Налог на прибыль от сумм зачисленных в бюджет

Минфин России рассказал, какую ставку налога на прибыль применить для зачисления налога в бюджет субъекта РФ

Если налогоплательщик сменил место регистрации по окончании налогового периода, то в декларации по налогу на прибыль организации за этот налоговый период необходимо указать ту ставку, которая действовала в том субъекте РФ, где налогоплательщик был зарегистрирован ранее. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 июля 2018 г. № 03-03-06/1/45542 «Об определении ставки налога на прибыль при смене места регистрации налогоплательщика по окончании налогового периода».

По общему правилу, суммы налога на прибыль организаций, которые зачисляются в доходную часть бюджетов субъектов РФ, подлежат уплате по месту нахождения российской организации, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений.

Финансисты указали, что ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 20% за исключением некоторых случаев. При этом сумма налога, исчисленная по ставке 18% зачисляется в бюджет субъектов России. А в период с 2017 года по 2020 год в размере 17%. Но законами субъектов РФ указанная ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5%. С 2017 года по 2020 год – не ниже 12,5% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Должно ли обособленное подразделение перечислять налог на прибыль организаций, если отсутствуют доходы или расходы, формирующие налоговую базу? Узнайте из материала «Исчисление и уплата налога на прибыль при наличии обособленных подразделений» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). То есть по окончании налогового периода завершается процесс образования налоговой базы, которая была сформирована по месту предыдущей регистрации организации. Следовательно, необходимо применить ту налоговую ставку, которая установлена субъектом РФ по предыдущему месту нахождения.

www.garant.ru

Статья 284 НК РФ. Налоговые ставки (действующая редакция)

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, если иное не установлено настоящей статьей. При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов (3 процентов в 2017 — 2020 годах), зачисляется в федеральный бюджет, если иное не установлено настоящей главой;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов (17 процентов в 2017 — 2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента (12,5 процента в 2017 — 2020 годах), если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Для организаций — резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.

Для организаций — участников Особой экономической зоны в Магаданской области законом Магаданской области может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Магаданской области от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных соглашением об осуществлении деятельности на территории Особой экономической зоны в Магаданской области, заключаемым в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» (далее в настоящей статье — соглашение об осуществлении деятельности), при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных таким соглашением, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иных видов деятельности.

Размер налоговой ставки налога, указанной в абзацах пятом и шестом настоящего пункта, не может быть выше 13,5 процента.

Для организаций — участников региональных инвестиционных проектов законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 284.3 либо пункта 3 статьи 284.3-1 настоящего Кодекса.

Положения настоящего пункта не применяются:

налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, при исчислении налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

при исчислении налоговой базы налогоплательщиками — контролирующими лицами по прибыли контролируемых ими иностранных компаний.

1.1. К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 настоящей статьи), применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.1 настоящего Кодекса.

1.2. Для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.

Указанная налоговая ставка применяется:

к прибыли от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами технико-внедренческой особой экономической зоны;

к прибыли от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами таких особых экономических зон.

Организации, указанные в настоящем пункте, вправе применять налоговую ставку 0 процентов налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации приобрела статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или статус резидента туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер. Право на применение указанной налоговой ставки утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации утратила статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или статус резидента туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер.

1.2-1. Для организаций — резидентов особой экономической зоны (за исключением организаций, указанных в пункте 1.2 настоящей статьи) налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 2 процентов.

1.3. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса, и рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям, предусмотренным подпунктом 1 или 1.1 пункта 2.1 статьи 346.2 настоящего Кодекса, налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

1.4. К налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, применяется налоговая ставка 20 процентов.

1.5. Для указанных в подпункте 1 пункта 1 и пункте 2 статьи 25.9 настоящего Кодекса организаций — участников региональных инвестиционных проектов налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 284.3 настоящего Кодекса.

1.5-1. Для указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса организаций — участников региональных инвестиционных проектов налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 284.3-1 настоящего Кодекса.

1.6. К налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — контролирующими лицами по доходам в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний, налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов.

1.7. Для организаций — участников свободной экономической зоны:

налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в течение десяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне;

налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя может устанавливаться в пониженном размере. При этом указанная в настоящем абзаце налоговая ставка не может превышать 13,5 процента.

Указанные в настоящем пункте налоговые ставки применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

1.8. Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» либо статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток», налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.4 настоящего Кодекса.

Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» либо статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток», законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности соответственно на территории опережающего социально-экономического развития либо на территории свободного порта Владивосток, в соответствии с положениями статьи 284.4 настоящего Кодекса.

1.9. К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 настоящей статьи), применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.5 настоящего Кодекса.

1.10. Для организаций — участников Особой экономической зоны в Магаданской области налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.

Указанная налоговая ставка применяется к прибыли от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных соглашением об осуществлении деятельности, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных таким соглашением, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иных видов деятельности.

Организации, указанные в настоящем пункте, вправе применять налоговую ставку 0 процентов налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» приобрела статус участника Особой экономической зоны в Магаданской области. Право на применение указанной налоговой ставки утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» утратила статус участника Особой экономической зоны в Магаданской области.

При нарушении участником Особой экономической зоны в Магаданской области существенных условий соглашения об осуществлении деятельности сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 настоящего Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу), исчисленного без учета статуса участника Особой экономической зоны в Магаданской области за весь период нахождения его в реестре участников Особой экономической зоны в Магаданской области.

1.11. К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 настоящей статьи), применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.6 настоящего Кодекса.

2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

1) 20 процентов — со всех доходов, за исключением указанных в подпункте 2 настоящего пункта и пунктах 3 и 4 настоящей статьи с учетом положений статьи 310 настоящего Кодекса;

2) 10 процентов — от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

3. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки:

1) 0 процентов — по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Налоговая ставка, установленная настоящим подпунктом, не применяется в отношении доходов, полученных иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном статьей 246.2 настоящего Кодекса, за исключением иностранных организаций, самостоятельно признавших себя налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса;

2) 13 процентов — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в подпункте 1 настоящего пункта, а также по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками;

3) 15 процентов — по доходам, полученным иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме.

При этом налог исчисляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 275 настоящего Кодекса.

Для подтверждения права на применение налоговой ставки, установленной подпунктом 1 настоящего пункта, налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов.

Такими документами могут, в частности, являться договоры купли-продажи (мены), решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, договоры о реорганизации в форме слияния или присоединения, решения о реорганизации в форме разделения, выделения или преобразования, ликвидационные (разделительные) балансы, передаточные акты, свидетельства о государственной регистрации организации, планы приватизации, решения о выпуске ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, проспекты эмиссии, судебные решения, уставы, учредительные договоры (решения об учреждении) или их аналоги, выписки из лицевого счета (счетов) в системе ведения реестра акционеров (участников), выписки по счету (счетам) «депо» и иные документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов. Указанные документы или их копии, если они составлены на иностранном языке, должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

4. К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

1) 15 процентов — по доходу в виде процентов по следующим видам ценных бумаг, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов (за исключением ценных бумаг, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, и процентного дохода, полученного российскими организациями по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами Российской Федерации, за исключением процентного дохода, полученного первичными владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, которые были получены ими в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации):

государственным ценным бумагам государств — участников Союзного государства;

государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам;

облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года;

облигациям российских организаций (за исключением облигаций иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации), которые на соответствующие даты признания процентного дохода по ним признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно.

Налоговая ставка, установленная настоящим подпунктом, применяется также к налоговой базе в виде доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;

2) 9 процентов — по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;

3) 0 процентов — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

4.1. К налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций, применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.2 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим пунктом.

К налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев, являющихся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.2.1 настоящего Кодекса.

4.2. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 310.1 настоящего Кодекса.

5. Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов.

Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи.

5.1. Прибыль, полученная организацией, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (далее в настоящем пункте — участник проекта), облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов в отношении прибыли, полученной после прекращения использования участником проекта права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 246.1 настоящего Кодекса.

В налоговом периоде, в котором совокупный размер прибыли, полученной участником проекта нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 246.1 настоящего Кодекса, превысил 300 миллионов рублей и (или) в котором участник проекта утратил статус участника проекта, полученная таким участником проекта прибыль подлежит налогообложению по налоговой ставке, установленной пунктом 1 настоящей статьи, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему. При этом положения настоящего абзаца не распространяются на прибыль, полученную в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно.

В налоговом периоде, в котором совокупный размер прибыли, полученной участником проекта нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 246.1 настоящего Кодекса, превысил 300 миллионов рублей (для участника проекта — исследовательского корпоративного центра — один миллиард рублей), и (или) в котором участник проекта утратил статус участника проекта, и (или) в котором доходы исследовательского корпоративного центра от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав составили менее 50 процентов в общей сумме доходов исследовательского корпоративного центра, полученная таким участником проекта прибыль подлежит налогообложению по налоговой ставке, установленной пунктом 1 настоящей статьи, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему. При этом положения настоящего абзаца распространяются на прибыль, полученную в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно.

Форма расчета налоговой базы по налогу участника проекта и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Участники проекта ведут налоговый учет в порядке, установленном статьей 346.24 настоящего Кодекса, в случаях, если они воспользовались правом ведения книги учета доходов и расходов в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

6. Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам, установленным пунктами 1.4, 1.6, 2 — 4 настоящей статьи, подлежит зачислению в федеральный бюджет.

  • URL
  • HTML
  • Для блога
  • Текст

Комментарий к ст. 284 НК РФ

1. Анализ правил п. 1 ст. 284 показывает, что:

а) они посвящены так называемой общей налоговой ставке по налогу на прибыль организаций. Она устанавливается в размере 24%;

б) они императивно определяют размер той части общей налоговой ставки, которая подлежит зачислению в федеральный бюджет (в размере 7,5%) и в местные бюджеты (в размере 2%). Изменить эти размеры можно только путем внесения поправок в ст. 284;

в) они диспозитивно устанавливают размер части общей налоговой ставки, зачисленной в бюджеты субъектов Российской Федерации. В эти бюджеты, по общему правилу, зачисляется сумма налога на прибыль организаций, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5%. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе снизить для отдельных категорий налогоплательщиков (с учетом специфики данного субъекта Российской Федерации) налоговую ставку в части сумм налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, но не более чем на 4 пункта. Таким образом, указанная ставка не может быть ниже 10,5%;

г) их следует применять с учетом правил п. 4 ст. 12 НК (о том, что местные налоги и сборы в городах Москве и Санкт — Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих субъектов Российской Федерации). В связи с этим возник вопрос: вправе ли, например, Московская городская Дума снизить размер налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджеты районов г. Москвы? Даже если такие бюджеты будут созданы, подобного права у Московской городской Думы в данном случае нет. Дело в том, что налог на прибыль организаций — это федеральный налог (не случайно гл. 25 НК «Налог на прибыль организаций» расположена в разделе VIII НК «Федеральные налоги»), а федеральные налоги и сборы (в т.ч. и размеры ставок по ним) устанавливаются непосредственно в нормах НК (п. 2 ст. 12 НК).

2. Специфика правил п. 2 ст. 284 состоит в том, что:

а) они подлежат применению лишь в том случае, когда налогом на прибыль организаций облагаются доходы иностранных организаций (см. коммент. к ст. 246 НК). При этом речь идет только о доходах иностранных организаций, которые не связаны с осуществлением их деятельности на территории Российской Федерации через постоянные представительства;

б) их следует применять с учетом положений:

— ст. 306 — 310 НК (см. коммент. к ним);

— п. 3 ст. 284 НК (см. об этом ниже);

в) они императивно определяют размеры налоговых ставок с упомянутых выше доходов (иначе говоря, ни налоговые органы, ни законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, ни сами налогоплательщики не вправе изменять размеры налоговых ставок, предусмотренные в п. 2 ст. 284);

г) в соответствии с ними с доходов иностранных организаций (прямо указанных в п. 2 ст. 284) налог на прибыль организаций взимается по налоговой ставке в размере:

— 20% с любых доходов, не относящихся к дивидендам и (или) к доходам, полученным в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (см. об этом ниже);

— 10% от использования (эксплуатации по назначению либо в иных целях, например, в виде передвижного склада), содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств (в т.ч. железнодорожных, автомобильных, речных и т.п.), а также контейнеров и т.п. Однако речь идет только о случаях, когда упомянутые выше объекты используются (содержатся, арендуются) именно в связи с осуществлением международных перевозок: во всех других случаях доходы, полученные от использования (содержания, аренды) этих объектов, облагаются по налоговой ставке 20%.

3. В той мере, в какой налогоплательщик налога на прибыль организаций определяет налоговую базу по доходам, полученным в виде дивидендов (при этом речь идет о дивидендах не в том смысле, который вкладывается в понятие «дивиденды» ст. 43 НК, и не в том смысле, который вкладывают в понятие «дивиденд» нормы ГК, Закона об АО, Закона о ценных бумагах, а о дивидендах для целей налогообложения налогом на прибыль организаций, см. коммент. к преамбуле ст. 275 НК), применяются следующие налоговые ставки:

1) 6% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских ЮЛ — коммерческих организаций (АО, ООО, ПТ и т.д.):

а) российскими ЮЛ — участниками упомянутых выше российских организаций (т.е. источников выплаты дивиденда). Например, если организация (получатель дивидендов) является акционером ЗАО, полным товарищем КТ;

б) российскими физическими лицами (в т.ч. и ИП), являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации (т.е. фактически находящимися на территории Российской Федерации не менее 183 дней (подряд или суммарно) в течение календарного года). В связи с этим в практике возникли вопросы: нет ли противоречий между правилами ст. 224 НК (о том, что доходы физических лиц, в т.ч. полученные в виде дивидендов, облагаются налогом по ставке 30%) и подп. 1 п. 3 ст. 284 (о том, что и к доходам физических лиц подлежит применению налоговая ставка в размере 6%)? В какой мере правомерно говорить о налоговой базе по налогу на прибыль организаций, определяемой физическими лицами? Нет ли противоречий между правилами ст. 207 НК (о налогоплательщиках налога на доходы физических лиц), ст. 246 НК (о налогоплательщиках налога на прибыль организаций) и подп. 1 п. 3 ст. 284? Какими нормами следует руководствоваться, если противоречия есть? Отвечая на эти вопросы, следует иметь в виду следующее: во-первых, отмеченные выше противоречия налицо и законодателю необходимо уточнить редакцию подп. 1 п. 3 ст. 284 (либо внести изменения в ст. 207, 246 НК); во-вторых, налоговую базу по доходам в виде дивидендов, полученных физическими лицами, определяют в данном случае налоговые агенты (выплачивающие физическим лицам дивиденды). Тем не менее вопрос о том, какова природа этой налоговой базы (т.е. определяется ли она по налогу на прибыль организаций или по налогу на доходы физических лиц), остается; в-третьих, впредь до определения законодателем своей позиции по упомянутым вопросам следует исходить из правил ст. 3, 108 НК (о том, что любые неясности, противоречия и сомнения актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков). В связи с этим применению подлежат правила подп. 1 п. 3 ст. 284 (т.к. они имеют приоритет: дело в том, что они приняты позднее, а если законодатель по одному и тому же вопросу принимает два противоречащих друг другу акта, то действует позднейший из них; кроме того, они имеют характер специальных правил в отношении общих правил, содержащихся в ст. 224 НК). Учитывая изложенное, с 1 января 2002 г. доходы физических лиц, полученные ими в виде дивидендов от российских ЮЛ, облагаются по налоговой ставке в размере 6%, а не в размере 30%;

2) 15% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций (т.е. коммерческих организаций) иностранными организациями (участниками этих российских ЮЛ — источников выплаты дивидендов). В практике возник вопрос: нет ли противоречий между правилами подп. 2 п. 3 ст. 284 (о том, что лишь дивиденды, выплачиваемые российскими организациями иностранным организациям, облагаются по налоговой ставке в размере 15%) и правилами п. 3 ст. 275 НК (о том, что по налоговой ставке 15% облагаются и дивиденды, полученные иностранными организациями, и дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации)? Безусловно, определенное противоречие налицо, и законодателю, наверное, придется дополнить подп. 2 п. 3 ст. 284 текстом о том, что налоговая ставка в размере 15% устанавливается также в отношении доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Впредь до этого следует исходить из того, что дивиденды, получаемые от российских организаций физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, облагаются по налоговой ставке 15% (а не 30%, как это предусмотрено в ст. 224 НК, см. коммент. к ст. 275 НК). В практике возник еще один вопрос: может быть, законодатель имел в виду, что дивиденды, выплачиваемые физическим лицам российскими организациями, облагаются по налоговой ставке в размере:

— 30%, если речь идет о налогообложении налогом на доходы физических лиц;

— 15% (а в случае, указанном в подп. 1 п. 3 ст. 284, — 6%), когда речь идет о налогообложении налогом на прибыль организаций?

Вопрос закономерный. Однако ответ может быть только отрицательным: дело в том, что это повлекло бы двойное налогообложение дивидендов. С другой стороны, не следует упускать из вида следующие положения ст. 214 НК:

«Сумма налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налог) в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в ВИДЕ ДИВИДЕНДОВ, определяется с учетом следующих положений:

1) сумма налога в отношении ДИВИДЕНДОВ, полученных от ИСТОЧНИКОВ ЗА ПРЕДЕЛАМИ Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой сумме полученных дивидендов ПО СТАВКЕ, предусмотренной ПУНКТОМ 4 СТАТЬИ 224 настоящего Кодекса.

При этом налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за пределами Российской Федерации, вправе УМЕНЬШИТЬ сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, только в случае, если источник дохода находится в ИНОСТРАННОМ государстве, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

В случае, если сумма налога, уплаченная по месту нахождения источника дохода, ПРЕВЫШАЕТ сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, полученная разница не подлежит возврату из бюджета;

2) если ИСТОЧНИКОМ дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, ЯВЛЯЕТСЯ РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, указанная организация признается НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ и определяет сумму налога ОТДЕЛЬНО по каждому налогоплательщику применительно к каждой ВЫПЛАТЕ указанных доходов ПО СТАВКЕ, предусмотренной пунктом 4 статьи 224 настоящего Кодекса, В ПОРЯДКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ статьей 275 настоящего Кодекса» (выделено мной. — А.Г.).

Вполне возможно, что законодатель изложил содержание ст. 284 с учетом применения механизма зачета, предусмотренного в ст. 214 НК. В любом случае очевидно, что законодателю необходимо уточнить ст. 284: впредь до этого эти сомнения, неясности, противоречия толкуются в пользу налогоплательщика (ст. 3, 108 НК ).

Для правильного применения п. 3 ст. 284 необходимо также учитывать нормы ст. 275 НК (о порядке определения налоговой базы по доходам, получаемым в виде дивидендов; о приоритете норм международного договора при исчислении дохода; об обязанностях налоговых агентов и т.п., см. коммент. к ст. 275 НК).

4. Особенности правил п. 4 ст. 284 состоят в том, что они:

а) применяются в отношении доходов, получаемых от операций с отдельными видами долговых обязательств (они прямо указаны в п. 4 ст. 284: в связи с этим операции по другим видам долговых обязательств, указанным в ст. 269 НК, в п. 4 ст. 284 не имеются в виду). См. также коммент. к ст. 269 НК;

б) устанавливают следующие налоговые ставки:

— в размере 15% — по доходу, полученному налогоплательщиками налога на прибыль организаций в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам. Однако речь идет только о таких ценных бумагах, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение упомянутых процентов. В частности, к таким ценным бумагам относятся: облигации федеральных займов, государственные краткосрочные бескупонные облигации, облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации, иные ценные бумаги, указанные в Перечне государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.08.2001 N 591 (см. коммент. к ст. 281 НК);

— в размере 0% по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходам в виде процентов по другим ценным бумагам, прямо указанным в подп. 2 п. 4 ст. 284.

5. Применяя правила п. 5 ст. 284, нужно обратить внимание на то, что они:

а) посвящены лишь налогообложению налогом на прибыль организаций прибыли ЦБР;

б) предусматривают, что:

— лишь прибыль ЦБР, связанная с выполнением функций, которые указаны в ст. 4, 45, 46 Закона о ЦБР, облагается по налоговой ставке 0%;

— прибыль, полученная ЦБР от осуществления любой иной деятельности, облагается по налоговой ставке 24%.

6. Завершая комментарий к ст. 284, нужно обратить внимание на то, что:

а) сумма налога на прибыль, исчисляемая по налоговым ставкам, установленным в п. 2 — 4 ст. 284 (т.е. по иным налоговым ставкам, нежели предусмотренная в п. 1 ст. 284 основная налоговая ставка), подлежит зачислению в федеральный бюджет Российской Федерации в полном объеме;

б) порядок и сроки уплаты налога на прибыль организаций, исчисленного по налоговой ставке, предусмотренной подп. 1 п. 4 ст. 284, установлены в ст. 287 НК (см. коммент. к ней);

в) порядок и сроки уплаты налога на прибыль организаций, исчисленного в соответствии с п. 3 и 4 ст. 284 иностранными организациями, осуществляющими свою деятельность через постоянное представительство, установлены в п. 6 ст. 307 НК (см. коммент. к ст. 307 НК);

г) о применении налоговых ставок см. также коммент. к ст. 310 НК.

www.zakonrf.info

Смотрите так же:

  • Стаж на пенсию в мвд Пенсионный стаж в МВД Здравствуйте. Мой стаж работы в МВД 17лет 6месяцев, 1.5года служба в армии. До армии 2 года обучался в техникуме на дневном отделении, после армии восстоновился и закончил техникум на заочном отделении. Подскажите […]
  • Налог на прибыль с разбивкой по бюджетам Ставка налога на прибыль в 2017 году Ставка налога на прибыль в 2017 году, так же как и в 2016, составляет 20%. Ее используют чаще всего, так как прибыль от основных видов деятельности фирмы облагается именно по этой ставке. Например, […]
  • Платежка по налогу на прибыль авансовые платежи Платежка по налогу на прибыль: образец 2017 года Обновление: 4 октября 2017 г. Образец платежного поручения по налогу на прибыль Обязанность по уплате налога на прибыль будет считаться исполненной после расчета налога, составления […]
  • Приказ 736 мчс Приказ МЧС России от 18 ноября 2013 г. N 736 "Об утверждении знака различия лиц рядового и начальствующего состава подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданных в целях организации […]
  • Закон о федеральном бюджете 2013-2018 Принят федеральный бюджет на 2018 - 2020 годы Бюджет сформирован исходя из прогнозируемого объема ВВП 97 462,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,0 процента. Предполагается, что общий объем доходов составит 15 257,8 млрд. […]
  • Владимир налог на недвижимость Налог на недвижимость поднимается С 1 января 2015 года на территории Владимирской области налог на недвижимое имущество будет взиматься с кадастровой стоимости. Такое решение принято 18 ноября Законодательным Собранием на внеочередном […]