Система налогов и сборов структура

20. Система налогов и сборов РФ

В соответствии с гл. 2 НК РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 15 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

В систему налогов и сборов в РФ в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемые специальными федеральными законами, которые ранее в нее входили.

Налоговый кодекс РФ разделяет налоги и сборы на три вида в зависимости от их территориального уровня:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги и сборы;

3) местные налоги и сборы. Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

К федеральным налогам и сборам отнесены:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) осударственная пошлина (ст. 13 НК РФ).

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводятся в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях данных субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес:

3) транспортный налог (ст. 14 НК РФ).

Местными налогами являются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ).

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. Налоговым кодексом РФ определяется порядок установления таких налогов, порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 2 ст. 18 НК РФ).

knigi.news

Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов

Налоги, которые платим мы, как физические лица, и предприятия, а также всевозможные государственные сборы и пошлины, являются частью более крупной налоговой системы. Но если Вы поищите в Интернете или полистаете учебники, то поймете, что на данный момент просто-напросто не существует единого определения такого понятия как «налоговая система России». Различные авторы трактуют эти определения по-разному. В этой статье мы не будем формулировать собственное определение или приводить сравнительный анализ определений других ученых. Здесь мы просто изложим основной материал по этой теме, максимально простой и наглядный.

Понятие налоговой системы России

Как было сказано выше, единого общепринятого определения налоговой системы не существует. Но от чего-то отталкиваться нужно, поэтому приведем парочку наиболее ясных и четких (немного упрощенных для понятности).

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Или вот еще одно похожее, но все-таки немного иное, определение.

Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2015 описана во 2 главе НК РФ. Поэтому, если Вам нужна более подробная информация, лучше обратится к первоисточнику .

В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами). Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования.

Обратите внимание, что налоговая система России – это нечто большее , чем просто совокупность налогов и сборов. Это даже нечто большее, чем «система налогообложения». Дело в том, что налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и:

  • принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;
  • основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей;
  • права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
  • ответственность за нарушение налогового законодательства;
  • формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства;
  • информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т.д.).
  • Основные виды налогов в России

    Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные.

    Таким образом, формируется своеобразная пирамида, на вершине которой располагаются федеральные налоги, а самым нижним уровнем являются налоги местные.

    Классификация налогов в РФ по уровню налоговой системы:

    федеральные налоги и сборы – обязательны к уплате на всей территории России и установлены Налоговым Кодексом РФ.

    То есть такие налоги платят все лица обязанные их платить, вне зависимости от того в каком регионе или городе они проживают (находятся). И, что важно, размер таких налогов также одинаков для определенных категорий лиц вне зависимости от места их проживания (нахождения).

    Примерами федеральных налогов могут быть: НДС, НДФЛ, акцизы и другие (полный перечень приведен ниже);

    региональные налоги и сборы – обязательны к уплате на территории тех или иных субъектов РФ (республик, краев, областей и пр.), и установлены НК РФ и законами самих субъектов.

    При этом в различных субъектах могут действовать разные налоговые ставки, а также сроки и порядок уплаты налогов.

    К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес;

    местные налоги и сборы – устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами отдельных муниципальных образований (таких как сельское поселение, городское поселение, муниципальный район и т. д.) и обязательны к уплате на их территории.

    Местные налоги и сборы включают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, и торговый сбор.

    Структура налоговой системы РФ

    Таким образом, в России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

    Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы (такие как, УСН). Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

    Как было сказано выше, система налогов в России подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и местный. Рассмотрим их более подробно.

    Полный перечень федеральных налогов и сборов на 2015 год (ст. 13 НК РФ):

  • налог на добавленную стоимость (сокращенно НДС);
  • налог на доходы физических лиц (сокращенно НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);
  • государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).

Полный список региональных налогов и сборов на 2015 год (ст. 14 НК РФ):

  • налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);
  • транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя);
  • налог на игорный бизнес (сегодня в России 5 специальных игровых зон).
  • Перечень всех местных налогов и сборов на 2015 год (ст. 15 НК РФ):

  • налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);
  • земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);
  • торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).
  • Кроме того, раньше в структуру налоговой системы РФ входил и единый социальный налог (ЕСН). Но в настоящее время он отменен, и с 1 января 2010 г. заменен на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

    Наряду с различными видами налогов и сборов НК РФ устанавливает пять специальных налоговых режимов, действующих наряду с основной системой налогообложения (ОСН). Перечислим и их.

    Специальные налоговые режимы в РФ на 2015 год (п.2 ст. 18 НК РФ):

  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый сельскохозяйственный налог;
  • единый налог на вмененный доход;
  • патентная система налогообложения;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
  • На этом статью завершаем. Понятие налога, принципы налогообложения, история и тенденции его развития в России и мире – отдельная обширная тема.

    © Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

    galyautdinov.ru

    Система налогов и сборов: понятие структура.

    Налоговая система РФпредставляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением и по своей структуре она является трехзвенной: присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

    Состав и структура: Федеральные налоги и сборы (НДС, Акцизы, НДФЛ, Налог на прибыль организаций, Налог на добычу полезных ископаемых, Водный налог, Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, Государственная пошлина).

    Региональные налоги (Налог на имущество организаций, Налог на игорный бизнес, Транспортный налог).

    Местные налоги (Земельный налог, Налог на имущество физических лиц).

    Специальные налоговые режимы (Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН). Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).

    Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

    В настоящее время налоговая система России основана на следующих принципах: единства налоговой системы; подвижности; стабильности; множественности налогов; исчерпывающего перечня региональных и местных налогов; однократности налогообложения; равенства и справедливости налогообложения.

    students-library.com

    З.1. Сущность и структура налоговой системы РФ

    Налоговые системы, действующие в разные периоды, существенно отличаются друг от друга по видам взимаемых налогов и сборов, определению налогооблагаемой базы, перечню льгот, систем контроля и т.п.

    Основы современной налоговой системы РФ были заложены Законом РФ № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который был принят 27 декабря 1991 года. Так, начался процесс реформирования налоговой системы (подробнее этот вопрос был рассмотрен в гл. 2).

    Налоговая система состоит из элементов — подсистем (рис. 3.1).

    Рассмотрим сущность и содержание каждой подсистемы.

    Подсистема налогов и сборов включает налоги и сборы, взимаемые в соответствии с законодательством РФ; порядок их установления и отмены.

    Подсистема налогового законодательства включает совокупность нормативно-правовых актов в области налогообложения. Это — Налоговый кодекс РФ (часть 1 введена в действие с 01.01.1999 г., часть 2 введена в действие с 01.01.2001г.) и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; законы и другие нормативно-правовые акты, принятые законодательством субъектов РФ; нор- мативно-правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления.

    Подсистема участников налоговых правоотношений и контроля исполнения законодательства о налогах и сборах включает государ-ственные органы (налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы, внебюджетные фонды, органы внутренних дел), налого-плательщиков, налоговых агентов.

    Рис. 3.1. Основные элементы (подсистемы) налоговой системы РФ

    Государственные органы как участники налоговых правоотношений являются органами налогового администрирования. Их основная цель — обеспечение эффективного функционирования налоговой системы, а также контроль соблюдения налогового законодательства.

    Налоговые органы представлены:

    на федеральном уровне — Федеральной налоговой службой (ФНС);

    на региональном уровне — Управлениями ФНС по субъектам РФ и межрегиональными инспекциями ФНС по федеральным округам;

    на местном уровне — инспекциями ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС межрай-онного уровня.

    Основными задачами налоговых органов являются: контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах; контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты законно установленных налогов и сборов.

    Финансовые органы представлены:

    на федеральном уровне — Министерством финансов РФ;

    на региональном уровне — министерствами финансов субъектов РФ, финансовыми управлениями администраций краев, областей, автономных областей и округов,

    на местном уровне — финансовыми управлениями администраций муниципальных образований.

    Минфин РФ разрабатывает и обеспечивает проведение налоговой политики, координирует и курирует деятельность налоговых органов. Вместе с тем в компетенцию Минфина РФ входит изменение сроков уплаты федеральных налогов и сборов, а также предоставление инвестиционного налогового кредита.

    Таможенные органы включают:

    федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

    региональные таможенные управления;

    Таможенные органы призваны защищать экономические интересы страны. В связи с этим таможенные органы должны обеспечивать установленный законодательством порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; вести борьбу с контрабандой; осуществлять контроль исполнения таможенного и налогового законодательства.

    Органы внутренних дел представлены:

    на федеральном уровне — Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП России);

    на региональном уровне — УБЭП;

    на местном уровне — РУБЭП.

    Основными задачами органов внутренних дел в части борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями являются: выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах, а также их предупреждение.

    Следующими участниками налоговых отношений являются налогоплательщики и налоговые агенты.

    Налогоплательщиками признаются юридические и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

    Налоговыми агентами признаются юридические и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять в соответствующий бюджет налоги и сборы.

    Подсистема налогового производства обеспечивает соблюдение общих правил исполнения налогоплательщиками своих обязанностей по уплате законно установленных налогов и сборов.

    Подсистема судопроизводства обеспечивает рассмотрение споров между государственными органами и налогоплательщиками в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. При этом решения Высшего арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ и Конституционного суда являются обязательными к исполнению на всей территории РФ.

    Перечисление и зачисление налогов и сборов на счета бюджетов разных уровней обеспечивает банковская подсистема через кредитные организации и территориальные органы Федерального казначейства Минфина РФ.

    Следует отметить, что банки исполняют поручения налогоплательщика, налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты , а также решения налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика только в порядке очередности, установленной ГК РФ. Согласно ст.855 ГК РФ списание налогов и сборов со счетов налогоплательщиков осуществляется в 4-ю очередь.

    Свои обязанности по перечислению налогов и сборов в бюджетную систему РФ исполняется банком в течение 1 -го операционного дня, следующего за днем получения поручения или решения налогового органа.

    В заключении необходимо отметить недостатки существующей налоговой системы. Это:

    Большое количество налогов и высокие налоговые ставки;

    Сложность исчисления налогооблагаемой базы;

    Частые изменения налогового законодательства;

    Большое количество ненормативных правовых документов (все-возможных разъяснений, которые дают работники Минфина РФ и УФНС);

    Низкая эффективность штрафных санкций;

    Необходимость ведения бухгалтерского и налогового учета и др.

    Указанные недостатки предопределяют процесс дальнейшего со-вершенствования налоговой системы.

    Понятие и структура системы налогов и сборов в Российской Федерации

    Система налогов и сборов РФ представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов и представлена тремя уровнями, которые отражают федеративное устройство Российского государства. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

    Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Статья 13 НК РФ приводит исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов: 1)

    налог на добавленную стоимость; 2)

    налог на доходы физических лиц; 4)

    единый социальный налог; 5)

    налог на прибыль организаций; 6)

    налог на добычу полезных ископаемых; 7)

    сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 9)

    Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

    При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

    Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. К региональным налогам относятся: 1)

    налог на имущество организаций; 2)

    налог на игорный бизнес; 3)

    Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

    Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

    Местными налогами являются: 1)

    земельный налог; 2)

    налог на имущество физических лиц.

    Налог на имущество физических лиц предусмотрен НК РФ, а элементы налога установлены в Законе РФ от 9 декабря 1991 г.

    Как соотносятся понятия «система налогов и сборов» и «налоговая система»?

    Эти понятия соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов, установленная Налоговым кодексом РФ, является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных налогов и сборов, законодательно установленных и действующих на территории Российской Федерации. В числе других существенных элементов налоговой системы следует назвать налоговые органы и другие органы налогового администрирования, которые осуществляют налоговый контроль и надзор с использованием определенных приемов и методов.

    Как распространяется информация о региональных и местных налогах?

    В части первой НК РФ установлен общий порядок информирования об установлении и отмене региональных и местных налогов. Так, ст. 16 НК РФ устанавливается обязанность для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления направлять информацию и копии законов и иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов в соответствующие органы. К субъектам, в установленном законодателем порядке предоставляющим либо получающим информацию о региональных и местных налогах, относятся: —

    Министерство финансов Российской Федерации; —

    федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, которым в настоящий момент является Федеральная налоговая служба Российской Федерации; —

    финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.

    Законодателем в общем виде определены средства и формы информационного обмена, а именно направление информации, копий документов. При этом конкретные требования к содержанию информации, ее реквизитам, формам ее представления отсутствуют. Объектом информационного обмена выступают региональные и местные налоги.

    knigi.link

    Смотрите так же:

    • Правила серверов джаил Правила Сервера [Jail] 49 сообщений 1.Приветствие2.Приказ3.Отчёт4.баланс5.проверка микро у кт (охраны)6.открытие клеток ************ДОПОЛНЕНИЕ К ФД************1)Саймон не имеет права командовать в понедельник и добавлять […]
    • Заявление об аннуляции тура образец Отказ от тура осуществляется в письменной форме. Скачайте заявление на возврат (файл формата MS Word, 35 кб), заполните его от руки или на компьютере, распечатайте, подпишите, отсканируйте или сфотографируйте и отправьте нам на […]
    • Адвокат денис олегович Адвокат денис олегович Адвокат, Председатель коллегии адвокатов “Первая адвокатская контора”, Вице-президент Адвокатской палаты Ленинградской области, Член Комиссии Федеральной Палаты Адвокатов Российской Федерации по этике и […]
    • Узнать налог на 2018 Транспортный налог-2018: узнать и оплатить задолженность Транспортный налог начисляется раз в год и обязателен к уплате всеми гражданами России, имеющими в собственности зарегистрированное транспортное средство. Узнать и оплатить […]
    • Заявление на принятие наследства от малолетнего Как грамотно составить заявление о вступлении (принятии) наследства, пример заявления. Вступление в наследство подтверждается свидетельством о праве на наследство. Существует 2 способа получения этого документа: фактический и […]
    • Штраф за среднесписочную Штраф за несдачу среднесписочной численности в 2017 году Обновление: 28 марта 2017 г. Организации и предприниматели должны ежегодно представлять налоговым органам сведения о нанятых работниках. Штраф за несдачу среднесписочной численности […]