Программа переселения на 2012

Программа переселения: почему русские переезжают в Россию мимо государства

Публикуемый ФМС мониторинг реализации программы по добровольному переселению в Россию соотечественников рисует неутешительную картину. В этом году в РФ прибыло почти вдвое меньше переселенцев, чем в предыдущем. Поскольку статистика ФМС охватывает длительный период, очевидно, что миграционная активность соотечественников заметно снизилась. Самое время задуматься — почему?

Планы и реальность

В мониторинге ФМС отслеживаются несколько показателей, главными из которых являются число заявлений на участие в программе переселения, а также реально прибывшие соотечественники и члены их семей. Количество заявлений отнюдь не равнозначно числу переселенцев. После приёма заявления и анкеты направляются в регионы, участвующие в программе переселения (по данным ФМС — 40 субъектов РФ), которые имеют собственные программы и рассматривают документы на соответствие своим требованиям (прежде всего — имеющимся вакансиям). Если кандидат не соответствует критериям региона по образованию и квалификации, ему откажут.

С заявлениями в этом году всё более-менее в порядке, однако число самих переселенцев гораздо меньше, чем в предыдущем. По данным ФМС, на 1 октября принято 141,3 тыс. анкет на 311,6 тыс. человек (вместе с членами семей). На территорию России к 1 октября в общей сложности прибыло 146,7 тыс. переселенцев и членов их семей, в том числе в 2013 г. — 21,3 тыс., или 57,1% от уровня прошлого года. То есть количество переселенцев в этом году оказалось вдвое ниже прошлогоднего. Особенно удручающими выглядят итоги третьего квартала, когда в Россию переселилось всего 6,1 тыс. чел. — менее трети уровня прошлого года.

Если данные третьего квартала ещё можно списать на действие каких-то краткосрочных конъюнктурных факторов, то двукратное падение числа переселенцев в течение года в эту логику никак не укладывается. Возможно, сыграл свою роль переход от старой к новой версии программы. Впрочем, планы по переселению не выполнялись и в предыдущей её редакции — соотечественников планировалось переселять в Россию сотнями тысяч. В 2006 г. директор ФМС К. Ромодановский заявил, что в ближайшие три года Россия готова принять 300 тысяч соотечественников. В 2007–2012 гг. планировалось переселить в РФ 700 тыс. чел., на деле же приехали всего 125 тыс. Реальность оказалась в пять с лишним раз скромнее заявленных планов.

Новая программа переселения

14 сентября 2012 г. В. Путин подписал указ о введении новой программы переселения соотечественников, ставшей, в отличие от предыдущей программы, бессрочной. Новизна не только в бессрочности, в её условиях также произошли существенные изменения. Соотечественники теперь могут выбирать место жительства, не ориентируясь только на существующие вакансии. Территорией вселения стал весь участвующий в программе регион, а не его отдельные районы, как ранее. Вместо прежних трёх новая программа делит субъекты РФ на две категории — обычные и приоритетные. К территориям приоритетного заселения отнесены только регионы Дальнего Востока: Бурятия, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области и Еврейская автономная область. Тем, кто переселяется в эти регионы, значительно увеличены суммы подъёмных — 240 тыс. руб. главе семьи и по 120 тыс. на каждого из его членов. Переселяющиеся в другие субъекты РФ получат всего 20 тыс. на главу семьи и по 10 тыс. на всех остальных. Заметно расширен и круг членов семьи, к которым теперь относятся не только жена (муж) и дети, но и родители обоих супругов, их родные сёстры и братья с детьми, бабушки, дедушки и внуки.

Минрегион, отвечающий за реализацию программы, планирует ежегодно переселять в Россию по 300 тыс. человек. Её финансирование, по словам главы министерства Игоря Слюняева, увеличено втрое — с чуть более 1 млрд руб. в 2013 до 3 млрд руб. в 2014 г. Однако удастся ли реализовать эти планы — большой вопрос. Все предыдущие плановые показатели так и остались на бумаге. Самым успешным по числу переселенцев до сих пор является 2012 г., когда в Россию переселилось 62,9 тыс. чел. — половина всех соотечественников, переехавших на родину в течение 2007-2012 гг. Но даже этот показатель впятеро меньше тех цифр, которых Минрегион намерен достичь в следующем году. Даже несмотря на заметное улучшение условий программы по сравнению с её прежней редакцией, ожидать столь резкого увеличения числа переселенцев не стоит.

Большинство иммигрантов до сих пор переселяются в Россию самостоятельно, без помощи государства. Так, из Казахстана, обеспечившего в третьем квартале 34% всех переселенцев, по программе за январь-сентябрь переселилось в РФ около 7,3 тыс. чел. При этом за январь-октябрь в Россию из Казахстана по данным Росстата приехали 43,1 тыс., а чистый миграционный приток (с учётом выехавших в обратном направлении) составил 33,3 тыс. чел. То есть благодаря программе в РФ прибыло всего около 1/5 соотечественников, остальные же предпочли перебираться на родину самостоятельно. Такая же ситуация складывается и с другими странам СНГ. С Украины в Россию за 10 месяцев переехали 45,1 тыс. чел. (чистый приток — 30,4 тыс.), а в рамках госпрограммы — менее 1 тыс. чел., из Узбекистана, соответственно, 96,8 (54,8) тыс. и около 4,5 тыс.

Чего не хватает соотечественникам?

Главные проблемы переселенцев — жильё и работа. Причём первая из них гораздо важнее второй. Если с работой после получения документов особых проблем не возникает, то с жильём всё обстоит ровно наоборот. Какие-то шансы купить своё жильё получат лишь те, кто по новой версии программы поедет на Дальний Восток, да и то, вероятнее всего, приобрести его можно будет лишь в сельской местности или небольших населённых пунктах. Но на Дальнем Востоке есть другая проблема — с работой там заметно хуже, чем в других регионах России. Неслучайно большинство переселенцев в третьем квартале этого года предпочли Центральный (48%), Северо-Западный (24,9%) или Сибирский (17,7%) федеральные округа, а Дальний Восток выбрали всего 2,3% соотечественников. Без жилищных перспектив потенциальные переселенцы, имеющие в стране проживания обустроенные дома или квартиры, могут решиться на переезд с большим трудом.

Госполитику по переселению соотечественников можно сделать более эффективной, связав её с реализацией крупных инфраструктурных, индустриальных, строительных, сельскохозяйственных и других проектов, целевым образом набирая для них рабочую силу в республиках бывшего СССР. По сути, без такой связи программа переселения не имеет смысла.

Единственный путь решения жилищной проблемы — предоставление земельных участков и/или льготных кредитов, что даст людям возможность почувствовать перспективу. Такая политика будет соответствовать модели комплексного освоения территории, которая как раз нужна для Сибири и Дальнего Востока. Причём акцент необходимо сделать на русскоязычном, славянском населении, доля которого среди переселенцев сегодня составляет более половины.

Крайне слабое участие в переселении сейчас принимает Украина, которая, тем не менее, находится в лидерах по числу трудовых мигрантов в РФ. Между тем, трудовой мигрант — уже наполовину переселенец. Следовательно, политика по переселению должна действовать не только вне, но и внутри страны, агитируя украинцев перевозить в Россию семьи и становиться полноправными гражданами РФ. Лишь тогда программа станет не просто способом восполнения убыли населения, а действенным инструментом социально-экономического развития и сохранения традиционного этнокультурного облика России.

www.odnako.org

Программа переселения на 2012

Государственная программа Новосибирской области переселения соотечественников на 2013-2020 годы

Уполномоченный областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, ответственный за реализацию Программы (далее – уполномоченный орган): Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области.

Координатор Программы Управление Федеральной миграционной службы по Новосибирской области (в порядке взаимодействия).

Цель Программы: Стимулирование, создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Новосибирскую область в целях ее дальнейшего социально-экономического и демографического развития.

1. Создание правовых, организационных, социально- экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Новосибирскую область для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи региона.

2. Создание условий для адаптации и интеграции участников Программы и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве.

3. Содействие обеспечению потребности экономики Новосибирской области в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов, содействие дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства.

4. Привлечение талантливой молодежи для получения образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории Новосибирской области.

Реализация Программы позволит обеспечить:

1. Вселение на территорию Новосибирской области 13440 соотечественников, из них:

6400 участников Программы и 7040 членов их семей,

в том числе по годам:

2013 год – 1000 человек и 1100 членов их семей;

2014 год – 1000 человек и 1100 членов их семей;

2015 год – 1000 человек и 1100 членов их семей;

2016 год – 900 человек и 990 членов их семей;

2017 год – 800 человек и 880 членов их семей;

2018 год – 700 человек и 770 членов их семей;

2019 год – 500 человек и 550 членов их семей;

2020 год – 500 человек и 550 членов их семей.

2. Долю участников Программы, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, от числа прибывших участников Программы на конец реализации Программы – не менее 80% (в 2012 году – 63,5%).

3. Долю участников Программы, получающих среднее профессиональное, высшее профессиональное, включая послевузовское, образование в образовательных учреждениях, расположенных на территории Новосибирской области, от числа прибывших участников Программы в возрастной категории до 25 лет – не менее 14% (в 2012 году – 13,6%).

4. Улучшение демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место жительства на территорию Новосибирской области.

5. Повышение имиджа Новосибирской области и Российской Федерации среди соотечественников, проживающих за рубежом.

Территория вселения – муниципальные районы и городские округа Новосибирской области, на территории которых переселяются для постоянного проживания участники Программы и члены их семей.

www.fms-nso.ru

Программу переселения из аварийных домов продлят?

Осталось расселить 2,94 млн. кв. м аварийного жилья, где мучаются (язык не повернется сказать «живут») 186,33 тыс. человек. Успевают ли регионы предоставить населению качественные квадратные метры в срок?

РЕГИОНАМ-ПЕРЕДОВИКАМ ДОБАВИЛИ ДЕНЕГ

В Фонде содействия реформированию ЖКХ отмечают, что в целом программа реализуется успешно. По состоянию на 1 апреля начиная с 2008 года (когда программа стартовала) в самых разных уголках страны из аварийных в новые квартиры переехали 870,85 тысячи человек. Причем с 2014 года, когда руководство страны обратило на программу пристальное внимание, жилье сменили больше 525 тысяч человек (73,81%).

В 14 регионах досрочно завершили расселение всего аварийного фонда. Это Республика Ингушетия , Карачаево -Черкесская Республика, Чеченская Республика, Калининградская, Московская, Магаданская, Ростовская, Рязанская, Тамбовская и Тюменская области, Москва и Санкт- Петербург , а также Ханты-Мансийский и Ненецкий автономные округа.

В 2016 году в качестве поощрения регионам, которые досрочно завершили программу, выделены дополнительные деньги за счет средств Фонда ЖКХ для расселения аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года. Два региона-лидера — Республика Ингушетия и Калининградская область — получили по 100 млн. рублей, которые сразу же были пущены в дело. Например, в Ингушетии до 1 июля планируется переселить в новые квартиры 783 человека, сейчас полным ходом идет строи­тельство 13 домов.

Выполнение программ переселения граждан из аварийного жилья свыше 80% от общего объема на сегодня отмечается в 21 регионе, а менее 80% — в 39 регионах. Кроме того, в отдельных субъектах РФ существуют риски срыва программы в установленные законом сроки. Речь идет об Амурской, Ивановской, Саратовской, Тверской , Тульской и Псковской областях, республиках Тыва и Карелия и Забайкальском крае.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

— Фондом ЖКХ и правительством РФ внимательно отслеживается ситуация в регионах и оказывается вся необходимая помощь, — отметил заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Олег Рурин. — Так, решением премьер-министра России Дмитрия Медведева выделено 4,63 млрд. рублей 12 регионам на реализацию региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2017 году.

Между тем новоселья в стране проходят практически каждый день. Так, на днях в городе Серове Свердловской области ключи от новых квартир получили 107 человек, в городе Якутске Республики Саха ( Якутия ) — 244 человека, столько же граждан переезжают из аварийного жилья в городе Чистополе Республики Татарстан , а в городе Мурманске началось заселение четырех домов, в которые переедут 285 человек.

Регионы выходят на финишную прямую, времени для завершения программы осталось совсем немного. Этот очень актуальный вопрос, кстати, стал основной темой состоявшегося 4 мая совместного заседания Госсовета и Комиссии при Президенте России по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития РФ «О мерах по исполнению указов Президента РФ о социально-экономическом развитии России».

Причем эксперты считают, что говорить о решении проблемы с аварийным жильем в России пока рано. Именно поэтому программу необходимо продлить.

В Фонде ЖКХ подчеркивают: важно не только количество, но и качество предоставляемого жилья. Госкорпорацией выстроена жесткая система мониторинга реализации программы. В проверках, проводимых Фондом ЖКХ, участвуют представители правоохранительных органов, прокуратуры, ОНФ, НП «ЖКХ Контроль».

— Контроль над процессом строительства домов по этой программе — одно из основных направлений деятельности сети НП «ЖКХ Контроль». В 2015 — 2016 годах было проведено около 3 тыс. проверок многоквартирных домов. В текущем году эта работа продолжается, — говорит исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева .

Читайте также

В Покрове дорожники уложили асфальт вокруг припаркованной машины

Оригинальная парковка появилась в городе напротив городской Детской школы искусств

«Захотелось, чтобы Вика преодолела себя»: Барнаулец раскрыл подробности спора на 100 тысяч рублей

Молодой человек рассказал, почему он предложил девушке пройти пешком 160 км

За руль и в блогеры: люди, которые смогли заработать на пенсии

Истории пенсионеров, которые и после 65 продолжают работать и неплохо зарабатывать

Вадим Самойлов: Шнуров боится ехать в Донбасс — это хотя бы честно

Один из основателей легендарной «Агаты Кристи» — о «дезертирах» с «Нашествия», о ссоре с братом и о дружбе с Сергеем Бодровым [аудио]

Как я работала «яндекс-таксисткой»

Корреспондент «КП» устроилась на работу в таксопарк и в выходные честно крутила баранку [инфографика]

В «Простоквашино» теперь только правильные бутерброды: «Союзмультфильм» и Эдуард Успенский договорились о правах на любимый мультфильм

Киностудия может использовать не только оригинальные сценарии первых серий и товарные знаки с изображением героев, но еще и 10 неэкранизированных историй из популярной серии [видео]

Все шестеро заключенных ярославской ИК-8 прекратили голодовку

Об этом рассказал Уполномоченный по правам человека в Ярославской области Сергей Бабуркин

Депутат европарламента в Крыму: Санкции ЕС против России и полуострова нужно отменять

Чешская делегация предложила развивать сотрудничество с Крымом в туристической сфере

Перепутанные в роддоме девочки жили на одной улице и сидели за одной партой

Правда открылась лишь 28 лет спустя

Экспедиция «КП» Вниз по матушке Волге-2: Трое в лодке, не считая телефона

Год назад корреспонденты «КП» прошли полпути по великой реке. А сейчас Владимир Ворсобин, Дмитрий Стешин и Виктор Гусейнов замахнулись на вторую половину. [видео]

Задай вопрос главному редактору «Комсомольской правды»!

Владимир Сунгоркин будет в прямом эфире Радио КП 31 июля в 20:00 по московскому времени [видеотрансляция]

Приключения москвича в России: Спиваются «боярышником» и паленым алкоголем

Чем живут наши города? Какие там зарплаты и пенсии? Сколько люди тратят на бензин и продукты? Обозреватель «КП» Никита Исаев едет из Москвы в Сахалин и ведет честный дневник путешественника о жизни в глубинке

Как выбирать дыни и арбузы: правила от Роспотребнадзора

Стартовал бахчевой сезон 2018. Роспотребнадзор рекомендует придерживаться нескольких простых правил при выборе арбузов и дынь

Ломать не строить: владелец гаража, который вскрыли ради спасения щенка, требует от пожарных денег

А вот МЧСовец, участвовавший в операции по освобождению животного, говорит: самое главное – человечность

«Гарантий вам никто не даст»: дагестанки пожаловались на изуродовавшего их пластического хирурга на шоу Гордона

После эфира на ТВ прокуратура начала проверку клиники

Сталкивались ли вы со страховыми мошенниками?

Рынок страхования в России растет, но вместе с ним набирает обороты и мошенничество в этой сфере. Хотя страховой полис давно стал неотъемлемым элементом нашей жизни, многие не задумываются о том, что защиту даёт только настоящий полис, а не подделка

Книгу с автографами Пастернака, Шостаковича, Зощенко и Асеева продали за 1,5 млн рублей

Аукционый рекорд в 19 миллионов за книгу с дарственной надписью Велимира Хлебникова не побит

На «Чеченфильме» американский режиссер взялся за съемки по Чехову и сбежал с бюджетными деньгами

Минкульт выделил на съемки «Тоски» 22 млн рублей

Иосиф Кобзон: Я никогда не надеваю награды. С Золотыми Звездами хожу только в Кремль и в «Комсомолку»

Об этом великий певец и политик рассказал в видеоинтервью нашему корреспонденту [видео]

Полюс Вернинское: год больших задач

В день металлурга крупнейшая золотодобывающая компания Иркутской области «Полюс Вернинское» отметила свой юбилей

Между Севастополем и Ялтой открыли скоростное морское сообщение

Со следующего года пассажирские суда из Крыма должны начать курсировать в Новороссийск и Сочи

«Чеченский Халк» раскачал шею до полуметра в диаметре

Парень постоянно тренируется и бьет специфические рекорды [видео]

В Североморске отпраздновали День ВМФ

Жители и гости города наблюдали за зрелищными боевыми учениями: морской десант высадился на берег при поддержке морской авиации

“У меня не было желания пиариться на ребенке. Это сильно, конечно, ослабило хватку”: Леся Рябцева — о рождении дочери

В эксклюзивном интервью Леся Рябцева рассказала “Комсомольской правде”, почему сбежала рожать на Бали, что у ее ребенка нет отчества и за что благодарна бывшему боссу Алексею Венедиктову [фото, видео]

Юнус-Бек Евкуров: Я уже отправил разведку — как там, за двумя «пятерками»? Работы еще больше!

30 июля генерал-майору, Герою России, главе Ингушетии исполняется 55 лет [аудио]

Наш народ желает знать: повышать — не повышать?

Акции протестов против изменений в пенсионном законодательстве по стране в минувшие выходные собрали тысячи участников

В Москве отпраздновали все спортивные победы года

Концерт «Россия в моем сердце» прошел на Манежной площади

Убийство в футбольных тонах

Трагическая смерть болельщика ЦСКА заставила говорить о возвращении фанатских войн. Мы успели забыть про ЧМ?

Возрастная категория сайта 18+

m.kp.ru

По-родственному

Сегодня «РГ» публикует указ о реализации госпрограммы содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным.

А накануне директор департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александр Журавский дал «РГ» специальное интервью, в котором рассказал о новой редакции госпрограммы, ее итогах и перспективах.

Александр Владимирович, как вы думаете, поедут в перспективе соотечественники в Россию?

Александр Журавский: Думаю, что да. Последние два года реализации программы вселили здоровый оптимизм. В прошлом году в Россию по программе переселилось соотечественников больше, чем за все предыдущие годы, тенденция сохранилась и в этом году. Если за первые семь месяцев 2011 года в Россию переселились около 15 тысяч человек, то в конце года мы вышли на цифру 32 тысячи соотечественников-переселенцев. За 7 месяцев этого года приехали 22 тысячи. И мы можем рассчитывать, что к концу года достигнем цифры 50 тысяч переселенцев. У нас пока нет повода ожидать иной динамики.

Откуда такая уверенность?

Александр Журавский: Новая редакция госпрограммы, подготовленная Минрегионом России совместно с ФМС и другими министерствами и ведомствами, снимает ряд административных барьеров. Кроме того, уточняется круг членов семьи участника госпрограммы, включающий теперь бабушек, дедушек, совершеннолетних братьев и сестер, усыновленных детей, что позволит переезжать большими семьями.

В новой госпрограмме расширено понятие «территория вселения» в части возможности отнесения к ней всей территории региона, а не только какой-то его части, как это определено сейчас. Это даст возможность человеку, переехавшему в конкретный регион, не быть привязанным к одному муниципальному образованию. При том, что открытыми для приема соотечественников будут все или почти все регионы, останутся и приоритетные территории вселения, перечень которых будет определяться правительством.

В перечень войдут в первую очередь дальневосточные приграничные территории. Планируется, что соотечественники, переселяющиеся туда, смогут рассчитывать на значительно более высокие «подъемные», чем сейчас, что не будет предусмотрено для переселенцев в другие регионы.

Но всем по-прежнему будет оплачиваться проезд, провоз багажа и некоторые другие расходы. Получение гражданства по госпрограмме — как и прежде, в течение нескольких месяцев. И, разумеется, госпрограмма стала бессрочной.

Александр Журавский: Соотечественники смогут выбирать территорию вселения, не ориентируясь, как сейчас, только на существующие рабочие вакансии. Участниками программы смогут стать соотечественники, готовые трудоустроиться самостоятельно, открыть свое дело, перевести бизнес, или группы людей, которые хотели бы переселиться компактно и заниматься, например, агропромышленным бизнесом. При этом, если региону необходимо, он в рамках региональной программы переселения сделает подпрограмму, ориентированную на промышленный, агропромышленный или образовательный кластер, формируя запрос на людей конкретных специальностей под конкретный региональный проект развития.

Если люди будут свободно приезжать туда, куда захотят, не обострит ли это ситуацию на рынке труда?

Александр Журавский: Знаете, это 10-11 миллионов ежегодно прибывающих трудовых мигрантов способны обострить ситуацию на рынке труда, да и то в большей степени потому, что система их интеграции и адаптации к условиям принимающего сообщества пока не выстроена. Нет никаких оснований ожидать сложностей от нескольких сотен тысяч или даже нескольких миллионов наших соотечественников, чья жизненная стратегия как раз и направлена на скорейшую интеграцию в российское общество.

Как известно, программа долго «раскачивалась». Почему люди начали переезжать только спустя три года с начала ее реализации?

Александр Журавский: Прежде всего не были отлажены механизмы администрирования госпрограммы, которые дорабатывались уже в процессе ее реализации. Территорий вселения изначально было недостаточно. Люди поехали, когда появился большой выбор, а число регионов, принявших региональные программы переселения, расширилось до 40. Кроме того, изначально соотечественники должны были платить НДФЛ как нерезиденты — 30 процентов. И только с 2011 года участников госпрограммы с момента приезда уравняли с налоговыми резидентами Российской Федерации, определив для них подоходный налог в 13 процентов.

Сказывался и дефицит проверенной, правильно поданной информации. У соотечественников были завышенные ожидания, в первую очередь по жилищному обустройству. Последние три года в рамках информационного сопровождения госпрограммы мы через Интернет, телевизионное и радиовещание обеспечиваем достоверное и оперативное информирование потенциальных участников госпрограммы о ее возможностях, об особенностях регионов, куда можно переселиться. Вместе с тем, многие восприняли госпрограмму как программу репатриации. Но в России программа репатриации по типу германской или израильской в принципе невозможна, поскольку и в Германии, и в Израиле репатриация осуществляется по этническому принципу.

А у нас, кстати, почему этот принцип не учитывается? В госпрограмме ведь нет преференций для русских?

Александр Журавский: Россия — страна многонациональная. И программа репатриации по этническому принципу в России невозможна. В условиях, когда другие бывшие республики СССР пошли по пути формирования национальных государств с определением титульной нации, Российская Федерация, обладая этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами, не поддалась соблазну строительства моноэтнического государства, избрав путь федеративного развития, сохранения культурного многообразия и закрепив в Конституции равенство прав граждан вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности.

Но по данным статистики, в России 80 процентов населения — русские.

Александр Журавский: Русские — безусловное большинство в нашей стране. И, кстати, больше половины переселенцев в этническом отношении — русские, почти по 8% украинцев и армян, 4,6% — таджики, 2,5% — татары.Но следует понимать, что в отличие, например, от такого федеративного государства, как Германия, в России есть субъекты Федерации, которые в названии содержат этнический маркер, имеют возможность утверждать республиканские языки. Поэтому когда мы говорим о соотечественниках, то понимаем, что речь идет не только об этнических русских, проживающих в бывших республиках СССР, но и о татарах и карелах в Финляндии, немцах в Казахстане и Германии и даже о маленьком народе сето в Эстонии. Реализуя две госпрограммы — поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, и по оказанию содействия их добровольному переселению в Россию, — Российское государство предоставляет нашим соотечественникам возможность выбора.

Тогда, может быть, имеет смысл прописать в программе все титульные национальности, населяющие Россию? И дать их представителям дополнительные преференции?

Александр Журавский: Как раз в этом смысла не вижу. Если русский человек хочет уехать из Казахстана или Эстонии, он может это беспрепятственно осуществить по линии госпрограммы. Определение «соотечественники за рубежом» в действующем российском законодательстве предполагает широкий круг лиц, имеющих право считаться таковыми. При этом, конечно, самим соотечественником должна ощущаться культурно-историческая и духовная связь с Россией.

Кроме того, возникнет проблема с системой доказательства своей этнической принадлежности, поскольку в большинстве стран, и в России в том числе, отказались от официальных документов с обязательным указанием национальности. У нас вопрос о национальной принадлежности сохраняется в анкетах при переписи населения, в свидетельстве о рождении можно указать национальность ребенка по желанию родителей. А уже в загранпаспорте в графе «Nationality» указана не этническая принадлежность, а гражданство — Российская Федерация, поскольку «национальность» в мировой практике — принадлежность к стране.

Если вернуться к госпрограмме, что за люди переехали в Россию за пять лет?

Александр Журавский: Как показывает статистика, в Россию переезжают в основном молодые семьи. В возрастном отношении более 60% переселенцев — это лица до 40 лет и лишь 1,6 % — люди пенсионного возраста. Высшее и неоконченное высшее образование имеют около 40% соотечественников-переселенцев, рабочие специальности и среднее специальное образование — также около 40%, полное среднее образование — около 18%.

Многим соотечественникам в России (хотя и не только им) трудно решить проблему регистрации на новом месте и получения жилья. Новая редакция программы предлагает решение?

Александр Журавский: Вопрос о регистрации должен решаться не в рамках госпрограммы, а в рамках общих подходов к совершенствованию миграционного учета. Что касается жилья, то мы не должны забывать про социальную справедливость. Если у переселенцев будет больше социальных лифтов и преференций, чем у граждан России, это породит социальное недовольство старожильческого населения. Здесь должна быть иная логика. По мере повышения качества жизни и расширения социальных возможностей наших граждан будет обеспечиваться и более высокий уровень обеспечения соотечественников.

Останутся ли категории граждан, которым могут отказать в переселении в Россию?

Александр Журавский: Конечно. Новая госпрограмма содержит перечень оснований, по которым соотечественнику безусловно откажут или, если он уже приехал, аннулируют статус участника. Это касается тех, кто, например, связан с террористической деятельностью, имеет судимость за тяжкие преступления, был ранее депортирован из России, предоставил о себе недостоверные сведения и т.д. Кроме того, остается процедура согласования кандидатуры участника уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, в который он намерен переехать. Это важно, так как именно региональная власть несет ответственность за переселенцев и должна рассчитывать свои ресурсы по их достойному обустройству.

Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»

Комментарии Российской Газеты

В целях повышения эффективности реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, постановляю:

1. Внести в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N26, ст. 2820; 2009, N11, ст. 1278; N27, ст. 3341; 2010, N3, ст. 275), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Установить, что свидетельства участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — Государственная программа), выданные до 1 января 2013 г., действительны до 1 января 2015 г.

3. Внести в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N46, ст. 4571; 2004, N1, ст. 16; 2006, N45, ст. 4670; 2007, N31, ст. 4020; 2008, N29, ст. 3476; 2009, N34, ст. 4170; N43, ст. 5049; 2011, N43, ст. 6025; 2012, N23, ст. 2991), следующие изменения:

а) абзацы семнадцатый и восемнадцатый пункта 10 признать утратившими силу;

б) пункт 13 после слов «частей первой — пятой» дополнить словами «и седьмой»;

в) пункт 14 дополнить подпунктом «з» следующего содержания:

«з) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании части седьмой статьи 14 Федерального закона:

разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство;

один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости — и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется;

свидетельство участника Государственной программы либо копию свидетельства участника Государственной программы, если заявитель является членом семьи участника Государственной программы.»;

г) пункт 14 1 признать утратившим силу.

4. Внести в Положение о Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2006 г. N814 «Вопросы Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N32, ст.3533; 2008, N45, ст.5192; 2009, N27, ст.3341), следующие изменения:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. На Комиссию возлагаются следующие функции:

координация в пределах своей компетенции деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам реализации Государственной программы, принятие решений, необходимых для совершенствования этой деятельности;

рассмотрение проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Государственной программы, и выработка соответствующих рекомендаций;

рассмотрение долгосрочных целевых программ, утверждаемых субъектом Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, направленных на оказание содействия приему и обустройству участников Государственной программы и членов их семей (далее — региональные программы переселения), включая проекты переселения, и подготовка соответствующих рекомендаций Правительству Российской Федерации;

рассмотрение обращений субъектов Российской Федерации о предоставлении отсрочки разработки региональных программ переселения и подготовка соответствующих рекомендаций Правительству Российской Федерации;

контроль за подготовкой и осуществлением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по реализации Государственной программы, региональных программ переселения, анализ результатов этой деятельности и выработка соответствующих рекомендаций;

утверждение ежегодных докладов координатора Государственной программы о ходе ее реализации;

рассмотрение и утверждение докладов высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период в части, касающейся реализации Государственной программы, и при необходимости внесение в Правительство Российской Федерации предложений о заслушивании отчетов указанных лиц на заседаниях Правительства Российской Федерации;

уточнение программных мероприятий и корректировка показателей и индикаторов Государственной программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации и хода реализации Государственной программы, в том числе дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей и общественных объединений при решении задач, связанных с реализацией Государственной программы;

заслушивание на своих заседаниях руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы;

обобщение опыта работы по реализации Государственной программы и утверждение рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по повышению эффективности этой работы;

участие в планировании распределения бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Государственной программы.»;

б) абзац первый пункта 10 изложить в следующей редакции:

«10. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.».

5. Абзацы третий — пятый подпункта «б» и подпункт «д» пункта 4 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 27 июля 2007 г. N993 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам государственного управления в сфере миграционной политики и признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N2145 «О мерах по введению иммиграционного контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N31, ст. 4020) признать утратившими силу.

6. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1, который вступает в силу с 31 декабря 2012 г.

Президент Российской Федерации
В. Путин

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

I. Общие положения

1. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — Государственная программа), направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов.

2. Государственной программой дополняется система мер, направленных на стабилизацию численности населения Российской Федерации, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России.

3. Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — соотечественники), является одним из направлений решения демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.

4. В Государственной программе обеспечивается комплексный подход к решению вопросов оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию и межотраслевой координации, получения возможности осознанного выбора соотечественниками мест своего будущего проживания, работы, обучения с учетом социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, объемов государственных гарантий и социальной поддержки, которые предоставляются переселенцу в зависимости от выбранной территории вселения.

5. Основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию являются:

а) добровольность участия соотечественников в Государственной программе;

б) финансовая обеспеченность мероприятий, предусмотренных Государственной программой, сочетание безвозвратного и возвратного принципов социально-экономической поддержки участников Государственной программы (переселенцев);

в) обеспечение баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предпринимателей;

г) приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса;

д) адресность государственных гарантий и социальной поддержки, обусловленность их предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками субъектов Российской Федерации, разрабатывающих региональные программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников;

е) взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов;

ж) доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Государственной программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки, а также о социально-экономических характеристиках территорий, предлагаемых для переселения.

II. Основные понятия

6. В Государственной программе используются следующие основные понятия:

а) соотечественник — лицо, определенное Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;

б) участник Государственной программы — соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца;

в) член семьи участника Государственной программы — лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся:

дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством);

дети супруги (супруга) участника Государственной программы;

родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга);

дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки. Совершеннолетний член семьи участника Государственной программы, за исключением его супруги (супруга), имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе;

г) иностранный гражданин — термин, включающий в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан;

д) региональная программа переселения — долгосрочная целевая программа, утверждаемая субъектом Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, направленная на оказание содействия приему и обустройству участников Государственной программы и членов их семей и осуществляемая при государственной поддержке, предоставляемой в рамках Государственной программы;

е) проект переселения — подпрограмма региональной программы переселения. В проекте переселения указываются территории вселения, а также дополнительные гарантии и меры, направленные на обустройство и обеспечение жизнедеятельности участников Государственной программы и членов их семей, финансируемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, помимо предусмотренных в разделе IV Государственной программы;

ж) территория вселения — территория субъекта Российской Федерации или ее часть, куда целенаправленно привлекаются участники Государственной программы в рамках реализации проектов переселения;

з) территория приоритетного заселения — стратегически важная для Российской Федерации территория вселения. Порядок присвоения территориям Российской Федерации статуса «территория приоритетного заселения», а также их перечень определяются Правительством Российской Федерации;

и) подъемные — пособие на обустройство участников Государственной программы — денежные выплаты, предоставляемые участнику Государственной программы и членам его семьи после переезда для обустройства. Порядок выплаты подъемных определяется Правительством Российской Федерации.

III. Цели и задачи Государственной программы

7. Целями Государственной программы являются:

а) стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

б) содействие социально-экономическому развитию регионов;

в) решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения.

8. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

а) создание политических, социально-экономических, организационных условий, включая обеспечение необходимого информационного сопровождения, способствующих переезду соотечественников в Российскую Федерацию на постоянное место жительства и скорейшему их включению в устойчивые позитивные социальные связи принимающего сообщества;

б) нормативно-правовое регулирование процесса добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

в) формирование механизмов организации добровольного переселения в Российскую Федерацию;

г) осуществление мониторинга состава возможных участников Государственной программы, хода их переселения и обустройства на территории Российской Федерации, социального и медицинского обеспечения;

д) разработка региональных программ переселения и проектов переселения;

е) создание условий институтам гражданского общества для содействия в реализации Государственной программы;

ж) обеспечение действенного государственного и общественного контроля за процессом переселения, соблюдением прав переселенцев, выполнением ими взятых на себя обязательств и выполнением обязательств Российской Федерации.

IV. Реализация и финансирование Государственной программы

9. Государственная программа реализуется в соответствии с планом мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждаемым Правительством Российской Федерации на 3-летний период, и включает в себя:

а) правовое обеспечение Государственной программы;

б) организационно-управленческие мероприятия по реализации Государственной программы;

в) аналитическое и методическое обеспечение реализации Государственной программы;

г) информационное обеспечение реализации Государственной программы;

д) анализ и оценку результатов, получаемых в ходе реализации Государственной программы в соответствии с установленными критериями оценки эффективности реализации Государственной программы;

е) объем средств федерального бюджета, необходимых для обеспечения мероприятий по реализации Государственной программы;

ж) целевые показатели;

з) критерии оценки эффективности реализации Государственной программы, устанавливаемые Правительством Российской Федерации с учетом социально-экономической ситуации и ресурсного обеспечения Государственной программы.

10. Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Государственной программы осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также финансового участия юридических и физических лиц.

11. К финансовому обеспечению мероприятий в рамках региональных программ переселения в форме государственно-частного партнерства могут привлекаться юридические и физические лица.

12. Формирование бюджетных обязательств в целях реализации Государственной программы осуществляется на основе разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

V. Участие соотечественников в Государственной программе

13. Решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.

14. Участник Государственной программы и члены его семьи при переселении на постоянное место жительства в Российскую Федерацию имеют право:

а) осуществлять трудовую деятельность в качестве наемного работника;

б) получать профессиональное образование, в том числе послевузовское и дополнительное образование;

в) заниматься инвестиционной и предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица и без создания новых рабочих мест;

г) заниматься сельскохозяйственной деятельностью и агропромышленным производством;

д) вести личное подсобное хозяйство;

е) заниматься иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью.

15. Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации. Одновременно указанные лица подают в установленном порядке заявление о выдаче разрешения на временное проживание.

16. Соотечественник, являющийся иностранным гражданином, постоянно или временно проживающий на законном основании на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы.

17. Решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Федеральной миграционной службы по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.

18. Участнику Государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца сроком на три года. По истечении срока действия свидетельства соотечественник теряет статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, — статус членов семьи участника Государственной программы.

19. Участник Государственной программы и члены его семьи имеют право:

а) на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

б) на получение разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство, а также на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации;

в) на получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, дополнительного профессионального образования;

г) на получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) на предоставление мест в учреждениях социального обслуживания населения и оказания иных услуг в соответствии законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании граждан;

е) на получение услуг в области содействия занятости населения в части содействия в поиске подходящей работы, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных работ, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирования о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе:

а) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания, включая оплату проезда и провоз личных вещей в соответствии с разделом VII Государственной программы;

б) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;

в) на получение за счет средств федерального бюджета подъемных;

г) на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации (но не более чем в течение шести месяцев). Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

21. Участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения, государственные гарантии и социальная поддержка, указанные в настоящем разделе, предоставляются в полном объеме.

22. Участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, предоставляются указанные в настоящем разделе государственные гарантии и социальная поддержка, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности.

23. Размер государственных гарантий и порядок их предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации.

24. Субъект Российской Федерации вправе участвовать в субсидировании жилищных расходов участников Государственной программы и предусматривать в региональных программах переселения иные гарантии и меры, направленные на обустройство и обеспечение жизнедеятельности, в том числе социальной поддержки, медицинского обеспечения, решения вопросов занятости участников Государственной программы и членов их семей.

25. Свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление о выдаче свидетельства, утрачивается в случае, если соотечественник (член его семьи):

а) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

б) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

в) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче свидетельства участника Государственной программы, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

г) представляет поддельные или подложные документы либо сообщает о себе заведомо ложные сведения;

д) осужден вступившим в законную силу приговором суда Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

е) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

ж) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

з) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

и) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев.

26. Помимо указанных в пункте 25 Государственной программы случаев, свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление о выдаче свидетельства, утрачивается в случае принятия в установленном порядке решения:

а) о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации;

б) об административном выдворении иностранного гражданина из Российской Федерации.

27. Соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника государственной программы аннулируется.

28. В случае аннулирования свидетельства участника Государственной программы соотечественник теряет статус участника Государственной программы, а члены его семьи — статус членов семьи участника Государственной программы.

29. Аннулирование свидетельства участника Государственной программы, добровольный отказ от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы, а также выезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через два года со дня въезда на территорию Российской Федерации влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, компенсацией транспортных расходов, а также расходов, связанных с оформлением документов, определяющих правовой статус на территории Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

30. Соотечественник вправе добровольно отказаться от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы.

VI. Организация работы с соотечественниками за рубежом

31. В целях создания благоприятных условий для осознанной реализации соотечественниками права на добровольное переселение в Российскую Федерацию в рамках и на условиях Государственной программы им должна быть предоставлена полная информация:

а) о содержании Государственной программы, условиях переселения, необходимых административных процедурах, правах и обязательствах участников Государственной программы;

б) о мерах социальной поддержки, в том числе установленных для отдельных категорий граждан, медицинском обеспечении, жилищном обустройстве, размерах предоставляемых гарантий и компенсаций;

в) о возможности ведения предпринимательской деятельности и о мерах ее государственной поддержки в Российской Федерации, о программах поддержки и развития малого бизнеса и предпринимательства, реализуемых в субъектах Российской Федерации;

г) о территориях вселения, где для потенциальных участников Государственной программы в соответствии с их специальностью и квалификацией имеются наиболее благоприятные возможности приложения их труда;

д) о возможностях трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей на территории вселения;

е) о возможностях получения (продолжения) общего образования, начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а также профессиональной подготовки и дополнительного образования.

32. Для реализации пункта 31 Государственной программы ее координатором совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации формируется официальный информационный пакет о Государственной программе, комплекты информационных материалов о проектах переселения. Координатор Государственной программы размещает данную информацию в полном объеме в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующих информационных ресурсах, а также обеспечивает издание и распространение буклетов и брошюр.

33. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляют оценку:

а) уровня обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных территорий;

б) возможности трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей в субъектах Российской Федерации, включая занятия предпринимательской, сельскохозяйственной деятельностью или агропромышленным производством;

в) возможности получения профессионального образования, в том числе послевузовского и дополнительного образования;

г) возможности оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства участников Государственной программы и членов их семей.

34. Указанная в пункте 33 Государственной программы информация размещается на информационном ресурсе, поддержку и развитие которого осуществляет Министерство регионального развития Российской Федерации.

35. Распространение за рубежом официального информационного пакета, доведение до сведения заинтересованных потенциальных участников Государственной программы информации о региональных программах переселения и данных из информационного ресурса возлагаются на представительства или представителей Федеральной миграционной службы за рубежом, временные группы, создаваемые из числа специалистов Федеральной миграционной службы, Министерства иностранных дел Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. В случае их отсутствия в иностранных государствах осуществление указанных функций возлагается на дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

36. Сведения о Государственной программе обнародуются в российских и зарубежных печатных и электронных средствах массовой информации, направляются для распространения в российские центры науки и культуры в иностранных государствах, а также предоставляются в распоряжение заинтересованных российских неправительственных организаций и общественных объединений соотечественников за рубежом.

37. Функции по учету желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействию соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведению иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами или представителями Федеральной миграционной службы за рубежом, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, временными группами, названными в пункте 35 Государственной программы.

38. В отношении соотечественников, являющихся иностранными гражданами, постоянно или временно проживающими на законном основании на территории Российской Федерации, функции по учету, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, приему заявлений об участии в Государственной программе, оформлению свидетельства участника Государственной программы и проведению иных мероприятий осуществляются территориальными органами Федеральной миграционной службы по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, в случае обращения указанных соотечественников в такие территориальные органы Федеральной миграционной службы.

39. Участнику Государственной программы и членам его семьи оформляются необходимые документы для переезда в Российскую Федерацию, в том числе свидетельство участника Государственной программы установленного образца.

VII. Организация переезда участников Государственной программы в Российскую Федерацию

40. В целях содействия добровольному переселению соотечественников при переезде участника Государственной программы и членов его семьи в Российскую Федерацию на постоянное место жительства Российская Федерация компенсирует расходы участника Государственной программы и членов его семьи на оформление визы, переезд и провоз личного имущества от места постоянного проживания на территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания (для иностранных граждан) либо регистрации по месту пребывания (для граждан Российской Федерации) в субъекте Российской Федерации.

41. В случае если участник Государственной программы получил свидетельство участника Государственной программы на территории Российской Федерации, компенсации подлежат его расходы на провоз личного имущества и при необходимости проезд от места постоянного проживания на территории иностранного государства до территории вселения в субъекте Российской Федерации.

42. Членам семьи участника Государственной программы, получившего свидетельство участника Государственной программы на территории Российской Федерации, компенсируются расходы на оформление визы, переезд и провоз личного имущества, включая транспортные средства, от места их постоянного проживания на территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания (для иностранных граждан) либо регистрации по месту пребывания (для граждан Российской Федерации) в субъекте Российской Федерации, выбранном для переселения участником Государственной программы.

43. Компенсация расходов осуществляется при условии использования участниками Государственной программы регулярных маршрутов грузовых и пассажирских перевозок.

44. Участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

45. Порядок и условия компенсации расходов на переезд и провоз личного имущества определяются Правительством Российской Федерации.

46. Документом, подтверждающим право переселенца на ввоз личного имущества через государственную границу Российской Федерации на указанных условиях, является свидетельство участника Государственной программы. Его копия прилагается к товарно-транспортной документации на груз и предъявляется перевозчиком при ввозе груза на территорию Российской Федерации.

VIII. Организация работы на территории Российской Федерации

47. Субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей.

48. Участники Государственной программы осуществляют добровольный выбор территории вселения с учетом предоставляемых в рамках Государственной программы и региональных программ переселения гарантий, социальной поддержки, а также условий проживания.

49. Региональные программы переселения согласовываются Правительством Российской Федерации при условии, что их реализация не приведет к нарушению трудовых и иных законных прав граждан, проживающих в соответствующем субъекте Российской Федерации.

50. Порядок согласования региональных программ переселения определяется Правительством Российской Федерации.

51. Методическое обеспечение разработки региональных программ переселения осуществляется Министерством регионального развития Российской Федерации.

52. В региональной программе переселения отражаются:

а) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию программы;

б) методы и формы контроля за реализацией программы;

в) порядок взаимодействия уполномоченного органа и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующих в реализации программы, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

г) порядок приобретения (получения) земельных участков;

д) перечень нормативных правовых актов, принимаемых субъектом Российской Федерации в целях реализации программы;

е) анализ и оценка результатов, получаемых в ходе реализации программы, в соответствии с критериями оценки эффективности реализации программы, установленными Министерством регионального развития Российской Федерации с учетом социально-экономической ситуации и ресурсного обеспечения Государственной программы;

ж) программные мероприятия, финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе:

по предоставлению информационных, консультационных, в том числе юридических, и других услуг;

по содействию в трудоустройстве и занятости участников Государственной программы и жилищному обустройству их семей;

по выделению переселенцам жилых помещений для временного размещения на срок не менее шести месяцев;

по социальному обеспечению и оказанию медицинской помощи участникам Государственной программы и членам их семей;

по информированию потенциальных участников Государственной программы.

53. В проекте региональной программы переселения субъект Российской Федерации при необходимости указывает на целесообразность формирования центров временного размещения, определяет порядок их создания (включая возможность использования существующих помещений, их переоборудование) и финансирования.

54. Для софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ переселения за счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации предоставляется государственная поддержка в виде субсидий из федерального бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели. Правила предоставления субсидий утверждаются Правительством Российской Федерации.

55. В случае отсутствия потребности экономики субъекта Российской Федерации в переселенцах и отсутствия у субъекта Российской Федерации возможности по их приему и обустройству, а также при наличии рисков реализации региональной программы переселения Правительство Российской Федерации вправе принять решение об отсрочке разработки этим субъектом Российской Федерации проекта региональной программы переселения на основании мотивированного обращения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

56. Организация работы на территориях вселения осуществляется:

а) территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики в соответствующих сферах деятельности;

б) уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в рамках региональных программ переселения.

57. В соответствии с включенными в региональную программу переселения мероприятиями уполномоченный орган субъекта Российской Федерации организует работу по приему, размещению, обустройству участников Государственной программы и членов их семей, в том числе по жилищному обустройству, социальной поддержке, оказанию медицинской помощи, решению вопросов занятости и образования, содействию интеграции переселенцев, а также по мониторингу реализации региональной программы переселения, предупреждению и снижению рисков ее реализации.

IX. Управление реализацией Государственной программы и контроль за ходом ее выполнения

58. Организация управления реализацией Государственной программы осуществляется Межведомственной комиссией по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — Межведомственная комиссия).

59. В целях обеспечения эффективной реализации Государственной программы оперативная координация действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы, осуществляется координатором Государственной программы — Федеральной миграционной службой.

60. Координатор Государственной программы несет ответственность за выполнение обязательств Российской Федерации, предусмотренных Государственной программой, осуществляет в рамках своей компетенции контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на ее реализацию, вносит в Межведомственную комиссию предложения по уточнению программных мероприятий и корректировке показателей и индикаторов Государственной программы с учетом хода реализации Государственной программы.

61. Исполнителями Государственной программы по вопросам, отнесенным к их компетенции, являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

62. В целях информационно-аналитического обеспечения управления реализацией Государственной программы координатор Государственной программы:

а) осуществляет поддержку и наполнение единого централизованного информационного ресурса (банка данных), в котором отражается информация о каждом участнике Государственной программы и членах его семьи на каждой из стадий переселения (подача заявления, получение свидетельства участника Государственной программы, пересечение государственной границы Российской Федерации, прибытие на территорию вселения, получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретение гражданства Российской Федерации), а также о выплаченных компенсациях;

б) формирует и распространяет официальный информационный пакет о Государственной программе, в том числе путем сопровождения и обновления соответствующего сайта в сети «Интернет»;

в) организует и проводит в субъектах Российской Федерации мониторинг реализации Государственной программы.

63. Координатор Государственной программы с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно подготавливает доклад о ходе реализации Государственной программы в истекшем году.

64. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации включают сведения о реализации Государственной программы в доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период.

65. Контроль за реализацией Государственной программы осуществляется Межведомственной комиссией и координатором Государственной программы.

66. По приглашению председателя Межведомственной комиссии высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или его заместитель докладывает на заседаниях Межведомственной комиссии о ходе реализации региональных программ переселения.

67. Целевое расходование средств федерального бюджета на реализацию Государственной программы обеспечивается путем осуществления государственного финансового контроля в рамках законодательства Российской Федерации, а также проведения независимых аудиторских проверок и осуществления общественного контроля.

68. Контроль за реализацией региональных программ переселения и проектов переселения осуществляется высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

rg.ru

Смотрите так же:

  • Приказ казначейства от 30112012 19н Приказ Федерального казначейства от 30 ноября 2012 г. № 19н “Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах” (не вступил в силу) Настоящий приказ находится на регистрации в […]
  • Законы принятые в марте 2012 г Опубликованы изменения в закон "О политических партиях" Закон о внесении изменений в федеральный закон №95-ФЗ "О политических партиях" от 11 июля 2001 года опубликован 4 апреля 2012 года в "Российской газете". Таким образом, поправки […]
  • Законы архангельска ЗАКОН АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ от 03.04.2015 № 262-15-ОЗ АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ЗАКОН АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ от 3 апреля 2015 года № 262-15-ОЗ О льготах по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы […]
  • Приказ от 12 апреля 302н Приказ от 12 апреля 302н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н"Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся […]
  • Пенсии в 2013 году по группам Справка о фиксированных базовых размерах страховой части трудовой пенсии и коэффициентах индексации (с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2014 г.) (подготовлено экспертами компании "Гарант") Справка о фиксированных базовых размерах страховой […]
  • Приказ минздравсоцразвития от 16082004 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и […]