Социальные пенсии проблемы

Социальное обеспечение представляет собой один из блоков социальной защиты населения и имеет более узкие параметры действия. Оно сложилось как система защиты граждан от наступления жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода либо повышенные расходы, малообеспеченность или бедность.[2] Эти последствия имеют место тогда, когда наступают жизненные случаи (риски):

а) биологического характера (болезнь, беременность и роды, старость, инвалидность, смерть);

б) производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);

в) экономического характера (безработица, инфляция);

г) социального характера (наличие детей в семье, многодетность, неполнота семьи, одиночество, сиротство).

Субъектами данных отношений выступают инвалиды, лица пожилого возраста, семьи с детьми, больные, малообеспеченные и другие граждане. Им предоставляются пенсии, пособия, медицинские услуги, льготы и т.д.

Для достижения целей социального обеспечения создаются специальные фонды, выделяются средства из бюджетов всех уровней, доходов организаций. Деятельность по социальному обеспечению осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации.

С учетом изложенного можно дать следующее определение понятия социального обеспечения. Социальное обеспечение – это система общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, с другой, по поводу предоставления гражданам за счёт специальных фондов бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность.[3]

Общепризнано, что теория и практика социального обеспечения связаны с проблемами, которые затрудняют жизнедеятельность человека или групп людей, всего общества, и способами их разрешения.[4] Но многообразие общественной практики, обозначаемой термином «социальное обеспечение», и не меньшее многообразие теоретических подходов, стремящихся осмыслить данную практику, порождает множество дефиниций социального обеспечения, нюансы которых подчеркивают его сложность как феномена современного общества.

Условно можно выделить несколько наиболее характерных трактовок в рамках некоторых дискуссий. Подавляющее число определений социального обеспечения исходит из так называемого деятельностного подхода. Стремясь прояснить сущность данного вида деятельности, многие из них обращаются к исследованию его функций. Часть ученых акцентирует внимание на его профессиональном характере, другие, развивая системные представления о его функционировании, рассматривают его в качестве социального института.

Так, например, авторский коллектив под редакцией доктора социологических наук Попова Г.В. социальное обеспечение определяет как исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны общества.[5]

Существующие сегодня в отечественных исследованиях подходы к пониманию сущности и характера социального обеспечения не раскрывают до конца специфики механизма его функционирования. Для его устойчивого и динамичного развития необходима определенная ценностная система, которая включает нравственные ценности, но не ограничивается ими. К ним можно отнести всё то, что обозначается идеологией социального обеспечения: и господствующие в обществе социально-философские представления о месте человека в общественной системе, социально-политические, правовые и экономические воззрения, влияющие на решение проблемы благосостояния общества и отдельного человека, социальные концепции, определяющие социальную политику государства, представления о социальной справедливости и социальной солидарности, культурные и духовные традиции.[6]

Пенсионное обеспечение, можно выделить в самостоятельный институт из института социального обеспечения в связи с необходимостью формирования правил и принципов пенсионирования, частотой возникновения рисковых ситуаций, влекущих назначение пенсий.

Пенсионное обеспечение – это исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение материальных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны общества при наступлении жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода.[7] Пенсионное обеспечение осуществляется на базе соответствующих нормативных правовых актов и сложившейся в обществе идеологии, денежных и материальных ресурсов и включает непосредственную организаторскую работу всех уровней.

Мировой опыт свидетельствует о том, что система пенсионного обеспечения – основной институт страхования в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, а также в случаях болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.

Динамика конфликта
Этапы протекания конфликта · · Скрытая стадия . На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Существует лишь явное или неявное недовольство ситуацией. · · Формирование конфликта . На этой стадии происходит формиров .

Движущие силы и мотивация конфликта. Аналитическая схема исследования конфликтов
Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования и развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, по той жизн .

Реализация социальной программы «Дети России» в Калининградской области
Рассмотрев социальную политику в отношении детства (в частности программу «Дети России») на федеральном уровне, мы переходим к исследованию реализации данной программы в Калининградской области. 1. Характеристика проблемы, на р .

www.sociologyinweb.ru

Социальные пенсии

Внимание: информация о размерах социальных пенсий с 1 апреля 2015 года, находится на странице Индексация социальных пенсий в 2015 году.

В отличие от трудовых пенсий, которые являются компенсацией утраченного заработка в связи с наступлением нетрудоспособности, социальное пенсионное обеспечение основано на совершенно ином принципе. Такая пенсия по своей сути представляет собой социальное пособие. Она выплачивается из государственного бюджета в твердых размерах, которые также установлены государством.

Социальные пенсии – это один из видов пенсий, предусмотренных законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Количество получателей этого вида пенсии невелико. Они составляют около 5% от общего числа пенсионеров. Подавляющее большинство из них, порядка 95% — это дети, получающие пенсию по утере кормильца, дети-инвалиды.

Социальная пенсия по старости

Такую пенсию имеют право получать престарелые граждане — женщины старше 60-ти лет и мужчины старше 65-и лет. Основным условием для этого является отсутствие права на трудовую пенсию, что означает наличие стажа меньше пяти лет.

Размер социальной пенсии после ндексации 2015 года составляет — 4 769,08 рублей; на каждого иждивенца предусмотрена надбавка в размере 1 589,69 рублей. Районный коэффициент учитывается в размере выплаты.

Вторая категория граждан, имеющих право на социальную пенсию этого вида — представители коренных малочисленных народов Севера при наступлении 50-ти лет – женщины и 55-и лет – мужчины. Правительством утвержден специальный список народностей, отнесенных в данную категорию. Основным условием для них является постоянное проживание в коренных местах и занятие промыслами, характерными для этих народов: оленеводство, охота и так далее.

Социальные пенсии по инвалидности и по утере кормильца

Основным условием получения социальной пенсии по инвалидности, так же как и для трудовой такого вида, выступает факт установления какой-либо группы инвалидности (1, 2 или 3 группы). Он должен быть подтвержден актом медико-социальной экспертизы.

Несовершеннолетние дети, оставшиеся без родителей, и совершеннолетние до достижения возраста 23 года, если обучаются в учебных заведениях по очной форме – имеют право на получение социальной пенсии в связи с потерей кормильца.

Размеры социальных пенсий по инвалидности и по утере кормильца в 2015 году следующие:

  • 11 445,67 руб. – для инвалидов 1 группы с детства и детей-инвалидов;
  • 9 538,2 руб. – для имеющих инвалидность с детства 2 группы, инвалидов 1 группы (не с детства), детей — круглых сирот и детей умершей одинокой матери;
  • 4 769,08 рублей – получают инвалиды 2 группы (кроме инвалидов с детского возраста).
  • Такой же размер установлен для детей, утративших одного кормильца:

  • 4 053,74 рублей – установленный размер для инвалидов 3 группы.
  • Особенности получения социальной пенсии

    С самого начала действия двух законов: о трудовых и государственных пенсиях, возникла правовая проблема. Дело в том, что основным условием получения социальной пенсии было отсутствие права получателя на трудовую пенсию. Вскоре выяснилось, что размеры социальных пенсий, предусмотренные для многих категорий получателей (особенно по утере кормильца) существенно выше размеров трудовых пенсий. Но российским законодательством установлено правило: получатель может выбрать вариант получения любой (но только одной!) пенсии, на которую имеет право и в более выгодном для себя размере.

    Эта проблема получила законное разрешение только в 2010 году, когда были внесены соответствующие изменения в оба закона. Поэтому сейчас под теми, кто не имеет права на трудовую пенсию, понимаются граждане, которые:

    • не отвечают условиям назначения трудовой пенсии;
    • имеют право на трудовую пенсию, но не обращались за ее назначением;
    • обращались за назначением трудовой пенсии, но отозвали свое заявление до ее установления;
    • трудовая пенсия была назначена, но получатель впоследствии отказался от ее получения, подав соответствующее заявление.

    Особенно важным представляется последний пункт, так как он дает возможность получателям переходить с одного вида пенсии на другой, более выгодный в данное время. Такая ситуация возникает периодически в связи с тем, размеры пенсий всех видов ежегодно меняются – индексируются в соответствии с уровнем инфляции (трудовые) или увеличиваются по Постановлению Правительства (государственные социальные пенсии).

    Сроки назначения социальных пенсий отличаются от сроков установления трудовых. Они устанавливаются с 1 числа месяца обращения. Выплата за прошлое время не предусмотрена ни для пенсий по инвалидности, ни по утере кормильца – для трудовых этот срок составляет 12 месяцев.

    Каким категориям граждан положены льготы? Что такое ежемесячные выплаты и набор социальных услуг? Кто может рассчитывать на дополнительное материальное обеспечение?

    Читайте здесь: Как происходит признание ребенка инвалидом? Каков набор льгот для детей-инвалидов в России? Предусмотрены ли льготы для того, кто воспитывает ребенка-инвалида?

    Страховая и накопительная части пенсии, её зависимость от зарплаты, повышающие коэффициенты и другие тонкости здесь!

    Какие социальные программы существуют в России? Как обеспечиваются жильем многодетные семьи, дети-сироты и жители сельских территорий? Подробности здесь

    pensionnyj-fond.ru

    В последние годы выплата государственных пенсий становится одной из главных проблем в России. Ставка взносов у нас — чуть ли не самая высокая среди развитых стран, чего не скажешь о размере пенсий. Их уровень будет снижаться, а Пенсионный фонд будет испытывать дефицит, который в 2011 году составил 875 млрд. рублей. На покрытие выпадающих доходов в связи с сохранением льгот по уплате страховых взносов отдельными категориями страхователей из федерального бюджета поступило 69,5 млрд. рублей. По словам заместителя министра здравоохранения и социального развития Юрия Воронина, дефицит Пенсионного фонда в 2012 году, будет находится на уровне 1,83% ВВП и составит 1,075 триллиона рублей, к 2014 году он может снизиться до 1,79% ВВП. Причиной роста дефицита в 2012 году по сравнению с 2011 годом является рост на 500 тысяч человек количества пенсионеров, в том числе за счет перехода на трудовую пенсию военных пенсионеров. Дефицит ПФР увеличивают расходы на досрочно назначаемые пенсии по старости в связи с работой на вредных и опасных производствах. По словам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, финансирование досрочных пенсионеров отвлекает из бюджета ПФР четверть всех финансовых ресурсов фонда.

    В нашей стране действует механизм персонифицированных отчислений в этот фонд, размер которых зависит от индивидуальной заработной платы работника. Сегодня минимальный размер пенсии составляет 5157 рублей. Прожиточный минимум пенсионера составляет 4 633 руб. 20 коп. Размер трудовых пенсий в России в 2012 году увеличится до 9 тыс. 200 рублей после двух индексаций страховой части пенсии: индексация трудовых пенсий с 1 февраля 2012 года на 7% и 1 апреля 2012 года на 2,4%; на 6% увеличится размер ЕДВ с 1 апреля 2012 года; произойдет индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 14,1% с 1 апреля 2012 года.

    При сегодняшних высоких ценах на коммунальные услуги прожить на пенсию, составляющую 5000 практически невозможно. Получается, пенсионеры в России должны прожить на 2000 рублей в месяц, на эти деньги они должны покупать продукты питания и хоть какую-то одежду. Они практически ничего не могут себе позволить, хотя многие из них до этого получали заработную плату выше среднего уровня. Получается замкнутый круг. Работать по состоянию здоровья они уже не могут, но на пенсию прожить тоже крайне сложно. Одни лекарства в аптеках могут обойтись, на целую пенсию.

    В развитых странах, люди, выходя на пенсию, начинают путешествовать, смотреть мир. К примеру, в Соединенных Штатах Америки средняя пенсия американца составляет 1100 — 1200 долларов или порядка 34 000 рублей на наши деньги. Минимальная пенсия по старости составляет примерно 9 тысяч рублей. С ростом страхового стажа возрастает и пенсионное вознаграждение. Если брать накопительную часть пенсии, то речь о минимальной пенсии американского пенсионера надо вести начиная с 750 $ или 22 000 рублей. Такую пенсию в США получает средний класс: квалифицированные рабочие, сотрудники социальной сферы и так далее. При этом их пенсия составляет примерно 30% от предыдущей заработной платы. С ростом зарплаты увеличиваются отчисления на будущую пенсию и соответственно пенсия возрастает. Очень достойно живут военные пенсионеры, госслужащие, сотрудники нефтяных компаний.

    Величина пенсии в Бразилии определяется как 70% от среднеарифметической зарплаты полученной человеком за весь период взносов в пенсионный фонд INSS + 1% за каждый год после обязательных 15 лет взносов (то есть, если стаж 35 лет, то будет 70%+(35-15)=90%). Прошедшая среднеарифметическая зарплата индексируется в соответствии с инфляцией и для ее определения берется только 80% самых больших зарплат, остальные в расчете средней величины не учитываются.

    Максимальную пенсию, возможно, получить при непрерывном стаже в 43 года. ( Где? ВРоссии?) Пенсии для всех лимитированы. Даже если ты получаешь заработную плату в 100 000 рублей, пенсия, которую ты получишь, не будет намного больше 9 200 рублей. А если ты никогда не работал, то тебе будут выплачивать при выходе на пенсию 5157 рублей. Для решения этой проблемы возможно открытие индивидуальных инвестиционных счетов, где работник и работодатель формировали бы «добровольные накопления» на старость и образование. По корпоративным пенсионным программам для каждого сотрудника должны быть открыты персональные пенсионные счета (ППС), чтобы при смене места работы человек не терял будущую корпоративную пенсию (сейчас это распространенная практика), а был вправе «беспрепятственно и без потерь» перевести накопленные средства со своего ППС от одного работодателя к другому. При этом для пенсионных средств должна быть создана «единая система гарантий».

    На сегодняшний день в России на 128 работающих приходится 100 пенсионеров, и дисбаланс будет только увеличиваться. на каждого пенсионера будет приходится лишь по одному работающему. По прогнозам к 2030г., если не менять правила выхода на пенсию, соотношение работающих и пенсионеров упадет примерно до соотношения 1:1. В идеале оно должно составлять 4:1.

    Решению пенсионных проблем могут помочь следующие действия:

  • создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой — способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования на эти цели сформированных в них ресурсов;
  • предоставление налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочение их правового регулирования;
  • модернизация страховой составляющей пенсионной системы с учетом потребностей различных возрастных групп пенсионеров и стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию.
  • Обсуждаемая сегодня проблема повышения пенсионного возраста выхода на пенсию- реальная возможность решить проблемы дефицита ПФР. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во- вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических реформ. Но в связи с тем, что реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения в ближайшей перспективе вряд ли удастся. В настоящее время государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения граждан, создав условия для формирования их пенсионных накоплений как с участием работодателей, так и самих граждан.

    www.rae.ru

    Социальные пенсии проблемы

    В настоящее время многие ученые-экономисты занимаются проблематикой пенсионного обеспечения, функционирования пенсионной системы Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондов, и это является закономерным и естественным процессом, поскольку пенсионная система является одним из основных элементов социальной защиты населения [1, 7–9].

    Пенсионная система России претерпела уже множество реформ. Последние глобальные изменения берут свое начало в 2012 г. с разработки Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г., где прописан постепенный план перехода к новой модели пенсионного обеспечения, целью которой является осуществление четкого разграничения страховой и накопительной частей пенсионных накоплений для удобства и качества регулирования их источников финансирования, а также переход на трехуровневый механизм формирования пенсионных прав (солидарная часть, корпоративная, индивидуально-накопительная), которая обеспечит сбалансированность и финансовую устойчивость пенсионной системы. Но сложная экономическая ситуация в стране сильно сократила темпы преобразований.

    На сегодняшний день главной проблемой Пенсионного фонда РФ является дефицит бюджета, который на 2016 г. составляет 175,1 млрд руб. По предварительным прогнозам в 2017 г. дефицит составит 220,4 млрд руб., но для его сокращения было принято несколько дискуссионных решений, таких как:

    — неполная индексация пенсий;

    — отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам;

    — продление моратория на размещение накопительной части пенсии;

    — упрощение процедуры розыска нелегальных рабочих путем расширения информационного взаимодействия между различными государственными ведомствами;

    — повышение пенсионного возраста для госслужащих.

    Индексация страховых пенсий в 2016 г. проходила в 2 этапа: первая индексация прошла в феврале, в ходе которой пенсии неработающим пенсионерам увеличили на 4 %. От второй индексации Правительство РФ отказалось, заменив ее компенсационными выплатами в размере 5000 рублей в январе 2017 г. Денежные средства на данные компенсации были выделены из президентского резерва, сформированного в 2016 г. Принятые меры положительно отразились на пенсионерах, получающих минимальную пенсию, т.к. данная выплата покрывает индексацию, которая должна была быть проведена в 2016 г. Также единовременную выплату получили работающие пенсионеры, индексация пенсий которых была приостановлена с 2016 г. Но в минусе остались те, кто получает пенсию выше среднего уровня, т.к. при индексации их пенсий в полном объеме компенсационная выплата не покрывает инфляцию. Кроме того, единовременная выплата не изменит размер базы пенсионных выплат, подлежащих индексации в 2017 г. Вышеуказанные меры помогли сэкономить бюджету около 160 млрд руб., но при этом были нарушены права граждан на сохранность их сбережений, т.к. страховая пенсия каждый год должна индексироваться как минимум на уровень инфляции, то есть на 12,9 % за 2016 г.

    С 1 февраля 2017 г. страховые пенсии более 31,4 млн неработающих пенсионеров увеличились на 5,4 % исходя из роста потребительских цен за 2016 г. По данным Росстата, инфляция в 2016 г. составила 5,4 %, и ровно на эту величину индексируются страховые пенсии неработающих пенсионеров. Индексация пенсий на уровень инфляции за предыдущий год обеспечит сохранение покупательной способности страховой пенсии неработающих пенсионеров. Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионного балла), с учетом которого назначаются страховые пенсии, составляет 78,28 рубля (до 1 февраля 2017 г. – 74,27 рубля). Вместе со страховой пенсией на 5,4 % проиндексирована фиксированная выплата к ней, ее размер составляет 4805,11 рубля [6].

    Одновременно с индексацией страховых пенсий с 1 февраля на 5,4 % индексируется ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), самая массовая социальная выплата в России. В настоящее время Пенсионный фонд выплачивает ее 15,6 млн федеральных льготников, включая инвалидов, ветеранов боевых действий, граждан, подвергшихся воздействию радиации, Героев Советского Союза и России, Героев Социалистического Труда и других граждан. Размер индексации ЕДВ определен исходя из роста потребительских цен за 2016 г. Средства на увеличение ЕДВ, предусмотренные в бюджете ПФР на 2017 г., составляют 21,3 млрд рублей. Общие расходы на выплату всех видов ЕДВ с учетом индексации запланированы в бюджете ПФР в размере 450,9 млрд рублей [6].

    Таким образом, с февраля 2017 г. Пенсионный фонд России перешел к выплате повышенных на 5,4 % всех видов страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца неработающим пенсионерам. Работающие пенсионеры будут получать пенсию с учетом индексации после завершения трудовой деятельности. В бюджете Пенсионного фонда РФ на 2017 г. заложена индексация на 5,8 %, поэтому решено провести индексацию в 2 этапа: первая – в феврале 2017 г. на 5,4 %, вторая – в апреле на 0,4 %. Для работающих пенсионеров прибавка к пенсии в 2017 г. не предусмотрена, в августе 2017 г. добавят к страховой пенсии не более 3 пенсионных баллов. После окончания трудовой деятельности Пенсионный фонд проведет индексацию страховой пенсии на все пропущенные индексации.

    В 2016 г. продлен мораторий на размещение накопительной части пенсии. Все поступающие от работодателей средства в течение 2016 г. будут продолжать поступать на формирование страховой части. За счет «заморозки» пенсионных накоплений правительство планирует получить 342,2 млрд рублей. Данные меры также помогут сбалансировать бюджет ПФР, но в то же время лишают экономику «длинных» денег: в результате изъятия пенсионных накоплений в 2014–2016 гг. в распределительную систему экономика недополучит около 1 трлн рублей.

    Мораторий на использование накопительной части пенсии негосударственными пенсионными фондами (НПФ) был связан еще и с тем, что к концу 2015 г. фонды с лицензией по обязательному пенсионному страхованию должны были акционироваться, пройти проверку ЦБ РФ и вступить в систему гарантирования. В результате основная часть фондов, и в первую очередь крупнейшие участники рынка, доказали свою надежность и эффективность. По итогам проверок со стороны ЦБ РФ в систему гарантирования пенсионных накоплений вступили 38 НПФ.

    В конце декабря 2015 г. был зафиксирован ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений в НПФ, после того, как правительство решило не продлевать право на выбор накопительной пенсии. За 2015 год число застрахованных лиц – клиентов негосударственных пенсионных фондов увеличилось на 19 % и составило на 31.12.2015 26,3 млн чел., или 33,5 % от всех занятых (рисунок).

    По итогам переходной кампании 2015 г. число застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ, достигло 30 млн [2]

    Значительное увеличение заявлений о переходе в негосударственный пенсионный фонд было связано не только с заинтересованностью граждан, но и с активизацией продажных кампаний в страховых компаниях и отделениях банков. Как показала практика, та часть населения, которая заинтересована и осведомлена о пенсионных реформах, к концу 2015 г. уже перевела свои накопления в выбранный негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Благодаря активным продажам удалось заключить договор в основном с теми, кто еще не задумывался о своей будущей пенсии, и главным аргументом служило то, что 2015 г. является решающим для выбора способа дальнейшего формирования будущей пенсии.

    Малая заинтересованность и информированность граждан о формировании пенсионных накоплений и нюансах их перевода из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд или между негосударственными пенсионными фондами увеличивает потери как компаний, так и граждан. По принятому в 2013 г. закону пенсионные накопления можно переводить из фонда в фонд не раньше, чем раз в пять лет, если гражданин хочет сохранить накопленный инвестиционный доход. Фонд можно менять и чаще, но в этом случае инвестиционный доход остается у предыдущего фонда, а в новый фонд переводится номинал накоплений. По данным Пенсионного фонда России миллион человек из написавших заявление о переводе своих пенсионных накоплений в 2015 г. потеряли инвестиционный доход, их общие потери составили 3,8–4 млрд руб. Из них около 2 млрд руб. осталось в Пенсионном фонде [4, 5].

    Также одной из важнейших проблем пенсионной системы является вопрос о повышении пенсионного возраста. На сегодняшний день в России самый низкий возраст выхода на пенсию – женщины 55 лет, мужчины 60 лет. С 1 января 2017 г. вступили в силу первые изменения по данному вопросу: предусмотрено постепенное, ежегодно по полгода, увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, а также лицам, которые занимают государственные должности РФ, государственные должности в регионах, а также муниципальные должности [3]. Таким образом, пенсионный возраст мужчин будет увеличен до 65 лет, у женщин – до 63 лет. Также предусматривается постепенное увеличение минимального стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет и определение её размера, с 15 до 20 лет.

    Кроме того, увеличивается минимальная продолжительность исполнения полномочий депутатов Госдумы и членов Совета Федерации для получения права на доплату к страховой пенсии по старости в размере 55 % с одного года до пяти лет, а также увеличение срока исполнения полномочий, необходимого для получения выплаты в повышенном размере – 75 % – с 3 лет до 10 лет и более.

    Неофициальное трудоустройство также является одной из основных проблем Пенсионного фонда РФ. За 2016 год количество неофициально трудоустроенных граждан составило 1,6 млн чел. (выявленные факты нарушения законодательства). Потери Пенсионного фонда от неофициального трудоустройства оцениваются в 1,3–1,5 трлн руб. [3]. Проект по легализации неофициально устроенных граждан возглавляет Федеральная служба по труду и занятости РФ, в регионах созданы межведомственные комиссии, а в муниципалитетах рабочие группы. Перечисленные органы взаимодействуют с местными отделениями пенсионных фондов, фондов социального страхования, налоговых служб и службами занятости населения для выявления фактов неофициального трудоустройства. Также они следят за вызывающими подозрения предприятиями. Проект легализации трудового рынка уже позволил пополнить бюджет Пенсионного фонда на 15 млрд руб.[3], но процесс взаимодействия органов между собой очень бюрократизирован и отнимает много времени, т.к. муниципальные органы власти не имеют доступа к персональным данным граждан, в том числе сведениям о фактах их работы, хранящихся в базах Пенсионного фонда. Для решения данной проблемы был разработан законопроект о расширении информационного взаимодействия между различными ведомствами, что упростит процедуру выявления нелегальных трудовых отношений. Рассмотрение и принятие данного законопроекта останавливает лишь то, что доступ к персональным данным граждан получит большая группа лиц, находящихся на государственных должностях, и, несмотря на предусмотренную ответственность за незаконное использование персональных данных, есть риск, что данная информация окажется в распоряжении третьих лиц, например коллекторских агентств.

    Проблему неофициального трудоустройства также помогает решить новая формула расчета будущей пенсии. С 1 января 2015 г. было введено понятие «Индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл). В самом общем плане «балльная формула» формирования пенсионных прав сводится к тому, что за каждый год трудового стажа застрахованное лицо приобретает определенное количество баллов, общая сумма которых после завершения трудового этапа в жизни человека и наступления права на соответствующий вид пенсии конвертируется в денежный эквивалент путем умножения на актуальную стоимость одного балла [8]. На данный момент для получения гарантированной пенсии необходим трудовой стаж в 5 лет. В связи с ухудшением демографической ситуации и увеличением дефицита бюджета Пенсионного фонда планируется увеличить минимальное значение трудового стажа до 15 лет. Данные меры вынуждают граждан, заинтересованных в получении и накоплении будущей пенсии, заключать официальные трудовые договоры с работодателем.

    Новая формула также стимулирует население к более позднему выходу на пенсию, т.к. работающим пенсионерам начисляется большее количество баллов. Как было указано выше, в 2017 г. им будет начислено до 3 дополнительных балла. Данные преобразования позволяют увеличить поступления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда и временно сократить расходы на выплату текущих пенсий.

    Сложная экономическая ситуация в стране кардинально изменила намеченные цели постепенного перехода к новой модели пенсионного обеспечения, одной из основных задач которой было стимулирование наемных рабочих и самозанятого населения к личному участию в формировании пенсионных накоплений. Все вышеперечисленные меры сокращают дефицит бюджета ПФР, но формируют негативное настроение и недоверие со стороны населения. Государству на данный момент удалось выполнить лишь одну из поставленных задач: усиление государственного регулирования и непосредственного участия государства в гарантировании финансовой обеспеченности выплаты всех видов пенсий. В рамках новой пенсионной реформы была создана двухуровневая система гарантирования сохранности пенсионных накоплений [8]: каждый страховщик обязан создавать внутренний фонд гарантирования пенсионных накоплений, который предназначен для покрытия убытков от деятельности фонда, также создана государственная система гарантирования пенсионных накоплений, которая позволяет негосударственному пенсионному фонду получить лицензию на осуществление своей деятельности и сохранить сумму всех отчислений застрахованных (без сохранения полученного дохода) в случае отзыва у негосударственного пенсионного фонда лицензии, банкротства фонда либо недостаточности пенсионных накоплений.

    Также одной из основных стратегических целей реформы была сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость бюджета Пенсионного фонда путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как было отмечено выше, принятые за последние годы меры сильно тормозят формирование корпоративной и индивидуально-накопительной частей.

    Таким образом, для продолжения реализации намеченных целей в первую очередь необходимо повысить доверие граждан к системе пенсионного страхования, путем соблюдения законодательства и реализации прав населения на сохранность их пенсионных сбережений. Кроме того, необходимо повышение финансовой грамотности граждан для сокращения потерь в результате воздействия на них при помощи агрессивных техник продаж со стороны менеджеров банков и страховых компаний, которые ввиду ограниченности времени переходной кампании озвучивают клиенту только положительные стороны перехода в новый негосударственный фонд.

    www.fundamental-research.ru

    Нужно ли повысить пенсионный возраст в России и поможет ли это системе? Как построить сбалансированную социальную модель? На эти вопросы отвечали эксперты в рамках круглого стола «Актуальные проблемы обязательного социального (пенсионного) страхования: новые вызовы для юристов» на VIII Петербургском Международном Юридическом Форуме.

    В работе сессии приняли участие генеральный секретарь Международной ассоциации социального обеспечения Ханс-Хорст Конколевски, начальник Департамента Пенсионного фонда Российской Федерации Аркадий Соловьев, проректор по развитию Академии труда и социальных отношений (АТиСО) Александр Сафонов, заместитель директора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Юрий Горлин, председатель Фонда социального страхования РФ Андрей Кигим, председатель правления Пенсионного фонда РФ Николай Козлов. Модератором обсуждения выступил руководитель аппарата Счетной палаты Российской Федерации Юрий Воронин.

    Открывая дискуссию, модератор Юрий Воронин подчеркнул, что, хотя проблемы пенсионной системы не вызывают интереса у молодой аудитории, тема повышения пенсионного возраста является крайне важной. Руководитель аппарата Счетной палаты отметил, что существует три основных аргумента для повышения пенсионного возраста, регулярно упоминаемые СМИ.

    «Первый – идет процесс старения населения, увеличивается доля пожилых, сокращается доля молодых. Наша пенсионная система в основном своем сегменте социально-страховая, и это соотношение создает финансовые проблемы для развития системы, решить которые можно только увеличением пенсионного возраста. Второй аргумент, он более эмоциональный – все страны Западной Европы и наши коллеги по СНГ приняли решение об увеличении пенсионного возраста, это мировой тренд. Мы не можем остаться в стороне, как бы ни было неприятно, это как горькое лекарство принять, чтобы состояние пенсионной системы улучшилось. Третий аргумент – в условиях, когда невозможно увеличить страховые взносы, как и налоги, единственным способом повышения низкого размера пенсии, который существует в России и не достигает минимальных норм, предусмотренных 102 конвенцией Международной организации труда, является только способ повышения пенсионного возраста, который даст экономию. Минфин предлагает использовать ее для двух целей: половину пустить на сокращение бюджетного трансферта для пенсионного фонда и высвободить деньги для бюджетного маневра, еще 50% направить на повышение размера пенсий. Анализируя эти аргументы, ни в одном я не нашел связи между природой самой страховой пенсии, которая применяется в РФ, и той аргументации, которая базируется на росте продолжительности жизни и старении населения», – пояснил модератор сессии.

    Внимание коллег на исторический фактор в определении пенсионного возраста обратил проректор по развитию Академии труда и социальных отношений (АТиСО) Александр Сафонов. Он отметил, что такой возраст был определен много веков назад.

    «Занимаясь исследованием соотношения прав человека на его заслуженный отдых и возможностями ему трудиться, я делал некие исторические экскурсы и наткнулся на очень интересный документ, который датируется 1349 годом, – это ордонанс Эдуарда III, называется он «Работники и слуги», где впервые в истории прозвучал возраст 60 лет. Именно с этого возраста, как ни странно, англичанам было разрешено просить подаяние. Понятно, что не существовало никакой страховой системы, но в этот период времени было принято такое юридически и политически значимое решение, что человек в этом возрасте не в состоянии продолжать трудовую деятельность в силу разных причин. Эта история длилась на протяжении нескольких веков, при Елизавете туда были добавлены некоторые другие категории – инвалидов. И в определенной степени был учтен вопрос о невозможности или трудности найти себе работу. То есть уже в тот период времени дискуссия показывала, что подход не был однообразным. Три основания, которые позволяли пользоваться такой системой: инвалидность, невозможность найти себе работу и возраст 60 лет. Когда мы «сказки рассказываем», что 60 лет было установлено по таким-то или таким-то причинам, силой исторического опыта и была определена такая возрастная категория», – рассказал ученый.

    Заместитель директора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Юрий Горлин отметил, что повышение пенсионного возраста в нынешних реалиях является необходимой мерой, однако это не единственный инструмент для решения проблем пенсионной системы.

    «Если посмотреть потенциальные меры, которые можно предпринять в рамках пенсионной системы, то пенсионный возраст, по всем нашим расчетам, – это одна значимая, но не исчерпывающая совершенно мера. Наши расчеты показывают, что если брать все мыслимые меры, то пенсионный возраст от необходимого результата выхода на приемлемый уровень пенсии дает примерно 25 процентов. Остальные меры в рамках пенсионной системы дают 15 процентов: это повышение страхового стажа, увязка размера пенсии с доходом пенсионера, желательно при отказе от сегодняшней нормы неиндексации пенсии работающим пенсионерам, что тоже негативно сказывается на общем уровне выплат. Для снижения пенсионной зависимости от бюджетных трат – отказ постепенный от системы льготных тарифов страховых взносов, объем которых составляет порядка 500 миллиардов рублей в год. Остальные 60 процентов находятся за рамками пенсионной системы, она не в безвоздушном пространстве находится и базируется на экономике. Поэтому экономический рост, как бы трудно ни было это сделать, и вывод заработных плат из тени, которые тоже имеют драматический объем в России, – это главные драйверы улучшения. Повышение пенсионного возраста следует рассматривать как средство предотвращения снижения, и даже улучшения размера пенсий, а не для изыскания бюджетных средств», – рассказал эксперт.

    Председатель Фонда социального страхования РФ Андрей Кигим привел примеры организации пенсионной системы Германии и Англии, и в своем выступлении сделал упор на особенности системы в целом. «Идя к единой государственной системе социальной защиты, мы говорим о том, что, наверное, есть жизненные риски, которые интересуют каждого человека: потеря жизни и здоровья, потеря трудового заработка, потеря имущества, выход на пенсию – это риски, которые либо делают человека маргиналом, либо делают его социально ответственным гражданином. Для того, чтобы решить, как поступать, нужно понять, что у нас всего лишь три источника для решения этих задач: государство, корпоративная ответственность и личные сбережения. Для того, чтобы мы сделали сбалансированную модель, – а сюда относятся и ОМС, и пенсии, и соцстрах, и патронаж, и выплаты пособий, – мы, заполняя эту социальную матрицу, должны определить лимиты, кто и в каком объеме за что отвечает, из какого источника покрытие ответственности. И тогда всем будет понятно, что есть государственная пенсия, а есть корпоративная, она является дополнением к государственной. Государство дало налоговый вычет, и на эти деньги люди купили себе дополнительную защиту своего отдыха, после того как они вышли на пенсию. Когда люди, сидящие сегодня в зале, предложат государству этот компромисс балансировки, я готов как математик сесть с господином Соловьевым, и посчитать тарифы и пенсионный возраст», – предложил глава ФСС.

    «Когда мы говорим о пенсионной системе, в том числе об увеличении пенсионного возраста, мы, конечно же, должны иметь в виду интересы граждан. Не интересы Пенсионного фонда, не интересы работодателя – думать нужно, прежде всего, об интересах граждан. Очень часто можно слышать, что Пенсионный фонд не сбалансирован, большой трансферт, нужно увеличивать пенсионный возраст. Меня такая постановка вопроса категорически не устраивает», – заявил в ходе дискуссии заместитель председателя правления Пенсионного фонда РФ Николай Козлов. По мнению эксперта, решение проблем пенсионной системы является макроэкономической, финансовой задачей. Вопрос повышения порога пенсионного возраста, по словам Николая Козлова, заключается не в нехватке средств, а в научно-техническом прогрессе и продолжительности жизни. Так, в 1930-х годах пенсионный возраст находился на границе 40 лет, а к настоящему времени увеличился почти вдвое. Влияние на изменения оказывают три фактора: рынок труда, уровень здравоохранения и возраст. Поэтому, объяснил зампред правления фонда, рассуждая о пенсионном возрасте, нужно говорить об уровне здоровой, эффективной, продуктивной жизни. Николай Козлов также отметил, что гражданам нужно обязательно подробно объяснять причины всех изменений, чтобы создавать доверие общества к государственным институтам. «Жизнь у нас очень динамичная, изменения происходят очень быстро. Наше законодательство, в том числе пенсионное, вынуждено за этими изменениями постоянно следовать. Поэтому я противник слова «реформа», а постоянное совершенствование пенсионной системы – это жизненная необходимость», – пояснил спикер.

    «Надеюсь, что это обсуждение сейчас перейдет уже в режим диалога с социальными партнерами, чтобы совместными усилиями, как это положено в стране с социальным страхованием, выработать сбалансированное решение проблемы», – подвел итог дискуссии модератор Юрий Воронин.

    spblegalforum.ru

    Смотрите так же:

    • Заявление рассмотрено и дан ответ Заявление рассмотрено и дан ответ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации(с изменениями на 29 июня 2010 года) Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года Одобрен Советом […]
    • Платежное поручение земельный налог Платежным поручением земельный налог перечисляют только плательщики-организации. В статье мы расскажем о том, как его правильно заполнить. О сроках перечисления авансовых платежей по налогу на землю узнайте здесь. Единственное ограничение […]
    • Налоги на доход от депозитов Налогообложение вкладов физлиц в 2018 году Новые налоги для банков, которые хотят работать с вкладами от населения, до сих пор вызывают споры, и вполне вероятно, что после подведения итогов года люди, имеющие депозиты почувствуют […]
    • Пособие по уходу получает отец Как переоформить детское пособие на папу Минздравсоцразвития России совместно с ФСС России недавно разъяснили, в каком порядке право на получение пособия по уходу за ребенком может переходить от матери в случае ее болезни к отцу или […]
    • Исковое заявление о взыскании заработной платы и морального вреда образец Подаем исковое заявление о выплате заработной платы Трудовым кодексом РФ установлено, что заработная плата должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца. Однако, больше всего нарушений трудовых прав граждан связано именно с […]
    • Помощь адвоката бесплатно спб Светлана ЮрьевнаАГАПИТОВА Нужна помощь Мы, родители Матвея, обращаемся к вам с просьбой о помощи! Мы живем в Санкт-Петербурге. [Подробнее] ИТОГИ конкурса «Детский взгляд на «Десятилетие детства» Сегодня, в День защиты детей, мы подводим […]