Ч8 ст 30 закона

Статья 30 ФЗ-44: закупка у субъектов малого предпринимательства

Федеральный закон о закупках под номером 44-ФЗ регламентирует порядок обеспечения государственных и муниципальных предприятий требуемыми товарами, работами или услугами. Одним из обязательных предписаний является участие субъектов малого предпринимательства. На его долю должно приходиться не менее 15% от общего объема закупок. Все вопросы, связанные с поставками от СМП, регулируются статьей 30 ФЗ 44.

Последние изменения, внесенные в статью 30

С момента публикации закона в 2013 году, статья 30 ФЗ 44 претерпела ряд изменений. Первые незначительные поправки были внесены уже в декабре 2013 и коснулись формулировки части 4.

Основные изменения были внесены 4 июня 2014. Они затронули следующие аспекты:

  • полностью изменилась редакция части 1 ст 30 44 ФЗ;
  • была добавлена часть 1.1, регулирующая те закупки у субъектов малого предпринимательства, которые не входят в расчет общего годового объема;
  • введена часть 1.2, регламентирующая включение поставок из части 1.1 в годовой отчет в качестве закупок, полученных от субъектов малого предпринимательства;
  • в части 4 была изменена редакция второго предложения;
  • введена часть 4.1, предписывающая, что порядок подготовки отчета, его форма и процедура определяются Правительством РФ;
  • в части 5 исключено второе предложение;
  • изменена редакция части 6;
  • введена часть 8, регулирующая указание в контракте дополнительных условий при введении ограничений на проведение закупки исключительно среди субъектов малого предпринимательства.
  • Последние поправки в данную статью были внесены 1 июля 2017. Они изменили в части 8 срок оплаты контракта с 30 дней до 15 с момента подписания документа о приемке.

    Краткое содержание ст 30 ФЗ 44 с последними изменениями можно рассмотреть по ее следующим предписаниям:

    • обязательство заказчика проводить закупку товаров, работ или услуг у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не меньшем, чем 15% от годового объема поставок;
    • ограничение на отдельные виды закупок, которые не включаются в расчет общего годового объема;
    • возможность включать поставки из части 1.1 в объем закупок от субъектов малого предпринимательства;
    • порядок определения поставщика исключительно из числа субъектов малого предпринимательства, предписывается, что в этом случае соискателям необходимо декларировать свою принадлежность к данной категории юридических лиц;
    • по итогам прошедшего года до 1 апреля следующего составляется отчет, где выделяются все закупки, проведенные у субъектов малого предпринимательства;
    • возможность выдвигать требование к поставщику о дополнительном привлечении субъектов малого предпринимательства, соответствующие условия обозначаются в контракте с указанием объема поставок, который приходится на каждую из сторон;
    • форма и составление отчета, типовые условия контрактов и порядок информирования регламентируются Правительством РФ;
    • п 8 ст 30 ФЗ 44 указывает, что если определяются ограничения на закупку, указывающие на ее проведение исключительно среди субъектов малого предпринимательства, в контракт включается условие об обязательной оплате услуги в течение 15 дней с момента подписания акта приемки.

    За невыполнение условий проведения закупки у субъектов малого предпринимательства или несоблюдение минимального объема на предприятие налагается взыскание. Полный перечень штрафов перечислен в статье 7.30 КоАП РФ.

    Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

    Текст статьи 30 ФЗ 44 с последними изменениями можно скачать здесь. Приведенная редакция содержит последние поправки за июль 2017.

    Скачать Федеральный закон “О контрактной системе закупок” под номером 44 можно по следующей ссылке. Документ представлен в актуальной редакции и подойдет как для ознакомления с отдельными вопросами в проведении закупок у субъектов малого предпринимательства, так и для углубленного изучения данной области законодательства.

    Комментарии к статье 30 ФЗ 44 о госзакупках

    Для наглядного и полного изучения документа следует обратиться к комментариям его положений. Основным аспектом, на который следует обратить внимание, является взаимосвязь статьи 30 ФЗ 44 о поставках от субъектов малого предпринимательства с иными законодательными актами.

    Данный аспект важен при оптимизации и актуализации законодательной базы. Принятие нового акта влечет за собой внесение поправок в сопутствующие законы. Комментарии позволяют выявить таковые, а также те нюансы, которые возникают при многозначном толковании.

    Двойная трактовка возникает и при рассмотрении отдельных положений. Комментарии экспертов позволяют исключить ее и определить единственно верную. На их основе впоследствии вносятся уточняющие поправки, постановления суда и иные акты, регламентирующие однозначность трактовки в осуществлении поставок от субъектов малого предпринимательства.

    Скачать комментарий к статье 30 Федерального закона “О контрактной системе закупок” можно здесь.

    210fz.ru

    Ч8 ст 30 закона

    Для рекламодателей:
    +7 (495) 357-20-10
    Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    Земельно-имущественные торги, процедуры банкротства, отчеты кредитных организаций

    Раскрытие информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии

    Для рекламодателей:
    +7 (495) 609-42-09
    Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    Зависимость от величины

    Особенности участия в госзакупках субъектов малого и среднего предпринимательства

    ПОДПАДАЕТ ЛИ МИКРОПРЕДПРИЯТИЕ ПРИ УЧАСТИИ В ГОСЗАКУПКАХ ПОД Ч. 3 СТ. 30 ЗАКОНА № 44-ФЗ КАК СУБЪЕКТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА?

    В составе второй части заявки участника электронного аукциона представлена декларация об отношении участника к субъектам малого предпринимательства. Однако в тексте декларации участником указаны характеристики, которые относятся к микропредприятиям.

    Относятся ли микропредприятия к субъектам малого пред­принимательства для целей закупок, осуществляемых в соот­ветствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципаль­ных нужд»?

    На этот вопрос отвечают эксперты службы правового кон­салтинга ГАРАНТ Алексей Александров, Татьяна Чашина.

    Статья 30 Закона № 44-ФЗ определяет порядок участия в закупках именно субъектов малого предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих орга­низаций. Как следует из ч. 4 ст. 27 Закона № 44-ФЗ, пре­имущества в соответствии со ст. 30 этого федерального зако­на предоставляются при осуществлении закупок субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.

    Для целей указанных закупок понятие «субъект малого предпринимательства» в контексте норм Закона № 44-ФЗ необходимо понимать в том значении, в котором оно опре­деляется правилами, установленными Федеральным зако­ном от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Как прямо указано в подп. «а» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, микропредприятия выделяются среди малых предприятий, то есть являются разновидностью этой категории субъектов малого предпринимательства. Следовательно, микропред­приятия относятся к категории субъектов малого пред­принимательства и вправе участвовать в закупках, про­водимых в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ (см. также решение УФАС по Ульяновской области от 28.03.2016 № 13079/03-2016, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 18.11.2016 № 44-4099/16, постановление Девятнадцатого ААС от 31.03.2017 № 19АП-1057/17, письмо Минэкономразвития РФ от 27.10.2016 № Д28и-2845).

    ОБЯЗАНО ЛИ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, ЧЬЯ ВЫРУЧКА СОСТАВЛЯЕТ МЕНЕЕ 2 МЛРД РУБ. В ГОД, ПРОВОДИТЬ ЧАСТЬ ЗАКУПОК В РАМКАХ ЗАКОНА № 223-ФЗ У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА?

    Бюджетное учреждение проводит ряд закупок в рамках Закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Выручка бюджетного учреждения составляет менее 2 млрд руб. в год. Необходимо ли бюджетному учреждению при осуществлении таких закупок производить определенную часть из них у субъ­ектов малого и среднего предпринимательства?

    На этот вопрос отвечает эксперт службы правового консал­тинга ГАРАНТ кандидат юридических наук Сергей Широков.

    При наличии правового акта (положения о закупке), при­нятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в Единой информационной системе, такие учреждения в зависимости от источника денежных средств осуществляют закупки в соот­ветствии как с Законом № 223-ФЗ, так и с Законом № 44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3, ч. 1 — 3 ст. 15 ФЗ-44). Соответственно, в рамках осуществления закупок по правилам, предусмо­тренным каждым из упомянутых законов, заказчик обязан соблюдать установленные соответствующим законом прави­ла и ограничения. Это касается и положений, связанных с участием в закупках субъектов малого предпринимательства, которые содержатся как в Законе № 44-ФЗ, так и в Законе № 223-ФЗ.

    В свою очередь, Закон № 223-ФЗ, в отличие от Закона № 44-ФЗ, не содержит прямых норм, которые обязывали бы заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с дан­ным законом, производить определенную часть таких закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также не устанавливает минимальный объем указанных закупок. Он лишь предусматривает, что Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельны­ми заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета (п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

    На сегодняшний день постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридиче­ских лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема. При этом данное положение распростра­няется только на те юридические лица, объем выручки кото­рых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд руб. (п. 2 указанного положения).

    Поскольку в рассматриваемом случае годовая выручка бюд­жетного учреждения менее указанной суммы, то у него отсут­ствует обязанность производить часть закупок, осуществля­емых им в рамках Закона № 223-ФЗ, у субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако это не избавляет его от обязанности производить у данных субъектов часть заку­пок, осуществляемых им в соответствии с Законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 30 данного закона).

    УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ ЗАКУПКИ У СМСП ЗА 2016 ГОД ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ, РАЗМЕСТИВШЕЙ ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКУПКАХ, ПРИ РАСЧЕТЕ ОБЪЕМА ЗАКУПОК У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРОГО ПОЗВОЛЯЕТ ЕЙ В 2017 ГОДУ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЗАКОНОМ № 223-ФЗ, А НЕ ЗАКОНОМ № 44-ФЗ? НЕСОБЛЮДЕНИЕ НОРМЫ ОБЪЕМА ОБЯЗЫВАЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЗАКОНОМ № 44-ФЗ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ В 2017 ГОДУ ВСЕХ ЗАКУПОК ИЛИ ТОЛЬКО ЗАКУПОК У СМСП?

    При невыполнении требования по объемам закупок у субъек­тов малого и среднего предпринимательства (18% — общий объем закупок; 10% — закупки только среди субъектов мало­го и среднего предпринимательства), организации придется работать по Закону № 44-ФЗ вместо Закона № 223-ФЗ. ООО подпадает под действие Закона № 223-ФЗ, а в связи с тем что участник ООО — банк (ПАО), то ООО подпадает и под действие Закона № 44-ФЗ. Учитываются ли для целей применения ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в 2017 году закупки, осуществляемые у субъектов малого и среднего предпринима­тельства в 2016 году? Данная норма в указанных в ней случаях обязывает осуществлять в соответствии с Законом № 44-ФЗ все закупки или только закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства?

    Согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемойотдельными заказчиками, а также, в частности, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов. Соответствующие особенности и годовой объем предусмотрены положением, утвержденным постанов­лением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

    Согласно ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2017 года (подп. «в» п. 3 ст. 42, ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ), в ряде случаев, в том числе в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у СМСП в течение календарного года в объеме, уста­новленном положением, положение о закупке такого заказ­чика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ. В указанном случае заказчик при закупке руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ.

    На сегодняшний день отсутствуют какие-либо официаль­ные разъяснения либо правоприменительная практика, каса­ющиеся указанной нормы. Поэтому в рамках данной консуль­тации можно высказать исключительно экспертное мнение по заданным вопросам.

    Ни ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, ни иные положения законодательства не устанавливают, что предусмотренные приведенной нормой последствия не применяются в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить в уста­новленном объеме закупки у СМСП в течение 2016 года, либо применяются лишь с 1 февраля 2018 года. Следовательно, недостижение заказчиком необходимого объема закупок у СМСП по итогам 2016 года будет являться основанием для применения ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

    Как видно из этой нормы, в указанных в ней случаях положение о закупке заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным. Положения Закона № 223-ФЗ не предусматривают случаев, когда указанные в ч. 2 ст. 1 этого закона лица (заказчики) могут осуществлять закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ в отсутствие размещенного в Единой информационной систе­ме положения о закупке. Напротив, отсутствие такого поло­жения при любых закупках влечет необходимость приме­нения правил, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (см., в частности, ч. 4, 5 ст. 8 Закона № 223-ФЗ). Именно в этом кон­тексте, как представляется, должно пониматься и включенное в ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ указание на то, что заказчики, чьи положения о закупке считаются неразмещенными в ЕИС, при закупке руководствуются правилами Закона № 44-ФЗ. По смыслу приведенной нормы соответствующие правила должны применяться ко всем закупкам таких заказчиков, а не только к тем, которые осуществляются ими у СМСП.

    БЕРЕТСЯ ЛИ В РАСЧЕТ СУММА ДОГОВОРОВ ОРГАНИЗАЦИИ С СМСП БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСНЫХ ПРОЦЕДУР (У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА) ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ 10% СОВОКУПНОГО ОБЪЕМА ДОГОВОРОВ, КОТОРЫЙ ОРГАНИЗАЦИЯ, РУКОВОДСТВУЮЩАЯСЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСЗАКУПОК ЗАКОНОМ № 223-ФЗ, ОБЯЗАНА ЗАКЛЮЧИТЬ С СМСП?

    Бюджетное учреждение осуществляет закупки в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ. Также на него распро­страняет свое действие постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Основные закупки происходят путем заключения договоров с единственным поставщиком. Включается ли в 10% совокупного объема договоров, которые организация, осуществляющая свои закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, обязана заключить только с субъекта­ми малого предпринимательства, сумма тех договоров, что заключаются с субъектами малого и среднего предпринима­тельства без проведения конкурентных процедур (у единствен­ного поставщика)?

    На этот вопрос отвечают эксперты службы правового кон­салтинга ГАРАНТ Алексей Александров, Татьяна Чашина.

    К сожалению, однозначно ответить на ваш вопрос не пред­ставляется возможным, однако можно высказать экспертное мнение по изложенной проблеме.

    Согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, Правительство РФ вправе установить, в частности, особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закуп­ке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуще­ствить у таких субъектов, и порядок расчета указанного объ­ема. Положение об особенностях участия таких субъектов в закупке, годовом объеме закупки и порядке его расчета утверждено постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

    Согласно п. 5 положения, годовой объем закупок у СМСП устанавливается в размере не менее чем 18% совокупно­го годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных заказ­чиками с СМСП по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подп. «б» п. 4 положения (то есть закупок, участниками которых могли являться только СМСП), дол­жен составлять не менее чем 10% совокупного годового стоимостного объема всех договоров, заключенных заказчи­ками по результатам закупок.

    По смыслу норм Закона № 223-ФЗ и положения под сово­купным годовым стоимостным объемом договоров, по всей видимости, понимается общая сумма стоимости (цен) всех договоров, заключенных заказчиком в отчетном году (за исключением указанных в п. 7 положения).

    В Законе № 223-ФЗ отсутствует определение понятий «закупка», «участник закупки». Вместе с тем из ряда положе­ний Закона № 223-ФЗ, в частности из п. 3 ч. 9 ст. 4 и ч. 5 ст. 4 этого закона, следует, что результатом проведения закупки является заключение нового договора, а под закупкой в Законе № 223-ФЗ понимается процедура выбора контр­агента для заключения с ним договора, само заключение договора и его исполнение. Закон № 223-ФЗ не содержит закрытого перечня способов закупки, не определяет усло­вия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их при­менения. Он называет только некоторые из возможных спо­собов закупки, прежде всего конкурсы и аукционы, тут же оговаривая, однако, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ), в том числе закупка у единственного контрагента (п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Выбор способа закупки, процедуры выбора контрагента и заключения с ним догово­ра определяются исключительно требованиями положения о закупке заказчика. Под участником же закупки в Законе № 223-ФЗ понимается любое лицо, участвующее в процедуре закупки, в том числе в качестве единственного контр­агента в случае осуществления закупки неконкурентным способом. Представляется, что именно в таком значении эти понятия используются и в положении.

    Действительно, из положения не следует, ограничен ли перечень способов осуществления закупок, указанных в подп. «б» п. 4 положения (то есть тех, участниками которых могут быть только СМСП), лишь конкурентными процеду­рами. В качестве косвенных оснований для такого вывода могут восприниматься п. 11, 18, 19, 20, 23, 24, 26 положения, где применительно к закупкам, указанным в подп. «б» п. 4 положения, упоминаются лишь конкурентные процедуры, но не закупки у единственного контрагента. Кроме того, надо не забывать, что именно такой порядок установлен положениями Закона № 44-ФЗ, в соответствии с ч. 1.1 ст. 30 которого закупки у единственного поставщика не учитываются при определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Поскольку принципиально подобный подход не исключен, а оценить судебную перспек­тиву решения спора о возможности учета закупок у един­ственного контрагента, являющегося субъектом малого или среднего предпринимательства, при расчете объема закупок, предусмотренных подп. «б» п. 4 положения, не представля­ется возможным, наиболее безопасным для заказчика, без­условно, является проведение достаточного для соблюдения п. 5 положения количества конкурентных процедур, участ­никами которых могут быть только СМСП.

    Вместе с тем нельзя не отметить, что ни Закон № 223-ФЗ, ни положение не содержат прямого указания на то, что под закупками, участвовать в которых могут только СМСП, в подп. «б» п. 4 положения понимаются исключительно закупки, осуществленные конкурентными способами. Как уже отмечено выше, закупка у единственного контрагента также является закупкой, а сам такой контрагент — участ­ником закупки. Следовательно, если в соответствии с п. 20 положения в извещении о закупке, осуществляемой у един­ственного контрагента, а также в документации о закупке заказчиком указано, что участниками такой закупки могут быть только СМСП, как представляется, нет никаких осно­ваний для того, чтобы не рассматривать соответствующую закупку как осуществляемую в соответствии с подп. «б» п. 4 положения. Разумеется, для того чтобы такая закупка могла учитываться при расчете 10%-ного совокупного годового объема договоров, заключенных по результатам закупок у СМСП, информация о ней должна быть опубликована на официальном сайте (см. письмо Минэкономразвития РФ от 28.08.2015 № Д28и-2498, письмо Минэкономразвития РФ от 09.07.2015 № Д28и-2073).

    Еще раз следует подчеркнуть, что ни один из приведенных подходов не вытекает прямо из положений нормативных актов. Каких-либо разъяснений или правоприменительной практики по заданному вопросу обнаружить не удалось, а вышеизложенное является исключительно экспертным мнением. За разъяснениями по вопросу применения п. 5 положения вы можете обратиться в Министерство эконо­мического развития РФ и Федеральную антимонопольную службу России.

    Опубликовано в № 11/2017

    Информационно-аналитическом издании «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги»

    porno izle hemen simdi uyeliksiz porno siteniz.

    e-torgi.ru

    Статья 30. Информационное взаимодействие

    1. Органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, Банк России, организации и граждане обязаны бесплатно предоставлять по запросам страховщиков и их профессионального объединения информацию, которая имеется у них, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая связана со страховыми случаями по обязательному страхованию, страхованию в рамках международных систем страхования или с событиями, послужившими основанием для предъявления требований о компенсационных выплатах.

    Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о регистрации транспортных средств и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях.

    Страховщики и их профессиональное объединение обязаны соблюдать установленные законодательством Российской Федерации режимы защиты, режим обработки информации, которую они получают и в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, и порядок ее использования, а в случае их нарушения несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

    2. Утратил силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ.

    3. В целях информационного обеспечения возможности заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа, осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования, и реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.

    К информации, содержащейся в информационной системе, обеспечивается свободный доступ, за исключением информации ограниченного доступа. Информация ограниченного доступа предоставляется органам государственной власти, Банку России, страховщикам и их профессиональным объединениям, иным органам и организациям в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, и в установленном для них порядке.

    Состав органов государственной власти и организаций, подключаемых к информационной системе, перечни информации, предоставляемой в обязательном порядке органами государственной власти, страховщиками, иными лицами для включения в информационную систему, порядок предоставления пользователям содержащейся в ней информации, а также органы и организации, ответственные за сбор и обработку указанной информации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков.

    Оператор автоматизированной информационной системы обязательного страхования осуществляет следующие полномочия:

    организует и (или) осуществляет обработку персональных данных, формируемых в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в целях обеспечения реализации положений настоящего Федерального закона;

    принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий;

    осуществляет иные полномочия, связанные с достижением цели создания автоматизированной информационной системы обязательного страхования.

    3.1. Лицам, имеющим намерение заключить договор обязательного страхования, обеспечивается свободный доступ, в частности, к:

    а) сведениям о применяемых страховщиками страховых тарифах, позволяющим указанным в настоящем пункте лицам сравнить размер страховой премии по договору обязательного страхования в случае его заключения у любого из страховщиков;

    б) сведениям об утраченных, об украденных, о похищенных и об иных бланках страховых полисов обязательного страхования, не предназначенных для санкционированного использования;

    в) сведениям, необходимым для определения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

    3.2. Потерпевшим и иным участникам дорожно-транспортного происшествия представляются данные о наличии действующего договора обязательного страхования в отношении определенного лица и (или) транспортного средства, о номере такого договора, а также о страховщике, с которым он заключен.

    По запросам в письменной форме граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления профессиональным объединением страховщиков в течение 30 календарных дней с момента поступления такого запроса предоставляются сведения об обязательном страховании, о страховании в рамках международных систем страхования, не содержащие персональных данных.

    4. Порядок взаимодействия автоматизированной информационной системы обязательного страхования и единой автоматизированной информационной системы технического осмотра, созданной в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

    5. Обмен информацией при прямом возмещении убытков осуществляется в автоматизированной информационной системе прямого возмещения убытков, являющейся частью автоматизированной информационной системы обязательного страхования и содержащей сведения о страховых случаях, транспортных средствах, об их владельцах, о водителях транспортных средств, договорах обязательного страхования, страховщиках и иные сведения, необходимые для организации расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков (статья 26.1 настоящего Федерального закона).

    Сбор и обработку сведений, формируемых в автоматизированной информационной системе прямого возмещения убытков, организацию расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, иные необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона действия осуществляет определенное профессиональным объединением страховщиков юридическое лицо в соответствии с переданными функциями и полномочиями профессионального объединения страховщиков.

    6. Страхователь для заключения договора обязательного страхования или внесения в него изменений обязан предоставить свои персональные данные, персональные данные собственника транспортного средства, а в случае, если заключаемый договор обязательного страхования предусматривает управление транспортным средством указанными страхователем водителями, — персональные данные каждого из таких водителей.

    Потерпевший или выгодоприобретатель для получения страхового возмещения или прямого возмещения убытков по договору обязательного страхования обязан предоставить свои персональные данные, а в случае причинения вреда жизни потерпевшего выгодоприобретатель обязан предоставить известные ему персональные данные иных выгодоприобретателей.

    7. Состав персональных данных, обязанность предоставления которых предусмотрена пунктом 6 настоящей статьи, определяется настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования и принятыми в соответствии с ними формами:

    а) заявления о заключении договора обязательного страхования;

    б) страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

    в) документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования;

    г) извещения о дорожно-транспортном происшествии;

    д) справки о дорожно-транспортном происшествии.

    8. Страховщик не вправе требовать предоставления персональных данных, не предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России.

    Согласие субъекта персональных данных на их обработку оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования не требуется.

    • URL
    • HTML
    • Для блога
    • Текст
    • Комментарий к ст. 30 Закона об ОСАГО

      1. Комментируемая статья устанавливает основы информационного взаимодействия в системе ОСАГО.

      Пункт первый ст. 30 определяет основания и порядок предоставления страховым организациям и их профессиональному объединению — РСА конфиденциальной информации, связанной со страховыми случаями по обязательному страхованию, страхованию в рамках международных систем страхования или с событиями, послужившими основанием для предъявления требований о компенсационных выплатах.

      Комментируемая статья называет в числе лиц, обладающих информацией, связанной со страховыми случаями или событиями, послужившими основанием для предъявления требований о компенсационных выплатах, государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, Банк России, организации и граждан Российской Федерации.

      Согласно ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, под конфиденциальностью понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ определяет, что обладатель информации — это лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам (ст. 2). Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (ст. 6). В рамках рассматриваемых правоотношений к конфиденциальной информации в первую очередь относятся персональные данные физических лиц — страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей по договорам ОСАГО. Статья 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» устанавливает, что лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять их без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом ч. 8 ст. 9 и п. 8 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ в совокупности устанавливают, что в случае, когда обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством, персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных.

      Комментируемая статья определяет особый порядок, закрепляя в качестве основания для предоставления конфиденциальной информации, относящейся к произошедшим страховым случаям или событиям, повлекшим предъявление требований о компенсационных выплатах, запрос страховой организации или РСА. Получение согласия обладателя информации в данном случае не требуется. Соответствующая информация должна предоставляться бесплатно.

      Необходимые для реализации положений комментируемого Закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о регистрации транспортных средств и зафиксированных сотрудниками полиции ДТП предоставляются органами внутренних дел страховщикам и РСА по их запросам посредством электронного взаимодействия. Такие сведения содержатся в автоматизированных учетах федеральной информационной системы ГИБДД МВД РФ (Госавтоинспекции).

      Положение о системе информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции и Требования к информационному взаимодействию в федеральной специализированной территориально распределенной информационной системе Госавтоинспекции утверждены Приказом МВД РФ от 3 декабря 2007 г. N 1144 «О системе информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции». Одной из основных задач системы является обеспечение подразделений Госавтоинспекции, подразделений органов внутренних дел РФ, органов государственной власти Российской Федерации, страховщиков и их профессионального объединения информацией, содержащейся в специализированных учетах Госавтоинспекции, в частности о зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах, выданных водительских удостоверениях, произошедших ДТП. Порядок взаимодействия между уровнями системы информационного обеспечения и внешними информационными системами определяют Требования к информационному взаимодействию в федеральной специализированной территориально распределенной информационной системе Госавтоинспекции.

      Страховщики и РСА обязаны соблюдать установленные законодательством Российской Федерации режимы защиты, обработки получаемой от вышеперечисленных субъектов конфиденциальной информации и порядок ее использования.

      Общие требования к защите информации предусмотрены в ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ: защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

      1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

      2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

      3) реализацию права на доступ к информации.

      Статья 19 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ регламентирует меры, которые должны применяться в целях обеспечения безопасности персональных данных при их обработке. Так, операторы персональных данных, к которым относятся страховщики и РСА, при обработке персональных данных обязаны принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

      В случае нарушения установленных законодательством РФ требований к использованию конфиденциальной информации страховщики и РСА несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

      Административно-правовая ответственность за нарушение страховщиками и РСА требований к использованию конфиденциальной информации может наступить в соответствии со ст. 13.14 «Разглашение информации с ограниченным доступом» КоАП РФ, согласно которой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

      Статья 946 ГК РФ закрепляет тайну страхования, согласно которой страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц. Она также предусматривает, что за нарушение тайны страхования страховщик в зависимости от рода нарушенных прав и характера нарушения несет ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными гражданско-правовым законодательством.

      2. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает правовую основу для создания автоматизированной информационной системы ОСАГО (далее — АИС ОСАГО). В своем нынешнем виде данная система начала действовать в 2013 г. Целями ее создания являются:

      — информационное обеспечение возможности заключения договора ОСАГО;

      — осуществление компенсационных выплат;

      — прямое возмещение убытков;

      — применение коэффициента «бонус-малус» (КБМ);

      — анализ экономической обоснованности страховых тарифов;

      — взаимодействие со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими;

      — контроль за осуществлением ОСАГО;

      — реализация иных положений комментируемого Закона.

      Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ информационная система — это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий (процессов, методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способов осуществления таких процессов и методов) и технических средств. Согласно более развернутому определению, предложенному Н.Н. Ковалевой, «информационная система — это технологическая система, представляющая совместимость технических, программных и иных средств, объединяющих структурно и функционально несколько видов информационных процессов, и предоставляющая информационные услуги».

      Определения автоматизированной информационной системы Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ не содержит (хотя и оперирует указанным термином). Как отмечает Р.В. Амелин, определение, которое используется в нем на сегодняшний день, по сути отождествляет понятия информационной системы и автоматизированной информационной системы.

      К информации, которая содержится и обрабатывается в АИС ОСАГО, относятся сведения о договорах ОСАГО, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Комментируемая статья устанавливает правовой режим такой информации: к ней обеспечивается свободный доступ, за исключением информации ограниченного доступа.

      Под доступом к информации понимается возможность получения информации и ее использования. Согласно ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. К информации ограниченного доступа относится информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную, профессиональную и иную тайну, в том числе персональные данные граждан. Указанная информация может быть предоставлена третьим лицам в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

      Абзац 2 п. 3 комментируемой статьи содержит бланкетную норму, определяющую порядок предоставления информации ограниченного доступа, находящейся в АИС ОСАГО, органам государственной власти, Банку России, страховщикам и их профессиональным объединениям, иным органам и организациям — она может быть предоставлена только в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, и в установленном для них порядке.

      Комментируемый закон наделяет Правительство РФ полномочиями по определению:

      — состава органов государственной власти и организаций, подключаемых к АИС ОСАГО;

      — перечней информации, предоставляемой в обязательном порядке органами государственной власти, страховщиками, иными лицами для включения в АИС ОСАГО;

      — порядка предоставления пользователям содержащейся в ней информации;

      — органов и организаций, ответственных за сбор и обработку указанной информации.

      Во исполнение данных предписаний было принято Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2005 г. N 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Им утвержден перечень информации, формируемой и предоставляемой в обязательном порядке органами государственной власти, страховщиками и иными организациями.

      Федеральными органами исполнительной власти и организациями, ответственными за сбор и обработку информационных ресурсов АИС ОСАГО, являются Министерство внутренних дел РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная таможенная служба, РСА и ее члены.

      Предоставление информации может осуществляться с использованием АИС ОСАГО с участием Банка России путем обмена документами и сведениями, предусмотренными утвержденным перечнем, а также сведениями о страховых премиях и страховых выплатах по ОСАГО, количестве заключенных и прекративших свое действие договоров ОСАГО, аккумулируемыми Банком России.

      Оператором АИС ОСАГО, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков — РСА. Согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ оператор информационной системы — это гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

      Оператор АИС ОСАГО осуществляет следующие полномочия:

      1) организует и (или) осуществляет обработку персональных данных, формируемых в АИС ОСАГО, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в целях обеспечения реализации положений комментируемого Закона.

      Обработка персональных данных — это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. При этом автоматизированная обработка персональных данных представляет собой обработку персональных данных с помощью средств вычислительной техники (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»).

      Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции РФ и международных договорах Российской Федерации, в частности Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.), и состоит из Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

      Принципы и условия обработки персональных данных, которые должны соблюдаться оператором АИС ОСАГО, определены в гл. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ;

      2) принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

      Требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1119. Согласно данному документу выбор средств защиты информации для системы защиты персональных данных осуществляется оператором в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми Федеральной службой безопасности РФ и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;

      3) осуществляет иные полномочия, связанные с достижением цели создания АИС ОСАГО.

      29 декабря 2012 г. Президиумом РСА были утверждены Правила профессиональной деятельности по созданию и использованию информационных систем Российского союза автостраховщиков, которые определяют особенности создания информационных систем РСА, содержащих информацию ограниченного доступа, а также механизмы защиты содержащейся в них информации.

      3. Комментируемая статья содержит перечень информации, связанной с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которой должен обеспечиваться свободный доступ, в зависимости от групп получателей такой информации.

      3.1. Лицам, имеющим намерение заключить договор ОСАГО, должен обеспечиваться свободный доступ к:

      а) сведениям о применяемых страховщиками страховых тарифах, что позволяет сравнить размер страховой премии по договору ОСАГО в случае его заключения у любого из страховщиков;

      б) сведениям об утраченных, об украденных, о похищенных и об иных бланках страховых полисов ОСАГО, не предназначенных для санкционированного использования;

      в) сведениям, необходимым для определения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при расчете страховой премии по договору ОСАГО (см. комментарий к подп. «б» п. 2 ст. 9 комментируемого Закона).

      Законодатель в п. 3.1 комментируемой статьи использует формулировку «в частности», уточняя, по всей видимости, что лицам, намеревающимся заключить договор ОСАГО, должна быть предоставлена и иная информация, в отношении которой не установлен режим ограниченного доступа.

      Положения п. 3.1 являются новеллой комментируемого Закона, внесены Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Предоставление широкому кругу заинтересованных лиц свободного доступа к сведениям, определяющим коэффициент КБМ, данным о недействительных бланках полисов ОСАГО и открытой сравнительной информации о страховых тарифах, применяемых различными страховщиками, направлено на защиту прав и интересов страхователей, предупреждение злоупотреблений и правонарушений при заключении договоров ОСАГО со стороны страховых организаций.

      Сведения, необходимые для определения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при расчете страховой премии по договору ОСАГО, относятся к конкретным лицам: владельцам транспортного средства либо лицам, допущенным к управлению транспортным средством, в связи с чем являются персональными данными, в отношении которых устанавливается режим конфиденциальности.

      3.2. Потерпевшим и иным участникам ДТП представляются данные о наличии действующего договора ОСАГО в отношении определенного лица и (или) транспортного средства, о номере такого договора, а также о страховщике, с которым он заключен, — данные сведения предоставляются в целях обеспечения участникам ДТП возможности обращения за возмещением причиненного вреда. В данном случае речь идет о персональных данных лица, заключившего договор ОСАГО и ставшего участником ДТП. Пункт 3.2 комментируемой статьи устанавливает основание для предоставления таких персональных данных оператором информационной системы третьим лицам (потерпевшим в ДТП и иным его участникам).

      3.3. Гражданам, организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления РСА предоставляет сведения об обязательном страховании, о страховании в рамках персональных данных, то есть любой информации, относящейся к прямо или косвенно определен международных систем страхования, не содержащие ному или определяемому физическому лицу. Предоставление таких сведений осуществляется следующим образом:

      — по запросам, поданным в письменной форме;

      — в течение 30 календарных дней с момента поступления такого запроса.

      4. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает, что порядок взаимодействия АИС ОСАГО и единой автоматизированной информационной системы технического осмотра устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

      Основу функционирования единой автоматизированной информационной системы технического осмотра устанавливает ст. 12 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Оператором информационной системы является Министерство внутренних дел РФ.

      Правила сбора, обработки, хранения, передачи, использования информации, содержащейся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств, а также обеспечения доступа к этой информации в настоящее время утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2011 г. N 1115. Участниками информационного взаимодействия в информационной системе являются Министерство внутренних дел РФ как оператор системы, профессиональное объединение страховщиков и операторы технического осмотра.

      Получение и использование информации и сведений, содержащихся в единой автоматизированной информационной системы технического осмотра, осуществляются уполномоченными лицами РСА в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации для информирования страховых организаций при заключении договора ОСАГО, для проверки соответствия представленных страхователем сведений и реализации права регрессного требования в случаях, предусмотренных ст. 14 комментируемого Закона, а также для осуществления полномочий, установленных ст. 10 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ, устанавливающей полномочия профессионального объединения страховщиков в сфере технического осмотра.

      5. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает, что автоматизированная информационная система прямого возмещения убытков содержит сведения о страховых случаях, транспортных средствах, об их владельцах, о водителях транспортных средств, договорах обязательного страхования, страховщиках и иные сведения, необходимые для организации расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков. Данная информационная система является частью АИС ОСАГО. В ней производится обмен информацией при прямом возмещении убытков, когда вред, причиненный имуществу потерпевшего, возмещается страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего — владельца транспортного средства (см. комментарий к ст. 26.1). РСА определяет юридическое лицо, которое может осуществлять сбор и обработку сведений, формируемых в автоматизированной информационной системе прямого возмещения убытков, организацию расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков и иные необходимые действия и передает ему соответствующие функции и полномочия оператора информационной системы.

      6. Состав персональных данных, которые должны быть предоставлены при заключении, изменении договора ОСАГО, получении страховой выплаты или прямом возмещении убытков по договору ОСАГО, определяется комментируемым Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и нормативными актами Банка России, устанавливающими Правила ОСАГО и формы заявления о заключении договора ОСАГО; страхового полиса ОСАГО; документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору ОСАГО; извещения о ДТП; справки о ДТП. По своему усмотрению страховые организации не вправе расширять перечень персональных данных, предоставляемых в соответствии с перечисленными нормативными актами.

      Для заключения договора ОСАГО или внесения в него изменений страхователь согласно п. 1.1 Правил ОСАГО обязан предоставить свои персональные данные, персональные данные собственника транспортного средства, а в случае, если заключаемый договор обязательного страхования предусматривает управление транспортным средством указанными страхователем водителями, — персональные данные каждого из таких водителей, включающие в себя информацию и сведения, которые должны содержаться в заявлении о заключении договора ОСАГО и документах, необходимых страховщику для заключения такого договора.

      В частности, согласно форме заявления о заключении договора ОСАГО (приложение 2 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств») к таким данным относятся фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, адрес, телефон гражданина, сведения о документе, удостоверяющем его личность. Формы страхового полиса и документа, содержащего сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования, приведены в приложениях 3 и 4 к названному Положению.

      Для получения страховой выплаты или прямого возмещения убытков по договору ОСАГО потерпевший или выгодоприобретатель обязан предоставить свои персональные данные, а в случае причинения вреда жизни потерпевшего — известные персональные данные иных выгодоприобретателей.

      В соответствии с формой справки о ДТП, утвержденной Приказом МВД РФ от 1 апреля 2011 г. N 154, в ней указываются фамилия, имя, отчество, адрес и телефон водителя транспортного средства, ставшего участником ДТП, сведения о водительском прохождении им освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, удостоверении или временном разрешении на управление транспортным средством, страховом полисе и др. Форма извещения о ДТП утверждена Приказом МВД РФ от 1 апреля 2011 г. N 155 «Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии».

      Согласие субъекта персональных данных на их обработку оператором АИС ОСАГО не требуется. Основанием для осуществления такой обработки является указание абз. 5 п. 3 настоящей статьи о том, что оператор АИС ОСАГО организует и (или) осуществляет обработку персональных данных, формируемых в ней, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в целях обеспечения реализации положений комментируемого Закона. Это согласуется с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ, определяющими, что обработка персональных данных допускается, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6).

      www.zakonrf.info

    Смотрите так же:

    • Ст 2713 штраф Федеральный закон: "О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в третьем чтении ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об […]
    • Где подавать документы на пенсию Оформление пенсии ​ брака.​ престарелой матерью а​​ необходимых документов за​​ случае, если не​ подать его в​ в I пол.​ категории граждан. В​ рублей 44 копейки​ ​Граждане, на иждивении которых,​ в течение всего​ от 19 января​ (далее – […]
    • Приказы минтранса по тахографам за 2018 год Новый порядок оснащения транспортных средств тахографами В начале марта вступает в силу приказ Министерства транспорта России от 30-го января 2018-го года №35 «О внесении изменений в приказы Министерства транспорта Российской Федерации […]
    • Размер пособия уходу за ребенком рб Ежемесячные выплаты по уходу за ребенком После рождения ребенка его семье, безусловно, требуется дополнительная государственная социальная поддержка, поскольку необходимость осуществления ухода за детьми предполагает дополнительные […]
    • Пребывание на территории турции Сколько времени можно находиться в Турции? Примерное время прочтения: 3 минуты Еще при подготовке к путешествию в Турцию может возникнуть вопрос: ну ладно, с Турцией у нас безвиз или получу визу по прибытию. А если надо задержаться, то […]
    • Поставщик требования закона Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 8 На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О […]