Наследование сцепленное с полом задачи с решением

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

Разделы: Биология

Цели урока.

  • Сформировать у учащихся систему знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола. Выявить цитологические основы этого явления.
  • Научить учащихся правильно объяснять приблизительно равную вероятность рождения мальчика или девочки; научить решать задачи по данной теме.
  • Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельно выводы; сформировать познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола.
  • Оборудование: таблицы “Мейоз”, “Хромосомный механизм определения пола”, “Наследование гемофилии”; задачи по данной теме и справочные материалы.

    I. Организационный момент.

    II. Изучение нового материала по плану:

    1. Генетика пола.
    2. Хромосомный механизм определения пола.
    3. Различные формы определения пола.
    4. Соотношение полов.
    5. Наследование, сцепленное с полом.
    6. III. Закрепление. Решение задач по теме, беседа по вопросам.

      Опорные точки урока:

    7. Теоретическая и практическая значимость знаний механизмов наследования пола у различных организмов
    8. Соотношение особей разного пола у раздельнополых организмов (животных, людей) равное 1:1, сходство его с расщеплением признаков при скрещивании рецессивной гомозиготы с гетерозиготой
    9. Аутосомы и половые гетерохромосомы различных организмов. Зависимость пола организма от набора половых хромосом, который формируется в момент оплодотворения.
    10. Случайный характер соединения половых клеток в зиготе. Закономерность общего результата появления потомков разного пола в соотношении 1:1, определяемая большим числом равновероятных встреч гамет, — статистическая закономерность.
    11. Сцепленное с полом наследование некоторых жизненно- важных признаков — особый тип наследования. Наследование гемофилии, дальтонизма и других болезней и признаков как доказательство зависимости формирования признаков от пола.
    12. Практическое значение изучения сцепленного с полом наследования признаков. Использование закономерностей сцепленного с полом наследования в селекционной работе.
    13. 1. Генетика пола

      Генетика объяснила сущность удивительной и важной проблемы:
      равное распределение женских и мужских особей в поколениях животных и людей

      Беседа с учащимися по вопросам:

    14. Для какого способа размножения характерно образование гамет?
    15. Какой набор хромосом они имеют?
    16. Какая часть сперматозоида и яйцеклетки является носителем генетической информации?
    17. Как называется оплодотворенная яйцеклетка, и какой набор хромосом она имеет?

    Половое размножение очень широко распространено в природе, связано с формированием мужских и женских половых клеток.

    Для начала вспомним, что представляет собой хромосомный набор клеток человека.

    В кариотипе человека из 46 хромосом 44 одинаковы у всех особей, независимо от пола (эти хромосомы называют аутосомами), а одной парой хромосом, называемых половыми, женщины отличаются от мужчин. Это общебиологическая закономерность для всех живых организмов, размножающихся половым путем.

    Диплоидная клетка организма человека: 46 хромосом =23 пары гомологичных хромосом, из которых 22 пары — аутосомы + 1 пара половые хромосомы: у мужчины — ХY; у женщины — ХХ. У человека гетерогаметным является мужской пол, а женский гомогаметный. В соматической клетке мужчины — разные половые хромосомы. В соматической клетке женщины — одинаковые половые хромосомы.

    Пол можно рассматривать как один из признаков организма, как правило, определяется генами. Механизм же определения пола имеет иной характер — хромосомный.

    2. Хромосомный механизм определения пола

    Согласно хромосомной теории К.Корренса (1907), пол будущего потомка определяется сочетанием половых хромосом в момент определения. Пол, имеющий одинаковые половые хромосомы, называют гомогаметным, так как он дает один тип гамет, а имеющий разные-гетерогаметным, так как он образует два типа гамет. У человека, млекопитающих, мухи дрозофилы гомогаметный пол женский, а гетерогаметный — мужской.

    У мужского пола в процессе гаметогенеза формируется 2 типа гамет в равной пропорции, так как мужской пол — гетерогаметный: Х-сперматозоиды и Y-сперматозоиды.

    Поскольку у женского пола половые хромосомы одинаковы, так как женский пол — гомогаметный, то каждая яйцеклетка несет Х-хромосому.

    Эта биологическая закономерность, обусловленная механизмом мейоза.

    Учащимся предлагается ответить на вопросы:

    От чего зависит рождение женских и мужских особей?

    Для чего можно использовать таблицу “Хромосомный механизм определения пола”:

    У дрозофилы всего 8 хромосом: 6 аутосом и 2 половые хромосомы, хромосомный набор самца – 6+ XY, самки — 6+ХХ. хочется отметить, что теоретически соотношение полов должно быть 1:1. Эта статистическая закономерность, обеспечиваемая условием равновероятной встречи гамет. Пол будущего организма всегда определяет гетерогаметный пол (т.е. мужской), именно потому, что гаметы с Х- и Y- хромосомой образуются у мужского пола в равных количествах.

    Каким образом половые различия в хромосомных наборах самцов и самок поддерживаются в процессе размножения?

    В чем же отличие “Х” хромосомы от “У” хромосомы?

    Отличаются по строению: Y-хромосома состоит как бы из двух участков — одного гомологичного Х-хромосоме, а другого негомологичного. А так же по набору генов, которые в них находятся.

    Основные положения.

  • Кариотип подавляющего большинства видов животных организмов включает аутосомы — хромосомы одинаковые у представителей обоих полов, и гетерохромосомы, по которым оба пола отличаются друг от друга.
  • В половых хромосомах помимо генов, определяющих половую принадлежность, содержатся гены, не имеющие отношения к признакам того или иного пола.
  • Аллельные гены в X- и Y-хромосомах наследуются в соответствии с законами Менделя.
  • Существует четыре основных типа хромосомного определения пола.

  • Мужской пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х-, 50% и — хромосому (млекопитающие, двукрылые, жуки, клопы).
  • Мужской пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х- , 50% — не имеют половой хромосомы (кузнечики).
  • Женский пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х-, 50% — Y хромосому (птицы, пресмыкающиеся, хвостатые амфибии, шелкопряд).
  • Женский пол гетерогаметен; 50% гамет несут Х-, 50% — не имеют половой хромосомы (моль).
  • Работа со справочными материалами

    Существует 3 формы определения пола:

    1. Прогамное определение пола. Осуществляется до оплодотворения в процессе онтогенеза. Так происходит, в частности. У коловраток при этом образуются яйцеклетки разных размеров — крупные и мелкие. После оплодотворения из крупных яиц развиваются самки, а из мелких — самцы.
    2. Сингамное определение пола, происходящее при оплодотворении, определяется половыми хромосомами. Этот тип является наиболее распространенным.
    3. Эпигамное (метагамное) определение пола зависит не от присутствия, соотношения или плоидности хромосом, а от интенсивности действия факторов окружающей среды, что может расцениваться как модификационная изменчивость. Ярким примером тому является детерминация пола у крокодилов. Из отложенных самкой яиц в зависимости от температуры окружающей среды могут вылупляться или юные самцы или самки. Весьма оригинально определяется пол у морского червя бонеллии (Bonellia viridis) из типа кольчатые черви. Если его личинка развивается в одиночестве, то из нее вырастает подвижная самка, ведущая самостоятельный образ жизни. Если она проникает в половые пути самки, то живет там как паразит, в связи, с чем его строение сильно упрощено.
    4. 4. Соотношение полов

      Учащимся предлагается ответить на вопрос:

      Почему у раздельнополых организмов (в том числе и у людей) соотношение полов составляет 1:1?

      Работа со справочными материалами

      Учащимся предлагается сделать самостоятельные выводы.

    5. На протяжении любого периода жизни мужские индивидуумы менее жизнеспособны, чем женские
    6. Но естественный отбор направлен к тому, чтобы обеспечить создание равного количества особей обоего пола к моменту наступления половой зрелости.
    7. Можно предположить, что сперматозоид, содержащий Y- хромосому более подвижен, более жизнеспособен или обладает большей способностью оплодотворить яйцеклетку, чем сперматозоид, содержащий Х — хромосому.
    8. 5. Наследование, сцепленное с полом

      Генетические исследования установили, что существуют признаки, которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах.

      Наследование признаков, гены которых локализованы в Х- или Y- хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом.

      Х-хромосома человека содержит ряд генов, рецессивные аллели которых определяют развитие тяжелых аномалий (гемофилия, дальтонизм). Эти аномалии чаще встречаются у мужчин, хотя носителями чаще бывают женщины. У мужчин эти гены гемизиготны, их рецессивные аллели

      вызывают заболевания: X h Y — мужчина, больной гемофилией; X d Y- дальтоник.

      Пример: наследование гемофилии: Н — нормальная свертываемость крови; h- гемофилия.

      1) Мать имеет нормальную свертываемость крови и является гомозиготной по этому признаку (X H Х H ),отец страдает гемофилией (Х h Y) тогда схема скрещивания:

      Все дети фенотипически здоровы, но дочери гетерозиготны по гену гемофилии и являются носителями гена гемофилии.

      2) Рассмотрим наследование, сцепленное с полом на примере дальтонизма:

      Дальтоники — это люди, неспособные различать цвета. Болезнь имеет наследственный характер. Введем необходимые обозначения:

      А — ген. отвечающий за формирование нормальной способности различать цвета.

      а — ген, обусловливающий нарушение способности различать цвета (дальтонизм);

      Х — женская хромосома, несущая ген нормального различения цветов;

      Х d — женская хромосома, несущая ген дальтонизма.

      Х D Х D — здоровая девочка;

      Х D Х d — девочка — носитель;

      Х D Y- здоровый мальчик;

      Х d Y- мальчик-дальтоник.

      У мальчиков, получивших от своей матери хромосому с геном а, будет наблюдаться дальтонизм.

      Можно ожидать, что половина сыновей гетерозиготной по данному гену женщины будет дальтониками. Женщины-дальтоники встречаются крайне редко.

      Известно, что Х-хромосомы генетически активны, как любая из аутосом. Y-хромосомы — генетически инертны, у человека лишь некоторые гены, не являющиеся жизненно важными, локализуются в ней (гипертрихоз — волосатые уши, некоторые формы аллергий, диспепсии),

      такие признаки передаются только от отца к сыну. Такой тип наследования по мужской линии называется голандрический.

      Законы передачи признаков, сцепленных с Х-хромосомами. Были впервые изучены Т. Морганом на дрозофилах.

      Решение задач и обсуждение вопросов.

      1) Вопросы для обсуждения.

      1. в чем состоят особенности половых хромосом?
      2. В чем заключается генетический механизм определения пола?
      3. Какие признаки, наследование которых сцеплено с полом, вам известны у человека?
      4. установите генотип женщины, у которой половина сыновей больна цветовой слепотой?
      5. Что такое наследование, сцепленное с полом?
      6. От кого из родителей мальчик получает Х-хромосому?
      7. Когда определяется пол цыпленка: до оплодотворения или в момент оплодотворения?
      8. Почему у детей появляются новые признаки, не свойственные родителям?
      9. Влияет ли среда на формирование и проявление признаков организма?
      10. По какой хромосоме у человека произошло сцепление признаков: дальтонизма, гемофилии?
      11. Серебристая курица из породы белый виандот скрещена с золотистым (коричневым) петухом породы леггорн. Определить соотношение и расщепление групп гибридов по фенотипу и генотипу.

        Примечание: указанные признаки сцеплены с полом: доминантный ген серебристой окраски (С) локализован в одной Х-хромосоме, аллельный ему рецессивный ген золотистой окраски (с) — в другой Х-хромосоме. У птиц женский пол — гетерогаметный, а мужской — гомогаметный.

        Черепаховую (пятнистую) кошку скрестили с рыжим котом. Как произойдет расщепление гибридов по фенотипу и генотипу (по окраске и по полу)? Почему?

        От родителей, по фенотипу имеющих нормальное зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик — дальтоник (не различает красный и зеленый цвета) Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?

        Какие дети могли бы родиться от брака гемофилика с женщиной, страдающей дальтонизмом (а в остальном имеющей вполне благополучный генотип)?

        Пол организма, как и любой признак, развивается, с одной стороны, под влиянием генотипа, с другой — факторов внешней среды. Для различных организмов влияние генотипа и факторов внешней среды на определение пола различно, т.е. у одних организмов (человек, большинство млекопитающих) определяющим является генотип, у других (рыбы, некоторые черви) — факторы внешней среды.

        Иногда факторы внешней среды оказывают существенное влияние на определение пола и у млекопитающих. Так, у крупного рогатого скота при одновременном развитии двух разнополых близнецов бычки рождаются нормальными, а телочки часто — интерсексами. Это объясняется более ранним выделением мужских половых гормонов и влиянием их на пол второго близнеца.

        А. Соотношение полов.

        Различают первичное соотношение полов, точнее, соотношение эмбрионов и вторичное — соотношение мальчиков и девочек среди новорожденных.

        Теоретически соотношение полов в момент оплодотворения должно быть близким 1:1, так как встреча яйцеклетки со сперматозоидом, содержащим Х- или Y- половую хромосому, равновероятна.

        При обследовании у человека обнаружено, что на 100 женских зигот образуется 140-160 мужских (первичное соотношение полов)

        К моменту рождения на 100 девочек приходится 103-105 мальчиков 9 (вторичное соотношение полов).

        Третичное соотношение полов (постнатальный период) к 20-ти годам на 100 девушек приходится 100 юношей; к 50-ти годам на 100 женщин — 85 мужчин, а к 85-ти годам на 100 женщин — 50 мужчин.

        Отсюда напрашивается вывод о большей жизнестойкости женского организма, что может быть объяснено, наряду с другими причинами, мозаицизмом женского организма по половым хромосомам.

        Выводы по уроку.

      12. Пол организма определяется в момент оплодотворения и зависит от хромосомного набора зиготы.
      13. Формирование пола связано с комбинацией половых хромосом.
      14. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Практическая работа № 12 «Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом».

        Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

        Практическая работа №12

        «Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом».

        Цель: 1) закрепить знания генетической символики и терминологии; 2) научиться составлять схемы скрещивания задач на наследование, сцепленное с полом.

        Оборудование и материалы: таблицы, схемы скрещивания, тексты генетических задач.

        1. Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы, повторение основных генетических понятий и законов наследования (по учебникам авторов В.Б. Захарова и Д.К. Беляева «Общая биология 10-11 класс»).

        2. Инструктивная беседа об особенностях методики составления схем скрещивания, решения задач с демонстрацией приемов работы.

        Правила, которые следует помнить при решении задач по генетике

        Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов).

        В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели).

        Число возможных вариантов гамет равно 2 n , где n – число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии.

        Одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую (другой аллельный ген) – от матери.

        Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.

        Алгоритм решения задачи

        Внимательно изучите условие задачи.

        Определите тип задачи , для чего выясните, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки, а также число классов фенотипов , присутствующих в потомстве и их соотношение.

        Выясните генотипы особей, неизвестных по условию.

        Запишите схему скрещивания в соответствии с требованиями по оформлению, а также максимально подробное изложение всего хода рассуждений по решению задачи, с обязательным логическим обоснованием каждого вывода. Отсутствие объяснения даже очевидных, на первый взгляд, моментов может быть основанием для снижения оценки.

        Запишите ответ задачи .

        4. Тренировочные упражнения.

        № 1.У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то что отцы обоих супругов страдают цветовой слепотой (дальтонизмом). Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой (X d ). Определите генотипы мужа и жены. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения у них сына с нормальным зрением, дочери с нормальным зрением, сына-дальтоника, дочери-дальтоника?

        № 2.У канареек наличие хохолка – аутосомный ген, ген окраски оперения сцеплен с Х-хромосомой. ( Гетерогаметным у птиц является женский пол ). Хохлатую коричневую самку канарейки скрестили с хохлатым (А) зелёным (B) самцом, в результате получилось потомство: хохлатые коричневые самцы, самцы без хохолка коричневые, хохлатые зелёные самки, самки без хохолка коричневые. Получившихся самцов без хохолка коричневых скрестили с получившимися гетерозиготными хохлатыми зелёными самками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.

        № 3. У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а ихтиоз (заболевание кожи) – от рецессивного гена, сцепленного с Ххромосомой. Женщина со здоровыми глазами и с нормальной кожей, отец которой страдал ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой и со здоровой кожей, отец которого не имел этих заболеваний. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

        infourok.ru

        Решение генетических задач. Сцепленное с полом наследование

        Урок 32. Введение в общую биологию и экологию 9 класс

        Конспект урока «Решение генетических задач. Сцепленное с полом наследование»

        Задача 1. Мужчина-дальтоник женился на женщине – носительнице цветовой слепоты. Можно ли ожидать в этом браке здорового сына? Дочь с цветовой слепотой? Какова вероятность одного и другого события?

        Решение: вспомним, что цветовую слепоту вызывает рецессивный ген, который принято обозначать латинской буквой d. Соответственно, доминантная аллель, определяющая нормальное различие цветов человеком – D. Таким образом, у женщин может быть три разных комбинации генов: X D X D – здоровые, X D X d – носительницы и X d X d – страдающие дальтонизмом.

        У мужчин возможны два варианта: X D Y – здоровые и X d Y – больные.

        Записываем генотипы родителей. Они нам известны из условия задачи.

        Записываем гаметы, которые будут образовывать родительские формы: гетерозиготная по данному признаку женщина будет давать два типа гамет, мужские гаметы также будут двух типов.

        Определяем генотипы детей.

        Делаем вывод о том, что половина девочек может быть носительницами дальтонизма, а другая половина – больными. Половина сыновей от этого брака здоровые, вторая половина — страдающие цветовой слепотой.

        Ответ: от этого брака можно ожидать здорового сына и дочь с цветовой слепотой. Вероятность одного и другого события – 25 %.

        Задача 2. У родителей, имеющих нормальное зрение, две дочери с нормальным зрением, а сын – дальтоник. Каковы генотипы родителей?

        Решение: родители имеют нормальное зрение, значит мы точно знаем генотип отца. У матери может быть два варианта генотипа – либо доминантная гомозигота, то есть здоровая, либо гетерозигота, то есть носительница. Но нам известно, что у этой пары родился сын – дальтоник. Который мог получить ген d только с икс хромосомой матери. Делаем вывод о том, что мать является носительницей гена дальтонизма.

        Ответ: мать гетерозиготна по данному признаку, у отца в генотипе присутствует доминантная аллель гена.

        Задача 3. У человека гемофилия детерминирована сцепленным с полом рецессивным геном h. Мать и отец здоровы. Их единственный ребёнок страдает гемофилией. Кто из родителей передал ребёнку ген гемофилии?

        Решение: доминантная алель H определяет нормальную свёртываемость крови. Рецессивная – h – вызывает заболевание.

        Эта задача аналогична предыдущей. Так как по условию родители ребёнка здоровы, значит икс хромосома отца будет содержать ген H. А в генотипе матери будет содержаться как доминантная аллель этого гена, так и рецессивная. Таким образом, все девочки этой семьи будут здоровыми. Больным может быть только мальчик, получивший половую хромосому с геном h от своей матери.

        Ответ: ген гемофилии ребёнку передала мать.

        Задача 4. Отец девушки страдает гемофилией, а мать имеет нормальную свёртываемость крови и происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их дочерях и сыновьях?

        Решение: рассуждаем, какими могут быть генотипы девушки и юноши.

        Молодой человек здоров, значит его генотип мы знаем однозначно. У девушки отец страдает гемофилией, значит от него она получила ген, вызывающий это заболевание. Мать девушки происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию, значит мы с большой долей вероятности можем утверждать, что от матери девушка получила ген H.

        Записываем гаметы, которые образуют родительские формы и возможные генотипы детей.

        Определяем их фенотипы. Как видим, все девочки здоровы, но половина из них будут носительницами. А родившиеся мальчики могут быть как здоровыми, так и больными с вероятностью 50 %.

        Ответ: все дочери здоровы, но половина из них – носительницы гемофилии. Половина мальчиков больны, а половина – здоровы.

        Задача 5. Какие дети могут родиться от брака гемофилика с женщиной, страдающей дальтонизмом, а в остальном имеющей благополучный генотип?

        Записываем генотип женщины. Поскольку она страдает дальтонизмом, значит это рецессивная гомозигота по генам, определяющим цветовое зрение. В остальном -благополучный генотип – значит она доминантная гомозигота по генам, определяющим свёртываемость крови.

        По условию задачи мужчина – гемофилик. В его икс хромосоме будет содержаться h. Допустим также, что он не страдает дальтонизмом, поскольку не указано обратное.

        Записываем возможные генотипы детей и определяем их фенотипические признаки: девочки здоровы по зрению и по крови, но являются носительницами обоих заболеваний. Мальчики – здоровые по крови дальтоники.

        Ответ: от этого брака могут родиться здоровые девочки – носительницы гемофилии и не страдающие гемофилией мальчики-дальтоники.

        Задача 6. У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с X-хромосомой рецессивный признак. Альбинизм у человека обусловлен аутосомным рецессивным геном. У одной супружеской пары, нормальной по этим двум признакам, родился сын с обеими аномалиями. Определите генотип родителей и ребёнка.

        Вводим буквенные обозначения генов.

        Обозначим буквой a рецессивный ген альбинизма. A – наличие пигмента.

        Записываем генотипы родителей. Нам известно, что они нормальные по обоим признакам, значит будут нести два доминантных гена. Для определения их аллелей обратимся к генотипу ребёнка. Поскольку он страдает обеими аномалиями, значит это рецессивная гомозигота по гену альбинизма, а в икс хромосоме содержится h. Возвращаемся к генотипам родителей. Гены альбинизма ребёнок получил от обоих, а икс хромосому с рецессивным геном гемофилии – от матери.

        Ответ: мать ребёнка гетерозиготна по гену альбинизма и гетерозиготна по гену гемофилии, отец гетерозиготен по гену альбинизма и содержит доминантную аллель гена, отвечающего за свёртываемость крови.

        Задача 7. Расстояние между генами гемофилии и дальтонизма – 9,8 морганид. Здоровая девушка, мать которой дальтоник, а отец-гемофилик, выходит замуж за здорового мужчину. Определите, какова вероятность (в процентах) появления в этой семье сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно.

        Решение: определяем генотипы родителей. Будем внимательны при этом, так как правильная запись условия – это уже практически решённая задача. Итак, одну икс хромосому девушка получила от матери, другую – от отца. Вместе с хромосомой матери она получила ген дальтонизма, а с хромосомой отца – ген гемофилии. Ну а поскольку девушка здорова, значит вторые аллели этих генов будут доминантными. С девушкой разобрались, а с юношей всё просто – он здоров.

        Записываем гаметы, которые дают родительские формы. Гены дальтонизма и гемофилии расположены в одной хромосоме. Поэтому дигетерозиготная родительская особь будет давать два типа некроссоверных гамет – X H d и X h D. По условию задачи гены гемофилии и дальтонизма расположены на расстоянии 9,8 морганид, значит между ними происходит кроссинговер с частотой 9,8 %. Таким образом, появляются кроссоверные гаметы X H D и X h d. Их общее количество – 9,8 %, а каждой из них – 4,9 %.

        Итак, в задаче спрашивается, какова вероятность появления в этой семье сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно. Поскольку гамет с обоими рецессивными генами – 4,9 %, значит и вероятность рождения сыновей с двумя заболеваниями – 4,9 %.

        Ответ: вероятность появления в семье сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно – 4,9 %.

        videouroki.net

        Решение задач по теме: Генетика пола

        F1 : 1Х D Х d : 1Х d У : 1Х D Х d : 1Х d У.

        Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У-хромосомой. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в семье, где отец страдает гипертрихозом?

        О т в е т: вероятность рождения детей с гипертрихозом составит 50 %, все мальчики будут страдать этим недостатком.

        У здоровых родителей со II группой крови родился сын с I группой крови и гемофилией. Гемофилия наследуется как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. Определите вероятность рождения второго ребенка здоровым и возможные группы его крови.

        Здоровых детей с I и II группой крови 12/16.

        О т в е т: вероятность рождения второго ребенка здоровым составит 75 %, возможные группы крови I и II.

        Кареглазая женщина с нормальным зрением выходит замуж за кареглазого мужчину. У них родилась голубоглазая дочь — дальтоник. Карий цвет глаз доминирует над голубым, а дальтонизм определяется рецессивным геном, находящимся в х-хромосоме. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет иметь такой же фенотип?

        2/16 — голубоглазые дальтоники.

        О т в е т: вероятность рождения голубоглазых дальтоников в семье составит 12,5 %.

        Гладкая поверхность семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена доминируют над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена, получено такое потомство: окрашенных гладких — 4152 особи, окрашенных морщинистых — 149, неокрашенных гладких — 152, неокрашенных морщинистых — 4163. Определите расстояние между генами.

        Всего особей получено в результате скрещивания — 8616.

        botana.cc

        Задания на наследование сцепленное с полом

        Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора по биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.

        Как отмечалось ранее, генетические задачи на изучение наследования признаков сцепленных с полом, помещенные в задания линии С6 ЕГЭ по биологии, решаются учащимися более успешно, чем задачи на сцепленное наследование.

        Тем не менее, в этой статье мы разберем с вами несколько конкретных примеров таких заданий. Но непосредственно перед решением задач, как репетитор ЕГЭ по биологии, настоятельно советую обратить ваше внимание на интерпретацию таких двух генетических терминов, как гомогаметность и гетерогаметность, значение которых следует учитывать при решении задач по наследованию признаков сцепленных с полом.

        Как же вообще, в связи с наличием этих терминов, можно интерпретировать «закон чистоты гамет»? Мы же знаем, что гаметы всегда только чистые, в них может быть только по одному аллелю любого гена, а тут вдруг какие-то «гомо-«, какие-то «гетеро-» ?

        Никакого противоречия здесь нет. Гаметы — всегда гаметы! Это половые клетки с половинным от соматических клеток набором любых хромосом: аутосом плюс пара половых хромосом. Они всегда чистые, так как несут по одной гомологичной хромосоме, а, значит, и по одному аллелю любого гена.

        Но если, как мы помним, каждой аутосомной хромосоме в соматической клетке организма всегда соответствует гомологичная ей (идентичная по набору признаков) хромосома, то этого нельзя сказать о паре половых хромосом. В клетках одного из организмов (мужском или женском в зависимости от вида организма) эта пара хромосом может быть как гомологична (ХХ), так и не гомологична друг другу (ХУ).

        Итак, тот пол организма, соматические клетки которого содержат одинаковую пару половых хромосом и Х) называют «гомогаметным» (он ведь образует только одинаковые гаметы), а если пара половых хромосом разная и У) — «гетерогаметным» (то есть, из-за разных половых хромосом такой организм будет образовывать два типа гамет).

        Таким образом, терминами «гомогаметность» и «гетерогаметность» дается характеристика не самим гаметам, а полу (мужскому или женскому) организма, имея в виду пару их половых хромосом в соматических клетках.

        В моей платной книге:

        этот вопрос разбирается подробнее.

        При решении генетических задач по определению наследования признаков находящихся в половых хромосомах у разных организмов необходимо обязательно знать, что у человека и многих других животных гетерогаметным (ХУ) является мужской пол, а гомогаметным (ХХ) — женский, а у птиц и бабочек — наоборот.

        А вот так наследуется ген дальтонизма у человека, сцепленный с Х хромосомой.

        Для тех, кто хочет хорошо разобраться как надо решать задачи по генетике на наследование, сцепленное с полом,

        У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу,обращайтесь в комментарии. У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА). .

        www.biorepet-ufa.ru

    Смотрите так же:

    • Шадринск прокурор Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Юрий Пономарёв в ходе предстоящей рабочей поездки в Курганскую область 20 июля 2018 года проведет личный прием граждан в городе Шадринске. Прием будет проводиться с […]
    • Военные законы мёрфи Законы Мерфи История закона Мерфи Так называемый закон Мерфи был впервые сформулирован и использован на авиабазе Эдвардс в 1949 году. Этот закон назван так в честь его создателя - капитана Эдварда Мерфи, бывшего в то время инженером на […]
    • Как соотносятся закон и право ПРАВО И ЗАКОН Проблема соотношения права и закона родилась практически одновре­менно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Со­крат, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается […]
    • Законы сэс Штрафы после проверки СЭС Штрафные санкции в результате проверки СЭС. Органы Государственной санитарно-эпидемиологической службы имеют право проводить проверки предприятий на соответствие условий их работы основным правилам и […]
    • Закон оренде земли АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ Энциклопедия юриста . 2005 . Смотреть что такое "АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ" в других словарях: Аренда земельных участков — иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах […]
    • Приказом фсфо 16 Приказ ФСФО России № 16 от 23.01.2001 года («Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций») Для проведения анализа финансового состояния организаций в данных методических указаниях используются следующие […]