Какие налоги сдерживают инфляцию

Цены, инфляция, налоги, инновационное развитие (Васильев А.В.)

Дата размещения статьи: 10.08.2012

В нашей стране постоянно повышаются цены на продукты питания и другие товары. С целью остановки их роста определенные меры предпринимают контрольные органы, прокуратура и даже Президент РФ. Однако остановить рост цен не удается, что влечет за собой повышение инфляции. В странах с развитой рыночной экономикой разработан экономический механизм, который без вмешательства государственных органов сдерживает стремление предпринимателей повышать цены на товары и продукты.
Известно, что величина налогов определяется следующими факторами:
1) их размер должен обеспечивать нормальное развитие бизнеса. Это означает, что после уплаты налогов предпринимателю должно оставаться такое количество денежных средств, чтобы это обеспечивало развитие производства, приобретение нового оборудования, решение других производственных и иных задач;
2) одновременно общее количество собираемых налогов должно обеспечить достойную оплату труда работников государственного аппарата, обеспечить их оргтехникой, содержание полиции, других правоохранительных органов, армии, снабжение их необходимым вооружением и т.д.;
3) количество собираемых налогов должно обеспечить решение социальных задач: выплаты пенсий, пособий, оказания помощи многодетным и другим людям, которые не в состоянии сами заработать необходимые средства существования, строительство дорог, развития инфраструктуры городов и т.д.
Со своей стороны государство обязано эффективно использовать средства, полученные в виде налогов от юридических и физических лиц, обеспечить безопасные условия жизни и деятельности граждан, бизнеса, развивать транспортную сеть, коммуникации, решать другие общенациональные задачи, публиковать бюджет и его использование, чтобы народ знал, на что расходуются выплаченные ими средства.
В настоящее время размеры налогов, как правило, не превышают 45% прибыли. В Швеции одно время налоги составляли около 65%. В результате развитие производства замедлилось. Шведские товары потеряли конкурентоспособность. Правительство Швеции снизило налоги до оптимального уровня.
Если же налоги меньше 45 — 40% прибыли, то предприниматели ускоренно богатеют, в то время как работники государственного аппарата не получают необходимых средств для нормального уровня жизни, недостаточно обеспечивается армия, полиция, не решаются социальные задачи.
Современные демократические государства выработали определенное соотношение между размерами налогов и величиной прибыли, которая должна оставаться у предприятия для того, чтобы оно могло развивать свою производственную базу, совершенствовать оборудование, технику и обеспечивать прогрессивное развитие производства, улучшать условия труда и повышать уровень техники безопасности. А это означает все более полное обеспечение общества, граждан материальными и интеллектуальными условиями жизни.
В европейских странах налоги на предприятия почти ежегодно изменяются в основном в сторону уменьшения, но имеет место и некоторое увеличение их. Однако в целом величина их более или менее сохраняется, а колебания незначительны. Так, например, налог на доходы корпораций в 2000 г. составлял от 28% в Финляндии до 41% в Бельгии, налог на добавленную стоимость — от 12% в Люксембурге до 22% в Польше, налог на имущество — от 0,3% в Швейцарии до 2,2% в Греции и ставка социальных платежей составляла в разных странах от 2% до 17%.
В Российской Федерации аналогичная система налогов. В ней также существуют налоги на прибыль (доходы), на добавленную стоимость, на имущество и социальные платежи. Размеры налогов также близки европейским или даже одинаковы. Так, налог на доходы (прибыль) составляет 20%, налог на добавленную стоимость 18%, налог на имущество 2,2%. Заметно отличаются только социальные платежи, которые составляют 34%.
Поскольку размеры налогов в процентном исчислении европейских стран и России практически совпадают, то можно с достаточной степенью точности сказать, что и в суммарном денежном выражении изымаемая часть налогооблагаемого дохода (прибыли) предприятий в европейских странах и России приблизительно одинакова.
Однако для того, чтобы определить общую сумму налогов в денежном выражении, необходимо знать налогооблагаемый доход по каждому виду налогов, а именно по прибыли, стоимости имущества, сумме добавленной стоимости и социальных расходов. Данные показатели среднего предприятия применительно к налогам в Российской Федерации следующие.
Так, налогом на прибыль облагаются «полученные предприятием доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов» (п. 1 ст. 247 НК РФ). В настоящее время налог на прибыль составляет 20%, т.е. предприятие выплачивает государству одну пятую часть своей прибыли. Четыре пятых прибыли остается у предприятия. До недавнего прошлого налог на прибыль составлял 24%.
Чтобы это положение было более понятно, обратимся к конкретным цифрам реального предприятия. Например, оно имеет общие доходы за год в сумме 92 млн. руб. Расходы за этот период составили 14 млн. руб., прибыль составила 78 млн. руб., налог в размере 20% от прибыли выплачен в сумме 15,8 млн. руб. У предприятия после выплаты этого налога остается 62,2 млн. руб.
В Российской Федерации, как уже отмечалось, налог на прибыль не единственный. Следующим налогом, который выплачивают российские предприятия, является налог на добавленную стоимость. Данный налог представляет собой начисления на вновь созданную стоимость данным предприятием и представляет собой также изъятие определенной части прибыли предприятия, но он начисляется не по итогам деятельности предприятия как на разницу между доходами и расходами, а в процессе создания новой стоимости. Происходит это следующим образом. Согласно ст. 146 НК РФ налогом облагаются все реализуемые товары, услуги, работы, выполняемые данным предприятием. В результате получается, что чем больше предприятие вкладывает своего труда, создает больше стоимости, тем больше платит налогов. Данный налог не стимулирует, а, наоборот, оказывает негативное влияние на собственно производительную деятельность предприятия. Поэтому получается, что в интересах предприятия производить как можно меньше собственной стоимости и как можно больше использовать стоимость, созданную другими предприятиями, поскольку налог на нее уплачен ими и с данного предприятия не взимается. Налог на добавленную стоимость начисляется и выплачивается следующим образом. Его размер составляет 18% от вновь созданной стоимости на произведенные сельхозпродукты, товары для детей, на некоторые другие товары налог составляет 10%.
В реальном денежном выражении применительно к рассматриваемому предприятию этот налог составляет около 14 млн. руб. при налоге в 18%.
Следует иметь в виду, что данная величина налога имеет место в торговом предприятии, в котором не создается новая продукция и НДС начисляется только на предоставленные предприятием услуги, за сданные в аренду торговые и иные площади, торговлю комиссионными и некоторыми другими товарами.
На производственных предприятиях, основная деятельность которых заключается в производстве товаров, т.е. создании новых стоимостей, величина налога значительно больше. По некоторым расчетам, она достигает на предприятиях, близких по своим параметрам данному торговому предприятию, 20 — 25 млн. руб.
Следующий налог — на имущество. Согласно ст. 374 НК РФ объектом данного налога является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Он составляет 2,2% от стоимости движимого и недвижимого имущества.
Применительно к рассматриваемому предприятию данный налог в денежном выражении составляет 55306 руб.
Данный налог для торговых предприятий является небольшим, поскольку в торговле не используется производственное оборудование: станки, механизмы, конвейеры, автоматические линии сборки изделий, другое дорогостоящее оборудование. Основную стоимость движимого и недвижимого имущества составляют торговые здания, оборудование — прилавки и витрины, стоимость которых по сравнению с производственным оборудованием, зданиями и сооружениями промышленных предприятий, их транспортом значительно ниже. Поэтому налог на движимое и недвижимое имущество производственных предприятий в денежном выражении значительно больше. Он может оказывать большое негативное влияние на приобретение предприятиями, особенно малого и среднего бизнеса, дорогого оборудования и использование его в производстве. Думается, что поэтому наш малый и средний бизнес занят в основном в сфере торговли и услуг, где не требуется наличие дорогого и производительного современного оборудования.
И последний, федеральный налог — единый социальный налог. Согласно ст. 7 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования, федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования» объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями, индивидуальными предпринимателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Ставка данного налога для организаций, т.е. основного количества предприятий, составляет согласно ст. 12 названного Закона 34% от суммы выплачиваемой заработной платы.
Применительно к рассматриваемому предприятию в денежном выражении этот налог составляет 4692000 руб.
Если суммировать все выплаченные за год налоги, их величина в реальном денежном выражении составляет 34547306 руб., или 45% от суммы прибыли. При общей прибыли, полученной предприятием в течение рассматриваемого года, в 78 млн. руб. за вычетом выплаченных налогов реально у предприятия остается для всех своих производственных, иных расходов, обновления оборудования, увеличения зарплаты работникам, других нужд 43452694 руб. Данная сумма составляет около 55% от общей суммы прибыли. Такой размер налогов значительно затрудняет возможности предприятий по развитию производства.
Исходя из близких размеров налогов на прибыль, на имущество, НДС, а также более высоких ставок социальных платежей можно предположить, что в европейских странах общая суммарная величина изымаемой прибыли несколько ниже и составляет около 39 — 40%.
Данная сумма, изымаемая из прибыли предприятия в виде налогов, является оптимальной, поскольку она удовлетворяет, с одной стороны, потребности общества и государства, а с другой — обеспечивает модернизацию оборудования, техники предприятия и тем самым создает условия для поступательного бесконфликтного развития всего общества.
В США налог — один, и он установлен в процентах по отношению к всему налогооблагаемому доходу и изымается как его определенная часть. Так, при налогооблагаемом доходе до 50 тыс. долларов налог составляет 15%, при доходе от 50001 до 75000 — 25%, при доходе от 75001 до 100000 — 34%, от 100001 до 335000 — 39%, от 335001 до 10000000 — 34%, от 10000001 до 15000000 — 35%, от 15000001 до 18333333 — 38% и более 18333333 — 35%.
Данная система упрощает бухгалтерские расчеты предпринимателя при начислении налога и осуществлении контроля со стороны налоговых органов. Одновременно он в большей мере отвечает принципу справедливости, согласно которому богатые должны платить больше. Однако этот принцип выдержан не до конца, поскольку имеет место и снижение налога при увеличении налогооблагаемого дохода. Так, при увеличении дохода от 335001 до 10000000 долл. налог составляет 34%, в то время как при доходе от 100001 до 335000 долл. его размер — 39%.
Но самое главное, в этой прогрессивной системе налогообложения содержится экономический механизм, сдерживающий предпринимателей, особенно в сфере торгового бизнеса, от необоснованного повышения цен на товары. Дело в том, что при повышении цен и увеличении дохода предприниматель оказывается в другой, более высокой шкале налогов. Например, если предприниматель имел прибыль до 50000 долл. и платил налог 15%, то при увеличении дохода даже на 1 долл. до общей суммы 50001 долл. он будет платить 25%, что существенно увеличивает сумму налога. Данное обстоятельство является важным фактором, сдерживающим необоснованный рост цен.
При плоской шкале налогов размер налога не изменяется независимо от того, какую прибыль имеет предприниматель. Цены растут произвольно, что имеет место в настоящее время в Российской Федерации. В этом, думается, одна из главных причин того, что количество миллиардеров у нас растет быстрее, чем в других странах, а для решения многих социальных вопросов денег не хватает. Административно-властные меры не в состоянии остановить рост цен. Поэтому думается, что более результативным способом борьбы с повышением цен на рынке товаров является введение прогрессивной шкалы налогов, которая также упростит бухгалтерский учет по налогам и контроль со стороны налоговых органов. В настоящее время он сводится к проверке правильности арифметических расчетов предпринимателем величины налогов. Одновременно снизятся темпы роста инфляции.
Введение прогрессивной налоговой системы также будет способствовать большему использованию в производстве новейших достижений науки и на этой основе повышению качества продукции, увеличению ее количества, экономии материальных, энергетических и трудовых ресурсов, поскольку только в этом случае может быть повышена прибыль предприятия. Таким образом, получит большее развитие инновационный метод хозяйствования.
В Российской Федерации плоской является и шкала налогов с физических лиц. Она зависит не только от размеров получаемого дохода, но и от других факторов, которые учитываются в других странах, например, в США в зависимости от дохода физического лица налоги составляют 15, 28, 31, 36 и 39,6%, во Франции — 0,6, 83, 19,14, 28,26, 37, 38, 42,62, 48,09%.
Кроме того, в США все физические лица делятся на следующие группы: одинокие физические лица, супружеские пары, выплачивающие налоги совместно, или овдовевшие члены семей, члены семей, выплачивающие налоги самостоятельно, главы семей. Данные обстоятельства также влияют на размер налогов. Прогрессивная шкала налогов сдерживает запредельный рост личных доходов и расходов физических лиц.
В нашей стране с доходов всех физических лиц налог составляет 13%, а с членов профсоюза — 14%, так как еще 1% взимается в пользу профсоюза. Думается, что и в этом вопросе также есть возможность усовершенствовать систему налогообложения физических лиц.
Стабильность цен, отсутствие инфляции, использование в производстве инновационных методов хозяйствования способствуют более успешному развитию экономики в целом.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

lexandbusiness.ru

Коррупция, высокие налоги и инфляция сдерживают развитие бизнеса в Саратове

В эти минуты в администрации Саратова проходит первое заседание совета при главе города Михаиле Исаеве по развитию малого и среднего бизнеса.

«Мы провели анализ, чтобы узнать, какая степень вовлеченности в предпринимательство. Приняли решение изменить концепцию отношения администрации и бизнеса. Важно упростить процедуры согласования. Мы заинтересованы в привлечении субъектов предпринимательства. Отметим, что начал работать координационный совет. В рамках работы мы рассматриваем проекты по наполнению общественных пространств города. Хотим наладить взаимодействие в рамках понятия “одной двери” – это конструктивный диалог”, – начал заседание господин Исаев.

О состоянии предпринимательской среды в Саратове рассказала начальник управления мэрии по стратегическому планированию и инвестициям Елена Березовская.

«Главными проблемами для развития бизнеса в целом, признаны коррупция, высокие ставки налогообложения, инфляция. На территории Саратова функционирует 35 975 предприятий МСП, 16 725 из них — индивидуальные предприниматели. 33% составляет сектор розничной торговли, научно-техническая отрасль составляет 10,6%.

Анализируя динамику последних лет, наблюдается рост бизнеса в сфере общественного питания на 148%. Важно отметить, что половина объема торговли приходится на областной центр. Саратов привлек треть всех инвестиций области.

С целью повышения предпринимательского потенциала, по нашему мнению, необходимо развивать партнерство с Казахстаном.

Бизнес-среда должна становиться лучше вместе с городской. Показатели по озеленению, например, имеют крайне низкий процент. Важно совместное соразвитие”, — зачитала доклад госпожа Березовская.

Многие готовы заходить с какими-то идеями, но они не знают, куда. И каким образом вытащить тех, кто работает в тени: репетиторами, например. Чтобы хоть и с маленькими потерями, но из тени они вышли”, – дополнил депутат гордумы Евгений Чернов.

Елена Березовская пообещала обдумать это.

«Молодым специалистам нужно давать возможность себя показывать, давать им возможность выходить из тени. Если их подключать к развитию городской среды, то подход может стать комплексным. Это касается и туристической среды, организованных фестивалей”, — отметил член областной Общественной палаты Всеволод Хаценко.

«Эта вся клубника на полях — мы область так на новый уровень не выведем. Все эти тренды — словеса, а не реальный проект. Если бы тут по улицам ходили жители Германии — было бы другое дело”, — возмутился депутат гордумы Юрий Ерофеев.

После этого члены совета перешли к рассмотрению следующего вопроса.

Подпишитесь на наш Telegram-канал: в нем публикуем только самые интересные новости с редакционными комментариями

www.vzsar.ru

Андрей Нечаев: Инфляция — это «налог на бедных»

Фото: «Новая газета»

Судя по опросам общественного мнения, рост цен волнует население в наибольшей степени


Фото: Сергей Авдуевский / ИДР-ФОРМАТ / ТАСС

Инфляция в России продолжает набирать обороты. В сентябре она выросла еще на 0,6%, составив с начала года 10,4%, а в годовом измерении достигнув 15,7%. Такие темпы отбрасывают страну фактически к началу нулевых. Почему цены словно с цепи сорвались, какие факторы их разгоняют и существуют ли какие-то силы, способные затормозить их рост? Об этом в интервью «Новой» рассказывает известный российский экономист и политик, министр экономики РФ (1992—1993), председатель партии «Гражданская инициатива» Андрей Нечаев.

— Министр экономического развития Алексей Улюкаев в начале лета предсказывал, что в августе-сентябре инфляция затормозится и даже сменится дефляцией. Этого не произошло, рост цен только усилился по итогам сентября. Почему не оправдались ожидания министра?

— Прежде всего потому, что недавно произошел очередной скачок курса рубля, а девальвация имеет очень сильный инфляционный эффект. Плюс — эффект контрсанкций. Предложение продуктов на потребительском рынке резко сократилось, к этому добавилось ужесточение борьбы с так называемыми контрафактными товарами. Все эти проинфляционные факторы работали, поэтому оптимизм Улюкаева для меня необъясним.

К тому же сильные инфляционные ожидания населения — дополнительный фактор, разгоняющий цены. Подобные ожидания повышают спрос, и, как следствие, цены устремляются вверх. Может, поэтому руководители наших финансово-экономических ведомств совершают вербальные интервенции, чтобы сбить инфляционные ожидания.

— В конце прошлого — начале этого года инфляцию в основном разгоняли цены на продукты питания. Остаются ли они основным фактором влияния на общую инфляцию?

— Продовольственная инфляция — это в значительной степени эффект так называемых контрсанкций, поскольку импортозамещение — процесс достаточно длительный, требующий и денег, и времени. У нас нет таких свободных мощностей, чтобы можно было за несколько недель резко нарастить предложение по всем тем товарам, которые под эти санкции попали. Если же говорить о других факторах, влияющих на цены, то среди них есть такой мощный, как тарифы естественных монополий, которые многие годы определяли инфляцию. Вот и нынешним летом, после короткого периода заморозки, они опять были повышены. Этот фактор постоянно действует в нашей стране в силу высоких лоббистских возможностей руководителей соответствующих монополий — кстати, преимущественно государственных компаний.

— Ну а насколько связан рост цен с колебаниями курса на валютном рынке?

— В результате девальвации импортные товары становятся потенциально дороже. Другое дело, что у нас многие годы не развивалась, а в последнее время просто-таки убивалась конкурентная среда. Между тем если в стране есть реальная конкуренция, то в случае, когда импортные товары дорожают и становятся менее востребованными, отечественные производители могут занять соответствующую нишу на рынке. Если же конкуренция ослаблена, отечественные производители просто повышают цены вслед за импортными. Это мы сейчас и наблюдаем.

— Так что же все-таки сейчас больше влияет на цены: тарифы естественных монополий или девальвация рубля?

— Главным инфляционным фактором стало масштабное ослабление рубля. Хотя и тарифы вносят свой вклад в общую инфляцию, если мы говорим о потребительском рынке. Скажем, рост тарифов на пассажирские перевозки — это прямой эффект для потребителя. Равно как и рост цен на газ для бытовых нужд. А вот рост цен на газ для промышленности — это уже сложная межотраслевая цепочка: сначала растут издержки у тех, кто непосредственно этот газ потребляет, потом у тех, кто потребляет продукцию, произведенную с применением этого газа.

— Центробанк обещает уже в следующем году чуть ли не в два раза снизить инфляцию, а в трехлетней перспективе довести ее до 4% в год. По силам ли ему эта задача?

— Начнем с того, что у нас часть инфляции — та, которая связана с повышением тарифов и с контрсанкциями, — носит немонетарный характер. На эти процессы Центробанк повлиять не в силах. Он может повлиять лишь на ту часть инфляции, которая связана параметрами, поддающимися его регулированию, — например, с валютным курсом. Но здесь надо учитывать, что, с одной стороны, ЦБ отпустил валютный курс в свободное плавание, с другой — он не имел достаточно резервов, чтобы удержать курс. Такова объективная реальность. Такая же объективная, как и санкции Запада, которые закрыли для наших компаний и банков международные финансовые рынки, лишили их возможности рефинансировать и реструктурировать свои долги. В результате возврат долгов частично рефинансируется из резервов ЦБ, которые за последние два года похудели процентов на 60. Я все это говорю к тому, что есть множество факторов, на которые Центробанк прямо никак влиять не может, да и косвенно — весьма условно. Поэтому амбициозную задачу по сокращению инфляции, которую он перед собой ставит, будет крайне непросто решить.

— А какие вообще инструменты есть у властей, с помощью которых можно остановить рост цен?

— У нас многие годы наблюдалось парадоксальное явление. Наши финансовые власти сетовали на высокую инфляцию, которая сдерживает снижение кредитных ставок, не позволяет расти инвестициям и несет много других бед экономике. Но при этом опережающими темпами росли именно те цены и тарифы, которые контролирует или напрямую устанавливает государство. И происходило это, по моему убеждению, прежде всего в силу лоббистских возможностей руководителей соответствующих госкомпаний. Поэтому первое, что легко могут сделать власти: повысить эффективность расходов и инвестиционных программ «естественных монополий». И, соответственно, заморозить их тарифы или, по крайней мере, добиться того, чтобы эти тарифы повышались существенно ниже уровня инфляции.

Второе — надо каким-то образом пересматривать контрсанкции. Либо вкладывать гораздо больше денег (которых, насколько я понимаю, сейчас просто нет) в импортозамещение, чтобы резко нарастить предложение. При этом надо учитывать, что тут есть и чисто временной фактор. Чтобы корова начала давать молоко, нужны два с половиной года с момента ее рождения. Никакими инвестициями или административными мерами этот срок не сократить.

Конечно, снятие санкций уменьшило бы давление на рубль. А нормализация внешнеполитической обстановки стала бы стратегическим фактором снижения инфляции. Плюс ко всему — многое будет зависеть для нас от цены на нефть и, соответственно, от объема поступающей в страну валюты, который будет оказывать влияние на курс рубля и — через инфляционный эффект девальвации — на рост цен. Но пока оснований ждать какого-то скачкообразного роста цен на нефть и связанных с ними цен на газ в общем-то нет. Поэтому в обозримой перспективе инфляция останется на достаточно высоком уровне.

— Есть мнение, что высокая инфляция в чем-то даже выгодна нашей стране, так как помогает разогнать стагнирующую экономику и способствует наполнению бюджета. Так ли это и что в нынешних условиях инфляция — благо или зло?

— Конечно, правительство и в первую очередь Минфин заинтересованы в ослаблении рубля, поскольку оно дает компенсацию снижающихся валютных доходов от экспорта и, соответственно, через налоги существенно повышает доходы бюджета. Здесь интересы главных финансовых ведомств находятся в некотором конфликте. Центробанк с точки зрения борьбы с инфляцией должен курс держать, а Министерство финансов заинтересовано скорее в том, чтобы он плавно рос. Ведь дополнительные инфляционные доходы приходят, образно говоря, завтра, а компенсирует их бюджетникам и пенсионерам правительство с каким-то лагом — часто год спустя, да и то в результате длительных дискуссий. То есть определенный выигрыш во времени власти получают.

Так что для бюджета высокая инфляция выгодна, но это «бухгалтерская», краткосрочная выгода. Стратегически же инфляция опасна. Она усиливает социальную напряженность, так как особенно болезненна для малообеспеченных слоев населения, которые не имеют возможности изменить свою структуру потребления. Неслучайно инфляцию называют «налогом на бедных».

— Какую инфляцию вы прогнозируете до конца нынешнего года и в следующем году?

— По реальной потребительской корзине у значительной части населения нынешняя инфляция существенно выше, чем 15,7%, которую приводит Росстат. В следующем году, если не будет драматического падения цен на нефть или еще большего обострения политической ситуации, возможно понижение инфляции до 11—12%.

www.novayagazeta.ru

Налоги против санкций: как российское правительство намерено стимулировать рост экономики

Динамика ВВП России демонстрирует позитивные показатели за счёт адресной поддержки отраслей. Такое заявление сделал премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая на Российском инвестиционном форуме в Сочи. По словам главы кабмина, речь идёт о рекордном в истории сборе урожая зерновых, что привело к значительному снижению зависимости национальной экономики от внешних шоков и цен на сырьё.

Экс-министр финансов, глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин уточнил, что в 2018 году темпы роста российской экономики останутся в пределах 1,5—2%. Однако положительная динамика будет сопровождаться отрицательными показателями по промышленному производству «в некоторые месяцы». По мнению Кудрина, главным фактором давления на отрасль остаются секторальные санкции США и ЕС.

«Санкции по совокупности нам очень сильно мешают. Я бы сказал так: санкции существенно меньше бы мешали, если бы мы все ожидали их снижения или хотя бы не увеличения. Но поскольку есть опасения усиления, это сдерживает инвестиции», — цитирует ТАСС Кудрина.

Тем не менее резкого роста цен в 2018 году ожидать не приходится, заверил глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Оценка министерства по годовому темпу инфляции в России осталась прежней — ниже 4% при отсутствии шоков.

В свою очередь, министр финансов Антон Силуанов прогнозирует в 2018 году инфляцию на уровне 3% на фоне санкций, ситуации с нефтяными котировками и ростом зарплат в экономике.

Непредсказуемая нефть

На фоне нестабильности глобальных рынков Минэкономразвития консервативно подошло к составлению нового макроэкономического прогноза. Документ будет окончательно готов в апреле. Он уже свёрстан исходя из цены на нефть в $50—60 за баррель. Такое заявление сделал Максим Орешкин.

При этом эксперты ЦСР настроены оптимистичнее и прогнозируют на трёхлетнюю перспективу цены на нефть в коридоре $60—70 за баррель. Алексей Кудрин уверен, что драматического сценария в долгосрочной перспективе ожидать не стоит и снижение котировок будет носить «спокойный характер».

«Я бы скорректировал прогноз Кудрина до диапазона в $50—70 за баррель. Существует угроза падения цен на нефть, напомнившая о себе в начале февраля. Явление сопровождалось падением фондовых рынков и тревогой инвесторов о неспособности ОПЕК+ ограничить рост сланцевой добычи в США», — отметил в разговоре с RT руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.

Даже на фоне санкционного давления и волатильности рынков доля доходов российского бюджета по итогам 2018 года может превысить расходы. Об этом заявил Дмитрий Медведев.

«В этом году российский бюджет может стать профицитным. И мы начинаем накопление средств в Суверенном фонде», — сказал премьер-министр.

В свою очередь вице-премьер правительства Ольга Голодец напомнила об «абсолютном приоритете, который стоит перед пенсионной системой», — повышении уровня пенсий до 25 тыс. рублей.

По мнению Алексей Кудрина, ещё одним способом стимуляции экономического роста должно стать увеличение количества индивидуальных предпринимателей. Он уточнил, что таких сейчас в России лишь 4,3%, тогда как в других странах БРИКС этот показатель в два раза выше.

Реформа на подходе

Добирать доходную часть бюджета правительство намерено и борьбой с теневыми налогоплательщиками, заявил министр финансов Антон Силуанов. Глава Минфина сообщил, что в ближайшее время кабмин сформулирует предложения по реформе налоговой системы, которая намечена на 2019 год. При этом министр подчеркнул, что общее налоговое бремя не увеличится.

Антон Силуанов подчеркнул, что Минфин согласен освободить от санкций недобросовестных налогоплательщиков, которые сами заявят об уходе от уплаты налогов и заплатят долги. Однако задолженность перед бюджетом списана не будет.

В Минфине также считают, что налог на движимое имущество в России необходимо отменить, заменив его альтернативой. Введение прогрессивной шкалы НДФЛ Министерство финансов считает неосмотрительным.

«Не надо трогать налог, который нормально работает и собирается. Увеличение ставки, прогрессия приведёт к тому, что люди начнут задумываться, как её обойти. Плоская шкала 13-процентного налога вполне конкурентоспособна», — сказал Силуанов.

В свою очередь Максим Орешкин предложил рассмотреть возможность введения для самозанятых в России налоговых ставок в размере 6% от выручки. По мнению министра, такое налогообложение должно быть максимально простым, а система — удобной.

«Если мы говорим о каком-то налогообложении этого сектора, то оно должно быть максимально простым. Есть упрощённая система налогообложения, есть уровень 6%. Вот на этот уровень нужно плюс-минус ориентироваться с точки зрения той ставки, которая могла бы быть для самозанятых», — цитирует РИА Новости Максима Орешкина.

Как пояснила RT доктор экономических наук, профессор РАНХиГС Людмила Дуканич, налогообложение для самозанятых в форме специального режима — это привлекательное решение для россиян.

«Сейчас самозанятое население представляет собой фактически теневой сектор налогоплательщиков. Для ФНС настоящая проблема их выявить и зарегистрировать. В данный момент в России существует патентная система для самозанятых. Необходимо выбрать вид деятельности из списка и выкупить на неё патент за определённую сумму. В случае со спецрежимом и упрощённой системой налогообложения всё легче: у тебя есть доход или выручка — ты платишь 6%, и выплаты государству напрямую зависят от того, как ты поработал», — отметила Людмила Дуканич.

russian.rt.com

Смотрите так же:

  • Приказ от мз 541 Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ […]
  • Действующий на основании приказа в договоре Полномочия работника, действующего на основании приказа организации На практике часто при заключении договоров встречаются случаи подписания представителями организаций договоров на основании приказа организации.В связи с этим отдельные […]
  • Страховые взносы на случай временной нетрудоспособности какой счет Бухучет расчетов по страховым взносам Начисляя зарплату, бухгалтер одновременно должен рассчитать и страховые взносы во внебюджетные фонды. На каких счетах бухучета их отражать? Относительно взносов на соцстрахование ответ можно найти в […]
  • Правила эксплуатации металлической двери Правила эксплуатации дверей Фирменный магазин «СтальНик»Барановичи, ул. Брестская, 226 В Современная входная металлическая дверь - это довольно сложный и надежный механизм с длительным сроком эксплуатации. Однако, не следует забывать, что […]
  • Торговля отчет по возвратам Торговля отчет по возвратам Первый тур голосования за доклады. Окончание 31 июля. Сорокин Сергей | Ведущий программист 1С | МоскоуСофт «Трейдинг криптовалют и его автоматизация на 1С» 1. Инвестирование в фондовый рынок или в […]
  • Навес по закону На каком расстоянии можно строить навес? Хочу построить навес для машины на расстоянии 1 метра от забора но соседский дом находится на расстоянии 2 метров от забора в общей сумме от ихних окон до моего навеса получится 3 метра. Можно ли […]