Закон шахмат

Основные принципы шахматной стратегии

Может показаться, что шахматная партия по своей сути очень проста. Ведь не сложно запомнить то, как ходят те или иные фигуры и переставлять их по существующим правилам. Очень часто именно так рассуждает либо любитель, либо новичок, так как они ещё не знают все секреты данной игры.

В самом начале знакомства с шахматами необходимо познакомиться со всеми азами стратегии. Также сразу нужно понять, какие правила не нужно нарушать в дебюте партии, а также эндшпиле и миттельшпиле. Новичкам необходимо ознакомиться с направленностью и принципами шахматных партий.

Каждый игрок, кто хочет всегда заканчивать партию с победой, должен владеть основными принципами шахматной стратегии. Всего выделяют три главных принципа. Первый заключается в анализе и оценки позиции, которая возникла на доске, второй – в подготовке дальнейших планов и последний — в постоянном расчёте вариантов, с выбором самого лучшего. При оценке позиции сравнивают материальное равенство, анализируют позиции пешек и остальных фигур.

Принципы игры в эндшпиле (шахматных окончаниях)
Умелое разыгрывание окончаний – важное, но редко встречающееся качество. Эндшпиль – это такая стадия шахматной партий, которой часто уделяется слишком мало внимания при подготовке.

10 принципов как играть в миттельшпиле
«Прежде эндшпиля боги поместили миттельшпиль» Когда вы закончили развитие фигур, спрятали короля в безопасном месте и готовы к сражению – начинается миттельшпиль – середина.

Шахматные принципы игры в дебюте
В этой статье Вы ознакомитесь с принципами игры в шахматы в дебюте. Принцип в шахматах – это «золотой совет», закон, истина, выведенный опытом сильнейших шахматистов. Поверьте, если.

Стратегия в шахматах
Стратегией называют раздел теории, изучающий вопросы составления плана. Составить план — значит наметить определенные цели. Если план осуществляется путем постепенного улучшения позиции.

Правила поведения во время игры
Для того, чтобы играть в шахматы так, как играют на шахматных турнирах или в матчах, нужно знать не только шахматные правила, по и правила повеления во время игры.

2ls.ru

Краткие правила игры в шахматы

ШАХМАТНАЯ ДОСКА И НОТАЦИЯ

Шахматы — игра для двоих. Один игрок (Белые) использует фигуры белого цвета, а второй игрок (Черные) обычно играет фигурами черного цвета. Доска разделена на 64 маленьких черных и белых квадратика (поля).

Существует система (нотация), описывающая ситуацию на доске и передвижение все фигур и пешек.

ПРИМЕР 1

ПРИМЕР 2

В этой системе вертикальные ряды полей называются линиями (вертикалями) и обозначаются латинскими буквами: a, b, c, d, e, f, g и h. Горизонтальные ряды полей называются рядами (горизонталями) и нумеруются цифрами от 1 до 8 (1-ый ряд, 2-ой ряд, и т.д.). Каждое поле имеет собственное обозначение (например, поле e4, на доске обозначенное желтым кружком).

ПРИМЕР 3

Наклонные ряды полей — диагонали обозначаются конечными полями, например: a2-g8 и h4-d8 диагонали (отмечены красными линиями). В то время как вертикали и горизонтали включают поля разного цвета, то диагонали состоят из полей одного цвета, или из белых или из черных полей. Например, диагональb1-h7 белопольная (отмечена зеленой линией), а диагонали c1-a3 и a3-f8 чернопольные (отмечены синей линией). 2 диагонали состоящие из 8 полей (a1-h8 иh1-a8) называются длинными (главными) диагоналями (отмечены желтыми линиями).

ПРИМЕР 4

НАЧАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

В начале партии каждая сторона имеет:

Пешки и фигуры (все вместе) называются материалом. В начале партии у сторон — материальное равенство. Цель игры захватить короля противника. Это называется — заматовать короля.

Ферзь и ладьи — тяжелые фигуры. Слоны и кони — легкие фигуры.

Шахматные фигуры в нотации описываются следующим образом: король — Кр; ферзь — Ф; ладья — Л; слон — С; конь — К; пешка — п.

В шахматной нотации партии обозначение пешки (п) чаще всего опускается.

Расположение фигур и пешек в данный момент на доске называется позиция или ситуация. Диаграмма показывает начальную позицию.

Белые занимают первую и вторую горизонталь, черные — седьмую и восьмую. Доска должна быть расположена таким образом, чтобы верхнее угловое поле слева было белым (h1 для белых и a8 для черных). В начальной позиции белый ферзь должен стоять на белом поле (d1) и черный ферзь — на черном поле (d8).

ПРИМЕР 5

Левая половина шахматной доски (от a до d) называется ферзевый фланг, а правая половина доски (от e до h) — королевский фланг.

ПРИМЕР 6

Четыре центральных поля (d4, d5, e4, e5) называются 2 центр. Это очень важный участок доски.

ХОДЫ

Любое перемещение фигуры или пешки на доске называется ходом. Игроки делают ходы по очереди, играющий белыми начинает первым.

Нельзя пойти фигурой на поле, уже занятое собственной фигурой или пешкой. Конь — единственная фигура, которая может перепрыгивать через поля, занятые своими фигурами или пешками и фигурами противника.

Ладья может перемещаться на любое количество полей вдоль горизонтали или вертикали.

На диаграмме белая ладья может пойти на любое поле на вертикали e или на любое поле на 4-ой горизонтали, всего ей доступно 14 полей.

ПРИМЕР 7

Слон

Слон может перемещаться на любое количество полей вдоль диагонали.

На диаграмме белый слон на d4 может пойти на любое поле на диагоналях a1-h8 и g1-a7, всего ему доступно 13 полей. Другой белый слон имеет только 7 полей в своем распоряжении.

В начальной позиции каждый игрок имеет одного слона, который может ходить только по белым полям и одного слона, который может ходить только по черным полям. Они часто называются белопольным и чернопольным слонами.

ПРИМЕР 8

Ферзь

Ферзь может перемещаться на любое число полей по вертикали, горизонтали и диагонали, как показано на диаграмме.

Таким образом ферзь сочетает в себе возможности ладьи и слона, кроме того может перемещаться и по белым и по черным диагоналям. На диаграмме видно что ферзю, стоящему на d4, доступно 27 полей. Такая мобильность делает ферзя безусловно сильнейшей фигурой.

ПРИМЕР 9

Конь

Конь перемещается очень необычным способом.

С черного поля e5 белый конь может пойти на одно из 8 белых полей, как указано стрелками. Конь перемешается на 1 клетку вперед и одну по диагонали и только на поле противоположного цвета полю на котором он находится в начале хода. На диаграмме видно, что конь перепрыгивает поле d5 и становится на поле c6 или c4; через e6 на поле d7 или f7; через f5 на поле g6 или g4, и через e4 на d3 или f3. Конь всегда перемещается с белого поля на черное и наоборот. Можно сказать что конь ходит буквой «Г».

ПРИМЕР 10

Это единственная фигура, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры.

Хотя белый конь окружен со всех сторон своими и чужими фигурами и пешками, это не мешает ему переместиться на поля, помеченные маркерами.

Конь выделяется своей исключительной маневренностью.

Хорошо известна задача — обойти конем всю доску, побывав на каждом поле только один раз. Математики установили, что существует более 30 миллионов подобных маршрутов. Хотя решением этой проблемы занимались несколько столетий лучшие умы, ни один не установил точное количество таких маршрутов.

ПРИМЕР 11

Король может перемещаться на одно поле в любом направлении (диагонали, вертикали, горизонтали).

На диаграмме поля, на которые может переместиться король, помечены точками.

В углу доски мобильность короля снижается: на крайней горизонтале ему доступно только 5 полей. Когда король расположен на угловом поле доски, то ему доступно только 3 поля.

ПРИМЕР 12

ВЗЯТИЕ

Фигура может взять вражескую фигуру или пешку, стоящую на ее пути. Эта фигура убирается с доски и ее место занимает фигура, которая делает ход. После чего ход считается законченным. Фигура может взять вражескую фигуру или пешку, только если может пойти на поле, на котором расположена берущаяся фигура.

Ход белых. Белый ферзь одновременно угрожает черной ладье и слону и может взять одну из этих фигур. Так как ладья более ценная фигура, то белые берут ладью на d4. Возникает следуюшая позиция:

ПРИМЕР 13

До взятия.
1. Јd4 После взятия:

Игрок не обязан совершать возможное взятие.

Пешки

Для обозначения пешки мы будем добавлять вертикаль на которой она расположена или поле: пешка f, пешка g4, и так далее. Пешки также называются по имени фигуры расположенной на этой вертикали в начальной позиции: ферзевая пешка (пешка d), королевская пешка (пешка e), ладейная пешка (пешки a или h), коневая пешка (b или g), слоновая пешка (c или f).

В отличие от фигур, которые могут ходить в любом направлении, пешка может двигаться только на одну клетку вперед по вертикали. Исключение для начальной позиции, например, белая пешка на втором ряду и черная пешка на 7 ряду может пойти сразу на 2 поля вперед.

Пешки перемещаются только по вертикали, но взятия совершают по диагонали, влево или вправо.

На диаграмах белые пешки могут двигаться только вверх, а черные только вниз.

Давайте рассмотрим ходы пешек на диаграмме. Белая пешка a4 может пойти только на одно поле:

ПРИМЕР 14

[Так как белая пешка c2 на начальной позиции, то она может пойти и 1. c3;

Белая пешка d4 не угрожает черному королю, но может взять одну из двух черных фигур: 1. dc;

Черные могут сделать следующие ходы пешками: 1. ab

Кроме обычного взятия пешка может осуществлять взятие на проходе пешки противника (но не фигуры).

Ситуция (пример 15) возникает после ходов

1. e4 e6 2. d4 d5 3. e5 f6

Похожая ситуация может возникнуть, если черные сыграют 3. f5 вместо 3. f6

ПРИМЕР 15

Теперь белые имеют право взять черную пешку f на проходе своей пешкой e. Чтобы это сделать белые снимают черную пешку с доски и перемещают свою пешку на f6. В нотации: 4. ef

Однако если белые сразу не воспользуются правом взятия на проходе, то на следуюшем ходу они уже его теряют. Если на диаграмме 1 белые не играют 4. exf6, то на следуюшем ходу они уже не могут взять эту пешку. Только белая пешка на пятом ряду и черная пешка на четвертом ряду может получить право взятия на проходе.

Мобильность пешки и ее атакуюший потенциал намного ниже, чем у любой фигуры (ладейные пешки контролируют только одно поле, а остальные пешки — два поля). Однако пешка может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Когда пешка достигает последнего ряда (белая пешка — 8-го ряда, а черная — 1-го ряда) она может превратиться в фигуру (ферзя, слона, ладью или коня) того же цвета, независимо от того, есть уже такие фигуры на доске или нет. Это называется превращением пешки.

Благодаря такой способности пешки игрок может иметь больше фигур определенного типа, чем в начальной позиции, несколько ферзей, например.Чаще всего пешка превращается в самую сильную фигуру — ферзя.

Когда пешка достигает последнего ряда, в нотации после хода пешки указывается фигура, в которую пешка превращается. В позиции на диаграмме нотация будет выглядеть так:

ПРИМЕР 16

1. d8 Ј — это значит, что белая пешка достигла 8-го ряда и превратилась в ферзя.

Пешка также может превратиться в ферзя, взяв слона на e8: 1. de Ј ;

Белые могут превратить свою пешку в любую другую фигуру. В этом случае, например, лучше всего взять слона и превратить пешку в коня, который немедленно атакует одновременно черного короля и ферзя 1. de ¤

НОТАЦИЯ

В этой позиции белые переводят коня с e3 на c4, aтакуя одновременно черную ладью на b6 и пешку на d6. Подобная атака называется двойным ударом. Черные убирают ладью на b8, и белые выигрывают пешку d6.

Теперь черным грозит новая опасность: белые угрожают слону на c6. Чтобы избежать угрозы черные отводят его на d7. Давайте отобразим эти ходы с помощью шахматной нотации. Первый ход белых

ПРИМЕР 17

1. ¤ c4 , где 1 — номер хода, К — аббревиатура фигуры, делающей ход, и c4 — поле, на которое переместилась фигура. Следующий ход белых и ответ черных описываются в нотации таким же манером. Для обозначения взятия используется символ x (знак умножения), например 2. К xd6. Теперь мы можем привести все ходы данного примера: 1. ¦b8 2. ¤d6 Ґd7 Три точки перед ходом (когда это необходимо) показывают, что это ход черных.

chessplanet.ru

Миф или польза: зачем на самом деле нужны шахматы

То, как в последнее время усиливается внимание к шахматам, подтверждает: роль интеллекта в экономической гонке возросла.

Это мог бы быть очередной текст во славу шахмат – выдающейся интеллектуальной игры. Ведь несмотря на то, что прошло почти 20 лет, как компьютер Deep Blue обыграл Гарри Каспарова и установил вычислительное превосходство над человеком, шахматные турниры сохраняют свою аудиторию – как среди зрителей, так и среди игроков.

Это могла бы быть статья о том, что важнее шахмат для ребенка вообще ничего нет. Тогда я рассказал бы вам о нескольких исследованиях.

К примеру, в 2008 году в четырех немецких начальных школах провели эксперимент. Дети с проблемами в обучении (их IQ был на уровне 70-85) были случайным образом распределены в две группы. Одной – экспериментальной – предстояло в течение года 1 час в неделю заниматься шахматами, другая – сравнительная – этот час дополнительно занималась математикой. По итогам выяснилось, что первая группа значительно обогнала сравнительную по вычислительным способностям.

В 2013 году в Италии взяли 568 обычных школьников и тоже поделили их на группы. Экспериментальная, помимо основных занятий, занималась шахматами. Результаты показали, что уровень результатов экспериментальной группы в математических тестах оказался выше и возрастал тем больше, чем больше они занимались шахматами.

И таких исследований только за последние годы существует десятки. Но я хотел бы сказать о другом.

Главный миф звучит так: «шахматы – это панацея для интеллектуального развития». Многие критики этой игры не понимают инициативы ввести школьный шахматный всеобуч (как, например, в Армении) – и небезосновательно.

Шахматы не заменяют традиционные общеобразовательные предметы, они – не вещь в себе, а всего лишь еще один инструмент, который столетиями доказывает свою эффективность. Выдающийся шахматист Михаил Ботвинник говорил: «Никогда не сможет стать чемпионом мира тот, кто не имеет высшего образования». Замкнутый только на шахматах игрок, скорее, наоборот деградирует в социальной жизни. Ведь единственное, что он улучшает – это навык играть в шахматы. Всего лишь заточка инструмента, который так и не применяется в реальной жизни.

Шахматы – не модель жизни, хоть именно так утверждает Гарри Каспаров в одной из своих книг. Попытки экстраполировать шахматы на все сферы подряд выглядят искусственно и нежизнеспособно. С таким же успехом можно говорить о го, нардах или картах, как о таких моделях. Тем более, что в двух последних вариантах присутствует элемент случайности, которого шахматы лишены, но которым полна реальная жизнь.

Однако посмотрим на другой аспект.

Интеллектуальные игры, незначительно видоизменяясь, пришли в современность через столетия. Шахматы в первом своем исполнении появились еще в начале эры в Индии, а пятьсот лет назад правила и положения игры более-менее устоялись. Многие исторические оценки указывают на то, что шахматы с момента своего появления были игрой для элит: правителей, знати, военачальников, религиозных деятелей (которые, кстати, мирянам долго их запрещали).

Задумывались ли наши предки о том, что шахматы развивают интеллект и разные полушария мозга? Была ли у них достаточная практическая и теоретическая база, чтобы оценить полезность этой игры? Едва ли – они даже не владели таким дискурсом. Значит, основания были другими. Подсказка лежит в самой первой версии шахмат – индийской чатуранге. Она представляла собой модель битвы с участием четырех родов войск – пешки, слоны, кони, колесницы-туры – и велась до полного уничтожения соперников. А тогда на одной доске сражались целых четыре «войска».

Поэтому есть у шахмат очень полезная функция, применимая к сегодняшнему дню.

Несмотря на многовековые преобразования, шахматная игра представляет из себя всё то же – великолепную модель конфликта, в которой, казалось бы, используется ограниченное число ресурсов со своими возможностями и жесткие стартовые условия, но присутствует огромное многообразие вариантов развития. В главной степени это площадка для тренировки умения конкурировать с практически равным соперником (учитываем право первого хода за белыми).

Как и любой конфликт, шахматы тренируют психологическую устойчивость. Вряд ли тот, кто не способен мыслить ясно и длительное время выдерживать нервное напряжение, может одержать победу, особенно в вариантах с ограничением времени. Умение обуздать эмоции и включить холодный стратегический расчет – побочный эффект от игры.

Почему же сейчас, в 21-м веке, нашим детям нужны интеллектуальные игры и шахматы в частности?

Потому что конкурентность среды растет.

В современном динамичном мире, наполненном высокими технологиями, умение думать на далекую перспективу и грамотно использовать ресурсы при движении к ней – чуть ли не самое главное качество человека будущего.

Есть и еще один, менее заметный фактор. Шахматный спорт тренирует главную «мышцу» – мозг, поэтому ребенок раньше других приобретает умение преобразовывать первобытные физические конфликты в интеллектуальные. Шахматы сегодня – это одна из моделей бизнес-борьбы, где возможны либо победа, либо поражение, либо временный компромисс. Навык выигрывать и проигрывать правильно, обязательно учась и делая выводы, воспитывает в ребенке здоровое отношение к поражению и дух целеполагания.

Я вовсе не говорю о том, что физический спорт не развивает. Он обязателен в любом случае, и большинство шахматистов занимается плаванием, гимнастикой, игровыми видами. Без крепкого тела нечего и говорить о выносливости, физические усилия тренируют навык преодолевать, держаться до последнего. Однако в развитых странах, в число которых стремится попасть Украина, главный запрос сформирован на интеллектуальную молодежь. Именно она – двигатель прогресса, именно на нее делают акцент. И именно это пока не до конца понимают в нашем государстве.

Но это временно. Перенасыщенный некомпетентными руководителями социум давно и остро нуждается в людях, которые могут стать локомотивами инноваций и являются экспертами в своей сфере. Поэтому умный и разносторонне развитый человек, умеющий грамотно «сражаться» за ценности, расширяет диапазон своих возможностей. Помочь своему ребенку стать таким – серьезная миссия каждого родителя.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

ru.tsn.ua

Закон развития шахмат

Фрагмент из книги «История и фундаментальные основы». – Альманах «Ревизия шахмат», вып. 2, — М., изд. МДЦ «Оригами» при участии изд-ва КРУГ, 1997, 95 с. Автор: Чащихин В.Д. Текст представлен для ознакомления. Любое использование в коммерческих целях запрещено!

В 1941 году произошло довольно важное событие, которое не получило должной оценки среди сильных шахматистов.

Речь идёт о закономерности развития шахматной мысли. График развития шахмат проходит не по восходящей прямой, как это характерно, например, для научно-технического прогресса, а по некой кривой, которую в первом приближении можно назвать синусоидой, ибо здесь очевидна повторяемость чередования подъёмов и спадов; но чтобы не путать наш термин с тригонометрическим понятием, назовём его шахсинусоидой. Первым, кто обнаружил фрагмент этой шахсинусоиды был Александр Алехин.

А. Алехин : . Между наполненными огнём и духом матчами Лабурдонне — Мак-Донелл (Париж, 1834) и появлением Андерсена и Морфи (Париж, 1858) был период шахматного упадка, глубочайшая точка которого приходится, пожалуй, на матч Стаунтон — Сент-Аман (Лондон, 1843).

RR: Исключительно верная оценка, доказывающая, что Алехин тщательнейшим образом изучал всю историю шахмат — он совершенно справедливо связывает очередной упадок с именем Стаунтона, а глубочайшую точку упадка с матчем Стаунтон — Сент-Аман (1843), ибо именно в то время Стаунтон действительно играл слабо. Заметно сильнее стал играть Стаунтон после написания книги «Хендбук» (1847), в которой обозначил некоторые варианты, неуказанные предыдущим изданием. Лучшие партии Стаунтона приходятся на период 1851-1853, когда состоялись его матчи с К. Янишем и Т. Лазой. Впрочем этот период и находится на возрастающем отрезке развития шахмат 1846-1859 и связан с именами Адольфа Андерсена и Пола Морфи. Во все времена направление движения (вверх или вниз) определяет действующий в данный момент лидер.

Казалось бы, эка важность — по какой траектории идёт развитие шахматной игры, но в том и дело, что для сильного шахматиста история имеет прикладной фактор. Мастер постоянно ищет хорошие партии, новые (или хорошо забытые старые) идеи. А где их искать? Но, если теория шахсинусоиды верна, то, пожалуй, что-то замечательное можно обнаружить и в более древних источниках. Вспомним слова Петрова: «Египетские жрецы шахматную игру причисляли к числу наук, в то время, когда оные одним только им были известны. «Scientia est corum, quae consistunt in intellectu».

На сегодняшний день картина развития шахмат именно так и выглядит: из чередующихся взлётов и упадков:

  • — рождается очередной гений — и развитие шахмат стремится к вершине, к искусству, основательно разрабатываются идеи конкретно-тактического дебюта.
  • — умирает гений — и шахматная мысль устремляется в болото демагогических рассуждений об избыточной защите и даже о профилактике.

И только тот, кто в самооткровении считает, что он является тем, кого общество называет Гений, заведомо не желает отсиживаться на вторых ролях и берёт на себя тяжкое бремя лидерства. При этом основная масса шахматистов стремится подражать лидеру, плыть в кильватере за ним. Эти игроки заранее ограничивают свои стремления вторым местом, твёрдо веря, что при благоприятном стечении обстоятельств и с подарком судьбы можно при случае стать первым.

Даже в наш ХХ век легко обнаруживается упадок, когда Эм. Ласкер и Х. Р. Капабланка предрекали шахматам ничейную смерть, затем можно констатировать и величайший расцвет шахматной мысли, наблюдаемый в партиях Алехина и Боголюбова, и новую деградацию в эпоху М. Ботвинника.

А.Алехин : . Большинство партий Ботвинника производит впечатление сухих и бездушных. Это вполне объяснимо, ибо ни в одном жанре искусства даже самая совершенная копия не может вызвать таких чувств, как оригинал. Шахматы Ботвинника, что касается атаки, являются именно копией старых мастеров.

RR: И когда Ботвинник стал лидером, то есть с 1948, тогда шахматы вполне естественным путем покатились «под откос», ибо лидером стал не гений, а подражатель. Что уж говорить о подражателях подражателю.

Неслучайно, что самая лучшая партия Ботвинника приходится на эпоху Алехина (имеется ввиду партия Ботвинник — Капабланка из турнира АВРО-1938). Впрочем, в эпоху Алехина создавали шедевры не только гроссмейстеры, но и мастера, для доказательства чего достаточно напомнить, что партия Ортуэтта — Санц игралась в 1937, то есть в период полного расцвета таланта Алехина.

Упадок можно наблюдать и в историческом промежутке между эпохой Джоакино Греко (XVII век) и эпохой Лабурдонне (XIX век), то есть когда была эпоха Филидора (XVIII век). Современная историография трактует этот период чрезвычайно тенденциозно.

«Чем вообще были шахматы во второй половине ХVIII столетия? — задается вопросом Виктор Хенкин в историческом романе «Одиссея шахматного автомата» (М. «Молодая гвардия», 1994) и даёт такой ответ: — Благородной игрой, воспетой поэтами и мудрецами, приятным досугом, страстным увлечением одиночек. Искусство игры в шахматы высоко ценилось нашими предками, но сама игра ещё не вышла из младенческого возраста и нетвёрдо держалась на ногах. Представления о законах, которыми она подчинялась, были наивны, знания — ничтожны. Шахматисты блуждали в дремучем лесу иллюзий, общий уровень игры был крайне низок.»

RR: Не знаю истинных причин, по которым Хенкин, десятки лет занимающийся историей шахмат, даёт совершенно искажённую историю шахмат. Подобное непростительно историку даже в фантастическом произведении, а уж в историческом романе и подавно. Ведь он не мог не читать моих статей о Джоакино Греко, например, «Уроки Калабрийца» (Бюллетень ЦШК СССР № 36 — 1989), а если с чем был не согласен, то морально был обязан предъявить контраргументы. Только нетвёрдо держась на ногах и блуждая в дремучем лесу собственных иллюзий, или из-за патологической ненависти к исторической правде можно принижать величайшее искусство шахматистов эпохи Джоакино Греко (ХVII век) и эпохи Франсуа Филидора (ХVIII век). Отсутствие эрудиции невозможно компенсировать дерзостью, а недостаток компетенции — замаскировать словоблудием.

Почему шахматы утаивали от народа?

Кстати, можно констатировать, что и в наше время утаиваются от народа, но теперь уже не сами шахматы, ибо их утаить уже невозможно, а многие важнейшие принципы и приёмы шахматной игры ; причём утаиваются сознательно и изощрённо современными псевдопросветителями.

Так было всегда. Правители пекутся о чём угодно, но только не о просвещении. «Величайшей задачей правителей было сохранить народ в простоте. Знание считалось главной причиной зла. Трудности управления народом возникают из того, что он слишком много знает. — Говорил Лао-Цзы, предшественник Конфуция. — Тот, кто думает управлять мудростью, будет бичом государства, кто думает править иначе — его благоволением».

RR: Лао-Цзы жил в VII-VI веках до н.э. и он не столько утверждал невежество, сколько констатировал стремление правителей ко всяческим ограничениям и запретам. Людьми ленивыми и нелюбопытными управлять гораздо легче, чем людьми самостоятельными и образованными.

Шахматы, как никакая другая культура, практически вынуждают шахматиста заниматься историей, а это уже формирует мировоззрение. Шахматы с одной стороны подталкивают простого человека к самосовершенствованию, к повышению внутреннего эгоизма, вынуждая его приподняться над своей природной посредственностью, а с другой стороны буквально заставляют шахматиста изучать психологию — благодаря этим факторам заурядный человек самостоятельно формируется в подлинного гения. Для примера достаточно напомнить спортивные карьеры Александра Алехина и Роберта Фишера, которые в самом начале показывали довольно посредственную игру. Однако, благодаря работе над собой, они не только стали чемпионами, но и незаурядными личностями.

Если во всех других видах искусств заведомо непременно должно быть природное дарование, то шахматы открыты для бездарных, для бесталанных, то есть буквально для всех — и в этом можно усмотреть глобальный Божий промысел. Здесь абсолютно каждый может сыграть хотя бы одну партию, достойную печати. А вот вам рекомендации, к чему нужно стремиться.

А. Алехин : Я считаю необходимым для успеха следующие три фактора: во-первых, понимание своей силы и своей слабости; во-вторых, точное разумение силы и слабости противника; в-третьих, более высокая цель, чем минутное удовлетворение . Эту цель я вижу в научных и художественных достижениях, которые ставят шахматную игру в ряд других искусств. Да, я считаю шахматы искусством и беру на себя все те обязанности, которые оно налагает на его приверженцев.

RR: С другой стороны чрезвычайно одарённый Самуэль Решевский, который уже в пять лет давал сеансы одновременной игры, так ничего существенного и не достиг — ни в шахматах, ни в жизни. Этот факт, как никакой другой, чётко показывает, что в шахматах талант — пустяк, главное — самосовершенствование.

И если шахматы действительно способны формировать из заурядных обывателей — саморукотворных гениев, то уже по этой одной причине (а по совокупности всех перечисленных причин и подавно) шахматы действительно следует признать самой опасной культурой для правителей. Но кроме правителей и подданных в мире обитают и просветители.

Просветители

ШЭС, без каких-либо доказательств категорически утверждает, что чатранг был раньше шахмат, а сам чатранг произошёл от другой игры (опять-таки индийской) — чатуранги, в которой играло четверо, где у каждого игрока по 4 пешки и по 4 фигуры (король, слон, конь, ладья). Но почему-то ШЭС не желает рассмотреть иную хронологическую очередность событий — и чатранг, и чатуранга произошли от шахмат . Надо подчеркнуть, что это категоричное утверждение привело к многочисленным натяжкам и тупикам. Чатранг был действительно изобретен, причём с целью увести людской интерес от шахмат. Но нет серьёзных оснований утверждать, что шахматы были изобретены. Признав шахматы результатом изобретения и ограничив их появление «не раньше VIII века», ШЭС вынужден признать и «реформу» шахмат, которая якобы произошла во второй половине ХV века.

«Сербским архиепископом Саввою в 1262 году был прислан киевскому митрополиту Кириллу II список сербской кормчей книги, переведённой с греческого языка, в котором уже имелось толкование Зонара о шахматах» — М. С. Коган «История шахматной игры в России» («Прибой», Серг. Пожарский — 1927).

Ю. Авербах : До сих пор нет единого мнения о том, как и где произошла реформа игры. Антониус ван дер Линде полагал, что реформа произошла на юге Франции, Т. Лаза — в Испании, а Г. Мэррей — в Италии. Хотя прямых доказательств до сих пор не найдено, косвенные позволяют предположить, что это произошло в Валенсии, на Средиземноморском побережье Иберийского полуострова. — ШЭС.

RR: К этим четырём версиям я бы добавил ещё и пятую — с географической точкой где-то в Англии. В пользу моей гипотезы говорит тот факт, что самая первая печатная книга по новым шахматам была издана именно в Англии .

При этом все историки чрезвычайно поражены быстротой распространения новых шахмат по Европе. Но событие становится легко понятным, если признать историческим фактом миссию каких-то энтузиастов — пропагандистов новых идей. Эти пропагандисты откуда-то пришли и принесли с собой новые шахматы. Однако, этим чрезвычайно важным вопросом (откуда пришли новые шахматы?) уважаемые историки даже не интересовались.

Ю.Авербах : Приравняв шахматы к азартным играм, римская католическая церковь пыталась запретить шахматы. Однако все её запреты оказались безуспешными и к 1400 году были отменены. – Энциклопедический словарь «Шахматы» (в дальнейшем — ШЭС).

М. Кoган : «В 1393 году Регенсбургский собор не только снимает запрещение с шахмат, но, наоборот, поощряет эту игру.»

RR: Церковь поощряет шахматы? Нет, это исключено! Скорее всего церковь поощряла какую-то другую игру, например, чатранг или нечто иное, при той же доске 8х8 и таких же фигурах (но при иных фундаментальных основах!), пытаясь тем самым увести толпу с пути истинного.

Свобода, возникшая после снятия каких-то ограничений, естественно подталкивает благородных людей встать на путь просветительства.

И вот после снятия запретов группа (неизвестных пока) Просветителей, среди которых по меньшей мере один был церковником (то есть посвященным в тайну настоящих шахмат, которые нынче именуются новыми шахматами) отправились: один — во Францию, другой — в Испанию, третий — в Италию, четвертый — в Валенсию, пятый — в Англию. Мне доставляет истинное удовольствие, что эта гипотеза примеряет всех добросовестных историков (А..ван дер Линде, Т.Лаза, Г.Мэррей, Ю.Авербах) — они все правы! Да иначе и быть не могло. Скорее всего поле посева было гораздо обширнее, но взошли только несколько зёрен.

Те Просветители действовали сообща и свои знания они подарили миру не сразу по мере прибытия в пункт назначения, а в какую-то заранее обговорённую дату, с таким расчётом, чтобы шахматы распространились повсеместно подобно эпидемии. И ни один из этих Просветителей даже не пытался корчить из себя реформатора, ибо реформатор прежде всего заботится о своём имени в истории, а просветитель — о самом предмете знаний. Вот почему ни один из историков не смог установить ни имя «новатора», ни его профессию, ни страну, из которой он прибыл, ни дату появления новых шахмат.

Свой подвиг Просветители осуществили сразу же после изобретения книгопечатания, благодаря чему первые печатные книги по шахматам вышли соответственно: в 1474 г — У. Кэкстон (Англия), в 1495 — Ф. Висент (Испания), где-то до 1497 — Л. Лусена (Испания) и в 1512 — Дамиано (Рим).

Можно найти и подходящую дату для нашего события (то есть — дату момента шахматной реформы, а точнее — дату очередного появления настоящих шахмат) — да, пожалуй, и имена.

А. Фоменко : После падения Константинополя в 1453 году в Италию приезжают знаменитые гуманисты Мануил Хризолор, Гемист Плетон (Плифон), Виссарион Никейский и др. Они впервые знакомят Европу с достижениями «древней греческой мысли». Например, Хризолор обнародовал «дословные переводы Платона, Виссарион (в число друзей которого входил и Поджо Браччолини) собрал превосходную библиотеку из произведений отцов восточной и западной церквей и классических текстов. Это богатейшее собрание — основа знаменитой Библиотеки святого Марка, из которой впоследствии вышло много рукописей, считающихся сегодня античными. Византия в это время дала Западу почти все известные сегодня древнегреческие рукописи античного времени. — «Новая хронология Греции. Античность в Средневековье» (М, Издат. отдел УНЦ ДО МГУ, 1996г.)

RR: На основании этого фрагмента из книги Фоменко мы вовсе не навязываем читателю мнение, что именно из Византии пришли новые шахматы, хотя и нельзя полностью отрицать такого варианта — уж очень случай подходящий. И опять-таки всех историков (А..ван дер Линде, Т.Лаза, Г.Мэррея и Ю.Авербаха) поражает фантастически огромный объём информации этих первых книг по новым шахматам и непостижимо высокий уровень анализа дебютных исследований. А если к этому добавить, что история не сохранила ни одного имени из плеяды выдающихся шахматистов той краткой поры в несколько лет (то есть от момента появления новых шахмат до дат изданий первых печатных книг по этим новым шахматам), то неизбежно возникает тупиковая ситуация. Получается, что с одной стороны нет сведений о турнирах и матчах, а с другой стороны — имеется огромный объём высококвалифицированной информации.

Но если признать более древнее происхождение шахмат (то есть новые шахматы фактически были забытыми старыми), то придётся признать, что в первых печатных книгах был подведён итог тысячелетним исследованиям — и мест для удивления нет.

Вполне возможно, что эти новые шахматы были завезены не из Византии, а из какого-то другого региона, например, из Руси.

М. Коган : Первое известие о шахматной игре в Византии относится к 1140 году, когда Анна Комнен в жизнеописании своего Отца, императора Алексея. упоминает, что он нередко играл в шахматы . Торговые отношения Руси с Византией. известны по сохранившимся сведениям арабского писателя Ибн-Хордадбе (IХ век). и по сохранившимся русско-византийским договорам Х века.

Названия шахматных фигур, как уже было указано, также определенно указывают на заимствование шахмат с востока. Нам неизвестна шахматная терминология татар. Однако, названия русских фигур и самой игры — шахматы — говорит за то, что татары могли передать их русским от арабов. Неясно только название крайней угловой фигуры — ладьи. Аль Бируни, арабский писатель, написал историю Индии. Одна глава посвящена шахматам. в которую вписаны названия фигур по-арабски, и, между прочим, угловая фигура названная у него rukh, именуется в санскритском тексте, описывающем расположение фигур в чатуранге, nauka, то есть лодка, ладья. Каким же образом это древнейшее название фигуры могло попасть в русскую шахматную терминологию. Резюме — шахматная игра заимствованная русскими у татар приблизительно в середине ХIII века. Русские получили игру несколько отличающуюся от европейской, что подтверждается правилами шахматной игры у азиатских народов, получивших, как и русские, шахматы от татар». — «История шахматной игры в России» («Прибой» Серг.Пожарский — 1927).

RR: Если торговые отношения Руси с Византией относятся к IХ веку, если сохранившиеся русско-византийские договора относятся к Х веку, а самое первое известие о шахматной игре в Византии относится к 1140 году, то не проще ли сказать, что шахматы появились в Византии после её трёхвекового (IХ — ХIII) общения с Русью?
Если названия шахматных фигур совпадают, то какие могут быть неопровержимые доказательства, что заимствование шахмат шло непременно из Византии в Русь, а не наоборот?

Когда идёт речь о событиях 1453 года, то есть о переселении знаменитых гуманистов из Византии в Западную Европу, то известны и их имена и их деяния. Но примерно в это же время шахматы попадают в ту же Западную Европу, а имена Просветителей остаются неизвестны — это даёт нам право утверждать, что шахматы пришли не из Византии.

И если всерьёз задаться вопросом: каким же образом это древнейшее название фигуры (которая именуется в санскритском тексте nauka, то есть лодка, ладья) могло попасть в русскую шахматную терминологию, то имеет смысл рассмотреть и такую гипотезу о проникновении шахмат из Руси в Индию.

Кстати, почему все многочисленные исследователи, заметившие поразительное родство русского языка и санскрита, боялись высказать гипотезу происхождения санскрита от русского языка?

На все эти разнообразные вопросы и парадоксы можно ответить одной гипотезой.

Если заменить слово изобретение шахмат на появление , а само появление шахмат на Земле отнести в глубь веков на несколько тысяч лет назад, то выстраивается вполне чёткая непротиворечивая история.

Согласно новейшим исследованиям (и в первую очередь — это работы А.Т.Фоменко), в ХIII веке и русские и татары были представителями одной нации, одного государства. Различия между ними сводились к следующему: русские — это та часть населения, которая оседло жила в основном по руслам рек (попробуйте назвать этих людей — и у вас получится: русские), то есть жили в центральной части империи; татары — профессиональные воины-всадники, и в современном понятии были пограничниками, то есть охраняли границы империи, а подчас и расширяли эти границы (и в конечном счёте захватили почти всю Евразию; 1/6 часть всей суши, занимаемая современной Россией, является примерно половиной былого могущества). Татары (то есть — воины-всадники) не имели семьи и не имели права заниматься скотоводством и сельским хозяйством. Всё правильно — армия только тогда и становится профессиональной, когда её воины отрабатывают приёмы воинского искусства и не занимаются посторонними вещами. Только государство, имеющее профессиональную армию, способно захватить и долго удерживать огромную территорию. Свою постоянно редеющую армию татары (то есть воины-всадники) регулярно пополняли 12-ти летними мальчиками, которых забирали у оседлой части населения империи (то есть — у русских). Этих русских мальчиков обучали военному искусству и они к 18 годам становились воинами-всадниками (то есть — татарами). Разумеется, для оседлой части населения (то есть для русских) такая воинская повинность с каждым годом всё более становилась непосильным гнётом и называлась татарским игом.

Поэтому фраза «шахматная игра заимствована русскими от татар» в современном переводе с русского на русский звучит так: «шахматная игра заимствована русскими от русских» и полностью объясняет, почему «нам неизвестна шахматная терминология татар» — ведь государственный язык единой нации — один и в данном случае — русский.

А поскольку русские имели шахматную игру несколько отличающуюся от европейской, то это и была та самая древняя игра, которая для европейцев оказалась новой.

Нынче (конец ХХ века) множество шахматистов, представляющих национальные федерации Голландии, Израиля, Испании, США, Франции, Швейцарии. являются выходцами из России. Соревнования хотя и называются международными, но фактически — это русская междоусобица. Чем это объяснить? Пожалуй тем фактом, что пока западноевропейцы забавлялись в чатранг (аж до ХV века), тем временем русские на много веков раньше играли в древние (они же и современные) шахматы. Только этим и можно объяснить современные достижения русской шахматной мысли.

www.gambiter.ru

Смотрите так же:

  • Правила ролевого общения Правила ролевого общения Многочисленные функции общения, несомненно, порождают большое количество его видов. Учитывая сложность общения, классифицировать его виды можно по многим признакам. Остановимся лишь на отдельных из них, которые, […]
  • Постановление пленума верховного суда рф от 13102018 45 Исчисление налога по патенту Порядок возврата НДФЛ из бюджета нерезидентами РФ, работающими на основании патента Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ) являются физические лица, как являющиеся налоговыми […]
  • Адвокат белгородская область Юристы и адвокаты в г. Белгород Фильтр по юристам Белгородская областная коллегия адвокатов № 2. Честное, разумное и добросовестное отстаивание прав и законных интересов доверителя, всеми не запрещенными законодательством. Реестр […]
  • Правила оформления граждан рф Правила оформления приглашений на территорию РФ Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. N 655 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРИГЛАШЕНИЙ НА ВЪЕЗД В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ […]
  • Виды наказаний несовершеннолетних в рб Виды наказаний назначаемых несовершеннолетним Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним 1.Уголовная ответственность несовершеннолетних 1.1. Особенности уголовной ответственности 1.2. Понятие уголовной ответственности 2. Виды […]
  • Правила эксплуатации металлической двери Правила эксплуатации дверей Фирменный магазин «СтальНик»Барановичи, ул. Брестская, 226 В Современная входная металлическая дверь - это довольно сложный и надежный механизм с длительным сроком эксплуатации. Однако, не следует забывать, что […]