Налог на доход у источника выплаты

Налог на доход у источника выплаты

Статья 185. Доходы, облагаемые налогом на доходы физических лиц у источника выплаты

1. Обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц у источника выплаты возлагается на юридических лиц, нерезидентов Республики Узбекистан, осуществляющих деятельность через постоянное учреждение и представительства иностранных юридических лиц.

2. К доходам, облагаемым налогом на доходы физических лиц налоговыми агентами у источника выплаты, относятся:

1) доходы в виде оплаты труда в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса;

2) доходы физических лиц от выполнения разовых работ;

3) доходы физических лиц в виде дивидендов, процентов, вознаграждений, выигрышей;

4) доходы в виде безвозмездно выданных акций или доли имущества юридических лиц;

5) доходы, выплачиваемые нерезидентам Республики Узбекистан;

6) доходы физического лица от сдачи имущества в аренду юридическому лицу;

8) доходы в виде призов, выдаваемых по итогам конкурсов и соревнований, выигрышей;

9) суммы по грантам, выдаваемые физическому лицу юридическим лицом ? грантополучателем;

10) доходы, выдаваемые физическим лицам за произведенные предметы культуры и искусства, науки и литературы юридическими лицами;

11) доходы, выдаваемые физическому лицу юридическим лицом в виде материальной выгоды.

Статья 186. Удержание налоговыми агентами налога на доходы физических лиц у источника выплаты

1. Налогообложение у источника выплаты производится налоговыми агентами в порядке, установленном настоящим разделом.

2. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из указанных в статье 185 настоящего Кодекса доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

3. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

4. Ответственность за правильное удержание и своевременное перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет несет налоговый агент, выплачивающий доход. При неудержании суммы налога на доходы физических лиц налоговый агент обязан внести в бюджет сумму неудержанного налога на доходы физических лиц и связанные с ним пени.

Статья 187. Порядок исчисления и удержания налога

1. Исчисление и удержание налога на доходы физических лиц производится налоговым агентом по месту основной работы ежемесячно нарастающим итогом с начала года, по мере начисления дохода, исходя из налогооблагаемой базы и ставок, установленных настоящим разделом.

2. Исчисленная сумма налога на доходы физических лиц уменьшается на сумму обязательных ежемесячных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета физических лиц.

3. Суммы взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета физических лиц исчисляются исходя из налогооблагаемой базы и ставки, устанавливаемой решением Президента Республики Узбекистан

4. Налоговые агенты, оказавшие материальную помощь и выдавшие ценные подарки, производят перерасчет налога на доходы физических лиц работающим физическим лицам, исходя из размера минимальной заработной платы, установленного на конец налогового периода.

5. Перерасчет суммы налога на доходы физических лиц, получивших материальную помощь и ценный подарок по месту неосновной работы или от других юридических лиц, производится органами государственной налоговой службы при подаче физическим лицом декларации о доходах, исходя из размера минимальной заработной платы, установленного на конец налогового периода.

6. В случае изменения в течение года места основной работы (службы, учебы) физическое лицо обязано представить справку в бухгалтерию по новому месту работы (службы, учебы) о выплаченных ему в текущем году доходах и удержанных суммах налога, до начисления первой заработной платы.

7. Исчисление налога на доходы физических лиц по новому месту основной работы (службы, учебы) производится исходя из совокупного дохода, полученного с начала календарного года по старому и новому местам работы (службы, учебы).

8. В случае непредставления справки с места прежней работы (службы, учебы) или непредставления идентификационного номера налогоплательщика налог на доходы физических лиц удерживается по максимальной ставке, предусмотренной частью первой статьи 182 настоящего Кодекса. При последующем представлении справки или идентификационного номера, производится перерасчет суммы налога на доходы физических лиц с учетом доходов, полученных по прежнему месту работы (службы, учебы).

9. При осуществлении выплат работнику по месту прежней работы после его увольнения, данные выплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц без применения льгот, предусмотренных статьями 180 и 181 настоящего Кодекса. Об общей сумме выплаченного этим гражданам дохода и удержанного налога на доходы физических лиц юридические лица обязаны в месячный срок письменно сообщить органу государственной налоговой службы по месту регистрации.

10. Исчисление налога на доходы физических лиц у источника выплаты доходов по месту неосновной работы или от других юридических лиц производится с суммы совокупного дохода без применения льгот, предусмотренных статьями 180 и 181 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала года по мере его начисления по установленным ставкам согласно статье 182 настоящего Кодекса.

11. Если физическое лицо, получающее доходы по месту неосновной работы или от других юридических лиц, подает заявление в бухгалтерию об удержании с его дохода налога на доходы физических лиц по максимальной ставке, указанной в статье 182 настоящего Кодекса, то юридические лица, выплачивающие доходы, удерживают налог на доходы физических лиц по максимальной ставке без применения льгот, предусмотренных настоящим разделом.

12. Налоговые агенты при выплате заработной платы обязаны выдавать по требованию физического лица справку о суммах и видах его доходов, а также о сумме удержанного налога на доходы физических лиц, по форме, устанавливаемой Государственным налоговым комитетом и Министерством финансов Республики Узбекистан.

13. С доходов физических лиц, полученных по месту неосновной работы, окончательная сумма налога на доходы физических лиц исчисляется органом государственной налоговой службы по данным представленных деклараций о полученных доходах, произведенных расходах и удержанных суммах налога.

Статья 188. Порядок представления расчетов

Налоговые агенты обязаны:

1) в течение тридцати дней после окончания налогового периода представлять в органы государственной налоговой службы справку о физических лицах, получивших доходы, за исключением физических лиц, получивших доходы по месту основной работы, по форме, устанавливаемой Государственным налоговым комитетом и Министерством финансов Республики Узбекистан, в которой отражаются:

идентификационный номер налогоплательщика;

фамилия, имя, отчество, адрес постоянного места жительства налогоплательщика;

общая сумма доходов и общая сумма удержанного налога на доходы физических лиц по итогам прошедшего налогового периода;

идентификационный номер налогового агента;

наименование налогового агента;

2) ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в органы государственной налоговой службы сведения о суммах начисленных и фактически выплаченных доходов и суммах удержанных налогов на доходы физических лиц, по форме, устанавливаемой Государственным налоговым комитетом и Министерством финансов Республики Узбекистан.

Статья 189. Порядок уплаты налога

1. Исчисленная сумма налога на доходы физических лиц у источника выплаты доходов уплачивается в бюджет налоговым агентом в следующие сроки:

1) одновременно с представлением документов в банк для получения денежных средств;

2) в течение пяти дней после окончания месяца, в котором произведена натуральная выплата.

2. Если на расчетном счете юридического лица недостаточно средств, необходимых для выдачи заработной платы и одновременного перечисления в бюджет удержанного из заработной платы работников налога на доходы физических лиц, то налог на доходы физических лиц перечисляется в бюджет в сумме, пропорциональной остатку средств на расчетном счете.

taxpravo.ru

Налогообложение доходов иностранных организаций
от источников в Российской Федерации

1. Общие положения

Согласно ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на прибыль являются не только российские организации, но и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Основной принцип налогообложения доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации, определенный в главе 25 НК РФ, заключается в том, что налогообложению в Российской Федерации подлежит только тот доход иностранной организации, источник которого находится в Российской Федерации.

Другой принцип заключается в том, что доход подлежит налогообложению у источника выплаты, если он не связан с деятельностью иностранной организации в Российской Федерации через постоянное представительство. В данном случае источник выплаты дохода становится налоговым агентом, и на него в соответствии со ст. 24 НК РФ возлагается обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика (иностранной организации) и перечислению налога в бюджет.

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
  • в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
  • вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
  • За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2. Доходы иностранных организаций, облагаемые у источника выплаты

    Особенности налогообложения доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, установлены в ст. 309 НК РФ.

    В п. 1 ст. 309 НК РФ приведен перечень видов доходов, полученных иностранной организацией, относящихся к доходам от источников в Российской Федерации и подлежащих налогообложению у источника выплаты этих доходов. К ним относятся:

  • дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций;
  • доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений п. 1 и 2 ст. 43 НК РФ);
  • процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации (в том числе доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов, а также доходы по иным долговым обязательствам российских организаций);
  • доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 % активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). Если вышеуказанная доля не превышает 50 %, то такие доходы не относятся к доходам от источников в Российской Федерации;
  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;
  • доходы от международных перевозок;
  • штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств и т.д.
  • Не признаются доходами, полученными от источников в Российской Федерации, а следовательно, не подлежат обложению налогом у источника выплаты следующие доходы:

  • доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах (подпункт 5 п. 1 ст. 309 НК РФ). Если акции российских организаций, более 50 % активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, были приобретены на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли), то вне зависимости от соответствия критерию «50 %» доходы иностранных организаций от их реализации не относятся к доходам от источников в Российской Федерации;
  • доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (кроме доходов от реализации акций и недвижимого имущества), имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации (п. 2 ст. 309 НК РФ);
  • премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру (п. 2 ст. 309 НК РФ).
  • 3. Порядок определения налоговой базы

    Доходы, получаемые от источников в Российской Федерации, являются объектом налогообложения независимо от формы, в которой получены такие доходы, в частности доходы, полученные в натуральной форме, посредством погашения обязательств этой организации, в виде прощения ее долга или зачета требований к этой организации.

    Налоговая база по доходам иностранной организации, подлежащим налогообложению, и сумма налога, удерживаемого с таких доходов, исчисляются в валюте, в которой иностранная организация получает такие доходы (п. 5 ст. 309 НК РФ). При этом расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход, по официальному курсу Банка России на дату осуществления таких расходов.

    При определении налоговой базы по доходам от реализации акций (долей в капитале) российских организаций, более 50 % активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), и по доходам от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном:

  • для определения расходов при реализации имущества (ст. 268 НК РФ);
  • для определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами (ст. 280 НК РФ).
  • Вышеуказанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты этих доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог с таких доходов, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких расходах (п. 4 ст. 309 НК РФ).

    Пунктом 6 ст. 309 НК РФ установлено, что если учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления является иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в Российской Федерации, а доверительным управляющим является российская организация либо иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, то с доходов такого учредителя или выгодоприобретателя, полученных в рамках договора доверительного управления, налог удерживается и перечисляется в бюджет доверительным управляющим.

    4. Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом.

    В соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, в валюте выплаты дохода.

    В зависимости от вида получаемого дохода применяются следующие налоговые ставки.

    Ставка 0 % применяется к доходам в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также к доходам в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III.

    По ставке 10 % облагаются доходы от предоставления в аренду или субаренду морских, воздушных судов либо иных подвижных транспортных средств или контейнеров, используемых в международных перевозках, а также доходы от международных перевозок.

    По ставке 15 % налог уплачивается с дивидендов, выплачиваемых иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций; с дохода в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов; с дивидендов и процентных доходов только по государственным и муниципальным ценным бумагам.

    По ставке 20 % облагаются доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации; доходы по иным долговым обязательствам российских организаций (то есть процентные доходы, кроме доходов по государственным ценным бумагам); доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности (лицензионные платежи); доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе по лизинговым операциям; штрафы и пени за нарушение договорных обязательств и иные аналогичные доходы.

    В отношении порядка применения ставок по доходам от реализации акций (долей в капитале) российских организаций и доходам от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, необходимо отметить следующее.

    Если при определении налоговой базы по доходам от реализации акций или недвижимого имущества были учтены расходы в установленном порядке, то налог с этих доходов исчисляется по ставке 24 %. Если при определении облагаемого дохода от реализации имущества расходы не признаются таковыми для целей налогообложения, с полной суммы таких доходов налог исчисляется по ставке 20 %.

    Пример.

    Иностранная организация «Альманах» владеет зданием, находящимся на территории Российской Федерации. Российская организация «Источник» арендует часть этого здания и в соответствии с договором аренды уплачивает арендную плату в размере 60 000 руб.

    Налоговая база и сумма налога в этом случае определяются в рублях.

    В бухгалтерском учете российской организации «Источник» оформляются следующие проводки:

    Д-т 20 (25, 26, 44) К-т 60 – 60 000 руб. – начислен доход в пользу иностранной организации;

    Д-т 60 К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу с доходов иностранных организаций», – 12 000 руб. – удержан налог с доходов иностранной организации [налоговая ставка, применяемая к данному виду дохода, равна 20 %; сумма налога составляет 12 000 руб. (60 000 × 20 %)];

    Д-т 60 К-т 51 – 48 000 руб. – перечислен доход иностранной организации «Альманах» за минусом налога;

    Д-т 68, субсчет «Расчеты по налогу с доходов иностранных организаций», К-т 51 – 12 000 руб. – перечислен налог в бюджет.

    Сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет либо в валюте выплаты этого дохода, либо в валюте Российской Федерации по официальному курсу Банка России на дату перечисления налога.

    Согласно ст. 310 НК РФ сумма налога перечисляется налоговым агентом одновременно с выплатой дохода. Однако ст. 287 НК РФ устанавливает конкретные сроки уплаты удержанного налога. Так, согласно данной статье настоящего Кодекса налог с доходов иностранной организации, получающей доход от источников в Российской Федерации, не связанный с постоянным представительством в Российской Федерации, перечисляется налоговым агентом в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

    Письмом МНС России от 26.07.2002 №23-1-13/34-1005-Ю274 до сведения налоговых органов доведено, что налоговый агент обязан перечислить в бюджет сумму удержанного с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

    Если доход выплачивается иностранной организации в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в форме осуществления взаимозачетов, или в случае если сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму дохода иностранной организации, получаемого в денежной форме, налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме (п. 1 ст. 310 НК РФ).

    Исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 настоящего Кодекса, а именно:

    1. если осуществляются выплаты доходов в пользу постоянного представительства иностранной организации. При этом у налогового агента должна иметься нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет этой иностранной организации в налоговом органе Российской Федерации, оформленная не ранее чем в предыдущем налоговом периоде;
    2. если в отношении дохода, выплачиваемого иностранной организации, статьей 284 НК РФ предусмотрена налоговая ставка 0 %;
    3. если осуществляются выплаты доходов, полученных при выполнении соглашений о разделе продукции, при этом законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено освобождение таких доходов от удержания налога в Российской Федерации при их перечислении иностранным организациям;
    4. если осуществляются выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту надлежащим образом оформленного подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.

    В случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту соответствующего подтверждения.

    Пунктом 4 ст. 310 НК РФ предусмотрено, что налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, установленной МНС России.

    Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена приказом МНС России от 24.01.2002 №БГ-3-23/31. Инструкция по заполнению этой формы утверждена приказом МНС России от 03.06.2002 №БГ-3-23/275.

    5. Применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения

    Статьей 312 НК РФ установлено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация до выплаты дохода должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация заключила международный договор, регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В этом случае доход выплачивается источником выплаты без удержания налога или налог удерживается по пониженной ставке, предусмотренной международным договором.

    НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранной организации.

    Поскольку подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации представляется налоговому агенту и он принимает решение о неудержании налога или его удержании по пониженной ставке в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения, то в случае неправильного применения агентом соглашения налоговые органы имеют право удержать налог из средств налогового агента и применить к последнему штрафные санкции, предусмотренные налоговым законодательством.

    Если до выплаты дохода иностранная организация – получатель этого дохода не представила налоговому агенту должным образом оформленного подтверждения своего постоянного местопребывания в стране, с которой у Российской Федерации имеется действующее соглашение в области налогообложения, налоговый агент обязан при выплате дохода удержать с этого дохода налог в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Однако, если в дальнейшем иностранная организация оформит в установленном порядке подтверждение своего местонахождения, она может воспользоваться правилами соответствующего соглашения для возврата налога, удержанного налоговым агентом при выплате дохода.

    Порядок возврата ранее удержанного налога регламентируется пунктом 2 ст. 312 НК РФ, в котором установлено, что заявление о возврате сумм ранее удержанных в Российской Федерации налогов представляется иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. Вышеуказанная норма применяется в отношении доходов, выплаченных с 1 января 2002 года.

    Возврат излишне удержанного (и уплаченного) налога осуществляется в той валюте, в которой этот налог был удержан и перечислен в бюджет налоговым агентом, в месячный срок со дня подачи заявления и иных необходимых документов.

    Однако данный порядок возврата применяется только в том случае, если в соответствии с действующим законодательством налог был удержан и перечислен в бюджет из средств, выплачиваемых иностранной организации.

    Л.Е. Никулина, АО «Аудиторская поддержка»

    www.investor.spb.ru

    Агент иностранца по налогу на прибыль

    С каких доходов иностранной организации нужно исчислить и удержать налог, как это сделать и как отчитаться

    Даже если ваша организация применяет специальные налоговые режимы (УСНО, ЕСХН, ЕНВД), она может стать агентом иностранной организации по налогу на прибыл ь п. 2 ст. 275, п. 3 ст. 275, пп. 4, 5 ст. 286, ст. 310, п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11 НК РФ .

    Плательщиками налога на прибыль, кроме российских организаций, являются иностранные организации, получающие доходы от источников в Р Ф п. 1 ст. 246 НК РФ . И если ваша организация выплатила доход иностранной компании, не имеющей постоянного представительства в РФ, вполне вероятно, что ей придется выступить в роли налогового агент а п. 1 ст. 24, пп. 2, 2.1 ст. 275, п. 4 ст. 286 НК РФ . Причем независимо от применяемого режима налогообложения. То есть вам нужно будет удержать с дохода иностранного контрагента и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на прибыль.

    А станете вы налоговым агентом или нет, зависит от вида выплаченного дохода.

    Физические лица, в том числе предприниматели, не являются агентами по налогу на прибыль при выплате доходов иностранным организация м п. 4 ст. 286, п. 1 ст. 310 НК РФ; Письмо Минфина России от 17.06.2008 № 03-08-13 .

    Облагаемые доходы иностранной организации

    Для удобства мы показали их в таблице.

    * Международными договорами (соглашениями об избежании двойного налогообложения) могут быть установлены пониженные ставки налога на прибыль или может предусматриваться вообще освобождение конкретных доходов от налогообложения на территории Р Ф ст. 7 НК РФ .

    Кроме того, в НК РФ сказано, что налогом на прибыль также облагаются «иные аналогичные доходы » подп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ . Однако что следует понимать под этим, в Кодексе не разъясняется. Можно выделить три позиции, сформировавшиеся в правоприменительной практике по этому вопросу.

    ПОЗИЦИЯ 1. Это любые доходы, полученные от источников в РФ, не связанные с деятельностью постоянного представительства иностранной организации и не относящиеся к доходам от продажи имущества, имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг на территории РФ п. 2 ст. 309 НК РФ; п. 1.1 разд. II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утв. Приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150 (далее — Методические рекомендации) . Этот подход позволяет контролирующим органам относить к доходам, аналогичным перечисленным в п. 1 ст. 309 НК РФ:

  • выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страховани я Письма Минфина России от 11.08.2011 № 03-03-06/3/6, от 25.06.2010 № 03-03-06/1/431 ;
  • доходы от операций с любыми финансовыми инструментами срочных сдело к Письма Минфина России от 26.08.2011 № 03-03-06/2/133, от 07.07.2011 № 03-08-05, от 16.03.2011 № 03-08-05 ;
  • бонусы, выплаченные иностранному покупателю за покупку определенного количества товаро в Письмо Минфина России от 11.08.2009 № 03-08-05 ;
  • доходы, полученные иностранцем по договору доверительного управления, в котором российская организация является доверительным управляющим, а иностранная организация — учредителем или выгодоприобретателе м п. 6 ст. 309 НК РФ; Письмо Минфина России от 06.10.2009 № 03-03-06/1/642 .
  • ПОЗИЦИЯ 2. Это доходы, не связанные с обычной предпринимательской деятельностью иностранной компани и Постановление Президиума ВАС РФ от 08.07.2008 № 3770/08 . То есть аналогичные доходы — это «пассивные» доходы, получаемые от вложений капитала и не зависящие от каждодневной деятельности. В то же время в перечне п. 1 ст. 309 НК РФ упомянуты такие доходы, как доходы от международных перевозок, которые «пассивными» не назовешь.

    ПОЗИЦИЯ 3. Это доходы, аналогичные прямо названным в п. 1 ст. 309 НК Р Ф Письмо УМНС России по г. Москве от 05.06.2002 № 26-12/25907; Постановление ФАС МО от 01.02.2006 № КА-А41/12791-05 . Например, проценты за пользование чужими деньгами по ст. 395 ГК РФ аналогичны штрафам и пени за нарушение договорных обязательств.

    Как видим, вариантов несколько. Но в любом случае, если вы сомневаетесь, относятся ли доходы, которые вы будете выплачивать иностранному контрагенту, к доходам, облагаемым у источника выплаты (налогового агента), загляните еще и в п. 2 ст. 309 НК РФ, в котором названы доходы иностранцев, с которых российские организации налог не удерживают.

    Необлагаемые доходы иностранной организации

    К доходам иностранцев, не облагаемым российским налогом на прибыль у источника выплаты — российской организации, относятся доход ы п. 2 ст. 309 НК РФ :

  • от продажи имущества (кроме недвижимости, находящейся на территории РФ, и акций российских компаний, более 50% активов которых состоит из такой недвижимости);
  • от продажи имущественных прав;
  • от выполнения работ (оказания услуг) на территории РФ.
  • При этом указанные операции не должны приводить к образованию постоянного представительства иностранного контрагента в Р Ф п. 2 ст. 309 НК РФ .

    Платить налог на прибыль за иностранцев, получивших доход в РФ, должны только организации, «физики» от этой обязанности избавлены

    Основываясь на такой формулировке НК, налоговые инспекторы зачастую считают, что если деятельность привела к образованию постоянного представительства, но иностранец на налоговый учет в России не встал, то вы обязаны выступить в роли налогового агента. Однако это не так. Вам не нужно самостоятельно выяснять, привела ли деятельность вашего иностранного контрагента к образованию постоянного представительства или нет и встал ли иностранец на учет. Поскольку если постоянное представительство образовано, то иностранная организация признается самостоятельным плательщиком российского налога на прибыль независимо от того, встала она на налоговый учет или нет. А значит, вы не являетесь налоговым агентом. Если же постоянного представительства нет, то вы не являетесь налоговым агентом в силу п. 2 ст. 309 НК РФ и никаких документов, подтверждающих статус иностранца, вы не обязаны представлят ь п. 7.1 разд. II Методических рекомендаций; п. 3 ст. 306, пп. 5, 6, 8 ст. 307 НК РФ; Постановления ФАС ДВО от 18.05.2009 № Ф03-1968/2009; ФАС МО от 15.03.2007 № КА-А40/1507-07-П .

    Кстати, если иностранная компания выполняет для вас работы (оказывает услуги) или продает вам товары за границей, то выплаты ей не признаются доходами от источников в РФ и налог на прибыль с них удерживать не нужн о п. 1 ст. 246, п. 1 ст. 309 НК РФ; Письма Минфина России от 24.11.2010 № 03-08-05, от 31.03.2010 № 03-08-05, от 01.10.2008 № 03-08-05; Письма УФНС России по г. Москве от 09.02.2011 № 16-15/011766@, от 03.12.2010 № 16-15/127254@, от 12.11.2010 № 16-15/118318@ .

    Когда с дохода налог удерживать не нужно

    Вам не придется удерживать и перечислять в бюджет налог, если доход, который вы выплачиваете иностранному контрагент у п. 2 ст. 310 НК РФ :

  • относится к постоянному представительству иностранца и у вас есть нотариально заверенная копия свидетельства о постановке иностранной организации на учет в налоговых органа х утв. Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124; подп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ .
  • Копия должна быть заверена не ранее чем в году, предшествующем году выплаты дохода. Например, чтобы не удерживать налог с доходов, выплачиваемых в 2011 г., нужна копия свидетельства, заверенная в 2010 г. или 2011 г . Письмо Минфина России от 29.04.2009 № 03-08-05/1 ;

    • освобожден от налогообложения в РФ международным договором (соглашением) и у вас есть подтверждение того, что иностранная компания имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым заключен международный договор (об этом подтверждении мы еще поговорим ниже ) подп. 4 п. 2 ст. 310, п. 1 ст. 312 НК РФ ;
    • выплачивается иностранному организатору, маркетинговому партнеру, официальной вещательной компании XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Соч и подп. 5, 6 п. 2 ст. 310 НК РФ; п. 6 ст. 12 Федерального закона от 30.07.2010 № 242-ФЗ ; статьи 3, 3.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ . Эта льгота действует в отношении доходов, выплачиваемых до 1 января 2017 г.
    • Нюансы применения международных договоров

      Как мы уже упомянули, международным договором, заключенным с государством, на территории которого находится ваш иностранный контрагент, могут быть предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль или освобождение от налогообложения в РФ. Но для того чтобы воспользоваться международной льготой, нужно, чтобы к моменту выплаты дохода иностранная организация представила вам документ, подтверждающий ее постоянное местонахождение в таком государстве, заверенный компетентным органо м ст. 7 НК РФ, подп. 4 п. 2, п. 3 ст. 310, п. 1 ст. 312 НК РФ .

      Компетентный орган — это орган, который назван таковым в соответствующем международном соглашении. Как правило, такими органами соглашения называют министров финансов и руководителей налоговых органов (их уполномоченных представителей). Документы, выданные другими органами и организациями, для целей налогообложения резидентство иностранца не подтверждаю т п. 1 ст. 312 НК РФ; п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций; Письмо Минфина России от 25.06.2010 № 03-03-06/1/431; Письма УФНС России по г. Москве от 17.03.2010 № 16-12/027377, от 19.05.2009 № 16-15/049833, от 21.04.2009 № 16-15/038742; Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 9999/10 .

      Перечень международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения, действующих на 1 января 2011 г., приведен в Письме Минфина России от 23.03.2011 № 03-08-05 и размещен на сайте ФНС России в разделе «Международное сотрудничество».

      Учтите, если подтверждение составлено на иностранном языке, то вам потребуется его перевод на русский язы к п. 1 ст. 312 НК РФ .

      Кроме того, налоговый инспектор может предъявить дополнительные требования к документу, подтверждающему резидентство иностранного контрагента, в частности потребовать, чтобы:

      • документ был легализован (засвидетельствована подлинность подписи, печати и штампа в дипломатическом представительстве или консульстве РФ в государстве, органами которого документ выдан ) п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций; Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 № 990/05; Письмо УФНС России по г. Москве от 16.08.2006 № 20-12/72977 ;
      • на документе был проставлен апостиль, если документ исходит от органов государства, присоединившегося к Гаагской конвенции (отменяющей требование легализации иностранных официальных документов ) заключена в Гааге 05.10.61, вступила в силу для России 31.05.92 . Но здесь нужно учитывать вот что.
      • Тексты рассмотренных в статье Писем Минфина можно найти: раздел «Финансовые и кадровые консультации» системы КонсультантПлюс (информационный банк «Финансист»)

        Во-первых, с некоторыми государствами достигнута договоренность о принятии документов без проставления апостиля или консульской легализации. Перечень таких государств приведен в отдельных Письмах Минфин а Письма Минфина России от 17.06.2010 № 03-08-13, от 09.10.2008 № 03-08-05/2; Письмо ФНС России от 12.05.2005 № 26-2-08/5988; Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2010 № 16-15/133937@ .

        Во-вторых, Минфин рекомендовал принимать неапостилированные документы, указывая на то, что иностранные государства поступают именно та к Письма Минфина России от 01.07.2009 № 03-08-13, от 05.10.2004 № 03-08-07 . Поэтому если документ исполнен на официальном бланке компетентных органов иностранных государств и подписан официальными уполномоченными лицами, то апостиль и легализация ему не нужны.

        Мы решили уточнить позицию Минфина по этому вопросу на сегодняшний момент.

        Из авторитетных источников

        “ На сегодняшний день данный вопрос до конца не урегулирован. Есть договоренность только с несколькими странами — это Республика Белоруссия, Украина, Республика Молдова, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Армения, Азербайджанская Республика, Соединенные Штаты Америки, Республика Кипр, Словацкая Республика, Федеративная Республика Германия.

        Подтверждения постоянного местопребывания (резидентства), выданные уполномоченными органами вышеуказанных стран, принимаются без апостилирования.

        Ответственной за обмен информацией в рамках межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения является ФНС России. И мы надеемся, что работа по этому вопросу будет вестись и дальше ” .

        Если ваш иностранный контрагент является резидентом государства, с которым у России нет договоренностей, для снижения налоговых рисков лучше получить апостиль. Даже если он будет проставлен после выплаты доход а Постановления ФАС МО от 30.07.2009 № КА-А40/6945-09; ФАС ДВО от 25.07.2008 № Ф03-А59/08-2/2798 ;

      • в документе был указан конкретный период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. Если же он не указан, контролирующие органы считают, что резидентство подтверждено на календарный год, в котором выдан докумен т п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций; Письма Минфина России от 07.06.2011 № 03-03-06/2/87, от 21.07.2009 № 03-08-05, от 01.04.2009 № 03-08-05, от 09.10.2008 № 03-08-05/1, от 21.08.2008 № 03-08-05/1, от 16.05.2008 № 03-08-05, от 12.03.2008 № 03-08-05, от 04.06.2007 № 03-08-05; Письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2006 № 20-12/109629 . Кстати, суды этот довод, как правило, не принимают во внимани е Постановления ФАС СЗО от 17.05.2011 № А27-10300/2010; ФАС МО от 07.04.2011 № КА-А41/2465-11, от 05.03.2011 № КА-А40/977-11 . Например, в одном из постановлений суд счел резидентство иностранной организации в 2007 г. установленным на основании подтверждения, датированного 07.02.2006, и подтверждения о сохранности статуса в 2009 г . Постановление ФАС МО от 07.04.2011 № КА-А41/2465-11
      • Порядок исчисления и удержания налога

        Если с дохода, который вы собираетесь выплатить иностранцу, нужно исчислить и удержать российский налог на прибыль, вам нужно правильно определить налоговую базу и своевременно перечислить налог в бюджет.

        Определяем налоговую базу

        В большинстве случаев налоговая база — это сумма выплачиваемого дохода. Поэтому исчислить налог просто: нужно сумму дохода умножить на соответствующую ставк у п. 3 ст. 247, п. 1 ст. 274, п. 3 ст. 275, п. 1 ст. 286, п. 4 ст. 286 НК РФ .

        Но есть и операции, налоговая база по которым определяется как доходы за вычетом понесенных расходо в п. 1 ст. 310 НК РФ :

      • продажа недвижимого имущества, находящегося в РФ, или акций российских предприятий, активы которых на 50% состоят из такой недвижимост и п. 4 ст. 309 НК РФ . Расходы на приобретение недвижимости или акций определяются в порядке, установленном статьями 268 и 280 НК РФ;
      • предоставление имущества в лизин г подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ . В расходах лизингодателя учитывается стоимость предмета лизинга;
      • распределение организацией в пользу иностранного участника имущества, в частности, при ликвидации организации или выходе иностранца из ООО. Доход облагается налогом только в той части, которая превышает вклад, внесенный иностранным участником в уставный капита л подп. 1 п. 2 ст. 43, подп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ; Письма Минфина России от 01.11.2010 № 03-08-05, от 03.08.2010 № 03-03-06/1/519; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 № 20-12/101953 .
      • Такие расходы учитываются, только если к дате выплаты доходов у вас есть документы, их подтверждающие (в частности, договор купли-продажи объекта недвижимости, платежные документы и т. д . Письмо Минфина России от 19.04.2011 № 03-08-05 ).

        Расходы исчисляются в той же валюте, в которой выплачивается доход (при необходимости пересчитываются по официальному курсу (кросс-курсу) ЦБ РФ на дату их осуществления ) п. 5 ст. 309 НК РФ .

        Удерживаем и уплачиваем налог

        Налог, подлежащий удержанию, исчисляется в той валюте, в которой вы будете выплачивать дохо д п. 5 ст. 309 НК РФ . А вот перечислить его в бюджет нужно в рублях по курсу ЦБ РФ на дату перечисления. Причем сделать это нужно не позднее следующего рабочего дня после дня выплаты иностранцу доход а п. 5 ст. 45, пп. 2, 4 ст. 287, п. 1 ст. 310 НК РФ .

        Медлить с перечислением налога «за иностранца» не стоит

        Проблема может возникнуть, если доход выплачен в натуральной форме или ваше обязательство перед иностранцем прекращено неденежным способом, например зачетом встречного требования.

        НК РФ обязывает и в такой ситуации перечислить налог в бюджет, уменьшив соответствующим образом неденежный доход иностранной компани и п. 3 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ . Но как это сделать? Ведь даже если мы, например, поставим иностранцу меньше товаров, чем должны по бартерному контракту, денег у нас от этого не появится.

        Теоретически можно сослаться на то, что налог удерживается только из денег, выплачиваемых иностранц у подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ . Да и ВАС разъяснял, что оштрафовать агента за неперечисление налог а ст. 123 НК РФ можно, только если он имел возможность удержать соответствующую сумму из выплачиваемых иностранцу дене г п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 . А значит, достаточно письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержать нало г подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ .

        Но эти аргументы могут и не сработать. И налоговые органы, и суд исходят из того, что раз обязанность установлена, то ее нужно исполнять. Так, недавно суд признал правомерным взыскание штрафа по ст. 123 НК РФ с организации, не перечислившей налог с дохода иностранца по той причине, что обязательство по выплате ему процентов было новировано в вексел ь Постановление ФАС ВВО от 18.08.2010 № А28-20189/2009 .

        Избежать подобных проблем помогут так называемые налоговые оговорки в договорах. Все, что нужно сделать, — это написать, что цена договора увеличивается на сумму налогов, подлежащих уплате за иностранную организацию на территории РФ. Тогда вы будете четко знать, сколько должны иностранцу, а сколько — государству.

        Порядок представления отчетности

        Выплатив иностранной организации доход, вам еще нужно будет отчитаться перед налоговой инспекцией, представив Налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налого в утв. Приказом МНС России от 14.04.2004 № САЭ-3-23/286@; п. 4 ст. 310 НК РФ . Если вы выплатили доход:

      • в I квартале, то расчет нужно представить не позднее 28 апреля и потом уже за год;
      • во II квартале — не позднее 28 июля и потом уже за год;
      • в III квартале — не позднее 28 октября и потом уже за год;
      • в IV квартале — только один раз, не позднее 28 марта следующего года (годовой расчет).
      • Налоговый расчет составляется отдельно в отношении каждого отчетного и налогового периода, в котором выплачивались доходы иностранным организациям, и нарастающим итогом с начала года не составляетс я Письмо ФНС России от 20.11.2009 № 3-2-14/20; Письмо УФНС России по г. Москве от 27.06.2008 № 20-12/060969 .

        За непредставление налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налого в утв. Приказом МНС России от 14.04.2004 № САЭ-3-23/286@; п. 4 ст. 310 НК РФ или представление его позже установленного срока может быть взыскан штраф в размере 200 руб . п. 1 ст. 126 НК РФ

        Например, если вы перечислили иностранцу доход в июне, то не позднее 28 июля вы должны были представить налоговый расчет за II квартал. Если в III квартале никаких выплат не будет, то представлять отчет за III квартал не нужно. И дальше расчет нужно будет подать только за год.

        Если доходы не облагаются российским налогом на прибыль, то не возникает налогоплательщика, а значит, и нет налогового агент а ст. 24 НК РФ . Следовательно, представлять расчет в ситуации, когда вы выплачиваете иностранной компании доходы, с которых не удерживаете налог, потому что доходы освобождены от налогообложения в РФ, не нужно. Согласны с этим и суд ы Постановления ФАС ЗСО от 20.08.2010 № А27-25154/2009; ФАС ПО от 12.03.2009 № А72-5266/2008 .

        Однако контролирующие органы считают иначе и требуют представлять расчет при любых выплатах дохода иностранной организаци и Инструкция по заполнению формы налогового расчета. утв. Приказом МНС России от 03.06.2002 № БГ-3-23/275; Письмо Минфина России от 07.06.2011 № 03-03-06/1/334; Письма УФНС России по г. Москве от 12.11.2010 № 16-15/118318@, от 27.07.2006 № 18-11/1/66229 . При этом они предлагают в разделе 1 налогового расчета заполнять графы 1— 7 (графы 8— 12 не заполняются), в разделе 2 — графы 1— 8 (графы 9— 13 не заполняются ) Письмо УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 № 20-12/064111 .

        Однозначно подавать расчет не нужно в отношении доходов, которые не относятся к полученным от источника в РФ (например, по услугам, оказанным вне территории РФ, перевозкам исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ).

        Если вы несвоевременно перечислите в бюджет налог за иностранца, вас могут оштрафовать по ст. 123 НК РФ. Штраф составит 20% от суммы налога, подлежащего перечислению. А вот взыскать с вас недоимку, то есть потребовать уплатить налог за счет средств налогового агента, инспекторы не вправ е Постановления Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 № 14977/09; ФАС МО от 21.02.2011 № КА-А40/393-11, от 16.04.2009 № КА-А40/1191-09-2; ФАС ВСО от 26.11.2009 № А78-733/2009; ФАС ПО от 29.12.2010 № А49-8215/2009 .

        Вместе с тем имейте в виду, что недавно был обнародован проект Постановления Пленума ВАС РФ по части первой НК РФ (с ним можно ознакомиться на сайте ВАС РФ). И в нем ВАС предлагает, чтобы в такой ситуации налоговые органы заявляли к налоговым агентам иски о возмещении убытков.

        glavkniga.ru

    Смотрите так же:

    • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
    • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
    • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
    • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
    • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
    • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]