, осуществляющей вывоз и размещение отходов. Прием-передача отходов для размещения на полигоны твердых бытовых отходов оформляется документами, с указанием организации-сдатчика, вида отходов, паспорта отходов, объемов, класса опасности отходов, места размещения. Сдача отработанных ртутьсодержащих отходов на размещение в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования оформляется соответствующими актами приема-сдачи.

Наряду с актами органов местного самоуправления юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе утвердить собственные нормативные акты, регламентирующие порядок складирования и вывоза отходов. Таким образом, указанные отношения регламентируются и в рамках локального регулирования. На промышленной площадке организации процесс обращения с отходами включает в себя этапы: образование (не является лицензируемым), накопление и временное хранение, первичную обработку (сортировку, прессование, тарирование) и передачу (транспортировку) транспортом исполнителя, имеющего разрешительную документацию для транспортировки и дальнейшего обращения с отходами: использования, обезвреживания, утилизации, захоронения, вторичной переработки . Локальные нормативные акты призваны детализировать общие предписания иных нормативных актов и регламентировать наиболее значимые аспекты организации мест складирования отходов и требования к таким местам. В этой связи правовые предписания, регламентирующие порядок организации мест (площадок) складирования отходов, следует рассматривать в их совокупности в качестве единого целого.

narodirossii.ru

Смотрите так же:

  • Судовой сбор за исковому заявлению 2018 Госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2018 Нужна госпошлина в суд? Калькулятор госпошлины 2018 года: Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы! Размер государственной пошлины: 1. Подача искового заявления Имущественного характера, […]
  • Независимая экспертиза после дтп в королеве Независимая авто экспертиза и оценка после ДТП в г.Королеве Независимая авто экспертиза и оценка после ДТП в г.Королеве Осмотор проводтся: По записи Преимущества: Выезд эксперта по любому адресу. Независимая экспертиза в Королеве […]
  • Калькулятор госпошлины 2018 судебный приказ Калькулятор госпошлины в суд Используйте наш калькулятор госпошлины в суд. Вы легко можете самостоятельно рассчитать размер государственной пошлины. Для этого выберите категорию пошлины, укажите (при необходимости) цену иска и получите […]
  • Налоговые проводки госпошлина Основные проводки в бухучете по госпошлине Отправить на почту Госпошлина - проводки в бухучете по отражению операций с ее участием мы разберем в данной публикации - является федеральным сбором. Вы узнаете о том, какие бывают виды […]
  • Правило как перевести проценты в десятичную дробь Правило как перевести проценты в десятичную дробь Что такое проценты, как выразить число в процентах. Некоторые дроби чаще других встречаются в повседневной жизни, и потому они получили особые названия: половина (1/2), треть(1/3), […]
  • По защите прав потребителей иваново Ивановское общество защиты прав потребителей г.Иваново ул. Варенцовой д9/18 оф.302 Защита прав потребителей Полезная информация. Рекомендации. Советы. 238 Сообщений 13 Тем Последний ответ от admin в Перенесено: Телефон (возврат . 15 […]