Наглядные пособия своими руками по логопедии

«Использование логопедических пособий, созданных своими руками, с целью повышения эффективности логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

МАОУ Казанская (коррекционная) школа,

Мастер-класс: «Использование логопедических пособий, созданных своими руками, с целью повышения эффективности логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»

Формирование у детей правильной речи — важная задача в системе работы по обучению родному языку в школе. В последние годы значительно увеличился процент детей с тяжелыми речевыми нарушениями, которые подвергаются коррекции с большим трудом, и зачастую процесс коррекции имеет длительную и сложную динамику. Несмотря на использование различных форм в работе и игровых приемов в обучении, дети считают коррекционные занятия наиболее трудными. Специфика работы логопеда на логопункте такова, что необходимо оказать помощь большему количеству детей, различными путями ускорив процесс коррекции. Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей.
Эффективность логопедических занятий повышается при использовании наглядных материалов, однако современного ребенка невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности – картинками и игрушками.
Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и приёмы, которые способствуют не только исправлению нарушенных компонентов речи, но и делают занятия интересными и привлекательными. Мы предположили, что повысить эффективность коррекционной работы наряду с применением традиционных приемов позволит использование развивающих пособий, изготовленных своими руками.

Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Тактильные ощущения позволяют ребенку мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. Данные пособия направлены на формирование у детей представлений о цвете, форме, размере и т.д. Также, они не только развивают речевые способности, но и расширяют представления о различных тактильных ощущениях, развивают сенсорный опыт.

Дидактически — логопедическое пособие используется:
— как игровой персонаж, для организации единого сюжета;
— в качестве наглядного пособия в играх и занятиях;
— для выполнения артикуляционной гимнастики;
— для проведения пальчиковых игр;
— для проведения логоритмических упражнений и физкультминуток;
— для проведения коррекционной работы;

Представим некоторые модели пособий, изготовленные руками детей:

1. Органы артикуляции:

Применение данного пособия возможно с целью развития мелкой моторики, с целью развития мимической мускулатуры. Имеется множество вариантов действий с ними. Можно решать следующие задачи:

-развитие связной речи;

-закрепление цветов спектра;

-выполнение дыхательной гимнастики;

-развитие зрительно – двигательной координации;

-закрепление предлогов: перед, в, под, между и д.т.,

-оказывать дружескую взаимопомощь в проведении артикуляционной гимнастики.

Применение на логопедическом занятии.

2. Пособие из картонных кружков:

Данные пособия просты в изготовлении. Все, что необходимо – картон, ножницы, клей и терпение. Вначале нужно очертить по шаблону и вырезать кружки необходимого цвета. Выкладывать картонные кружки необходимо на шаблон (корзина, дерево) сверху вниз. Не следует полностью приклеивать кружки к шаблону, лишь только их нижнюю часть. Это нужно для того, чтобы затем между картонных кругов помещать картинки с изображением фруктов, овощей и т.п.

Применение данных пособий возможно с целью изучения, уточнения и закрепления словаря по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы» и др., развития словаря прилагательных, глаголов, числительных, развития грамматического строя речи.

3. Пособия из прищепок: ( гномик, ёж, солнце, и др. )

Необходимый материал: прищепки (лучше взять разноцветные), картон, цветная бумага, ножницы и клей.

Вырезаем шаблон (еж, гном, круг и т.д.) из картона, раскрашиваем его или создаем необходимый образ при помощи цветной бумаги — и готово пособие для развития мелкой моторики (применяется и в ходе пальчиковой гимнастики). В практике также возможно использование данных пособий для развития речи (активизация в речи названий цветов, прилагательных (напр.,»пластмассовый», «деревянный»), развития номинативного словаря, словаря предлогов и др.), навыков счета (количественного и порядкового) и т.д.

4. Лепка из теста: ( корзинка, колобок, барашек и т.д )

Лепить можно из разных материалов, но самым экологически чистым, безвредным, практически не оставляющим грязи, приятным для рук является соленое тесто. Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Занятие лепкой имеет большое значение для обучения и воспитания детей: развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Работа с тестом дает простор детской фантазии.

Соленое тесто – один из наиболее доступных материалов для творчества.

От того, как приготовлено соленое тесто, во многом зависит результат лепки. Классический рецепт приготовления теста для лепки: Желательно использовать самую простую и дешевую муку, не только из соображений экономии, но и по той причине, что в дешевую муку не добавляют разрыхлители и другие добавки, которые в данном случае будут только мешать. На 200 грамм муки в соленое тесто добавляют 400 грамм соли самого мелкого помола. Замешивать тесто нужно постепенно добавляя 250 грамм холодной воды. Вымешивать соленое тесто должен взрослый, так как от того, насколько тщательно оно вымешано, зависит, насколько эластичным будет тесто, и насколько легко будет с ним работать. Приступать к изготовлению фигурок из соленого теста следует сразу после вымешивания теста. В процессе лепки понадобятся дощечка, маленькая скалка для раскатывания пластов теста, нож для обрезания краев, вилки, стержень, колпачок от шариковой ручки, чеснокодавилка для кудряшек барашку, кисточка для смачивания теста водой.
После того, как фигурки готовы, их нужно высушить в духовке. Изделия из соленого теста нужно поместить в холодную духовку и постепенно наргевать ее до 120 градусов. Сушиться изделия должны в течение двух часов. Определить готовность изделия очень просто – при щелчке по нему должен раздаваться звонкий звук.

Заключительный этап работы – раскрашивание и покрытие лаком готовых изделий. Лучше всего использовать быстросохнущие акриловые краски, либо гуашь. Для лакирования используется прозрачный жидкий лак.

По данным диагностики детей, на конец учебного года уровень развития речи составил — 48%, интерес к занятиям 85%.
Дети лучше усваивали материал, с интересом занимались на занятиях, сократились сроки автоматизации звуков, повысился уровень речевого развития детей, увеличился процент выпускаемых детей с чистой речью. Таким образом, применение развивающих пособий, изготовленных своими руками, в обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению и эффективности коррекционной работы.

infourok.ru

Дидактические пособия своими руками Копилка логопеда

Елена Зайцева
Дидактические пособия своими руками Копилка логопеда

Чтобы дети с удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли предложенные им задания, необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом. Вашему вниманию я предлагаю дидактические пособия для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий на автоматизацию разных звуков, формирование интонационной выразительности, развитие зрительно-моторных координаций и так далее. Данные пособия помогают разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.

«Волшебный куб»

-формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова.

-формирование лексико-грамматического строя речи.

-формирование связной речи.

-формирование познавательных процессов.

«Разноцветные ромашки»

Формирование фонетико-фонематических представлений;

слоговой структуры слова.

Формирование познавательных процессов.

«Веселые крышки»

-формирование навыков звукового анализа;

— формирование слоговой структуры слова;

-развитие мелкой моторики.

-закрепление знаний основных цветов

«Кто в домике живет?»

-упражнять в выделении заданного звука в слове;

-учить дифференцировать звуки;

-формировать умение делить слова на слоги;

-развивать логическое мышление, внимание;

-закреплять в речи обобщающие понятия;

-развивать мелкую моторику.

«Звуковички»

-Развитие фонематического слуха и восприятия;

-расширение знаний детей, понятия: гласные –согласные; твердые-мягкие.

Дидактическая игра «Собери бусы»

закреплять умение дифференцировать звуки [З]-[С] в словах;

развивать фонематический слух,

Это лишь малая часть тех игровых заданий, которые можно давать ребенку (детям, используя эти пособия. В зависимости от цели и задач, поставленных на занятии, можно менять и игровые задания. Дети с удовольствием занимаются с пособиями, они вызывают у них интерес, развивают любознательность, память, внимание, а главное — речь.

Дидактические игры и пособия для занятий своими руками Предлагаю Вашему вниманию подборку дидактических игр и пособий для занятий с детьми дошкольного возраста Эти игры были сделаны для итогового.

Дидактические пособия своими руками Дидактические пособия своими руками. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает.

Дидактические пособия своими руками для сенсорного развития детей Хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. В каждом возрасте перед сенсорным.

Развивающие пособия своими руками Добрый вечер коллеги! Представляю вашему вниманию две дидактические игры из бросового материала, которые не потребуют много материальных.

Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника. Мы хотим чтобы, наши дети росли здоровыми и счастливыми,.

Пособия по развитию мелкой моторики своими руками В. А. Сухомлинский:Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В шесть -семь лет развитие мелкой моторики у детей является неотъемлемой.

Пособия для развития мелкой моторики детей своими руками Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию продолжение обзора игр, которые сделаны своими руками из подручных материалов для развития.

Пособия своими руками для развития мелкой моторики Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием.

Развивающие пособия своими руками для мелкой моторики Миронова Елена Николаевна Развивающие пособия своими руками для мелкой моторики. Когда разговор идет о «мелкой моторике», подразумевается.

Визитная карточка пособия «Дед и Баба». Куклы своими руками Разрешите представить вашему вниманию моих кукол Деда и Бабу. Недавно в нашем детском саду проходил конкурс «Кукла в народных костюмах».

www.maam.ru

Обсуждения

Игры своими руками.

107 сообщений

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ. САМОДЕЛЬНАЯ КНИЖКА-ИГРУШКА. Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа “Мама моет раму”. Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным? Чтобы такое придумать, чтобы ребенок сам был заинтересован в чтении предложений.

Предлагаем вам изготовить для него специальную книжку-игрушку. Смастерить такое пособие для обучения чтению совсем несложно. Вам понадобится блокнот на пружине, либо обычный альбом для рисования. Страницы блокнота (альбома) при помощи линейки надо разделить на три одинаковые части и разрезать ножницами. На каждом развороте книжки надо написать по одному предложению из трех слов таким образом, чтобы каждое слово было на отдельном листочке. Часть слов в предложениях можно заменить наклейками или вырезанными из старых книг (журналов) картинками.

Обращаем ваше внимание на то, что все предложения обязательно должны быть составлены по одной схеме: существительное (в ед.числе) + глагол + существительное. Предлоги использовать не надо. Примеры предложений:

Повар варит суп
Кролик грызет морковку
Папа смотрит телевизор
Дедушка читает газету
Бабушка печет пирог
Экскаватор роет яму
Собака грызет кость
Садовник поливает цветы
Корова жует сено
Гусь щиплет траву

Ребенок, независимо листая странички, сможет составлять разные смешные предложения (чепуху). Можно соревноваться, кто составит самое нелепое предложение. Обычно, детям очень нравится играть с такой книжкой, и они, сами того не замечая, за одно занятие без труда прочитывают много предложений.

Как сделать:
1) распечатайте картинки на цветном принтере, приклейте на картон, можно заламинировать для большей прочности;
2) разрежьте четыре картинки на отдельные карточки, а остальные оставьте целыми — это игровые поля.

Как играть:
1) начинать можно с одной-двух сказок, постепенно увеличивая их количество;
2) перемешайте карточки;
3) предложите ребенку рассмотреть игровое поле, обсудите изображенную на нем сказку;
4) найдите все нужные для данной сказки карточки и разложите их в хронологическом порядке на игровое поле;
5) расскажите сказку по картинкам (вместе с детками помладше, деткам постарше предложите рассказать самостоятельно).

Идеи использования счетных палочек для развития ребенка.

1. “Ловкие пальчики». Развивать мелкую моторику рук малыша можно уже примерно с девятимесячного возраста, когда у него начинает формироваться пинцетный захват (он начинает брать предметы большим и указательным пальчиками). Сделайте прорезь с помощью ножа или ножниц в футляре от счетных палочек и покажите крохе, как в неё можно класть палочки по одной. Такая игра может надолго увлечь малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в отверстия, прятать их. Но играть малыш должен под вашим присмотром, т.к. в этом возрасте все, что видит глаз, сразу расторопные пальчики отправляют в рот.

2. Раскладываем по цвету. Примерно в том же возрасте можно начинать учить малыша сортировать палочки по цветам. Для начала выберите палочки двух цветов и покажите, как их можно разложить на две разные кучки. Можете предложить ребенку разложить палочки по коробкам или пакетикам. Когда малыш научится справляться с заданием, добавьте палочки еще одного цвета. Такая игра развивает сенсорное восприятие, умение сравнивать, находить сходство и различия, знакомит малыша с логическими операциями анализа и синтеза на элементарном уровне.

3. В мире пластилина. Обычно в год — полтора ребенку начинают предлагать разнообразные творческие задания, в том числе, конечно, игры с пластилином. Умение в процессе творчества сочетать различные материалы развивает не только воображение и креативность, но и умение нестандартно мыслить. Счетные палочки прекрасно сочетаются с пластилином. Они могут стать:

колючками у ежика
стебельком у цветка
стволом дерева
забором в пластилиновом мире
трубой у пластилинового домика
ручками-ножками пластилинового человечка
ножкой грибочка
И еще множеством разных предметов, которые вам подскажет ваша фантазия.

4. Играем в геометрию. Когда начинать знакомить ребенка с математикой, родители решают сами. Кто-то уже над детской кроваткой вывешивает цифры и геометрические фигуры. А кто-то ждет, пока ребенку исполнится четыре-пять лет. Или когда малыш сам проявит интерес к математике. В любом случае изучать математику со счетными палочками очень удобно. Они помогут не только научиться считать, но и познакомят с геометрическими фигурами, помогут очень понятно и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем квадрат отличается от прямоугольника, как из одной фигуры можно получить другую и многое-многое другое. Можно:

выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек
выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек по нарисованному контуру
играть в превращения: из одних геометрических фигур делать другие

Малыш может просто наблюдать за этими волшебными превращениями, а ребенку постарше (от 4-5 лет) можно предлагать выполнять задания самому: «Как из квадрата сделать ромб? А параллелограмм? Как, добавив одну палочку, превратить квадрат в трапецию? В треугольники? Сколько палочек надо убрать из квадрата, чтобы он превратился в треугольник? А сколько палочек надо добавить, чтобы квадрат превратился в прямоугольник?» Если вы занимаетесь с палочками одного цвета, то все изменения с добавлением количества палочек (из треугольника — квадрат, из квадрата — трапеция или прямоугольник и т.п.) для большей наглядности можно делать с помощью палочек другого цвета. Например, вы показываете ребенку фигурку, потом он отворачивается, а вы совершаете превращение. После этого ребенок должен посмотреть на результат и ответить на вопрос «что изменилось» и постараться понять, как это получилось.

знакомить с геометрическими понятиями
С помощью палочек можно очень доступно и наглядно объяснить ребенку, что такое сторона (палочка) и что такое угол (место, где одна палочка встречается с другой). Можно объяснить ребенку, что такое диаметр, и почему от диаметра зависит величина круга. Для этого достаточно положить рядом две палочки на лист бумаги и нарисовать вокруг них круг соответствующего диаметра. Две палочки — это диаметр круга, одна палочка — радиус. А если взять три палочки и нари

m.vk.com

Логопедические пособия своими руками – игровой набор «Собирай-ка». В помощь логопеду дошкольного учреждения

Разделы: Логопедия

Специалисты логопеды и дефектологи часто изготавливают различные пособия своими руками. Предлагаем вашему вниманию многофункциональный игровой набор блоков “Собирай-ка”. Набор можно использовать на коррекционно-развивающих и логопедических занятиях для решения различных коррекционных и обучающих задач. Кроме предлагаемых автором игр, Вы можете придумать и другие игры для решения текущих коррекционных задач.

“Собирай-ка” представляет собой набор картонных промышленных крупногабаритных коробок из-под товаров – молока, печенья и т. д. Коробки следует обтянуть однотонным цветным ситцем – каждая коробка одного цвета: красная, синяя, розовая, оранжевая и т. д. Необходимо сделать несколько коробок одинакового цвета. Коробки могут отличаться по габаритам.

Различные игры по строительству башен.

Цели: Закрепление понятий ребенка о цвете, величине. Развитие представлений об объемных кубических формах, их свойствах и особенностях манипуляций с ними, понятие о равновесии, устойчивости.

Игры можно проводить индивидуально или с группой детей.

Игра “Собирай-ка красную, желтую и оранжевую башню”.

Цель: Усвоение и закрепление восприятия основных и вспомогательных цветов.

Ребенку предлагают построить башню или домик определенного цвета. Инструкция может быть представлена вербально или в форме наглядной схемы.

Игра “Собирай-ка башню из больших блоков”.

Цель: Усвоение и закрепление представлений о величине.

Ребенку предлагают построить башню или домик из блоков определенного размера – больших, маленьких, средних.

Развитие мышления и конструктивных способностей, умения работать по схеме, чертежу.

Различные игры по строительству объектов по заданной схеме, картинке, чертежу.

Цели: Развитие интеллектуальных способностей, развитие и координация общих движений при манипуляциях с блоками.

Игра “Собирай-ка дом (или лабиринт, или башню) по схеме”. Ребенку предлагают сложить объект по заданной схеме. Игра может проходить индивидуально или с группой детей.

Игра “Собирай-ка картинку”. Кубы используются по типу кубиков “Разрезные картинки”. На кубы пришит шнур по контуру изображения какого-либо предмета. Надо расположить кубы так, чтобы изображение фигуры было видно или сбоку (кубы строим вверх), или сверху (кубы располагаем на полу, на плоскости).

Развитие внимания, памяти, сукцессивных способностей.

Игры на запоминание определенных последовательностей.

Цель: развитие способности к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности.

Игра “Собирай-ка поезд: первый вагон – желтый, второй – красный, третий – синий, четвертый – красный”.

Ребенку предлагают построить поезд, соблюдая определенную последовательность – по цвету, величине или с использованием каких-то знаков, нашитых на блоки. Эту игру можно проводить по словесной инструкции – для развития слухового внимания или по зрительной инструкции (по схеме) – для зрительной модальности.

Игра может проходить индивидуально или с группой детей.

Развитие мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения.

Игры на развитие мышления.

Цель: тренировка и развитие основных мыслительных операций.

Игра “Продолжи ряд”. По словесной или зрительной инструкции ребенку задаётся определенная последовательность фигур, ребенок должен суметь продолжить ряд самостоятельно, соблюдая заданную последовательность. Например, синий блок, зеленый, желтый…

Игра “Четвертый лишний”. Блоки разложены по 4. Три из них сходны по одному признаку, а 4-й отличается от них. Например, 3 больших блока, 1 маленький. Ребенку предлагается убрать лишнюю фигуру и добавить подходящую. Затем надо объяснить свои действия.

Игра “Найди пару”. Из фигур построены разные башни. Каждому ребенку выдается схема башни. Нужно найти башню, соответствующую полученной схеме.

Речевые игры и игры с речевым сопровождением.

Цели: активизация речи ребенка, отработка определенных речевых навыков, словаря, грамматических форм, закрепление правильного звукопроизношения.

Игра “Какого это цвета?”. Закрепление названий цветов.

Ребенку предлагают называть цвета блоков, из которых он строит объекты.

Игра “Где игрушка?”. Закрепление понимания многоступенчатых инструкций. Ребенку предлагают посадить куклу на синий большой кубик, а машину спрятать за желтый маленький кубик и др. инструкции.

Игры и задания на автоматизацию поставленных звуков.

Например, при введении звука “С” в самостоятельную речь, выполнение и проговаривание действий: “Самолет сел на синий кубик”.

Игры и задания на отработку грамматических форм. Например, работа над предложными конструкциями: “Зайчик спрятался за кубик, зайчик выскочил из-за кубика”.

Дети могут и сами прятаться за блоки и построенные башни. Эти задания эмоциональны, раскрепощают детей, усиливают активность, интерес.

При работе над связной речью, кубики могут быть использованы, как средство организации драматизации. Например, построить из кубиков теремок, затем инсценировать сказку.

Развитие математических способностей счётных операций и пространственных представлений.

Игры и задания с использованием счетных операций, упражнения для формирования и отработки пространственных ориентировок.

Цели: развивать математические способности ребенка, активизировать речевые возможности, формировать пространственные ориентировки, развивать ощущение своего тела в пространстве, удерживать в памяти и выполнять многоступенчатые инструкции.

Игра “Собирай-ка башню из 3 (4-8 и проч.) блоков”. Ребенку предлагают выполнить постройку из заданного количества блоков. Инструкцию можно дать вербально или с использованием табличек с цифрами (отработка узнавания и запоминания цифр). Можно усложнить задание, дополнив заданное количество строительных блоков характеристикой цвета.

Игра “Найди башню, которая построена из 5 (1-2-3-4 и проч. количества) блоков”.

Игра “Где чей домик”. Детям предлагают спрятаться за домик или в домик с определенными характеристиками. Например: “Сережа спрячется в домик из 5 блоков, Настя – из 3 блоков, Поля – из 2 блоков”. Для активизации звукового анализа это задание можно усложнить: “Тот, чьё имя начинается на звук “Н”, спрячется в домик из 3 блоков; тот, чьё имя начинается на звук “П”, спрячется в домик из 2 блоков” и т. д.

Игры и задания на отработку понятий “справа”, “слева”, “сверху”, “снизу”, “за”, “перед” и т.д.

Развитие коммуникативных способностей, сотрудничества в игре и совместной деятельности.

Для развития этих способностей детям предлагаются коллективные задания для всей группы или для подгрупп.

Цели: учить детей взаимодействию, сотрудничеству, умению договариваться.

Игра “Строим вокзал (театр, магазин, дом культуры, школу, стадион и т. д.)”. Обучение совместным действиям по плану.

Развитие произвольного торможения.

Игры и задания на развитие произвольности и торможения.

Цели: формировать произвольность, торможение, самоконтроль.

Игра “Светофор”. Кубики свободно разложены по группе. Дети передвигаются между кубиками, возле каждого красного куба подают сигнал хлопком или останавливаются и считают про себя до трёх, потом продолжают движение. Возле каждого зеленого кубика произносят: “Би-биб!”. Дети могут передвигаться самостоятельно, не зависимо друг от друга, или парами, или “паровозиком”, взявшись друг за друга.

Кубики, как средство для расслабления и снятия напряжения.

Разбрасывание кубиков и рассыпание башен способствует снятию напряжения.

В заключении хочется отметить, что все упражнения с набором “Собирай-ка” проходят эмоционально. В процессе игры дети с радостью двигаются, перемещая блоки набора. Стараются придумывать свои собственные задания с использованием блоков, правильно формулировать задания, правильно произносить поставленные звуки.

Используя набор “Собирай-ка”, логопед в интересной игровой форме может решить различные коррекционные задачи.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Логопедический кабинет в ДОУ

Автор: Светлана Сергеевна Утюжникова, учитель-логопед МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

Коррекционная предметно-развивающая среда для дошкольников

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации логопедической работы стремились к тому, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считалось, что логопедическая работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, игровые приёмы, игры-соревнования, сюрпризные моменты, коллективное составление рассказа, наглядные средства, схемы, модели и другое, что будет способствовать более успешному развитию монологической речи.

Логопедический кабинет функционирует по четырём направлениям и является лучшим кабинетом в Забайкальском Крае в конкурсе «Кабинет логопеда»- III место, лучшим кабинетом во всероссийском конкурсе «Логопедический кабинет», кабинет для преподавания гуманитарных наук-III место.

Основные направления кабинета:

Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;

Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;

Оказание консультативной помощи педагогам, родителям;

Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета мы разделили на несколько зон, приведём краткое описание.

Кабинет учителя-логопеда состоит из нескольких зон:

Зона консультативной работы;

Зона организационно-планирующей деятельности; помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.

Зона диагностики и коррекционной работы. Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.

Зона коррекции звукопроизношения; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Зона игровой терапии. Арт-терапевтическая мастерская. Основная техника — арт-терапия, объединяющая группу направлений, основанных на художественной деятельности участников, включая рисунок, музыку. Цель организации и работы арт-терапевтической мастерской — создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, сохранения психического здоровья воспитанников, что отвечает ФГТ.

В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей:

«Речеград» (игры с буквами, словами, дидактический материал для развития связной речи);

«В царстве смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи);

«Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики);

«Книгочей» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения);

«Познаём мир» (учебно – наглядные пособия для развития познавательной деятельности);

«Королевство зеркал» (комплексы игровых упражнений для развития мимической мускулатуры).

Коррекционно – развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического кабинета — создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Широко используем игры и тренажёры, изготовленные своими руками в работе с детьми, это:

— Дизайн интерьера кабинета;

— Логопедический уголок «Домик звуков»;

— «Речеград» (игровое упражнение «Тигрёнок с буквой «Р»;

— Атрибуты дыхательной гимнастики: «Солнышко», «Облачко», «Бабочки»;

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания;

Материал: цветная самоклеющая плёнка.

— «Ловкие пальчики» Тренажёры «Солнышко»;

Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения, умение наблюдать;

Материал: обычные пластинки, самоклеющая плёнка, клей, прищепки.

Игровое упражнение «На что похоже?». Предлагается рассмотреть модель, отсоединить лучики и ответить на вопрос «На что похоже?» (на круг, мяч, часы, луну, колобок).

— Пальчиковый тренажёр «Ёжик»;

Цель: развивать мелкую моторику рук, умение присоединять прищепки, отсоединять, развивать речь.

Материал: прищепки, обои, клей.

— «Ловкие пальчики». Тренажёр «Календарь природы»;

Он представляет собой большой круг (обычная пластинка), разделённый на четыре сектора.

Каждый сектор имеет свой цвет, который соответствует определённому сезону календарного года: синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (осень).

Для каждого времени года подобраны красочные иллюстрации и цветные прищепки – символы месяцев года.

Календарь многофункционален: используется (по ознакомлению с природой, развитию речи, логике), в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми. Детям очень нравится манипулировать цветными прищепками, при этом у них развивается мелкая моторика рук. Введение такого календаря развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

— «В царстве смекалки». Дидактическое пособие «Ребусы»;

Описание: В цирке работает клоун, он надувает шарики с ребусами, следует разгадать ребусы: стул, гроза, тигры, крот, дым, почка, юля, лак.

— Дидактическое панно «Путешествие слова»;

Цель: активизировать и обогащать активный и пассивный словарь детей, повысить уровень владения грамматическими конструкциями, совершенствовать умение связно, последовательно излагать свои мысли.

Материал: бумага, самоклеющая плёнка, цветная бумага, клей, трафареты фигурок.

— Дидактическое панно «Координация движения» — «Ладошки»;

Цель: Отрабатывать умение различать вверх, вниз, между, слева – справа, работать над зрительно – моторной координацией рук и аккуратностью, точностью выполнения. Научитесь понемножку играть в быстрые ладошки. Важно строго по порядку всё быстрее, без оглядки, все упражнения показать.

— Логопедический уголок «Словесный сад» для родителей и детей;

— Дидактическое панно « Цветы». Игра «Весёлый счёт»;

Дети упражняются в согласовании числительного и прилагательного с существительным.

— Дидактическое панно «Семья грибов», по теме: «Лес. Грибы и ягоды»;

Материал: трафареты фигурок, самоклеющая плёнка, картон, клей.

Цель: обучение рассказыванию по картине, развитие связной речи.

— Дидактическое пособие «Жар-птица»;

Цель: знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира, развитие эстетического отношения к действительности, фантазии, укрепление межпредметных связей (литература). Составление рассказов по памяти и по представлению.

Материал: самоклеющая плёнка, цветная бумага, картон, клей.

Таким образом, влияние коррекционно-развивающей среды создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, развивает творческие способности у детей.

ped-kopilka.ru

Смотрите так же:

  • Страховка медработников Форум на Остановке. Общение гепCников, эскулапов и примкнувших к ним. Страхование медработников от гепатита Страхование медработников от гепатита Страхование медицинских работников на случай их заражения вирусными гепатитами […]
  • Сорвал резьбу на коллекторе Сорвал резьбу на коллекторе поставь еще 2 гайки и выкрути шпильку . или просто затяни ту которая с сорванной резьбой Гайка провернулась почти на коньчике, и ни вперёд, ни назад, на одном месте вхолостую. дремелем\бормашиной с мелким […]
  • Шуточное наказания для парня Придумать наказание для парня. Девчата,как можно парня наказать? Ляпнула ему, что заслуживает наказание за свое повидение. Да же не думала, что он отреагирует. Судя по ответу он не против. Начну с того, что познакомились не так давно, три […]
  • Адвокаты по гражданским делам волгоград Адвокат по семейным делам г. Волгоград Адвокат по семейным делам в Волгограде незаменим при урегулировании самых разных вопросов, касающихся, например, раздела имущества бывших супругов. В современном российском обществе развод, то есть […]
  • Детские пособии в 2018г Максимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2018 году: сумма Какой максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2018 году? Как рассчитывается эта сумма? Нужно ли производить перерасчет уже назначенных максимальных пособий […]
  • Сколько получает юрист в новосибирске Сколько зарабатывает адвокат в России — интервью Уровень дохода адвоката в России напрямую зависит от его профессионализма и опыта. Средняя зарплата адвокатов составляет около 40-50 тыс. рублей в месяц, но значительно отличается от […]