Чтобы принять закон нужно

Процедура прохождения законопроекта

Сначала проект вносится в Думу одним из субъектов, имеющим право законодательной инициативы. Это может быть депутат Госдумы, член Совета Федерации, Президент, правительство РФ, законодательный орган субъекта, один из высших судов (Верховный, Конституционный или Арбитражный).

Проект ставится в план работы Думы, рассылается всем депутатам и иным лицам, имеющим право законодательной инициативы (см. выше).

Проект может быть принят в первом чтении или отвергнут. Если проект прошел первое чтение, то в профильном комитете создается рабочая группа по рассмотрению поступающих поправок. При этом поправки не должны менять концепцию законопроекта, но нет единого подхода к тому, что следует понимать под термином «концепция».

Каждая поправка должна получить экспертную оценку рабочей группы, а итоги работы группы должны быть утверждены на заседании профильного комитета. Обычно этот этап занимает не менее месяца.

Затем закон выносится на второе чтение. После утверждения палатой текста с учетом поправок текст «вычищается» — производится лингвистическая экспертиза, и итоговый текст выносится уже на третье чтение.

После утверждения закона в третьем чтении закон отправляется в Совет Федерации, Совет Федерации может в течение двух недель либо принять, либо отвергнуть закон.

Если закон отвергнут — то создается совместная согласительная комиссия по обработке поступивших от Совета Федерации предложений. Текст меняется, и должен пройти все три чтения опять! Обычно Дума не тратит на это слишком много времени.

Если закон был отвергнут Советом Федерации, Госдума может преодолеть эту стадию, если подтвердит свою поддержку данного закона квалифицированным большинством. Тогда закон попадет к Президенту, минуя Совет Федерации (пример – Федеральный закон «О гарантиях избирательных прав и права граждан РФ на референдум»).

Закон, поступивший к Президенту (из Думы или от Совета Федерации) подлежит рассмотрению Президентом в течение двух недель. Если Президент подписывает закон, то он публикуется и вступает в силу.

Если же Президент «налагает вето», то вся история начинается сначала.

Если закон был отвергнут Президентом после того, как прошел обе палаты Федерального Собрания, то у него все же есть шансы обрести законную силу, если в обеих палатах при новом голосовании он наберет квалифицированное большинство (пример – закон о реституции культурных ценностей).

www.democracy.ru

В России необходимо принять ряд законов по защите прав граждан — глава СПЧ

В президентском совете готовят доклад о нарушениях прав человека на Украине, оказывают реальную помощь беженцам с юго-востока этой страны и напоминают киевским властям о социальных обязательствах перед жителями Донбасса

Москва. 12 сентября. ИНТЕРФАКС — Члены президентского совета по правам человека надеются на встречу с главой государства в октябре нынешнего года, где доложат ему о ситуации с украинскими беженцами, и планируют обсудить ряд других вопросов.

«Мы рассчитываем, что такая встреча состоится в октябре», — сказал глава СПЧ Михаил Федотов на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса» в пятницу.

Комментируя вопросы, планируемые к обсуждению, М.Федотов сообщил, что члены совета собираются рассказать президенту о ситуации на Украине.

«Мы доложим президенту о результатах нашей работы, в частности, мы будем рассказывать о нашей работе с украинскими беженцами, с некоммерческими организациями, у нас есть много тем, в том числе по работе с обращениями граждан», — сказал М.Федотов.

По его мнению, в России назрела необходимость подготовки и принятия крупных законопроектов, связанных с защитой прав граждан. В качестве примера такого уже утвержденного большого законопроекта он назвал закон об основах общественного контроля в РФ.

«Мы не очень довольны тем, каким он получился, но считаем, что это важный шаг вперед, шаг в формировании развитого законодательства об общественном контроле», — сказал глава СПЧ.

Следующим шагом может стать закон об обращениях граждан. Кроме того, члены СПЧ отмечают, что в Госдуме до сих пор лежит без движения проект закона, подготовленный советом, об общественном контроле за соблюдением прав детей, оставленных без попечения родителей. М.Федотов заявил о необходимости принятия этого законопроекта.

Глава СПЧ также предложил внести поправки в закон о гражданстве, который, по его мнению, содержит логическую ошибку.

«Законодатель грешит законодательным импрессионизмом. Вместо того, чтобы четко прописывать каждую деталь, он пытается регулировать широкими мазками. В результате этих широких мазков получаются большие юридические проблемы», — сказал М.Федотов.

Он напомнил, что в июне текущего года были приняты поправки в закон о гражданстве, которые предусматривают дополнительные льготы для определенных категорий лиц, которые претендуют на получение российского гражданства.

«Обычно от таких лиц требуется отказ от иностранного гражданства, что логично. Но когда от лиц, претендующих на получение российского гражданства, требуется отказ от российского гражданства, это понять нельзя. Это какая-то очевидная ошибка. Тем не менее, у нас в законе именно так и написано», — отметил М.Федотов.

Он процитировал выдержку из статьи 14 закона о гражданстве: «Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства Российской Федерации невозможен в силу независящих от лица причин».

М.Федотов назвал эту формулировку нелепой.

«Наш совет в своих рекомендациях предлагает внести изменения, в том числе и в этот закон», — сказал М.Федотов. По его мнению, необходимо исправить «эту совершенно очевидную ошибку».

Говоря о ситуации вокруг Украины, М.Федотов заявил, что санкционный путь бесперспективен, нужно думать о мире, а не о войне.

«Это же абсолютно бесперспективная история», — сказал М.Федотов.

Он отметил, что СПЧ всегда отрицательно относился «к подобным гонкам».

«Лучше бы мы гонялись друг с другом в чем-нибудь более полезном. У нас была гонка вооружений, сейчас гонка санкций. Ни к чему это не может вообще привести, потому что на санкции отвечают контрсанкциями. А дальше что?» — сказал М.Федотов.

По его мнению, необходимо искать пути урегулирования конфликта на юго-востоке Украины, особенно в связи с подписанием минских договоренностей.

«Сейчас нужно делать все для того, чтобы эти соглашения были реализованы, нужно просто помогать, стараться не обыграть другого, а сделать так, чтобы выиграл мир», — подчеркнул М.Федотов.

Он отметил, что в результате этих санкций, в частности, статьи российских ученых отказываются принимать в иностранные журналы.

«Статью моего заместителя по кафедре ЮНЕСКО в Высшей школе экономики ему вернули из чешского научного журнала с указанием «в связи с изменившейся редакционной политикой», — сказал он, отметив, что санкции создают нездоровую атмосферу.

«Целью войны является мир, поэтому нужно думать о мире, а не о войне», — отметил он.

Глава президентского Совета по правам человека также призвал Киев возобновить реализацию социальных обязательств на юго-востоке страны.

«Гуманитарный конвой из России — это не решение проблем, потому что Россия не может кормить эти регионы. Это экстренная помощь, помощь в чрезвычайной ситуации. Но чрезвычайная ситуация не может быть постоянной. Эти регионы должны восстановить свою нормальную жизнедеятельность. Эти районы на сегодняшний день экономически отрезаны от остальной части Украины. Здесь, в первую очередь, украинское правительство должно сказать: мы начинаем нормально выплачивать пенсии, зарплаты и так далее, пособия на детей», — заявил он.

По словам М.Федотова, «нужно начинать восстанавливать нормальные экономические отношения, в том числе финансовые отношения, бюджетные отношения».

«Наш призыв как раз к украинским властям налаживать нормальные финансовые отношения», — сказал М.Федотов.

Со своей стороны член СПЧ Илья Шаблинский заявил на пресс-конференции, что также отрицательно относится к санкциям.

«Это в итоге скажется на реальной стоимости моей заработной платы. Я чувствую, что к этому идет. Но я отношусь к числу тех членов совета, которые подписали в марте известное заявление по Крыму. Конечно, я к санкциям отношусь плохо, но у меня есть свое представление о причинах этого», — сказал И.Шаблинский.

В свою очередь член совета Яна Лантратова сообщила, что СПЧ к началу октября планирует подготовить доклад о нарушениях прав человека на Украине.

«Планируем до конца этого месяца — к началу следующего закончить готовить подборку, доклад по нарушениям прав человека на Украине. Это будет доклад в рамках рабочей группы», — сказала она.

При этом Я.Лантратова добавила, что СПЧ располагает конкретными фактами нарушения прав человека на Украине.

«Когда мы с рядом общественных организаций начали заниматься этой тематикой, оказалось, что туда уехало много ребят-добровольцев, которые помогают там людям. Они занимаются распределением гуманитарной помощи, сбором информации, кому она больше нужна, какие семьи пострадали, и есть целая группа, которая работает в пунктах временного размещения, которая занимается сбором фактов о нарушениях прав человека. У нас есть подборка материалов, например, по обстрелянным детским садам и школам юго-востока, больницам и детским домам, разрушенным зданиям, погибшим детям», — сказала она.

Я Лантратова также обратила внимание на сложности с получением в РФ статуса беженца переселенцами с Украины и их обустройством. Она напомнила, что по данным ФМС, сейчас в России находятся более 950 тыс. беженцев, многие из них сталкиваются с проблемами при обустройстве.

В частности, серьезной проблемой, отметила Я.Лантарова, является высокий налог на доход, который обязан первые полгода платить иностранный гражданин в РФ.

«Когда иностранный гражданин приезжает и начинает работать в России, он должен первые полгода платить налоги с дохода 33%. Здесь я бы вышла с инициативой дать беженцам время в несколько месяцев, чтобы они позже заплатили этот процент. Учитывая, что они встают на ноги, должны оплачивать квартиру и кормить семьи, заплатить такой налог для них очень сложно», — заявила Я.Лантратова.

По ее словам, есть проблема оформления приехавшими с Украины документов. «Они приходят в ФМС и просят дать им статус беженца или переселенца, на что ФМС им отвечает: вы же не централизованно приехали, не попали в ПВР (пункт временного размещения), вас не с помощью сотрудников МЧС перевезли в регион, вы сделали это самостоятельно. А в Москве и в области уже квот нет, езжайте в регионы. Там их отсылают обратно все по тем же основаниям», — рассказала Я.Лантратова.

Она также напомнила, что в некоторых регионах страны есть госпрограмма по переселению соотечественников, в рамках которой переселенцам дается некая подъемная сумма на первое время, чтобы встать на ноги.

«Но она работает только в определенных регионах. Мы столкнулись с тем, что порой, когда люди едут в регион, надеясь, что там программа работает, а она там не работает», — сказала Я.Лантратова.

Она сообщила, что в рамках рабочей группы по мониторингу соблюдения прав человека на территории Украины СПЧ объединил ряд некоммерческих организаций для помощи беженцам и пострадавшим на территории юго-востока этой страны.

«В Москве объединились более 51 НКО, в регионах — более 150. Мы занимались передачей гуманитарной помощи — передали 202 тонны гуманитарного груза, помогали в вывозе детей — вывезли 1780 детей. Помогали в расселении семей, которые приехали в Россию, по семьям добрых людей расселили 620 семей», — сообщила Я.Лантратова.

www.interfax.ru

Порядок рассмотрения, принятия и одобрения проектов законов

Порядок рассмотрения, принятия и одобрения проектов законов предполагает ряд стадий законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая вступлением проекта федерального закона в силу после его официального опубликования.

После внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет формирует специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ с компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрения законопроекта в первом чтении.

Рассмотрение подготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит в течение 14 дней со дня его представления. Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в трех чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен.

Первое чтение законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная Дума может вынести одно из следующих решений:

  • принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;
  • отклонить законопроект;
  • принять закон (закон может быть принят в первом же чтении только в случае, если за его принятие проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы).
  • Второе чтение законопроекта должно пройти в течение четырех месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом, включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений:

  • возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет;
  • принять законопроект во втором чтении;
  • отклонить законопроект и снять его с рассмотрения;
  • вернуть законопроект к процедуре первого чтения;
  • принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены).
  • После принятия во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения технических недостатков и окончательной доработки.

    В третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками. По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение.

    Порядок опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента РФ от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов».

    Юридическая сила законов и актов Федерального Собрания в РФ связывается с их официальным опубликованием, т. е. применяться могут только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Общее правило вступления в юридическую силу нормативных актов независимо от их формы – по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Официальному опубликованию подлежат не только вновь принятые проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания, но и все внесенные в них изменения или дополнения, при этом весь измененный нормативный акт может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

    Официальное опубликование законов и актов палат Федерального Собрания – их первая публикация (в редакции, принятой Федеральным Собранием РФ, без каких-либо изменений и поправок) в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Допускается публикация федеральных конституционных и федеральных законов и актов палат Федерального Собрания в иных печатных изданиях, информирование правоприменителей посредством компьютерных систем «Гарант» и «Консультант Плюс», а также их обнародование по телевидению и радио, направление их государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, издание их в виде отдельного книжного издания.

    Именно день официального опубликования признается днем принятия федеральных законов и актов Федерального Собрания. Датой же принятия Федерального конституционного закона считается день одобрения палатами Федерального Собрания.

    Срок официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Федерального Собрания и международных договоров РФ различен.

    1. Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ, именно он направляет федеральные конституционные законы и федеральные законы для официального опубликования.

    2. Акты палат Федерального Собрания публикуются в течение 10 дней после дня их принятия, они направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

    3. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

    Законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в вышеперечисленных печатных изданиях одновременно на всей территории РФ, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (вступление закона или акта с момента опубликования, при наступлении определенных событий или по истечении более длительного срока).

    И только после официального опубликования проекта федерального закона и вступления его в законную силу данный акт можно считать федеральным законом.

    investobserver.info

    Процедура принятия закона. Обсуждение законопроекта. Чтение законов в Госдуме. Новый закон

    Принятие федеральных законов в России осуществляется по определенным правилам. Нормативными актами предусматривается несколько стадий, которые должен пройти документ перед его утверждением. Рассмотрим далее , как принимают законы .

    Общие сведения

    Принятие законов в России осуществляется Госдумой. После утверждения они направляются в СФ для одобрения. В случае отсутствия нареканий со стороны Совета Федерации, закон передается на подпись президенту. После этого нормативный акт официально обнародуется. Таким образом, порядок принятия законов достаточно сложный. Это обусловлено необходимостью исключить создание непродуманных, скороспелых, а в ряде случаев и ошибочных нормативных актов. Кроме этого, процедура рассмотрения и принятия федерального закона Госдумой позволяет решить вопрос, касающийся финансирования его исполнения. Установленные правила направлены на недопущение противоречий в существующей правовой системе.

    Законодательный процесс в РФ

    Он предполагает совершение определенных действий уполномоченными госорганами. Процедура принятия закона проходит четыре этапа . На первом реализуется правотворческая инициатива. На следующем этапе происходит чтение законов в Госдуме . Как правило, оно осуществляется трижды. После внесения всех поправок и утверждения депутатами, акт направляется в СФ. Далее, как выше было сказано, акт подписывается президентом.

    Инициатива

    Ею обладает президент, СФ и его члены, депутаты Госдумы, правительство РФ. Кроме этого, правотворческой инициативой наделены представительные органы регионов, КС, ВС, ВАС. При этом суды могут предлагать правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. По своей сути, инициатива представляет собой право ряда органов и их служащих вносить законопроекты на обсуждение. Это действие порождает обязанность Высшей представительной структуры страны изучить их. Круг субъектов, обладающих инициативой, достаточно узкий. Обуславливается это рядом важных обстоятельств. В первую очередь, расширение перечня субъектов приведет к тому, что Высший представительный орган будет тратить большое количество времени на решение вопросов об отклонении или принятии предложений. Кроме этого, указанные выше структуры и должностные лица располагают необходимым объемом сведений о социальной жизни в государстве, чего нельзя сказать о многих других госструктурах и гражданах.

    Подготовка

    Любой новый закон должен соответствовать действительности, отражать решения, адекватные существующим условиям. Соответственно, подготовка нормативного акта начинается с выявления наиболее актуальных социальных потребностей. При этом осуществляется всестороннее изучение практики, предложений госструктур, научных данных, мнений политических объединений, прочих общественных организаций, а также граждан. Новый закон могут подготавливать разные органы. Как правило, применяется отраслевой принцип. Он предполагает, что подготовку конкретного предложения осуществляет структура, занятая в соответствующей области. Между тем, специалисты считают такой подход не всегда безупречным. В некоторых случаях формируется специальная комиссия.

    Процедура принятия и изменения закона

    Подготовленный акт направляется в высший представительный орган. Здесь происходит обсуждение законопроекта . Как выше было сказано, рассмотрение акта осуществляется трижды. Первое чтение предполагает анализ общих положений, второе – тщательное изучение деталей, внесение поправок, третье – одобрение или неодобрение. Утверждение осуществляется большинством депутатов. Процедура принятия конституционного закона требует одобрения 2/3 голосов. Рассмотрение предложения начинается с доклада представителя региона, из которого оно поступило. После этого заключение дает профильный комитет. Заслушав его, депутаты переходят к оценке и анализу нормативного акта, вносят поправки. Аналогичным образом утверждаются изменения в уже действующих законах. Одобрение нормативного акта осуществляется открытым голосованием. При этом оно может осуществляться как в отношении всего документа в целом, так и отдельных его статей. В пятидневный срок акт направляется в Совет Федерации. СФ обязан изучить его в течение 14 дней. Если акт не был рассмотрен за этот срок, то он считается автоматически утвержденным. После этого — также в 14-дневный период — документ предается президенту.

    Одобрение в СФ

    Законодательный процесс в РФ включает в себя стадию рассмотрения акта в Совете Федераций. СФ может одобрить или отклонить документ. Для утверждения акта необходимо больше 50% голосов от общего числа членов. Одобрение конституционных законов осуществляется 3/4 голосов.

    Подписание президентом

    Процедура принятия закона не будет считаться соблюденной, если акт не был рассмотрен главой страны. Даже если документ был одобрен СФ, при отсутствии подписи первого лица государства он не имеет юридической силы. При этом президент имеет право наложить вето. Если акт отклонен главой государства, он возвращается в Госдуму для доработки. Однако вето может быть снято, если в ранее утвержденной редакции за документ проголосует больше 2/3 депутатов ГД и членов СФ. В такой ситуации Президент обязан подписать нормативны акт в недельный срок.

    Опубликование

    Принятие законов в РФ завершается обнародованием. Акт, подписанный Главой страны, публикуется в официальных источниках в недельный срок. Если в документе не закреплены другие условия вступления в действие, то документ обретает юридическую силу через 10 дней после обнародования. Утвержденные и подписанные нормативные акты размещаются в общедоступном печатном издании официального характера. Ими являются, в частности, «Российская газета», «Собрание законодательства РФ». Опубликование необходимо для ознакомления общества с утвержденным актом. В противном случае нельзя применять санкции за нарушение норм, о которых субъекты не знают, и вообще, требовать выполнения установленных предписаний.

    Специфика правил

    Рассмотрим некоторые особенности принятия законов . Ключевые положения, касающиеся рассмотрения актов, закреплены в Регламенте ГД. В этом документе установлено, что изучение закона осуществляется в трех чтениях. В ходе первого исследуются только принципиально важные, ключевые положения документа. Если разногласий по ним у депутатов нет, акт передается со всеми первоначальными поправками в профильный комитет парламента. Этот орган ответственен за подготовку и прохождение закона на обсуждение. На комитет возлагается также обязанность доработать акт с учетом замечаний и предложений. После завершения работы, документ передается в ГД на второе чтение. Как выше было уже сказано, на этой стадии происходит детальное изучение норм с внесенными поправками. При отсутствии разногласий проект снова отправляется в тот же профильный комитет. На последней стадии рассмотрения не допускается внесение поправок и предложений, затрагивающих содержание документа. В третьем чтении могут вноситься корректировки редакционного характера. На завершающей стадии рассмотрения депутаты принимают решение об окончательном одобрении или не одобрении акта.

    Действия СФ

    Законодательство и регламент работы СФ предписывают рассматривать акты в течение двух недель. Между тем некоторые документы могут и не изучаться СФ. В этом случае они автоматически считаются одобренными и направляются далее президенту. При этом установлен перечень актов, рассмотрение которых обязательно для СФ. К ним относят, в первую очередь, конституционные законы. Эти акты должны быть детально изучены в СФ. Кроме этого, обязательному рассмотрению подлежат документы, касающиеся:

    1. Федерального бюджета, налогов и сборов.
    2. Вопросов таможенного, эмиссионного, кредитного, валютного, финансового регулирования.
    3. Статуса и защиты госграницы страны.
    4. Мира и войны.
    5. Денонсации и ратификации международных соглашений с участием России.

    Урегулирование разногласий

    Принятие федеральных законов далеко не всегда происходит с первого раза. В ряде случаев между СФ и ГД возникают разногласия. Точнее, Госдума не всегда согласна с причинами отклонения СФзакона. В такой ситуации формируется согласительная комиссия. После преодоления разногласий законопроект направляется на повторное рассмотрение. При этом, если при следующем голосовании за документ выступило не меньше 2/3 депутатов от общего их числа, он будет считаться утвержденным.

    Вето президента

    После одобрения закона обеими палатами он поступает на подпись к главе государства. В 14-дневный срок президент его или подписывает, или отклоняет. Вето выступает в качестве одного из инструментов сохранения баланса власти. Оно направлено на сдерживание законодательной ветви. Суть вето состоит в отказе президента ставить свою подпись в документе. Соответственно, он не получит юридической силы, даже если будет обнародован.

    Виды отказа

    Вето может быть относительным или абсолютным. В последнем случае парламент не имеет возможности его преодолеть. Соответственно, закон больше не поступает на рассмотрение. Абсолютным вето обладал император России. Относительный отказ может преодолеваться парламентом. Процедура принятия закона предусматривает определенные правила для снятия вето. Если в 14-дневный срок президент отклонил документ, то ГД и СФ вновь рассматривают его. В случае если при повторном обсуждении закон получит одобрение не менее чем 2/3 от общего состава парламента, Глава страны обязан его подписать. При этом утвержден должен быть акт в первоначальной (отклоненной президентом) редакции. То есть процедура принятия закона существенно сокращается, поскольку поправки в него не вносятся. На подписание после повторного утверждения акта парламентом президенту отводится неделя.

    Нюансы обнародования

    Назначение этой стадии заключается в доведении положений утвержденного нормативного акта до сведения населения. Обнародование может быть неофициальным и официальным. Последнее осуществляется в рамках 15 статьи Конституции. В ней сказано, что нормативно-правовые акты, утвержденные по установленным правилам, должны быть официально опубликованы. Неразмещенные в соответствующих изданиях документы не подлежат применению. Любые нормативно-правовые акты, касающиеся прав, обязанностей, свобод человека и гражданина, не могут реализовываться, если они официально не опубликованы и не доведены до всеобщего сведения. Неофициальное обнародование производится в виде изложения их содержания или сообщения об их издании в радио-, телепередачах, СМИ и пр. Ссылаться на такие акты при оформлении официальных документов, принятии решений, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, не допускается. Обнародование осуществляют от имени того органа, который издал закон или подписал его.

    Для обнародования устанавливается определенный период. Его продолжительность зависит от типа закона, который был принят. Основные сроки закреплены ФЗ № 5 от 1994 г. В нем сказано, что ФКЗ, федеральные законы должны быть опубликованы в семидневный срок с даты их подписания президентом. Размещение в соответствующих изданиях актов палат ФС осуществляется не позднее 10-ти дн. с момента их утверждения. Официальным опубликованием указанных выше документов будет считаться первое изложение полного его текста в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» либо «Парламентской газете». ФЗ и ФКЗ направляются для издания президентом. Акты палат ФС передаются председателем СФ или ГД либо его заместителем. Любой из указанных документов вступает в силу одновременно по всей территории страны через 10 дн. после опубликования.

    Другие нормативные акты

    Кроме законов, в РФ принимаются и подзаконные акты. Эти документы утверждаются разными госорганами и направлены на конкретизацию положений ФЗ и ФКЗ. Подзаконные акты считаются вторичным звеном нормативной системы. Оно дополняет первичные положения, более конкретно регламентирует разнообразные группы отношений в обществе. Вместе с этим, такие акты выступают как нормативные. Они представляют собой официальные документы, включающие в себя общеобязательные правила. Принятие подзаконных актов производится преимущественно исполнительными структурами. Такие документы обычно имеют специфические наименования. К примеру, Указы резидента, Постановления правительства, Приказы министерств относятся к подзаконным актам. На региональном уровне также действуют исполнительные органы. Они имеют право принимать подзаконные акты. К таким органам относят администрации, правительства, управления, департаменты и пр. Порядок утверждения подзаконных актов устанавливается положениями о соответствующих уполномоченных структурах. Основное требование, которое предъявляется к этим документам, заключается в обязательном соответствии ФЗ и ФКЗ. Если выявляются противоречия в положениях, то применению подлежат законы, принятые на федеральном уровне.

    Специфика действия правовых актов во времени

    После того как процедура принятия закона завершена, он начинает применяться по всей стране. Время действия акта отсчитывается с даты вступления его в силу, а заканчивается – с момента ее утраты. Последнее может обуславливаться разными причинами. Одной из наиболее распространенных считается истечение срока действия, установленного в законе. К примеру, вводилось чрезвычайное положение на один месяц. Также окончание действия может быть связано с отменой закона другим документом, заменой действующей редакции на новую и пр. Как правило, нормативно-правовые акты обратной силы не имеют. Это означает, что если субъект совершил какое-либо нарушение, к нему будут применяться положения, имевшие силу во время этого события. Исключение составляют случаи, когда вновь утвержденный акт устраняет или смягчает ответственность за противоправное поведение, и прочие особо оговариваемые ситуации.

    Действие в пространстве

    Законы, принятые в установленном порядке, распространяются на определенные территории. К примеру, ФКЗ действуют в пределах всей страны. Федеральный закон, регламентирующий предоставление дальневосточного гектара, в настоящее время распространяется только на территорию ДВ. Некоторые нормативно-правовые акты могут действовать и за пределами государства. Однако для этого необходимо включение специальных оговорок в международные соглашения, заключенные РФ с другими странами. Как правило, законы распространяются на абсолютно всех лица, находящихся в пределах государства. К ним относят не только непосредственных граждан страны, но и лиц, не имеющих гражданства, а также иностранцев. Если необходимо распространить действие закона на конкретных субъектов, их круг определяется непосредственно в тексте документа.

    Заключение

    Как видно, процедура утверждения законов достаточно сложна в России. Между тем, по мнению экспертов, наличие нескольких стадий вполне себя оправдывает. Аргументируют свою позицию авторы, в первую очередь, масштабами самой страны. Выработать закон, максимально удовлетворяющий потребности всего населения, достаточно проблематично. Необходимо учитывать разные факторы, доминирующие в том или ином регионе. Только после тщательного изучения ситуации, прогнозирования последствий можно выносить тот или иной закон на обсуждение. Именно поэтому в качестве обязательной стадии предусмотрено одобрение нормативного акта Советом Федерации. В этом органе присутствуют представители от каждого региона. Зная ситуацию в своем субъекте, они могут предположить, какие последствия возникнут при введении того или иного закона в действие. Немаловажное значение имеет своевременное подписание и обнародование нормативного акта. Одобрение закона Президентом направлено на предотвращение злоупотребления властью представительными органами. Право вето позволяет сохранять баланс сил и интересов. В рамках правоприменения особое значение имеет своевременное доведение содержания закона до сведения общественности. Если граждане не будут знать сути положений, то они, разумеется, не смогут их соблюдать. Аналогичная ситуация и с уполномоченными органами, обязанными осуществлять контроль исполнения законов. Если содержание нормативных актов не будет доведено до их сведения, структуры не смогут применять меры ответственности к нарушителям.

    businessman.ru

    Смотрите так же:

    • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
    • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
    • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
    • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
    • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
    • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]