Разрешение торговых споров вто

Торговые споры в ВТО

Среди аргументов «за присоединение к ВТО» часто упоминается то, что участвуя в ВТО, Россия получит доступ к механизмам разрешения споров и, благодаря этому урегулирует часть имеющихся конфликтов, улучшив условия доступа своих товаров на внешние рынки. Что же это такое – процедура разрешения споров в ВТО?

В рамках ВТО торговые споры ведутся только правительствами государств в случае возникновения торгового спора по любому из многосторонних торговых соглашений, входящих в сферу действия Договоренности по правилам и процедурам разрешения споров (далее ДРС). Таким образом, сфера урегулирования торговых споров включает в себя споры, возникающие не только по обязательствам ГАТТ, но и предусмотренные ТРИПС и ГАТС. Однако все эти соглашения содержат некоторые специфические правила, которые превалируют над правилами и процедурами ДРС.
Компании в таких спорах не участвуют, они могут либо полностью доверить защиту своих интересов правительствам, либо принимать участие в качестве третьей стороны.
В рамках ВТО существуют два основных способа урегулирования споров:

  • поиск взаимоприемлемого решения в рамках двусторонних консультаций
  • обращение в Орган по урегулированию споров (далее ОРС).
  • На практике ОРС – это Генеральный Совет ВТО, который собирается специально для рассмотрения вопросов, связанных с урегулированием споров. Обычно он собирается один раз в месяц и обладает полномочиями учреждать третейскую группу, принимать доклады третейских групп и Апелляционного органа и осуществлять надзор за применением вынесенных решений и рекомендаций, а также разрешать приостановку уступок по Соглашению об учреждении ВТО.

    Процедура урегулирования спора в случае обращения в ОРС состоит из трех основных этапов:

  • консультации между сторонами;
  • разбирательство в рамках ОРС;
  • выполнение сторонами спора решения ОРС.
  • Теперь более подробно остановимся на этапах урегулирования торговых споров.

    1. Проведение консультаций.
    Процедура урегулирования спора начинается с консультаций. Стороны должны приступить к консультациям в 30-дневный срок с даты получения запроса на проведение консультаций. Их общая продолжительность не должна превышать 60 дней.

    2. Учреждение третейской группы.
    В случае если в течение консультаций сторонам не удалось прийти к согласованному решению, то они запрашивают об учреждении третейской группы. Третейская группа создается на заседании ОРС, следующим за тем, в ходе которого была подана такая просьба. В состав группы входят высококвалифицированные правительственные или неправительственные эксперты. Как правило, состоят они из 3 членов, если только в течение 10 дней с даты ее учреждения стороны спора не достигнут соглашения о формировании третейской группы из 5 человек.
    Функция такой группы состоит в оказании помощи ОРС в выполнении его обязанностей на основе Договоренности по правила и процедурам разрешения споров.

    3. Рассмотрение дела на стадиях производства.
    На первом слушании третейской группы стороны и иные третьи лица, заинтересованные в споре излагают свою позицию по предмету спора. На втором слушании предоставляются письменные доказательства и устные контраргументы по позициям противоположных сторон по предмету спора. В случае если какие–то факты, предоставляемые сторонами, требуют привлечения эксперта, третейская группа может провести консультации с экспертами или назначить экспертную группу для подготовки рекомендательного заключения по предмету спора.

    4. Предварительный доклад третейской группы.
    После прений сторон третейская группа готовит и направляет спорящим сторонам предварительный доклад, состоящий исключительно из описательных разделов и не содержащий выводов и заключений. В течение двух недель у них есть возможность прокомментировать и ознакомиться с первичным проектом решения. Если никаких замечаний и предложений не поступает, то этот доклад рассматривается как окончательный и распространяется среди членов ВТО.

    5. Предварительное решение для сторон.
    Предварительное решение содержит выводы и заключения третейской группы по существу предмета спора, которое тоже в свою очередь направляется сторонам, предоставляя им возможность потребовать пересмотра предварительного решения в течение одной недели.

    6. Окончательное решение ОРС.
    Окончательный доклад третейской группы также направляется сторонам и распространяется среди прочих членов ВТО. В течение 60 дней с даты распространения окончательного доклада третейской группы среди членов ВТО он принимается на очередном заседании ОРС на основе негативного консунсуса.

    7. Апелляция.
    В рамках ОРС учрежден постоянно действующий Апелляционный орган. Он состоит из семи лиц, из которых по одному делу свои функции выполняют только трое.
    На апелляцию доклада третейской группы могут подать только стороны спора. Разбирательство в Апелляционном органе является конфиденциальным. Доклады составляются на основе предоставленной сторонами спора информации.
    Апелляция может быть назначена только для разрешения вопросов толкования норм соглашений ВТО и не может использоваться для пересмотра дел по существу или для оценки новых фактов.

    8. Сроки для принятия решений.
    Если иное не оговорено сторонами спора, то период между датой учреждения третейской группы ОРС и датой рассмотрения ОРС доклада третейской группы, как правило, не может превышать 9 месяцев, если на доклад третейской группы не подана апелляция или 12 месяцев, если такая апелляция подана.

    9. Контроль за выполнением рекомендаций и решений.
    В течение 30 дней с даты принятия доклада третейской группы или Апелляционного органа, заинтересованный член информирует ОРС о своих намерениях в отношении выполнения рекомендаций и решений ОРС в течении разумного периода времени. Разумный период времени не должен превышать 15 месяцев с даты принятия доклада третейской группы или решения Апелляционного органа. Однако в зависимости от конкретных обстоятельств продолжительность этого периода может варьироваться.
    Если рекомендации и решения не выполняются в течение разумного периода времени, то сторона, чьи права в рамках членства в ВТО были нарушены, имеет право на компенсацию и временное приостановление уступок.
    Если стороны не могут придти к соглашению о том, что является разумным сроком, то вопрос может быть решен путем обязывающего арбитража.

    С даты образования ВТО (1995 г.) и по 2006 г. было рассмотрено 356 торговых споров.

    www.ved.gov.ru

    Спор относительно торговли бананами на рынке ЕС

    Европейский Союз является одним из наиболее значительных импортеров бананов в мире. ЕС импортирует бананов примерно столько же, сколько США, что более чем в три раза превышает объем импорта бананов третьего по потреблению бананов государства – Японии. При этом только в ЕС существуют тарифные и количественные ограничения импорта бананов.

    В 1975 году Европейское Экономическое Сообщество подписало международный договор с 48 бывшими колониями (в основном колониями Франции и Британии). В соответствии с Договором, данным странам предоставлялся режим беспошлинной торговли бананами на территории ЕЭС. Данное соглашение касалось в основном Африканских стран и стран Карибского бассейна: Берега слоновой кости, Камеруна, Ямайки, Доминика, Суринама, Сомали и др. При этом бананы произведенные в странах Латинской Америки – прежде всего в Эквадоре, Коста Рике, Гватемале, Панаме и др.- облагались импортной пошлиной и квотировались. Вводились также и другие требования, например, импорт бананов из этих стран лицензировался. После создания единого европейского рынка ситуация полностью сохранилась несмотря на протесты некоторых членов ЕС – прежде всего Германии выступавшей за либерализацию рынка бананов.

    Подобная ситуация не могла устраивать ни латинские страны, чья экономика в значительной степени зависит от экспорта бананов (в первую очередь Эквадор, Коста-Рика, Гондурас), ни транснациональные корпорации США, которые прямо или косвенно контролируют около 60% бананового экспорта этих стран.

    Первые жалобы США на неправомерные действия ЕС были поданы еще в рамках ГАТТ. В 1993 году ГАТТ признало, что торговые режимы отдельных стран в отношении импорта бананов не соответствовали нормам ГАТТ. В 1994 году единый режим в отношении импорта бананов ЕС также был признан не соответствующим правилам ГАТТ в соответствии с иском США. ЕС обвинялся, прежде всего, в нарушении режима наибольшего благоприятствования, так как предоставлял некоторым членам ГАТТ более выгодный торговый режим. Но тогда никаких санкций против ЕС введено не было.

    В 1996 году, немногим более года после создания ВТО, пять стран – Гондурас, Гватемала, Эквадор, Мексика и США — подали жалобу против ЕС. Гондурас, Гватемала и Эквадор (крупнейшие экспортеры бананов в мире) заявили о том, что дискриминационные действия ЕС не позволяют им занять существенного положения на рынке. США, лоббировавшие интересы своих транснациональных корпораций, таких, например, как Chiquita Brands International, также хотели увеличить долю своего присутствия на рынке Европы. Через 16 месяцев Орган по разрешению торговых споров ВТО вынес решение, в соответствии с которым ЕС было разрешено сохранить в действии соглашение, создававшее преференции, но механизмы выдачи импортных лицензий и механизмы распределения квот должны были быть изменены, так как были признаны дискриминационными.

    В соответствии с этим решением в 1999 году начались реформы торгового режима ЕС в отношении импорта бананов. Были, например, ликвидированы требования предоставлять экспортные сертификаты и упрощена система импортного лицензирования; изменено соотношение в рамках общей квоты для стран Латинской Америки.

    Правительство Эквадора по-прежнему осталось недовольным, так как считало, что квота, выделенная Эквадору, слишком мала, а новая система выдачи импортных лицензий дискриминировала производителей Эквадора. США также остались недовольны результатами реформы.

    Эквадор снова подал иск. И в апреле 1999 года ВТО признало, что новый режим действительно дискриминировал производителей Эквадора. ЕС был обязан в течение 15 месяцев привести режим торговли бананами в соответствие с нормами и правилами ВТО.

    Кроме того, в 2000 году Эквадор выиграл у ЕС еще и другой иск, – ВТО разрешила Эквадору ввести санкции против ЕС на общую сумму 201 млн. долл. США. Таковым был признан ущерб, понесенный Эквадором вследствие «банановой» политики ЕС. Это был беспрецедентный случай, когда развивающаяся страна выиграла иск у такого торгового и политического гиганта как ЕС. Другой вопрос, что когда Эквадор изучил, что он импортирует из ЕС, выяснилось, что это в основном продовольствие и обложение высокими импортными пошлинами этих товаров будет означать голодную смерть для населения Эквадора. Тогда Эквадор потребовал от ЕС увеличения его банановой квоты вместо санкций.

    Конфликт разрешился лишь в апреле 2001 года, когда ЕС пришел к соглашению с США и Эквадором. Главным достижением достигнутых договоренностей можно считать обязательство ЕС ввести с 1 января 2006 года только тарифный режим для бананов из стран Латинской Америки без квотирования и импортного лицензирования, а также значительное уменьшение «преференциальной» квоты (т.е. квоты для бывших колоний).

    www.rgwto.com

    1.16. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров

    Краткое «досье» на Соглашение

    Договоренность о правилах и процедурах регулирующих разрешение споров является частью пакета соглашений Уругвайского раунда торговых переговоров и входит в состав Приложения 2 к Марракешскому соглашению. Положения Договоренность о правилах и процедурах регулирующих разрешение споров (ДРС) являются обязательным для исполнения всеми страна членами ВТО.

    Сфера охвата (Определение предмета регулирования соглашения)

    ДРС распространяется на все споры, возникающие между странами-членами ВТО по Марракешскому соглашению и всем обязательным приложениям к нему.

    ДРС призвано детализировать и уточнить правила урегулирования торговых споров, установленные статьями XXII (Консультации) и XXIII (Аннулирование или сокращение выгод) ГАТТ.

    В 1979 году по итогам Токио – раунда (73-79) был принят документ под названием «Договоренность об уведомлении, консультациях, урегулировании споров и наблюдении», а также приложение к нему «согласованное описание обычной практики ГАТТ в области урегулирования споров. Этот документ уточнял многие вопросы касающиеся процедуры разрешения споров ГАТТ и стал родоначальником ДРС, принятой по результатам Уругвайского раунда.

    Порядок разрешения любого спора, которые может возникнуть между членами ВТО в отношении выполнения торговых обязательств в рамках ВТО, регламентируется Договоренностью о разрешении споров. ДРС предусматривает все стадии разрешения спора, сроки для каждой стадии и охватывает все основные правила разрешения споров.

    ДРС прямо указывает, что для эффективного функционирования ВТО и сохранения надлежащего баланса между правами и обязательствами членов ВТО необходимо безотлагательное урегулирование ситуаций, в которых член ВТО считает, что выгоды, прямо или косвенно возникающие для него из соглашений ВТО, сокращаются в результате мер, принятых другим членом ВТО. Прежде, чем возбудить дело, член ВТО должен оценить, будет ли плодотворным действие на основе процедур ДРС. Целью механизма урегулирования споров является позитивное разрешение спора, и предпочтительным является решение, взаимоприемлемое для сторон спора. При отсутствии взаимоприемлемого решения, первая цель механизма урегулирования споров, как правило, состоит в том, чтобы обеспечить отмену принятых мер, если устанавливается, что они несовместимы с положениями какого-либо из Соглашений ВТО. Члены ВТО должны выполнять решения Органа по разрешению споров. Если член ВТО не выполняет решение об отмене не соответствующей его обязательствам меры или заменяет ее другой мерой, противоречащей нормам ВТО, то Орган по разрешению споров может разрешить члену ВТО, интересы которого затронуты этой мерой, приостановить уступки по отношению к члену ВТО, который не выполняет принятое в ВТО решение.

    Структура и содержание документа

    В ДРС предусмотрены следующие этапы разрешения споров: проведение консультаций, рассмотрение спора арбитражной комиссией, Апелляционным органом и арбитражем.

    Формальные консультации в рамках ВТО должны быть начаты с уведомления о консультациях Секретариата ВТО и страны-ответчика путем направления запроса о консультациях, содержащего юридические основания жалобы и указание обжалуемой меры.

    ДРС устанавливает временные рамки для консультаций. Участник должен ответить в течение десяти дней на запрос другого участника, и консультации должны начаться в течение трех дней после первоначального запроса. Если участник отказывается вступить в процесс консультаций, то жалующийся участник имеет право добиваться немедленного учреждения арбитражной комиссии. Если по истечении шестидесяти дней консультаций не удается достичь соглашения, удовлетворяющего стороны, или же обе стороны договорились до истечения шестидесяти дней о том, что соглашения достигнуто быть не может, жалующаяся сторона может потребовать созыва арбитражной комиссии. Если же вопрос, который подлежит рассмотрению, является безотлагательным, как, например, в случае, когда речь идет о скоропортящихся товарах, процесс консультаций ускоряется.

    Другие участники, кроме того, который первоначально запрашивал консультации, могут в определенных ситуациях вступить в процесс в качестве третьих сторон. Для того, чтобы иметь на это право, запрашивающая разрешения на такое участие сторона должна иметь «существенный торговый интерес» в консультациях ( в соответствии со статьями XXII:1 ГАТТ, 1994 или же соответствующими положениями других соглашений, охватывающих предмет спора), и участник консультаций, к которому с такой просьбой обратились, должен согласиться с таким заявлением о существенных экономических интересах.

    Учреждение арбитражной комиссии.

    Если консультации не привели к взаимосогласованному решению в течение 60 дней после получения просьбы о проведении консультаций, сторона, подавшая жалобу, может запросить ОРС учредить арбитражную комиссию, состоящую из трех независимых экспертов в области торговли. Цель комиссии — вынести решение судебного характера по предмету спора.

    ДРС требует, чтобы арбитражная комиссия учреждалась, самое позднее, на заседании ОРС, следующем за тем, в повестке дня которого впервые появился рассматриваемый вопрос, если только нет консенсуса среди участников против учреждения. Арбитражная комиссия уполномочена давать «объективную оценку фактической стороны дела, применимость положений соответствующих охватываемых соглашений и соответствие им», а также оказывать содействие ОРС в формулировании других выводов, которые помогут ОРС дать рекомендации или принять решение.

    Общая процедура работы арбитражной комиссии описывается в статье 12 ДРС, в то время как более детальная Процедура Работы содержится в Дополнении 3 к ДРС. В течение первой «организационной встречи», арбитражная комиссия, руководствуясь расписанием, предусмотренным в Дополнении 3, определяет календарный график работы после консультаций со сторонами.

    Арбитражная комиссия может потребовать информацию или воспользоваться консультацией технического характера от любого лица или органа, которые она сочтет подходящими. В отношении какого-либо факта, касающегося научного или другого технического вопроса, затронутого стороной спора, арбитражная комиссия может запросить у группы экспертов доклад (в соответствии с правилами, изложенными в Дополнении 4). Например, техническая консультация была получена по вопросу рисков для здоровья, связанных с использованием гормонов в животноводстве, в связи со спором, начатым Соединенными Штатами и Канадой, в отношении обоснованности ограничений, введенных Европейским Сообществом на импорт мяса. Некоторые из охватываемых ДРС соглашений также позволяют, или в некоторых случаях требуют, чтобы арбитражная комиссия прибегала к мнению экспертов (например, соглашение о санитарных и фитосанитарных мерах).

    Апелляционный орган рассматривает апелляции в связи с докладами арбитражной комиссии. В соответствии с порядком рассмотрения апелляций любая из сторон, участвующая в споре, имеет право подать апелляцию на решение комиссии в связи с ее выводами, которые касаются вопросов права или правового толкования. Выводы комиссии по вопросам права могут быть утверждены, модифицированы или отменены Апелляционным органом. Апелляционный орган не вправе отменять выводы комиссии в отношении фактов. Только основные стороны спора могут обжаловать доклад комиссии, хотя третьи стороны могут сделать письменное заявление и им должна быть предоставлена возможность быть заслушанными в ходе апелляционного разбирательства, если они имеют существенный интерес в деле

    Апелляционный орган состоит из семи человек, которые доказали свою компетентность в области международного торгового права. Они назначаются на четырехлетний срок. Трое из них могут быть задействованы в одном и том же отдельном споре.

    Обычно продолжительность процедуры апелляции должна ограничиваться 60 днями с ее начала до окончания, и в любом случае процедура не должна продолжаться более 90 дней. Как правило, обжалуется более половины решений арбитражной комиссии.

    Контроль за выполнением рекомендаций и решений.

    В случае, если незамедлительное выполнение рекомендаций невозможно, это должно быть сделано в «разумный период времени», определяемый сторонами, который является удовлетворительным также и для ОРС. Если стороны не могут придти к соглашению о том, что является разумным периодом времени, вопрос решается путем обязывающего арбитража. Исполнение в полной мере не должно откладываться более, чем на 15 месяцев.

    По истечении разумного периода, если не будет достигнуто соглашение о компенсации, или отвечающая сторона не сумеет надлежащим образом выполнить рекомендации в разумный период времени, ОРС может разрешить стороне, подавшей жалобу, приостановить действие уступок и обязательств по отношению к ответчику в качестве ответной меры. Введение ответных мер в форме аннулирования уступок может быть использовано как крайняя мера для обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных ГАТТ.

    Ответные меры носят временный характер и должны применяться до выполнения рекомендаций или до достижения взаимоприемлемого решения. Одностороннее применение ответных мер или применение ответных мер вне порядка, предусмотренного ВТО, не допускается.

    Соответствующий Рабочий орган ВТО

    Орган по разрешению споров ВТО, Апелляционный орган

    Споры, в том числе в рамках ОРС ВТО

    Соответствие права Союза нормам соглашения (понимается как соответствие положений Договора о ЕАЭС — принятие 29.05.14, опубликование 05.06.14, вступление в силу 01.01.15).

    tradepol.hse.ru

    Разрешение торговых споров вто

    Более трех лет прошло со дня вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Переговорный процесс о вхождении РФ в ВТО продолжался 18 лет и получил институциональную поддержку летом 2012 г. Наша страна стала 156-м членом этой авторитетной международной организации, объединяющей в настоящее время 162 государства с объемом торговых операций более 96 % от мирового товарооборота. Последней из вступивших в ВТО стран является Казахстан: 30 ноября 2015 г. парламент этой страны ратифицировал членство во всемирном торговом сообществе.

    Вхождение Российской Федерации в состав ВТО вызывает определенный интерес к особенностям ее организационного устройства и функционирования. Главными руководящими органами управления принятого в 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), а затем с 1994 г. его преемника – Всемирной торговой организации являются Конференция министров, Генеральный совет и секретариат во главе с генеральным директором бразильцем Роберту Азеведу. Важное место в структуре управления занимают Советы по торговле товарами, услугами, объектами интеллектуальной собственности и особенно Органы по торговым переговорам и разрешению торговых споров, поскольку именно этим инстанциям ВТО отводится ключевая роль в координации усилий в целях устранения противоречий во внешнеторговых отношениях между развитыми и развивающимися государствами.

    Переговорный процесс в рамках данной организации подразделяется на раунды в зависимости от места и времени их проведения. Всего за время существования ГАТТ/ВТО проведено полных восемь раундов, при этом предпоследний – Уругвайский 1986–1994 гг. – характеризуется возрастанием числа стран-участниц до 125 и широким кругом обсуждаемых проблем: снижение тарифных и нетарифных барьеров, торговля услугами, создание ВТО. Очередной, девятый по счету Доха-раунд переговоров по регулированию международной торговли начался с 2001 г. и продолжается по настоящее время. На длительность этого раунда влияют дальнейший количественный рост участников организации и обострение противоречий между различными группами стран, например, по вопросу допуска на новые рынки промышленной продукции.

    Реализация основных принципов ВТО (предоставление странам-участницам режима наибольшего благоприятствования, регулирование торговли в основном с помощью таможенных тарифов, предоставление национального режима импортируемым товарам и услугам [2]), как правило, приносит ее членам ощутимые экономические и политические преимущества.

    Во-первых, участие в ВТО обуславливает понижение протекционистских барьеров доступа на национальный рынок какой-либо страны для зарубежных производителей. Такая мера способна облегчить покупателям приобретение более дешевой импортной продукции, что ведет к возрастанию их доходов. Снижение торговых барьеров способствует также увеличению объемов торговли, а следовательно, повышению доходов государства в целом.

    Во-вторых, членство в ВТО способствует росту прямых зарубежных инвестиций в страну. Опыт одного из мировых лидеров по привлечению ПИИ – Китая показывает, что за 13 лет пребывания в ВТО транснациональными компаниями в стране было открыто 333 научно-технологических центра.

    В-третьих, система ВТО обеспечивает равные права всем ее участникам в осуществлении торговых отношений, что ограничивает возможности экономического прессинга со стороны индустриально развитых стран по отношению к слаборазвитым странам.

    В-четвертых, либерализация международных торговых отношений в рамках ВТО повышает эффективность борьбы с коррупцией, чему в немалой степени содействует принцип прозрачности и гласности обеспечения доступности ко всей информации по установленным ею правилам торговли.

    Вместе с тем нахождение какой-либо страны в ВТО может иметь и негативные последствия. Так, одно из главных требований этой организации – снижение импортных пошлин на различные виды товаров и услуг — может нанести существенный урон национальному производству. Поэтому в соответствии с правилами ВТО странам-членам предоставляется адаптационный период для полноценного участия их экономик в международных торговых отношениях (для России – это семь лет). Отметим при этом, что ряд государств еще на стадии переговоров перед вступлением в ВТО смогли согласовать свои нормативные акты с международными стандартами и сохранить высокие ввозные пошлины на приоритетные для них товары. Тарифы на импорт риса в Японии достигают 23 %, чая – 44 %, сахара в США – 93 %. Среди развивающихся стран все активнее используют эти меры защиты Аргентина, Бразилия, Индия, Мексика, Турция.

    Весьма распространенным явлением, препятствующим реализации такой нормы ВТО, как равноправная конкуренция между фирмами различных стран, выступает применение демпинговых цен для захвата новых рынков сбыта. Отсюда – стремление многих стран по защите национальных интересов с помощью антидемпинговых мер, что соответствует регламенту этой организации. По данным на 1 июня 2014 г. ряд стран-членов ВТО применяет до 40 антидемпинговых пошлин в отношении российской продукции, преимущественно химических изделий и черных металлов. Так, ЕС с 2012 по 2017 гг. установил на ввозимые бесшовные трубы ограничительную пошлину в следующих размерах: ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» и ОАО «Первоуральский новотрубный завод» – 24,1 %, для остальных российских компаний – 35,8 %.

    В целях преодоления разногласий в международных торговых отношениях в рамках ВТО создан механизм разрешения споров (МРС), действующий на основе «Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», принятой по завершению Уругвайского раунда переговоров. Согласно предписаниям ВТО участие в спорах могут принимать только страны-участницы, но не отдельные представители бизнес-сообщества. Инициируя международный торговый спор, институциональные структуры должны четко осознавать последствия этого шага, в частности следует ли отвлекать значительные финансовые ресурсы на судебные тяжбы. В случае отсутствия компромисса между спорящими сторонами любая из них в рамках системы разрешения споров может начать межправительственные консультации, срок проведения которых не должен превышать двух месяцев. По истечении этого периода к разрешению продолжающегося спора подключается экспертная или третейская группа, ее задача – подготовить доклад с выводами и рекомендациями по существу проблемы и не позднее чем в 6-месячный срок передать его в Орган по разрешению споров (ОРС). Если один из участников спора не выполняет предписаний экспертов, то другой участник вправе требовать компенсации причиненного ущерба. Контроль по исполнению рекомендаций экспертной группы возложен на Генеральный совет ВТО, исполняющий функции ОРС. Любая из сторон, несогласная с решением экспертов, может обратиться с жалобой в Орган по апелляциям ВТО.

    Представленный механизм урегулирования споров в рамках Всемирной торговой организации способствует оптимизации процессуальных норм в сфере международной торговли, обеспечивает устойчивость мирового хозяйства. За период с 1995 по 2014 гг. страны-участницы ВТО подали в ОРС 482 жалобы, более 40 % из которых приходится на США и ЕС. При некотором количественном снижении споров увеличились сроки их рассмотрения, что свидетельствует о скрупулезном подходе к ним со стороны арбитров ВТО. В настоящее время средний срок рассмотрения спора составляет три-четыре года. Однако некоторые судебные разбирательства продолжаются значительно дольше, как, например, между ЕС и США в отношении субсидий компаниям Boeing (начато в 2005 г., доклад об исполнении решения ОРС ВТО (Compliance proceedings) ожидался к середине 2015 г.) и Airbus (начато в октябре 2004 г., доклад об исполнении решения ОРС предполагался к концу 2014 г.) [4].

    Российская Федерация как полноправный член ВТО приобретает широкие возможности участия в деятельности ОРС в целях защиты своих интересов в торговых разногласиях с другими государствами. Наибольшую активность Россия проявляет в качестве третьей стороны или наблюдателя в разрешении спорных ситуаций стран-участниц ВТО. Выполняя данную функцию в 19 межгосударственных спорах, по данным на 2015 г., наша страна перенимает необходимый опыт процедуры их регулирования: начиная с момента подачи жалобы истцом, особенностей проведения переговоров между спорящими сторонами и завершая поиском консенсуса между ними. Присутствие на рассмотрении споров в качестве наблюдателя дает возможность влиять на решения третейской группы, представляя относящиеся к предмету спора дополнительные сведения. Это важно, когда третья сторона проявляет заинтересованность в создании какого-либо прецедента в механизме разрешения споров мирового торгового объединения. Большинство споров, в которых РФ выступает в качестве третьей стороны, касаются установления протекционистских мер в торговле изделиями металлургической промышленности (спор между США и Китаем), запрета на экспорт редкоземельных металлов (Китай — ЕС), специальных защитных пошлин на легковые автомобили (Япония ? Украина).

    Подобная практика способствует приобретению российскими юристами ценных наработок в разрешении международных торговых конфликтов, что приобретает особую значимость, когда наша страна инициирует споры в структуре ВТО. В настоящее время РФ является истцом по трем разбирательствам: два иска к ЕС, касающиеся мер, связанных с энергетическим сектором и стальной продукцией, и иск к Украине по антидопинговым мерам в отношении нитрата аммония.

    В свою очередь Россия выступает в качестве ответчика в пяти спорах ВТО. По мнению истцов – ЕС и Японии, наша страна не соблюдает положения Соглашений всемирной организации: по связанным с торговлей инвестиционным мерам, по техническим барьерам в торговле, по антидемпингу, по применению санитарных и фитосанитарных норм, тарифному регулированию. Так, в октябре 2014 г. ЕС подал жалобу на российскую сторону, обвиняя ее в нарушении статей ГАТТ 1994, а именно ст. VII (таможенная оценка товаров). Суть конфликта – в завышении Россией импортных пошлин на ряд товаров, что не соответствует ее обязательствам при присоединении к ВТО. По таким наименованиям изделий, как картон и бумага, применяемые пошлины (от 10 до 15 %) заметно превышают связанный уровень в 5 % [3]. Неправильно, по мнению представителей ЕС, производится таможенная оценка и других, ввозимых в РФ промышленных товаров (холодильники и комбинированные холодильники-морозильники), а также продукции сельского хозяйства (пальмовое масло). Наиболее вероятный исход данного спора – коррекция пошлин российской стороной на уровне консультаций.

    Следует отметить, что если в торговых отношениях стран-участниц ВТО превалирует экономическая рациональность, то даже в случаях возникновения между ними серьезных разногласий возможен компромисс. Иное дело, когда начинают доминировать политические устремления одних, преимущественно промышленно развитых стран, направленные на вытеснение других, например России, из мирового рыночного пространства. Своеобразной формой «поддержки» Украины в политическом кризисе с Российской Федерацией явились экономические санкции, введенные в 2014 г. против нас рядом стран (США, Канада, Австралия, ЕС). Антироссийские санкции распространяются на такие сектора хозяйства, как банковские учреждения (Внешэкономбанк, Газпромбанк, Сбербанк), нефте- и газодобыча («Газпром», «Лукойл», «Роснефть), оборонно-промышленный комплекс (Объединенная авиастроительная корпорация, госкорпорация «Ростехнология»). В декабре 2015 г. на заседании совета ЕС принято решение о продлении секторальных санкций против РФ с 31 января по 31 июля 2016 г. При этом перечень санкционных мер не изменен. В качестве контрмер Россия ограничивает ввоз продовольственных товаров из европейских, североамериканских и некоторых других стран на период до августа 2016 г. В этих условиях представляются вполне логичными заявления данных сторон о желании подать взаимные иски в ОРС ВТО. Так, в первой половине 2014 г. Россия обратилась в ВТО с коммюнике о несоблюдении США своих обязательств в финансовой сфере.

    По правилам Всемирной торговой организации допускается введение экономических санкций между ее участниками (это предусмотрено статьей XXI ГАТТ – исключения по соображениям безопасности). Подобные меры как средство оказания политического давления на оппонентов в разное время использовали:

    – страны ЕЭС, Канада, Австралия, применившие в 1982 г. торговые ограничения против импорта из Аргентины (Фолклендский кризис);

    – США, блокировавшие в конце 1980-х гг. импорт товаров и услуг из Никарагуа и, соответственно, американский экспорт в эту страну;

    – страны ЕС, а также США, Канада, Япония, отменившие в 1991 г. преференциальные торговые выгоды против Югославии.

    Столь редкое применение взаимных экономических санкций членов ВТО с опорой на ст. XXI не несет угрозу международным торговым отношениям в целом, хотя и противодействует одному из ключевых принципов организации – предоставления ее странам-участникам режима наибольшего благоприятствования.

    Введение экономических санкций стран Запада против России – очевидный рецидив холодной войны 1980-х годов. Их следствием является «перезагрузка» отношений в сторону усиления конфронтации и утраты доверия друг к другу. Велики и экономические потери конфликтующих сторон. Согласно данным Минэкономразвития, ущерб экономике стран ЕС, нанесенный санкциями на начало 2016 г., оценивается в 90 млрд евро, Россия потеряла 25 млрд евро [5].

    В этих условиях Россия вынуждена переходить к стратегии импортозамещения. В ряде отраслей отечественного промышленного производства прослеживается высокая зависимость от зарубежного экспорта продукции. По данным правительства, доля импорта в станкостроении, легкой и медицинской промышленности составляет 80–90 %, в тяжелой промышленности – 70 %, в энергетике и нефтегазовом хозяйстве – 50–60 % [6].

    Основными направлениями политики импортозамещения в РФ являются:

    • Перенесение на нашу территорию иностранных сборочных производств, социально-экономический эффект от деятельности которых заключается в заполнении рабочих вакансий и локализации доли национальных комплектующих материалов в пределах 60–70 %. Так, в Калужской области начиная с 2006 г. в региональных индустриальных парках размещены сборочные цеха мировых лидеров автопроизводства – Volkswagen, PSA Peugeot-Citroen, Mitsubishi Motors, VOLVO. Помимо них список резидентов парков пополнился еще 30 крупными и средними преимущественно зарубежными компаниями автокомпонентов. Сборка ведущих моделей «Volkswagen Group Rus» (с общим объемом инвестиций в 1 млрд евро в строительство и модернизацию завода, по данным на начало 2015 г.) для отечественного рынка локализована производством до 66 % [1].
    • Вытеснение импорта продукцией отечественного производства. Примером может служить развитие птицеводческой отрасли страны. В 2014 г. при объеме потребления мяса птицы около 4,3 млн т российские птицефабрики произвели 4 млн т, планы на 2015 г. – 4,2 млн. Высока самообеспеченность страны пищевыми яйцами – около 95 % [7].

    Успешной реализации политики импортозамещения ведущих отраслей отечественной экономики – авиа- и машиностроения, металлургии, энергетики, ОПК, сельского хозяйства могут содействовать такие меры, как механизм госзаказа, субсидирование экономики за счет бюджетных средств. Укажем при этом, что у РФ как страны-участницы ВТО возникают проблемы бюджетной поддержки данных отраслей, т.к. нормы этой организации запрещают субсидирование, поскольку оно не обеспечивает честных правил игры в мировой торговле. Нашей стране следует активнее перенимать опыт других членов ВТО по поддержке своих товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках; осуществлять как прямое субсидирование отдельных предприятий, так и косвенное, в частности: отсрочку по уплате либо полное освобождение от налогов, приоритетные госзакупки товаров и услуг частных компаний.

    К мерам, сглаживающим риски в отдельных сегментах национальной экономики, следует также отнести тарифное регулирование. Исходя из правил ВТО, что у каждой страны имеется право вводить экспортные пошлины для регулирования своей экономики, в декабре 2014 г. Россия установила экспортную пошлину на зерно в размере 15 % ее таможенной стоимости плюс 7,5 евро, но не менее 35 евро за тонну. Срок действия экспортной пошлины – до середины 2015 г. Данная мера способствовала улучшению ситуации на отечественном зерновом рынке, характеризующемся значительным повышением цен.

    Подведем краткие итоги. Россия, войдя в состав Всемирной торговой организации и выступая в качестве истца, ответчика либо третьей стороны, проявляет заинтересованность в эффективном использовании механизма разрешения споров ВТО преимущественно для обеспечения национальной безопасности. В целях более тесного взаимодействия с аппаратом ВТО, в том числе по урегулированию торговых споров, в 2014 г. в Женеве создано Представительство РФ при ВТО. Обострение геополитических проблем, введение секторальных санкций со стороны западного сообщества и контрмеры российской стороны обуславливают возможность обращения конфликтующих сторон со встречными исками в ОРС ВТО. Политические разногласия между ними затрудняют достижение компромисса в рамках организации. Внешние вызовы заставляют российскую экономику перестраиваться на марше: осуществлять меры протекционистского характера, уходить от ее «углеводородной» зависимости в сторону многопрофильного производства, шире использовать внутренние источники роста.

    www.fundamental-research.ru

    Смотрите так же:

    • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
    • Образец искового заявления о признании выморочным имуществом Среди наследников есть один, который вступает в свои права только в случае отсутствия или отказа других. Он наследует любое имущество и не имеет права отказаться от его принятия. Этим наследником выступает государство. Оно вступает в […]
    • Осаго кирово чепецк Где купить страховку ОСАГО в Кирово-Чепецке Наличие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) является законодательно закрепленной нормой для всех автовладельцев на территории РФ. Наличие полиса ОСАГО […]
    • Оформить карту в втб Дебетовая Мультикарта ВТБ Процент на остаток по карте до 6% Проценты начисляются на остаток средств на мастер-счете в рублях в зависимости от суммы покупок по картам: от 5 тыс. до 15 тыс. руб. – 1% годовых, от 15 тыс. до 75 тыс. руб. – […]
    • Налог с дивидендов физического лица 2018 Налог на дивиденды юридических и физических лиц в 2018 году Компания при перечислении дивидендов своим участникам, как физическим, так и юридическим лицам, обязана исчислить налог с данных выплат. Вид и размер платежа зависят от статуса […]
    • Куда подают документы на развод в минске Куда подают документы на развод в минске Развод (расторжение брака) возможен двумя способами: подача заявления в ЗАГС подача иска о расторжении брака в суд Каждый из этих способов имеет свои отличительные черты. Забегая вперед, […]