Практика отчет юриста в полиции

Отчет по производственной практике в Отделе Внутренних дел

Главная > Закон >Государство и право

Оглавление

Основная часть 4

Правоохранительные органы в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом РФ «О милиции».

Целью производственной практики являлось углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. В процессе прохождения данной производственной юридической практики, приобретены необходимые навыки, умения и представление о работе в правоохранительных органах, организациях и учреждениях.

В ходе прохождения производственной практики в Отделе Внутренних дел ________________ района г. Ростов-на-Дону, в период с 14 июня 2010 г. по 04 июля 2010 г., я была ознакомлена с деятельностью данного ОВД, после изучения его структуры и отделов, была направлена для дальнейшего прохождения практики в следственный отдел, под руководством следователя следственного отдела я ознакомилась с оформлением процессуальных документов и ведением различных следственных меpопpиятий, таких как следственный эксперимент, проведение очной ставки, допрос свидетеля, подозреваемого, потерпевшего, сбор хаpактеpизующей информации, вызов к следователю, опознание. Оказала практическую помощь следователю, выполняя отдельные поручения. Изучила порядок оформления уголовных дел, протоколов и постановлений, а так же, изучала на практике процесс предъявления обвинения, как важной гарантии соблюдения прав человека.

Основная часть

Функции, присущие органам внутренних дел, определяют его организацию, структуру и компетенцию.

Выделяют следующие функции:

пресечение и раскрытие преступлений;

организация и осуществление розыска лиц скрывающихся от органов дознания, следствия или суда;

обеспечение личной безопасности граждан;

охрана общественного порядка, предупреждение и пресечение административных правонарушений и т.д.

Функции одного порядка могут быть возложены на нескольких правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и еще некоторыми другими органами.

Основные задачи по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в системе органов внутренних дел выполняет милиция. В соответствии с Законом РФ «О милиции» она представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Эта система подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, министерствам внутренних дел и управлениям внутренних дел республик, краев и областей – субъектов Российской Федерации. Милиция общественной безопасности, кроме того, подчиняется еще соответствующим органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления 1 , а местная, кроме того, — органам местного самоуправления.

В милицию общественной безопасности входят:

1) дежурные части 2

2) участковые уполномоченные милиции;

3) государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;

4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;

5) специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;

6) приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество 3 ;

7) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;
8) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;

9) отряды милиции особого назначения;

10) подразделения, которые в свою очередь разделяются на:

милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;

патрульно-постовой службы милиции;

лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;

охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;

по делам несовершеннолетних;

по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства;

по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств;

органов внутренних дел на воздушном транспорте по досмотру 1 .

Дежурная часть ОВД

Моя производственная юридическая практика в ОВД ___________ района г. Ростова-на-Дону началась с изучением поступления сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях в дежурную часть. В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в органах внутренних дел РФ при рассмотрении сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях утверждена «Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях». Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной поступающей информации о правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением. 2

Поступающие сообщения о преступлениях и иная информация, вне зависимости от места и времени совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления, принимаются в любом органе внутренних дел. Сообщения о преступлениях и иная информация, поступившие в подразделения делопроизводства органа внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по установленным правилам делопроизводства, а при наличии признаков преступления в обязательном порядке направляются в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации. Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о преступлениях или иную информацию обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел и действовать в соответствии с требованиями, установленными статьей 18 Закона Российской Федерации «О милиции». 1

Устные и письменные заявления о преступлении или о явке с повинной, которые подаются непосредственно заявителями, должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации должностным лицом, наделенным полномочиями по составлению соответствующих процессуальных документов. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в протоколе принятия устного заявления о преступлении делается соответствующая запись, которая удостоверяется подписью заявителя.

Регистрация сообщений о преступлениях и иной информации осуществляется круглосуточно в дежурной части органов внутренних дел непосредственно при их поступлении.

При поступлении в дежурную часть органа внутренних дел заявлений (сообщений) о преступлениях и иной информации оперативный дежурный регистрирует их в Книге учета сообщений о преступлениях (КУС) или в Журнале учета иной информации о правонарушениях (ЖУИ) и принимает меры реагирования в установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами МВД Российской Федерации порядке.

Иная информация о несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения признаков преступления, регистрируются в Журнале учета иной информации о правонарушениях (ЖУИ).

Письменные заявления о преступлениях, протоколы принятия устных заявлений о преступлениях и явке с повинной, рапорта сотрудников милиции об обнаружении ими признаков преступления регистрируются в Книге учета сообщений о преступлениях (КУС) в дежурной части органа внутренних дел. 2 Также в КУС регистрируются заявления, содержащие признаки безвестного исчезновения человека.

Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Если разрешение поступивших сообщений о преступлениях и иной информации не относится к компетенции данного органа внутренних дел или правонарушение совершено на территории обслуживания другого органа внутренних дел, то все имеющиеся материалы после регистрации в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации передаются по подследственности или в суд (по делам частного обвинения). Заявитель письменно уведомляется о передаче и получении его сообщения о преступлении по подследственности или в суд.

При регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в дежурную часть органа внутренних дел, на заявлении (протоколе заявления) в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации, в оттиск которого вносится регистрационный номер записи в КУС, дата регистрации, наименование органа внутренних дел, подпись, инициалы и фамилия сотрудника милиции. При личном обращении заявителя одновременно с регистрацией в КУС заявления оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

По результатам рассмотрения заявлений (сообщений) дознавателем или следователем органов внутренних дел принимается одно из следующих решений:

о возбуждении уголовного дела;

об отказе в возбуждении уголовного дела;

о передаче сообщения по подследственности или в суд (по делам частного обвинения).

О принятом решении сообщается заявителю и разъясняются его право обжаловать принятое решение и порядок обжалования в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением законности при рассмотрении сообщений о преступлениях и иной информации возлагается на руководителей подразделений органов внутренних дел, сотрудниками которых принято решение по материалам.

Следствие ведется органами пpедваpительного следствия, и производится следователями пpокуpатуpы, а также следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности и следователями федеральных органов налоговой полиции.

Как только возбуждено уголовное дело, многое может быть еще неизвестным: кто совершил преступление, каким способом оно совершено, какой ущерб нанесен и другие. Все это необходимо установить, с достоверной точностью, потому, что без этого не возможно решить вопрос о виновности лиц, совершивших преступление и применить к ним заслуженное наказание. Выяснение картины совершенного преступления в том виде, в каком оно было в действительности, именуется расследованием.

При производстве пpедваpительного следствия все решения о наплавлении следствия и наплавлении следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда закон пpедусматpивает получение санкции от пpокуpоpа и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. В ходе расследования следователь может давать указания органам дознания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания помощи в проведении отдельных следственных действий, такие требования предоставленные в письменном виде являются обязательными для органов дознания.

Постановления следователя вынесенные в соответствии с законом являются обязательными для всех пpедпpиятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан. Следователь вправе задержать и допросить лицо подозреваемое в совершении преступления или вызвать свидетеля посредством повестки, лицо же расписавшееся в получении повестки, но не явившееся к следователю может быть привлечено к ответственности и приведено принудительно.

Следователи подчиняются начальникам следственных отделов, которые контpолиpуют действия следователей и принимают меры к более полному, своевременному и быстрому производству следствия по уголовным делам.

Возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступления, уголовное преследование лиц, совершивших преступление, обвинение их перед судом, судебное рассмотрение и разрешение дела с тем, чтобы совершивший преступление был осужден, подвергнут справедливому наказанию или, в соответствии с уголовным законом, освобожден от ответственности или наказания – все эти задачи реализуются в уголовном процессе.

Расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование представляет собой деятельность особо уполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых.

Для выполнения задач органы предварительного расследования наделяются законодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в УПК РФ. Их деятельность состоит, прежде всего, в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления. Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то далее, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляют все материалы дела через прокурора в суд, который окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

Уголовно-процессуальный закон разделяет компетенцию всех органов расследования и производстве расследования по определенным уголовным делам, то есть определяет подследственности.

Подследственность – это юридическое свойство уголовного дела, в зависимости от которого оно подлежит, расследованию соответствующим органом дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный закон различает три вида подследственности:

1. Предметную (родовую);

Предметная последовательность — уголовного дела зависит от юридической квалификации преступления и указывает то звено в системе органов предварительного расследования, которое будет вести расследование данного дела. Предметная последовательность указанна в Уголовном процессуальном кодексе РФ.

Территориальная последовательность — зависит от места совершения преступления и указывает конкретный орган дознания или следствия, который будет расследовать уголовное дело. Территориальная последовательность определяется по правилам, указанным в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

При наличии спора, о подследственности – подследственность устанавливается соответствующим прокурором.

Необходимо отметить, что предметная и территориальная подследственность всегда определяются вместе.

Определения подследственности иногда бывает очень сложной.

Многие граждане совсем не знают этих вопросов и о преступлениях сообщают чаще всего в органы дознания.

Органы предварительного расследования в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обязанным принять эти заявления, даже не своей подследственности, и принимать по ним решения, в том числе о возбуждении уголовного дела.

Среди этих дел имеются дела о преступлениях, по которым расследование проводится в форме дознания и дело о преступлениях, по которым расследование обязательно проводится только в форме предварительного расследования, то есть подследственные следователю.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности и объективности во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.

В ходе прохождения мною производственной практики в следственном отделе дознания ОВД _______________ района г. Ростова-на-Дону, мне довелось присутствовать при ряде процессуальных действий, проводимых следователем, таких как: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос обвиняемого, осмотр места преступления.

Показания обвиняемого — это его устное сообщение по вопросам, составляющим содержание предъявленного ему обвинения, а также об иных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и об имеющихся в деле доказательствах, данное при его допросе и зафиксированное в установленном законом порядке.

Обвиняемый вправе дать показания по предъявленному ему обвинению, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств.

Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу.

Также в ходе практики я ознакомилась с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др.

Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение, к примеру, правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ.

Все следственные действия протоколируются. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.

Протокол – официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (процессуальные или следственные действия, судебное заседание).

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

В протоколе указываются:

1. место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;

2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

3. фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.

Протокол также должен содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.

В случаях, предусмотренных ст. 177, 178, 181-183, частью пятой ст. 185, частью седьмой ст. 186, ст. 193 и 194 УПК РФ следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст. 170 УПК РФ.

Также от руководителя практики получала задание по оформлению различных постановлений.

Постановление – любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично, решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения и обвинительного акта.

Кроме того, во время практики мне приходилось выполнять некоторые поручения следователя, например, неоднократно мне приходилось выезжать с запросами в поликлиники № 9 и № 6 к наркологу и психиатру, так же мне приходилось выполнять техническую работу по сшиву, составлению описи, нумерации уголовных дел.

1 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта 1999 г., 6 декабря 1999 г., 25 июля 2000 г., 7 ноября 2000 г.) Ст. 1

2 Дежурная часть милиции общественной безопасности одновременно является дежурной частью соответствующего органа внутренних дел.

3 До создания центров социальной реабилитации для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1815 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 45, ст. 4327).

1 Правительство РФ Постановление от 7 декабря 2000 г. N 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2001 N 558, от 10.08.2005 N 499,от 22.02.2006 N 104, от 29.05.2006 N 334) (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2001 N 558, от 10.08.2005 N 499,от 22.02.2006 N 104, от 29.05.2006 N 334)

2 Приложение к приказу МВД РФ от 13 марта 2003 г. N 158 Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в Органах Внутренних Дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях.

1 Закон РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г.

works.doklad.ru

Отчет по практике в отделе дознания

Главная > Отчет по практике >Государство и право

1 Общие сведения о юридическом отделе. 4

2 Организация работы с нормативными документами и законодательными актами. 8

3 Функции и полномочия юридического отдела. 9

4 Делопроизводство. 12

5 Основные документы юридического отдела. 17

6 Ответственность должностных лиц юридического органа. 21

Библиографический список. 23

Приложение А «Протокол допроса подозреваемого»

Приложение Б «Протокол допроса свидетеля»

Приложение В «Протокол допроса потерпевшего»

Приложение Г «Объяснение»

Ознакомительная практика формирует у студента профессиональные навыки умения работать с нормативными и законодательными документами, организации делопроизводства, углубляет и систематизирует знания.

Целью прохождения практики является конкретизация представления о специальности, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение умений по отдельным видам профессиональной деятельности.

— изучение системы взаимосвязанных и взаимно согласованных понятий, взглядов, выводов, суждений, идей, концепций и теорий;

— все сторонние, тщательно и глубокое изучение содержания блока юридических дисциплин;

— правильно и единообразно применять нормы законодательства правоприменительными органами.

Объектом исследования является система правоохранительных органов РФ, конституционное устройство РФ, психические особенности и специфика делового общения, элементы профессиональной этики в работе юриста, основные правила подготовки различных видов документов.

Актуальность моей практики заключается в возможности практического закрепления теоретических знаний, знакомстве с нормативными актами, используемыми в работе правоохранительных органов РФ, закреплении специфики делового общения и элементов профессиональной этики юриста, оперирование юридическими терминами их использовании в процессе прохождения практики.

1 Общие сведения о юридическом отделе

Отдел внутренних дел был создан в тот год, когда статус рабочего поселка Мегиона изменен в город окружного подчинения Нижневартовского района ХМАО Тюменской области.

Но это не означает, что до 80-го года в селении, а затем в рабочем поселке Мегион не было милиции. Необходимость в ней возникла тогда, когда началось освоение Мегионского месторождения. Было это почти четыре десятка лет назад. Сюда на работу съезжались люди со всех уголков нашей страны. Со временем стали перевозить свои семьи, постепенно обустраивали свой быт.

Впервые вопрос о необходимости назначения в село Мегион участкового уполномоченного милиции был поставлен на заседании сессии Мегионского сельсовета в 1962 году, после того, как была организована Мегионская нефтеразведочная экспедиция. Тогда на месте нашего города стояло село на 200 дворов. До этого в селе действовала дружина, но этого стало недостаточно. Требовались профессиональные навыки для охраны правопорядка, государственной и личной собственности сельчан. Через год поднимается всё тот же вопрос, несмотря на то, что на территории сельсовета уже работают 3 общественных инспектора по паспортной работе и 3 общественных участковых уполномоченных милиции.

Только после того, как селение Мегион получило статус рабочего поселка, в 1964 году при Нижневартовском районном отделе внутренних дел образован Мегионский поселковый отдел милиции. Первым начальником поселкового отдела внутренних дел стал В. М.Кузнецов.

Как и любое начинание, поселковая милиция столкнулась с определенными трудностями — чувствовалась нехватка сотрудников. Так, например, на заседаниях сессий постоянно обсуждался проблема осуществления надзора за дорожным движением. Этим приходилось заниматься сотрудникам милиции так, как штатной единицы инспектора Госавтоинспекции в поселковом отделе милиции не было. Как не было и сотрудника милиции, ответственного за работу с подростками. Милицию постоянно критиковали, обвиняли в том, что не использует данные ей законом права, не привлекает к ответственности правонарушителей. Поэтому огромную роль в поддержании порядка играли народные дружины организаций поселка. В 1969 году был создан единый поселковый штаб народных дружин поселка Мегион.

Позднее поселковая милиция расширилась, в её штате постепенно появились сотрудники по всем направлениям деятельности милиции. А 31 октября 1980 года, после появления города, Приказом управления внутренних дел области № 0142 поселковый отдел милиции был преобразован в отдел внутренних дел города Мегиона [9]. Тогда штат сотрудников отдела состоял из 41 человека, которые охраняли покой более 28 тысяч человек.

У истоков создания Мегионского городского отдела внутренних дел стоял полковник милиции Д. Суетин. В начале 80-х годов его сменил Василий Иванович Хисматулин, который позже (1996 — 2000г. г.) возглавлял Управление внутренних дел округа. Позднее во главе отдела стояли В. Симонов, В. Колесников. Мегионская милиция вырастила еще многих достойных сотрудников, которые сегодня успешно несут службу в других органах внутренних дел.

С 1992 по 2007 год в должности начальника отдела внутренних дел нес службу Геннадий Георгиевич Кобрусев. С мая текущего года на должность начальника отдела внутренних дел по г. Мегиону назначен подполковник милиции Владимир Владимирович Кулаков.

На протяжении многих лет в ОВД служили Василий Викторович Винюков, Александр Алимпеевич Боровинский, Людмила Васильевна Косторева, Сергей Николаевич Ширшов, Виктор Николаевич Колесников, Татьяна Николаевна Мансурова, Борис Владимирович Галкин. Сейчас они находятся на заслуженном отдыхе. Своей службой они внесли неоценимый вклад в дело противостояния преступности, передавали свой опыт вновь прибывшим сотрудникам. Многие сотрудники Мегионского ГОВД отмечены знаком «Отличник МВД».

25 февраля 1997 года старший следователь СО при отделе внутренних дел майор юстиции Марина Алексеевна Шубина удостоена звания «Лучший следователь УВД Тюменской области». Сейчас Марина Алексеевна работает в должности заместителя начальника следственного отдела.

По сравнению с 1980-м годом штатная численность городского отдела внутренних дел возросла во много раз. Вырос город, несколько изменились задачи, стоящие перед милицией. Теперь сотрудникам отдела приходиться не только противостоять преступности, которая с каждым днем становится всё более изощренной и жестокой, но и наводить конституционный порядок в Чеченской республике. Все откомандированные достойно выполнили возложенные на них оперативно-служебные задачи и вернулись в свои семьи. Несколько сотрудников представлены к государственным наградам.

Положение милиции общественной безопасности (местной милиции) закреплено в ст. 9. закона РФ «О милиции» и указом Президента РФ о милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ от 12 февраля 1993 года[5]. Данный указ утверждал Положение о милиции общественной безопасности в РФ согласно приложения №1, в котором в соответствии с законодательством РФ к основным задачам милиции общественной безопасности относятся:

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

раскрытие преступлений, по делам которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания;

оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.

Иные задачи на милицию общественной безопасности могут быть возложены только законом.

Приведенные выше задачи свидетельствуют о максимальной приближенности данного органа к нуждам населения конкретной территории.

В том же положении [5] закрепляется и состав милиции общественной безопасности (местной милиции), в которую входят прежде всего подразделения и органы «непосредственного реагирования» — дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны и другие. Уже само существование этих органов и служб, приближенных к населению данной территории, ее объектам, имеет немалое профилактическое значение. Кроме того, весьма важным является знание сотрудниками местной милиции особенностей данной территории, контингента проживающих и бывающих на ней лиц. Это обеспечивает возможность оперативно принять необходимые меры по предотвращению или пресечению правонарушения.

Однако на практике как правило происходит фактическое смешение уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных функций в деятельности органов дознания. В этой связи издан приказ МВД РФ № 368 — 1992 г. «О мерах по укреплению подразделений дознания и совершенствованию раскрытия преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно»[10]. Указанным нормативным актом регламентировалось создание специализированных подразделений дознания милиции общественной безопасности. Позже их существование было закреплено в «Положении о милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ» от 12 февраля 1993 г.[11] Данные подразделения были организованы для обеспечения качественного и более полного выполнения задач по раскрытию и расследованию преступлений по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. В исключительных случаях начальник органа внутренних дел может поручить специализированному подразделению дознания проведения дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Начальники подразделений милиции общественной безопасности, наряду с общими организационными и контрольными функциями, наделены обязанностями утверждать постановления, вынесенные дознавателями. Однако, несмотря на это, лицо, производящее дознание, несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных действий, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений.

Надзор за исполнением законов органами дознания осуществляет соответствующий прокурор. Его указания, данные на основе уголовно-процессуального законодательства, являются для данных субъектов обязательными.

2 Организация работы с нормативными документами и законодательными актами

В своей деятельности сотрудники ДО руководствуется прежде всего:

Конституционными принципами (уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм, презумпция невиновности, на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и общественными объединениями) РФ, Уголовным Кодексом РФ, общепризнанными принципами и нормами международного и уголовного права, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами МВД РФ, законодательными и иными нормативными актами ХМАО — Югры, приказами и распоряжениями управления внутренних дел по ХМАО — Югре, Законом РФ «О милиции», приказами и распоряжениями ОВД по г. Мегиону.

Приведем конкретные примеры нормативно правовых актов используемые на службе в отделе дознания при ОВД по г. Мегиону:

1 Закон «О милиции» от 18 апреля 1991 г. 1026-I;[5]

2 Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»(с изменениями от 24 декабря 1993 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 30 июня 2002 г., 22 августа 2004 г.);[11]

3 Приказ МВД РФ от 4 января 1999 г. N 1 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. N 1422» (с изменениями от 17 августа 2000 г., 10 февраля 2001 г.) (с изм. внесенными приказом МВД РФ 500 от 24.06.05 года);[12]

Отчет по практике в МВД

Информация о работе

Скачать файл с работой

Помогла работа? Поделись ссылкой

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования

О Т Ч Е Т
о прохождении практики

Дата
Краткое содержание
3.07.06 Начальник следственного отдела представил меня руководителю практики, коротко рассказал об основных направлениях деятельности Следственного отдела МВД, ознакомил с требованиями, предъявляемыми к работникам.
Познакомилась с коллективом и порядком их работы.
Изучала законодательные акты, регулирующие деятельность следственных органов МВД.
4.07.06-5.07.06 Знакомилась с Инструкцией по делопроизводству в органах МВД РФ, порядком регистрации, учета и движения входящей и исходящей корреспонденции.
Продолжила изучение законодательных актов, регулирующих деятельность следственных органов МВД.
6.07.06 Ознакомилась с основными разделами и направлениями деятельности следственного отдела, общей организацией работы отдела.
Присутствовала при допросе потерпевшего, принимала участие в составлении протокола.
7.07.06 Изучала указание Прокуратуры РФ и МВД России «О введении в действие документов первичного учёта преступлений и лиц, их совершивших».
Знакомилась с формами первичного и статистического учета в МВД, порядком и сроками выставления статистических карточек на возбужденные и находящиеся в стадии расследования уголовные дела.
Получила консультацию о том, как заполнять карточки этих форм, где регистрировать и кому из должностных лиц представлять.
10.07.06-11.07.06 Изучала основы планирования работы следственного отдела МВД, распределения обязанностей между начальником следственного отдела и его заместителями.
Присутствовала при допросе свидетеля, принимала участие в составлении протокола.
Продолжила изучение законодательных актов, регулирующих деятельность следственных органов МВД.
12.07.06 Изучала организацию и методику работы по осуществлению предварительного расследования в органах МВД.
Присутствовала при допросе обвиняемого, принимала участие в составлении протокола.
13.07.06-14.07.06 Знакомилась с порядком оформления процессуальных документов.
Присутствовала при допросе подозреваемого, принимала участие в составлении протокола.
17.07.06 Изучала характер и основные формы взаимодействия органов МВД с другими правоохранительными органами, местными органами исполнительной и представительной власти, общественностью.
Присутствовала при приеме граждан заместителем следователя.
18.07.06 Получала практические навыки по составлению статистических отчетов и докладных записок.
Продолжила изучение законодательных актов, регулирующих деятельность следственных органов МВД
19.07.06 Со следователем выезжала на место происшествия.
Продолжила изучение законодательных актов, регулирующих деятельность следственных органов МВД
20.07.06 Приняла участие в осмотре места происшествия, составлении протокола места происшествия, а также составлении постановления о назначении автотехнической судебной экспертизы.
21.07.06 Присутствовала при допросе потерпевшего в ДТП, принимала участие в составлении протокола.
Продолжила изучение законодательных актов, регулирующие деятельность следственных органов МВД
24.07.06 Знакомилась с порядком составления и методическими рекомендациями по назначению экспертизы.
Продолжила изучение законодательных актов, регулирующие деятельность следственных органов МВД, вспомогательной и методической литературы
25.07.06 Знакомилась с заключением эксперта по автотехнической экспертизе при расследовании ДТП: методикой проведения, структурой и выводами.
Продолжила изучение законодательных актов, регулирующие деятельность следственных органов МВД
26.07.06 Принимала участие в следственном эксперименте.
Продолжила изучение законодательных актов, регулирующие деятельность следственных органов МВД, вспомогательной и методической литературы о правоохранительных органах.
27.07.06 Подведение итогов практики. Написание отчета
28.07.06 Доложила руководителю практики об итогах прохождения практики, ознакомила с Отчетом о прохождении практики.

Стр.
Введение 3
1. Органы предварительного следствия 5
1.1. Понятие предварительного расследования 5
1.2. Общая характеристика органов предварительного следствия 5
1.3. Органы предварительного следствия органов внутренних дел 9
2. Документы первичного учёта 13
3. Процессуальные действия и документы 15
Заключение 19

Приложение 1 21
Приложение 2 23

Введение
В период с 03.07.06 года по 28.07.06 года мною, _______________ пройдена практика в следственном отделе ОВД г.Никольска.
Практика имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. Студенты приобретают необходимые навыки, умения и опыт для работы в правоохранительных органах.
Во время прохождения практики я ознакомилась со структурой следственного отдела, общей организацией работы следственного отдела, с порядком осуществления приема посетителей, с планированием работы в следственном отделе и формами статистической отчетности, с оформлением процессуальных документов и ведением различных следственных мероприятий, таких как следственный эксперемент, проведение очной ставки, допрос свидетеля, подозреваемого, потерпевшего, вызов к следователю, опознание.
Я оформляла постановления о возбуждении уголовного дела, протоколы осмотра места происшествия, постановления об избрании меры пресечения, протоколы допроса подозреваемого, протоколы выемки, а также смогла лично участвовать в некоторых процедурах следственных действий.
В ходе практики я ознакомилась с конкретной работой следственного аппарата, присутствовала при производстве следственных действий. За время прохождения производственной практики ознакомилась с нормативными документами следственного подразделения, оказывала практическую помощь следователю, выполняя отдельные поручения. Получила некоторые практические навыки по расследованию уголовных дел.
Органы предварительного следствия в системе МВД РФ – подразделения, осуществляющие предварительное следствие по уголовным делам (следственные аппараты имеются также в органах прокуратуры, безопасности и налоговой полиции).
Органы предварительного следствия возглавляет Следственный комитет при МВД РФ (на правах главного управления), начальник которого по должности является заместитель министра внутренних дел.
В федеральных округах действуют 7 следственных управлений Следственного комитета, возглавляемых начальниками в ранге заместителя начальника Следственного комитета при МВД РФ.
При МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, управлениях внутренних дел на транспорте и режимных объектах функционируют 115 главных следственных управлений (ГСУ) и следственных управлений (СУ), а также более 2,5 тыс. подчинённых им следственных отделов, следственных отделений, следственных групп и следственных частей (на правах управлений, отделов и отделений) по расследованию организованной преступной деятельности.
ГСУ и СУ осуществляют в отношении нижестоящих следственных органов МВД функции финансового, материально-технического, кадрового, правового обеспечения; ведомственного контроля за расследованием уголовных дел; методической помощи; информации, анализа и прогноза.
Следователи следственных частей по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ и СУ, следственных отделов и групп при райотделах внутренних дел непосредственно расследуют уголовные дела о преступлениях, отнесенных к подследственности органов внутренних дел, и направляют их прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления в суд.
При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. При этом отношение надзирающего прокурора и следователя основываются на принципе самостоятельности последнего. Следователь может не исполнять указания прокурора, в указанных процессуальным законом случаях, представив свои возражения вышестоящему прокурору, который либо соглашается с следователем и отменят полученные им указания, либо не соглашается с ними, но тогда дело передается другому следователю.
Органы предварительного следствия в системе МВД России осуществляют предварительное следствие в среднем по 90% преступлений, по которым производство предварительного следствия обязательно.
Таким образом, расследование уголовных дел в системе МВД имеет важное значение.
1. Органы предварительного следствия
1.1. Понятие предварительного расследования
Предварительное расследование — это урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность специально уполномоченных на то органов и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления, виновности лица, его совершившего, привлечению его к уголовной ответственности, защите нарушенных преступлением прав и свобод личности, законных интересов общества и государства, ограждении от неосновательного обвинения и реабилитации каждого невиновного. Расследование уголовных дел относится к предварительному расследованию.
Органы предварительного расследования наделяются специальными полномочиями, которые перечислены в УПК РСФСР. Принято различать две его формы: предварительное следствие и дознание.
Дознание проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти — органами дознания. Между ними имеются сходства и различия.
Сходства: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений. Осуществляют свою деятельность на основе единого УПК. Акты дознания имеют такое же юридическое значение, что и акты предварительного следствия.
Различия: осуществляются разными органами. Согласно требованиям ст.126 УПК орган дознания возбуждает уголовное дело, производит по нему неотложные следственные действия и в 10-дневный срок передает дело следователю, который осуществляет дальнейшее производство по делу согласно ст. 109 УПК.
На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений (ст. 118 УПК).
1.2. Общая характеристика органов предварительного следствия
Законом определены четыре следственных аппарата различных правоохранительных органов: следователи прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и налоговой полиции.
Деятельность органов предварительного следствия регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом, в соответствии с которым они решают следующие основные задачи: быстрое раскрытие преступления, установление и изобличение всех обвиняемых; всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела; поиск и процессуальное оформление доказательств, как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого; формирование обвинения в соответствии с требованиями закона; соблюдение интересов и прав всех участников процесса в производстве по уголовному делу; принятие мер по возмещению материального ущерба и устранению негативных последствий от преступления; профилактическое воздействие на причины и условия, способствовавшие совершению преступления.
Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Его функция – расследование уголовных дел с соблюдением требования всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявления обстоятельств как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих его ответственность.
Уголовно-процессуальный кодекс предоставляет следователю необходимые полномочия по производству следственных действий и принятию процессуальных решений, а также по применению мер уголовно-процессуального принуждения. Решения следователя облекаются в форму постановлений, следственные действия фиксируются в протоколах, и содержание этих документов, их форма должны соответствовать обстоятельствам уголовного дела и требованиям УПК РФ.
При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Если в ходе расследования он придет к внутреннему убеждению, что в материалах следствия нет состава преступления, то выносится постановление о прекращении уголовного дела. Собрав достаточные доказательства, дающие основание для привлечения лица в качестве обвиняемого, следователь самостоятельно выносит мотивированное постановление и предъявляет обвинение. Проведя расследование в полном объеме, он составляет от своего имени обвинительное заключение и представляет дело прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления его в суд. Ответственность следователя и доверие к нему настолько велики, что законодатель не требует заверения процессуальных документов печатью, достаточно одной лишь подписи следователя. Печатью заверяются только постановления, требующие санкции прокурора.
По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий.
В ходе расследования следователь может давать указания органам дознания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания помощи в проведении отдельных следственных действий, такие требования предоставленные в письменном виде являются обязательными для органов дознания. Постановления следователя вынесенные в соответствии с законом являются обязательными для всех пpедпpиятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан.
Расследуя дело, следователь имеет право задержать подозреваемого в совершении преступления, а в случае, если он скрылся, или лицо, совершившее преступление, не известно, поручить органам дознания их розыск. Все поручения органам дознания даются в письменном виде и обязательны для исполнения.
Большое значение в борьбе с преступностью имеют сроки производства расследования. По общему правилу предварительное расследование по уголовному делу должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления дела прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо прекращения или приостановления производства по делу. Срок предварительного следствия может быть продлен прокурором по постановлению следователя, когда расследуется многоэпизодное дело или когда к уголовной ответственности привлекаются несколько обвиняемых. Соблюдение установленных сроков необходимо не только для обеспечения полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, но и для обеспечения прав и законных интересов обвиняемого и потерпевшего.
Пpедваpительное следствие приостанавливается, если обвиняемый скрылся от следствия и не может быть найден, или в случае психического или иного тяжкого заболевания обвиняемого удостоверенного врачом, или же в случае не установления лица подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, согласно статьи 195 УПК РСФСР.
Пpедваpительное следствие заканчивается составлением обвинительного заключения, либо постановлением о направлении дела в суд, для pассмотpения вопроса о применении принудительных меp медицинского хаpактеpа, либо постановлением о пpекpащении дела, либо постановлением о пpекpащении дела с направлением материалов в суд для применения меp административного взыскания.
Также дело может быть пpекpащено, если существуют обстоятельства исключающие производство по делу, согласно статьи 5 УПК России. Или же согласно статьи 6 УПК России в следствии изменения обстановки, или всвязи с деятельным раскаянием согласно статьи 7 УПК России, может быть пpекpащено в отношении несовершеннолетнего, с применением меp воспитательного воздействия. Также пpекpащается в связи с пpимеpением с потерпевшим, пpекpащается и в связи с недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, если исчеpпаны все возможности для собирания принудительных доказательств.
После подписания обвинительного заключения следователь немедленно направляет дело пpокуpоpу.
Действия следователя находятся под надзором прокурора, который выражается в санкционировании производства отдельных следственных действий и даче указаний о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела для передачи обвиняемого суду или прекращении дела. Следователь, опираясь на внутреннее убеждение, может не согласиться с указаниями прокурора по указанным вопросам, и в этом случае закон дает следователю право представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. При подобной ситуации прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.
Такова общая характеристика полномочий следователя и его процессуальных прав.
1.3. Органы предварительного следствия органов внутренних дел
В деятельности следственных аппаратов различных ведомств большое значение имеет определение пределов компетенции и разграничение полномочий. Главным регулятором в этих вопросах являются требования УПК. Следователи органов внутренних дел расследуют дела: о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и другие преступления.
Следственный аппарат органов внутренних дел входит в структуру Министерства внутренних дел РФ и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации установлено, что Следственный комитет при МВД РФ является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД РФ.
Положением об органах предварительного следствия определены следующие их задачи:
— обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
— организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ.
Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Кроме этого, органы предварительного следствия анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей; разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования; изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия и методики расследования отдельных видов преступлений; организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность; обеспечивают подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; выполняют и другие функции по обеспечению деятельности органов предварительного следствия.
Структуру органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации представляют:
— Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ;
— Главное следственное управление (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ;
— следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и региональных объектах;
— следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
Следственный комитет возглавляет замминистра — начальник Следственного комитета при МВД РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению Председателя Правительства РФ.
В составе центрального аппарата существуют управления и отделы, которые осуществляют деятельность по руководству нижестоящими следственными подразделениями. В следственных подразделениях имеются должности следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам.
В соответствии с приказом МВД РФ разработана типовая структура следственного управления (отдела) СУ, УВД, УВДТ:
— заместитель министра внутренних дел, зам. начальника УВД, УВДТ — он же начальник следственного управления (отдела);
— отдел зонального контроля;
— организационно-методический отдел;
— Управление (отдел) по расследованию организованной преступной деятельности (следственная часть);
— канцелярия.
Деятельность следственных подразделений этого уровня сосредоточена на организационно-методическом руководстве деятельностью подчиненных следственных подразделений и процессуальном контроле за производством предварительного следствия.
Нижестоящим звеном органов предварительного следствия в составе МВД являются отделы, отделения, группы при органах внутренних дел в районах, городах, округах и других формированиях этого уровня, которые расследуют подавляющее число преступлений. В их штатах состоят следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам. Деятельностью этого звена непосредственно руководит заместитель начальника горрайоргана внутренних дел — начальник следственного отдела.
Функциональные обязанности помощника следователя определяет руководитель органа предварительного следствия. Обязанности помощника следователя:
— совместно со следователем осуществляет проверку материалов для решения вопросов о возбуждении уголовного дела, в связи с чем имеет право выполнять весь комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством для доследстенной проверки поступивших заявлений, сообщений о преступлениях;
— выполняет техническую работу по процессуальному оформлению отдельных следственных действий и уголовных дел;
— осуществляет розыскные мероприятия и другие действия, направленные на изучение личности обвиняемого, установление причин и условий, способствующих совершению преступлений;
— поддерживает связь с общественностью, докладывает уголовные дела в трудовых коллективах;
— по указанию следователя и под его контролем выполняет отдельные несложные следственные действия, а также может быть включен в состав следственно-оперативной группы.
Следователи подчиняются начальникам следственных отделов, которые контролируют действия следователей и принимают меры к более полному, своевременному и быстрому производству следствия по уголовным делам.
Основные задачи следственного отдела:
1. Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел.
2. Разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан.
3. Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам.
4. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений.
5. Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств.
6. Учеты поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, выездов следователей на места происшествий и др.
7. Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.
8. Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей.
Организация деятельности следственных подразделений проводится на основе текущих и перспективных планов работы органа внутренних дел и его следственного подразделения.
2. Документы первичного учёта
Правильная организация учёта, обеспечивающая точную и своевременную регистрацию — необходимое условие для составления отчётов о деятельности органов внутренних дел. Первичный учёт преступлений — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации о преступности и государственных мерах социального контроля над ней и их движения путём сплошного, непрерывного и документального учёта преступлений, лиц, их совершивших, и процессуальной деятельности органов уголовной юстиции на этом направлении.
Первичный учёт преступлений заключается в фиксировании следователем или работником дознания основных сведений о преступлениях, об обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений лицах, а также о потерпевших от преступлений лицах, об уголовных делах (материалах) на учётных карточках (документах первичного учёта) по утверждённой форме — единой для органов прокуратуры и внутренних дел и их регистрации в установленном порядке. В настоящее время все объекты уголовно-правовой статистики (преступление, лицо, виновное в его совершении, и избранная мера наказания) учитываются в соответствующих документах первичного учёта по карточной или списочной форме.
Совместным Указанием от 5-6 ноября 1996 г. Прокуратуры РФ и МВД России «О введении в действие документов первичного учёта преступлений и лиц, их совершивших» введены в действие следующие документы первичного учёта: на выявленное преступление (форма №1); о результатах расследования преступления (форма №1.1); на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма №1.2); на лицо, совершившее преступление (форма №2); о движении уголовного дела (форма №3); о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма №4); о результатах рассмотрения дела в суде (форма №6).
В документах первичного учёта содержится обширная информация по разнообразным признакам, характеризующая в большей или меньшей мере, с одной стороны, все элементы состава преступления: субъект преступления, объект посягательства, объективную и субъективную стороны преступления, с другой — процессуальные, криминалистические аспекты деятельности органов уголовной юстиции по обнаружению, раскрытию и расследованию преступлений.
Учёт преступлений ведётся путём заполнения следователем или работником органа дознания карточек на выявленные преступления по каждому ставшему им известным преступлению, независимо от того, когда эти преступления имели место и установлены или не установлены совершившие их лица. Указанная карточка заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела, направления в суд материалов с протоколом. Аналогично она заполняется и в тех случаях, когда необходимо зарегистрировать преступление, ранее не зарегистрированное. Заполненная и подписанная следователем карточка направляется в учётно-регистрационные подразделения органов внутренних дел.
Учёт уголовных дел, необходимый для отслеживания их движения в процессе расследования, осуществляется на основании карточек на выявленное преступление и карточки о движении уголовного дела, заполняемых прокурором, следователем или органом дознания немедленно после принятия по делу процессуального решения.
Сведения для заполнения документов первичного учёта берутся в основном из материалов уголовных и гражданских дел, судебных приговоров и решений. Ведомственными нормативными актами (инструкциями) установлены строгие правила и порядок их заполнения, обязательные для исполнения соответствующими должностными лицами. Их соблюдение очень важно, поскольку документы первичного учёта являются исходным материалом для составления официальной статистической отчётности как первой и основной формы статистического наблюдения, широко используемой в науке и практике борьбы с преступностью.
Приказом министра внутренних дел РФ «Об утверждении форм статистической отчётности» введены следующие отчёты:
— оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений;
— отчёт о численности осуждённых, содержащихся в местах лишения свободы;
— отчёт о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы;
— отчёт о нанесённом материальном ущербе и изъятии материальных ценностей.
Отчёты и главные показатели составляются на основании установленных в органах внутренних дел документов первичного учёта работы следователей.

3. Процессуальные действия и документы
В ходе прохождения практики я присутствовала при ряде процессуальных действий, проводимых следователем, таких как: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос обвиняемого, допрос подозреваемого.
Допрос обвиняемого происходил в присутствии адвоката, следователя и двух оперуполномоченных. В нашем случае обвиняемый был мужчина, которому инкриминировался разбой. В ходе допроса он сообщил все, что ему было известно. После допроса был совершен выезд на место происшествия, где обвиняемый подробно показал все, о чем он говорил на допросе.
Показания обвиняемого — это его устное сообщение по вопросам, составляющим содержание предъявленного ему обвинения, а также об иных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и об имеющихся в деле доказательствах, данное при его допросе и зафиксированное в установленном законом порядке. Обвиняемый вправе дать показания по предъявленному ему обвинению, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств. Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу.
Также, в ходе прохождения практики, я составляла план расследования уголовного дела, определяла методику допросов подозреваемых, потерпевших, свидетелей, определяла круг предметов и документов, подлежащих изъятию, обработке и приобщению к уголовному делу. Вносила предложения по тактике и методике расследования уголовных дел в целом и отдельных следственных действий. Под руководством следователя участвовала в допросах, осмотрах места происшествия, выемках, обысках и других следственных действиях. От его имени составляла протоколы этих действий, проекты постановлений о привлечении лица в качестве обвиняемого, избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения.
Во время прохождения практик я ознакомилась с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий.
Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др. Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ.
Кроме этого, я ознакомилась с несколькими уголовными делами, находившимися на стадии расследования. Я имела возможность лично присутствовать при допросе потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого, свидетелей, убедиться в их эффективности и законности, изучить процедуру допроса. Все следственные действия протоколируются. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания (Приложение 1,2).
Протокол – официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (процессуальные или следственные действия, судебное заседание). Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.
В протоколе указываются:
1. место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;
2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
3. фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.
Протокол также должен содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.
В случаях, предусмотренных ст.ст.177, 178, 181-183, частью пятой ст.185, частью седьмой ст.186, ст.ст.193, 194 УПК РФ следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст.170 УПК РФ.
Также, за время прохождения практики, я ознакомилась с порядком составления и структурой заключения судмедэксперта.
Экспертиза является самостоятельной процессуальной формой получения новых и уточнения (проверки) имеющихся вещественных доказательств. Предмет судебной экспертизы составляют фактические данные (обстоятельства дела), исследуемые и устанавливаемые при расследовании или судебном разбирательстве уголовного дела. Для исследования каждого вида объектов в судебной экспертизе разрабатывается методика экспертного исследования, т.е. система научно-обоснованных методов, приемов и технических средств (приспособлений, приборов, аппаратуры).
Назначение экспертизы оформляется постановлением следователя. В постановлении должны быть указаны основания назначения экспертизы, кому она поручается и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. В постановлении должны быть чётко сформулированы вопросы, требующие заключение эксперта.
Заключение эксперта состоит из трёх частей: вводной, исследовательской и выводов. Во вводной части указывается наименование экспертизы, приводятся сведения об эксперте, перечисляются поступившие на экспертизу материалы. В исследовательской части описывается процесс экспертного исследования, а также дается научное толкование установленных фактов. Выводы представляют собой ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Эксперт, вправе по собственной инициативе сделать в заключении вывод по вопросам, которые перед ним не ставились, если они имеют, по его мнению, значение для дела.
Заключение эксперта не имеет никаких преимуществ перед другими доказательствами и подлежит обязательной оценке следователем. На каких бы точных научных данных не был основан экспертный вывод, он не может считаться обязательным для следователя (ст.80 УПК).
В нашем случае экспертиза была назначена в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), связанного с наездом на пешехода. Практика расследования ДТП свидетельствует, что в связи со специфичностью данной категории уголовных дел, одним из основных источников доказательств по ним является заключение автотехнической экспертизы. В постановлении о назначении автотехнической экспертизы излагаются следующие исходные данные:
1. Тип (марка) транспортного средства (ТС), число пассажиров, масса груза, техническое состояние.
2. Дорожные условия: тип покрытия, продольный профиль, ширина проезжей части, состояние покрытия (сухое, мокрое, грязное, снег, лед и т.д.).
3. Характер наезда — в процессе торможения или без него, какой частью ТС контактировало с пешеходом, координаты места контакта относительно габаритов ТС.
4. Наличие следов: длина следа торможения (юза) и до оси каких колес он замерен, наличие следов наката после торможения и их длина (могут быть следы заноса и разворота, указать их длину).
5. Указать место наезда и его удаление от начала или конца следа юза, общую длину следа торможения или расстояние перемещения ТС в заторможенном состоянии после наезда до полной остановки.
6. Установить, с какого момента возникла опасность для движения, а следовательно: путь пешехода, время движения, направление движения (под углом к осевой линии), время на остановку (если она была) пешехода при переходе дороги.
7. Расстояние видимости пешехода с рабочего места водителя.

Заключение
За время прохождения практики я ознакомилась с основными разделами и направлениями деятельности следственного отдела ОВД г.Никольска:
— нормативной базой, на которой основывается его деятельность;
— общей организацией работы следственного отдела;
— с порядком осуществления приема посетителей;
— с планированием работы в следственном отделе и формами статистической отчетности;
— с распределением обязанностей между начальником следственного отдела и его заместителями;
— с методикой предварительного расследования, а также тактикой и порядком проведения некоторых следственных действий и их процессуальное оформление (составление протоколов, вынесение постановление и т.д.);
— с характером и формами взаимодействия следственного отдела ОВД с другими органами власти и управления.
В целом практика прошла успешно и продуктивно: я узнала много нового и нужного о функционировании нашей правовой системы в целом и о деятельности следственных органов МВД в частности, почерпнула знания о применении российского законодательства на практике.

Приложение 1
ПРОТОКОЛ
допроса подозреваемого

г.Зеленогорск 14 июля 2006
Допрос начат в 9 ч. 30 мин.
Допрос окончен в 10 ч. 00 мин.

Следователь (дознаватель) ОД УВД г.Никольска младший лейтенант Иванов С.Ю. в служебном кабинете № 210 по адресу: г.Зеленогорск, ул. Мира, 56 в соответствии с ч.2 ст.46, ст.ст.189 и 190 УПК РФ допросил по уголовному делу №1293 в качестве подозреваемого:
1. Фамилия, имя, отчество: Сидоров Сергей Олегович
2. Дата рождения: 30 августа 1955 г.
3. Место рождения: г. Красноярск
4. Место жительства и телефон: г. Зеленогорск, ул.Заводская, 8 — 53
5. Гражданство: гражданин Российской Федерации
6. Образование: высшее
7. Семейное положение: женат
8. Место работы или учебы: —
9. Наличие судимости: не судим
Подозреваемый: __________________

10. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность подозреваемого: 00 04 185887, выдан ОВД администрации г.Никольска, Красноярского края 11.01.2000 г.
Перед началом допроса мне разъяснены права, предусмотренные частью четвертой ст.46 УПК РФ.
Мне разъяснено, что в соответствии со ст.51 Конституции РФ я не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и других близких родственников, круг которых определен п.4 ст.5 УПК РФ.
Подозреваемый:_________________

Подозреваемому Сидорову С.О. объявлено, что он подозревается в совершении угрозы убийством, т.е. в совершении преступления, предусмотренного ст. 119 УК РФ.
Подозреваемый: ________________
По существу подозрения могу показать следующее:
Я, Сидоров Сергей Олегович, двенадцатого июля 2006 г., находясь в своей комнате, по ул. Заводская, 8 — 53 распивал спиртные напитки со своим товарищем Михайленко О.И.
Около 18 часов вернулись домой с работы мои жена, Сидорова О.В. и приемная дочь Егорова Л.Н. Выражая свое негативное отношение по поводу распития напитков у нас завязалась ссора, в ходе ссоры мною был схвачен кухонный нож, которым я угрожал своей приемной дочери расправой. Женой была вызвана милиция, которая приехала на вызов примерно через 15 минут. К этому времени моя приемная дочь, вырвавшись из комнаты, выбежала на улицу. Я бежал за ней, угрожая ножом, и, опомнившись только при виде милиции, бросил нож в кусты и вернулся к дому. Соответственно, милиция начала стучать в дверь. На стук я ответил и добровольно открыл дверь.

Протокол прочитан мною лично.
Замечаний к протоколу нет.

www.sesiya.ru

Смотрите так же:

  • Право получения пенсии по потере кормильца Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 17 сентября 2010 Черкесск, 17 сентября 2010 года. На сегодняшний день в Карачаево-Черкесии 6810 человек являются получателями трудовой пенсии по […]
  • Приказ минобрнауки 2151 от 20072011 Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (утратил силу) Приказ […]
  • 1281 иск Определение Рязанского областного суда от 14 июля 2010 г. N 33-1281 Поскольку гражданское дело по иску о взыскании задолженности неподсудно районному суду, суд обоснованно передал его на рассмотрение по месту нахождения Банка Определение […]
  • Пособие по временной нетрудоспособности на работе по совместительству Работник - внешний совместитель принят на работу с 1 апреля 2012 года, а с 11 апреля он заболел. Как начислять пособие по временной нетрудоспособности в этом случае? Согласно ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель […]
  • Закон n 190-фз о теплоснабжении Федеральный закон от N 190-ФЗ (ред. от ) "О теплоснабжении" Транскрипт 2 27 июля 2010 года N 190-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ (в ред. Федеральных законов от N 123-ФЗ, от N 242-ФЗ, от N 417-ФЗ (ред ), от N […]
  • Приказ по лимиту кассы на 2014 год образец рб Формы документов Новости от партнеров Популярные документы Приказ об установлении лимита остатка кассы КОММЕНТАРИЙ Форма настоящего документа приведена в качестве примера и может применяться как основа при разработке аналогичной формы с […]