Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Г л а в а 10

10.1.1. Основные понятия и определения

Под экономическим механизмом охраны окружающей среды и природопользования понимается система экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, применение которых обеспечивает достижение целей стимулирования развития рынков, в т.ч. напрямую связанных с эксплуатацией природных ресурсов, и обеспечения необходимых мероприятий по поддержанию качества природных ресурсов, достаточного для улучшения качества жизни людей.

Структура экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования включает в себя:

экономические инструменты природоохранной деятельности;

финансирование природоохранных мероприятий;

ценообразование с учетом экологического фактора;

экономический механизм реализации государственных и региональных экологических программ.

Основным экономическим инструментом является налоговая политика, которая реализуется через экологические налоги (платежи), а также неналоговые платежи, взимаемые за природопользование и негативное воздействие на окружающую среду.

В ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Для приведения экономического состояния воздействующего на окружающую среду субъекта в зависимость от произведенного негативного воздействия применяется принцип платности.

Несмотря на то, что система платежей за природопользование рассматривается зачастую параллельно с системой платежей за негативное воздействие на окружающую среду (возмещающих вред окружающей среде), указанные системы имеют определенное различие:

1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду должна стимулировать субъектов воздействия к его снижению, в то время как плата за природопользование должна стимулировать субъектов природопользования (являющихся одновременно, как правило, и субъектами воздействия) к рациональному использованию природных ресурсов, что проявляется (например, для полезных ископаемых) в увеличении их добычи.

2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, имеющая иную методологию определения, в отличие от платы за природопользование, не должна иметь другого назначения, кроме как компенсационного (на осуществление мероприятий по снижению последствий загрязнений для экосистем и отдельных их элементов).

3. Если плата за природопользование должна взиматься с субъекта природопользования в любом случае (субъект природопользования пользуется государственной собственностью), то плата за негативное воздействие на окружающую среду может не взиматься с субъекта хозяйственной деятельности, если научно доказано, что это воздействие не производится.

4. Если институт платного природопользования необходимо развивать, так как он является основным источником поступления средств в бюджеты различных уровней, то институт платы за разрешенное негативное воздействие на окружающую среду нужно постепенно ликвидировать, заменив его системой мер по привлечению к экономической и другим видам ответственности субъектов хозяйственной деятельности, оказывающих какое-либо воздействие. То есть любое негативное воздействие на окружающую среду должно стать нештатной ситуацией.

5. Система платежей за негативное воздействие на окружающую среду должна использовать в перспективе экономические оценки климатических, общераспространенных природных, трудовых и других ресурсов, которые ранее не использовались, а, следовательно, сама плата не могла полностью компенсировать последствий и эффектов воздействия.

В структуру рынка экологических услуг входят экологическая информация, эколого-экономическое лицензирование и аккредитация, экологическая сертификация, освоение экологически чистых технологий, услуги по оценке и компенсации экологического ущерба, экологическое страхование и правовое обслуживание, сервисное обслуживание в сфере особо охраняемых природных территорий и объектов.

Для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач существовала система внебюджетных государственных экологических фондов. В 2001 г. внебюджетные экологические фонды были упразднены, и платежи за загрязнение окружающей среды стали перечисляться Федеральным казначейством в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в соотношении 20:40:40%.

Природоохранительное законодательство предусматривает, что предприятия, организации и учреждения могут использовать собственные средства для финансирования мероприятий по охране окружающей среды. Для этого они формируют собственные экологические фонды за счет амортизационных отчислений по природоохранным сооружениям, поступлений по искам, государственных средств целевого назначения, части прибыли, кредитов банков. Средства экологических фондов предприятий должны образовываться и расходоваться целевым назначением под контролем банков и органов охраны природы.

Общественные фонды охраны окружающей среды образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников. Указанные фонды создаются общественными экологическими объединениями, профессиональными союзами и расходуются исключительно на охрану окружающей среды. Основными направлениями расходования фондов являются затраты на экологическое образование и воспитание, на издание популярных экологических книг и брошюр, на проведение общественных экологических экспертиз, различных акций протеста против загрязнения окружающей среды.

10.1.2. Платность природопользования

Важнейшим фактором экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов являются платежи за природные ресурсы, из которых складываются бюджетные средства. К ним относятся собственно плата за пользование природными ресурсами в пределах установленных лимитов и отдельно за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, плата за воспроизводство и охрану ресурсов.

Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (чаще всего государством) и природопользователем и взимается в виде налогов, арендной платы или в иных формах.

Платежи для различных субъектов природопользования должны быть значительно дифференцированными. Эта дифференциация должна происходить в зависимости от юридического статуса субъектов, а также льгот, предоставляемых им в связи с выполнением различных (в т.ч. государственных) функций.

Размер платы может быть определен на основе проведения аукционов, торгов и т.п. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов (в пределах лимитов) служит формой возмещения затрат специализированных организаций на осуществление этой деятельности.

Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и устанавливают конкретным природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов.

studopedia.su

13.5. Плата за природопользование и негативное воздействие на окружающую среду

К числу основных принципов экологического права относится принцип платности природопользования. Исходя из существующего разделения природопользования на позитивное и негативное (см. тему 7) все платежи в рассматриваемой сфере можно разделить на плату за использование природных ресурсов и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за использование природных ресурсов.

Платность природопользования является важнейшим элементом системы экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов. Платность использования природных ресурсов способствует решению экологических задач по эффективному использованию земель и других природных ресурсов, обеспечивает материальную заинтересованность всех природопользователей в сохранении и воспроизводстве природных ресурсов, дает дополнительные средства на поддержание их естественного состояния и охрану.

Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется федеральными законами и издаваемыми в их развитие правовыми актами Правительства РФ.

Так, ст. 39 Закона о недрах констатирует, что при пользовании недрами устанавливаются следующие виды платежей: а) разовая плата за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; б) регулярные платежи за пользование недрами; в) плата за полученную геологическую информацию о недрах; г) сбор за участие в конкурсе (аукционе); д) сбор за выдачу лицензий. В свою очередь гл. 26 части второй НК устанавливает налог на добычу полезных ископаемых. При этом налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых.

С 1 января 2005 г. вступила в силу гл. 25.2 части второй НК, которая определяет основные требования по уплате водного налога.

Глава 13 ЛК устанавливает, что за пользование лесным фондом взимаются платежи в виде лесных податей при краткосрочном пользовании участками лесного фонда или арендной платы при аренде участков лесного фонда.

Система платежей за пользование животным миром согласно ст. 52 Закона о животном мире включает в себя: а) плату за пользование животным миром; б) штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром. С 2004 г. вступила в силу гл. 25.1 части второй НК, в которой закреплены основные требования по уплате сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

К видам негативного воздействия на окружающую среду ст. 16 Закона об охране окружающей среды относит:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия па окружающую среду.

Закон предусматривает, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения наносимого ей вреда.

Ставки платежей за загрязнение непосредственно для предприятий, организаций устанавливаются представительными и исполнительными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления с участием территориальных органов Ростехнадзора, Роспотребнадзора и предприятия-загрязнителя. Органы представительной и исполнительной власти вправе повышать коэффициенты экологической значимости и при сверхлимитных загрязнениях среды устанавливать плату для предприятий-загрязнителей в увеличенных размерах (до 20% — в крупных городах и промышленных центрах; в два раза — в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, в особо охраняемых заповедных зонах, эколого-курортных регионах).

Платежи за выбросы вредных веществ и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а сверхлимитные загрязнения — за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия-загрязнителя. Сроки поступления платежей согласовываются с местными органами охраны окружающей среды.

Таким образом, платежи за загрязнение окружающей среды служат, с одной стороны, источником пополнения соответствующих бюджетов, целевых бюджетных фондов, средства которых обеспечивают, в том числе, проведение мероприятий и выполнение программ по охране окружающей среды. С другой стороны, они экономически стимулируют предприятия сокращать объем выбросов, сбросов и образования отходов и предотвращать тем самым вредное воздействие на природную среду и здоровье населения.

studme.org

Платность природопользования

Настоящая статья раскрывает сущность принципа платности природопользования и порядок определения платежей.

Принцип, предполагающий платность природопользования, входит в состав основных принципов в экологическом праве. Все платежи в данной сфере базируются на делении природопользования на позитивное и негативное. Исходя из этого, различается понятие платы за пользование природными ресурсами и возмещение отрицательного влияния на окружающую природу.

Общая характеристика принципа платности природопользования

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» деятельность всяких хозяйствующих субъектов, осуществляемая на территории Российской Федерации, должна совершаться с учетом принципов платного природопользования и компенсирования вреда, нанесенного природной среде, если хозяйствование оказывает малейшее влияние на окружающую среду. Посредством платного пользования природой обеспечивается экономическое стимулирование рационального пользования природными ресурсами. Понятие ключевой мотивации платности природопользования предполагает экологический мотив, способствующий более бережному отношению к природным благам. Но существует и мотивация фискальная, носящая целевой характер. Полученные в счет оплаты средства направляются на сохранение окружающей среды, а также на восстановление и воспроизводство затраченных ресурсов. Говоря о платном природопользовании, надлежит отличать формы оплаты. В частности: • плата за пользование природой; • оплата за отрицательное влияние на окружающую среду; • компенсирование в качестве покрытия вреда окружающей среде.

Плата за использование природных ресурсов

Платное пользование природными ресурсами помогает решить экологические задачи, направленные на эффективное использование ресурсов природы. Это обеспечивает материальную заинтересованность со стороны непосредственных природопользователей. Они более заинтересованы в сохранении природных ресурсов и их воспроизводстве. Получение платежей способствует получению дополнительного капитала на охрану природы и поддержанию ее естественного состояния. Применение нормативов платной формы регулируется на правительственном уровне. Так платежи за пользование недрами определяются ст. 39 Федерального закона «О недрах». При этом различается плата за разовое использование, регулярное пользование, за получение геологической информации, добычу разнообразных полезных ископаемых и т.д. Формы платы за водные ресурсы регламентированы гл. 25.2 Налогового кодекса РФ. В гл.13 Лесного кодекса РФ определены нормы платы за пользование лесным фондом, как за краткосрочное использование, так и аренду участков лесного фонда. Платежная политика за использование животного мира базируется на ст.52 Федерального закона «О животном мире». При этом учитывается не только пользование фауной, но также нерациональность и сверхлимитность использования.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

В ст.16 закона «Об охране окружающей среды» предопределяются формы отрицательного влияния на природу. К таковым причисляются:

  • выбросы в атмосферную среду, обладающие загрязняющим характером;
  • сбрасывание загрязнений в водную среду, причем не только в воды поверхностного вида, но и в подземные воды или водосборные резервуары;
  • процессы, загрязняющие почвенную среду и недра;
  • размещение производственных отходов и разнообразных остатков потребления;
  • загрязнение природы посредством теплового, шумового, ионизирующего, электромагнитного или другого типа физического воздействия; • прочее отрицательное влияние.
  • Законодателем предусмотрено, что оплата за отрицательное влияние на природу не становится для хозяйствующих субъектов освобождением от реализации мероприятий, направленных на сохранность среды и компенсацию нанесенного ущерба. Получение платежей за отрицательное влияние на природную среду становится источником пополнения соответствующего бюджета. В это же время платность природопользования стимулирует предприятия к сокращению объемов вредных выбросов и образованию отходов. Тем самым минимизируется вред для природы и здоровья населения.

    Система правовых форм платы за природопользование

    На сегодня система правовых форм по реализации платы состоит из:

  • налоговых сборов;
  • оплаты за пользование природными ресурсами.
  • К налоговым платежам причисляются:

    • формы платежей федерального значения – налоговые платежи за добычу различных полезных ископаемых, водопользование, использование мира животного и биологических водных ресурсов;
    • местные налоги. Например, земельный налог.

    Подробно объекты налогообложения определяются в гл. 25.1 «О пользовании животным миром и водными биологическими ресурсами», гл.25.2 «О водном налоге», гл.26 «О налоге на добычу полезных ископаемых», гл.31 «О земельном налоге» Налогового кодекса РФ. Оплата за распоряжение природными ресурсами предполагает платежи за аренду природных объектов и за разовое использование. Граждане обладают правом на бесплатное и свободное пребывание на определенных природных объектах. Законом дозволено осуществление заготовки питательных природных ресурсов. Исключение представляют древесные лесные ресурсы. Принцип платности природопользования таков, что любое коммерческое пользование ресурсами природы подлежит оплате.

    Порядок определения платежей

    Размеры платежей за природопользование учреждаются для хозяйствующих субъектов государственными органами власти. Формы платы могут устанавливаться органами местного самоуправления при непосредственном участии региональных представительств Роспотребнадзора, Ростехнадзора и самого загрязнителя. Органы представительной власти, определяющие ставки за природопользование, могут поднимать коэффициенты по экологии. При сверхлимитности загрязнения природы оплата для организации увеличивается. Например, в больших промышленных центрах ставка оплаты может увеличиваться на 20 %. Хозяйственное распоряжение природными ресурсами в областях экологического бедствия, в оберегаемых заповедниках, на территориях государственных национальных парков или в курортных районах предполагает двойную оплату. Платежи за загрязнение атмосферы выбросами и разместительство производственных отходов реализуются за счет параметров себестоимости производимой продукции. Сверхлимитное загрязнение компенсируется из доходов загрязнителя. Сроки оплаты регулируются местными органами по охране природной среды.

    advokat-malov.ru

    Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде

    Платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде предусмотрены целым рядом правовых норм, установленных законами и подзаконными актами.

    Установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду является полномочием органов государственной власти Российской Федерации (Статья 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

    В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Установленный частью второй статьи 16 перечень видов негативного воздействия, за которое должна устанавливаться плата, не является исчерпывающим. Вместе с тем базовые ставки платы установлены только для трех видов негативного воздействия: выбросы в атмосферу от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов (см. постановление Правительства РФ от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», в первичной редакции опубликовано: Собрание законодательства РФ. — 2003. — №25. — Ст. 2528. ).

    Вопрос о необходимости установить предусмотренную Законом «Об охране окружающей среды» плату за другие виды негативного воздействия ставится давно. В качестве примера можно привести приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, изданный еще в период действия предыдущего закона «Об охране окружающей природной среды»: в пункте 2 приказа МПР РФ от 30.11.1994 №361 «О расширении системы платежей за негативное воздействия на окружающую среду» содержится поручение рабочей группе «рассмотреть необходимость и целесообразность введения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду: тепловое, радиоактивными изотопами и ионизирующей радиацией; неионизирующим и электромагнитным излучениями; пестицидами, животноводческими стоками; выбросами передвижных источников; передвижными и стационарными источниками шума; сбросом загрязняющих веществ в моря; закачкой загрязненных вод в подземные горизонты; другие виды загрязнения».

    Таким образом, необходимо признать, что принцип платности природопользования, известный в других старнах как принцип «загрязняющий платит», реализуется не в полной мере. Отдельного рассмотрения также требует и вопрос размера платы, которые, как правило, не стимулируют природопользователей к уменьшению уровня негативного воздействия на окружающую среду.

    sites.google.com

    ПЛАТНОСТЬ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

    Словарь финансовых терминов .

    Смотреть что такое «ПЛАТНОСТЬ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ» в других словарях:

    Платность природопользования — включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, реакционные и другие природные ресурсы) взима… … Википедия

    Платность природопользования — принцип использования природных ресурсов в РФ юридическими лицами, исключения из которого предусмотрены законодательством. П.п. находит выражение в плате за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за др. виды воздействия на … Энциклопедия права

    Платность природопользования — принцип использования природных ресурсов в РФ юридическими лицами, исключения из которого предусмотрены законодательством. П.п. находит выражение в плате за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за др. виды воздействия на … Большой юридический словарь

    Экологическое право — Экологическое право особое комплексное образование,[1] представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы[2]. В сегодняшней юридической науке существует два… … Википедия

    Принципы охраны окружающей среды — основные исходные положения, подходы к решению вопросов охраны окружающей среды; один из приемов юридической техники, определяющий ориентиры правового регулирования отношений в области рационального использования и охраны окружающей среды. К… … Большой юридический словарь

    Право окружающей среды — Экологическое право (право окружающей среды) самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность основанных на эколого правовых идеях норм, регулирующих конкретные общественные отношения собственности на природные ресурсы, по… … Википедия

    Принципы водного законодательства — 1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека; регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Европейский кодекс поведения для прибрежных зон — – одобрен профильным комитетом Совета Европы в апреле 1999 г. Наряду с Модельным законом об устойчивом управлении прибрежными зонами, Кодекс направлен на реализацию раздела «Прибрежные и морские экосистемы» Пан Европейской стратегии сохранения… … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

    dic.academic.ru

    Смотрите так же:

    • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
    • Экскурсии с проживанием в спб Тур по Питеру с проживанием на 5 дней Подарите себе пятидневный тур в Санкт-Петербург! Красоты Северной столицы стоят того, чтобы вы смогли увидеть их хотя бы раз. Тур в Санкт-Петербург на 5 дней, цена которого сейчас сравнительно […]
    • Элементы налогов и их характеристика шпаргалка Элементы налогов и их характеристика шпаргалка 3. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА Элементы налога – необходимый минимум параметров, без нормативного закрепления которых налог не может считаться законно установленным. Объект налогообложения – юридические […]
    • Юристы по делам алиментов Калькулятор расчета алиментов К сожалению, реалии жизни таковы, что многим приходится сталкиваться с проблемой развода. При наличии детей, добавляется головная боль по поводу выплаты или взыскания алиментов. Иногда, бывшие супруги […]
    • Правила дифференцирования с примерами Правила дифференцирования с примерами На этом занятии мы будем учиться применять формулы и правила дифференцирования. Примеры. Найти производные функций. 1. y=x 7 +x 5 -x 4 +x 3 -x 2 +x-9. Применяем правило I, формулы 4, 2 и 1. […]
    • Пакет документов на пособие на погребение ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Выплата неполученных сумм пенсий в связи со смертью пенсионера Начисленные суммы пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся неполученными в связи с его смертью в […]