Современные налоги рф

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Отправить на почту

Налоговая система РФ — это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. В статье мы рассмотрим структуру и основные элементы налоговой системы РФ.

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система — это. (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).
  • Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

    Элементы налоговой системы Российской Федерации

    Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

    В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.
  • Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

    Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

    Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

    К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.
  • Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

    Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.
  • О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

    ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.
  • Какие бывают налоги в РФ

    Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. И также обособленно выделим страхвзносы.

    Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.
  • В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

    Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

    Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.
  • В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

    Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

    Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

    Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения:

    1. Основная система налогообложения (ОСНО).
    2. Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

    3. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

    УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

    • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
    • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
    • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
    • Подробности см. здесь.

    • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
    • Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

      Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.

      Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

      О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

      ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

      Как лучше выбрать систему налогообложения

      Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

      nalog-nalog.ru

      Современные тенденции совершенствования налоговой системы РФ.

      Современные тенденции совершенствования налоговой системы РФ.

      Основные направления реформирования налоговой системы РФ

      Практика последних лет показала бесперспективность и неэффективность попыток устранения недостатков налоговой системы путем внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство. В этой связи представляется, что ежегодные всероссийские налоговые форумы в Торгово-промышленной палате (ТПП) России как раз и являются той площадкой, на которой власть и бизнес могут в режиме диалога выработать конкретные предложения на среднесрочную перспективу развития налоговой системы.

      Так, российские предприниматели, входящие в систему ТПП России, полагают, что первым направлением дальнейшего реформирования налоговой системы должны быть вопросы налогового администрирования. Поправки, предлагаемые предпринимательским сообществом следующие:

      — положения, обеспечивающие соблюдение сроков проведения проверок и сроков вынесения решений по ним;

      — поправки, предусматривающие ответственность должностных лиц за вынесение незаконных решений и злоупотреблений своими правами.

      Второе направление — решение проблем крупнейших налогоплательщиков.

      Сегодня в российской экономике сформировалась стабильная группа интегрированных компаний, являющихся основой конкурентоспособности национальной экономики на международных рынках. Государство могло бы путем некоторого снижения налоговой нагрузки в начальный период внедрения консолидированного налогообложения обеспечить стимулирование развития. Впоследствии за счет роста налогооблагаемой базы произойдет и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

      Третье направление — совершенствование налогообложения НДС.

      Применительно к реформированию НДС нельзя не затронуть и планы Минфина России по организации специальной процедуры регистрации налогоплательщиков. Введение системы «НДС-платеж» предполагает установление сплошного налогового контроля за перечислением сумм налога организациями. Фактически это означает перекладывание контрольных функций государства на банки. На них будут возложены дополнительные обязанности по представлению сведений налоговыми органами в жатые сроки. Очевидно, что такие требования повлекут дополнительные затраты по организации электронных систем обмена данными как для банков, так и для налоговых органов. Не исключено, что в результате дополнительные издержки будут частично переложены на налогоплательщиков.

      Четвертое направление — создание налоговых условий для развития малого и среднего предпринимательства, инновационных предприятий. В целях решения данной проблемы ТПП Росси был разработан пакет законопроектов:

      — проект ФЗ «О внесении изменения в ст.154 НК РФ» . Дело в том, что организации и предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, не могут учитывать сумму НДС по товарам, приобретенным у организаций (предпринимателей), применяющих УСН или являющимися плательщиками ЕНВД, которые оказываются исключенными из состава контрагентов. Положения законопроекта позволяют увеличить объем заключаемых договоров купли-продажи товаров между организациями и предпринимателями, применяющими различные режимы налогообложения.

      — проект ФЗ » О внесении изменений в ст.346.12 и 346.13 части второй НК РФ», которым для субъектов малого предпринимательства в целях перехода на упрощенную систему налогообложения предлагается установить пороговый валовой доход от реализации в течение 9 месяцев в сумме не более 40 млн. руб. Размер годового дохода налогоплательщика, при превышении которого организации и предприниматели теряют право на применение УСН, устанавливается в сумме 54 млн.руб .

      — В результате ожидается двукратный рост числа малых предприятий. Кроме того, возможность применения УСН, получат предприятия более широкого спектра (в т.ч. венчурные и инновационные).

      — проект ФЗ «О внесении изменений в ст.346.15 НК РФ», предусматривающий включение в состав расходов, уменьшающих доходы при определении объекта по упрощенной системе налогообложения, расходы, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования, проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок, а также на патентование и пр.

      Предлагаемые изменения позволят направить часть доходов на расширение собственного производства, его совершенствование, разработку и внедрение новых высокотехнологичных и наукоемких производств.

      Пятое направление — совершенствование амортизационной политики. Для активизации процессов модернизации устаревшего производственного капитала предлагается рассмотреть возможность предоставления хозяйствующим субъектам права «сверхускоренной амортизации» вновь вводимого в эксплуатацию высокотехнологичного оборудования.

      В этой связи, организациям разрешается списывать в первый год эксплуатации не 10 %, как в настоящее время, а 20-30% его стоимости, а в отношении технологически прогрессивного оборудования — и до 100 %. Активное применение норм налогового стимулирования позволит организациям увеличить объемы вновь вводимого в эксплуатацию оборудования, будет способствовать интенсификации обновления устаревшего производственного капитала.

      В заключение — о реформировании имущественных налогов. В частности, по налогу на имущество организаций, предлагается предусмотреть льготу по вновь вводимому технологическому оборудованию при сумме инвестиций не менее 30 млн.руб. на срок не менее 5 лет. Этот шаг позволит дополнительно стимулировать обновление и пополнение основных фондов промышленных предприятий, в первую очередь — высокотехнологичных.

      3.2 Предложения российских экономистов

      Сейчас вносится немало предложений по частичному устранению тех или иных недостатков в рассматриваемых видах налогов, но они, как представляется, радикальных улучшений не дадут. Конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке остается и сейчас крайне низкой, а в условиях глобализации не видно и шансов на ее усилие. Поэтому, как считает В.А. Кашин , в налоговой политике остается только один путь — заменить действующие налоги-тормоза на новые налоги-акселераторы развития. Рассмотрим их более подробно.

      Первый из предлагаемых налогов — это всеобщий прогрессивный налог на расходы, предложенный еще 50 лет назад британским экономистом Николасом Калдором вместо подоходного налога. Этот налог пока нигде не применяется.

      По сравнению с действующим налогом на доходы физических лиц налог на расходы устраняет сразу несколько недостатков, свойственных первому налогу.

      Во-первых, новым налогом автоматически обеспечивается стимулирование частных накоплений (источника инвестиций и главного условия экономического роста) — налог же на доходы физических лиц, одинаково облагает и потребление, и накопление.

      Во-вторых, налог на расходы социально более справедлив, поскольку относительный уровень благосостояния гражданина определяют именно расходы (и по количеству — по сумме расходов, и по качеству — по доле в них дорогих товаров), а не доходы (в молодости человек может работать особенно интенсивно, чтобы нагнать разрыв в благосостоянии с более старшими поколениями, и он более накапливает, чем тратит).

      В третьих, в современных условиях значительно легче контролировать расходы граждан, чем их доходы, что дает возможность экономит на издержках по налоговому контролю. При этом, если установить достаточно высокий необлагаемый минимум (порядка 7 т.р. на человека в месяц) и умеренную градацию налоговых ставок (например, в 15%, 25% и 40%), то контролировать фактически придется только «избыточное» потребление (расходы на приобретение транспортных средств, недвижимости, антиквариата и пр.), объекты которого либо подлежат обязательной регистрации, либо добровольно страхуются гражданами.

      Второй налог из трех предлагаемых — это налог на выводимые из предприятия доходы. Он должен заменить собой налог на прибыль организаций, который сегодня прогрессирующе теряет свое фискальное значение. Новый налог легко администрируется — обложению подлежат все выводимые из делового оборота предприятия доходы и капиталы — дивиденды, возврат капитала акционерам, кредиты управляющим и пайщикам и т.д. — все, что не касается затрат на материалы, на зарплату работникам (но исключая доходов, маскируемых под зарплату) и на уплату кредитов. Фактически такой налог существует практически во всех странах — в виде «налога у источника». Остается только распространить режим этого налога на все выводимые из предприятия доходы (на уровне, 25%).

      Основные положения налоговой политики на текущий период.

      6 июня 2013 года Минфин РФ на сайте опубликовал окончательную редакцию «Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (ОННП), одобренную Правительством России.

      Интересно отметить, что итоговый вариант несколько отличается от проекта, опубликованного 7 мая, но давайте обо всём по порядку.

      Итак, несколько примечательных

      1) Подводя итоги года минувшего, чиновники в ОННП отразили, что они будут продолжать реализовывать взятый ранее курс на введение обязательного досудебного обжалования всех без исключения актов налоговых органов, а также действия и бездействия их должностных лиц. При этом предполагается увеличить срок для апелляционного обжалования решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение с 10 дней до 1 месяца.

      2) Не обошли стороной минфиновцы и вопрос введения в РФ налога на недвижимое имущество, который, согласно тексту ОННП, должен быть введен путем внесения поправок в проект Федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ».

      Кстати, отмечу, что сроки введения налога так до сих пор и не определены, и это при том, что начатую компанию по проведению оценки недвижимого имущества предполагается завершить к концу 2013 г.

      Но это что касается налога на недвижимость для физических лиц. К вопросу о введении данного налога для организаций Минфин подходить с ещё большей опаской и ограничивается сроком – 2018 г.

      3) «Налог на роскошь» нашел своё отражение в двух ипостасях: во-первых, предлагается увеличить в пять раз ставку транспортного налога в отношении дорогих транспортных средств; во-вторых, ввести повышенную ставку в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. руб. Ну тут то ничего нового. Это было уже в СМИ 100 раз озвучено.

      4) Не поленились чиновники накидать камней и в огород консолидированных групп, отметив, что поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ в результате создания КГН снизились на 8 млрд. руб. А ведь эти потери придётся компенсировать за «чужой» счет. Ну а чего вы хотели то? Не уж то сразу не понятно было, что КГН будет использовано именно для подобных целей.

      5) Кроме того, в 2015 г. предполагается очередное увеличение ставок акцизов на алкоголь, пиво и напитки на его основе, а так же табачные изделия. Это то любимая тема для Минфина — «обложим налогом пороки, и бюджет полный и пороки снизятся». Как то надо написать вновь об этом.

      6) НДФЛ: предполагается сохранить ставку налога на уровне 13 %. При этом не обошли стороной чиновники Минфина и обсуждаемую в последнее время тему введения прогрессивной шкалы – её вводить пока не планируется.

      7) Что касается вопроса о налоговом вычете по НДФЛ, то предполагается убрать его привязку к одному единственному объекту (жилье) — перейти к принципу предоставления вычета вне зависимости от количества объектов недвижимости (долей в приобретаемых объектах), ограничившись максимальной суммой в 2 млн. руб.

      8) Не обошли стороной минфиновцы и давно наболевший вопрос об учете потери (недостачи) в торговой деятельности. Предлагается в НК РФ предусмотреть условия, позволяющие различать потери, возникшие в результате естественной убыли товаров, и потери, относимые на виновных лиц. Их предлагается учитывать в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 0,75 % выручки от реализации. Но тут, на фоне далее развернувшихся событий Минфин явно поторопился, но об этом напишу позже.

      9) Для многих, пожалуй, стало неожиданностью появление в итоговом варианте ОННП раздела, посвященного страховым взносам. В данном разделе чиновники предлагают продлить действие существующих ставок страховых взносов (30 % и 10 %) до 2016 г. При этом предполагается постепенный вывод отдельных категорий плательщиков из льготного налогообложения, с предоставлением им иных преференций. Предложение, как мне кажется, на фоне скандалов со страховыми взносами, более чем очевидное. Так и хочется сказать — оставьте страховую сферу в покое, пока не стало хуже.

      10) В области налогового администрирования Минфин продолжает своё наступление на банки. Предполагается расширить перечень информации, которую банки обязаны будут предоставлять и которую налоговики будут вправе истребовать.

      В частности, предлагается предоставить налоговым органам право на получение от банков сведений о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся ИП, при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти. Но вот это уже что то новенькое. Как мне кажется, Минфин понял общественное недовольство подобным своим давнишним предложением (пустить налоговиков к банковской информации физ/лиц), и попытался найти компромисс. Типа, «доступ будет, но трудный».

      11) Кроме того, предлагается расширить полномочия налоговых органов при проведении камеральных проверок деклараций по НДС, в которых указаны суммы налогового вычета в меньшем размере, и налогу на прибыль, в которых заявлены убытки.

      В частности, предлагается предоставить налоговому органу при проведении камеральной проверки уточненной декларации, представленной по истечении двух лет с даты представления первичной, в которой уменьшена сумма заявленного налога, право истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие обоснованность такого уменьшения.

      12) Предполагается также продолжить работу в области усиления контроля и противодействия уклонению от налогообложения с использованием оффшоров. Планируется продолжить работу и над законопроектом о контролируемых иностранных компаниях и конечных получателях дохода (бенефициарных собственниках).

      А вот чего в ОННП не обнаружилось, так это блока, посвященного вопросу передачи полномочий по сбору страховых взносов от внебюджетных фондов налоговой службе.

      И хотя Минфин и ФНС данную идею всецело поддержали, но видимо молчание высшего руководства страны, не позволили минфиновцам решиться на включение данного вопроса в ОННП.

      students-library.com

      Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию

      Рубрика: Экономика и управление

      Дата публикации: 04.09.2015 2015-09-04

      Статья просмотрена: 14566 раз

      Библиографическое описание:

      Баташева Ф. А. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 436-438. — URL https://moluch.ru/archive/97/21802/ (дата обращения: 01.08.2018).

      Актуальность данной темы обусловлена тем, что налоги являются одним из наиболее важных источников пополнения бюджета государства и влияют на развитие рыночных отношений. В свою очередь от бюджета зависит, насколько успешно будет развиваться общество в стране, и насколько комфортно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности.

      Основным недостатком действующей налоговой системы считается то, что финансово-правовое регулирование и ее усовершенствование базируется на переориентации налоговой системы в главном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения. В этой сфере существовала и существует такая проблема, как то, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения государства. Так правовая налоговая концепция РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ.

      Говоря о вопросах сегодняшней налоговой концепции РФ, в первую очередь в целом, стоит отметить проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и непродуктивной. Огромное количество налогов, трудные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических операций приводят к значительному повышению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования. Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.

      Налоговая система РФ совсем не отражает насущную потребность в инновационном развитии страны. Требуется совершенствование налоговой системы. Этого же требует и бюджетное послание на 2015 год президента страны.

      Явным недостатком налоговой системы РФ также является нестабильность налогового законодательства: в НК РФ очень часто вносятся поправки. Все это предоставляет возможность для недобросовестных налогоплательщиков манипулировать по своему усмотрению нормами НК РФ [4, 52].

      Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.

      Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень. В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

      — Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.

      — Меры поддержки, связанные с предоставлением льгот по налогу на доходы физических лиц.

      — Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ.

      Чтобы налоговая система в РФ была более эффективной, следует её усовершенствовать:

      1. Предоставить финансовым органам РФ право издавать дополнительные нормативно-правовые акты по вопросам налогового регулирования, которые необходимо конкретизировать и детализировать, если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно;

      2. Наделить Правительство РФ аналогичными правами;

      3. Дополнить первую и вторую части НК РФ специальным налоговым режимом для налогообложения организаций, которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. В нем предусмотреть полное освобождение от налогов данных организаций [2].

      В период с 2015 по 2017 гг. приоритетным направлением для Минфина РФ станет дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. При этом Правительство РФ не планирует повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе путем повышения ставок основных налогов. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода — в 2018 г.

      Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение нужного объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене. При этом любые нововведения, даже направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы [3, c. 32].

      Значительным резервом повышения эффективности налогового контроля является устранение пробелов и неточностей, выявляемых правоприменительной практикой, в законодательном порядке, вплоть до подготовки в среднесрочной перспективе новой редакции соответствующих глав Налогового кодекса. Для подготовки соответствующих законодательных положений необходимо использование практики, накопленной арбитражными судами, а также зарубежного опыта.

      Приоритетом деятельности налоговых органов должна стать проверка исполнения налогового законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и сборов. Налоговый контроль призван способствовать созданию рациональной системы налогообложения и достижению такого уровня исполнения налоговой дисциплины, при которой минимизируются нарушения законодательства о налогах и сборах.

      Проблемы налогового контроля приводят к увеличению налоговых правонарушений, снижению объемов поступлений налогов в бюджет, разбалансированности действий уполномоченных государственных органов и созданию неблагоприятной экономической ситуации в целом.

      Основными направлениями повышения эффективности налогового контроля можно выделить в первую очередь — это совершенствование всей налоговой системы, которое скажется на результатах работы налоговых органов, далее реформирование системы налогового администрирования и непосредственное совершенствование налогового контроля на отдельных участках работы налоговых инспекций.

      Важным направлением налоговой политики РФ до 2018 г. является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.

      Для введения налога на недвижимое имущество организаций необходимо создать условия для его введения в субъектах РФ. В этих целях необходимо, прежде всего, определить концепцию налогообложения объектов недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, а именно: определить состав объектов налогообложения, налоговую базу, пределы для установления налоговых ставок и возможные налоговые преференции по налогу.

      Так, в целях обеспечения единообразного подхода к налогообложению имущества организаций и физических лиц в качестве налоговой базы по налогу на недвижимое имущество организаций предлагается определить кадастровую стоимость объектов недвижимости. В этой связи заинтересованным федеральным органам исполнительной власти необходимо разработать методику определения кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого назначения (в том числе промышленных зданий, офисов, сооружений, линейных объектов и др.), обеспечить наполняемость Единого государственного кадастра недвижимости сведениями об объектах недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, и об их кадастровой стоимости в целях создания условий для формирования в налоговых органах фискального реестра по налогу на недвижимость [1, c. 782].

      Граждане, которые не получают налоговые уведомления и не уплачивают налоги по имеющимся у них объектам недвижимого имущества и транспортным средствам, начиная с 01.01.2015 г. обязаны представить в налоговые органы сведения о таком имуществе. Сделать это нужно один раз. Данное правило закреплено Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 02.04.2014 г. № 52-ФЗ [6]. В случае если физическое лицо получало налоговое уведомление или не получало его в связи с предоставлением налоговой льготы в отношении имеющихся у него объектов недвижимого имущества или транспортных средств, сведения о таких объектах в налоговый орган не представляются.

      Важно подчеркнуть, что функции по расчету суммы имущественных налогов и направлению налоговых уведомлений, как и прежде, сохраняются за налоговыми органами.

      Введение упомянутой выше нормы для большинства налогоплательщиков (получающих налоговые уведомления) принципиально ничего не изменит, но при этом позволит вовлечь в налоговый оборот объекты недвижимого имущества и транспортные средства, имущественные налоги по которым не уплачиваются [5, c. 43].

      1. Алексеев В. В. Формирование современной налоговой системы России: истоки и уроки / Алексеев В. В., Алексеев А. В. // Вестн. Рос. Акад. наук. 2012. Т.74. № 9. 771–780 с.

      2. Афонина А. А. Современная налоговая система РФ — http://sibac.info/10891.

      3. Вайсберг В. // Коммерсант «Об основных направлениях налоговой реформы» — 2014. — № 9/П. — С.39–45

      4. Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013.

      5. Правовые аспекты и возможные проблемы реформы налогового администрирования // Налоговый вестник. — 2013. — № 4.

      moluch.ru

    Смотрите так же:

    • Макаров председатель комитета по бюджету и налогам Макаров Андрей Михайлович Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам Родился 22 июля 1954 года в Москве В 1976 г. окончил юридический факультет Московского государственного […]
    • Расчет пенсий в 2000 году Почему в РФ пенсии не увеличивались с 2000 года? ​ по имеющимся данным.​ фонда РФ по​ средней заработной платы​ за тот же​ а из страховых​ что для расчета​ ​ 1051,5​ ​1992 - 5995,0 /​ и с учетом​ Пенсионного Фонда РФ​ заработок в 292​ с […]
    • Приказом минобразования рф от 27031998 n 814 Приказ Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. N 814 "Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации" (с изменениями и […]
    • Ленинского районного суда города самары Ленинский районный суд г. Самары Самарской области Народный суд Ленинского района г.Куйбышева был образован на основании закона о судопроизводстве РСФСР, принятого Указом Президиума Верховного Совета от 28.10.1960г. на базе слияния […]
    • О юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 2004 г. N 59/38 "Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности" Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 2004 г. N 59/38"Конвенция ООН о юрисдикционных […]
    • Региональный материнский капитал в 2018 году в ростовской области Материнский капитал в Ростовской области В Ростовской области, как и в большинстве регионов нашей страны, для повышения рождаемости и улучшения жизненных условий семей с детьми местными властями была утверждена областная поддержка в виде […]