Приказ по нормам списания гсм

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).
  • Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

    Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

    Зачем нужны показатели норм ГСМ

    Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.
  • От чего зависит величина показателя ГСМ

    Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.
  • Что утверждает Минтранс

    Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

    Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

    Сезонные нюансы для ГСМ

    Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

    Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

    Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

    Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

    Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

    Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

    • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
    • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
    • S – километраж, пройденный данным авто;
    • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.
    • Пример конкретного расчета

      Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

      Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

      Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

      assistentus.ru

      Как оформляется приказ о нормах списании ГСМ

      Компании, использующие транспортные средства в работе, несут расходы на их содержание. Прежде всего, это траты на ГСМ — горюче-смазочные материалы. В их число включается топливо, различные жидкости и масла. Списание ГСМ производится по нормам — либо самостоятельно установленным, либо утверженным Минтрансом. При этом в организации издается приказ о нормах списания ГСМ в отношении различных ТС. В статье ниже предлагаем скачать образец такого приказа.

      Нормы расхода топлива и прочих ГСМ устанавливаются после проведения контрольных замеров в различных условиях. В ходе этих замеров определяется, сколько ГСМ расходуется конкретным автомобилем в расходе на 100 км, после чего приказом утверждаются номы расходы топлива.

      В дальнейшем при списании горюче-смазочных материалов бухгалтер будет руководствоваться утвержденными нормами. Такой приказ будет служить обоснованием для списания расходов и учета их при налогообложении.

      Приказ также позволит систематизировать расходование топлива на предприятии.

      Как составить приказ об установлении норма расхода ГСМ

      Оформление проводится на фирменном бланке после проведения замеров расходования топлива. Приказ можно составить в отношении каждого отдельного транспортного средства или в целом по предприятию.

      Содержание распоряжения должно включать цель издания документа, например — «упорядочивание расхода ГСМ и подтверждение обоснованности включения их в затраты по налогу на прибыль», а также распорядительную составляющую, где приводится перечень приказов руководителя:

    • установить нормы расхода для транспорта — поясняется марка ТС, установленные нормы для различных условий эксплуатации автомобиля, например, по сезону (лето, зима);
    • обеспечить экономичный расходы ГСМ в соответствии с введенными нормами — данная обязанность может возлагаться на лицо, ответственное за эксплуатацию транспортных средств, например, начальник транспортного отдела;
    • вести учет и списание ГСМ, согласно прописанным нормам — данное распоряжение касается бухгалтера, проводящего проводки по списанию горюче-смазочных материалов;
    • назначить ответственным за исполнение приказа определенное лицо — указывается его должность и ФИО.
    • Составленный образец приказа о списании ГСМ по нормам подписывается руководителем предприятия, после чего доводится до сведения всех прописанных в нем лиц. Подписи каждого ответственного сотрудника ставятся под подписью директора.

      Нормы, установленные для зимы, применяются в период с начала октября по конец марта, в остальное время действуют летние нормы расхода ГСМ.

      Возможно указать только летние нормативы, при этом зимние можно получить, применив коэффициент. В зимний период расходование ГСМ повышается.

      Компания может также воспользоваться существующими нормативами, установленными Минтрансом — число используемых литров на 100 км. Самостоятельно установленные нормы определяются комиссией, которая проводит необходимые вычисления на основе путевых листов, товарных накладных, свидетельствующих об объемах перевозимых грузов. Также документами основаниями могут выступать лимитно-заборные карты, акты выполненных работ.

      После проведения расчетов комиссией составляется акт, устанавливающий нормы списания ГСМ. На основании данного акта издается приказ о списании. Пример его оформления предлагаем скачать ниже.

      Скачать образец

      Приказ о нормах списания ГСМ образец — скачать.

      buhs0.ru

      Приказ на списание ГСМ

      На предприятиях довольно часто приходится списывать горюче-смазочные материалы, которые используют работники для осуществления своих прямых обязанностей. В первую очередь ответственный за эту процедуру сотрудник должен получить приказ на списание ГСМ, в котором уточняется основание для списания топлива.

      Нормы списания ГСМ

      Составление акта на списание топлива имеет свои нюансы. Законодательно утвержденной его формы нет, поэтому можно составить этот документ по внутренним правилам предприятия. Однако приказ на списание ГСМ по нормам обязательно должен учитывать стандартные правила.

      Перед тем как списывать материалы, необходимо составить приказ об установлении норм топлива и других ГСМ. В нем должны учитываться следующие виды норм:

    • Базовая. Она измеряется непосредственно в литраже бензина или другого вида топлива, используемого на предприятии. Норма рассчитана на 100 км пробега транспорта с учетом его полного оснащения.
    • Транспортная. Она измеряется также в литраже и рассчитывается на 100 км пробега, однако показатель затрат полностью зависит от грузоподъемности автомобиля.
    • Показатель нормы. Он, в свою очередь, рассчитывается как и предыдущие: на 100 км пробега автомобиля с учетом стандартной нормы ежемесячной выдачи топлива на 1 единицу транспортного средства.
    • Показательно нормы № 2. Он рассчитан на 100 тонно-километров пробега именно грузового транспортного средства.
    • Для конкретизации норм следует применять поправочные коэффициенты с конкретными значениями в процентах. Благодаря этим показателям можно проанализировать динамику снижения либо роста норм топлива, а также расходы на горюче-смазочные материалы.

      При составлении норм списания ГСМ следует утверждать их отдельно для холодного времени года и отдельно для теплого, заранее разбив год на 2 части в соответствии с особенностями климатических условий.

      Зачастую на предприятиях списание дизельного или иного топлива происходит 1 раз в месяц, при этом каждая организация утверждает сроки и конкретные даты индивидуально.

      Законодательство РФ составило официальные нормативные акты, касающиеся ведения этой отчетности и достаточно емко описывающие основные положения вопроса о списании ГСМ на российских предприятиях. Нормы утверждаются специальной экспертной комиссией, которая создана непосредственно для анализа и оценки затрат ГСМ на этом предприятии.

      Составление и утверждение акта

      Составляет акт на списание ГСМ сам собственник предприятия на основе заключения экспертной комиссии. К нему должны быть приложены ведомости путевых листов, и при его составлении руководитель должен опираться по факту на реальные показатели израсходованного топлива в процессе эксплуатации автотранспорта.

      В документе следует перечислить нормы расхода топлива, установленные в организации, и уточнить нормы, которые соответствуют характеристикам конкретного автомобиля.

      Также требуется указать период в рабочих днях, за который требуется списать ГСМ. Он должен быть установлен в зависимости от сезонности и на основе частоты использования автомобиля по производственной необходимости.

      Образец акта о списании топлива можно найти здесь. Пример приказа об установлении норм расхода топлива доступен здесь.

      После указания всех необходимых сведений собственник предприятия должен заверить все вышеизложенное своей подписью и печатью организации. Желательно с актом о списании ГСМ ознакомить руководителя транспортного или логистического отдела предприятия, т.к. эти показатели ему необходимы для составления прогноза затрат топлива на будущий месяц.

      Составлять акт о списании топлива необходимо для внутренней ответственности на предприятии, грамотного использования горюче-смазочных материалов, планирования и эффективной работы отдела логистики.

      zhazhda.biz

      Нормы списания ГСМ в 2017 году в РФ

      На 2017 год уже официально приняты нормативы, по которым производится списание ГСМ. В данной статье рассматривается последняя редакция распоряжения Минтранса нашего государства о нормах ГСМ – горюче-смазочных материалов

      Нововведения в нормативы расходования ГСМ

      На сегодняшний день нормирование стоимости топливных материалов для налогового учета не является обязательным. Но такое право у налогоплательщика есть, это подтверждает два письма из Минфина:

    • №03-03-06/1/2875 (от 27.01.14 г.);
    • №03-03-06/1/20097 (от 03.06.13 г.).
    • Это напрямую зависит от того, в НК нашего государства нет прямых требований по установлению определенных норм затрат ГСМ. В связи с этим компании и ИП сами для себя решают, нужно устанавливать нормы на затраты ГСМ.

      В том случае, когда выбран вариант установки подобных норм, то для учета ГСМ предусмотрено использование следующих основных документов:

    • нормы, разработанные самостоятельно;
    • данные, предоставляемые заводом, на котором изготовлено транспортное средство;
    • нормы, что утверждает Минтранс (на сегодняшний день это распоряжение №АМ-23-р от 14.03.08 г.).
    • Последний пункт является обязательным для автотранспортных компаний, другие компании (в том числе и ИП) могут использовать нормы Минтранса на свое усмотрение.

      Недавно в эти нормы был внесен ряд изменений – распоряжение №НА-90-р Минтранса (от 14.07.15 г.). Рассмотрим их более подробно:

      1. Расширение перечня моделей автомобилей (как отечественного, так и иностранного производства), по которым нормы расходования ГСМ предусмотрены на официальном уровне. Так, добавили следующие модели машин и нормы для них (в %):

    • Lada Granta или ВАЗ-21126 – 9,7%;
    • Lada Priora или ВАЗ-21116 – 8%;
    • Honda Accord IX 2.4 – 9,7%;
    • Toyota RAV4 2.0 2WD – 8,9% и др. (поэтому специалисты рекомендуют внимательно ознакомиться с дополненным перечнем и учесть при самостоятельном установлении норм ГСМ).
    • 2ю Коэффициенты для повышения нормативов затрат ГСМ устанавливаются с учетом эксплуатационного срока или пробега автомобиля (до внесения изменений можно было использовать одновременное применение названных условий — и пробег, и эксплуатационный срок). На сегодняшний момент применяются следующие условия для применения повышающего коэффициента:

    • с пробегом от 100 тысяч км или эксплуатационным периодом от 5 лет – до 5%;
    • с пробегом от 150 тысяч км или эксплуатационным периодом от 8 лет – до 10%.
    • 3. Увеличились надбавки для крупных городов (раннее максимум такой надбавки для увеличения норм по списанию ГСМ был 25% и применялся для городов с численностью населения от 3 миллионов):

    • до 35% для городов с численностью населения от 5 миллионов;
    • до 25% для городов с численностью жителей от 1 до 5 миллионов (раньше лимит для этой категории городов был 20%).
    • Сравнительная таблица по изменениям надбавок для ГСМ (города крупного типа)

      Помимо названных нововведений, другие надбавки остались прежними:

    • для населенных пунктов до 10 тысяч человек – максимум 5%;
    • от 100 тысяч до 250 тысяч жителей – максимум 10%;
    • от 2150 тысяч жителей – максимум 15%.
    • Но согласно с нововведениями пятипроцентную надбавку применяют для населенных пунктов любого типа (в том числе поселков, деревень и т. д.), но для этого в них должны быть перекрестки уличной регулировки движения со светофорами и прочими знаками дорожного движения. Если численность какого-либо населенного пункта неизвестна, подобную информацию можно взять на сайте Росстата, перейдя по вкладке «Демография».

      Еще одно новшество коснулось надбавок для транспорта технологического типа, которому относится техника, что используется в производственных помещениях, промышленных площадках:

    • строительные краны;
    • бетоноукладчики;
    • бульдозеры;
    • экскаваторы и т.д.
    • Надбавка по ГСМ для подобного транспорта стала выше – лимит до 20%.

      То есть при списывании расходов по ГСМ в соответствии с нормативами Минтранса, нужно внести корректировку по последним нововведениям. Для этого в компании предпринимаются следующие действия:

    • Издается приказ, в котором утверждается нормирование расхода по ГСМ.
    • В нем должна быть ссылка на новый документ – распоряжение №НА-90-р Минтранса нашего государства (от 14.07.15 г.), чтобы сотрудники налоговой службы не придирались к увеличенным нормам затрат на топливо.
    • В обязательном порядке отмечается дата, с момента которой начинают действовать нововведения (их можно официально применять только начиная с 14.07.15 г.).
    • Учет ГСМ и его документальное подтверждение

      Учет ГСМ проводится на основании следующей документации:

    • На приобретение ГСМ – это могут быть чеки, корешки талонов, отчеты (и авансовые, и топливной карты).
    • На применение автотранспорта в целях производственного типа – путевые листы (они могут быть составлены в соответствии с типовой общепринятой формой, а могут разрабатываться самостоятельно компанией), отчеты из контролирующих систем – по пробегу и по расходованию топлива (обязательно распечатанные в бумажном варианте с подписью руководящего работника).
    • На расходование ГСМ – справки из бухгалтерии, соответствующие отчеты.
    • Для списания ГСМ компания может воспользоваться следующими документами:

    • приказ, в котором утверждаются нормативы по расходованию ГСМ, предназначенного для автотранспорта служебного типа;
    • приказ, в котором утверждаются нормативы по расходованию ГСМ, а также поправочные коэффициенты (то есть надбавки) к этим нормам (для автотранспорта служебного типа);
    • справка с информацией по расчетам максимальной величины расходов по ГСМ (для ИП, что работают по «упрощенке»);
    • книга учета талонов на ГСМ;
    • договор на поставку ГСМ;
    • ведомости по учету и движению ГСМ;
    • акты о списании ГСМ (в том числе и при работе газонокосилки);
    • карта пережогов топлива тепловой электростанции;
    • договора по продаже и доставке топлива твердого типа;
    • форма №4-запасы, которая содержит информацию о запасах ГСМ.
    • Порядок, согласно которому проводится процедура списания ГСМ

      Для «упрощенки» стоимость приобретенных ГСМ должна списываться в статью расходов на тот момент, когда производилась оплата поставщику.

      Для общей налоговой системы стоимость всего топлива, что было израсходовано за отчетный месячный период, должна включаться в статью расходов на последнее число отчетного месяца.

      Нормативы расходования ГСМ в 2017г.

      Нормативы расходования ГСМ утверждаются по рекомендациям Минтранса нашего государства.

      Согласно с этими рекомендациями, существуют повышающие коэффициенты для применения автотранспорта в зимний период. Величина таких коэффициентов зависит от региональных нормативов (до 20% от установленной государством нормы). Так, для Москвы и Брянской области – 10%, в Кировской области – 12%, а в Республике Саха – 20%.

      Но нормы расходования ГСМ учитывают и количественный состав жителей населенного пункта, где было зарегистрировано транспортное средство. Рассмотрим этот критерий подробнее:

    • 5% — население до 100 тысяч человек;
    • 10% — от 100 тысяч до 250 тысяч жителей;
    • 15% — от 250 тысяч до 1 миллиона человек;
    • 25% — от 1 миллиона до 5 миллионов жителей;
    • 35% — от 5 миллионов.
    • Помимо этого также следует рассматривать эксплуатационный возраст и километраж пробега автотранспортного средства. Повышающий коэффициент будет выше, в зависимости от следующих показателей:

    • 5% — при эксплуатации от 5 лет или при пробеге от 100 тысяч километров;
    • 10% — при эксплуатации от 8 лет или при пробеге от 150 тысяч километров.
    • Формула расчета нормативов ГСМ

      Нормативы расходования ГСМ для автомобилей легкового типа должны рассчитываться по специальной формуле:

      QH =0,01 х Hs х S х (1+0,01 х D), где:

    • QH – это норма расхода ГСМ (в литрах);
    • Hs – это базовый норматив расходования ГСМ на пробег машины (в л/100 км);
    • S – пробег машины (в км);
    • D – коэффициент надбавки либо снижения (% от нормы).
    • Нормативы расходования ГСМ для определенных машин в зависимости от вида топлива (актуально на 2016 год):

      1. Для реагентов:
    • 5% — Евро-4;
    • 6% — Евро-5;
    • 7% — Евро-6.
      1. Для сжиженных газов (пропана):
      2. если автомобиль работает на СУГ: 1,22+/-0,10 л СНГ к 1 л бензина;
      3. если автомобиль работает на КПГ: 1+/-0,1 куб.м СПГ (КПГ);если автомобиль работает на СУГ (при установке фургонов): до 2,64 л/100 км;
      4. если автомобиль работает на КПГ: до 2 куб. м/100 км.
  • Для бензина: бортовые автомобили грузового типа, в том числе и автопоезда – до 2 л/100 км.
  • Для дизельного топлива: бортовые автомобили грузового типа, в том числе и автопоезда – до 1,3 л/100 км.
  • Пример расчета нормативов по ГСМ в 2017 году

    Компания «Нева» является ООО, на ее балансе состоит автомобиль легкового типа «Лада Гранта Лифтбек». Он прошел процедуру регистрации в Оренбургской области, а именно в городе с численностью населения в 1 миллион.

    Нам известны следующие сведения:

  • пробег автомобиля в зимний период – 200 км;
  • нормы расходования устанавливаются «Невой» самостоятельно (в соответствии с рекомендациями Минтранса нашего государства);
  • норматив для расходования ГСМ именно для такой машины – Нs=8,2л/100 км;
  • надбавочный коэффициент за работу в населенном пункте с численностью жителей в 1 миллион – 15%;
  • надбавочный коэффициент за работу в зимний период: D=15%.
  • Теперь приступим к расчетам по специальной формуле: 0,01 х 8,2 х 180 х (1+0,01 х (15+15)) = 19,2 л.

    Нормы расходования ГСМ

    Российский Налоговый кодекс не ставит условий по нормам ГСМ для транспортных средств. Но, все же, любое расходование топлива в обязательном порядке подтверждаются такими документами, как путевые листы. Формы для таких документов компания может разработать самостоятельно, но для этого необходимо использовать те реквизиты, о которых говорится в приказе №152 Минтранса нашего государства (от 18.09.08 г.). Но еще нельзя забывать о таких разделах, как сведения о прохождении медосмотров поездках.

    На сегодняшний день компании, работающие по «упрощенке», не обязаны нормировать стоимость ГСМ для налогового учета. Но они имеют на это право в соответствии с письмами Минфина:

    1. №03-03-06/1/2875 (от 27.01.14 г.).

    2. №03-03-06/1/20097 (от 03.06.13 г.).

    Это связано с тем, что в НК нет строгих требований по нормированию расходов на ГСМ. Поэтому компании самостоятельно должны принять решение о нормировании затрат по ГСМ. Если компания, все же, решила самостоятельно утвердить нормы на расходы топлива, то необходимо учитывать два фактора:

  • какая машина используется;
  • основания для списания расходов ГСМ.
  • В зависимости от того, какой автомобиль использует компания устанавливаются основания для списания затрат по ГСМ.

    1. Если автомобиль принадлежит компании – величина стоимости ГСМ должна учитываться для УСН в статье «Расходы на содержание служебного транспорта» — НК, статья №346.16, пункт 1,подпункт 12.

    2. Если автомобиль принадлежит ИП – стоимость топлива по «упрощенке» можно отражать в статье «Расходы на содержание служебного транспорта» — НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 12. Это должны подтверждать такие документы:

    Эти бумаги будут свидетельством того, автомобиль применялся в производственных целях – НК, статья №252, пункт 1 и статья №346.16, пункт 2. Подобные расходы на техобслуживание автотранспорта относятся к расходам материального типа – НК, статья №254, пункт 1, подпункт 6. В НК особых условий для списания нет. При наличии ремонтных расходов на автомобили подобного типа, они учитываются по НК – статья №346.16, пункт 1, подпункт 3. Этот учет производится сразу после внесения оплаты – НК, статья №346.17, пункт 2.

    3. Если автомобиль арендован у сотрудника компании – такие расходы ГСМ списываются по статьям «Расходы в качестве материальных затрат» — НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 5, или «Расходы на содержание служебного транспорта» — НК, статья№346.16, пункт 1, подпункт 12. Для подобного учета компании, что работают по УСН, должны в договорных документах об аренде прописать следующее: «расходы на содержание арендованной машины насеет арендатор». Но еще обязательно учитывается в расходах и выплачиваемую арендную плату за этот автомобиль – НК, статья №346.16, пункт 1,подпункт 4. ИП не может заключать договора об аренде автотранспорта с собой самим – ГК, статья №413.

    4. Если автомобиль является собственностью рабочего компании, но используется для служебных целей – в этой ситуации стоимость топлива не учитывается в отдельную статью расходов. Для подобного учета подходит только общая сумма компенсационной выплаты, которая предназначается самому рабочему компании – владельца автомобиля (НК, статья №346.16, пункт 1, подпункт 12). Нормативы установлены в постановлении №92 (пункт 1) Правительства нашего государства от 08.02.02 г.:

  • для автомобилей легкового типа с объемом двигателя до 2 тысяч куб.см. – до 1 тысячи 200 рублей;
  • для автомобилей легкового типа с объемом от 2 тысяч куб.см. – 1 тысяча 500 рублей.
  • Но в эти цифровые показатели сумм также входят и те затраты, что несет сам рабочий, который использует транспортное средство (в соответствии с письмом №03-03-01-02/140 Минфина от 16.05.05 г.):

    Поэтому руководство компании может утверждать любой размер для компенсационных выплат рабочему, а при «упрощенке» учитывается только строго установленная норма.

    Также следует учитывать факт: называемая норма утверждена на официальном уровне в расчете на полный месячный период при эксплуатации машины в служебных целях – письмо №03-03-01-02/140 Минфина (от 16.05.05 г.).

    Например, рабочий использовал автомобиль 2 дня из 22 рабочих дней за весь месяц. Значит, компенсация, которую списывают по статье «Расходы», уменьшится в 11 раз.

    Учетные документы по ГСМ для компании, работающей по «упрощенке»

    Рассмотрим основные документы, которые необходимо использовать для учета стоимости ГСМ для тех компаний, что работают по «упрощенке».

  • Путевой лист – служит для подтверждения обоснованности эксплуатации автотранспорта. Он оформляется для каждого транспортного средства отдельно. Период его действия — от одного дня до одного месяца. Официальные общепринятые формы бланков путевых листов утверждаются постановлением №78 Госкомстатом (от 28.11.97 г.), которые обязательны для автотранспортных компаний. Если компания к таковому типу не относится, то форма бланка путевого лица может быть разработана руководством компании самостоятельно – письмо № 03-03-06/2/161 Минфина. В этом случае такая форма отражается в учетной политике компании, как дополнительное приложение с образцом, в котором должны отражаться определенные реквизиты – приказ №152 Минтранса. В путевом листе следует еще прописывать точный маршрут поездки, а также расход ГСМ для определенного транспортного средства.
  • Накладные, чеки об оплате с АЗС, выписки со счетов – перечисленные документы являются первичными платежными подтверждениями на расходы ГСМ, что фактическая оплата была совершена. Этот список зависит от того, как покупают ГСМ. То есть на АЗС покупателю выдадут чек, а по топливной карте при безналичном расчете – выписка со счета + ежемесячная накладная + отчеты продавца.
  • Авансовый отчет – данный документ нужен в случае, когда ГСМ покупались с помощью подотчетного лица, который служит приложением к отчету. Эти расходы являются оплаченными компанией на момент утверждения авансового отчета.
  • Приказ директора о порядке учета расходов по ГСМ – нужен для установления способа определения величины расходов по топливу в учете, производимом при УСН – как налоговом, так и бухгалтерском. Этот документ может составляться в произвольной форме, с учетом:
    • нормативов ГСМ;
    • указаний о списании расходов по ГСМ в полном объеме.
    • Специалисты рекомендуют обращать внимание на следующий нюанс: нормирование расходов по ГСМ производится, как в бухгалтерском, так и налоговом учете. Но это не является обязательным условием. В бухучете такое списание производится в размере понесенных затрат (по факту) без нормирования – ПБУ 5/01, пункт 5. В налоговом учете также это нормирование на является обязательным, а фактические затраты ГСМ подтверждены в путевом листе.

      Учет ГСМ при «упрощенке» в вопросах и ответах

      1. Можно ли расходы по ГСМ списывать в полном объеме без нормирования?

      Да, такой вариант возможен. Это связано с тем, что обязательных требований к нормам стоимости для ГСМ в российском законодательстве нет. Но если подобного нормирования нет, то объем списываемого ГСМ должен быть документально обоснован для налогового учета. Поэтому целесообразным будет создать одну схему учета, как для налогового учета, так и для бухгалтерского.

      2. Какие есть способы нормирования ГСМ?

      Для УСН есть три варианта нормирования:

    • использовать те нормы, которые разработаны специально Минтрансом;
    • учитывать ГСМ в пределах нормировки, что устанавливается заводом-изготовителем автомобиля;
    • применять нормирование, разработанное компанией самостоятельно (это должно быть прописано в актах контрольного заезда машины в определенных условиях).
    • 3. Может ли пересмотр нормативов ГСМ в середине годового отчетного периода считаться нарушением?

      Такой пересмотр установленных нормативов по ГСМ может быть допустим, если такая процедура обоснована документально. Примером этого может служить следующая ситуация: новая машина расходует топливо в большем количестве, чем было запланировано.

      В статью расходов при УСН должны списываться те затраты, что являются экономически оправданными и документально обоснованными. Причина таких изменений должна быть отражена в приказном порядке от лица директора компании – приказ о новых нормативах расхода ГСМ.

      4. Существует ли возможность разработать два разных норматива – для зимнего и летнего периода отдельно?

      Это возможно, так как российское законодательство разрешает такое действие. В приказе по компании от лица директора указывается, какие периоды будут считаться летними, а какие – зимними. Только в таком случае возможно отдельное нормирование.

      5. Имеется ли возможность официально удержать с зарплаты водителя произведенный им перерасход ГСМ?

      Да, такая возможность работодателю будет предоставлена, если перерасход ГСМ будет произведен по вине данного водителя. Для этого созывается специальная комиссия, в состав которой входят помимо директора и другие компетентные специалисты – ТК, статья №247. Водитель должен объяснить причину возникшего перерасхода топлива. Директор компании имеет право издать соответствующее распоряжение об удержании денежных средств с водителя после расчета ущерба всей компании. Но этот размер не должен быть выше одного размера среднемесячного заработка – ТК, статья №248. Через суд денежные средства взыскиваются с водителя, если месячный срок уже пропущен или размер ущерба выше установленной законодательством суммы.

      Бухучет по ГСМ для «упрощенки»

      taxpravo.ru

    Смотрите так же:

    • Контролеры штрафы Штраф за безбилетный проезд: основные положения и последствия неуплаты С 2015 года штраф за безбилетный проезд значительно увеличился. Если раньше он составлял всего 100 рублей, то теперь сумма, взимаемая с незадачливого «зайца», подросла […]
    • Налог на категорию с 2014 Размер транспортного налога в 2015 году Действие налога на транспортные средства распространяется на любой транспорт, в том числе на водный и воздушный. Размер налога в разных частях страны может заметно отличаться, потому что регионы […]
    • Ставки по транспортному налогу 2014-2018 Транспортный налог в 2018 году в Москве: изменения Мы уже писали об изменении транспортного налога в 2017 году в целом по России. А как обстоят дела в столице? Ведь Москва всегда имела особенный статус, и налогообложение здесь не является […]
    • Какие нужны документы для родового пособия Документы для получения пособия при рождении ребенка Первой помощью при рождении малыша является единовременное пособие. Оно выплачивается из ФСС для трудоустроенных родителей. Безработные получают его из бюджета страны. Единовременное […]
    • Административные штрафы по охране труда Штрафы за нарушения требований трудового законодательства значительно увеличены Штрафы за нарушения требований трудового законодательства значительно увеличены В 2015 году вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об […]
    • Налог на имущество при продаже основного средства Продажа основных средств при УСН В некоторых случаях при продаже основного средства фирма обязана пересчитать базу по "упрощенному" налогу в порядке, предусмотренном главой 25 Налогового кодекса. Рассмотрим, когда продажа ОС при УСН […]