Разрешение на образование и размещение отходов

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

ПНООЛР (проект НООЛР) — проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Он включает в себя сведения о количестве отходов, получаемых посредством ведения хозяйственной деятельности предприятия. В нем указывается количество образования отходов и предложений по лимитам размещения на отходы. Включает в себя расчёт удельных нормативов образования отходов: твёрдых бытовых, пищевых, коммунальных или отходов производства.

Перечень документов, необходимых для разработки тома ПНООЛР:

1. Краткие сведения о предприятии с указанием реквизитов предприятия, кодов статистической отчетности, Ф.И.О. ответственного за экологию на предприятии, видов деятельности, технологии производства.

2. Ситуационная карта-схема района расположения предприятия.

3. Карта- схема предприятия с указанием мест сбора отходов

4. Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.

5. Перечень участков предприятия.

6. Справка о расходе сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов (фактически предыдущий или настоящий год, план на будущий год)

7. Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия с указанием марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта.

8. Сведения о применяемом технологическом оборудовании.

9. Копия договора на водопотребление, водоотведение.

10. Справка о численности работающих.

11. Места сбора отходов. Полная характеристика мест с указанием объемов емкостей для сбора, размеров площадок, типа покрытия площадок, способов хранения (улица или помещение).

12. Копии договоров со спецпредприятиями на утилизацию отходов. При отсутствии договора со спец. предприятием на утилизацию какого-либо наименования отхода предоставить информацию о способе его утилизации (факт).

13. Сопроводительное письмо в Департамент Росприроднадзора по ЦФО с просьбой рассмотреть материалы предоставленного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), и выдать разрешение на лимит размещения отходов производства и потребления предприятия на следующий год.

14. Квалификационный аттестат об экологическом образовании ответственного за экологию на предприятии.

15. Предыдущий проект нормативов образования отходов производства (ПНООЛР) и потребления (если есть).

Разработанный ПНООЛР (проект НООЛР) согласовывается сроком на 5 лет в органах управления по экологическому, технологическому и атомному надзору Росприроднадзора. После согласования проекта необходимо утверждить «Лимиты размещения отходов», после чего и выдается Разрешение на размещение отходов. Все расчеты, принятые мероприятия и условия, сведения об объектах размещения отходов подтверждаются соответствующими договорами, справками, актами выполненных работ и протоколами качественного химического анализа.

Неизменность производственного процесса и используемого сырья, представленные в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, должна ежегодно подтверждаться в виде технического отчета по обращению с отходами, который оформляется в соответствии требований нормативно-методической документации и предоставляется на согласование с целью получения продленного разрешения на следующий год.

Срок разработки ПНООЛР (проект НООЛР) может составлять от 1 до в редких случаях 3 месяцев в зависимости от сложности работ, типа и расположения объекта, после предоставления всех документов.

profeksp.ru

Размещение отходов — это что такое?

Размещение отходов – это хранение и захоронение отработанного сырья в специальных местах либо на спецобъектах. К последним относят полигоны, комплексы, участки недр, сооружения и так далее. На их использование должно быть выдано разрешение компетентным исполнительным органом. Некоторые предприятия осуществляют размещение и обезвреживание отходов . Эта деятельность подлежит лицензированию.

Особенности хранения

Размещение отходов – это достаточно специфичный вид деятельности. Хранение отработанного материала может быть длительным или кратковременным. В последнем случае речь идет о размещении на период до 11 мес. Такая деятельность называется накоплением. Если хранение осуществляется в течение срока, превышающего указанный, то говорят о складировании отработанного материала. Отходы, не подлежащие последующей утилизации, подвергаются захоронению. Оно осуществляется в специальных хранилищах, предотвращающих проникновение вредных соединений в окружающую среду.

Особенности лицензирования

Законодательство устанавливает обязательное получение лицензии на размещение отходов. Это разрешение выдается на конкретные виды отработанного сырья. Лицензия, которая была получена до 01.07.2015, действует до 01.01.2019. Перечень отработанного сырья, с которым планирует работать предприятие, перечисляется в приложении к лицензии. Размещение отходов, отсутствующих в перечне, считается незаконным. За деятельность по складированию отработанного материала взимается сбор за негативное влияние на окружающую среду. Исключение предусмотрено для случаев размещения безвредных отходов. Отсутствие негативного влияния на природу должно подтверждаться результатами мониторинга состояния окружающей среды.

Документы для лицензии

Существует стандартный перечень бумаг, необходимых для получения разрешения на размещение отходов. Это :

  1. Учредительная документация.
  2. Правоустанавливающие бумаги на объект, оборудование и отработанный материал.
  3. Кроме того, необходимо предоставить дополнительно:

    1. Акт, подтверждающий ввод полигона в эксплуатацию.
    2. Проект места хранения.
    3. Документ о наличии природа радиационного контроля и сертификат с отметкой о поверке.
    4. Соглашение с профильной организацией об устранении последствий аварии.
    5. Программу контроля радиации.
    6. Св-во о прохождении специальной подготовки ответственного сотрудника предприятия.
    7. Протокол, оформленный по результатам общественных слушаний, проводимых по вопросу местонахождения объекта обезвреживания.
    8. Раздел ОВОС на место складирования.
    9. Положительное заключение, предоставленное Госэкологической экспертизой.
    10. Проект санитарно-защитной территории.
    11. Заключение санэпидемстанции. Оно должно быть положительным.
    12. Проект максимально-допустимых выбросов на площадку размещения отходов.
    13. Разрешение на сброс отработанного сырья.
    14. Документы, устанавливающие н ормативы образования и лимиты размещения отходов .

    Требования к объектам

    Размещение отходов производства и потребления — деятельность, которая достаточно жестко контролируется со стороны государства. В этой связи законодательство закрепляет требования к объектам, на которых происходит складирование отработанного сырья. Основные предписания раскрываются в 12 статье ФЗ № 89 и СанПиН 2.17.1322-03. Объекты, на которых будет производиться размещение отходов производства и потребления , должны определяться на основании гидрологических, геологических и прочих специальных исследований по правилам, установленным в законодательстве. На территориях площадок и в границах воздействия сырья на окружающую среду владельцы, лица, в управлении которых находятся соответствующие комплексы, должны вести мониторинг состояния природы. После завершения использования объектов указанные субъекты должны провести контрольную проверку и предпринять меры по восстановлению нарушенных участков.

    Не допускается захоронение отработанных материалов:

    • в пределах населенных пунктов, курортов, лесов, мест лечения и оздоровления граждан, водоохранных зон, в границах водосборных площадок, подземных объектов с водой, используемой для хознужд и питья;
    • в местах расположения ископаемых, выполнения горных работ, если есть риск загрязнения этих участков;
    • с содержанием полезных элементов для утилизации.
    • Законодательством также запрещено использование твердых бытовых отходов для рекультивации карьеров и земель. В процессе ликвидации выработок могут применяться вмещающие и вскрышные породы, материалы отработки черных металлов 4 и 5 кл.

      В этом документе предусмотрено больше требований, чем в указанном выше ФЗ. Особенности размещения отходов, согласно СанПиН, зависит от их класса опасности:

    • 1 кл. – в контейнерах, бочках, цистернах.
    • 2 кл. – в пластиковых пакетах, полиэтиленовых мешках.
    • 3 кл. – в текстильных, бумажных, хлопчатобумажных мешках.
    • 4 кл. — насыпь.

    Отдельный раздел СанПиН посвящен требованиям непосредственно к объектам размещения. Частично они дублируются положениями ФЗ №89. Проект размещения отходов формируется на этапе планирования места складирования. Площадь территории устанавливается с учетом возможности ее эксплуатации в течение 25 л. Объект должен быть выбран за пределами населенного пункта, места отдыха граждан.

    Способы складирования

    Хранение отработанного сырья может осуществляться:

  4. Терриконами.
  5. Террасами.
  6. В котлованах.
  7. Грядами.
  8. В траншеях.
  9. В емкостях.
  10. В цистернах.
  11. На картах.
  12. В накопителя.
  13. На платформах.
  14. Объекты вносятся в реестр размещения отходов (ГРОРО). Запрещено складирование материалов в местах, не указанных в нем.

    Срок получения разрешения

    Лицензия на размещение материалов оформляется дольше, чем на транспортировку и сбор. Если говорить о ситуации, когда у заинтересованного лица есть все необходимые документы из перечня, приведенного выше, то общий срок получения разрешения составит около 5.5 мес. Оформление включает в себя подготовку обоснования, согласование в трех компетентных органах и две проверки. Однако следует отметить, что выдача документа на практике осуществляется в течение более продолжительного срока. Если у заинтересованного лица отсутствуют проекты СЗЗ и максимально допустимых выбросов, оформление затянется на время получения заключений по указанным документам. К примеру, по последнему акту оно выдается в течение 5 мес. При одновременном проектировании можно уложиться примерно в 6-7 месяцев. Однако в этом случае придется привлекать дополнительных специалистов. Экологическая экспертиза и общественные слушания займет не меньше 3-х мес. В результате самым реальным сроком представляется год-полтора. При этом у специалистов, занимающихся оформлением, должен быть четкий план-график.

    Проект нормативов размещения отходов

    Для предотвращения отрицательного воздействия на природу при ведении хозяйственной или другой деятельности гражданами и юрлицами природопользователями установлены пределы допустимого влияния на окружающую среду. К ним относят нормативы образования и лимиты на размещение отходов (НООЛР). В случае их превышения субъекты хозяйственной и прочей деятельности несут ответственность, закрепленную законодательством. По общему правилу, проект нормативов утверждается на срок до 5 лет. При этом ежегодно осуществляется подтверждение неизменности процесса и применяемого сырья предприятиями. Оно осуществляется посредством составления отчета. Этот документ предоставляется в территориальные подразделения Росприроднадзора. Если проект разрабатывался с учетом установленных требований, то в нем будут присутствовать нормативы, максимально соответствующие реальному положению дел. Между тем зачастую при использовании расчетного метода специалисты допускают ошибки. В результате на протяжении первого года деятельности предприятия по проекту выявляются превышения установленных нормативов.

    Решение проблемы

    Природопользователи хорошо представляют себе, чем грозит им отсутствие нормативов. В процессе расчета ежеквартальной оплаты за негативное влияние на природу сумма будет существенно увеличена. Это происходит в связи с тем, что на случай превышения пределов законодательство устанавливает повышающие коэффициенты размещения отходов. 2016 г. был особенно показательным в плане привлечения природопользователей к ответственности таким образом. Стоит отметить еще один важный нюанс, связанный с расчетами. Повышающие коэффициенты за размещение отходов применяются и в случае, когда план НООЛР был разработан в соответствии с требованиями, нужные показатели были установлены, но в текущем периоде было образовано и складировано больше отработанного сырья, чем определено по документам.

    Терминология

    Лимитом на размещение отработанного сырья называют предельно допустимый объем отходов определенного типа, которые разрешено складировать конкретным способом на установленный период в специализированных объектах. При его расчете во внимание принимается экологическая обстановка на территории. Нормативом образования отходов является установленный объем отработанного материала определенного вида при выпуске единицы продукции.

    Конкретизация понятий

    Лимит на размещение, учитывая указанные выше сведения, представляет собой максимальный объем отходов, который предприятие вправе накопить для последующей передачи на лицензированную площадку для продолжительного их хранения или захоронения. Он определяется в соответствии с вместимостью накопителей и предельного срока складирования до транспортировки на место утилизации. Однако данный подход к определению довольно расплывчатого понятия далеко не единственный. Согласно другому мнению, считается, что термин относится только к хранению/захоронению отработанного материала на спецобъектах и не включает понятие складирования на территории предприятия. Конкретизацию определений можно найти в Порядке, утвержденном по приказу Минприроды № 50 от 2010 г. В нем, в частности, указано, что нормативы образования отработанного сырья используются для установления ожидаемого их количества с учетом запланированных показателей объема выпускаемой продукции, выполненных работ или предоставленных услуг. В том же Порядке установлено и что правила разработки и утверждения НООЛР закрепляют требования к подготовке и представлению документации для определения максимально допустимых количеств материалов конкретного типа, направляемых на соответствующие объекты с учетом экологической обстановки на местности. Данное определение идентично формулировке, закрепленной в ФЗ № 89. В соответствии с этим, план нормативов устанавливает исключительно лимит на размещение, но не показатели образования отходов. Нарушение заявленных параметров приравнивается контрольными органами к административному правонарушению. Соответственно, ответственность наступает в порядке, предусмотренном КоАП.

    fb.ru

    Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

    Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (Проект ПНООЛР) разрабатывается с целью установления объема размещения отходов на определенных объектах, сроков временного накопления отходов на территории предприятия и других условий, обеспечивающих охрану окружающей среды с учетом утвержденных лимитов размещения отходов и характеристик объектов для их размещения, а также утверждение лимитов размещения отходов и получение разрешения на их размещение («Лимит размещения отходов производства и потребления» — проект ПНООЛР).

    Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке

    Разработанный проект НООЛР действует 5 лет и согласовывается в управлении Ростехнадзора. На основании согласованного проекта НООЛР утверждаются «Лимиты размещения отходов» и выдается Разрешение на размещение отходов.

    Лимиты выдаются при условии их ежегодного подтверждения и неизменности производственного процесса на предприятии.

    Перечень необходимых исходных данных для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для Вашего предприятия

    1. Копия Свидетельства о регистрации организации

    2. Копия Свидетельства о постановке на учет в налоговых органах

    3. Копия лицензии на осуществляемый вид деятельности

    4. Коды статотчетности

    5. Копия Договора аренды или свидетельства о праве собственности

    6. Площадь земельного участка (при наличии в собственности), баланс территории (площадь асфальтовых покрытий, площадь грунтовых покрытий, площадь газонов)

    7. Ситуационный план организации(М 1:2000), карта-схема производственной площадки (М 1:500)

    8. Природоохранная документация предприятия на момент разработки проекта (ПНООЛР и др.)

    9. Приказ о назначении ответственного за ООС предприятия

    10. Вид основной деятельности, производственная мощность предприятия, номенклатура выпускаемой продукции, списочная численность сотрудников (в т.ч. ИТР)

    11. Количество промплощадок предприятия (адреса, структура подразделений, данные по хозяйственной деятельности и т.д.)

    12. Краткое описание технологии производства по каждому структурному подразделению

    13. План каждого из подразделений с нанесением существующих мест временного размещения отходов, объем и количество контейнеров для вывоза отходов

    14. Установленное оборудование и его характеристики, количество часов работы

    15. Характеристика установленного газоочистного оборудования (при наличии): наименование, тип, эффективность очистки

    16. Справки, заверенные ответственной службой предприятия, по расходу материалов и сырья за последний год

    17. Освещение предприятия (помещений и территории) с указанием количества и вида установленных ламп, периодичности замены

    18. Наличие автотранспорта на балансе предприятия, количество единиц, вид, условия хранения (закрытое, открытое), расход топлива, пробег по каждому автомобилю, перечень и периодичность ремонтных работ, договора о техническом обслуживании автомобилей

    19. Копия договора на оказание коммунальных услуг

    20. Копия договора с лицензированными организациями на оказание услуг по обращению с отходами

    21. Копия договора на обезвреживание ртутных ламп (лицензированная организация)

    22. Перспектива, изменения в хозяйственной деятельности предприятия на период разработки ПНООЛР

    23. Наличие паспортов опасных отходов, свидетельства о классе опасности отходов

    24. Данные по очистным сооружениям, принцип работы, производительность. Система канализования по видам стоков (при наличии)

    В случае, если ПНООЛР разрабатывается на строительство, то необходимо предоставить

    1. Наименование объекта образования строительных отходов (его месторасположение).

    2. Заказчик производства работ (наименование, юридический и фактический адрес, контактны телефон). Договор на проектирование (до получения Разрешения на проведение строительных работ) или Договор на проведение строительных работ.

    3. Генподрядчик (наименование, юридический адрес, контактный телефон).

    4. Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

    5. Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица.

    6. Разрешительное письмо КГА. Разрешение на строительство.

    7. Градостроительный план.

    8. Стройгенплан М 1:500.

    9. Схема объекта (масштаб не менее М 1:500) с обозначением на ней всех мест временного хранения образующихся строительных отходов (обустройство мест хранения, площадь). Лицо, ответственное за сдачу строительных отходов (ФИО, контактный тел.).

    10. План земляных масс (баланс земляных масс).

    11. ТУ для присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», на присоединение к системам электроснабжения, на подключение к тепловым сетям (отопление, вентиляция, г/водоснабжение).

    12. Технические характеристики поста мойки колес (Паспорт поста мойки колёс).

    13. Копии договоров с перевозчиком строительных отходов с территории объекта, копии договоров с получателем строительных отходов, лицензии перевозчиков и получателей строительных отходов на обращение с опасными отходами.

    14. Проект организации строительства (ПОС).

    15. План график производства работ. Календарный план.

    16. Ведомость потребности в строительных конструкциях, изделиях, материалах и оборудовании.

    17. Ведомость демонтажных работ. (При реконструкции зданий и сооружений).

    18. Обоснование потребности в основных строительных машинах и механизмах.

    19. Акты обследования сохранения (сноса), пересадки зеленых насаждений и расчета их восстановительной стоимости.

    20. Договор на установку и техническое обслуживание биотуалетов.

    21. Договор на поставку питьевой бутилированной воды.

    22. Санитарно-эпидемиологическое заключение по результатам радиологического обследования территории под строительство. Протоколы радиологических испытаний.

    23. Санитарно-эпидемиологическое заключение по результатам исследования почвы по химическим, микробиологическим, санитарно-паразитологическим показателям. Протоколы лабораторных исследований.

    Ответственность за отсутствие Проекта ПНООЛР

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

    Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    www.kaicc.ru

    Управление Росприроднадзора по Пермскому краю

    Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

    С 3 февраля 2015 года вступила в силу редакция Приказа № 50 от 25.02.2010 г. «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и с 10 февраля 2015 года вступил в силу Приказ Минприроды России № 349 «Об утверждении методических указании по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», разъяснения — тут.

    Технический отчет по обращению с отходами разрабатывается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Приказом Минприроды России № 349 «Об утверждении методических указании по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и представляется в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — технический отчет).

    Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

    Нормативные документы, регламентирующие утверждение нормативов
    образования отходов и лимитов на их размещение

    Образцы заявлений

    Образцы госпошлин

    Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
    (в соответствии с Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50)

    Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности:

    а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:

    — полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование,

    — организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

    — фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

    б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями.

    Заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение принимаются территориальными органами Росприроднадзора по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется (вручается) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

    Для переоформления Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
    (в соответствии с Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50)

    Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению в случаях:

    а) изменения сведений, содержащихся в заявлении индивидуального предпринимателя и юридического лица, в соответствии с подпунктом «а» пункта 7 настоящего Порядка, в том числе:

    — изменения наименования юридического лица, в том числе фирменного наименования;

    — изменения организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц — для юридического лица;

    — изменения фамилии индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность, государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данных документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

    б) изменения данных об объектах размещения отходов — самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения.

    Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допускается при условии неизменности утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение в конкретных объектах размещения отходов и только в период действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок действия переоформленного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не должен превышать срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

    Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляется территориальными органами Росприроднадзора, утвердившими нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, на основании рассмотрения, представленных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами:

    а) заявления о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (с указанием причин переоформления).

    В случае, предусмотренном «б», в заявлении о переоформлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указываются номера объектов размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов, сформированном Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792;

    б) оригинала (-ов) выданного(-ых) ранее в установленном порядке документа(-ов) об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

    Для выдачи дубликата Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
    (в соответствии с Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50)

    В случае утери либо порчи бланка документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, принимают решение о выдаче дубликата документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с даты получения от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц заявления о выдаче указанного дубликата.

    Для продления Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
    (в соответствии с Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50)

    Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — технический отчет).

    Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления.

    В технический отчет включаются сведения о фактически образованных количествах отходов, а также сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам.

    Хозяйствующим субъектом к техническому отчету могут быть приложены иные документы и материалы.

    www.prirodnadzor.perm.ru

    Разрешение на образование и размещение отходов

    Труднопроизносимая аббревиатура «ПНООЛР» хорошо знакома каждому экологу, но ничего не говорит обычному непосвященному гражданину. Она означает «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение«. Другой вариант сокращенного названия – «Проект НООЛР». Эти проекты входят в группу экологических проектов, среди которых также том пдв.

    Согласно ст. 18 Федерального Закона РФ «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) разрабатывают данный проект.

    Целью разработки данного проекта нормативов является утверждение лимитов размещения отходов и получение разрешения на размещение отходов в соответствии с требованиями «Временных правил охраны окружающей Среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации» от 1994 года Минприроды РФ. Конечным документом, разрабатываемым на основе ПНООЛР, являются лимиты на размещение отходов.

    Для того чтобы понять, нужно ли Вашей организации иметь ПНООЛР следует ответить на вопрос: образуются ли в результате вышей деятельности отходы? По большому счету, в любой организации – будь то завод, торговый центр, офис или салон красоты — в ходе работы происходит образование некоторое количество отходов: прежде всего, бытовых отходов (ТБО) — бумажного и пластикового мусора , отходов от уборки помещений, органических отходов различного происхождения, и т.п.

    Однако, на основании п.3 ст.18 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют в Росприроднадзор отчетность по образованию, обезвреживанию, использованию и размещению отходов в уведомительном порядке. Условия предоставления отчетности по отходам регламентированы Приказом МПР РФ №30 от 16 февраля 2010 г. «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)». Отчетность предоставляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства ежегодно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес по почте с уведомлением и описью документации, для данных субъектов хозяйственной деятельности разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не требуется (разумеется, при этом на предприятии должно осуществляться безопасное накопление отходов до передачи специализированным организациям и последующей транспортировки/обезвреживания/размещения).

    При этом предприятия малого и среднего бизнеса должны понимать, что отсутствие необходимости разрабатывать проект ПНООЛР не освобождает их от обязанности вносить экологические платежи за негативное воздействие на окружающую среду (к такому воздействию относится и размещение отходов на полигоне ТБО). А при отсутствии ПНООЛР у предприятия не будет установленного лимита на отходы, то есть платежи за негативное воздействие им прийдется платить по увеличенным тарифам. Выбрать оптимальный вариант (разрабатывать ли проект НООЛР или платить по увеличенным тарифам без проекта НООЛР) поможет специализированная проектная организация (в зависимости от вида деятельности Вашей организации и количества образующихся отходов).

    Для некоторых компаний и предприятий возможна упрощенная форма проекта НООЛР. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

    — количество образовавшихся отходов в сумме не должно превышать 150 тонн в год;

    — не должно образовываться отходов I и II класса опасности (кроме люминесцентных ламп) (Для отнесения конкретных отходов к классу опасности для окружающей природной среды следует пользоваться «Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», утвержденными приказом МПР РФ от 15 июня 2001 г. N 511),

    — отходы III класса опасности (такие как — отработанные автомобильные масла; обтирочный материал, загрязненный маслами или нефтепродуктами, отработанные масляные фильтры и т.п.) не должны превышать 5% от всего объема отходов.

    Отдельно стоит упомянуть отработанные люминесцентные лампы. Этот безобидный, на первый взгляд, отход содержит в себе ртуть – вещество I класса опасности. Поэтому на каждом предприятии по действующим нормам должно быть организовано безопасное накопление отработанных люминесцентных ламп, а также их учет, и последующая передача специализированным организациям обезвреживание. Впрочем, наличие одних только люминесцентных ламп не обязывает предприятие разрабатывать ПНООЛР в полном объеме – достаточно лишь соблюдать правила их сбора и утилизации.

    Если вы выяснили, что для вашего предприятия все же необходима разработка ПНООЛР, дальнейшие действия могут быть такими:

    1) игнорировать эту необходимость и исправно вносить пятикратные платежи за воздействие на окружающую среду, а также многочисленные штрафы за экологические правонарушения;

    2) попытаться разработать проект силами собственных специалистов, причем необходимо заказать в аккредитованной лаборатории анализы некоторых видов отходов, а также проводить все необходимые согласования в Росприроднадзоре, с последующими доработками и исправлениями проекта;

    3) заказать разработку проекта НООЛР в специализированной экологической организации.

    Последний вариант развития событий предусматривает то, что Вам придется обратиться за оказанием данной услуги фирме-разработчику проекта. Однако при этом сокращаются сроки разработки ПНООЛР, а согласование проекта в государственных структурах проходит легче и быстрей. К тому же специалисты-экологи (в специализированных организациях есть и экологи-аудиторы) могут рекомендовать вам некоторые мероприятия по уменьшению платежей за экологические воздействия и по сокращению количества образующихся отходов, что в целом позволит вам существенно сэкономить на экологических платежах и штрафах.

    Срок действия проекта – 5 лет при условии неизменности производственного процесса, а также перечня и количества используемого сырья, так если в деятельности организации не происходит существенных изменений, то нормативы размещения отходов ежегодно продлеваются путем составления технических отчетов о неизменности сырья и производственных процессов (продлить лимит можно и обратившись в специализированную проектную организацию).

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА ПНООЛР

    Нормативными документами, устанавливающими порядок разработки и утверждения нормативов образования и лимитов размещения отходов, являются:
    Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

    Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

    Приказ Минприроды России от 02.12.2002 N 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»

    Проект включает в себя следующие разделы:

    1. Аннотация. В «Аннотации» указываются: общие сведения о количестве (массе) отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица, с указанием их класса опасности для окружающей среды, общее количество площадок (мест) временного накопления отходов, краткая информация о планируемых мероприятиях в области обращения с отходами.

    2. Введение. Во «Введении» представляется перечень основных документов, на основании которых проводилась разработка проекта нормативов образования отходов.

    3. Общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице.

    В данном разделе указываются:

    * фамилия, инициалы и паспортные данные индивидуального предпринимателя или полное наименование юридического лица; юридический адрес и фактический адрес; ИНН, коды ОКПО, ОКОНХ; адрес электронной почты; номера телефонов, телефакса;

    * фамилии и инициалы руководителя юридического лица и ответственных исполнителей Проекта (с указанием должностей);

    * в случае привлечения для выполнения проекта ПНООЛР сторонней организации в сведениях об исполнителях рекомендуется указывать наименование организации, проводившей разработку проекта; ИНН, коды ОКПО, ОКОНХ предприятия — разработчика проекта; юридический адрес предприятия — разработчика проекта; номера телефона, телефакса; фамилии и инициалы ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей;

    * вид основной деятельности; количество промышленных площадок и места их расположения; численность сотрудников;

    * перечень структурных подразделений, основных и вспомогательных производств, цехов, участков;

    * основные производственные показатели работы, объем выпускаемой продукции в фактическом выражении;

    * наличие полигонов, хранилищ отходов, находящихся на балансе;

    * реквизиты земельных и учредительных документов;

    * размер площади землепользования: застройки, общей, озеленения, санитарно-защитной зоны (СЗЗ);

    * здания и сооружения, расположенные на промышленных площадках;

    * арендаторы, их названия, юридические адреса, род их деятельности, численность работающих; при наличии более пяти арендаторов сведения о них выделяются в отдельный раздел «Сведения об арендаторах».

    В состав раздела обычно входит карта-схема расположения предприятия с нанесенными координатами. На карту-схему наносятся расположение зданий и сооружений предприятия, места размещения отходов, дается экспликация зданий, сооружений и мест (площадок) размещения отходов, указываются координаты площадок размещения отходов.

    4. Характеристика производственных процессов как источников образования отходов.

    В разделе «Характеристика производственных процессов как источников образования отходов» приводится краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования, в процессе использования которых образуются отходы. Сведения представляются в текстовой форме или в виде блок-схем производственных процессов по каждому участку.

    В последнем случае, каждая блок-схема должна содержать в виде отдельных блоков:

    * источники поступления сырья, материалов, заготовок и иное;

    * получаемую в результате продукцию (данного участка);

    * операции дальнейшего обращения с отходами (с указанием, куда именно они поступают).

    5. Паспорт опасного отхода с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО). В разделе «Паспорт опасного отхода» приводятся сведения, содержащиеся в паспорте опасного отхода, с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов. При отсутствии паспорта опасного отхода в данном разделе дается обоснование отнесения опасного отхода к классу опасности для окружающей природной среды в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, а также представляются сведения об опасных свойствах отходов.

    6. Перечень, состав и физико-химические характеристики отходов, образующихся в результате деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица. При наличии регистрации отходов в Федеральном классификационном каталоге отходов в этом разделе указывается соответствующий код. В случае отсутствия такой регистрации в этом разделе приводятся данные об источниках образования отходов, перечень, состав и физико-химические характеристики отходов в соответствии с ниже приведенной таблицей: Перечень физико-химическая характеристика и состав отходов за 20__ год

    7. Расчет и обоснование нормативов и количества образующихся отходов. В этом разделе представляются расчеты нормативов образования по каждому виду отходов.

    Расчет выполняется на основании:

    * удельных отраслевых нормативов образования отходов;

    * сведений о фактическом образовании отходов для вспомогательных и ремонтных работ (среднестатистические данные за последние три года);

    * справочных таблиц удельных нормативов образования отходов.

    Результаты расчетов по каждому виду отхода представляются в табличном виде. В примечаниях приводят по каждому виду отхода ссылку на соответствующие источники сведений, а также на приложения, удостоверяющие те или иные количественные показатели. В том случае, когда расчет по тому или иному виду отхода осуществляется на основании данных о материально-сырьевом балансе, в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включается раздел «Материально-сырьевой баланс» по форме ниже приведенной таблицы: Баланс массы отходов за отчетный период. Для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, основной деятельностью которых является сбор и переработка отходов от сторонних организаций и граждан, в этом разделе в обязательном порядке представляется таблица материально-сырьевого баланса, отражающая объемы принимаемых отходов, процессы их переработки и выход продукции (получение вторичных отходов).

    8. Схема операционного движения отходов. В данном разделе приводятся данные по образованию, использованию отходов, по передаче отходов другим организациям с целью переработки, обезвреживания и/или захоронения, указываются адреса и реквизиты поставщиков и потребителей отходов по форме нижеприведенной таблицы: Схема операционного движения отходов

    9. Характеристика мест временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обоснование количества временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности вывоза отходов. В этом разделе представляется информация о накоплении отходов в местах их организованного хранения по форме ниже приведенной таблицы: Характеристика мест хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица.

    Для определения оптимальной периодичности вывоза отходов в проекте ПНООЛР включаются следующие сведения:

    * перечень документов, на основании которых производится расчет предельного количества хранения отходов и периодичности их вывоза на специализированные объекты для переработки, обезвреживания или захоронения;

    * наличие транспорта для перевозки отходов.

    10. Характеристика установок и технологий по переработке, обезвреживанию отходов, имеющихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица.

    В этом разделе приводятся:

    * проектные характеристики установки;

    * фактический объем переработки;

    * номенклатура перерабатываемых или обезвреживаемых отходов;

    * характеристики вторично образующихся отходов.

    11. Сведения об объектах размещения отходов. Этот раздел обязателен для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.). Характеристика объекта размещения отходов представляется по форме утвержденной Приказом МПР России №829 от 11.09.03 «О ведении государственного реестра размещения отходов».

    12. Сведения об организации наблюдения за состоянием окружающей природной среды на объектах размещения отходов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу.

    В этом разделе приводится информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения, захоронения отходов и о периодичности их осуществления по ниже приведенной форме: Мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) и (или) объектах захоронения отходов

    13. Сведения о противоаварийных мероприятиях.

    12. Сведения о мероприятиях, направленных на снижение влияния отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица, на состояние окружающей среды.

    15. Предложения по лимитам размещения отходов.

    В Приложении представляются следующие материалы:

    * документы, подтверждающие данные материально-сырьевого баланса и производственных показателей;

    * документы, подтверждающие намерение на размещение отходов на специализированных объектах, передачу (или получение) отходов с целью их использования в качестве вторичного сырья, сбор и транспортировку отходов (например, копии договоров);

    * копии отчетной документации о фактах приема и передачи отходов;

    * карта-схема промышленной площадки с указанием объектов размещения отходов.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПРОЕКТА ПНООЛР

    Федеральный закон РФ №89-ФЗ от 24 июня 1998 г.

    «Об отходах производства и потребления»

    Принят: Государственной Думой 22 мая 1998 года

    Одобрен: Советом Федерации 10 июня 1998 года

    Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

    Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ (Минприроды РФ 1994 г.)

    1. Общие положения

    1.1. Правила распространяются на предприятия, объединения, организации, учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физических лиц, а также на иностранных юридических и физических лиц (далее именуются — природопользователи), осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, в результате которых образуются, … складируются … отходы производства и потребления.

    1.2. Правила предназначены для регулирования отношений между исполнительными органами власти, природопользователями и специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды и охватывают все виды деятельности, связанные с образованием,… хранением … отходов…

    2. Экологические требования по обращению с отходами производства и потребления

    2.1. Природопользователь обязан: — … оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.

    3. Нормирование размещения отходов производства и потребления

    3.1. С целью обеспечения экологических требований законодательства РФ для природопользователей устанавливаются предельные нормы на образование и размещение отходов…

    3.5. Природопользователь обязан разрабатывать и представлять для утверждения в территориальный орган Минприроды России согласованные с территориальным органом Госсанэпиднадзора России проекты нормативов предельного размещения отходов …

    4. Порядок установления лимитов размещения отходов производства и потребления …

    4.2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ … лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов отходов) для складирования и захоронения, способы и условия размещения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.

    4.3. Лимит размещения отходов — это объем (масса) отходов, который допускается размещать в установленный период времени. Он определяется исходя из норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема производства продукции, за вычетом планового объема (массы) отходов, используемых в качестве сырья и материалов в соответствии с программами по использованию отходов, или переданных сторонним природопользователям в качестве сырья и материалов, с учетом мероприятий по сокращению объемов (массы) образования отходов и возможности экологически приемлемого размещения отходов данного наименования.

    4.5.Обеспечение согласования и утверждения лимита размещения отходов вменяется в обязанность природопользователя.

    4.6. Для установления лимитов размещения отходов природопользователь должен представить на согласование и утверждение … результаты расчетов проектов лимитов и планы мероприятий по их достижению.

    5. Порядок выдачи разрешений на размещение отходов производства и потребления

    5.1. Выдача природопользователю разрешений на размещение отходов на специально предназначенных для этого объектах производится территориальным органом Минприроды России по типовой форме.

    5.2. В разрешении устанавливается объем (масса) размещения отходов на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека. Количество отходов, разрешенное к размещению, устанавливается с учетом утвержденных природопользователю лимитов размещения отходов, планов мероприятий по их достижению и характеристики объектов для размещения отходов.

    6. Экологический контроль в системе обращения с отходами

    6.1. Прием от природопользователя отходов на размещение без наличия у него соответствующего разрешения запрещен .

    6.2. … при размещении отходов без соответствующего разрешения территориальные органы Минприроды России вправе предъявить природопользователю исковые претензии, руководствуясь действующим законодательством.

    7. Административная ответственность за несоблюдение требований обращения с отходами

    7.1. Должностные лица и граждане, учреждения, организации и предприятия независимо от организационно — правовой формы, виновные в нарушении экологических требований законодательства Российской Федерации, выразившемся в: — осуществлении деятельности по обращению с отходами без разрешения; — получении и передаче отходов без оформленной в установленном порядке документации; — отказе в предоставлении или представлении неполной, искаженной документации (информации) по обращению с отходами; … подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке …

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (№ 195 ФЗ — 2001 г.)

    Ст. 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (штраф на юридических лиц — от 50 до 100 МРОТ).

    Ст.8.2. Несоблюдение экологических и санитарно — эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления (штраф на юридических лиц — от 50 до 100 МРОТ).

    Ст. 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации (штраф на юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ).

    Ст. 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов

    4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (штраф на юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ).

    Ст. 8.12. Нарушение правил водопользования Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (штраф на юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ).

    Ст. 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (штраф на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ).

    Команда ЦНТУ в области рыбного хозяйства и природопользования грамотно и выгодно поможет Вашему бизнесу решить все проблемы образования отходов и разработки лимитов на их размещение!

    cnty.ru

Смотрите так же:

  • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
  • Экскурсии с проживанием в спб Тур по Питеру с проживанием на 5 дней Подарите себе пятидневный тур в Санкт-Петербург! Красоты Северной столицы стоят того, чтобы вы смогли увидеть их хотя бы раз. Тур в Санкт-Петербург на 5 дней, цена которого сейчас сравнительно […]
  • Элементы налогов и их характеристика шпаргалка Элементы налогов и их характеристика шпаргалка 3. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА Элементы налога – необходимый минимум параметров, без нормативного закрепления которых налог не может считаться законно установленным. Объект налогообложения – юридические […]
  • Юристы по делам алиментов Калькулятор расчета алиментов К сожалению, реалии жизни таковы, что многим приходится сталкиваться с проблемой развода. При наличии детей, добавляется головная боль по поводу выплаты или взыскания алиментов. Иногда, бывшие супруги […]
  • Правила дифференцирования с примерами Правила дифференцирования с примерами На этом занятии мы будем учиться применять формулы и правила дифференцирования. Примеры. Найти производные функций. 1. y=x 7 +x 5 -x 4 +x 3 -x 2 +x-9. Применяем правило I, формулы 4, 2 и 1. […]
  • Пакет документов на пособие на погребение ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Выплата неполученных сумм пенсий в связи со смертью пенсионера Начисленные суммы пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся неполученными в связи с его смертью в […]