Правила профессиональных фотографий

Искусство фотографии: основные правила композиции

Как с помощью фотографии передать величественность объекта или подчеркнуть его незначительность? Как показать трудный путь путешественника или легкий взлет аиста в небо? Как правильно разместить объекты в кадре, чтобы снимок не выглядел перегруженным и сохранилось равновесие? Ответы на эти вопросы можно подчерпнуть из основ построения композиции, которые в свою очередь объясняются исключительно механизмами работы зрения и психологией человеческого восприятия.

Как с помощью фотографии передать величественность объекта или подчеркнуть его незначительность? Как показать трудный путь путешественника или легкий взлет аиста в небо? Как правильно разместить объекты в кадре, чтобы снимок не выглядел перегруженным и сохранилось равновесие? Ответы на эти вопросы можно почерпнуть из основ построения композиции, которые в свою очередь объясняются исключительно механизмами работы зрения и психологией человеческого восприятия.

Точка съемки и ракурс

Вы никогда не задумывались, почему фотографы президентов, особ королевских кровей, правителей делают их снимки с положения на уровне глаз человека или смещают ракурс вниз? Да просто так они кажутся естественными или величественными, подчеркивая их силу и власть. Сместите ракурс вверх – и вы увидите приниженность. Вот так точка съемки и её смещение играют важную роль при восприятии изображаемого объекта.

Фотографии, сделанные с точки съемки на уровне глаз снимаемого объекта, считаются естественными, так как объект выглядит наиболее привычным для нашего восприятия. Ведь именно с этой точки мы наблюдаем за происходящим вокруг. Это одна из самых распространённых точек съемки.

Ракурс с низу, когда точка съемки расположена близко от земли, при восприятии фотографии создает ощущение возвышенности, силы и могущественности. В данном случае невысокие фигуры и сооружения, которые находятся на переднем плане, на фотографии оказываются на одном уровне с более масштабными объектами дальнего плана или проецируются на небесный фон.

Например, чтобы показать значимость крупного бизнесмена или влиятельного политика, часто используют нижнюю точку съемки. Для того чтобы показать монументальность здания фотографы также выбирают нижний ракурс у подножья сооружения, параллельно усиливая ощущение высоты у зрителя.

Небоскребы, вид снизу, фото: photo.99px.ru


Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро, вид снизу, фото: worldjourney.ru

Совершенно противоположный эффект создает фотография с верхней точки съемки, расположенная выше человеческого роста, при которой фигуры и сооружения проецируются на фон земли. Взгляд свысока создает впечатление приниженности, задавленности, кроткости и послушания. К примеру, чтобы подчеркнуть незначительность положения в обществе нищих слоев населения, используют верхний ракурс, как показано на фотографии ниже.

Женщина подбирает монеты, оставленные посетителями у памятника, фото: Wikimedia Commons

Довольно часто с верхнего ракурса фотографируют детей, при этом ощущается их слабость и беззащитность. Чтобы показать детей маленькими взрослыми точка съемки должна быть на уровне их глаз.

Стоит учесть, что чем ближе фотограф находится к объекту, тем сильнее ощущается эффект ракурса. На дальних расстояниях ничтожность нижнего ракурса и величественность верхнего почти не воспринимаются.

Направление линий

При выборе точки съемки немаловажным фактором является направление съемки. Фронтальная или диагональная (боковая) композиция существенно влияет на статичность изображаемого объекта. Фронтальная композиция образуется при съемке с центральной точки, т.е. фигуры и предметы изображены только с одной стороны. Примитивный пример – фотография в паспорте, снимок человека, идущего строго на камеру, фотография фасада дома. В данном примере на снимке запечатлен общий вид объекта. Фронтальная композиция характеризуется устойчивостью, спокойствием и статичностью.

Чаще всего фронтальную композицию используют для изображения пейзажей или отдельных зданий, а также при технической съемке.

Фронтальное изображение стеклянного дома в лесу, фото: hqroom.ru

Смещение точки съемки вправо или влево создает боковую композицию, для которой характерно изображение нескольких плоскостей одновременно. Перспектива создает ощущение объема, движения. При этом динамичность кадра вызывает у зрителя «эффект присутствия», как бы вводя его в центр происходящего.

Наиболее динамичными линиями в кадре считаются диагонали. Диагональ из левого верхнего угла в правый нижний воспринимается как нисходящая, а из левого нижнего в правый верхний как восходящая. Поэтому для нас первая диагональ ассоциируется с движением вниз, а вторая – с подъемом вверх.

Чтобы ускорить движение объекта на фотографии композицию кадра строят по направлению нисходящей диагонали. Например, автомобиль движется по траектории левый верхний угол – правый нижний. Восходящая диагональ визуально облегчает подъем вверх, например, когда необходимо показать взлет самолета или полет птицы.

Диагональ право-вверх – лево-низ вызывает чувство напряженности и создает так называемый эффект «борьбы». Например, движение человека с правого верхнего угла в левый нижний воспринимается как утрудненное, с препятствиями.

Диагональную композицию наиболее часто используют для съемки спортивных состязаний, чтобы показать движение, энергичность, активность фигуры.

Расположение объектов

Существует теория, согласно которой подавляющее большинство европейцев начинают просмотр фотографии с левого верхнего угла, двигаются по диагонали вниз и заканчивают в правом нижнем углу. Наиболее точное объяснение этого связано с привычкой писать и читать в одном направлении. Европейцы, к примеру, читают и пишут слева направо, представители арабской культуры – справа налево, восточной – вертикально. Поэтому всё, что появляется в левой части фотографии, имеет для европейского зрителя большее значение.

Левая сторона считается наиболее сильной. Всё, что изображено в левой части, ассоциируется с началом действия, а в правой стороне – с концом. Кроме того, любой предмет, размещенный справа на снимке, выглядит тяжелее. К примеру, автомобиль, изображенный в правой части, создает ощущение завершенности поездки, а слева – старта, начинающегося движения.

Пример уравновешенного и неуравновешенного кадра, фото: gdefon.ru

Направление взгляда модели на фотографии также имеет свое психологическое значение. Поворот головы справа налево воспринимается как поворот навстречу, открытость, готовность к общению, ассоциируется со взглядом в будущее. Взгляд слева направо – в сторону от зрителя, ассоциируется со взглядом в прошлое.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

ubr.ua

Правила профессиональной фотосъемки

Искусство фотографии – сложная наука, только не для тех, кто знаком со всеми ее секретами и нюансами. Мало кто знает, что в профессиональной фотосъемке гораздо больше тонкостей, нежели в музыке или живописи. Одни фотографы смело утверждают, что научиться правильному фотографированию и эстетическому восприятию снимаемой композиции нельзя, иные верят, что изучив основы фотографии и ее искусства, можно стать поистине профессиональным специалистом.

Искусство фотографии – сложная наука, только не для тех, кто знаком со всеми ее секретами и нюансами. Мало кто знает, что в профессиональной фотосъемке гораздо больше тонкостей, нежели в музыке или живописи. Одни фотографы смело утверждают, что научиться правильному фотографированию и эстетическому восприятию снимаемой композиции нельзя, иные верят, что изучив основы фотографии и ее искусства, можно стать поистине профессиональным специалистом. Если вы прислушаетесь к рекомендациям, изложенным в данной статье, то сможете с легкостью творить шедевры не только с профессиональными фотоаппаратами, но и с обыкновенными цифровыми мыльницами.

Выбираем корректный сюжет

Любой автор гордится не только созданными фотоснимками, но также оригинальным и нестандартным сюжетом, запечатленным на них. Но, стоит сразу оговориться, что охота за такими необычными сюжетами может занять у вас много времени. Тем не менее, будьте уверены, потраченные недели, а то и месяцы, того стоят! Самое главное в этом деле:

• Проявить нестандартное мышление
• Внимательно смотреть по сторонам
• Научиться видеть необычное в обычном
• Привыкнуть замечать красоту в обыденных вещах

Подбор точки съемки

После того, как поиски подходящего сюжета наконец-то успешно завершатся, вам предстоит продумать то, откуда его лучше снимать. Обойдите модель или место съемки вокруг, обратите внимание на особенности фона. Только таким образом вам удастся избавиться от «невыгодных» предметов, которые иными путями скрыть не удается. Максимально яркий пример, который можно привести в данном случае – блеклые фонарные столбы и провода линий электропередач, которые уже успели испортить массу фотографий.

Чаще всего, снимая с близкого расстояния, фотографу удается ярче передать главный объект съемки, грамотно подчеркнув его особенности. Подобная съемка дарит непревзойденный эффект присутствия. В случае если у вас нет возможности приблизиться к объекту или модели, воспользуйтесь таким устройством, как оптический зум. Единственно, стоит учесть, что при особо крупных увеличениях автоматика может не всегда точно (удачно) фокусировать камеру устройства на объекте.
Ценность линий в фотографии
С греческого слово «фотография» означает «светопись». В любой фотографии, особенно пейзажной, линии играют важную роль. Психология линий и ее богатство раскрывается в идеально параллельных грядах полей, симметричных полос бордюров и аккуратных рядах деревьев в парках и скверах. С точки зрения фото-композиции, база фотографии – линии. Вкупе с тональностью и оригинальным фотоном, они прекрасно передают эмоциональность, динамичность сюжета и подталкивают наблюдателя (зрителя) к осознанию глубинного замысла фотографии.

imgex.com

Правила профессиональных фотографий

В этом прикладном разделе «уроки фотографии» каждый найдет для себя интересные темы. Основы композиции, работа со светом, ракурсом, экспозицией; постановочные съемки, предметная съемка, фотопортрет и множество других тем, практических примеров, советов и уроков, как для начинающих фотографов, так и для специалистов, совершенствующих свои навыки.

Что включать в кадр, а что не включать? С какого ракурса и под каким углом снимать? Как расположить объекты в кадре относительно друг друга? Основы композиции будут нелишними для любого, кто стремится стать профессионалом в постановочном фото.

Уроки фотографии и рассказы экспертов охватывают все направления в фотографии: от частных вопросов — анализ процесса постановочных фото, значение света в фотографии, ракурс и свет — до глобальных: примеры постановки реальных задач рекламной съемки, создание собственной фотостудии, принципы отбора оборудования для фотостудии.

Кроме уроков фотографии, в разделе вы найдете увлекательные и практичные интервью с фотографами-профессионалами. Читая их, видишь, как рождается индивидуальный стиль мастера. По таким историям можно проследить путь становления авторской техники фотосъемки, возникновение новых способов обработки фотографий.
Интересно? Добавляйте раздел в «Избранное».

Уроки фотографии от А до Я. Основы фотографии: композиция, экспозиция, построение кадра и другое.

Мастер-класс Олега Зотова:
портретная съемка в фитнес-центре

В холодную зимнюю пору Олег Зотов не сидит дома, а отправляется в фитнес-клуб, чтобы провести мастер-класс по съёмке портретов спортсменов и культуристов. Олег открывает все секреты: от выбора оборудования, до работы с кожей моделей. И хотя по мнению фотографа, лучшая одежда для занятий спортом — красное платье в пол, результат действительно мотивирует отправиться в спортивный зал: кого-то за большими мышцами, а кого-то за мощными фотографиями.

Фотошкола Олега Зотова:
урок Fashion-съёмки

Олег Зотов снова в Сингапуре и в деталях рассказывает об организации fashion-съемки: как разработать идею? Что стоит учитывать при выборе локации? Как и где найти модель? Сколько это будет стоить? Нужно ли специальное разрешение на профессиональную съемку в Сингапуре? Ответ на эти и многие другие вопросы в этом видео.

Тонкости настройки
графического планшета

Вторая по счету статья из короткого цикла материалов Алексея Довгуля о графических планшетах рассказывает о тонкостях настройки новоприобретенного агрегата. Думаете, достаточно воткнуть его в компьютер? Не тут-то было!

Работа со светом Profoto:
видеоурок от Олега Зотова

Ведущий фотограф, участник клуба «Российское фото» Олег Зотов отправился в центральный офис компании Profoto в Стокгольме, где снял репортаж и интервью от ведущих тренеров, а также видеоурок.

9 советов по композиции от Стива МакКарри

Делимся с вами советами по созданию идеальной композиции от легендарного фотожурналиста. Но помните, как завещает сам МакКарри, — композиция важна, но правила нужны для того, чтобы их нарушать. Главное — наслаждайтесь процессом съемки и ищите свой стиль.

Занимательная фотография
Игоря Дворецкого

Фотограф Игорь Дворецкий, участник клуба «Российское фото», — настоящий мастер рекламной и креативной фотографии. С читателями нашего журнала он поделился несколькими приемами, которые помогут сделать по-настоящему интересные и поражающие воображение кадры.

Как фотографу заработать больше?
Пять советов от «Российского фото»

Каждый коммерческий фотограф регулярно изучает структуру своих доходов и расходов — по крайней мере, должен это делать. Вот несколько простых советов, как увеличить доход.

Фотосъемка на модных показах:
советы Олега Зотова

Накануне Mercedes-Benz Fashion Week Russia Олег Зотов — мастер фэшн-фотографии, работы которого можно увидеть на страницах и обложках самых известных журналов мира, — делится с нашими читателями советами по съемке на показах.

5 ошибок в освещении портрета:
как их избежать

Портретное освещение — тонкая наука, в которой много нюансов. Угол, под которым освещается модель, или ее поза могут кардинально повлиять на то, как она будет выглядеть. Советы британского фотографа Джейка Хикса помогут вам освоить приемы и тонкости освещения при портретной съемке.

Как снимать в метро? 7 советов
от Алексея Домрачева

Алексей Домрачев, автор проекта Memento Metro, фотографирует людей в метро уже пять лет. За это время у него накопились наблюдения по съемке в подземке, которыми он поделился с читателями «Российского фото».

Селфи на миллион:
всё, что вы хотели знать

Сегодня наверняка не осталось людей, которые бы не знали, что такое селфи. Это неудивительно: интернет, в частности, страницы в социальных сетях, пестрят такими фотографиями. Однако для тех, кто все еще не в курсе, сообщаем: селфи — это автопортрет, снятый на телефон.

6 советов по съемке животных:
креативно, искренне, интересно

Домашних любимцев не снимать невозможно. Но миллионы однотипных фотографий уже наскучили всем. Несколько советов помогут вам разнообразить свои работы.

rosphoto.com

Основы фотографии. Главные фотографические термины и понятия

Довольно сложно научиться хорошо фотографировать если не знаешь основ и главных терминов и понятий в фотографии. Поэтому задача данной статьи — дать общее понимание того, что есть фотография, как работает фотоаппарат и познакомиться с основными фотографическими терминами.

Так как на сегодняшний день, пленочная фотография уже стала в основном историей, то речь дальше пойдет про цифровую фотографию. Хотя 90% всей терминологии неизменно, а принципы получения фотографии одни и те же.

Как получается фотография

Термин фотография означает рисование светом. Фактически, фотоаппарат фиксирует свет попадающий через объектив, на матрицу и на основе этого света формируется изображение. Механизм того, как на основе света получается изображение — довольно сложен и на эту тему написано много научных трудов. По большому счету, детальное знание данного процесса не столь необходимо.

Как же происходит формирование изображения?

Проходя через объектив, свет попадает на светочувствительный элемент, который его фиксирует. В цифровых камерах этим элементом является матрица. Матрица изначально закрыта от света шторкой (затвор фотоаппарата), которая при нажатии кнопки спуска убирается на определенное время (выдержка), позволяя свету в течении этого времени воздействовать на матрицу.

Результат, то есть сама фотография, напрямую зависит от количества света, попавшего на матрицу.

Фотография — это фиксация света на матрице фотоаппарата

Типы цифровых фотоаппаратов

По большому счету можно выделить 2 основных типа фотокамер.

Зеркальные (DSLR) и без зеркальные. Основная разница между ними в том, что в зеркальном фотоаппарате, через установленное в корпусе зеркало, вы видите в видоискателе изображение непосредственно через объектив.
То есть «что вижу — то снимаю».

В современных без зеркальных для этого используются 2 приема

  • Видоискатель оптический и расположен в стороне от объектива. При съемке надо делать небольшую поправку на смещение видоискателя относительно объектива. Обычно используется на «мыльницах»
  • Электронный видоискатель. Самый простой пример — передача изображения прямо на дисплей фотокамеры. Обычно используется на мыльницах, но в зеркальных камерах этот режим часто используется вместе с оптическим и называется Live View.
  • Вот так выглядит цифровая зеркалка

    Как работает фотоаппарат

    Рассмотрим работу зеркальной камеры, как наиболее популярного варианта, для тех кто действительно хочет чего то добиться в фотографии.

    Зеркальная камера состоит из корпуса (обычно — «тушка»,»боди» — от английского body ) и объектива («стекло», «линза»).

    Внутри корпуса цифровой камеры стоит матрица, которая фиксирует изображение.

    Обратите внимание на схему выше. Когда вы смотрите в видоискатель, свет проходит через объектив, отражается от зеркала,затем преломляется в призме и попадает в видоискатель. Таким образом вы видите через объектив то, что будете снимать. В момент, когда вы нажимаете спуск, зеркало поднимается, открывается затвор, свет попадает на матрицу и фиксируется. Таким образом получается фотография.

    Теперь перейдем к основным терминам.

    Пиксель и мегапиксель

    Начнем с термина «новой цифровой эры». Он относится скорее к компьютерной области, чем к фото, но тем не менее важен.

    Любое цифровое изображение создается из маленьких точек, которые называются пикселями. В цифровой фотографии — количество пикселей на снимке ровняется количеству пикселей на матрице камеры. Собственно матрица и состоит из пикселей.

    Если вы многократно увеличите любой цифровой снимок, то заметите что изображение состоит из маленьких квадратиков — это и есть пиксели.

    Мегапиксель — это 1 миллион пикселей. Соответственно, чем больше мегапикселей в матрице фотоаппарата, тем из большего числа пикселей состоит изображение.

    Если сильно увеличить фото — можно увидеть пиксели

    Что дает большое количество пикселей? Все просто. Представьте что вы рисуете картину не штрихами, а ставя точки. Сможете ли вы нарисовать круг, если у вас есть всего 10 точек? Возможно получится это сделать, но скорее всего круг будет «угловатым». Чем больше точек, тем более детальным и точным получится изображение.

    Но тут кроется два подвоха, успешно эксплуатируемые маркетологами. Во первых — одних лишь мегапикселей мало для получения качественных снимков, для этого еще нужен качественный объектив. Во вторых — большое количество мегапикселей важно для печати фотографий в большом размере. Например для постера во всю стену. При просмотре снимка на экране монитора, особенно уменьшенного под размер экрана — разницы между 3 или 10 мегапикселями вы не увидите по простой причине.

    В экран монитора обычно влезает намного меньше пикселей, чем содержится в вашем снимке. То есть на экране, при сжатии фотографии до размеров экрана и менее, вы теряете бОльшую часть своих «мегапикселей». И 10 мегапиксельный снимок превратится в 1мегапиксельный.

    Затвор и выдержка

    Затвор — это то, что закрывает матрицу фотоаппарата от света, пока вы не нажали на кнопку спуска.

    Выдержка — это то время, на которое открывается затвор и приподнимается зеркало. Чем меньше выдержка — тем меньше света попадет на матрицу. Чем больше время выдержки — тем больше света.

    В яркий солнечный день, чтобы на матрицу попало достаточное количество света, вам потребуется очень короткая выдержка — например, всего лишь 1/1000 секунды. Ночью, чтобы получить достаточное количество света, может потребоваться выдержка в несколько секунд и даже минут.

    Выдержка определяется в долях секунды или в секундах. Например 1/60сек.

    Чем больше выдержка, тем больше света падает на матрицу

    Диафрагма это многолепестковая перегородка находящаяся внутри объектива. Она может быть полностью открыта или закрыта настолько, что остается всего лишь маленькое отверстие для света.

    Диафрагма так же служит для ограничения количества света попадающего в итоге на матрицу объектива. То есть выдержка и диафрагма выполняют одну задачу — регулирование потока света попадающего на матрицу. Зачем же использовать именно два элемента?

    Строго говоря, диафрагма не является обязательным элементом. Например в дешевых мыльницах и камерах мобильных устройств она отсутствует как класс. Но диафрагма крайне важна для достижения определенных эффектов связанных с глубиной резкости, о которой речь пойдет далее.

    Диафрагма обозначается буквой f за которой через дробь стоит число диафрагмы, например, f/2.8. Чем меньше число, тем больше раскрыты лепестки и шире отверстие.

    Диафрагма в объективе

    Светочувствительность ISO

    Грубо говоря это чувствительность матрицы к свету. Чем выше ISO тем матрица восприимчивее к свету. Например, для того чтобы получить хороший снимок при ISO 100 вам потребуется определенное количество света. Но если света мало, вы можете поставить ISO 1600, матрица станет более чувствительной и хорошего результата вам потребуется в несколько раз меньше света.

    Казалось бы в чем проблема? Зачем делать разное ISO если можно сделать максимальное? Причин несколько. Во первых — если света очень много. Например, зимой в яркий солнечный день, когда кругом один снег, у нас встанет задача ограничить колоссальное количество света и большое ISO будет только мешать. Во вторых (и это главная причина) — появление «цифрового шума».

    Шум это бич цифровой матрицы, который проявляется в появлении «зернистости» на фотографии. Чем выше ISO тем больше шума, тем хуже качество фото.

    Поэтому количество шума на высоких ISO один из важнейших показателей качества матрицы и предмет постоянного совершенствования.

    Обратите внимание на появление шума при увеличении ISO

    В принципе, показатели шума на высоких ISO у современных зеркалок, особенно топового класса находятся на довольно хорошем уровне, но до идеала еще далеко.

    Из за технологических особенностей, количество шума зависит от реальных, физических размеров матрицы и размеров пикселей матрицы. Чем меньше матрица и чем больше мегапикселей — тем выше шумы.

    Поэтому «кропнутые» матрицы фотокамер мобильных устройств и компактных «мыльниц» всегда будут шуметь намного больше чем у профессиональных зеркалок.

    Экспозиция и экспопара

    Познакомившись с понятиями — выдержка, диафрагма и чувствительность, перейдем к самому главному.

    Экспозиция является ключевым понятием в фотографии. Не понимая что такое экспозиция — вы вряд ли научитесь хорошо фотографировать.

    Формально экспозиция — это величина засветки светочувствительного сенсора. Грубо говоря — количество света попавшего на матрицу.

    От этого будет зависеть ваш снимок:

  • Если он получился слишком светлый — то изображение переэкпонированное, на матрицу попало слишком много света и вы «засветили» кадр.
  • Если снимок слишком темный — изображение недоэкспонированное, нужно чтобы на матрицу попало больше света.
  • Не слишком светлый, не слишком темный — значит экспозиция выбрана правильно.
  • Слева направо — переэкпонированный снимок, недоэкспонированный и правильно экспонированный

    Экспозиция формируется подбором комбинации выдержки и диафрагмы, которая еще называется «экспопара». Задача фотографа, подобрать комбинацию так, чтобы обеспечить необходимое количество света для создания изображения на матрице.

    При этом надо учитывать чувствительность матрицы — чем выше ISO, тем меньше должна быть экспозиция.

    Более доступно прочитать про экспозицию вы можете прочитать в статье «Экспозиция в двух словах«.

    Точка фокусировки

    Точка фокусировки или просто фокус — это та точка, на которую вы «навели резкость». Сфокусировать объектив на предмете, значит таким образом подобрать фокусировку, чтобы этот предмет получился максимально резким.

    В современных камерах обычно используется автофокус, сложная система позволяющая автоматически фокусироваться на выбранной точке. Но принцип работы автофокуса зависит от множества параметров, например от освещенности. При плохом освещении автофокус может промахиваться или вообще окажется неспособен выполнить свою задачу. Тогда придется переключиться на ручную фокусировки и надеяться на свой собственный глаз.

    Фокусировка по глазам

    Точку, на которой будет фокусироваться автофокус — видно в видоискателе. Обычно это маленькая красная точка. Изначально она стоит по центру, но на зеркальных камерах вы можете выбрать другую точку для лучшей компоновки кадра.

    Фокусное расстояние

    Фокусное расстояние — это одна из характеристик объектива. Формально эта характеристика показывает расстояние от оптического центра объектива до матрицы, где образуется резкое изображение объекта. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах.

    Результат при разном фокусном расстоянии и разном расстоянии до объекта

    Важнее физическое определение фокусного расстояния, а в чем практический эффект. Тут все просто. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив «приближает» объект. И тем меньше «угол зрения» объектива.

  • Объективы с небольшим фокусным расстоянием называют широкоугольными («ширики») — они ничего не «приближают» но зато захватывают большой угол зрения.
  • Объективы с большим фокусным расстоянием — называют длиннофокусными, или телеобъективами («телевик»).
  • Объективы с постоянным (фиксированным) фокусным расстоянием называют «фиксами». А если вы можете менять фокусное расстояние, то это «объектив с трансфокатором», а проще говоря — зум объектив.
  • Процесс зуммирования — это процесс изменения фокусного расстояния объектива.

    Глубина резкости или ГРИП

    Еще одним важным понятием в фотографии является ГРИП — глубина резко изображаемого пространства. Это та зона за точкой фокусировки и перед ней, в пределах которой объекты в кадре выглядят резкими.

    При небольшой глубине резкости — предметы будут размыты уже в нескольких сантиметрах или даже миллиметрах от точки фокусировки.
    При большой глубине резкости — резкими могут быть предметы на расстоянии десятков и сотен метров от точки фокусировки.

    Фиолетовым показана ГРИП при разных значениях диафрагмы

    Пример разной глубины резкости

    Глубина резкости зависит от значения диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния до точки фокусировки.

    Подробнее про то, от чего зависит глубина резкости можно прочитать в статье «Как получить размытый фон на фотографии»

    Светосила — это пропускная способность объектива. Другими словами — это максимальное количество света, которое объектив способен пропустить к матрице. Чем больше светосила, тем лучше и тем дороже объектив.

    Светосила зависит от трех составляющих — минимально возможной диафрагмы, фокусного расстояния, а так же от качества самой оптики и оптической схемы объектива. Собственно качество оптики и оптическая схема как раз и влияют на цену.

    Не будем углубляться в физику. Можно сказать что светосила объектива выражается отношением максимально открытой диафрагмой к фокусному расстоянию. Обычно именно светосилу производители указывают на объективах в виде числа 1:1.2, 1:1.4, 1:1.8, 1:2.8, 1:5.6 и т.п.

    Чем больше соотношение, тем больше светосила. Соответственно, в данном случае, самым светосильным будет объектив 1:1.2

    Carl Zeiss Planar 50мм f/0.7 — один из самых светосильных объективов в мире

    К выбору объектива по светосиле надо относиться разумно. Так как светосила зависит от диафрагмы, то светосильный объектив на минимальной диафрагме будет иметь очень небольшую глубину резкости. Поэтому есть шанс, что вы никогда не воспользуетесь f/1.2, так как просто не сможете толком сфокусироваться.

    Динамический диапазон

    Понятие динамического диапазона так же очень важно, хотя вслух звучит не очень часто. Динамический диапазон — это способность матрицы, передать без потерь одновременно яркие и темные участки изображения.

    Вы наверняка замечали, что если попытаться снять окно находясь в центре комнаты, то на снимке получится два варианта:

    • Хорошо получится стена, на которой расположено окно, а само окно будет просто белым пятном
    • Хорошо будет виден вид из окна, но стена вокруг окна превратится в черное пятно
    • Это происходит из за очень большого динамического диапазона подобной сцены. Разница в яркости внутри комнаты и за окном, слишком большая, чтобы цифровой фотоаппарат смог ее воспринять целиком.

      Другой пример большого динамического диапазона — пейзаж. Если небо яркое, а низ достаточно темный, то или небо на снимке будет белым или низ черным.

      Типичный пример сцены с большим динамическим диапазоном

      Мы видим все нормально, потому что динамический диапазон воспринимаемый человеческим глазом намного шире чем тот, что воспринимают матрицы фотоаппаратов.

      Подробнее про динамический диапазон читайте в статье «Динамический диапазон. Куда пропало небо«.

      Брекетинг и экспокоррекция

      В экспозицией связано еще понятие — брекетинг. Брекетинг, это последовательная съемка нескольких кадров с разной экспозицией.

      Обычно используется так называемый автоматический брекетинг. Вы задаете камере количество кадров и смещение экспозиции в ступенях (стопы).

      Чаще всего используется три кадра. Допустим мы хотим сделать 3 кадра во смещением в 0.3 стопа (EV). В этом случае камера сначала сделает один кадр с заданным значением экспозиции, затем с экспозицией смещенной на -0.3 стопа и кадр со смещением на +0.3 стопа.

      В итоге вы получите три кадра — недоэкспонированный, переэкспонированный и нормально экспонированный.

      Брекетинг может использоваться для более точного подбора параметров экспозиции. Например вы не уверены в том, что выбрали правильную экспозицию, снимаете серию с брекетингом, смотрите на результат и понимаете в какую сторону надо изменить экспозицию, в большую или меньшую.

      Пример снимка с экспокоррекцией на -2EV и +2EV

      После чего можно воспользоваться экспокоррекцией. То есть вы точно так же устанавливаете на камере — сделать кадр с экспокоррекцией +0.3 стопа и нажимаете на спуск.

      Камера берет текущее значение экспозиции, добавляет к ней 0.3 стопа и делает кадр.

      Экспокорекция бывает очень удобна для быстрой подстройки, когда вам некогда думать над тем, что нужно изменить — выдержку, диафрагму или чувствительность чтобы получить правильную экспозицию и сделать снимок светлее или темнее.

      Кроп фактор и полнокадровая матрица

      Это понятие пришло в жизнь вместе с цифровой фотографией.

      Полнокадровым принято считать физический размер матрицы, равный размеру 35мм кадра на пленке. Ввиду стремления к компактности и стоимости изготовления матрицы, в мобильных устройствах, мыльницах и не профессиональных зеркалках устанавливают «кропированные» матрицы, то есть уменьшенные в размерах относительно полнокадровой.

      Исходя из этого, полнокадровая матрица имеет кроп фактор равный 1. Чем больше кроп фактор — тем меньше площадь матрицы относительно полного кадра. Например при кроп факторе 2 — матрица будет в два раза меньше.

      Объектив предназначенный для полного кадра, на кропнутой матрице захватит только часть изображения

      В чем недостаток кропнутой матрицы? Во первых — чем меньше размер матрицы — тем выше шум. Во вторых 90% объективов, произведенных за десятилетия существования фото, расчитаны на размер полного кадра. Таким образом, объектив «передает» изображение в расчете на полный размер кадра, но маленькая кропнутая матрица воспринимает только часть этого изображения.

      Баланс белого

      Еще одна характеристика, появившаяся с приходом цифровой фотографии. Баланс белого — это подстройка цветов снимка для получения естественных оттенков. При этом отправной точкой служит чистый белый цвет.

      При правильном балансе белого — белый цвет на фото (например бумага) выглядит действительно белым, а не синеватым или желтоватым.

      Баланс белого зависит от типа источника света. Для солнца он один, для пасмурной погоды другой, для электрического освещения третий.
      Обычно новички снимают на автоматическом балансе белого. Это удобно, так как камера сама выбирает нужное значение.

      Изменение тона фотографии в зависимости от баланса белого

      Но к сожалению, автоматика далеко не всегда так умна. Поэтому профи часто выставляют баланс белого вручную, используя для этого лист белой бумаги или другой предмет, имеющий белый цвет или максимально близкий к нему оттенок.

      Другим способом является коррекция баланса белого на компьютере, уже после того как снимок сделан. Но для этого крайне желательно снимать в RAW

      RAW и JPEG

      Цифровая фотография это компьютерный файл с набором данных из которых формируется изображение. Самый распространенный формат файла для показа цифровых фотографий — JPEG.

      Проблема в том, что JPEG — это так называемый формат сжатия с потерями.

      Допустим у нас есть красивое закатное небо, в котором тысяча полутонов самых разных мастей. Если мы попытаемся сохранить все многообразие оттенков, размер файла будет просто огромен.

      Поэтому JPEG при сохранении выкидывает «лишние» оттенки. Грубо говоря если в кадре есть синий цвет, чуть более синий и чуть менее синий, то JPEG оставит только один из них. Чем сильнее «сжат» Jpeg — тем меньше его размер, но тем меньше цветов и деталей изображения он передает.

      RAW — это «сырой» набор данных зафиксированный матрицей фотоаппарата. Формально эти данные еще не являются изображением. Это исходное сырье для создания изображения. Благодаря тому, что RAW хранит полный набор данных, у фотографа появляется намного больше возможностей для обработки этого изображения, особенно если требуется какая то «коррекция ошибок» допущенных на стадии съемки.

      Фактически при съемке в JPEG, происходит следующее, камера передает «сырые данные» микропроцессору фотоаппарата, он обрабатывает их согласно заложенным в него алгоритмам «чтобы получилось красиво», выкидывает все лишнее с его точки зрения и сохраняет данные в JPEG который вы и видите на компьютере как итоговое изображение.

      Все бы хорошо, но если вы захотите что то изменить, может оказаться что нужные вам данные процессор уже выкинул как ненужные. Вот тут то и приходит на помощь RAW. Когда вы снимаете в RAW камера просто отдает вам набор данных, а дальше — делайте с ними что хотите.

      Об это часто стукаются лбом новички — начитавшись, что RAW дает лучшее качество. RAW не дает лучшего качества сам по себе — он дает намного больше возможностей получить это лучшее качества в процессе обработки фотографии.

      RAW это исходное сырье — JPEG готовый результат

      Например загружайте в Lightroom и создавайте свое изображение «вручную».

      Популярной практикой является одновременная съемка RAW+Jpeg — когда камера сохраняет и то и другое. JPEG можно использовать для быстрого просмотра материала, а если что не так и требуется серьезная коррекция, то у вас есть исходные данные в виде RAW.

      Заключение

      Надеюсь эта статья поможет тем, кто только хочет заняться фотографией на более серьезном уровне. Возможно некоторые термины и понятия покажутся вам слишком сложными, но не бойтесь. На самом деле все очень просто.

      Если у вас есть пожелания и дополнения к статье — пишите в комментариях

      lightroom.ru

    Смотрите так же:

    • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
    • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
    • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
    • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
    • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
    • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]