Организационное обеспечение деятельности судов понятие и значение

Понятие, принципы и основные направления организационного обеспечения деятельности судов

1. Организационное обеспечение деятельности судов — это создание всех необходимых условий для нормального функционирования судов, обеспечение их кадровыми, финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами.

2. Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

создание условий для полного и независимого осуществления правосудия;
удовлетворение потребностей судов в кадровых, финансовых и иных ресурсах;
невмешательство в осуществление судами правосудия и строгое следование принципу независимости судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей;
при рассмотрении конкретных дел органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, не вправе давать судам какие-либо указания, а суды не обязаны (да и не вправе) исполнять эти указания, если они все же были даны;
организационное обеспечение деятельности судов осуществляется только в рамках, установленных законом и в определенном им порядке.

3. Основные направления организационного обеспечения деятельности судов:

разработка и внесение в соответствующие органы проектов законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам организации судов, установления штатной численности судей;
подбор кандидатов в судьи, проверка их профессиональной квалификации и нравственных качеств; создание и обеспечение деятельности комиссий по проведению квалификационных экзаменов кандидатов в судьи; дача заключений о возможности назначения кандидата на должность судьи;
дача заключений по вопросам, подведомственным квалификационным коллегиям судей (приостановление и прекращение полномочий судей, их аттестация, привлечение судей к ответственности);
организация выборов и назначения народных заседателей; отбор присяжных заседателей и составление их списков; составление списков арбитражных заседателей;
организация работы по повышению профессиональной квалификации судей и работников аппарата судов, улучшению правовых знаний народных и арбитражных заседателей;
оказание судам помощи по вопросам исполнения судебных решений;
материально-техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества (финансирование, обеспечение зданиями, мебелью, канцелярскими принадлежностями, средствами связи, охрана, поддержание порядка в судебных заседаниях и т. п.);
организация ведения судебной статистики;
обеспечение судов различной информацией правового характера (законы, иные нормативные акты, судебные решения, специальная литература);
организация делопроизводства в судах;
изучение и обобщение практики работы судов в рамках отдельного региона или всей страны; организация научных исследований по вопросам организации и деятельности судов;
изучение международного опыта по вопросам организационного обеспечения деятельности судов; разработка международных договоров по вопросам правовой помощи и иным вопросам, связанным с деятельностью судов.

opokar.peterlife.ru

13.1 Понятие организационного обеспечения деятельности судов и органы, обеспечивающие эту правоохранительную функцию

Организационное обеспечение деятельности судов — это осуществление мероприятий кадрового, финансового, материально- технического и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Обязанность осуществления мер по обеспечению деятельности органов судебной власти прежде всего возложена на Правительство РФ.

сти на основе принципов и положений Конституции РФ .

Помимо Правительства РФ организационным обеспечением деятельности судов занимаются: —

Аппарат Конституционного Суда РФ (ст. 111 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»); —

Аппарат Верховного Суда РФ; —

Судебный департамент при Верховном Суде РФ (ст. 1 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»); —

Управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»); —

Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 44 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»); —

Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ (ст. 1 Федерального закона «О Судебных приставах»).

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности является одной из основных задач органов судейского сообщества.

13.2 Невмешательство в деятельность суда при отправлении правосудия как основное условие организационного обеспечения его деятельности

Согласно ст. 4 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации» Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия. Запрет какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность признается гарантией независимости судей.

Вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия в соответствии с ч.

Это правило распространяется не только на учреждения (подразделения), правомочные осуществлять организационное обеспечение деятельности судов, но и на любые иные несудебные органы (должностных лиц), реализующих в нашем государстве контрольные и надзорные функции.

Таким образом, вмешательство в деятельность суда при отправлении правосудия запрещено. Однако не вся деятельность суда есть правосудие. Поэтому закономерно существование в государстве учреждений, которые осуществляют проверку некоторых, не затрагивающих существа принимаемых судами решений и видов деятельности. Так, на налоговые органы возложен контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов, а значит и государственной пошлины, которой оплачиваются подаваемые в суды исковые заявления и жалобы (подп. «о» п. 1 ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»).

Государственные налоговые инспекции республик в составе Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу в судах проверяют правильность исчисления размера государственной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях предупреждения ошибок по указанным вопросам. Данные проверки не должны рассматриваться как вмешательство в судебную деятельность. Однако и в это случае изучение должностными лицами налоговых органов необходимых документов

не должно создавать каких-либо помех в осуществлении судами

13.3 Организационное обеспечение деятельности Конституционного суда РФ

Организационным обеспечением деятельности Конституционного суда РФ занимается аппарат Конституционного суда РФ. Им осуществляется организационное, материально-техническое и социально-бытовое, научно-аналитическое, информационно-справочное, и иное обеспечение Конституционного Суда РФ. Аппарат Конституционного Суда РФ содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях Конституционного Суда РФ.

scibook.net

Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов. Органы, осуществляющие эту деятельность.

Статья 183. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов в пределах предоставленных полномочий осуществляется:

Секретариатом Конст-ного Суда РБ — в отношении Конст-ного Суда РБ;

аппаратом Верховного Суда РБ — в отношении Верховного Суда РБ;

аппаратом Высшего Хоз. Суда РБ — в отношении Высшего Хоз. Суда РБ, хоз. судов областей (города Минска) и специализированных хоз. судов;

Министерством юстиции РБ — в отношении областных (Минского гор.), районных (городских) и специализированных судов;

управлениями юстиции областных (Минского гор.) исполнительных комитетов — в отношении районных (городских) и специализированных судов.

Организационное обеспечение деятельности военных судов осуществляется Министерством юстиции РБ, материально-техническое обеспечение деятельности Военной коллегии Верховного Суда РБ и военных судов осуществляется Министерством обороны РБ за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов судебной власти и выделяемых на эти цели Министерству обороны РБ.

Указанные органы в соответствии со своей компетенцией:

разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации работы судов РБ и ее совершенствованию;

осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников судов;

организуют работу по материально-техническому обеспечению судов и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики, исполнению судебных постановлений;

разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей;

осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с законодательством.

Соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют судам необходимые помещения, обеспечивая их постоянное техническое обслуживание.

Статья 184. Аппарат (Секретариат) суда

Аппарат (Секретариат) суда обеспечивает работу суда по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации законодательства, выполнению иных функций, а также осуществляет меры по организационному обеспечению деятельности суда.

Пред-ли судов для непосредственного обеспечения возложенных на них полномочий имеют помощников.

Численность работников Секретариата Конст-ного Суда РБ, аппаратов Верховного Суда РБ и Высшего Хоз. Суда РБ определяется Президентом РБ по представлению предс-лей этих судов.

Работники аппарата (Секретариата) суда, за исключением лиц, осуществляющих техническое обслуживание суда, являются государственными служащими. Работники Секретариата Конст-ного Суда РБ, аппаратов Верховного Суда РБ, Высшего Хоз. Суда РБ, за исключением лиц, осуществляющих техническое обслуживание указанных судов, являются государственными служащими и приравниваются по условиям оплаты труда, социально-бытового, материального и иного обеспечения, медицинского обслуживания к соответствующим категориям работников Аппарата Совета Министров РБ.

studopedia.ru

Тема XIV. Организационное обеспечение деятельности судов и органы, его осуществляющие

Общее понятие организационного обеспечения деятельности судов. Его основные направления и задачи. Непричинение ущерба независимости суда как основное условие организационного обеспечения его деятельности. Эволюция организационного обеспечения деятельности судов: основные вехи в развитии взаимоотношений органов исполнительной власти и судов.

Органы, осуществляющие эту правоохранительную функцию: общая характеристика.

Организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ.

Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции. Судебный департамент при Верхов­ном Суде РФ, система его органов и учреждений: организация и полномочия. Администраторы судов, их функции.

Организационное обеспечение деятельности Высшего Арбит­ражного Суда РФ и других арбитражных судов. Пределы и формы сотрудничества с исполнительными органами при организационном обеспечении деятельности судов.

Министерство юстиции РФ и его органы, их построение и ос­новные задачи (функции). Значение выполняемых органами юсти­ции задач для организационного обеспечения деятельности судов и реализации других правоохранительных функций.

Служба судебных приставов Российской Федерации: система органов и полномочия. Судебные приставы, их виды и полномочия, основы, взаимодействия с судами.

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, .

2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы;. 3) банковский — контроль .

в сфере таможенного дела и постановление о направлении материалов в другие. правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении .

задерживать нарушителей законодательства об особо охраняемых природных территориях и доставлять их в правоохранительные органы; .

2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы … зав. кафедрой финансов, .

. назначения, органы государственного управления, системы национальной обороны, правоохранительные органы, судебные органы и др. .

Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица .

Правоохранительные органы – это специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, .

г) правоохранительные органы — прокуратура, министерство внутренних дел , полиция, милиция, таможенные органы, нотариат. Каждый орган наделен .

www.bibliotekar.ru

Глава IV. Организационное обеспечение деятельности судов

Вопрос 31. Понятие, принципы и основные направления организационного обеспечения деятельности судов

/. Понятие организационного обеспечения деятельности судов

2. Принципы организационного обеспечения деятельности судов

3. Основные направления организационного обеспечения деятельности судов

1, Организационное обеспечение деятельности судов — это создание всех не­обходимых условий для нормального функционирования судов, обес­печение их кадровыми, финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами.

2 Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

• создание условий для полного и независимого осуществления правосудия;

^ невмешательство в осуществление судами правосудия и строгое следо­вание принципу независимости судей, народных, присяжных и арбит­ражных заседателей;

при рассмотрении конкретных дел органы, осуществляющие организа­ционное обеспечение деятельности судов, не вправе давать судам ка­кие-либо указания, а суды не обязаны (да и не вправе) исполнять эти указания, если они вес же были даны,

организационное обеспечение деятельности судов осуществляется только в рамках, установленных законом и в определенном им порядке.

Основные направления организационного обеспечения деятельности судов.

разработка и внесение в соответствующие органы проектов законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам организации судов, ус­тановления штатной численности судей,

подбор кандидатов в судьи, проверка их профессиональной квалифика­ции и нравственных качеств; создание и обеспечение деятельности ко­миссий по проведению квалификационных экзаменов кандидатов в су­дьи, дача заключений о возможности назначения кандидата на должность судьи;

дача заключений по вопросам, подведомственным квалификационным коллегиям судей (приостановление и прекращение полномочий судей, их аттестация, привлечение судей к ответственности);

организация выборов и назначения народных заседателей; отбор при­сяжных заседателей и составление их списков; составление списков ар­битражных заседателей;

организация работы по повышению профессиональной квалификации судей и работников аппарата судов, улучшению правовых знаний на­родных и арбитражных заседателей;

оказание судам помощи по вопросам исполнения судебных решений;

материально-техническое, финансовое и иное обеспечение деятельно­сти судов и органов судейского сообщества (финансирование, обеспе­чение зданиями, мебелью, канцелярскими принадлежностями, сред­ствами связи, охрана, поддержание порядка в судебных заседаниях и т. п.);

организация ведения судебной статистики;

обеспечение судов различной информацией правового характера (законы, иные нормативные акты, судебные решения, специальная литература);

организация делопроизводства в судах;

изучение и обобщение практики работы судов в рамках отдельного ре­гиона или всей страны; организация научных исследований по вопро­сам организации и деятельности судов;

изучение международного опыта по вопросам организационного обес­печения деятельности судов; разработка международных договоров по вопросам правовой помощи и иным вопросам, связанным с деятельно­стью судов.

Организационное обеспечение деятельности отдельных подсистем судов

/. Организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ

2. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

3. Судебный департамент при Верховном Суде РФ

4. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов

1, Органы и лица, участвующие в организационном обеспечении деятельно­сти Конституционного Суда РФ.

• Председатель Конституционного Суда РФ, его заместители, судья-секре­тарь и секретариат, иные подразделения Конституционного Суда РФ -организация и ведение делопроизводства в суде, ведение судебной ста­тистики, обеспечение суда правовой информацией и т. п.;

• Совет Федерации Федерального Собрания РФ — решение кадровых вопро­сов Конституционного Суда РФ, в частности, принятие в определен­ных случаях решений о прекращении полномочий судей Конституци­онного Суда РФ, утверждение судей Конституционного Суда РФ в должности;

• Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ — ус­тановление размеров заработной платы и иных доходов судей, размеры оплаты за коммунальные услуги, улучшение жилищных условий и по­рядок приватизации жилья судей, установление различных льгот для судей, выплата ежемесячного пожизненного содержания находящимся в отставке судьям Конституционного Суда РФ, медицинское, санатор­но-курортное и социальное обеспечение судей Конституционного Суда РФ и т. п.

2. Органы и лица, осуществляющие организационное обеспечение деятель­ности судов общей юрисдикции:

• Председатель Верховного Суда РФ, его заместители, аппарат Верховного Суда РФ — организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ (делопроизводство, ведение судебной статистики, работа с норма­тивными актами и т. п.);

• квалификационные коллегии судей — вопросы приостановления и прекра­щения полномочий судей, дача заключений о возможности занятия конкретными кандидатами определенных судейских должностей и т. п.;

• Судебный департамент при Верховном Суде РФ — организационное обес­печение деятельности судов общей юрисдикции основного и среднего звена;

• Министерство юстиции РФ (Управление военных судов Министерства юстиции РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности военных судов) — осуществляет исполнение приговоров и иных судеб­ных решений (в т. ч. через Службу судебных приставов), организует ра­боту по учету и систематизации законодательства, организует работу учебных заведений по повышению квалификации судей и т. п.;

у’ Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ — раз­личные льготы для судей, вопросы их социального обеспечения и т. п.

3. Судебный департамент при Верховном Суде РФ осуществляет организа­ционное обеспечение деятельности верховных судов республик, крае­вых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ состоит из:

• центрального аппарата, включающего в себя различные подразделения Главного управления организационно-правового обеспечения деятель­ности судов, Главного финансово-экономического управления, управ­ления делами. Судебный департамент возглавляет генеральный директор, назначаемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Генеральный директор организует работу Судебного департа­мента, руководит ею, издает с этой целью приказы и распоряжения, ежегодно представляет Председателю Верховного Суда РФ и Всерос­сийскому съезду судей отчет о деятельности Судебного департамента;

• управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, призван­ных выполнять функции Судебного департамента на подведомственной им территории. Их возглавляют начальники, назначаемые генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателя­ми судов, советами судей и органами государственной власти соответ­ствующих субъектов РФ.

Функции Судебного департамента при Верховном Суде РФ:

• разработка, согласование с Председателем Верховного Суда РФ и пред­ставление в Правительство РФ предложений по финансированию судов общей юрисдикции, мировых судей и квалификационных коллегий судей;

• изучение организации деятельности судов, выработка предложений по ее совершенствованию, внесение в Верховный Суд РФ предложений по созданию или упразднению отдельных судов;

• определение кадровых потребностей судов и обеспечение отбора канди­датов на должности судей;

• ведение статистического и персонального учета судей, работников ап­паратов судов и Судебного департамента; выработка нормативов на­грузки судей и работников аппаратов судов;

ведение статистической отчетности и делопроизводства судов, архивное хранение судебных документов;

организация строительства и ремонта зданий и помещений судов и Су­дебного департамента, их технического оснащения, медицинского, со­циального, санаторно-курортного, жилищного обеспечения судей и работников аппаратов судов;

организация работы и взаимодействие с органами судейского сообще­ства и правоохранительными органами по вопросам обеспечения неза­висимости и неприкосновенности судей, безопасности судей и членов их семей;

координация работы с адвокатурой, прокуратурой и иными государ­ственными органами по вопросам обеспечения нормального функцио­нирования судов;

Для выполнения указанных функций Судебный департамент обладает следующими правами:

запрашивать у государственных органов, учреждений, организаций,

должностных лиц необходимые документы и материалы;

контролировать расходование бюджетных средств судами и органами

Судебного департамента, проводить ревизии их финансово-хозяйствен-

привлекать экспертов и специалистов для оказания помощи Судебному

департаменту в осуществлении его полномочий;

вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения по улуч-

шению условий труда и его оплаты, социальному обеспечению судей,

работников аппаратов судов и работников Судебного департамента;

назначать администраторов судов.

Администраторы судов общей юрисдикции среднего звена назначаются

начальником Главного управления организационно-правового обеспе-

чения деятельности судов Судебного департамента по представлению

председателей соответствующих судов. Администраторы районных судов

назначаются начальниками территориальных управлений (отделов) Су-

дебного департамента по представлению председателей соответствую-

щих районных судов.

Администраторы судов действуют под контролем Судебного департа-

мента, непосредственно подчиняясь председателям соответствующих

судов, и выполняют следующие функиии:

принятие мер по организационному обеспечению деятельности судов,

подготовке и проведению судебных заседаний;

взаимодействие с адвокатурой, прокуратурой, иными государственны-

ми органами по вопросам обеспечения эффективного функционирова-

v информационно-правовое обеспечение судей;

v организация ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива;

*>’ организация строительства и ремонта зданий судов, их технического оснащения, нормальной работы транспорта и средств связи хозяйствен­ных служб суда, охраны помещений суда в нерабочее время;

• разработка сметы расходов суда, согласование се с председателем суда и направление сметы в Судебный департамент;

• организация обеспечения жилищных, бытовых условий судей и работ­ников аппаратов судов, их медицинского, социального, санаторно-ку­рортного и иного обеспечения;

4, Органы и лица, осуществляющие организационное обеспечение деятель’ ности арбитражных судов:

• Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместители, аппарат Высшего Арбитражного Суда РФ — подбор кандидатов на должности су­дей арбитражных судов, организация работы по повышению професси­ональной квалификации судей, финансирование арбитражных судов, контроль за расходованием арбитражными судами средств, организа­ция работы по информационно-правовому обеспечению деятельности арбитражных судов, организация ведения судебной статистики и обоб­щения судебной практики;

• Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ — утверждение списков арбит­ражных заседателей, определение местонахождения федеральных арбит­ражных судов округов, утверждение судей федеральных арбитражных судов округов в должностях членов президиумов соответствующих судов;

• председатели, их заместители и президиумы нижестоящих арбитраж­ных судов;

• Совет председателей арбитражных судов — рекомендации по вопросам организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов;

• органы государственной власти РФ и субъектов РФ — материально-тех­ническое обеспечение судов, медицинское, жилищное, социально-бы­товое обслуживание судей и работников аппаратов арбитражных судов.

www.pravo.vuzlib.su

Смотрите так же:

  • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
  • Какие статьи ук не попадают под амнистию 2018 Предполагается ли амнистия в 2018 году? Здравствуйте.в 2013 году моего брата гражданина узбекистана заключили под стражу,три года отбыл наказание в московском сизо после чего огласили приговор по статье 159 4 части и дали 5.6 лет и […]
  • Какие вышли новые законы в 2018 году Новое в российском законодательстве 2 августа 2018 года ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 881 "Об установлении требований к эксплуатации государственной информационной системы, указанной в […]
  • Отличия ликвидации от банкротства Ликвидация и банкротство объясните пожалуйста,есть ли разница между понятием ликвидация компании и ее банкротством?или это одно и тоже? Ответы юристов (6) Да, есть. Ликвидация - прекращение деятельности фирмы по решению учредителей, […]
  • Приказ от мз 541 Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ […]
  • Нотариус партнера Нотариус партнера Целью статьи "Раздел имущества, в состав которого входит исключительное право, между наследниками" является поиск правового механизма использования и распоряжения исключительным правом и иными видами неделимого имущества […]