Закон о правах ребенка 1993

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 19 ноября 1993 года №2570-XII

О правах ребенка

(В редакции Законов Республики Беларусь от 03.05.1996 г. №440-XІІІ, 25.10.2000 г. №440-З, 05.07.2004 г. №298-З, 14.06.2007 г. №239-З, 08.07.2008 г. №365-3, 10.11.2008 г. №451-З, 30.12.2011 г. №334-З, 26.05.2012 г. №376-З, 12.12.2013 г. №84-З, 11.05.2016 г. №362-З (см. сроки вступ. в силу))

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.

Настоящий Закон основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особая забота и социальная защита гарантируются детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и чрезвычайных ситуациях.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Правовая основа регулирования прав ребенка

Правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие порядок и условия реализации прав и законных интересов ребенка.

Для целей настоящего Закона под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.

Правовое регулирование прав и обязанностей ребенка осуществляется с учетом возраста ребенка и его дееспособности.

Ограничение прав и свобод ребенка допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, его правовой статус, обязанности организаций и физических лиц по защите детства.

Статья 3. Государственные органы и иные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации положений настоящего Закона

Защита прав и законных интересов ребенка обеспечивается комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, прокуратурой и судом, а также иными организациями, уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты прав и законных интересов детей.

Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и законных интересов ребенка.

Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона осуществляется Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 4. Право на жизнь

Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении детей не допускается.

Статья 5. Право на охрану и укрепление здоровья

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья.

Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья во время беременности, родов и в восстановительный период после родов, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

base.spinform.ru

Права ребенка в законодательстве РБ

1. Место прав ребенка в законодательстве РБ

2. Структура и основные положения Закона

2.1. Общие положения
2.2. Ребенок и семья
2.3. Ребенок и общество
2.4. Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях
2.5. Заключительные положения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Права человека являются естественной принадлежностью, неотъемлемым свойством каждого члена общества с самого момента его рождения. Именно благодаря осуществлению прав и свобод проявляется уникальность личности, раскрываются творческие способности и возможности каждого человека, что решающим образом сказывается на развитии общества в целом.

Будущее каждой нации и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей и их правовая защита безусловно являются основной задачей современности, в решении которой должно быть заинтересовано все мировое сообщество — в целом, и каждое отдельное государство — в частности. В нашем государстве правам ребенка уделяется значительное место в национальном законодательстве, непосредственно основные права ребенка определены в Законе Республики Беларусь «О правах ребенка»: «Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений». Соответственно, целью нашей работы, ставится следующее: дать анализ правам ребенка в Республики Беларусь, посредством данного закона. Все вышесказанное, подтверждает актуальность данной темы реферата.

Эффективная политика в интересах детей в каждой стране должна основываться на точном знании и понимании настоящего положения детей, их потребностей и способов наилучшего удовлетворения этих потребностей. В то же время очевидно, что выполнение государством принятых международно-правовых обязательств не может быть обеспечено без создания постоянно действующих независимых механизмов защиты прав детей. Это более чем актуально для Республики Беларусь, поскольку происходящие в обществе процессы социально-экономических и политических преобразований самым негативным образом отразились на положении социально незащищенных групп населения республики.

1. Место прав ребенка в законодательстве РБ

Республика Беларусь утверждает своей важнейшей политической, социальной и экономической задачей всестороннюю защиту государством и обществом детства, материнства нынешних и будущих поколений.

Нормативные акты, регулирующие правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта, направлены на развитие его физического, нравственного и духовного здоровья и формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особая забота и социальная защита гарантируется детям с недостатками умственного или физического развития, детям, временно или постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.

Источниками, регулирующими эту обширную и архиважную область, являются:

  • международные соглашения о правах человека и, в первую очередь, Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция Республики Беларусь;
  • Закон Республики Беларусь о правах ребенка;
  • иное законодательство Республики Беларусь о правах ребенка.
  • Почти в любой отрасли права есть нормы, регулирующие статус ребенка и связанные с ним отношения.

    Однако, определяющим источником, является Закон Республики Беларусь о правах ребенка[1].

    Закон «О правах ребенка» в Беларуси был принят в 1993 г. В 2000 г. в него были внесены дополнения и изменения. В нем отмечено, что все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. Равной и всесторонней защитой пользуются дети, рожденные в браке и вне его.

    В этом документе зафиксированы права ребенка, в реализации которых должны принимать участие как государство, так и семья. В их числе: право на жизнь и охрану здоровья, на гражданство, необходимый уровень жизни, на неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия, свободу вероисповедания, получения информации, свободное выражение мыслей, а также право на проживание в семье, на жилье, имущество, труд, отдых, образование, на защиту чести и достоинства. Принципиально важно, что государство гарантирует детям-инвалидам, детям с недостатками умственного или физического развития бесплатную специализированную медицинскую и психологическую помощь, выбор ими или их родителями учебного заведения, базовое или профессиональное образование, трудоустройство в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих их достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества. Одновременно государство осуществляет комплекс медицинских, правовых, социально-экономических мер. В Законе также сказано о содержании и воспитании детей в детских и интернатских учреждениях, о защите детей, оставшихся без родительской опеки и об обязанностях родителей[2].

    Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» является после Конституции Республики Беларусь основным относительно других законодательных актов, касающихся прав и законных интересов ребенка. Права ребенка, установленные этим законом, не могут быть ограничены.

    Закон определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, права и обязанности ребенка, обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, общественных объединений и граждан в защиту детства.

    Закон основывается на Конвенции о правах ребенка, Конституции Республики Беларусь, а также ином законодательстве Республики Беларусь с учетом возраста ребенка[3].

    2. Структура и основные положения Закона

    Закон состоит из 5 разделов

    I раздел — общие положения (ст. 1-11);

    II раздел — ребенок и семья (ст. 12-17);

    III раздел — ребенок и общество (ст. 18-24);

    IV раздел — ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях (ст. 25-33);

    V раздел — заключительные положения (ст. 34-37).

    2.1. Общие положения

    Данный закон распространяется на лиц с момента их рождения до достижения восемнадцатилетнего возраста, если по праву они раньше не приобрели гражданскую дееспособность в полном объеме. Например, зарегистрировали брак до достижении ими совершеннолетия.

    Закон гласит, что охрана прав и интересов ребенка обеспечивается созданными в структурах государственной власти органами охраны детства, а также прокуратурой и судом, которые руководствуются в своих действиях в отношении детей приоритетной защитой их интересов.

    Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, социального или имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. Равной и всесторонней защитой пользуются дети, рожденные в браке и вне его[4].

    Дети имеют право:

    • на жизнь и охрану здоровья;
    • на гражданство;
    • на необходимый уровень жизни;
    • на неприкосновенность личности, защиту от физического и психического насилия;
    • на свободу вероисповедания, получение информации, свободное выражение мысли[5].

    Вместе с тем, указывает Закон, ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности. Ведь права и обязанности всегда связаны между собой. Возникновение прав требует и точного исполнения обязанностей[6].

    2.2. Ребенок и семья

    Закон гласит, что каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

    Право выбора одного из родителей для совместного с ним проживания дается ребенку по достижении им 10-летнего возраста.

    Дети, проживающие отдельно от родителей (от одного или обоих родителей в Республике Беларусь либо в любой другой стране), имеют право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, если это не наносит вреда их воспитанию.

    Родители и лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

    Нарушение прав и ущемление законных интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет ответственность за ребенка, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

    За нарушение детьми законов Республики Беларусь родители или лица, их заменяющие, несут ответственность в соответствии с нормами гражданского, административного, уголовного и иного законодательства.

    Дети — члены семьи нанимателя или собственника жилого помещения — независимо от места их проживания имеют право на занимаемое нанимателем или собственником жилое помещение.

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без опеки родителей, определенные в опекунскую (приемную) семью, детский дом, в том числе семейного типа, или школу-интернат, другие учебно-воспитательные учреждения на государственное обеспечение, имеют право на жилую площадь, на которой они проживали ранее, или на получение жилья во внеочередном порядке в соответствии с жилищным законодательством.

    Каждый ребенок, в том числе и усыновленный, имеет право на имущество (независимо от места своего проживания), например, наследование имущества и в других случаях в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    Защита семьи государством осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь[7].

    2.3. Ребенок и общество

    Государство обеспечивает детям возможность приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Республики Беларусь и достижениям мировой культуры[8].

    В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» каждый ребенок имеет право на получение образования. Государство поощряет развитие таланта и образованность[9].

    Провозгласив светский характер образования, государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, за исключением случаев, когда побуждения к религиозным действиям непосредственно угрожают жизни и здоровью ребенка, нарушают его законные права.

    В отношении детей, не достигших 15-летнего возраста, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих.

    Ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с возможностями его возраста, состояния здоровья и профессиональной подготовки.

    С письменного согласия одного из родителей (опекунов, попечителей) трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним, достигшим 14-летнего возраста.

    К самостоятельному труду несовершеннолетний допускается по достижении им 16-летнего возраста.

    Государство поощряет предприятия и учреждения, выделяющие рабочие места для лиц моложе 18 лет.

    Запрещается принуждение ребенка к любому труду (включая семейный и арендный подряд, предпринимательство), опасному для его здоровья или служащему препятствием в получении им базового образования.

    Каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями.

    Дети имеют право на объединение в общественные организации при условии, что деятельность этих организаций не противоречит Конституции и иному законодательству Республики Беларусь.

    Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь[10].

    2.4. Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях

    Дети, оставшиеся без родительской опеки, имеют право на особую заботу со стороны государства об условиях их жизни, развития, защиту от жестокости и бесчеловечного отношения. Государственные органы охраны детства должны принимать меры для определения детей, оставшихся без родительской опеки, в другую семью через усыновление, в опекунскую (приемную) семью или детский дом семейного типа. Государство оказывает и материальную поддержку опекунским (приемным) семьям, детским домам семейного типа в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

    При невозможности определения такого ребенка в семью в Республике Беларусь допускается его усыновление, установление опеки (попечительства) в интересах ребенка гражданами другой страны, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В этом случае за ребенком сохраняется право на гражданство, имущество, жилье, материальную помощь государства, согласно действующему законодательству Республики Беларусь.

    Все эти действия производят государственные органы строго конфиденциально и в интересах ребенка.

    Ребенок, достигший 15-летнего возраста, имеет право жить самостоятельно при наличии условий для проживания, материальной поддержки государства и осуществления контроля со стороны органов опеки и попечительства.

    Для детей, оставшихся без родительской опеки, при невозможности передать их на воспитание в семью, закон предусматривает содержание и воспитание в детских интернатских учреждениях любого типа, где создаются все необходимые условия, приближенные к семейным. Это делается в целях полноценного физического, интеллектуального и духовного развития ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни.

    Государство гарантирует детям-инвалидам, детям с недостатками умственного или физического развития бесплатную специализированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь, выбор ими и родителями учебного заведения, образования, трудоустройства в соответствии с их возможностями, социальную их реабилитацию.

    Детям, оказавшимся в экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, аварии, катастрофы, загрязненность окружающей среды, как следствие аварий на АЭС, промышленных предприятиях и в других подобных ситуациях), государство оказывает, срочную безвозмездную помощь, принимает неотложные меры по отселению их из зоны опасности, заботится о воссоединении с семьей, оказывает необходимую медицинскую помощь, в том числе и в других странах.

    Этим детям в случае потери родителей обеспечивается такая же социальная защита, как и любому ребенку, оставшемуся без родительской опеки.

    Закон запрещает участие детей в военных действиях.

    Дети-беженцы, лишившиеся жилья и личного имущества в результате военных действий, вооруженных конфликтов на национальной или иной почве, имеют право на защиту своих интересов.

    Закон подробно конкретизирует защиту прав ребенка при привлечении его к ответственности. Так, право на личную свободу ребенка охраняется законом. Задержание или арест несовершеннолетних применяется как крайняя мера в» случаях, предусмотренных законом. О задержании ребенка немедленно сообщается родителям или лицам, их заменяющим, а также органам прокуратуры. Запрещается содержание несовершеннолетних в одном помещении с задержанными, арестованными или осужденными взрослыми лицами.

    В случае привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности участие адвоката и педагога (психолога) при производстве дознания, следствия обязательно. Эти элементарные права своих детей зачастую не знают родители, а правоохранительные органы по некомпетентности либо по другим причинам эти требования закона не выполняют.

    Не допускается применение насилия, угроз либо иных незаконных действий в отношении несовершеннолетних с целью принуждения их к даче показаний в качестве свидетеля или признания своей вины.

    Рассмотрение судебных дел в отношении несовершеннолетних осуществляется специализированными судами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    Направление ребенка в специализированное воспитательное учреждение производится только судом по представлению комиссии по делам несовершеннолетних местного органа власти.

    Защита прав ребенка в специализированных воспитательных учреждениях осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

    Ребенок имеет право на гуманное обращение, охрану здоровья, получение базового образования и профессиональной подготовки, свидания с родителями, родственниками и другими лицами, отпуск, переписку.

    Закон подчеркивает, что обязательной целью содержания несовершеннолетних в специальных воспитательных учреждениях является перевоспитание и возвращение их к нормальным условиям жизни и труда.

    Государство принимает меры по защите детейот насильственного и незаконного их перемещения и невозвращения из-за границы, похищения и т.п.

    Защита осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и нормами международного права[11].

    2.5. Заключительные положения

    Закон гласит, что если международными договорами, в которых участвует Республика Беларусь, установлены иные правила, предусматривающие более полную защиту прав и интересов ребенка, чем те, которые содержатся в Законе Республики Беларусь «О правах ребенка», то применяются правила международных договоров.

    Государство содействует развитию международного сотрудничества государственных и негосударственных структур, обеспечивает выполнение договоров Республики Беларусь в сфере охраны прав ребенка.

    Контроль за реализацией Закона «О правах ребенка», координация усилий государственных и негосударственных организаций осуществляются Министерством образования Республики Беларусь.

    Лица, нарушающие Закон «О правах ребенка» или препятствующие его исполнению, несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

    Итак, нетрудно понять, что изложенный выше Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» впитал в себя и сконцентрировал все ныне действующие нормы Кодифицированного законодательства и иные правовые акты Республики Беларусь по правам детей, а также международные нормы, ратифицированные Республикой Беларусь по охране и защите прав детей[12].

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Несмотря на современное правовое положение страны, ситуация в области прав ребенка продолжает оставаться напряженной. Постоянно ухудшается состояние здоровья, морали и культуры наших детей. Ежегодно, начиная с 1996 г., в республике детей умирает больше, чем рождается. Самый высокий процент смертности приходится на детей первого года жизни. Более 18 тыс. детей задержаны за бродяжничество. Более 40% малолетних детей наказываются физически. Более 18 тыс. детей лишены родительской опеки, половина из них воспитывается в государственных учреждениях (ежегодно эти учреждения берут на учет почти 4 тыс. детей-сирот). Усыновлено в республике более 8 тыс. детей.

    Отрицательно влияет на положение детей и ситуация в семье. Нередки факты бездушного отношения чиновников в системе образования к страданиям детей. Преподавание спецкурса «Права ребенка» во многом ведется формально.

    В России в 1998 г. более 20 тыс. детей остались без попечения родителей. В стране сотни тысяч детей состоят на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних. Уже появилась детская, а не только юношеская преступность, 14—15-летние составляют почти треть всех несовершеннолетних преступников. Постоянно увеличивается количество детей с отклонениями в умственном развитии. Это результат, прежде всего, пьянства родителей. Заметим, что согласно официальной статистике, в последние годы наметилась тенденция, когда малообеспеченные и многодетные семьи из-за недостатка средств к существованию стремятся устроить своих детей в детские дома, в установленном порядке оформляя отказ от них, т.е. происходит рост социального сиротства, когда дети при живых родителях оказываются предоставленными самим себе (в 1990 г. число социальных сирот составило 11200, в 1997 — приблизительно 257000).

    Один из выходов из сложившейся ситуации — усыновление детей. В Беларуси этой проблеме уделяется определенное внимание. По состоянию на 1 января 1998 г. в республике проживало 7800 усыновленных детей. За период с 1991 по 1997 г. усыновлено 4100 детей, в том числе иностранными гражданами — 289 детей. Все усыновленные дети являлись воспитанниками интернатных учреждений, имели те или иные нарушения в физическом и умственном развитии.

    В этом процессе есть трудности, допускаются ошибки, есть случаи гибели усыновленных детей. В целом же нельзя не осознать, сколько детей обрели родителей благодаря международному усыновлению. В 1996 г. только семьи США усыновили 11340 детей из разных стран, 32% из них — из Восточной Европы.

    Задача государства — создать надежную, безопасную систему усыновления с жесткой системой контроля. Международное усыновление в Республике Беларусь сейчас временно приостановлено — до принятия нового Кодекса о браке и семье. В соответствии с новым Кодексом усыновление будет происходить в судебном порядке. Судебный порядок усыновления ускорит и упростит процесс усыновления, поможет исключить злоупотребления, которые имели место в нынешнем законодательстве.

    Как в теории, так и в практике есть различные подходы к проблеме детского труда. В этой связи принципиально важным является знание и следование позиции международного сообщества. Рекомендуется установление минимального возраста для трудовой деятельности — 15 лет[13].

    В целом приходится констатировать, что несмотря на проделанную работу защита и реализация прав ребенка как в Беларуси, так и во всем мире по-прежнему представляет собой сложную и трудноразрешимую проблему.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII // (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993. — № 33.
    2. Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991 г. № 1202-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991.
    3. Иванов В.С.Основы права Республики Беларусь. — Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ БГПА, 1998.
    4. Котляр И.И. Права человека: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — Мн.:Тесей, 2002.

    Сноски:

    [1] Иванов В.С.Основы права Республики Беларусь. — Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ БГПА, 1998. — с.451.

    [2] Котляр И.И. Права человека: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений — Мн.:Тесей, 2002. — с.159-160.

    [3] Иванов В.С.Основы права Республики Беларусь. — Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ БГПА, 1998. — с.458.

    [4] Иванов В.С.Основы права Республики Беларусь. — Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ БГПА, 1998. — с.459.

    [5] Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII // (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993. — № 33 — ст.430.

    [6] Иванов В.С.Основы права Республики Беларусь. — Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ БГПА, 1998. — с.458 — 459.

    [7] Там же, с.460-461.

    [9] Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991 г. № 1202-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991. — № 33. — ст.598.

    [10] Иванов В.С.Основы права Республики Беларусь. — Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ БГПА, 1998. — с.461-462.

    [11] Там же, с.463-465.

    [13] Котляр И.И. Права человека: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — Мн.:Тесей, 2002. — с.160-161.

    scholar.su

    О Правах Ребенка

    Правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты.

    Защита прав и законных интересов ребенка обеспечивается комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, прокуратурой и судом, а также иными организациями.

    Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

    Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств.

    Применение смертной казни и пожизненного заключения.

    Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья во время беременности, родов и в.

    Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к.

    Каждый ребенок имеет право на гражданство. Основания и порядок приобретения и изменения гражданства ребенка определяются законодательными актами и международными договорами Республики.

    Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и.

    Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия.

    Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех.

    Каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

    Государство не может вмешиваться в воспитание.

    Каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.

    Каждый ребенок, способный формулировать свои.

    Дети имеют право на льготы по проезду в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

    Ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью.

    Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и законные интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и.

    Каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями.

    Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей в Республике Беларусь либо ином государстве, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями.

    Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в.

    Каждый ребенок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь.

    Каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством.

    Каждый ребенок имеет право на имя. Право и обязанность определять собственное имя ребенка принадлежат родителям. Изменение собственного имени осуществляется в соответствии с законодательством.

    В целях полноценного содержания и воспитания ребенка в семье государство оказывает социальную помощь в виде государственных пособий и предоставляет льготы в соответствии с законодательными.

    Государство обеспечивает детям возможность приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Республики Беларусь и достижениям мировой культуры. С этой целью поощряется создание.

    Каждый ребенок имеет право на получение образования.

    Детям гарантируется право на получение бесплатного образования на условиях и в порядке, определенных законодательными актами.

    Каждый ребенок имеет право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных.

    Каждый ребенок имеет право на отдых и выбор занятий во внеучебное время в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть учреждений дополнительного.

    Государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.

    Дети имеют право объединяться в.

    Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь.

    Дисциплина и порядок при осуществлении образовательной деятельности.

    Каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений.

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на особую заботу государства. В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, им предоставляются.

    Государство гарантирует детям-инвалидам и детям с особенностями психофизического развития бесплатную педагогическую, медицинскую, социальную и психологическую помощь, выбор ими и их родителями.

    В случае возникновения чрезвычайных ситуаций государство оказывает детям безвозмездную помощь, необходимую медицинскую помощь, принимает меры по охране жизни, здоровья и имущества детей, в том.

    Привлечение детей к участию в военных действиях или иное их использование в вооруженных конфликтах, пропаганда среди детей войны и насилия, создание детских военизированных формирований.

    Дети, прибывшие в Республику Беларусь, имеют право обратиться с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо убежища в соответствии с.

    Право на личную свободу ребенка охраняется законом. Гарантии защиты прав детей при привлечении их к ответственности устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

    Направление ребенка в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение производится только судом на условиях и в порядке, установленных.

    Государство принимает меры против незаконного перемещения и невозвращения детей из-за границы, их похищения, торговли детьми в любых целях и форме в соответствии с законодательством Республики.

    Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

    Государство содействует развитию международного сотрудничества государственных и негосударственных организаций, обеспечивает выполнение международных договоров Республики Беларусь в сфере.

    Лица, нарушающие настоящий Закон или препятствующие его исполнению, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.

    bel-kodeksy.com

    Смотрите так же:

    • Ппб 01-93 правила пожарной безопасности в рф Ппб 01-93 правила пожарной безопасности в рф ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РФ ППБ 01-93* Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России, Всероссийским научно-исследовательским […]
    • Закон рсфср о гражданстве от 28 ноября 1991 Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 17 июня 1993 г., 6 […]
    • Современная защита юристы отзывы Банкротство физических лиц Списание долгов Спокойствие Неприкосновенность жилья Оспаривание сделок Контроль процедуры С банкротством нельзя медлить, ведь кто первый начал, тот и победит. Важно знать, что сторона, которая […]
    • Постановление правительства 55 от 19011998 об утверждении правил продажи В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить […]
    • Удержания из пособия по безработице Указание ФСЗ РФ от 30 марта 1993 г. N П-7-10-307 "О порядке удержания алиментов по исполнительным документам, переданным для производства взыскания органам государственной службы занятости" Указание ФСЗ РФ от 30 марта 1993 г. N […]
    • Приказ 094 от 2006 Приказ МВД РФ от 16 июня 2006 г. N 440 "Об утверждении Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) во внутренних войсках МВД России" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 16 июня […]