Общественная организация налоги

Налоговые льготы для некоммерческих (общественных) организаций

Завьялов Кирилл,
Мельникова Елена,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона N 7-ФЗ).
Одной из форм некоммерческих организаций является общественная организация, которой признается добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы (п. 1 ст. 6 Закона N 7-ФЗ).
На сегодняшний день НК РФ предусмотрен ряд специфических норм, применяемых исключительно некоммерческими организациями.

НДС

Так, в силу пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
— общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
— организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%;
— учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в абзаце втором пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

НДФЛ

В части исчисления НДФЛ следует учитывать, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде:
— сумм, уплаченных общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание (п. 10 ст. 217 НК РФ);
— доходов, не превышающих 4000 рублей, полученных в виде сумм материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов.

Налог на прибыль

Статья 251 НК РФ содержит закрытый перечень доходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы.
Так, п. 2 ст. 251 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления. К ним, в частности, относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе:
— осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
— средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ);
— денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — Закон N 275-ФЗ) (пп. 13 п. 2 ст. 251 НК РФ);
— денежные средства, полученные некоммерческими организациями — собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Законом N 275-ФЗ (пп. 14 п. 2 ст. 251 НК РФ);
— денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Законом N 275-ФЗ (пп. 15 п. 2 ст. 251 НК РФ).
При этом налогоплательщики (получатели указанных целевых поступлений) обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Также не учитываются при налогообложении имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, утвержденный в ст. 264 НК РФ, также содержит ряд расходов, присущих некоммерческим организациям.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщиков — общественных организаций инвалидов, а также налогоплательщиков — учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ (пп. 39 п. 1 ст. 264 НК РФ). Получатели средств, предназначенных на осуществление деятельности общественной организации инвалидов и на цели социальной защиты инвалидов, по окончании налогового периода представляют в соответствующие налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 267.1 НК РФ налогоплательщики (общественные организации инвалидов) вправе создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Указанные резервы могут создаваться на срок не более пяти лет. Расходы на формирование такого резерва учитываются в составе прочих расходов (п. 39.2 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Также п. 3 ст. 286 НК РФ предусматривает, что некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
В свою очередь, п. 2 ст. 289 НК РФ содержит нормы, определяющие, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Иными словами, у некоммерческой организации, у которой не возникает обязательство по уплате налога на прибыль, отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов (письмо Управления ФНС по г. Москве от 15.03.2005 N 20-12/16361).

Прочие налоги

Главой 25.3 НК РФ также установлен ряд льгот, применяемых исключительно некоммерческими организациями.
Так, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков (п. 2 ст. 333.37 НК РФ). Однако цена иска не должна превышать 1 000 000 руб. (п. 3 ст. 333.37 НК РФ).
В свою очередь, п. 4 ст. 333.38 НК РФ указывает, что от уплаты государственной пошлины за совершение всех видов нотариальных действий освобождаются общественные организации инвалидов.
В заключение отметим, что общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, освобождаются от обложения налогом на имущество в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п. 3 ст. 381 НК РФ).
Аналогичная норма предусмотрена и в отношении земельного налога.
От налогообложения данным налогом освобождаются земельные участки, используемые общероссийскими общественными организациями инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, для осуществления уставной деятельности (п. 5 ст. 395 НК РФ).
В заключение хотелось бы отметить, что законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие налоговые льготы в отношении некоммерческих организаций, а также основания для их использования налогоплательщиками.

Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
3. Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
4. Письмо Управления ФНС по г. Москве от 15.03.2005 N 20-12/16361.

www.garant.ru

ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Некоммерческая общественная организация, принимает членские и вступительные взносы, вносимые членами клуба для использования их на содержание организации и ведение уставной деятельности. Существует ли необходимость в уплате налога на прибыль и НДС с членских и вступительных взносов, а также в уплате налога на имущество? Есть ли необходимость в применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при приеме членских и вступительных взносов от членов клуба?

Согласно п. 2 статьи 251 Налогового кодекса (НК) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления. Членские и вступительные взносы, полученные от членов клуба и использованные на содержание некоммерческой организации и ведение уставной деятельности, относятся к целевым поступлениям (пп. 1 п. 2 статьи 251 НК) и, соответственно, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.

Если получение членских и вступительных взносов некоммерческими организациями не связано с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг, то такие взносы также не включаются в налоговую базу по НДС.

Статьей 381 НК не предусмотрено освобождение общественных некоммерческих организаций от уплаты налога на имущество, за исключением общероссийских общественных организаций инвалидов.

Что же касается ККТ, то применять ее такими организациями не обязательно, поскольку осуществление денежных расчетов, связанных с приемом членских и вступительных взносов, не является торговыми операциями.

Подробные разъяснения по этим вопросам дал Минфин в письме от 8 сентября 2006 г. N 03-03-04/4/145 на примере региональной общественной организации содействия оздоровлению и физическому развитию населения.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

subschet.ru

Налогообложение некоммерческих организаций

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Основные принципы и порядок налогообложения некоммерческих организаций

Некоммерческие организации (далее — НКО) создаются и функционируют для выполнения социальных, образовательных, благотворительных, религиозных и т. п. задач, при этом являются полноценными субъектами налогового права, хотя поступления от этих организаций не играют существенной роли в системе доходных источников бюджета. К некоммерческим организациям относятся: негосударственные и общественные организации, осуществляющие деятельность за счет собственных доходов; государственные и муниципальные учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств соответствующего бюджета; автономные учреждения.

Согласно Налоговому кодексу РФ, эти организации обязаны представлять в налоговые органы разные налоговые декларации, в которых отражаются расчеты по каждому виду федеральных, региональных и местных налогов и сборов, плательщиками которых являются НКО.

Прежде всего, рассмотрим порядок налогообложения по федеральным налогам и сборам: налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость (НДС), единому социальному налогу (ЕСН), государственной пошлине, таможенной пошлине. Как правило, именно эти федеральные налоги, сборы и платежи обязаны уплачивать НКО; при налогообложении учитываются льготы, обусловленные спецификой их деятельности.

Эта специфика заключается в следующем.

1. Гражданским кодексом РФ определено, что НКО не могут иметь в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основе специальных разрешений — лицензий.

2. НКО не зарегистрированы в качестве предпринимателей. Вместе с тем по роду своей работы они могут оказывать различные услуги как физическим, так и юридическим лицам на платной основе, осуществлять другие виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, чтобы иметь возможность развивать основную некоммерческую деятельность, предусмотренную учредительными документами организации.

Именно поэтому при исчислении налога на прибыль в составе доходов некоммерческих организаций не учитывается ряд доходных источников. Перечень целевых поступлений и целевого финансирования, присущих некоммерческим организациям, которые при их целевом использовании освобождаются от уплаты налога на прибыль, определяется приказами Министерства финансов России. Чтобы получить право на такие льготы, НКО обязаны соблюдать ряд требований налогового законодательства. Во-первых, все поступления НКО, относимые к целевым налогом на прибыль не облагаются только при условии ведения раздельного учета и использования их в соответствии с условиями получения. В противном случае указанные средства подлежат налогообложению. По окончании финансового года некоммерческие организации обязаны представлять в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств.

Во-вторых, некоммерческие организации обязаны вести раздельный бухгалтерский учет не только целевых поступлений, но и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые подразделяются на 2 группы. Одна группа включает в себя доходы от реализации товаров, работ и услуг. К примеру, в образовании такими доходами являются доходы от платной образовательной деятельности. Сюда же относятся доходы от реализации учебно-методической литературы, являющейся товаром, и т. д. Ко второй группе относятся внереализационные доходы, включающие: доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду); плату кредитных организаций, начисляемую за размещение средств на расчетном счете; доходы, полученные в результате начисления суммовых разниц при совершении сделок в иностранной валюте; пени и штрафы за неуплату членских взносов; излишки товарно-материальных ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, и др.

Все доходы первой и второй групп, приносящие экономическую выгоду НКО, подлежат налогообложению в порядке, установленном гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Налогооблагаемая база НКО определяется как разница между объемом полученных доходов без НДС и акцизов и суммой фактических экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов по группам: материальные расходы; расходы на оплату труда; амортизационные начисления на имущество, приобретенное за счет доходов от предпринимательской деятельности и используемое для извлечения дохода; прочие расходы.

В соответствии со ст. 41 части первой НК РФ доходом считается экономическая выгода НКО в денежной или натуральной формах. Поступления, не приносящие налогоплательщику экономической выгоды, не относятся к доходам, учитываемым при налогообложении. Например, не подлежат налогообложению транзитные платежи, к которым относятся: средства, поступившие от арендующих организаций в виде возмещения фактических расходов за оплаченные арендодателем коммунальные услуги и услуги связи; плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных учреждениях для престарелых и инвалидов; средства, поступившие во временное пользование от госпитализированных в стационар больных, подлежащие впоследствии возврату гражданам; плата родителей за содержание детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях интернатного типа.

Расходы в соответствии с законодательством делятся на прямые и косвенные (накладные). Обоснованными расходами считаются экономически оправданные затраты, в частности все затраты, произведенные в пределах установленных правовыми актами норм и нормативов (размер суточных при направлении работника в командировку, стоимость представительских расходов, нормы использования горюче-смазочных материалов и т. д.). Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, оформленные соответствующими документами (договорами, счетами-фактурами, ведомостями на выдачу заработной платы работникам, авансовыми отчетами и т. д.). Необходимым условием является отнесение расходов на цели, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

Важно подчеркнуть, что ставки налога на прибыль являются универсальными как для коммерческих структур, так и для НКО и составляют 24% от налогооблагаемой базы (6,5% направляется в федеральный бюджет, 17,5% — в бюджет субъекта РФ). Органы власти субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков вправе устанавливать пониженную налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджет субъекта РФ. Независимо от того, имеется ли у НКО превышение доходов над расходами, они обязаны ежеквартально представлять налоговые декларации. Рассмотрим порядок расчета налога на прибыль НКО на примере одной из некоммерческих организаций.

Пример: Деятельность общественной некоммерческой организации «Клуб автолюбителей» осуществляется за счет различных источников. Предположим, что в октябре текущего года на расчетный счет поступило 100 тыс. руб. членских взносов. Этот клуб участвовал в конкурсе на получение государственного заказа на услуги по дополнительному обучению детей-сирот автоделу, выиграл его и получил субвенцию в сумме 800 тыс. руб., которые использовал по назначению. В ноябре текущего года, согласно договору пожертвования, от коммерческой организации на счет клуба поступили средства в сумме 250 тыс. руб. на приобретение автомобилей. Таким образом, все доходы относятся к целевым поступлениям. Выше мы отмечали, что для получения льготы необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, целевой характер расходов в данном примере обозначен при предоставлении средств. Фактически «Клуб автолюбителей» не все средства израсходовал на приобретение автомобилей, а 40 тыс. руб. направил на выплату премий персоналу организации. В этом случае сумма 40 тыс. руб. и будет являться налогооблагаемой базой, отражаемой в налоговой декларации в составе внереализационных доходов, размер налога на прибыль составит: 40 ООО х 24%/100% = 9600 руб.

Налог на добавленную стоимость. Некоммерческие организации, реализующие продукцию, товары, работы, услуги, становятся плательщиками НДС в общеустановленном порядке. Однако отдельные виды деятельности от налога на добавленную стоимость освобождены (подчеркнем, что от НДС освобождаются не организации, а виды деятельности). Перечень льгот приведен в НК РФ. Порядок исчисления НДС приведен также в главе 7 учебника. Главное условие освобождения тех или иных товаров, работ или услуг от НДС заключается в их социальной значимости.

Пример: НДС не начисляется на ряд услуг и товаров, непосредственно выполняемых или реализуемых некоммерческими организациями:

• услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми в государственных и муниципальных учреждениях социальной защиты (частные и общественные организации такой льготы не имеют);
• услуги по содержанию детей в дошкольных некоммерческих организациях;
• услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные), студиях. Основное отличие этих услуг от приведенных выше заключается в том, что льгота по НДС предоставляется образовательным, спортивным, общественным организациям, организациям культуры и искусства и другим организациям любой формы собственности, а также индивидуальным предпринимателям;
• медицинские услуги определенного перечня, оказываемые физическим и юридическим лицам лечебными, санитарно-профилактическими организациями и врачами, занимающимися частной практикой. Форма собственности и ведомственная принадлежность организации может быть любой;
• услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых государственными и негосударственными архивными учреждениями и организациями. Индивидуальным предпринимателям льгота не предоставляется;
• услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видео-показ. Под услугами религиозных объединений понимается проведение обрядов и церемоний. От НДС освобождаются также изготовление и реализация этими объединениями предметов культа и религиозного назначения.

При проведении театрально-зрелищных, спортивных, культурно-просветительных, развлекательных мероприятий от НДС освобождается плата за посещение этих мероприятий;

• услуги по изготовлению копий учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов;
• товары (работы, услуги) собственного производства, реализуемые общественными организациями инвалидов;
• товары (работы, услуги) собственного производства (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), реализуемые организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников.

Это далеко не полный перечень, но даже из него следует, что в каждом конкретном случае для учета индивидуальных особенностей льготных видов деятельности обращение к инструктивному материалу обязательно. В одних случаях дополнительным условием является наличие лицензии на тот или иной вид услуг, в других — таких лицензий не требуется, в третьих — имеются определенные требования к содержанию услуги. Например, если учреждение дополнительного профессионального образования оказывает платные услуги по программе, объем которой составляет менее 72 часов, то независимо от наличия лицензии оно не имеет льготы по НДС.

Некоммерческие организации наряду с коммерческими являются плательщиками единого социального налога, если они являются работодателями. В п. 14.2 рассмотрен порядок исчисления и уплаты ЕСН. Поэтому остановимся лишь на специфических льготах для некоммерческих организаций. Сразу отметим, что этот налог не взимается, если суммы начисленной в течение года заработной платы и других вознаграждений в расчете на каждого отдельного работника НКО не превышают 100 тыс. руб.

Данное ограничение распространяется:

1) общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновитель, опекун, попечитель) составляют не менее 80%;
2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и где среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;
3) некоммерческие организации, основной уставной целью которых является оказание образовательных, физкультурно-спортивных, информационных, культурно-просветительских, правовых и иных реабилитационных услуг для инвалидов, включая детей-инвалидов и их родителей, либо осуществление научных разработок по проблемам инвалидности и инвалидов, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Снижение платежей нашло отражение в регрессивной шкале налогообложения (чем выше фонд оплаты труда, тем ниже ставка единого социального налога), поэтому перечень льгот сведен до минимума. Для получения льготы организации необходимо документально подтвердить свой статус, предъявив решение учредителей о ее создании, устав или положение, в которых должны содержаться сведения о собственниках имущества.

Государственную пошлину, являющуюся федеральным доходом, некоммерческие организации уплачивают в том случае, когда они совершают юридически значимые действия, обращаются в судебные органы за разрешением спорных вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью. В гл. 25.3 части второй НК РФ предусмотрено, что от уплаты госпошлины освобождаются как организации в целом, так и отдельные виды совершаемых НКО действий.

В частности, государственную пошлину не должны платить:

1) государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федеральною бюджета. Следует иметь в виду, что если учреждения и организации финансируются из регионального или местного бюджета, от уплаты госпошлины они не освобождаются;
2) государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за право вывоза культурных ценностей;
3) общественные организации инвалидов — по всем видам нотариальных действий, при обращении в арбитражные суды, суды общей юрисдикции и к мировым судьям;
4) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением — за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях;
5) государственные, муниципальные предприятия и учреждения — за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество казны соответствующего уровня.

Таможенная пошлина. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от организационно-правового статуса лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе».

От таможенной пошлины освобождаются товары, а не организации. К их числу относятся:

• товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и/или вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помощи и/или на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия;
• товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые из страны в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для государственных и муниципальных учреждений образования и лечебных учреждений;
• периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой.

Далее рассмотрим порядок налогообложения по видам региональных налогов, к числу которых относятся налог на имущество и транспортный налог.

Налог на имущество организаций. Все организации, в том числе имеющие льготу по налогу на имущество, должны представлять налоговые декларации по этому налогу и одновременно заявлять о праве на льготу. Основой для расчета среднегодовой стоимости имущества служит остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества. Остаточной стоимостью является разница между первоначальной стоимостью и ежемесячно начисляемой амортизацией. Такой порядок является единым для коммерческого и некоммерческого секторов экономики, включая бюджетные учреждения. По НК РФ ставка налога установлена в размере 2,2%, при этом региональные власти вправе ее снижать, так как этот вид налога является региональным и полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Все НКО можно сгруппировать в 4 группы, каждая из которых имеет свои особенности при исчислении налога на имущество.

К первой группе относятся НКО, имеющие безусловные льготы по федеральному законодательству, которые не ограничены сроком действия: государственные научные центры, религиозные объединения и организации в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности (например, культовые здания и сооружения); организации, имеющие на балансе памятники истории и культуры федерального значения; организации и учреждения уголовно-исполнительной системы.

Вторая группа — НКО, имеющие условную льготу по налогу на имущество. При определенных условиях освобождаются от налога на имущество: общественные организации инвалидов, если численность инвалидов составляет не менее 80%; организации, где численность инвалидов составляет не менее 50% от общего числа работников.

В третью группу НКО включаются: некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации; автономные учреждения, государственного и муниципального учреждения фонды (кроме общественных фондов как разновидности общественных объединений). Они не имеют льгот по налогу на имущество.

Региональным органам власти предоставлено право не только устанавливать, пониженные ставки налога на имущество, но и расширять перечень организаций, имеющих право на льготы. Например, в Санкт-Петербурге в соответствии с региональным законодательством льготой по налогу на имущество, находящееся в собственности Санкт-Петербурга, могут воспользоваться бюджетные учреждения, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, организации водоснабжения, коммунального хозяйства, а также садоводческие, огороднические и дачные объединения граждан; научные организации РАН — в отношении имущества, используемого для научной деятельности.

Транспортный налог. Некоммерческие организации обязаны в общеустановленном порядке (см. п. 5.2) уплачивать транспортный налог, если они имеют в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении зарегистрированные транспортные средства (автомобили, снегоходы, водные и воздушные суда и др.).

Земельный налог, который относится к местным налогам, уплачивают НКО, имеющие земельные участки на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения (см. п. 6.6). Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками предоставляется государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом РФ; автономным учреждениям в соответствии со ст. 3 Закона «Об автономных учреждениях» № 174ФЗ.

Ставка земельного налога составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков. Прямое освобождение от земельного налога имеют учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов; религиозные организации; общероссийские общественные организации инвалидов и их союзы, членами которых являются инвалиды и их законные представители и количество которых составляет не менее 80% от общей численности работающих.

Бюджетные учреждения культуры и спорта, искусства, кинематографии, образования, здравоохранения по федеральному законодательству не освобождаются от уплаты земельного налога. Льготы им могут быть предоставлены по решению органов местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге — по законодательству этих субъектов РФ.

Таким образом, мы видим, что налогообложение некоммерческих организаций — сложный процесс, требующий глубоких специальных знаний в области налогового законодательства.

Особенности исчисления налога на прибыль государственными и муниципальными учреждениями (организациями)

в соответствии с Налоговым кодексом РФ плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ. На этом основании государственные и муниципальные учреждения (организации), большинство из которых являются бюджетными, юридически признаются плательщиками налога на прибыль.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетным учреждениям относятся организации, созданные государственными органами Российской Федерации и органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета согласно смете доходов и расходов, наделенных государственным и муниципальным имуществом на праве оперативного управления.

Как отмечалось ранее, при расчете налога на прибыль все НКО должны учитывать доходы от реализации работ и услуг, основных средств и иного имущества, от внереализационных операций. В составе доходов не учитываются авансовые платежи и целевые поступления.

Одна из важных особенностей, которую необходимо иметь в виду при исчислении налога на прибыль, заключается в следующем. В отличие от негосударственных и общественных НКО государственные и муниципальные учреждения (организации) ограничены в правах по распоряжению имуществом, находящимся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении. Они не вправе продавать недвижимость, сдавать ее в аренду, использовать в виде залога, вносить в качестве вклада в уставный капитал других организаций без согласия собственника (учредителя).

При заключении договоров на сдачу в аренду недвижимого имущества этим организациям отведена роль пассивного участника. Все договорные арендные отношения должны строиться не между организацией и арендатором, а между владельцем основных средств — соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом — и арендатором. Поэтому суммы арендной платы могут и не поступать в распоряжение государственных и муниципальных учреждений (организаций). Однако в тех случаях, когда по решению собственника средства от аренды отражаются в смете доходов и расходов, при определенных условиях возникают обязательства по уплате не только налога на прибыль, но и налога на добавленную стоимость.

В течение последних лет в законы о федеральном бюджете на очередной финансовый год включаются положения об использовании доходов, полученных от сдачи имущества в аренду, в качестве дополнительных источников финансирования государственных учреждений и организаций, финансируемых за счет федерального бюджета. Так, Законом РФ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 235ФЗ установлено, что не подлежат обложению налогом на прибыль доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, а также организациям научного обслуживания РАН, имеющим государственный статус и финансируемым за счет средств федерального бюджета. Арендная плата в полном объеме отражается в сметах доходов и расходов указанных учреждений и организаций. Доходы от аренды, выступающие как дополнительный источник бюджетного финансирования, направляются на содержание и развитие материально-технической базы этих организаций сверх сумм, установленных по федеральному бюджету. В данном случае эти доходы являются целевым финансированием, не подлежащим налогообложению. Аналогичные нормы имеют место и в законах о бюджете на очередной финансовый год отдельных субъектов РФ.

Налоговая база по бюджетным учреждениям определяется как разница между суммой доходов и суммой фактически осуществленных расходов, непосредственно связанных с ведением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которую для краткости условимся называть коммерческой. Особенностям ведения налогового учета бюджетными учреждениями посвящена ст. 321.1 гл. 25 НК РФ. В этой статье для бюджетных учреждений предусмотрены обязанность ведения раздельного учета доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования, особенности признания расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов, расходов по ремонту всех видов основных средств. Например, если в смете доходов и расходов предусмотрена оплата расходов по коммунальным услугам, услугам связи, по всем видам ремонта основных средств, по обслуживанию транспортных средств за счет как бюджетных, так и внебюджетных средств, то в основе определения расчетной суммы расходов по этим статьям должен лежать удельный вес доходов от коммерческой деятельности (без внереализационных) в общей сумме бюджетных и внебюджетных источников финансирования учреждения.

Итак, руководством к действию при исчислении налога на прибыль государственных и муниципальных учреждений (организаций) служит налоговое законодательство, не всегда, к сожалению, учитывающее степень реального бюджетного финансирования исполнителей бюджетных услуг. НКО должны быть предельно внимательны, чтобы не попасть в «налоговую ловушку». Относительная законодательная недоработанность правового статуса НКО при наличии достаточно широкого спектра их предпринимательской деятельности нередко приводит к ситуации, в результате которой формируется доходная база, подпадающая под действие ряда налогов, регламентированных НК РФ. При этом возрастают «налоговые риски» НКО.

УСН
ЕНВД
Налог на доход от продажи квартиры
Налоговый вычет при покупке участка
Возврат подоходного налога, обзор

Назад | | Вверх

center-yf.ru

Смотрите так же:

  • Распечатка субсидии Документы на субсидию по оплате ЖКУ Опубликуйте, пожалуйста, список документов, которые нужно представить для оформления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Я обращалась в службу субсидий, почему-то разные сотрудники требуют […]
  • Представление на пенсию бланк в рб Представление на пенсию бланк в рб 1. По трудовой книжке Дата заполнения трудовой книжки «__» _______ 19__ г. 2. Работа в колхозе 3. По другим документам ИТОГО стажа по другим документам ___________ лет __________ мес. ___________ дн. […]
  • Приказ о зачислении учащихся в школе Унифицированная форма № Т-1Утверждена Постановлением Госкомстата Россииот 05.01.2004 № 1Форма по ОКУД МБУ ДО АР «Детская школа искусств г. Аксая» Приказ № 27от 27.06.2017 года 1.Зачислить с 01.09.2017 года в 1 класс фортепианного […]
  • Защита прав потребителей нижний новгород автозаводский район кирова 19 Медицинский центр П Р Е Й С К У Р А Н Т медицинского центра «Кедр» Организация не участвует в программах ОМС и ДМС. Услуги осуществляются только за наличный расчет. Выезд специалистов в пос. Доскино, пос. Нагулино, пос. Гнилицы, Ленинский […]
  • Приказ фонда социального страхования 195 Приказ Фонда от 17.06.2011 N 195 "Об утверждении форм документов, применяемых для выплаты в 2011 году страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего […]
  • Правила дифференцирования с примерами Правила дифференцирования с примерами На этом занятии мы будем учиться применять формулы и правила дифференцирования. Примеры. Найти производные функций. 1. y=x 7 +x 5 -x 4 +x 3 -x 2 +x-9. Применяем правило I, формулы 4, 2 и 1. […]