Ст 263 ук рф ч3

Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 195-ФЗ статья 263 дополнена примечанием

Комментарий к Ст. 263 УК РФ

1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта преступления выступают, в частности, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.

Безопасность движения и эксплуатации указанных видов транспорта (включая метрополитен) представляет собой состояние защищенности процесса движения различных транспортных средств и самих транспортных средств, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

2. Предметом преступления являются транспортные средства.

Железнодорожный транспорт: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Воздушный транспорт: самолеты, вертолеты, мотодельтапланы и иные летательные аппараты, используемые для передвижения по воздуху.

Морской транспорт: морские суда (подводные и надводные корабли и т.д.).

Внутренний водный транспорт: судна, используемые в целях судоходства на внутренних водных путях, в том числе судна смешанного (река — море) плавания.

Метрополитен: подвижной состав, используемый для обеспечения пассажирских перевозок.

3. Нарушение правил безопасности движения включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством: проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и т.п.

4. Нарушение правил эксплуатации предполагает: отступление от требований технического обслуживания узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения транспортного средства, допуск к управлению посторонних лиц, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, погрузке и разгрузке грузов и иные нарушения порядка эксплуатации транспортных средств, обеспечивающего безопасные условия его использования.

5. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, представляет собой неправомерное невыполнение лицом должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре (в дополнениях к нему, например в должностных инструкциях) и не связанных непосредственно с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (к примеру, проведение указанными работниками транспорта забастовки в том случае, если ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей).

6. Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1 комментируемой статьи), смерть одному человеку (ч. 2) или нескольким лицам (ч. 3).

Крупный ущерб может выражаться, например, в уничтожении транспортного средства в результате аварии, заражении окружающей среды истекающей в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими вредными веществами. В соответствии с примечанием к этой статье сумма такого ущерба должна превышать 1 млн. руб.

7. Между последствием и деянием должна быть установлена причинная связь.

8. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности. При этом отказ от исполнения трудовых обязанностей всегда совершается лицом осознанно, однако в целом такое преступление будет неосторожным в силу психического отношения виновного к последствиям.

9. Субъектом преступления может быть только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.), либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, допустивший, например, к управлению транспортом неподготовленного работника, диспетчер, подавший ошибочную команду, и др.

По одному из уголовных дел субъектом комментируемого преступления наряду с командиром вертолета обоснованно признано лицо, ответственное за организацию полета — старший летный командир, который нарушил требования безопасности полетов при организации рейса вертолета МИ-8 (см. определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ N 53-О04-34 ).
———————————
БВС РФ. 2005. N 2.

10. Ответственность по комментируемой статье могут нести только те работники, на которых обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспортного средства возложены в установленном законом порядке. Высшая судебная инстанция не признала субъектом комментируемого преступления слесаря депо, который по поручению отлучившегося с места работы маневрового машиниста электровоза, не имея на то полномочий, самостоятельно привел в движение электровоз и при попытке установить его на определенном месте в депо для ремонта наехал на человека и причинил ему тяжкие телесные повреждения (см. определение Судебной коллегии ВС РФ N 89-1/н-88-1 ).
———————————
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1988 года.

11. Иные лица, например, самовольно захватившие указанное в статье транспортное средство и допустившие нарушение правил безопасности движения, могут нести ответственность по ст. 268 УК (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта).

stykrf.ru

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к статье 263 Уголовного Кодекса РФ

1. Общественная опасность комментируемого преступления заключается в том, что оно посягает на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта. Безопасность движения и эксплуатации транспорта — состояние защищенности процесса движения указанных видов транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий. Понятие эксплуатации транспорта означает использование транспорта по прямому назначению. Следует учитывать, что эксплуатация транспорта может происходить как в процессе движения, так и вне его. Однако она должна обеспечивать безаварийную работу транспорта. Если же происходит нарушение эксплуатации транспорта, не связанное с его движением, то оно не образует состава настоящего преступления, поскольку посягает на иной объект уголовно-правовой охраны. Дополнительным объектом преступления выступают жизнь и здоровье, отношения собственности.

2. Объективная сторона заключается:

а) в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Диспозиция статьи сформулирована законодателем по типу бланкетных, поэтому для уяснения содержания указанных правил необходимо обращаться к правилам безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, которые содержатся в ведомственных нормативных правовых актах, регулирующих функционирование железнодорожного, воздушного или водного транспорта, например в Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в Воздушном кодексе РФ 1997 г., Водном кодексе 2006 г.; или

б) в отказе от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом (см., например, ст. 413 Трудового кодекса РФ, ст. 26 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ст. 52 Воздушного кодекса РФ).

3. Железнодорожный транспорт представляет собой производственный технологический комплекс, включающий инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав. Инфраструктура железнодорожного транспорта — железнодорожные пути, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и т.п. К железнодорожному подвижному составу относятся все виды подвижного состава, используемые на железнодорожных путях общего пользования, подъездных путях предприятий и метрополитена. Подъездные пути, предназначенные для обслуживания предприятий и не связанные с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей, не относятся к железнодорожному транспорту по смыслу данной статьи. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации технологического железнодорожного транспорта организаций не образуют состава настоящего преступления.

4. Воздушный транспорт — совокупность судов гражданской авиации и иных средств воздухоплавания (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п.).

5. Водный транспорт может быть морским и внутренним водным. Морской и внутренний водный транспорт включает в себя: плавучие средства, осуществляющие перевозки людей и грузов; суда, проводящие научно-исследовательские и другие работы на море либо на реках, озерах, каналах, водохранилищах. Маломерные морские и речные суда также считаются водным транспортом.

6. Метрополитен — один из видов городского пассажирского транспорта, состоящий из инфраструктуры (станции, тоннели, электроподстанции, депо, вентиляционные шахты) и непосредственно подвижного состава.

7. Нарушение правил может быть допущено как действием, так и бездействием. Нарушение правил безопасности движения означает различного рода отступления от установленного порядка управления транспортом — проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута и т.п. Нарушение правил эксплуатации включает несоблюдение установленных требований, обеспечивающих безопасное использование железнодорожного, воздушного и водного транспорта, метрополитена: допуск к управлению транспортным средством посторонних лиц, выпуск в рейс воздушного судна в нелетную погоду и т.п. Преступление считается оконченным с момента наступления общественно опасного последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или причинения крупного ущерба (см. примечание к статье).

8. Необходимо установить причинно-следственную связь между отказом от исполнения трудовых обязанностей или нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, метрополитена и наступившими последствиями. Следует учитывать, что последствия могут быть обусловлены несколькими деяниями, каждое из которых само по себе либо в совокупности с другими могло привести к причинению тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба.

9. Субъективная сторона характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.

10. Субъект преступления специальный — лицо, непосредственно управляющее железнодорожным, воздушным, водным транспортом, метрополитеном, а также лицо, которое в силу занимаемой должности или выполняемой работы обязано соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации указанных видов транспорта (механик, диспетчер, наземный руководитель полетов и др.).

11. В ч. 2 анализируемой статьи установлена ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

12. В ч. 3 ст. 263 УК особо квалифицирующим признаком выступает общественно опасное последствие в виде смерти двух и более лиц.

13. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации военного воздушного или водного транспорта квалифицируется соответственно по ст. 351 либо по ст. 352 УК.

www.gk-rf.ru

Статья 263 УК РФ. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

Текущая редакция ст. 263 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 263 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения по обеспечению транспортной безопасности в части охраны безопасности движения и эксплуатации (функционирования) железнодорожного, воздушного или водного транспорта и метрополитена;
2) объективная сторона: предусматривает общественно опасное деяние в виде нарушения правил движения или эксплуатации соответствующего транспорта (действие или бездействие) либо отказа лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать данные правила, от исполнения обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом (бездействие), общественно опасные последствия, выражающиеся в причинении тяжкого вреда здоровью человека и/или ущерба на сумму свыше 1 млн рублей, и причинную связь между ними;
3) субъект: специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать рассматриваемые правила. Это лица, обеспечивающие безопасное функционирование транспорта (диспетчер, лоцман и др.) либо управляющие им или эксплуатирующие его (пилот, машинист, капитан и др.) при условии, если они приняты на работу в соответствующую систему транспорта и находятся при исполнении своих трудовых обязанностей;
4) субъективная сторона: неосторожная форма вины (легкомыслие, небрежность).

Следует обратить внимание, что военные воздушные и водные суда не образуют предмет преступления комментируемой статьи, и нарушение правил их движения или эксплуатации квалифицируется по специальным нормам о воинских преступлениях (ст. 351, 352 УК). Не относится к составу данного преступления транспорт, выполняющий исключительно технологические функции в рамках какого-либо производственного процесса (внутришахтные или внутрицеховые вагонетки, подъездные пути, не связанные с общей сетью железных дорог и предназначенные исключительно для обслуживания данного предприятия и т.п.).

Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человеку или крупного ущерба (материальный состав).

К квалифицирующим признакам преступления относится причинение по неосторожности смерти человеку (ч.2), к особо квалифицирующим — смерти двум или более лицам (ч.3).

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «О транспортной безопасности» (ст. 1 и др.);
2) ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ст. 2 и др.);
3) ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 2, 6, 26 и др.);
4) КВВТ РФ (ст. 3; глава 6 и др.);
5) КТМ РФ (ст. 2, 7 и др.);
6) ВК РФ (ст. 32, 52, 83 и др.);
7) ТК РФ (ст. 413);
8) КоАП РФ (ст. 20.26);
9) подзаконные акты:
— постановление Правительства РФ от 17.08.2007 N 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»;
— ГОСТ Р 52220-2004 «Электроподвижной состав монорельсовой транспортной системы. Общие требования безопасности» (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 04.02.2004 N 52-ст);
________________
URL: http://www.gost.ru/wps/portal/pages.CatalogOfStandarts.

— ГОСТ 30487-97 «Электропоезда пригородного сообщения. Общие требования безопасности» (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта России от 17.09.97 N 309) и др.

________________
URL: http://www.gost.ru/wps/portal/pages.CatalogOfStandarts.

3. Судебная практика. Приговором Химкинского городского суда Московской области от 24.08.2012 гр.М. осужден по ч.1 ст. 263 УК РФ за то, что, являясь помощником машиниста электропоезда и находясь на работе, допустил нарушения должностной инструкции и установленных обязанностей по контролю за высадкой и посадкой в вагоны электропоезда пассажиров, в результате чего при автоматическом закрывании дверей вагона, правая нога гр.Т. оказалась зажатой дверьми, а после начала движения электропоезда, гр.Т. была протащена по платформе и получила тяжкий вред здоровью.

________________
URL:http://oblsud.mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc& number=2084677&delo_id=4&text_number=1.

Консультации и комментарии юристов по ст 263 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 263 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

oukrf.ru

СТ 263 УК РФ.

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного,
воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу
выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного
лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом,
если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо
причинение крупного ущерба, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением
свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на
тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности
смерть двух или более лиц, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на
срок до семи лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого
превышает один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 263 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются указанные в статье виды транспорта (как сами транспортные средства общего или необщего пользования, так и производственно-технологический комплекс транспортной инфраструктуры, обеспечивающей эксплуатацию соответствующих видов транспорта). О понятии транспортной инфраструктуры см. комментарий к ст. 263.1 УК. Не являются предметом преступления внутрицеховой и внутришахтовый транспорт и инфраструктура (вагонетки, рельсы), технологически обеспечивающие производственные процессы. Также не относятся к предметам преступления боевые воздушные суда, военные корабли и военно-вспомогательные суда, являющиеся предметом ряда воинских преступлений.

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта — это полное или частичное несоблюдение установленных правовыми актами порядка управления и безопасного использования соответствующих транспортных средств. Нарушение правил безопасности движения может выражаться в несоблюдении маршрута и высоты полета, в проезде на запрещающий сигнал, несоблюдении скоростного режима и т.д. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, — это противозаконное (ст. 413 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ, ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте») невыполнение лицом должностных обязанностей, вытекающих из трудового договора (должностных инструкций), непосредственно не связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба (ч. 1) (согласно примечанию к данной статье — это ущерб, сумма которого превышает 1 млн. рублей); смерти человека (ч. 2); смерти двух или более лиц (ч. 3). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между деяниями и наступившими общественно опасными последствиями, которая часто носит сложный комплексный характер. При отсутствии указанных последствий деяния могут квалифицироваться по ряду норм гл. 11 КоАП РФ.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей совершается лицом осознанно, но преступление будет неосторожным в силу психического отношения к последствиям.

5. Субъект специальный: лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист, летчик, капитан судна, рулевой катера и др.), а также лицо, обязанное в силу выполняемой работы или занимаемой должности, соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (например, диспетчер, механик, технолог, руководитель полетов и др.).

www.ugolkod.ru

Преступления, связанные с безопасностью движения и эксплуатации транспорта

Транспортные преступления – это предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на нормальное функционирование (движение и эксплуатацию) железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и магистрального трубопроводного транспорта и причинившие вред жизни, здоровью граждан либо ущерб имущественного, организационного, морального характера.
Родовым объектом преступлений, включенных в главу 27 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и общественный порядок. Видовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта. Безопасность движения и эксплуатации транспорта – состояние защищенности процесса движения указанных видов транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий.
Предмет преступления — транспортные средства, указанные в диспозиции статьи. Различают наземный, воздушный и водный транспорт. К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному — авиационный.
Понятие эксплуатации транспорта означает использование транспорта по прямому назначению. Следует учитывать, что эксплуатация транспорта может происходить как в процессе движения, так и вне его.
С объективной стороны транспортные преступления выражаются в совершении действий либо бездействий, которые проявляются в нарушении каких-либо установленных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами либо техническими нормативами или условиями правил, направленных на обеспечение безопасного функционирования железнодорожного, воздушного, морского, речного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, а также магистральных трубопроводов.
С субъективной стороны все преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (за исключением ст. 270 и ст. 271 УК РФ) характеризуются неосторожной формой вины в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности по отношению к наступившим вредным последствиям. Мотив и цель на квалификацию деяний субъекта не влияют, а только лишь могут быть учтены при назначении наказания.
Субъектом транспортных преступлений является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В большинстве случаев субъект специальный, так как он должен быть наделен специальными признаками или управлять транспортным средством — ст. 264 УК РФ, или связан с ремонтом транспорта — ст. 266 УК РФ и т.д.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ).
Основной объект преступления — безопасность движения и эксплуатации на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, дополнительный объект — жизнь и здоровье людей. Предметом преступления выступают перечисленные в диспозиции рассматриваемой нормы виды транспорта.
Объективную сторону составляют действия, выражающиеся в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта.
Обязательный признак объективной стороны — последствия в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Состав материальный. Деяние может быть совершено путем действия и путем бездействия (например, проезд на запрещающий сигнал или несвоевременная подача такого сигнала). Ответственности за бездействие лицо подлежит только в том случае, если на него была возложена обязанность совершать определенные действия.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит возможность причинения тяжкого вреда здоровью человека вследствие нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие). При преступной небрежности лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Субъект преступления специальный — лицо, обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта в силу выполняемой работы или занимаемой должности. Указанная обязанность должна определяться на основе соответствующих нормативных правовых актов.
Ответственность по ч. 2 ст. 263 УК РФ наступает в случае неосторожного причинения смерти человеку при совершении того же деяния.
Признаком особо квалифицированного состава (ч. 3 ст. 263 УК РФ) является причинение смерти по неосторожности двум или более лицам.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).
Основным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, дополнительным — жизнь, здоровье человека.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения — это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Предмет преступления – это механические транспортные средства, т.е. автомобиль, трамвай, троллейбус, трактор, мотоцикл, иные самоходные машины и механические транспортные средства.

  1. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации указанных в статье транспортных средств;
  2. Причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1) или причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 2);
  3. Причинение по неосторожности смерти человеку (ч. 3) или причинение по неосторожности смерти человеку лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 4);
  4. Причинение по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 5) или причинение по неосторожности смерти двум или более лицам лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 6);
  5. Причинная связь между нарушением правил и наступлением общественно опасных последствий.

Диспозиция рассматриваемой статьи является бланкетной. В этой связи для определения объективной стороны состава преступления необходимо обращение в первую очередь к Правилам дорожного движения Российской Федерации и правилам эксплуатации транспортных средств.
С позиций объективной стороны состава преступления деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия.
Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной формы вины. Чаще всего имеет место преступная небрежность.
Субъект преступления специальный. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации). Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.
Квалифицированным видом преступления является нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, повлекшее причинение:

  • по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 264 УК РФ)
  • по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 264 УК РФ).

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ).
Основным объектом рассматриваемого преступления является безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительный объект — жизнь и здоровье человека. К предмету преступления относятся как транспортные средства, так и транспортное оборудование, пути сообщения, средства сигнализации, связи и др.
Объективная сторона заключается в выполнении альтернативных деяний. Это или недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения и др., или выпуск в эксплуатацию неисправных транспортных средств. Состав преступления материальный. Поэтому в содержание объективной стороны входят общественно опасные последствия и причинная связь между деянием и последствиями.
Субъективная сторона состава преступления характеризуется неосторожной формой вины (легкомыслие или небрежность). Мотивы совершения преступления могут быть различны. Они не влияют на квалификацию деяния.
Субъект преступления специальный. Им могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ).
Основным объектом данного деяния является безопасность функционирования транспорта любого вида. Дополнительный объект — жизнь и здоровье человека, имущественные интересы.
Предметом преступления являются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации и связи, другое транспортное оборудование, транспортные коммуникации.
Объективная сторона состава преступления включает в себя действия, состоящие в разрушении, повреждении, ином приведении в негодность предмета преступления. Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является наличие общественно опасных последствий в виде причинения вреда жизни, здоровью человека, имущественным интересам. Между совершенным действием и наступившими последствиями должна наличествовать причинная связь.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Преступление может быть совершено как по небрежности, так и по легкомыслию.
Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ).
Основным объектом преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ, выступает безопасность работы транспорта (кроме трубопроводного). Дополнительным — здоровье, жизнь человека. Предметом является любой вид транспорта.
Объективная сторона состава преступления заключается в нарушении (неисполнении или ненадлежащем исполнении) пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и ст. 264 УК РФ) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. С содержательной стороны преступление состоит в создании помех в работе транспорта, условий опасности лицом, которое не управляет транспортным средством.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям.
Субъектом преступления может быть лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, участвующее в движении транспортных средств. Им может быть пешеход, пассажир, велосипедист, погонщик скота и т.д. Пешеходом является лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ).
Основным объектом преступления является безопасность эксплуатации магистральных трубопроводов, дополнительный объект – жизнь и здоровье человека. Предметом преступления являются магистральные трубопроводы.
Объективная сторона преступления характеризуется такими признаками, как:

  • деяние в виде нарушения правил безопасности, допущенное при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов;
  • последствия в виде неосторожного причинения тяжкого вреда здоровью человека;
  • причинная связь между деянием и последствием.
  • Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
    Субъект преступления специальный — лицо, принимающее участие в строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Это может быть и лицо, ответственное за безопасное осуществление эксплуатации объекта, его строительства или ремонта, а также лицо, непосредственно выполняющее соответствующие работы.
    В случае неосторожного причинения смерти одному или нескольким лицам при совершении тех же деяний ответственность наступает соответственно по ч. 2 или ч. 3 ст. 269 УК РФ.

    Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ).
    Объектом рассматриваемого преступного деяния являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности жизни людей, терпящих бедствие на воде.
    Объективная сторона характеризуется бездействием, состоящим в неоказании капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Место преступления является обязательным признаком рассматриваемого состава преступления. Им является море или иные водные пути. К последним относится водное пространство (например, реки, озера, водохранилища), используемые для судоходства.
    Терпящими бедствие считаются люди, которые непосредственно находятся в воде или спасаются при помощи подручных плавающих предметов, спасательных средств, а также находящиеся на судне и подающие сигнал бедствия, если при этом им угрожает опасность.
    В соответствии со ст. 30 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде.
    Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом, при котором виновный осознает общественную опасность неоказания помощи терпящим бедствие и бездействует, несмотря на реальную возможность спасти людей.
    Субъект преступления специальный — капитан судна независимо от формы собственности, конструкции и водоизмещения или лицо, исполняющее его обязанности. Не являются субъектами преступления водители лодок, катеров и тому подобных транспортных средств.

    Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ).
    Объект преступления – общественные отношения, регулирующие установленный порядок международных полетов.
    В качестве предмета преступления выступают любые летательные аппараты (самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты и т.п.), совершающие международные полеты, т.е. пересекающие Государственную границу Российской Федерации и другого государства.
    Нарушение правил при осуществлении международных полетов может послужить причиной серьезной авиакатастрофы, международного политического конфликта, в связи с чем представляет общественную опасность и признается уголовно наказуемым.
    Объективная сторона преступления выражается в несоблюдении правил международных полетов.
    Диспозиция бланкетная. Правила международных полетов устанавливаются законами, ведомственными нормативными актами и международными соглашениями.
    Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.
    Субъект преступления специальный. Как правило, это лица, непосредственно осуществляющие управление летательным аппаратом в воздухе. Ими могут быть пилот или другой член экипажа независимо от его гражданства.

    Состав преступления: Видео


    legalquest.ru

Смотрите так же:

  • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
  • Приказ от мз 541 Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ […]
  • Какие статьи ук не попадают под амнистию 2018 Предполагается ли амнистия в 2018 году? Здравствуйте.в 2013 году моего брата гражданина узбекистана заключили под стражу,три года отбыл наказание в московском сизо после чего огласили приговор по статье 159 4 части и дали 5.6 лет и […]
  • Экскурсии с проживанием в спб Тур по Питеру с проживанием на 5 дней Подарите себе пятидневный тур в Санкт-Петербург! Красоты Северной столицы стоят того, чтобы вы смогли увидеть их хотя бы раз. Тур в Санкт-Петербург на 5 дней, цена которого сейчас сравнительно […]
  • Нотариус партнера Нотариус партнера Целью статьи "Раздел имущества, в состав которого входит исключительное право, между наследниками" является поиск правового механизма использования и распоряжения исключительным правом и иными видами неделимого имущества […]
  • Закон об радиационной безопасности Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ"О радиационной безопасности населения" С изменениями и дополнениями от: 22 […]