Правила по электронным закупкам

Как участвовать в тендерах, электронных торгах и аукционах

Что такое электронные торги, аукционы, тендеры? С чего начать, какую площадку выбрать? Как проходят государственные электронные торги, и как получить контракт? В этой статье – ответы на эти и другие важные вопросы для начинающих свой путь в электронных торгах.

Читайте ответы на распространенные вопросы участников торгов:

1. Что такое электронные торги?

Электронные торги — это современный способ выбора поставщика (или покупателя), при котором процесс покупки и продажи совершается на специализированных сайтах — электронных торговых площадках в Интернете. Покупать и продавать можно товары, работы или услуги. Например, электронные аукционы на право получения госзаказа проходят на пяти федеральных площадках: «Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗРТ», «РТС-тендер» и ЭТП ММВБ «Госзакупки». В форме электронных торгов также могут проводить свои закупки заказчики, которые работают по 223-ФЗ.

Участие в государственных торгах. С чего начать? – рекомендуем вебинар поставщикам, которые планируют участие в госторгах, а также всем, кто желает получить или систематизировать знания об участии в торгах.

2. Чем торгуют на ЭТП?

На различных площадках присутствуют совершенно разные лоты. Теоретически номенклатура лотов, которые можно размещать на ЭТП, ничем не ограничена. Можно продавать (и, соответственно, покупать) товары, предлагать выполнение работ, оказание различных услуг.

Для государственных заказчиков существует утвержденный правительством перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки которых для федеральных и муниципальных нужд осуществляется только путем проведения открытого электронного аукциона.

Для отдельных видов юридических лиц (субъектов 223-ФЗ: госкомпании, госкорпорации, естественные монополии, общества с государственным участием) Правительство также утвердило перечень товаров, закупаемых в электронной форме. Такие электронные торги (не обязательно в форме аукциона) также проводятся на электронной торговой площадке.

3. Зачем и как участвовать в электронных торгах?

Участие в электронных торгах — это единственный способ продажи вашей продукции или услуг бюджетным, государственным организациям, а также другим крупным компаниям, которые по разным причинам решили закупать товары и услуги посредством электронных торгов.

Государственные заказчики по закону должны закупать большую часть номенклатуры товаров/работ/услуг только на открытых электронных аукционах. Причем, это касается государственных заказчиков всех уровней: федерального, регионального, муниципального. Таким образом, если вы хотите заключить госконтракт, нужно выходить на федеральные ЭТП («Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗРТ», «РТС-тендер», ЭТП ММВБ «Госзакупки») и торговаться на аукционах.

Крупные коммерческие заказчики (ОАО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС», ГК «Росатом»и т.д.) также давно перевели свои закупки в электронную форму. Наиболее известные площадки, где проходят такие торги — B2B-Center, «Фабрикант», «ТЗС Электра», «Аукционный Конкурсный Дом».

Законом также предусмотрена реализация имущества предприятий-банкротов. Если вы заинтересованы в выгодном приобретении имущества — без электронных торгов также не обойтись. Электронные торги по банкротству проходят на специально аккредитованных площадках, среди них «Российский аукционный дом», «Сбербанк-АСТ», «СЭлТ», uTender и др.

4. Какие преимущества получаешь при участии в электронных торгах?

Став участником электронных аукционов, вы открываете для себя новые рынки сбыта, в т.ч. региональные (находясь в Москве, вы можете осуществить продажу заказчику, находящемуся в любом другом городе на территории России) и получаете доступ к широкой базе предложений по интересующим вас позициям.

Вы взаимодействуете с участниками торгов без посредников, и таким образом экономите время и деньги.

Благодаря современным IT-технологиям, вы оперативно получаете уведомления о появлении новых лотов, а значит, не пропустите интересных предложений.

Если говорить о государственных закупках, то участие в электронных аукционах — это возможность заработать свою долю от 13 трлн рублей. Именно в такую сумму оценивается общий объем государственного и муниципального заказа с учетом госкорпораций и естественных монополий. Государство — надежный и крупный заказчик.

5. Какие типы электронных аукционов встречаются?

  • Открытый электронный аукцион: все процедуры проводятся полностью на электронной торговой площадке. Участники в процессе торгов подают ценовые предложения. Побеждает участник, предложивший лучшую цену.
  • Аукцион на понижение (иногда его называют «редукцион»): заказчиком объявляется объем необходимых услуг и начальная максимальная цена, участники подают предложения и обязуются оказать весь объем услуг за меньшие деньги. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену. Аукцион на понижение является единственной формой проведения электронных торгов по государственным заказам.
  • Аукцион на повышение: побеждает участник, предложивший наивысшую цену. Такие аукционы объявляются, например, при сдаче в аренду помещений, при распродажах имущества.
  • Что кроме аукциона?

    Не стоит забывать, что в электронном виде можно провести практически любую закупку, не только аукцион. Это могут быть:

  • электронный конкурс;
  • электронный запрос предложений;
  • электронный запрос котировок и так далее.
  • Правила для таких процедур оговариваются регламентами электронных площадок. Современные электронные площадки предлагают организаторам и участникам торгов множество способов закупок.

    Выбирайте то, что вам больше подходит!

    Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

    6. Что такое портал zakupki.gov.ru и для чего он нужен? Как работает Единая Информационная система с 2016 года?

    С 1 января 2011 года информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд размещалась на едином Общероссийском официальном сайте (часто используют сокращение ООС).

    В то время ООС был единственным официальным источником для представления информации о размещении заказов, до 01.01.2014 — в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», после этой даты — в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    С 1 января 2016 года основой информационного обеспечения Контрактной системы является Единая информационная система.

    Состав информации в ЕИС комментирует эксперт по торгам Роман Чибисов:

    С 1 октября 2012 года в своей отдельной секции zakupki.gov.ru/223 информацию о своих закупках также должны были публиковать отдельные виды юридических лиц — субъекты 223 Федерального Закона. Среди них госкомпании, госкорпорации, унитарные предприятия, естественные монополии и компании с государственным участием. Информацию о закупаемых ими товарах/работах/услугах также можно найти на Общероссийском официальном сайте.

    7. Как получить сертификат электронной подписи?

    Сертификат ЭП для участия в электронных торгах можно получить в Удостоверяющем центре СКБ Контур. Задать любые вопросы о получении сертификата ЭП можно по бесплатному телефону 8-800-5000-508.

    8. Я хочу участвовать в электронных аукционах. Что мне делать?

    Во-первых, надо определиться, какие именно заказы вас интересуют, государственные или коммерческие. От этого зависит, какой сертификат электронной подписи понадобится в торгах, и где будут проводиться электронные аукционы. Государственные заказчики размещают электронные аукционы на пяти федеральных площадках. Коммерческие компании и корпорации торгуются на специализированных, в том числе на своих собственных электронных ресурсах.

    Во-вторых, для того чтобы стать участником электронных аукционов, организация должна приобрести подходящий сертификат электронной подписи, принимаемый на нужной электронной торговой площадке (ЭТП), и пройти на этой ЭТП аккредитацию. Участником торгов может стать не только юр.лицо, но и физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель. Правила — те же.

    В-третьих, нужно найти на площадке интересующий вас аукцион, изучить документацию и требования заказчика. И если вы готовы выполнить все требования — можно подавать заявку на участие.

    9. У меня есть ЭЦП и Рутокен. Что делать дальше?

    Если у вас уже есть сертификат электронной подписи для госзакупок, необходимо найти аукцион на общероссийском официальном сайте, узнать , где будут проходить торги (площадка указана в извещении), пройти аккредитацию на этой электронной площадке, перечислить средства для обеспечения заявки и подать заявку на участие.

    Процедуры аккредитации и перечисления обеспечения займут какое-то время (по приблизительным оценкам, в совокупности не менее семи рабочих дней). Поэтому рекомендуем заранее пройти аккредитацию на тех площадках, где потенциально Заказчики могут разместить интересные вам аукционы.

    Если вы приобрели ЭЦП для участия в коммерческих аукционах, которые проходят на специализированных площадках, уточните правила аккредитации на этих площадках.

    10. Какую электронную торговую площадку выбрать?

    Это зависит от ваших целей. Если вы хотите получить госзаказ, необходимо аккредитоваться на федеральных ЭТП: «Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗРТ», «РТС-тендер», ЭТП ММВБ «Госзакупки».

    Если вы хотите стать поставщиком крупных коммерческих заказчиков (ОАО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС», ГК «Росатом»и т.д.), то следует выбирать площадки, где проходят данные торги (это, например, B2B-Center, «Фабрикант», «ТЗС Электра», «Аукционный Конкурсный Дом» и др.)

    Если вы заинтересованы в выгодном приобретении имущества предприятий-банкротов, то вам нужны площадки, аккредитованные на проведение торгов по реализации имущества предприятий-банкротов. Среди них «Российский аукционный дом», «Сбербанк-АСТ», «СЭлТ», uTender и др.

    Юрий Майский, ведущий вебинара «Начинаем участвовать в госзакупках и электронных торгах», комментирует, где искать контрактную информацию.

    11. Какова процедура государственных электронных торгов и получения государственного контракта?

    Для компаний-поставщиков можно условно выделить несколько этапов, которые им предстоит пройти, чтобы заключить государственный контракт:

  • Получение сертификата электронной подписи для госторгов в удостоверяющем центре.
  • Получение аккредитации. Для этого на сайте электронной торговой площадки необходимо заполнить аккредитационную форму и заявление на открытие счета, а также приложить ряд документов. После этого нужно в течение пяти дней получить подтверждение аккредитации от площадки.
  • Подготовка к торгам. Организация выбирает аукцион, перечисляет на счет площадки сумму в размере обеспечения заявки и подает заявку на участие.
  • Торги. Далее следует процедура торгов, в рамках которой участники подают ценовые предложения. Победителем признается тот, кто предложил наименьшую цену, а также чья заявка полностью соответствует требованиям заказчика.
  • Заключение контракта. Компания, ставшая победителем, обязана заключить контракт. Контракт заключают в электронном виде на ЭТП. Сначала проект контракта своей ЭП подписывает победитель аукциона, затем контракт своей ЭП подписывает заказчик. После этого контракт считается заключенным. Осталось его исполнить!
  • Юрий Майский, ведущий вебинара «Начинаем участвовать в госзакупках и электронных торгах», расскажет с чего начинается закупка.

    12. Как пройти обучение по 44-ФЗ дистанционно?

    Вебинары и программы обучения и повышения квалификации в Школе электронных торгов:

  • Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.
  • Вебинары по торгам, где эксперты и практики делятся опытом участия в закупках, комментируют изменения в законодательстве, позицию ФАС и судов.
  • school.kontur.ru

    Новый, 2018 год – новые правила закупок

    Автор: Шадрина Т. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

    Уже год унитарные предприятия при осуществлении закупок руководствуются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В конце 2017 года Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ в Закон № 44-ФЗ были внесены изменения. Самое важное нововведение – возможность осуществления закупок в электронной форме, но не остались без внимания и иные моменты. Некоторые изменения уже начали действовать, некоторые вступят в силу лишь с июля, а некоторые станут обязательными в 2019 году.

    Сегодня расскажем, что уже необходимо учитывать УП при закупках и к чему готовиться.

    Если заказчик отказался заключать контракт с победителем

    Частью 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ предусмотрено право унитарного предприятия отказаться от заключения контракта с победителем закупки в любой момент, если будет выявлено, что участник не соответствует единым и дополнительным требованиям, установленным ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия требованиям.

    В части 10 указанной статьи отмечено, что при закупках лекарств, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), отказ от заключения контракта с победителем возможен, если установлено, что:

    предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована (п. 1);

    предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (если участник закупки является их производителем или если при закупках для обеспечения федеральных нужд НМЦК превышает 10 млн руб., а при закупках для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд НМЦК превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет не более 10 млн руб.) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, и от снижения цены при заключении контракта участник закупки отказывается (п. 2).

    Как и прежде, в таких случаях в течение 1 рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для отказа, нужно составить и разместить в ЕИС соответствующий протокол, а в течение 2 рабочих дней с даты его подписания направить победителю.

    Обратите внимание. С 11.01.2018 у УП есть право после размещения в ЕИС протокола об отказе от заключения контракта заключить контракт с иным участником закупки, предложившим:

    • такую же цену, как победитель;
    • лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем.
    • Отметим, что в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, победитель признается уклонившимся от заключения контракта со всеми вытекающими последствиями.

      Описываем объект закупки по-новому

      Правила описания объекта закупки определены ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Согласно изменениям, вступившим в силу 11.01.2018, законодатели сократили п. 1 ч. 1 данной нормы, убрав фразу о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, и скорректировав возможность использования указания на товарные знаки в отношении объекта закупки.

      Теперь товарный знак можно указывать при описании объекта в любой закупке при условии:

      сопровождения такого указания словами «или эквивалент»;

      несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

      закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на эти машины и оборудование.

      Новшества в контрольных мероприятиях

      Согласно ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ контрольные органы могут проводить как плановые, так и внеплановые проверки по обращениям участников закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц. При этом порядок рассмотрения жалоб зависит от категории обратившегося лица.

      Согласно новой ч. 15.1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ обращение с жалобой физического лица, не являющегося участником закупки, законные интересы которого не нарушены, рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Напомним, что граждане могут пожаловаться на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.

      Если с подобной жалобой обратится участник закупки либо осуществляющие общественный контроль общественное объединение или объединение юридических лиц, она будет рассматриваться, как и прежде, в соответствии с гл. 6 Закона № 44-ФЗ.

      Направление сведений в реестр недобросовестных поставщиков

      Законом № 504-ФЗ скорректирована ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ. Раньше обязанность заказчика направлять информацию об уклонившемся победителе закупки при отсутствии подтверждения заключения контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, не была предусмотрена. С 11.01.2018 это условие исключено и согласно названной норме УП должно в течение 3 рабочих дней с даты признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта направить в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную п. 1 – 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.

      Обратите внимание: за несвоевременное направление в ФАС информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков, или направление недостоверной информации и документов ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде штрафа для должностных лиц в размере 20 000 руб.

      Еще одну корректировку претерпела ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ (ее новая редакция вступит в силу 01.07.2018). Именно с этой даты унитарные предприятия в ситуации, когда участник закупки, с которым заключается контракт, на основании п. 24, 25 – 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ уклонился от заключения, направляют в ФАС сведения для внесения информации об этом участнике в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3 рабочих дней с даты признания такого участника уклонившимся (в действующей редакции предусматривается больший срок – 5 рабочих дней).

      Изменены требования к участникам закупок

      Статьей 31 Закона № 44-ФЗ установлены требования к участникам закупок. В части 1 данной нормы названы единые требования, в ч. 2 говорится о дополнительных требованиях, которые могут быть предъявлены к участникам.

      С 01.07.2018 требования к участникам дополнятся еще одним. Помимо непроведения ликвидации, отсутствия недоимки по налогам и сборам, судимости у участника закупки – физического лица либо у руководителя организации за преступления в сфере экономики единым требованием станет отсутствие у участника ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ (п. 11 ч. 1 ст. 31).

      Об обязательных условиях контракта

      Согласно новой редакции ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ с 01.07.2018 в контракт нужно включать обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате УП юридическому или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты, связанных с оплатой контракта, если такие платежи подлежат уплате в бюджет заказчиком.

      Кроме того, в данную статью введена новая ч. 29, которая предоставляет Правительству РФ право установить:

      порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;

      требования к формированию лотов при закупках отдельных видов товаров, работ, услуг.

      Закупки переведены в электронную форму

      Самое грандиозное изменение в Законе № 44-ФЗ связано с возможностью осуществления закупок в электронной форме. Помимо электронного аукциона в такой форме можно будет провести открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений. Закрытые процедуры тоже можно будет проводить в электронной форме.

      Положения о таких закупках вступят в силу с 01.07.2018. Давайте рассмотрим их чуть подробнее.

      Электронные закупки будут проводиться:

      на электронной площадке – сайте в Интернете, соответствующем определенным требованиям, на котором применяются конкурентные способы определения поставщиков;

      на специализированной электронной площадке – информационной системе, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи для применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков.

      Перечень операторов таких площадок утверждается Правительством РФ. Если к моменту вступления в силу поправок операторы не будут избраны, электронные закупки будут проводиться на прежних площадках.

      Для мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы на электронной площадке создается государственная информационная система, которая будет обеспечивать:

      фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий и бездействия участников в ЕИС, на электронной площадке;

      хранение информации о действиях и бездействии участников контрактной системы, в том числе об электронных документах, формируемых участниками и подписанных усиленной электронной подписью.

      В связи с этим новой ст. 5 Закона № 44-ФЗ регламентирована организация электронного документооборота. В частности, планируется обмен электронными документами между участниками контрактной системы, в том числе подача заявок на участие в закупке, окончательных предложений. Такие электронные документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, обычной или специализированной.

      При этом квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

      К сведению: для участия в электронных закупках в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 нужно будет получить аккредитацию на электронной площадке так же, как для участия в электронном аукционе.

      Отметим, что установлена возможность взимания платы за участие в электронной процедуре, обычной или закрытой, или с лица, с которым заключается контракт, при условии предоставления Правительством РФ такой возможности операторам соответствующих площадок.

      Извещение о проведении закупки

      С 01.07.2018 вносятся изменения в ст. 42 Закона № 44-ФЗ, устанавливающую перечень сведений, которые должны быть отражены в извещении о проведении закупки. Так, с этой даты согласно ч. 3 при закупке в соответствии с ч. 4 – 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ нужно будет указывать конкретную часть ст. 15, в соответствии с которой осуществляется закупка. Добавим, что при осуществлении закупки в соответствии с ч. 5 и 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ к извещению должны быть приложены копии договоров (соглашений), обозначенных в данных частях.

      Кроме того, в извещении должны быть указаны (ч. 9 – 11 ст. 42):

      преимущества, предоставляемые заказчиком предприятиям УИС и организациям инвалидов;

      информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства;

      информация об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу.

      Порядок проведения закупок в электронной форме

      Законодатели детально регламентировали проведение электронных закупок. Наиболее подробную регламентацию получил открытый конкурс в электронной форме – ему посвящено восемь новых статей, вступающих в силу с 01.07.2018.

      В частности, определено, что извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе. Унитарное предприятие сможет скорректировать извещение не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие. Причем срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения соответствующих изменений в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок на участие этот срок составлял не менее чем 10 рабочих дней.

      Требования к содержанию извещения установлены ст. 54.2, а к содержанию конкурсной документации – ст. 54.3 Закона № 44-ФЗ.

      Кроме того, рассмотрены порядок подачи заявок на участие в электронном открытом конкурсе, определены правила рассмотрения и оценки заявок (как первых, так и вторых частей), а также:

      порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок;

      последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.

      Поправки предусматривают два вида обеспечения заявки: денежные средства и банковская гарантия, однако до 30.06.2019 пользоваться можно будет только первым из них.

      Остальные закупки в электронной форме тоже не остались без внимания. Например, запросу котировок в электронной форме посвящены ст. 82.1 – 82.6, запросу предложений – ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ.

      К сведению. Статьей 83.2 Закона № 44-ФЗ установлены единые правила заключения контракта по результатам электронной процедуры. Так, в течение 5 дней с даты размещения итоговых протоколов заказчик должен разместить в ЕИС и на электронной площадке проект контракта без своей подписи. В течение 5 дней с даты размещения проекта победитель электронной процедуры должен подписать усиленной электронной подписью проект и разместить его на электронной площадке. В течение 3 рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного победителем, и предоставления им обеспечения исполнения контракта УП обязано разместить в ЕИС и на электронной площадке контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от его имени. С момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

      Реестр участников закупок

      С 01.01.2019 в ЕИС будет вестись единый реестр участников закупок.

      Регистрация участников в ЕИС будет осуществляться в электронной форме на основании информации и документов в порядке, которые должны быть определены Правительством РФ. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносятся в единый реестр участников закупок.

      Регистрация участника в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на 3 года.

      Операторы электронных площадок после регистрации участника в ЕИС должны будут аккредитовать его на своей площадке.

      Изменения в Законе № 223-ФЗ

      Унитарным предприятиям стоит знать и об изменениях в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В него 28.12.2017 также были внесены существенные изменения, позволяющие осуществлять закупки в электронной форме. Но есть и другие новшества.

      Унитарным предприятиям стоит знать, что с 31.12.2017 ст. 2 Закона № 223-ФЗ дополнена ч. 2.1 – 2.7, которые предусматривают следующее. Федеральный орган исполнительной власти либо организация, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества УП, вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить ГУП, для которых применение такого типового положения обязательно при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений. Аналогичное право предоставлено органам исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в отношении ГУП субъекта РФ и МУП.

      Типовым положением должна определяться дата, до наступления которой соответствующие УП обязаны внести изменения в свое положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке согласно типовому положению.

      Положение размещается в ЕИС в течение 15 дней с даты его утверждения. В этот же срок размещаются изменения в документе. В последнем случае указывается срок, в течение которого автономные учреждения должны скорректировать свои положения о закупке или утвердить новые. Такой срок не может составлять менее 15 дней с даты размещения в ЕИС изменений в типовом положении.

      www.audit-it.ru

      Электронные госзакупки: новые правила допуска участников

      • On 16.03.2018
      • 0 Комментарии
      • ЕИС, электронные закупки, ЭТП
      • Совсем скоро начнется переход на электронные закупки в соответствии с изменениями, принятыми в конце 2017 года в закон 44-ФЗ. Появятся новые процедуры, например, электронный конкурс, а для поставщиков будет действовать новый порядок допуска к торгам.

        Регистрация поставщиков в ЕИС

        Со следующего года все поставщики в рамках госзаказа должны быть зарегистрированы в ЕИС. Без этого подать заявку на участие в торгах будет невозможно. В системе будет вестись Реестр поставщиков, куда будет включать информация о каждом участнике. Правительству в связи с этим предстоит определить порядок такой регистрации и перечень необходимых документов.

        Сейчас о регистрации поставщиков в ЕИС известно вот что:

        1. Она будет бесплатной.
        2. Зарегистрироваться можно будет исключительно в электронном формате.
        3. Срок действия регистрации — 3 года, то есть также, как сейчас на электронных площадках.
        4. Не ранее, чем за 6 месяцев до окончания срока регистрации, участник может начать процедуру перерегистрации на следующие 3 года.
        5. Если до конца регистрации останется менее 3-х месяцев, участник не сможет подавать заявки на новые торги.
        6. Закон запрещает регистрацию в ЕИС оффшорным компаниям.

        Введение новых электронных процедура

        С 1 июля 2018 года заказчики получают возможность проводить в электронной форме не только аукционы, но и конкурсы, а также запросы котировок и предложений. А с 2019 года это вменяется им в обязанность. Таким образом, все конкурентные процедуры переводят в электронный формат и будут проводиться на ЭТП. На бумаге будут заключаться только контракты с единственным поставщиком.

        Изменение в порядке аккредитации на ЭТП

        Сейчас поставщики для участия в торгах должны пройти аккредитацию на электронной площадке. Площадок, проводящих процедуры по 44-ФЗ, существует 6. На какой из них проводить закупку — это решает заказчик на свое усмотрение. Соответственно, чтобы иметь доступ ко всем тендерам по 44-ФЗ, поставщику приходится регистрироваться на всех ЭТП. Процедура и комплект документов у каждой площадки свои.

        Но после перевода всех торгов на ЭТП все должно измениться. Участникам не придется проходить аккредитацию на каждой площадке — достаточно будет пройти регистрацию в ЕИС. Информационная система сама будет взаимодействовать с ЭТП. Причем аккредитация должна быть получена уже на следующий рабочий день. Срок аккредитации на ЭТП будет соответствовать сроку, в течение которого у компании или ИП действует регистрация в ЕИС.

        Такой порядок аккредитации, безусловно, большой плюс, поскольку не придется тратить время на взаимодействие с каждой ЭТП в отдельности. Тем более у них немного разные требования к участникам. Преимущество еще и в том, что никто не может запросить у поставщика какие-либо иные документы, кроме тех, которые он предоставил при регистрации в ЕИС.

        Переходный период

        Все должно заработать в 2019 году, но переход начнется совсем скоро. До 1 января 2019 года порядок аккредитации на ЭТП останется прежним (в соответствии со статьей 61 закона 44-ФЗ). Оператор ЭТП будет вносить данные об участнике в свой реестр, который ведется на площадках в соответствии с требованиями статьи 62 закона.

        В течение 2019 года участники торгов должны быть зарегистрированы в Информационной системе. Повторная аккредитация на ЭТП будет возможна строго через ЕИС. Вероятнее всего, если в 2019 году у участника будет действовать аккредитация на ЭТП, то данные о нем будут переданы в ЕИС автоматически. То есть, возможно, регистрироваться в ЕИС участнику (с действующей аккредитацией на площадке по 44-ФЗ) самостоятельно не придется — это сделает за него ЭТП.

        Новые площадки

        Пока точно не определено, какие ЭТП будут проводить торги в электронной форме по 44-ФЗ. Сейчас разрабатываются лишь требования к таким площадкам. Вполне возможно, что их список изменится, в том числе появятся новые операторы торгов. Проходить аккредитацию на новой площадке участнику не придется — будучи зарегистрированным в ЕИС, он получит ее автоматически.

        zakupki-kontur.ru

        Изменения в 44-ФЗ в 2018 году

        В декабре 2017 года были принятя окончательные поправки к 44 Федеральному закону, несущие изменения для поставщиков и заказчиков.

        Мы расскажем о самых весомых нововведениях, вступающих в действие в 2018 — 2019 годах.

        С 1 июля 2018 года заказчики по желанию смогут проводить открытые закупки в электронной форме. Для определения поставщика могут использоваться следующие методы:

        открытый конкурс в электронной форме;

        конкурс с ограниченным участием в электронной форме;

        двухэтапный конкурс в электронной форме;

        запрос предложений в электронной форме;

        запрос котировок в электронной форме.

        С 1 января 2019 года заказчики будут обязаны использовать только электронные закупки для определения поставщика.

        По решению правительства РФ закрытые процедуры также могут проводится в электронной форме.

        Нововведение значительно упрощает участие поставщиков из других регионов, а также исключает необходимость оплаты услуг курьерских и почтовых служб. Стоит отметить, что исключается возможность повреждения конвертов с заявками и предварительный незаконный просмотр заявок заказчиками (в случае неправомерных действий со стороны организатора тендера).

        Однако, это требование вводит другую необходимость: все участники должны получать ЭЦП и аккредитацию на электронных площадках.

        Список площадок, на которых будут проводиться закупки в электронной форме в рамках 44-ФЗ установлен Распоряжением Правительства от 12 июля 2018 г. № 1447-р.

        Квалифицированная ЭП

        С 1 июля 2018 года для участия в электронных закупках используется только квалифицированная электронная подпись.

        Данное нововведение отразится скорее на процессе получения электронной подписи и на работе удостоверяющих центров. Также возможно данное новшество скажется на ценах на ЭЦП.

        Регистрация в ЕИС

        Следующее нововведение 44-ФЗ обяжет участников, аккредитованных ранее на ЭТП, пройти регистрацию в Единой информационной системе в течение 2019 года для участия в электронных процедурах.

        Это требование скорее увеличит количество действий, которое надо будет совершить поставщику для участия в закупке, чем принесет реальную пользу. Ведь вся тендерная документация и другая необходимая информация будет доступна на электронных торговых площадках.

        Полное тендерное сопровождение

        Помогаем заключить контракты в любой отрасли бизнеса

        Банковская гарантия, как обеспечение заявки

        С 1 июля 2019 года участник будет вправе сам определять, каким образом вносить обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе или аукционе в электронных формах. Помимо денежных средств, может быть использована банковская гарантия.

        Это нововведение напрямую связано с переходом на электронные виды торгов. Выбор способа обеспечения положительно повлияет на конкуренцию в закупках, т.к. позволит бóльшему количеству участников поучаствовать в процедуре определения поставщика.

        Размер обеспечения заявки в 2018 году

        Новые правила будут применяться и для расчета обеспечения заявки на участие в электронных процедурах определения поставщика.

        Постановлением Правительства от 12 апреля 2018 г. N 439 утверждено, что заказчик обязан установить обеспечение заявки в том случае, если начальная максимальная цена контракта превышает 1 млн руб.

        Данное ПП вступит в силу 1 июля 2018 года.

        Если НМЦК от 5 млн руб. до 20 млн руб., то обеспечение устанавливается от 0.5% до 1% от начальной цены контракта.

        Если НМЦК более 20 млн руб., то обеспечение составит от 0.5% до 5% от начальной цены контракта.

        При этом в 44-ФЗ не определена ставка размера обеспечения для контрактов от 1 млн руб. до 5 млн руб., Минфин считает, что для данного диапазона цен ставка должна совпадать с размером обеспечения заявки для контрактов в интервале 5-20 млн руб. т.е. быть от 0.5% до 1% от начальной цены контракта.

        Возможность не устанавливать обеспечение заявки для закупок с начальной ценой менее 1 млн руб. позволит заказчику привлечь больше поставщиков для участия в закупке, тем самым получить наиболее выгодное предложение для заключения контракта.

        Специальные счета

        По 30 июня 2018 года действует старый порядок внесения обеспечения для участия в закупке, т.е. переводом денежных средств на счет участника на электронной торговой площадке.

        С 1 июля 2018 года участники должны будут вносить обеспечение заявки на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

        Эти сроки изначально стояли в законе 44-ФЗ, но к этим датам не были определены не площадки, не банки для реализации нововведения. Но в середине июля были опубликованы 2 распоряжения Правительства, которые определили перечень операторов электронных площадок и банков для спецсчетов.

        Перечень банков, на специальные счета которых вносятся предназначенныедля обеспечения заявок денежные средства участников определен Распоряжением Правительства от 13 июля 2018 г. № 1451-р.

        В этот список вошли следующие банки:

        1. Публичное акционерное общество «Сбербанк России»
        2. Банк ВТБ (публичное акционерное общество)
        3. «Газпромбанк» (Акционерное общество)
        4. Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк»
        5. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АЛЬФА-БАНК»
        6. «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» (публичное акционерное общество)
        7. Публичное акционерное общество Банк «Финансовая Корпорация Открытие»
        8. Акционерное общество «Райффайзенбанк»
        9. Публичное акционерное общество РОСБАНК
        10. Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов»
        11. Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк»
        12. Акционерное общество «Акционерный Банк «РОССИЯ»
        13. ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «БАНК «САНКТПЕТЕРБУРГ»
        14. Публичное акционерное общество «Совкомбанк»
        15. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество)
        16. Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк» (акционерное общество)
        17. Акционерное общество «ОТП Банк»
        18. Акционерное общество «ЮниКредит Банк»

        Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 N 626 устанавливает требования к такому счету, порядку использования, взаимодействию между оператором электронной площадки и банком и другие нюансы при работе со специальными счетами.

        Типовая форма заявки и документации

        Правительством РФ будет определена типовая форма заявки для участия в электронных процедурах определения поставщика. Также, Правительство может разработать и установить требования к содержанию, составу и порядку разработки типовой документации о закупке.

        Эти типовые формы будут обязательны для применения как заказчиком, так и поставщиком.

        Касательно форм заявок, никаких колоссальных изменений это нововведение не принесет. В конкурсах и котировках на бумаге и ранее использовались типовые формы, обязательные для применения. Унификация документации — несомненный плюс, который позволит излагать информацию для участников в понятном и единообразном виде.

        Плата за участие в госторгах

        С вступлением в силу новых постановлений 44-ФЗ, Правительство РФ устанавливает право операторам электронных площадок взимать плату за участие в закупках.

        Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2018 г. N 564 установлены условия и сумма взимания такой платы. Оператор электронной площадки вправе взимать плату с участника, с которым заключается контракт.

        Она составит 1% от НМЦК, но не более 5 000 руб.

        А если контракт заключает с представителем СМП, СОНКО — 1% от начальной цены контракта, но не более 2 000 руб. (Без учета НДС!)

        Данное поставновление вступит в силу 1 июля 2018 года.

        Наверняка, для многих участников это станет неприятным новшеством. Ранее участие в госторгах было бесплатным, требующим минимальных невозвратных вложений.

        Обзор изменений 44-ФЗ в 2018 году с комментариями

        Естественно, это не все изменения, которые внесут поправки к 44 Федеральному закону. Новый текст 44-ФЗ вступит в силу с 1 июля 2018 года. Отдельные его положения войдут в действие с 2019 года.

        Полный текст принятых изменений по 44-ФЗ Вы можете посмотреть здесь.

        Также, мы записали видеообзор, в котором рассказали о нововведениях в 44-ФЗ.

        Подробный отчет об изменениях в законодательстве о госзакупках и их влиянии на проведение государственных торгов будет озвучен в нашем вебинаре, который проведет тендерные специалисты в начале 2018 года.

        Последняя версия 44 Федерального Закона

        Последнюю, на данный момент, редакцию 44-ФЗ Вы можете посмотреть и скачать здесь.

        ©ООО МКК «РусТендер»

        tender-rus.ru

    Смотрите так же:

    • Как оформить эссе по английскому Как писать эссе по английскому языку на отлично: 11 правил Вас скоро ждет экзамен? Тогда наверняка вам интересно узнать, как писать эссе по английскому языку на отлично. Мы расскажем вам о видах и правильной структуре эссе, дадим советы, […]
    • Расчёт при увольнении за прогул Увольнение по статье за прогул Трудовые ресурсы составляют ключевую ценность любой организации. Однако для современной России довольно характерно нарушение работниками основ деловой этики, неисполнение должностных обязанностей, […]
    • Что такое переселение в сибирь 20 апреля 1843 года вышел Указ об организации переселения крестьян в связи с освоением Сибири. Из истории освоения Сибири 20 апреля 1843 г. Министерство государственных имуществ издало Указ об организации переселения крестьян в связи с […]
    • Правила тб на технологии Правила тб на технологии Техника безопасности на уроках технологии ИНСТРУКЦИИ по технике безопасности при ручной и машинной обработке древесины, и металла Инструкция по технике безопасности при ручной обработке металла 1. Правильно надень […]
    • Биометрический загранпаспорт где оформить Оформление и получение биометрического загранпаспорта Совсем недавно у россиян появилась возможность получить биометрический загранпаспорт. Подобные технологии уже давно используются в Европе и США, теперь они появились и в нашей стране. […]
    • Отказывается от расписки Как вернуть долг, если должник отказывается от своей расписки? Произошло следующее. Давал в долг полгода назад крупную сумму денег. По-человечески даже процент не взял, так как давал коллеге по работе. Раньше приходилось и самому брать в […]