Основной закон республики саха якутия

Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) (с изменениями и дополнениями)

Конституция
(Основной Закон)
Республики Саха (Якутия)

С изменениями и дополнениями от:

26 января, 20 апреля 1994 г., 7 июля 2000 г., 15 июня, 17, 18 июля 2001 г., 28 января, 6 марта, 29 апреля 2002 г., 10 июля 2003 г., 25 апреля 2006 г., 14 февраля 2007 г., 22 июля 2008 г., 18 февраля, 22 апреля, 17 июня 2009 г., 8 июня 2012 г., 15 июня 2016 г.

Принята Верховным Советом Республики Саха (Якутия) 4 апреля 1992 г.

Утверждена Законом Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 г. 54-З N 445-II

Информация об изменениях:

Конституционным Законом Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2009 г. 692-З N 275-IV в преамбулу Конституции внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Конституционного Закона

О толковании преамбулы настоящей Конституции см. Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2009 г. N 2-П

Мы, многонациональный народ Республики Саха (Якутия),

Выражая волю к сохранению исторически сложившейся государственности республики,

Принимая во внимание вхождение Якутии в состав Российского государства в XVII веке, образование в 1922 году Якутской Автономной Советской Социалистической Республики, как признание государственности Якутии, преобразованной в 1990 году в Якутскую-Саха Советскую Социалистическую Республику в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете республики, переименованную в 1991 году в Республику Саха (Якутия) на основании постановления Верховного Совета Якутской-Саха Советской Социалистической Республики,

Считая республику субъектом Российской Федерации на принципах конституционно-договорных отношений,

Реализуя общепризнанные права на самоопределение и равноправие народов,

Уважая вклад предшествующих поколений в развитие республики,

Исходя из высокой ответственности перед нынешним и будущими поколениями,

Признавая принципы демократического общества,

См. Определение Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2001 г. N 4-О

Заботясь о сохранении и самобытном развитии народа республики,

Выражая интересы и волю каждого к свободе, равенству, миру и прогрессу,

Принимаем настоящую Конституцию и считаем ее впредь Основным законом Республики Саха (Якутия) — государства в составе Российской Федерации.

constitution.garant.ru

«КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)» (ред. от 10.07.2003) (Текст Конституции (Основного закона) РС(Я) утвержден Законом РС(Я) от 17.10.2002 54-З N 445-II)

КОНСТИТУЦИЯ
(ОСНОВНОЙ ЗАКОН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Принята Верховным Советом
Республики Саха (Якутия) 4 апреля 1992 года

(с изменениями и дополнениями, внесенными законами РС(Я)
от 26 января 1994 года, от 20 апреля 1994 года,
от 7 июля 2000 года, от 15 июня 2001 года,
от 17 и 18 июля 2001 года, от 28 января 2002 года,
от 6 марта 2002 года, от 29 апреля 2002 года;
в редакции Закона РС(Я)
от 10.07.2003 года 40-З N 81-III)

Текст Конституции (Основного закона) РС(Я)
утвержден Законом РС(Я)
от 17.10.2002 54-З N 445-II)

Мы, многонациональный народ Республики Саха (Якутия),
ВЫРАЖАЯ волю к сохранению исторически сложившейся государственности республики,
ОСНОВЫВАЯСЬ на Декларации о государственном суверенитете республики,
СЧИТАЯ республику субъектом Российской Федерации на принципах конституционно-договорных отношений,
РЕАЛИЗУЯ общепризнанные права на самоопределение и равноправие народов,
УВАЖАЯ вклад предшествующих поколений в развитие республики,
ИСХОДЯ из высокой ответственности перед нынешним и будущими поколениями,
ПРИЗНАВАЯ принципы демократического общества,
ЗАБОТЯСЬ о сохранении и самобытном развитии народа республики,
ВЫРАЖАЯ интересы и волю всех граждан республики к свободе, равенству, миру и прогрессу,
ПРИНИМАЕМ настоящую Конституцию и считаем ее впредь Основным законом Республики Саха (Якутия) — государства в составе Российской Федерации.

Глава 1
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1. 1. Республика Саха (Якутия) является демократическим правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение.
2. Наименования Республика Саха (Якутия) и Республика Саха равнозначны.
3. Суверенитет Республики Саха (Якутия) означает меру ее самостоятельности в обеспечении своего экономического, социального и культурного развития и обладание ею всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
4. Источником государственной власти в Республике Саха (Якутия) является ее народ, состоящий из граждан всех национальностей. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе право осуществления государственной власти.
5. Народ выражает свою суверенную волю через представительные органы власти или непосредственно.
6. Высшим выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Статья 2. 1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
2. Государство имеет основной целью и задачей создание условий для материального благосостояния и духовного развития народа, равных возможностей всем гражданам.

Статья 3. 1. Государственная власть в Республике Саха (Якутия) действует в соответствии с принципом разделения и равновесия законодательной, исполнительной, судебной властей.
2. Государство осуществляет свою деятельность на принципах демократии, социальной справедливости, на основе сочетания и гармонии общечеловеческих и национальных ценностей.

Статья 4. 1. Демократия в Республике Саха (Якутия) осуществляется на основе идеологического и политического многообразия, многопартийности и законности. Общественные объединения создаются и действуют в рамках Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Саха (Якутия).
2. Деятельность по разжиганию расовой, национальной и религиозной вражды и ненависти, призывы к насилию и насильственному ниспровержению конституционного строя, к нарушению территориальной целостности Республики

zaki.ru

Сегодня, 22 апреля 2009 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят Конституционный закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)»

Автор: Прокуратура республики · Published 22 апреля 2009 · Updated 29 сентября 2016

Сегодня, 22 апреля 2009 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят Конституционный закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)».

Данным законом во исполнение требований Прокуратуры Республики Саха (Якутия) и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) из ведения республики исключено установление отношений собственности, из полномочий Госсобрания — установление порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, приведены в соответствие федеральному законодательству условия наделения статусом Президента республики, а также положения об ограничениях деятельности Президента и народных депутатов республики.

Кроме того, согласно протесту прокурора от 23.09.2008 подлежат приведению в соответствие федеральному законодательству преамбула, положения о суверенитете, статусе Президента и Правительства республики, ряд положений о территориальной целостности республики, а также порядок принятия конституционных законов республики.

В целях устранения названных нарушений осуществляется взаимодействие с органами власти республики в составе образованной Президентом республики рабочей группы, в рамках которой в настоящее время обсуждается редакция положений преамбулы и статьи 1 Основного закона.

Работа по приведению Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в соответствие Конституции России и федеральному законодательству прокуратурой республики продолжается.

proksakha.ru

Вспоминая новейшую историю Якутии

Развитие государственности в России, так и в нашей республике федерализма представляет собой многоаспектный феномен, постижение сущности которого необходимо в повседневной жизни каждому жителю республики. Нельзя сбрасывать со счетов неуменьшающийся дефицит правовой информации. По истечению времени часть населения и в первую очередь молодежь не имеют достоверной и полной информации о глубине преобразований в федеративном устройстве Российской Федерации, в государственном строительстве Республики Саха (Якутия) в 90-х годах XX столетия.

Мы обязаны принять конструктивные меры по активизации разъяснительной работы, которая способствовала бы населению четко представлять о последствиях происходивших конструирований политической системы.

Поиски верного, надежного выхода из тяжелой кризисной ситуации, в которую оказалась ввергнута наша республика и Россия в целом, требовали ускорить процесс принятия Декларации о государственном суверенитете и новой Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия).

Декларация, провозгласившая государственный суверенитет Якутии, в составе обновленной РСФСР, во-первых, четко определила, что носителем суверенитета и источником государственной власти является ее народ, состоящий из граждан республики всех национальностей, во-вторых, установила, что полновластие народа реализуется на основе Конституции (Основного Закона) и через представительные органы, в-третьих – четко определила предметы ее ведения и полномочия.

Президент и правительство Российской Федерации были искренни в своих добропорядочных чувствах к нуждам и заботам якутян. После принятия Декларации о государственном суверенитете республики приняты: Указы президента Российской Федерации (18.08.1993г.) «О первоочередных мерах по реализации Федерального Договора в Республике Саха (Якутия); от 11 декабря 1991г. «О полномочиях Якутской-Саха ССР в распоряжении природными ресурсами республики», Соглашение о взаимоотношениях между правительствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по экономическим вопросам (31 марта 1992г.), Соглашение о разграничении государственной собственности между Российской Федерации и Республикой Саха (Якутия) (25 ноября 1992г.)

В целях эффективного проведения экономической реформы, стремясь к стабилизации социально-политической обстановки, укреплении законности, защиты суверенитета республики и основываясь на Декларации о государственном суверенитете, постановлении первого Съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР» Верховный Совет принял следующие основополагающие законы: от 27 сентября 1990г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Я-С ССР», от 13 ноября 1990г. «Об ответственности должностных лиц за выполнение законодательных актов органов государственной власти Я-С ССР», от 26 февраля 1991г. «О государственном статусе Якутской-Саха ССР», от 2 марта 1991г. «О собственности в Я-С ССР», от 4 марта 1991г. «О земельной реформе», от 5 марта 1991г. «О местных Советах народных депутатов и местном самоуправлении», от 27 июня 1991г. «О статусе столицы Якутской-Саха ССР», от 28 июня 1991г. «О внешнеэкономической деятельности Я-С ССР», от 16 октября 1991г. «О Президенте Якутской-Саха ССР», от 18 октября 1991г. «О недрах и недропользовании», от 19 октября 1991г. «О разгосударствлении и приватизации предприятий в Я-С ССР», от 11 ноября 1991г. «О местной администрации Я-С ССР».

После принятия Декларации о государственном суверенитете Верховный Совет всесторонне работал и разработал проекты Законы «О Президенте Республики Саха (Якутия)», новой Конституции Республики Саха (Якутия). Проект Конституции (Основного Закона) был опубликован в ноябре 1990 года и после всенародного обсуждения Новая Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) была принята 4 апреля 1992 года Верховным Советом и вступила в силу 27 апреля 1992 года.

Примером конкретизирующим развитие федерализма на территории Республики Саха (Якутия) являются Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) (29 июня 1995г.), постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1994г. №1410 «О дополнительных мерах по обеспечению жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) в зимний период 1994-1995 года», от 30 марта 1996 года №355 «О неотложных мерах по повышению надежности работы объектов инженерного обеспечения г. Якутска».

Спустя 20 лет, хотелось бы особо отметить значение для Республики Саха (Якутия) Указа первого президента Российской Федерации Б.Н. ЕЛЬЦИНА от 26 апреля 1994 года «О восстановлении справедливости в отношении репрессированных в 20-30 годы представителей Якутского народа».

Во время второго пребывания президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в 1993 году в Республику Саха (Якутия), первый президент Республики Саха (Якутия) М.Е. НИКОЛАЕВ внес ряд конструктивных предложений по проблемам развития республики. Значительная по масштабу и по объему работа была проведена группой помощников президента республики по исполнению Протокола совещания при президенте Российской Федерации. Так, проект Программы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2020 года был утвержден в феврале 2007 года правительством Российской Федерации. При подготовке Указа президента Российской Федерации по постановлению ЦК ВКП(б) от 9 августа 1928 года в пояснительной записке, составленной докторами исторических наук В.Н. ИВАНОВЫМ, Е.Е. АЛЕКСЕЕВЫМ, постоянным представителем Республики Саха (Якутия) при президенте РФ К.Е. ИВАНОВЫМ было указано: Руководители ЯАССР во главе с М.К. АММОСОВЫМ в заявлении от 11 августа 1928 года на имя В.М. МОЛОТОВА указывали, что они еще до принятия постановления решительно выступили против «ошибочной установки по национальному вопросу» в проекте Постановления и указывали, что комиссия «не поняла положительных особенностей развития якутской организации». Они обращали внимание на то, что комиссия сделала «преждевременные и скоропалительные оргвыводы, произведенные в Якутске до решения ЦК». Тревога руководителей республики была реальной – они поняли коварный характер оценок постановления для судеб народа, для кадровой политики.

Конституция Российской Федерации, Федеративный Договор, Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия), Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Соглашения между правительствами РФ и РС (Я), Указы президента Российской Федерации «О восстановлении справедливости в отношении репрессированных в 1920-1930 годы представителей якутского народа», от 7 апреля 2014 года «О 100-летии образования ЯАССР» — это составные части конституционно-договорной модели федеративного устройства Российской Федерации.

В.П. ДАНИЛОВ, консультант-эксперт президента Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник народного хозяйства, народный депутат Верховного Совета ЯАССР XII созыва и Ил Тумэна 2 созыва, руководитель помощников президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева с 1992-2000г.г., почетный гражданин Момского улуса.

sakhalife.ru

Конституция Республики Саха (Якутия)

Конституция Республики Саха (Якутия) — Основной закон Республики Саха (Якутия). Принята Верховным Советом Республики Саха (Якутия) 4 апреля 1992 г. Изменения и дополнения вносились республиканскими законами от 26 января 1994 г., от 20 апреля 1994 г., от 7 июля 2000 г., от 15 июня 2001 г., от 17 и 18 июля 2001 г., от 28 января 2002 г., от 6 марта 2002 г., от 29 апреля 2002 г., 10 июля 2003 г., 25 апреля 2006 г.)

  • преамбулы
    • 2 разделов
    • 11 глав и 127 статей в I разделе
    • и 4 статей во II разделе (переходные положения)

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое «Конституция Республики Саха (Якутия)» в других словарях:

    Конституция Республики Саха — (Якутия) Основной закон Республики Саха (Якутия). Принята Верховным Советом Республики Саха (Якутия) 4 апреля 1992 г. Изменения и дополнения вносились республиканскими законами от 26 января 1994 г., от 20 апреля 1994 г., от 7 июля 2000 г., от 15… … Википедия

    Саха (Якутия) — Запрос «Якутия» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Республика Саха (Якутия) Саха Республиката … Википедия

    Конституция республики в составе — РФ конституция, единый нормативный правовой акт, обладающий наибольшей юридической силой в системе собственного законодательства соответствующего субъекта РФ, закрепляющий конституционный … Энциклопедия права

    Конституция республики в составе — РФ конституция, единый нормативный правовой акт, обладающий наибольшей юридической силой в системе собственного законодательства соответствующего субъекта РФ, закрепляющий конституционный статус республик в составе РФ, исходные положения которого … Большой юридический словарь

    Конституция Республики Карелия — Конституция Республики Карелия основной закон Республики Карелия. Действующая в настоящее время Конституция Республики Карелия принята Палатой Представителей Республики Карелия 7 февраля 2001 года. Содержание 1 История 1.1 Первая… … Википедия

    Конституция Республики Башкортостан — Конституция «Конституция Республики Башкортостан» Номер: N ВС 22/15 Принятие: Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993 года Подписание: Президентом Республики Башкортостан 24 декабря 1993 года Вступление в силу … Википедия

    Конституция Республики Бурятия — Основной закон Республики Бурятия. Принята Верховным Советом Республики Бурятия 22 февраля 1994 г. C изменениями от 19 июня 1996 г., 22 июня 1999 г., 25 декабря, 29 декабря 2000 г., 11 марта, 24 декабря 2001 г., 1 июля, 21 ноября, 29 декабря, 30… … Википедия

    Конституция Республики Дагестан — основной закон Республики Дагестан. В настоящее время действует редакция с изменениями от 12 октября 2005 года, 4 апреля и 8 декабря 2006 года, 7 октября 2008 года, 3 февраля 2009 года, 5 апреля 2010 года … Википедия

    Конституция Республики Татарстан — Конституция Республики Татарстан основной закон Республики Татарстан. Введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665 XII. С изменениями от 29 ноября 1994 г., 30 марта и 8 декабря 1995 г., 27 ноября 1996 г., 26 … Википедия

    Конституция Республики Тыва — Конституция Республики Тыва Основной закон Республики Тыва, принятый 6 мая 2001 года[1]. С изменениями от 24 июня 2003 г., 28 декабря 2005 г и 11 апреля 2010 г. Содержание 1 Структура 2 … Википедия

    dic.academic.ru

Смотрите так же:

  • Список литературы по опеки и попечительству Список литературы / Правовое регулирование института приемной семьи Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. Семейный кодекс Российской Федерации […]
  • Интернет преступления статистика Генпрокуратура назвала мошенничество одним из самых распространенных видов преступлений В 2017 году мошенничества в среднем регистрировались каждые три минуты МОСКВА, 7 января. /ТАСС/. Мошенничества стали в 2017 году одними из самых […]
  • Закон рф от 18041991 1026-1 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I"О милиции" С изменениями и дополнениями от: 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 […]
  • Закон о зеленых насаждениях в г москве Закон г. Москвы от 5 мая 1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 5 мая 1999 г. N 17"О защите зеленых насаждений" С изменениями и дополнениями от: 21 февраля, 19 декабря 2001 г., 25 июня […]
  • График выдачи пенсий в декабре в ногинске График выплаты пенсий в декабре 2018 года в Санкт-Петербурге График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат в декабре 2017 года через отделения почтовой связи Санкт-Петербурга: По ОПС 198218; 198326; 198411; 198517; 198325; 198327; […]
  • Ук рф 79 ст Статья 79. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания См. комментарии к статье 79 УК РФ Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ в часть 1 статьи 79 внесены изменения Об ответственности за невыполнение лицом, […]