Реестр плодородия почв

Автор: В.С. СТОЛБОВОЙ, д.г.н.

Почвы являются одними из главных природных ресурсов страны. Без преувеличения будет сказать, что почвы выступают первоначальным источником богатства нации.

Первая часть ст. 9 Конституции РФ отмечает: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Это положение Конституции ориентирует на бережное отношение к земельным ресурсам и почвам и определяет конституционное требование их охраны и рационального использования. Норма охраны и рационального использования дополняется введением платы за пользование земельными ресурсами. Кроме того, государство обязано вести контроль над охраной и использованием земельных ресурсов, что осуществляется через систему законодательства РФ, например, через Земельный и Водный кодексы РФ, законы «О недрах», «О плате за землю», «Об охране окружающей природной среды» и многих других.

В соответствии с перечисленными требованиями, в России разработан Единый государственный реестр почвенных ресурсов. Документ создан согласно требованиям Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1292-р.

Единый государственный реестр почвенных ресурсов России одобрен и утвержден на расширенном заседании секции земледелия и растениеводства Научно-технического совета Минсельхоза России (протокол № 32 от 3 октября 2013 г.). Кроме того, он утвержден главой Минсельхоза России Н.В. Федоровым и Президентом Россельхозакадемии Г.А.Романенко.

Известно, что в соответствии с требованием Методических рекомендаций (приказ Минэконоразвития России № 445 от 20.09.2010), государственная кадастровая оценка земель учитывает качество почв. При этом используются данные, включающие классификационное положение (тип и подтип почвы), а также такие характеристики почв, как содержание гумуса, мощность гумусового горизонта, содержание физической глины и др. К сожалению, перечисленные выше данные по почвам часто представлены не полностью, неверны, либо вообще отсутствуют (например, Ульяновская, Ивановская области). Плохое обеспечение почвенными данными приводит к субъективности кадастровой оценки земель, что открывает возможность для манипуляций и коррупции. Кроме того, отсутствие объективной почвенной информации негативно влияет на качество результатов государственной кадастровой оценки земель и приводит к многочисленным судебным разбирательствам. В результате нарушается установленный порядок прохождения кадастрово-оценочной документации, создается ненужная «бумажная» неразбериха, что сдерживает своевременное формирование доходной базы бюджета.

ЕГРПР устраняет перечисленные выше недостатки и позволяет широкое использование информационных технологий в земельно-оценочных работах, тем самым способствуя объективности и прозрачности кадастровой оценки земель, снижению затрат на проведение кадастровых работ, а также оптимизации всей земельно-платежной системы, включая развитие доходной базы земельного налога.

3) морфо-аналитическая характеристика качества почв, – каждая почва реестра имеет характеристики морфологического строения почв, включая мощность почвенно-генетических горизонтов, их гранулометрический состав, кислотность, содержание гумуса и др., кроме того, почвы реестра имеют аналитические характеристики, определяющие экологические функции почв, а также показатели их плодородия;

4) пространственное размещение почв, – объединение почвенных данных в ЕГРПР осуществляется средствами геоинформационных технологий в мульти-пространственной среде, включающей контуры электронной почвенной карты, полигоны границ карты административно-территориального деления РФ, полигоны карты почвенно-экологического районирования и точки – места заложения типичных почвенных разрезов с их географической привязкой, что обеспечивает формирование разно-уровненной почвенно-ресурсной и природоохранной информации по схеме: государство — субъект РФ — муниципальное образование/район — хозяйствующий субъект.

www.priroda.ru

Реестр плодородия почв

Почва является природно-историческим телом, покрывающим поверхность суши. Почва обеспечивает поддержание жизни на планете путем выполнения ряда важнейших природно-экологический и социально-экономических функций. В общем виде общепланетарные функции определяются ролью почв в процессах, регулирующих состояние основных геосфер Земли: атмосферы, биосферы, гидросферы и литосферы.

Регулирующая роль общепланетарных функций почв. Прямоугольники показывают геосферы планеты. Круги и стрелки показывают процессы взаимодействия между почвами (П) и геосферами (А – атмосфера, Б – биосфера, Г – гидросфера, Л – литосфера). Объяснения экологический функций даны в тексте.

Почва выступает одним из главных факторов формирования и эволюции газового состава атмосферы. Газообмен между почвой и воздушной оболочкой является прямым влиянием на газовый состав атмосферы. В глобальном газообмене ежегодное гетеротрофное дыхание почв составляет около 10% углекислого газа, содержащегося в атмосфере. Иными словами, каждые 10 лет весь углекислый газ атмосферы как бы пропускается через почву. Опосредованное влияние на газовый состав атмосферы определяется тем, что почвы и их свойства контролируют функционирование наземных биоценозов и выделение ими кислорода, двуокиси углерода и др. газов.

Биосферные функции почв

Почва является источником элементов питания растений, контролируя плодородие и производительность сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства, а также биопродуктивность природных экосистем. Почва предоставляет жизненное пространство, механическую опору для размещения поселений людей, инфраструктуры, производственных объектов и др., а также жилище и убежище биоты.

Почвы выполняют информационные функции и хранят память биогеоценоза (ландшафта). Развитие почвы зависит от условий среды, и почва хранит изменение последних.

Поступая в почвенно-грунтовые и грунтовые воды, атмосферные осадки подвергаются трансформации. Изменение химического состава вод происходит при прохождении последних через почвенный профиль. При этом наблюдается изменение газового состава вод, окисление органики и обогащение карбонатами.

Благодаря своей огромной активной поверхности, почвы в состоянии поглощать многие вредные соединения на пути их миграции в водные экосистемы, а также снижать избыточное количество биофильных элементов. Таким образом, почвы представляют защитный барьер акваторий.

Почва является защитным слоем и фактором развития литосферы. Почвенно-растительный чехол защищает поверхность литосферы от мощного фронтального эрозионного воздействия текучих вод. Почва уравновешивает процессы развития литосферы (эндо — и экзогенные факторы ее эволюции, внутренние и внешние источники энергии литосферы).

Значительная площадь России и существенное разнообразие природных условий отдельных ее частей, определили огромную пространственную неоднородность почв и почвенного покрова. Единый государственный реестр почвенных ресурсов России (ЕГРПР) представляет собой полную, стандартную, унифицированную, цифровую инвентаризацию всего разнообразия почв и почвенного покрова страны. ЕГРПР служит единой научно-технической и нормативно-правовой платформой для развития и сопровождения государственной политики в области устойчивого использования почв и земельных ресурсов страны, формирования национальных стандартов качества и систем сертификации почв, нормативов удельных показателей кадастровой стоимости земель, осуществления мониторинга состояния почвенного покрова и охраны почв и др.

atlas.mcx.ru

Почвовед.рф Докопаться до основы.

Новый реестр почвенных ресурсов

Единый государственный реестр почвенных ресурсов России, который содержит в себе всю информацию о земле нашей страны, был создан в 2013 году – и уже есть в электронном виде в Интернете. Почему медийный интерес возрос к нему именно сейчас, как реестр составлялся и какие задачи должен решить корреспонденту «Научной России» рассказали в Почвенном институте им. В.В. Докучаева. И о новых разработках тоже.

Земля реестром едина

Вопрос о создании подобного реестра стоял остро не только в современной России, но и в Советском Союзе – и тогда эту задачу начали решать. Составлялись почвенные карты хозяйств, на их основе делались карты областей – и уже потом готовилась единая карта всей страны. Однако до конца довести дело не удалось: после распада СССР ведомства, которые собирали и структурировали информацию о почвах в каждой области, были отчасти упразднены, отчасти акционированы. Информация же так и осталась в разобщенном виде – и собрать ее воедино удалось только в 2013 году.

– Это большая работа, которую проводил институт в содружестве со многими другим организациями, – рассказал Игорь Юрьевич Савин, член-корреспондент РАН, заместитель директора по научной работе. – Мы собрали старую информацию – из материалов Советского Союза – и новую – накопленную за последние годы, – чтобы обобщить ее и представить в виде единого документа. Этот документ – Единый государственный реестр – принят в качестве официального и является основой для решения практических задач в области сельского хозяйства и кадастровых задач.

Как отметил Игорь Юрьевич, сегодня в России заметно возрос интерес к земле. Если раньше было неважно, на какой земле выращивать ту или иную культуру (за счет всевозможных удобрений урожай можно получить фактически на любой земле – независимо от ее качества), то сейчас стали задумываться о том, какие свойства у земли определенного региона, сколько она может дать сама, без дорогостоящих «помощников». Информация, которая содержится в реестре, может помочь ответить на эти вопросы и спланировать рациональное использование земель – его уже взяли на вооружение Министерство экономического развития и Министерство сельского хозяйства.

На этом институт останавливаться не собирается: Единый реестр – лишь верхушка айсберга, а точнее – верхушка пирамиды. Сейчас разрабатываются аналогичные документы – уже на уровне субъектов России.

На службе у земли

Единый государственный реестр – большое, но не единственной достижение Почвенного института за последнее время. Последователи В.В. Докучаева, русского геолога и почвоведа, основоположника школы почвоведения и географии почв, активно занимаются формированием правового институционального поля для почвоведов. Так по предложению института Правительство РФ утвердило «Правила отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям». Кроме того, аграрный комитет в Госдуме ставит вопрос о внесении в план закона о землеустройстве, о внесении изменений в закон о государственном регулировании и охране плодородия почв – опять-таки, не без участия Почвенного института. Первые варианты этих законопроектов уже готовы. Готов и еще один – пожалуй, самый необходимый проект – о создании земельной службы.

– Главный парадокс современной России состоит в том, – отмечает директор института Андрей Леонидович Иванов, – что земельное законодательство у нас чрезвычайно усложнено и запутано, землей занимается множество министерств и ведомств, но она все равно остается «без глаза». Россия – единственная страна в мире, занимающаяся аграрным преобразованием, преобразованием в сфере социальной сельскохозяйственной политики, в сфере оборота земель, при этом не имеющая земельной службы. Эта служба была у нас – хоть и громоздкая, запутанная. Она была разрушена, а новой не создано. Но какой-то аналог должен быть.

Подобные службы существуют в Европе и в США и имеют разветвленную структуру: так, в каждом американском штате есть своя служба extension services. Какой должна быть земельная служба в России – институт имеет четкие представления: к примеру, одной из ее государственных функций должна быть фискальная. Как отметил Андрей Леонидович, 40% земельных налогов сегодня не собирается – а это те деньги, которые должны идти на восстановление плодородия земель, на развитие инфраструктуры.

– Какие-то более мелкие задачи можно отдать и бизнесу, но самое главное – нельзя сводить понимание земли к некоего объекта недвижимости, – предупреждает директор.

Почва под микроскопом

Действительно, земля – не просто предмет купли-продажи, у нее – огромная цивилизационная роль, а почва – и вовсе живой организм со своей биохимической карточкой на уровне ДНК. Ученые института активно занимаются изучением генетического материала, полученного из образцов окружающей среды, и добились в области метагеномики больших успехов: научились определять геномы, меняющиеся и неизменные в зависимости от внешних условий.

Кроме того, хорошо продвигаются исследования в области физико-химии почв: в лаборатории проводятся измерения массовой доли химических элементов в разных почвах, растениях, грунтовых породах. Образец в виде спрессованной таблетки помещается в рентгенофлуоресцентный анализатор – он подсвечивается рентгеновской трубкой – и на экране компьютера появляется спектр с линиями элементов, которые содержатся в образце.

Помимо химического состава, изучают в институте и физические свойства, а также закономерность движения влаги в почве – этим занимается лаборатория физики и гидрологии. Для них важно выяснить степень пористости почвы, так как поры выполняют важную функцию: они напрямую связаны с процессами газообмена, а также с передвижением и удержанием влаги в почве. Благодаря томографу можно получить 3D-модель образца без нарушений в его строении и структуре.

Но, пожалуй, главная достопримечательность Почвенного института – не сверхмощное оборудование, а черноземный монолит, который был вырезан из земли в Воронежской области. С ним связана история о том, как русский чернозем побывал на всемирной выставке в Париже: туда в 1900 году его привез В.В. Докучаев. Этот кубовидный монолит остается сейчас в Сорбонне – здесь же хранится его аналог. Он является образцом лучшего чернозема в мире и служит напоминанием о том, что к идеалу можно вернуться: нужны лишь прогрессивные, разумные изменения.

Отправить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

xn--b1aagd6bbe9d.xn--p1ai

Реестр плодородия почвы

Атмосферные функции почв

Существенное воздействие почвы на воздушную оболочку обусловлено также сильным различием концентраций газовой фазы почв и атмосферы, которое определяет высокоскоростной газообмен.

Почва также выступает источником и приемником твердого вещества и микроорганизмов атмосферы. Твердые вещества и микроорганизмы попадают в воздушную оболочку с почвенной поверхности, а спустя некоторое время вновь возвращаются на нее, переместившись на большое расстояние вместе с потоками воздушных масс.

Воздействие почвы на энергетический обмен и влагооборот атмосферы определяется поглощением и отражением почвой солнечной радиации (динамика тепла и влаги в нижних слоях атмосферы).

Почва способствует увеличению общего количества водяного пара, поступающего в атмосферу и, посредством местного круговорота, выравнивает процесс водообеспечения ландшафтов.

Почва является аккумулятором и источником вещества и энергии для организмов суши. Биомасса живого вещества суши превышает биомассу океана. Почва выступает связующим звеном биологического и геологического круговоротов вещества и энергии. При этом биологический круговорот направлен на аккумуляцию и удержание элементов на водоразделах. В геологическом круговороте доминирует одно направление потока вещества – снос последнего с водоразделов и накопление в акваториях. При нарушении почвенного покрова биологический круговорот ослабляется, а геологический круговорот наоборот усиливается.

Почва является хранилищем биологического разнообразия, включая депонирование семян, спор и др. Более 90% генетического разнообразия живых организмов на планете сосредоточено в почвах.

Почвенный мелкозем сорбирует и преобразует естественные и произведенные человеком загрязнители и токсины. При этом почва выступает стимулятором и ингибитором биохимических и других процессов (поступающие в почву разнообразные продукты метаболизма растений, животных могут стимулировать или угнетать жизнедеятельность живых организмов).

Большая часть протекающих в почвах процессов, включая тепловой, водный, пищевой, солевой режимы и др., носят сезонный цикличный характер. В определенном смысле почва выполняет функцию сигнала для сезонных и других биологических процессов и определяет «включение» различных процессов.

Почва выполняет санитарную функцию (переработка ежегодно попадающих отходов жизнедеятельности организмов, растительного опада, посмертных останков животных).

Гидросферные функции почв

Почвы принимают участие в формировании речного стока и водного баланса. В зависимости от фильтрационной и водоудерживающей способности почв изменяется соотношение поверхностного и подземного стоков. Если эти показатели малы, то полный речной сток почти равен атмосферным осадкам и состоит из поверхностных вод, а питание подземными водами слабое. И наоборот. От почвы зависит, какая часть атмосферных осадков поступит с водоразделов реки в виде поверхностного стока, а какая – в виде грунтового, что в значительной степени определяет равномерность питания рек.

В результате привноса почвенных соединений, водоемы получают большое количество биофильных элементов и гумуса, т.е. происходит процесс эвтрофикации.

Литосферные функции почв

Почва является защитным слоем и фактором развития литосферы. Почвенно-растительный чехол защищает поверхность литосферы от мощного фронтального эрозионного воздействия текучих вод. Почва уравновешивает процессы развития литосферы (эндо — и экзогенные факторы ее эволюции, внутренние и внешние источники энергии литосферы).

Биохимическое преобразование приповерхностной части литосферы осуществляется с помощью почв, без которых активное биохимическое изменение литосферы было бы невозможно. Почва является главным поставщиком органических кислот, которые разлагают первичные минералы; продукты жизнедеятельности микроорганизмов мобилизуют химические элементы, законсервированные в кристаллических решетках (пример: микробиологическая деструкция минералов на ранних стадиях почвообразования).

Почва выступает источником вещества для формирования пород и полезных ископаемых. Исходное накопление органического вещества на поверхности Земли и последующая его трансформация в более глубоких слоях приводит к образованию органогенных полезных ископаемых – торфов, углей, нефти. Процессы почвообразования и выветривания определяют формирование минеральных полезных ископаемых.

Почва участвует в передаче вещества атмосферы в недра Земли. В процессе почвообразования происходит поглощение газов, которые в составе почвенных соединений поступают в осадочные породы. Тем самым, происходит передача аккумулятивной солнечной энергии и вещества атмосферы в недра Земли.

Управление почвенными ресурсами является важной составляющей устойчивого природно-экологического и социально-экономического развития России.

Россия занимает северную половину Евразии, включающую большую часть Восточной Европы и Северную Азию – от островов и морских побережий, лежащих за Северным полярным кругом, до границ с Украиной, Казахстаном, Монголией и Китаем.

Общая площадь территории России по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 1709824,6 тыс.га. Протяженность страны с севера на юг по линии Мурманск – Москва – Сочи составляет около 3 тыс. км, по линии Амдерма – Челябинск – граница с Казахстаном – около 2 тыс. км, по линии Диксон – Красноярск – Кызыл (Тува) – 2,6 тыс. км; в широтном направлении с запада на восток по широте г. Москва от границы с Белоруссией до тихоокеанского побережья – около 7 тыс. км.

ЕГРПР является государственным информационным ресурсом, разработанным согласно одобренной Правительством Российской Федерации (Распоряжение от 30 июля 2010 года №1292-Р) «Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года». В Концепции указывается: «Государственные информационные ресурсы о сельскохозяйственных землях, формируемые с использованием данных, имеющихся в федеральных органах исполнительной власти, являются централизованными ресурсами и формируются в целях анализа, прогноза и выработки государственной политики в сфере земельных отношений и использования этих земель.

Основными видами информации, формируемой на основе государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях с использованием современных информационных технологий, включая геоинформационные технологии, должны являться: …информация о состоянии плодородия почв, включая показатели, характеризующие морфогенетические свойства почв, их гранулометрический состав, кислотность, содержание гумуса, макро- и микроэлементов, тяжёлых металлов и радионуклидов, а также характеристики произрастающей на них растительности по геоботаническому составу, урожайности сельскохозяйственных культур, установленной при проведении наземных обследований; другая информация с различными степенями агрегации (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальный район/городской округ, сельское/городское поселение), подготовленная в соответствии с потребностями пользователей, а так же программные продукты.

Определение почвы как части земли закреплено государственным стандартом (ГОСТ 26640-85). В соответствие с ГОСТом, понятие «земля» включает часть окружающей природной среды, характеризующуюся «. пространством, рельефом, почвенным покровом (ред.), растительностью, недрами, водами. ». Выступая частью земли, почва и почвенный покров служат объектами регулирования законодательных актов, касающихся не только непосредственно почв, но и, в более широком контексте, земель в целом.

Первая часть Статьи 9 Конституции Российской Федерации (в ред. с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами от 30.12.2008 №6-ФКЗ, 7-ФКЗ) говорит: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» Это положение Конституции ориентирует на бережное отношение к земельным ресурсам и почвам, как их части, что предопределяет конституционное требование их рационального использования. В правовом режиме эта статья Конституции обеспечивается природоресурсным и экологическим законодательствами.

Требование рационального использования присутствует почти в каждом федеральном законодательном акте, регулирующем правовое положение и порядок эксплуатации земельных ресурсов. Этому вопросу посвящены специальные разделы законов и множество подзаконных актов. Условие рационального использования дополняется введением платы за пользование земельными ресурсами. Кроме того, государство обязано вести контроль над использованием земельных ресурсов. Все перечисленное выше позволяет не только более справедливо распределять средства, получаемые от эксплуатации земельных ресурсов, но и обеспечить соблюдение предусмотренных экологическим законодательством норм охраны окружающей среды. Все вместе подчеркивает неразрывность рационального использования земельных ресурсов и их охраны. Регулирование этих отношений с точки зрения соблюдения экологических требований в значительной мере осуществляется федеральным Законом «Об охране окружающей природной среды» (№7-ФЗ от 10.01.2002).

В статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» почва выделена, как один из компонентов природной среды, наряду с землей, недрами, поверхностными и подземными водами, атмосферным воздухом, растительностью, животным миром и иными организмами. Иными словами, почва, по своей значимости, поставлена наравне с другими компонентами природной среды, которые в совокупности обеспечивают благоприятные условия для существования жизни на Земле. Подтверждение значения почв можно обнаружить в статье 4 рассматриваемого закона, которая констатирует, что «Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство».

Основными государственными нормативными правовыми актами, содержащими нормы земельного права, являются: Земельный кодекс Российской Федерации (от 25.10.2001 №136-ФЗ); Федеральный закон от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; Федеральный закон от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; Федеральный закон от 14.12.2001 №163-ФЗ «Об индексации ставок земельного налога»; Федеральный закон от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве»; закон Российской Федерации от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю»; Федеральный закон от 22.07.2010 №167-ФЗ (принят ГД ФС РФ 09.07.2010) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»» и другие законодательные акты Российской Федерации.

Отдельные вопросы правового регулирования земельных правоотношений содержатся в следующих нормативных правовых актах: в частях первой и второй Гражданского кодекса Российской Федерации; в части второй Налогового кодекса Российской Федерации; в Градостроительном кодексе Российской Федерации; в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях; в Уголовном кодексе Российской Федерации; в Лесном кодексе Российской Федерации; в Водном кодексе Российской Федерации; в Федеральном законе от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ред. От 23.07.2008, с изменениями от 17.12.2009); в Федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. От 27.12.2009); в Федеральном законе от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. От 27.12.2009); в Законе Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (ред. От 27.12.2009).

Земельный кодекс Российской Федерации (от 25.10.2001 № 136-ФЗ) комплексно регулирует всю совокупность земельных отношений в стране и детально развивает положения Конституции Российской Федерации. Земельный кодекс основывается на следующих принципах:

  • учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
  • приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
  • приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
  • участие граждан, общественных и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно с которыми граждане Российской Федерации, общественные и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством (пп. 4 в ред. Федерального закона от 03.10.2004 №123-ФЗ);
  • единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Согласно этому закону все объекты, закрепленные на земельных участках следуют судьбе этих участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • приоритет сохранения особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий, согласно с которым изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном Федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
  • платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 №172-ФЗ, от 04.12.2006 №201-ФЗ);
  • деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
  • разграничение государственной собственности на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
  • дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при его определении должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
  • сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

    При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие изложенным выше принципам.

    Статья 6 Земельного Кодекса Российской Федерации (от 25.10.2001 №136-ФЗ) признает объектами земельных отношений:

  • землю как природный объект и природный ресурс;
  • земельные участки;
  • части земельных участков.

    Земельный участок, как объект земельных отношений, включает часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой определены в соответствии с федеральными законами.

    Статья 13 Земельного Кодекса Российской Федерации рассматривает аспекты охраны земель.

    В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, в том числе:

  • защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
  • защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определённых условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
  • ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления земель;
  • сохранению достигнутого уровня мелиорации;
  • рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
  • сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

    В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, которые включают перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

    Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований, отвечающих следующим принципам:

  • внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством санитарно-гигиеническим и иным требованиям,
  • при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель,
  • для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

    Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. В число общих целей последних входят:

  • предотвращение деградации земель, восстановление плодородия почв и загрязнённых территорий. При этом допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
  • охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, которая также осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации и законами и иными нормативно правовыми актами субъектов Российской Федерации,
  • повышение заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв.

    Защита земель от негативных воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться с помощью экономического стимулирования охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

    Статьями 65 и 66 Земельного кодекса РФ определено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость, а для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.

    Постановлением Правительства РФ от 25.08.1999 г. №945 «О государственной кадастровой оценке земель» было принято решение о проведении государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Проведение работ по государственной кадастровой оценке земель является необходимым мероприятием для реализации статьи 390 Налогового кодекса РФ, предусматривающей исчисление налогооблагаемой базы на основании кадастровой стоимости земельного участка.

    Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316 установлены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в которых определен порядок проведения данных работ. Выполнение государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром, ранее Роснедвижимостью) и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

    В целях совершенствования практики государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в июле 2010 г. был принят Федеральный закон №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он детально регулирует процедуру организации работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости.

    Кроме того, приняты федеральные стандарты оценки объектов недвижимости. Это стандарт №4 «Определение кадастровой стоимости», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 №508. В составе земель сельскохозяйственного назначения почва выступает одним из основных удельных показателей кадастровой стоимости (Сапожников и Носов, 2010), включая перечень почвенных разностей и их площади, пригодность почв под культуры, севообороты, плодородие почв и пр. При этом методика государственной кадастровой оценки предусматривает анализ почвенных разностей в составе отдельных земельных участков.

    Как государственный информационный ресурс о сельскохозяйственных землях Российской Федерации, ЕГРПР унифицирует нормативно-технические характеристики почв и почвенного покрова и обеспечивает согласованное функционирование государственных механизмов в сфере охраны и рационального использования почв страны.

    Реестр почв России

    16 апреля в Почвенном институте им. В.В. Докучаева состоялось очередное заседание Центрального совета Общества почвоведов им. В.В. Докучаева. Вел заседание Президент Общества почвоведов, декан факультета почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, чл.-корр. РАН С.А. Шоба. С отчётом о работе ЦС Общества почвоведов за 2013 год и уточнении плана работы ЦС на 2014 год выступила ответственный секретарь Президиума ЦС, д.б.н. И.Н. Любимова. С докладом «Единый государственный реестр почвенных ресурсов России» (ЕГРПР) выступил завотделом ЕГРПР Почвенного института, д.г.н. В.С. СТОЛБОВОЙ. Учитывая особый интерес, который вызвало данное выступления, редакция газеты попросила В.С. Столбового дать для читателей газеты краткий вариант доклада.

    Современное обеспечение почвенной информацией в России сложилось более 30-40 лет назад, в период планово-централизованной экономики и государственной монополии на землю. В то время, все вопросы, связанные с инвентаризацией почвенных ресурсов, формированием нормативно-правовых документов, госконтролю по использованию и охране почв были соединены. В качестве почвенно-информационной основы выступала «Классификация и диагностика почв СССР» принятая в 1977 г. Документ представляет текстовой список и описание почв земледельческой зоны СССР, включая Белоруссию, Украину, республики Средней Азии и Кавказа. В тоже время, в документе отсутствуют почвы Сибири, Севера России, Дальнего Востока, которые составляют около 80% площади современной России. Классификация не сопровождалась картографическими данными, что затрудняло определение принадлежности почв к той или иной местности и, более того, не давало возможности определить связи почв и их использование. Нормативная база, регламентирующая вопросы использования земель, включая строительные нормы, подходы рекультивации земель и прочее носила общий характер, не учитывающий как региональные особенности почв, так и социально-экономические условия хозяйственной деятельности. Например, современные государственные нормы рекультивации нарушенных земель в результате газо- нефтедобычи, построенные на устаревших природоохранных концепциях и почвенно-информационном обеспечении, требуют восстановления плодородного слоя почвы даже на Севере, в условиях отсутствия такого слоя в природе. Экологический урон естественным экосистемам тундры, лесотундры, северной тайги от выполнения такой «природоохранной» нормы даже трудно представить. Экономические потери отрасли – просто огромны.

    В настоящее время ситуация принципиально изменилась. Сформировалось многообразие собственности на землю, включая государственную, муниципальную, частную и др. Вместо крупных землепользований общественного типа возникла сложная система государственных и частных, коллективных и единоличных, крупных и мелких землепользований. Произошла существенная диверсификация системы земельных отношений на основе экономических и правовых норм. Перечисленные изменения привели к необходимости совершенствования государственных институтов регулирования использования и охраны почв. Очевидно, что только государство может учитывать системно все аспекты свойств и функционирования почв и, базируясь на этих знаниях, формулировать общие правила как использования почв, так и осуществлять контроль над их исполнением.

    Развитие системы земельных отношений в России делает необходимым совершенствование её почвенно-информационного обеспечения. Современные инструменты управления почвенными ресурсами оперируют с помощью высоко технологичной информации, цифровых баз данных, программных продуктов и пр. В числе государственных требований к государственной почвенной информации выдвигаются: использование современных информационных технологий, геоинформационные технологии, перечень конкретных параметров состояния плодородия почв, например, морфогенетические свойства, гранулометрический состав, кислотность, содержание гумуса, содержание макро- и микроэлементов, тяжёлых металлов и радионуклидов. Необходима пространственная агрегация почвенной информации как на уровне Российской Федерации, так и субъектов РФ, муниципальных образований (район/городской округ, сельское/городское поселение). Очевидно, что информация, предоставляемая на основе государственных информационных ресурсов, должна быть доступна федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также иным заинтересованным физическим и юридическим лицам. Управление предоставляемой почвенной информации должно осуществляться на основе программного обеспечения.

    Реестр содержит полную, унифицированную, электронную информацию о всех почвах страны, их пространственному размещению и свойствах. Использование ЕТРПР обеспечивает широкое внедрение информационных технологий во всех сферах земельных отношений и, особенно, земельно-оценочных работах.

    Единый государственный реестр почвенных ресурсов содержит следующие сведения:

    1) название (номенклатура) почв, – реестр включает 206 почвенных разностей, 70 комплексов почв, 5 непочвенных образований, а также 30 вариантов гранулометрического и петрографического состава почвообразующих пород, номенклатура почв представлена инновационным поли-классификационным форматом, включающим, кроме принятого в стране наименования почв, их названия по международным системам Продовольственной и Сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций и Глобальных почвенных справочных данных, что обеспечивает полную совместимость ЕГРПР с современными международными стандартами, документами, принятыми Евросоюзом и ВТО;

    2) описание и диагностика почв, – каждая почва реестра сопровождается диагностическим описанием, которое является эталонным и позволяет однозначно определить почву;

    4) пространственное размещение почв, – объединение почвенных данных в ЕГРПР осуществляется средствами геоинформационных технологий в мульти-пространственной среде, включающей контуры электронной почвенной карты, полигоны границ карты административно-территориального деления РФ, полигоны карты почвенно-экологического районирования и точки – места заложения типичных почвенных разрезов с их географической привязкой, что обеспечивает формирование разно-уровненной почвенно-ресурсной и природоохранной информации по схеме: государство — субъект РФ — муниципальное образование/район — хозяйствующий субъект.

    mcuns.ru

  • Смотрите так же:

    • Устная часть егэ пособия Effective Speaking. Устная часть ЕГЭ по английскому языку. 10-11 классы. (базовый и углубленный уровни) Вербицкая М.В. и др. М.: 20 1 6. - 112 с. + CD Пособие предназначено для подготовки учащихся 10-11 классов к устной части ЕГЭ по […]
    • Исковое заявление о взыскании личных сбережений Исковое заявление о взыскании личных сбережений Судебный участок №121 Волгоградской области Дело № 2-121-3445/11 ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И г. Волгоград Мировой судья судебного участка № 121 […]
    • Отслеживание судов по ais Карта судов в реальном времени Мы предлагаем посетителям нашего сайта удобную возможность просмотра карты движения судов в реальном времени AIS. Она составлена с использованием передовых технологий и всегда может показать, где на данный […]
    • Столовый этикет Правила поведения за столом Столовый этикет Правила поведения за столом Дата обновления: 19.02.2017 Манерам за столом всегда придавалось большое значение. Нельзя говорить о высоком культурном уровне человека, если он некрасиво, неаккуратно ест и не умеет […]
    • Приказ мвд рф 333 Приказ МВД РФ от 16 апреля 2012 г. N 333 "Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных […]
    • Использование коллектора водоснабжения Коллектор – нужная вещь в системе водоснабжения Описан способ распределения воды между потребителями с помощью коллектора. Устройство коллектора, преимущества коллекторной разводки В эпоху стальных труб никто особо не задумывался о типе […]