Подписание и обнародование федерального закона

Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ

6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.

Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г .* Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

* СЗ РФ. 1994. №8. Ст. 801.

**См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 22 октября 1999 г . // Российская газета. 1999. 25 окт.

Палаты могут принимать решения и в форме постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений отличается от законодательного процесса. Постановления палат принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься квалифицированным большинством).

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется 11резиденту Российской Федерации для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней (ст. 107 Конституции РФ ).

Выборы происходят на основе не только Конституции РФ , но и специального Федерального закона «О выборах депутатов Государственной … Поскольку принятый Думой закон нуждается в одобрении Совета Федерации и его подписании Президентом РФ , обладающим.

Президенту дается на подписание билля 10 дней (исключая воскресенья), по истечении которых, даже если Президент не отреагировал, билль становится.

– Подписание закона (председателем палаты, монархом, президентом , иным главой государства – в соответствии с конституцией, регламентом). … Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Принятие Конституции РФ в конце 1993 г . и на ее основе Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской … Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ .

семи дней после их подписания Президентом РФ . Для всех видов законов официальной является публикация, притом непременно. полного их текста, в » Российской газете» или в «Собрании законодательства.

7.2.5. Акты Президента Российской Федерации . Полномочия Президента РФ реализуются через принятие им правовых актов. … Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).

Совет Федерации либо одобряет, либо не одобряет представленный закон . В случае одобрения закон вместе с текстом постановления направляется в пятидневный срок Президенту РФ для подписания и обнародования.

Одобренный Советом Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете он передается.

Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания . * Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г … См.: Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. С. 249; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России .

www.bibliotekar.ru

Подписание и обнародование законов

В современной теории права и теории конституционного права процедура подписания закона получила название «утверждение закона», либо «санкционирование закона». В настоящем исследовании обобщен и проанализирован опыт законодательного регулирования по этому вопросу, сложившийся в Российской Федерации и ее субъектах.

Федеральные законы подписываются либо отклоняются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном статьей 107 Конституции Российской Федерации.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Из этого можно заключить, что:

во-первых, решение Президента Российской Федерации об отклонении закона, заявленное по истечении четырнадцатидневного срока, не порождает юридических последствий, предусмотренных частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации;

во-вторых, Президент Российской Федерации не вправе возвращать принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон иначе, чем в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 107 Конституции Российской Федерации либо оставлять его без рассмотрения.

И все же отметим, что ни Конституция Российской Федерации, ни действующая практика не дают ответа на вопросы о механизме реализации части третьей статьи 107 Конституции, устанавливающей семидневный срок при повторном рассмотрении Президентом проекта, преодолевшего в парламенте вето Президента.

Отсутствие в российском конституционном праве четко регламентированного механизма порождает, на наш взгляд, противоречия, сложности во взаимоотношениях Президента Российской Федерации и Федерального Собрания, о которых говорилось выше.

Отметим также, что определенный опыт решения данного вопроса, представляющий универсальный интерес, имеется в субъектах Российской Федерации. Например, в Республике Карелия, Тверской, Псковской областях после повторного обсуждения закон обнародуется за подписью председателя парламента, даже если президент (глава администрации) с ним не согласен. В Московской и Саратовской областях, главе администрации предоставлена возможность вновь отклонить закон, но в повторное отрицательное заключение он не вправе вносить новые поправки, за исключением случаев, когда в период работы согласительной комиссии изменилось действующее законодательство.

Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации от 22 апреля 1996 года рассмотрел вопрос о том, на какой из палат лежит обязанность представления закона Президенту на подписание. В постановлении подчеркивается, что по смыслу части первой статьи 107 Конституции Российской Федерации именно на Совете Федерации после одобрения им путем голосования или без рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона лежит обязанность в установленный срок направить его главе государства для подписания и обнародования. От этой обязанности Совет Федерации не освобождается, и в случаях, когда он пропустил четырнадцатидневный срок для рассмотрения закона, так как несогласие Совета Федерации с принятым Государственной Думой федеральным законом, заявление по истечении этого срока не считается отклонением закона в смысле части 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации и не порождает предусмотренные ею юридические последствия. Если Совет Федерации в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации отклонил федеральный закон, а в Государственной Думе за него повторно проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов (часть 5 статьи 105 Конституции Российской Федерации), такой закон считается «принятым федеральным законом». Именно Государственная Дума во исполнение части первой статьи 107 Конституции Российской Федерации обязана направить его Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

В теории конституционного права, в практической работе законотворческих органов принципиальное значение в ряду других элементов законодательной процедуры придается процедуре подписания законов.

Процедура подписания закона, принятого Государственной Думой, устанавливается Конституцией Российской Федерации, а в деталях — Положением о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 года. Этой процедурой предусмотрены следующие основные моменты.

Федеральный закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, поступивший Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, направляется Канцелярией Президента Российской Федераций в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для подготовки предложений Президенту Российской о подписании и обнародовании федерального закона или его отклонении. Копии федерального закона направляются Канцелярией Президента Российской Федерации помощникам Президента Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания и в подразделения Администрации Президента Российской Федерации для подготовки предложений.

При необходимости Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации направляет копию федерального закона федеральным органам исполнительной власти, которые в пятидневный срок со дня ее получения направляют свои заключения в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.

Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации в десятидневный срок со дня поступления федерального закона с учетом предложений помощников Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания и подразделений Администрации Президента Российской Федерации, а также заключений федеральных органов исполнительной власти готовит Президенту Российской Федерации соответствующие предложения и представляет их в Канцелярию Президента Российской Федерации.

Если Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации рекомендует Президенту Российской Федерации отклонить федеральный закон, то в необходимых случаях оно представляет также проект распоряжения о назначении официального представителя Президента Российской Федерации при повторном рассмотрении данного федерального закона палатами Федерального Собрания.

В современном конституционном праве есть понятие «промульгация». Юридические энциклопедические словари объясняют этот термин следующим образом: официальное провозглашение закона, принятого парламентом, санкционирование законопроекта главой государства в установленные конституцией сроки (обычные или сокращенные), а также опубликование закона в официальном сборнике.

Из подобного широкого понимания промульгации исходят авторы коллективной монографии о правотворчестве субъектов Российской Федерации.

Однако такое объяснение этого термина принимается не всеми, поскольку оно не вполне соответствует его толкованию и применению в конституционной практике. По справедливому замечанию Б.А. Страшуна, следует различать промульгацию, санкционирование и опубликование. Промульгация понимается этим ученым как издание специального акта, содержащего распоряжение об официальном опубликовании закона. Промульгация осуществляется, как правило, актом главы государства, текст которого в официальных изданиях предшествует тексту промульгируемого закона.

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации, законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются.

Опубликование закона есть напечатание его текста в установленном официальном периодическом или продолжаемом издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст закона. Важное значение имеет акт опубликования, поскольку от него ведется отсчет срока, установленного для вступления закона в силу, введения его в действие.

Применительно к федеральному законодательству эти вопросы решаются федеральным законом от 25 мая 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Законом устанавливаются следующие нормы:

— на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы;

— датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции; датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации;

— федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации, могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Российское конституционное законодательство понимает под обнародованием доведение до всеобщего сведения не только путем опубликования, но и по телевидению и радио. Законы могут быть разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, а также переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления в силу.

Порядок опубликования и вступления в силу законов субъектов Федерации установлен соответствующим законодательством субъектов Федерации.

Платонов Владимир Михайлович

www.jourclub.ru

Подписание и обнародование федерального закона

Подписание и обнародование принятого федерального закона Президентом Российской Федерации является его конституционной обязанностью. После одобрения Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой, последний в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту России. Тем же порядком Президенту направляются и те принятые Думой федеральные законы, которые не были рассмотрены Советом Федерации в четырнадцатидневный срок.

Тот же четырнадцатидневный срок определяется Конституцией и для подписания и обнародования главой государства принятого федерального закона. Это необходимо для того, чтобы Президент Российской Федерации мог достаточно внимательно ознакомиться с его содержанием, привлекая в случае необходимости правовые подразделения Администрации Президента России, специалистов и ученых. Вместе с тем, он отнюдь не должен подписывать федеральные законы в обязательном порядке — у Президента России всегда имеется возможность отклонить федеральный закон, еще раз вернув депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации к его рассмотрению. Подобный шаг может сопровождаться пожеланием усовершенствовать закон и согласиться с теми или иными президентскими замечаниями.

В случае отклонения федерального закона Президент России предлагает свои замечания или предложения, которые могут касаться федерального закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей и их частей и пунктов. Президент может также отметить иные причины и обстоятельства, препятствующие, на его взгляд, подписанию документа.

Иногда Президент возвращает закон, воздерживаясь от конкретных комментариев по его тексту. Обычно это происходит в тех случаях, когда в ходе законодательного процесса нарушалась процедура принятия федерального закона.

Отклонение федерального закона Президентом

Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Такой вариант отклонения получил название отлагательного вето Президента Российской Федерации. В мировой практике такая процедура известна, и эффективность ее не нуждается в доказательствах. Фактически отлагательное вето означает право главы государства на возвращение переданного ему на подпись федерального закона для повторного рассмотрения в палатах парламента.

Подписание и обнародование федерального закона Президентом.

Четырнадцать дней отведено Президенту Российской Федерации для того, чтобы он подписал и обнародовал федеральный закон. Срок этот одновременно и велик, и мал, ибо по своему объему и значению законы далеко не равноценны. Например, Гражданский кодекс — это достаточно большой закон, требующий длительного времени для знакомства и анализа. А вот Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» состоит всего из четырех статей. Кроме того, Президенту могут поступить на подписание сразу несколько законов, но уважительных причин для продления срока на размышление Конституция не предусмотрела.

Фактически Президент России выступает в качестве последнего «фильтра», оценивающего закон на качественность, комплексность, законченность и т.д. Если закону удается выдержать экзамен проверок и экспертиз, то Президент подписывает его. После этого новый законодательный акт направляется для обнародования в официальных изданиях. Таковыми у нас являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

С юридической точки зрения опубликование исключительно важно, так как федеральный закон вступает в силу на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после его официального появления в печати, если иное прямо не предусмотрено самим законом. Доведение законов до всеобщего сведения является последней точкой законодательного процесса. Подобно прочим демократическим государствам, неопубликованные законы Россия не применяет.

zakon.rin.ru

Подписание и обнародование закона

В пятидневный срок одобренный федеральный закон Совет Федерации направляет Президенту РФ для подписания и обнародования (ч. 1 ст. 107). В течение двух недель Президент либо подписывает закон, либо мотивировано отклоняет его. В случае мотивированного отклонения закона Президентом РФ (президентское вето) судьба его решается либо путем создания согласительной комиссии и достижения разумного компромисса, либо Парламент силами обеих палат (квалифицированным большинством в обеих палатах) преодолевает президентское вето, чем вынуждает Президента РФ подписать закон. Однако Президент вправе обратиться в Конституционный Суд РФ, который во внеочередном порядке должен рассмотреть доводы и претензии Президента и поставить точку в споре. Если Конституционный Суд не найдет оснований для признания закона антиконституционным или принятым с нарушением процедуры, то спор решается в пользу Парламента и наоборот, если судьи согласятся с доводами Президента, спор будет решен в его пользу.

Подписанный закон, как и любой нормативный правовой акт, подлежит обнародованию (опубликованию), поскольку законодатель исходит из презумпции, что лицо, не имеющее возможности ознакомиться с законом, освобождается от ответственности за его нарушение. В то же время, со времен Древнего Рима существует правило, согласно которому «ignorantia legis non excusant» – «незнание закона не извиняет» и не освобождает от ответственности. Однако для этого нормативный правовой акт должен быть опубликован [1] . Опубликование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изменениями и дополнениями от 22 октября 1999 г., 21 октября 2011 г., 25 декабря 2012 г.).

В Российской Федерации официальными источниками опубликования на федеральном уровне считаются «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru) [2] . Акты регионального уровня публикуются в региональных официозах. Опубликованные документы должны иметь соответствующие реквизиты: вид нормативного акта; наименование; дату принятия; должность лица, подписавшего документ; указание места и даты подписания; регистрационный номер.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления палат Федерального Собрания публикуются в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства РФ», «Официальном интернет- портале правовой информации» (pravo.gov.ru).

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ публикуются в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ», на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru), распространяются официально в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны. Если законодательный акт был одновременно опубликован в «Российской газете» и «Парламентской газете», то при ссылках принято указывать «Российскую газету», поскольку она является официозом, имеющим к тому же значительно больший тираж. Если в обеих газетах публикуется документ с продолжением в двух и более номерах, то принято при ссылках указывать оба источника.

Ведомственные нормативные акты публикуются в «Российской газете», на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru) и в Бюллетене нормативных актов. Ведомственные акты доводятся до их исполнителей также по линии ведомственной рассылки.

Историческая справка. На протяжении истории с момента образования РСФСР и до принятия Конституции РФ 1993 г. источниками публикации нормативных правовых актов были «Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства», СУ РСФСР, «Известия ВЦИК», «Ведомости Верховного Совета РСФСР», «Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР», газета «Советская Россия», «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», «Российская газета».

Что касается сроков опубликования, то они различны. Законы публикуются в течение недели со дня их подписания Президентом РФ, Указы Президента РФ – в течение 10 дней (вступают в силу через 7 дней). Постановления Правительства в случае чрезвычайной важности публикуются немедленно (в том числе и через средства массовой информации, которые хотя официальными публикациями не признаются, однако юридическая сила документа от этого не умаляется). Во всех других случаях эти постановления публикуются не позднее 15 дней с момента принятия (вступают в силу в течение 7 дней). Ведомственные акты публикуются не позднее 10 дней с момента принятия (вступают в силу в течение 10 дней).

Сроки опубликования и сроки вступления в действие нормативного правового акта различны. Часто они оговариваются в самом акте. По принятым правилам законы вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования. При этом возможно указание на то, что какие-то статьи вступают в силу со дня опубликования (практически на следующий день), другие – с отсрочкой, иногда весьма длительной. Примером может служить Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ΦЗ, который окончательно вступил в силу только в 2009 г. Уголовный Кодекс РФ был принят 13 июня 1996 г., а вступил в силу с 1 января 1997 г. Примеров таких немало. В этом есть определенный смысл: люди должны иметь время ознакомиться с требованиями закона. В то же время длительная отсрочка едва ли желательна, если только она не сопряжена с определенными организационными и финансовыми сложностями, как это имело место с Законом о местном самоуправлении. Отсрочка вступления в действие закона может быть сопряжена и с состоянием самой нормативно-правовой базы. Так, вступление в силу гл. 17 ГК РФ было обусловлено введением в действие Земельного кодекса РФ.

studme.org

Подписание и обнародование федеральных законов, особенности принятия и вступления в силy федеральных конституционных законов;

Акты Федерального Собрания, порядок их опубликования и вступления в законную силу.

Основные правовые формы работы палат Федерального Собрания России и их органов.

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания.

Структура и состав Федерального Собрания РФ, порядок формирования палат, постоянные комитеты палат.

Характеристика законодательной власти. Федеральное собрание России, его место и роль в системе органов государственной власти.

ТЕМА № 16

Инициативы Президента РФ по укреплению Российской государственности. Институт полномочных представителей Президента в федеральном округе.

Полномочные представители Президента РФ— это специально уполномоченные Главой РФдолжностные лица, входящие в структуру Администрации Президента РФ.

Полномочные представители Президента РФ могут быть: 1) в федеральных округах (их деятельность координирует руководитель Администрации Президента РФ); 2) в Государственной Думе (деятельность этих представителей координирует заместитель руководителя Администрации Президента РФ – помощник Президента РФ); 3) в Совете Федерации (их направляет заместитель руководителя Администрации Президента РФ — помощник Президента РФ); 4) в Конституционном Суде РФ (направления деятельности данных представителей Президента РФ осуществляет также заместитель руководителя Администрации Президента РФ — помощник Президента РФ).

Полномочные представители Президента РФ в палатах Федерального Собрания и Конституционном Суде осуществляют наблюдение за деятельностью соответствующих органов, присутствуют на их заседаниях, подготавливают и направляют Президенту РФ отчеты об их работе, осуществляют иные полномочия.

Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах контролируют деятельность органов власти субъектов РФ и информируют о ней Президента РФ.

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент— это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ– это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один — представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой — исполнительной власти); 2) ГосударственнойДумы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципыих деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

Черты Федерального Собрания РФ:1) Федеральное Собрание — это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФв случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

Согласно ст. 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации, утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента Российской Федерации; назначение на должность судей Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

Согласно ст. 103 Конституции РФ, к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной думой принимаются федеральные законы Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 76) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива — сводится к внесению на рассмотрение Государственной думы законопроекта.

Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов.

Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной думе в трех чтениях.

Четвертая стадия — принятие закона.

Пятая стадия — рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации.

Особую стадию законодательного процесса представляет преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой. Для этого может быть создана согласительная комиссия.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона.

Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального собрания определяется Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания». Согласно этому закону, на территории Российской Федерации применяются только те акты палат Федерального собрания, которые официально опубликованы. Акты палат Федерального собрания публикуются не позднее десяти дней после их принятия и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

ТЕМА №17

1. Законодательный процесс в РФ: понятие, субъекты, стадии.

Законодательный процесс в РФ— это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.

Стадии законодательного процесса: 1) законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроектов; 3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе; 4) принятие закона; ) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации; 6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.

Существует особая стадия законотворческого процесса — преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения таких разногласий по содержанию текста закона.

Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса.

Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу.

После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.

Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий.

После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. С этого момента законопроект считается федеральным законом. Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации.

Одобрение Совета Федерацииможет быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации).

Подписание и обнародование федерального закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления.

Президент РФ обладает правом отлагательного ветов отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютнымправом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание можетв установленной форме преодолеть вето ПрезидентаРФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).

Порядок рассмотрения, принятия и одобрения законов охватывается стадиями законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая внесением федерального закона Президенту РФ на подписание. После внесения законопроектав Государственную Думу ее Совет назначает специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ в компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрению законопроекта в первом чтении.

Рассмотрениеподготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит по истечении 14 дней со дня его представления.

Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в 3 чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен.

Первое чтениерассмотрения законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная Дума может вынести одно из следующих решений: 1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок; 2) отклонить законопроект; 3) принять закон (закон может быть принят в первом уже чтении только в случае, если за его принятие проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы).

Второе чтениезаконопроекта должно пройти в течение 4 месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом и включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений: 1) возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет; 2) принять законопроект во втором чтении; 3) отклонить законопроект и снять его с рассмотрения; 4) вернуть законопроект к процедуре первого чтения; 5) принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены). После принятия во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения технических недостатков и окончательной доработки.

В третьем чтенииуже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками.

По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение. С момента принятия Государственной Думой законопроект считается принятым федеральным законом.

studopedia.su

Смотрите так же:

  • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
  • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
  • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
  • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
  • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]