Федеральный закон о промышленных предприятиях

Реализация промышленной политики: старт дан?

Узнайте, признают ли суды нарушение срока проведения выездной проверки безусловным основанием для отмены решения, принятого по ее итогам, из
Энциклопедии судебной практики
в интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В последние годы одной из основных тенденций государственного управления в сфере экономики стало стратегическое планирование экономической политики. Так, в 2008 году была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция) (распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р). Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, согласно Концепции, должна возрасти с 13% в 2007 году до 40-50% к 2020 году.

Однако лишь к середине нынешнего десятилетия были выработаны необходимые для роста промышленного производства программные документы. Катализатором этому послужил один из «майских» указов президента, подписанных в 2012 году, который конкретизировал цели и задачи в сфере промышленной политики (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»). К числу принятых документов относятся Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также государственные программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328) и «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы» (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 301).

Наконец, в последний день 2014 года был принят профильный закон, призванный комплексно стимулировать промышленный рост (Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»; далее – Закон). Документ вступил в силу 30 июня текущего года.

Каким получится новый закон

По своей структуре и содержанию Закон является рамочным, многие его положения подразумевают принятие конкретизирующих нормативных актов.

Главной задачей Закона является развитие промышленного потенциала России и обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции (ст. 1, п. 1 ст. 3 Закона). Причем стимулирующие меры не будут применяться к производителям алкоголя и табачных изделий (ч. 2 ст. 2 Закона).

В качестве одной из основных целей промышленной политики определено формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона). Среди задач, на решение которых направлен Закон, обращают на себя внимание увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости, поддержка экспорта такой продукции и обеспечение технологической независимости национальной экономики (п. 5, п. 8 ч. 2 ст. 4 Закона).

Примечательно, что в сферу правового регулирования Закона попали не только промышленники и уполномоченные государственные, а также муниципальные органы, но и организации, осуществляющие стимулирующие меры в сфере промышленности. Для обозначения таких организаций в Законе предусмотрен отдельный термин «инфраструктура поддержки деятельности в сфере промышленности». К инфраструктуре поддержки могут относиться как коммерческие, так и некоммерческие организации, а также государственные фонды развития промышленности и аналогичные фонды с государственным участием. В то же время правовой статус организаций, входящих в состав инфраструктуры поддержки, Законом напрямую не определен.

Обращает на себя внимание тот факт, что определение промышленности дано в Законе на основании классификации, содержащейся в ОКВЭД, и включает в себя помимо отраслей обрабатывающей промышленности еще и добывающую промышленность, предприятия сферы обеспечения электрической энергией, газом и паром, водоснабжения и водоотведения и т. д. (п. 2 ст. 3 Закона). Таким образом, поддержку смогут получить не только производители товаров.

Кто будет определять промышленную политику?

В связи с рамочным характером Закона Правительство РФ и органы государственной власти различных уровней наделяются рядом полномочий в сфере формирования и реализации промышленной политики. Так, правительство уполномочено на осуществление стратегического планирования в сфере промышленности (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона). Кроме того, кабмину предстоит утвердить порядок применения мер стимулирования, в том числе требований к инвестиционным проектам, реализация которых дает право на получение до 2025 года льгот по налогам и сборам (п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона).

Помимо этого, правительство отвечает за создание государственной информационной системы промышленности (далее – ГИС), посредством которой будет обеспечиваться экономический мониторинг развития отраслей промышленности (п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона). В ГИС планируется аккумулировать информацию о состоянии промышленности и прогнозе ее развития, о субъектах деятельности в сфере промышленности, прогнозах и фактическом выпуске основных видов промышленной продукции, об объемах ее импорта в Россию и т. д. Непосредственным обеспечением функционирования ГИС будет заниматься Минпромторг России (постановление Правительства РФ от 19 июня 2015 г. № 608 «О внесении изменений в Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации»). Помимо обеспечения функционирования ГИС Минпромторг России также отвечает за ежегодную подготовку и опубликование в средствах массовой информации доклада о состоянии и развитии промышленности и мерах по ее стимулированию (п. 1 ч. 3 ст. 6).

Субъекты федерации, в свою очередь, наделены следующими полномочиями:

  • принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона);
  • разработка и реализация осуществляемых за счет средств региональных бюджетов региональных научно-технических и инновационных программ (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона);
  • установление дополнительных требований к индустриальным паркам, промышленным кластерам (п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона) и т. д.
  • К слову, в ряде субъектов федерации на протяжении последних лет были приняты и уже действуют региональные нормативные акты, направленные на развитие промышленности.

    Органы местного самоуправления получили полномочия использовать средства местных бюджетов в целях стимулирования промышленности (ст. 8 Закона).

    Финансовая поддержка промышленников

    Закон предусматривает различные меры реальной поддержки и стимулирования развития промышленности, включая как особенности применения существовавших до принятия закона мер, так и новые механизмы (гл. 2 Закона). Формы стимулирования определены в ч. 1 ст. 9 Закона. Следует отметить, что этот перечень не является исчерпывающим, а порядок применения ряда стимулирующих мер установлен отраслевыми актами федерального законодательства (Бюджетным кодексом РФ, НК РФ и т. д.).

    Финансовая поддержка, очевидно, станет основным и самым востребованным из предусмотренных законом форм стимулирования промышленности, однако предусмотрены и дополнительные инструменты – например, поддержка в развитии кадрового потенциала (ст. 10, ст. 15 Закона).

    Законом установлено, что финансовая поддержка может предоставляться в форме бюджетного субсидирования и налоговых льгот. При этом при предоставлении субсидий наряду с положениями, предусмотренными п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, могут устанавливаться дополнительные особенности, такие как:

  • проведение конкурса с оценкой использования предоставляемых средств при определении получателя субсидий;
  • наложение штрафов на получателей субсидий при недостижении ими установленных при предоставлении субсидий показателей ;
  • предоставление целевых субсидий на создание или модернизацию промышленной инфраструктуры, а также на освоение производства (п. 1-3 ч. 2 ст. 10 Закона). Кроме того, законодательством могут быть установлены иные особенности предоставления субсидий.
  • Следует отметить, что уже с января 2014 года из федерального бюджета выделяются субсидии российским организациям, реализующим новые комплексные инвестпроекты по приоритетным направлениям гражданской промышленности (постановление Правительства РФ от 3 января 2014 г. № 3). За счет этих средств компании смогут компенсировать часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на инвестпроекты в 2014-2016 годах. Субсидии предоставляются предпринимателям, общая стоимость инвестиционных проектов которых составляет от 150 млн до 5 млрд руб. (подп. «г» п. 3 Правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 января 2014 г. № 3). Помощь предоставляется при условии победы инвестиционного проекта в конкурсе, который проводится дважды в течение года. Проекты-победители включаются в специальный перечень, формируемый Минпромторгом России. В настоящий момент для участия в программе отобраны 112 инвестиционных проектов – с их списком можно ознакомиться на официальном сайте ведомства. Так, субсидии уже выделяются для реализации проектов в сфере высокотехнологичной деревообработки, производства детских игрушек, станкостроения и других.

    Законом предусмотрено также финансирование инвестиционных проектов за счет средств государственных фондов развития промышленности, входящих в состав инфраструктуры поддержки. Предполагается, что такие фонды будут оказывать поддержку в виде предоставления займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды (лизинга) и т. д. (ч. 4 ст. 11 Закона).

    Фонд развития промышленности начал свою работу еще до принятия Закона, в 2014 году. За счет его средств осуществляется льготное софинансирование проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий. Фонд предоставляет на конкурсной основе целевые займы по ставке 5% годовых сроком до семи лет в объеме от 50 млн до 700 млн руб. По состоянию на 3 июля с момента его создания в Фонд поступило 1009 заявок на реализацию проектов на общую сумму 385 млрд руб., а выдано займов на сумму 5 млрд руб.

    Фонд установил ряд требований к предприятиям-заемщикам:

  • они должны иметь положительную кредитную историю;
  • сумма займа должна быть обеспечена чистыми активами заявителя или предоставленным обеспечением, например, гарантией банка;
  • финансируемый проект должен быть направлен на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств.
  • При этом, фонд не предоставляет займы иностранным компаниям и компаниям с офшорной «пропиской», за исключением компаний, имеющих статус национального производителя и заключивших специальный инвестиционный контракт.

    Специальный инвестиционный контракт

    Новой для российского права формой взаимодействия государства и инвесторов, желающих создать, модернизировать либо освоить в России производство определенной промышленной продукции, стал специальный инвестиционный контракт (ст. 16 Закона). В рамках такой формы сотрудничества органы власти обязуются предоставить инвесторам налоговые льготы, а также гарантии от неблагоприятных изменений действующего законодательства (за исключением норм, принимаемых во исполнение международных договоров и актов Евразийского экономического союза) в течение срока действия контракта. Этим предполагается сократить непроизводственные издержки производителей, связанные с запуском и модернизацией производства и повысить конкурентоспособность цены произведенной продукции.

    Как показывает зарубежная практика, подобная форма сотрудничества бизнеса и государства зарекомендовала себя положительно. По данным Минпромторга России, за 10 лет существования аналогичного механизма (с 1995 по 2005 годы) в Венгрии, эта страна по объему иностранных инвестиций на душу населения вышла на первое место среди стран Центральной и Восточной Европы. А после введения подобных стимулирующих мер в Китае годовой объем фактически вложенных прямых инвестиций за семь лет вырос более чем в 10 раз – с $4,4 млрд в 1991 году до $45,5 млрд в 1998 году.

    Порядок заключения и типовая форма контрактов утверждены Правилами заключения специальных инвестиционных контрактов (далее – Правила) (постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 г. № 708). Контракт заключается на срок выхода инвестиционного проекта на запланированные показатели, увеличенный на пять лет, но не более чем на 10 лет с момента заключения контракта (п. 3 Правил). При этом инвестор должен вложить в проект не менее 750 млн руб. (или представить документы о привлечении соответствующих инвестиций либо кредитный договор) (подп. «а» п. 4 Правил). Помимо Российской Федерации сторонами по контракту могут выступать ее субъекты и муниципалитеты. Отметим, что НК РФ содержит закрытый перечень из 15 регионов, на территории которых могут быть реализованы инвестиционные проекты со специальными условиями налогообложения (например, для инвесторов предусмотрены специальные правила проведения выездных налоговых проверок, льготы по налогу на прибыль, НДПИ и т. д.) (ст. 25.8 НК РФ). Так, инвестиционные проекты могут быть осуществлены в Бурятии, Якутии, Тыве, Хакасии, Хабаровском, Приморском краях, Амурской, Иркутской, Сахалинской областях и т. д. Таким образом, до внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство выполнение обязательств по налоговым льготам для инвесторов всеми без исключения субъектами федерации остается под вопросом.

    Специальный инвестиционный контракт должен включать следующие условия:

  • срок действия;
  • характеристики продукции, производство которой создается или модернизируется;
  • перечень мероприятий по созданию или модернизации производства;
  • объем инвестиций;
  • перечень мер стимулирования (льготы, преференции и т. д.), которые применяются в отношении инвестора в течение срока действия контракта;
  • порядок контроля исполнения обязательств инвестором и предоставления отчетности.
  • Вместе с заявлением о заключении контракта предприниматель должен предоставить в Минэкономразвития России следующие документы:

  • документы, подтверждающие вложение инвестиций (кредитный договор, предварительный кредитный договор или иные документы);
  • перечень необходимых мер стимулирования;
  • перечень обязательств инвестора и привлеченных лиц;
  • необходимые сведения о проекте, такие как характеристики планируемой к выпуску продукции, планируемые целевые показатели проекта, количество создаваемых рабочих мест и т. д. (подп. «б» – «г» п. 4 Правил).
  • После рассмотрения представленных документов Минэкономразвития России в 30-дневный срок должно направить в специальную межведомственную комиссию по оценке возможности заключения контрактов предварительное заключение о соответствии документов Правилам (п. 9 Правил). Комиссия в течение 60-дневного срока должна решить вопрос о возможности заключения специального инвестиционного контракта на предложенных инвестором условиях и направить свое решение и проект контракта в Минэкономразвития России, на которое возлагаются обязанности по подписанию контракта (п. 12, п. 14 Правил).

    Если инвестор не выполнит обязательства по контракту, ему придется возместить государству причиненный ущерб, а также сумму налогов, неуплаченных в результате действия льгот. Если же контракт не будет исполнен по вине государства, то инвестор получит право на возмещение убытков и получение неустойки в пределах расходов, которые он понесет для замещения утраченных стимулирующих мер (ч. 8 ст. 16 Закона).

    Заместитель директора Фонда развития промышленности Сергей Вологодский рассказал порталу ГАРАНТ.РУ о планах по участию Фонда в реализации специальных инвестиционных контрактов. Предполагается, что Фонд может стать оператором по организации и координации работы по заключению контрактов с промышленными предприятиями. Несмотря на то, что необходимые нормативно-правовые акты еще не утверждены, бизнес заинтересовался возможностями инвестконтрактов. В Фонд уже поступило около 10 предварительных предложений на заключение контрактов от промышленных предприятий, занятых в области автомобилестроения и производства автокомпонентов, фармацевтики, лесопромышленного и химического комплексов. Все проекты связаны с повышением уровня локализации производства на территории России, ряд проектов направлен на импортозамещение. Предприниматели, реализующие проекты в рамках специальных инвестиционных контрактов, подчеркивает Сергей Вологодский, в качестве одной из мер стимулирования также смогут получить льготный заем Фонда развития промышленности на сумму до 700 млн руб. под 5% годовых при соответствии проектов критериям отбора.

    Аналогичные специальным инвестиционным контрактам правовые режимы в настоящее время действуют в различных отраслях промышленности. Например, льготами пользуются предприятия, осуществляющие промышленную сборку автомобилей (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 190-ФЗ «О некоторых мерах государственной поддержки отдельных категорий производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов»). А также предприятия деревообрабатывающей промышленности (постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов»).

    Иван Тер-Матеосянц, член Комитета по промышленному развитию ТПП РФ, член Экспертного совета Комитета Госдумы по промышленности:

    «Во-первых, строго говоря, перечисленные в Законе меры поддержки и стимулирования действовали и до его принятия. Прямое финансирование инновационных проектов тоже существовало, однако действующая в настоящее время в России система предоставления финансовой поддержки инновационных процессов неэффективна. Оценка перспективности развития отдельных секторов промышленности основывается на их финансовых и объемных показателях, поэтому государственную поддержку получают, в основном, глобальные многомиллиардные проекты, или предприятия стратегически важных отраслей – энергетики, станкостроения, автомобилестроения, космонавтики, оборонно-промышленного комплекса. А до таких узких секторов промышленности, как, например, производство трубопроводной арматуры, никакая поддержка не доходит. А, во-вторых, никто не задумывается, что несмотря на сравнительно небольшую долю такой продукции в капитальных затратах на строительство, например, атомного энергоблока (2-3%), до 30% отказов этих энергоблоков происходят по вине именно арматуры. И не всегда потому, что она некачественная – дело в том, что на одном энергоблоке установлено порядка 25-27 тыс. ее единиц. И за счет этой массовости влияние трубопроводной арматуры на бесперебойность работы энергоблока оказывается таким значимым. Поэтому государству важно в том числе обеспечить межотраслевое взаимодействие производителей и потребителей, чтобы участники технологических цепочек прогнозировали, что и в каком объеме они собираются строить или реконструировать, хотя бы в пяти-семилетней перспективе. Тогда производители смогут эффективно управлять загрузкой производственных мощностей, а также своевременно и в нужном объеме формировать запасы сырья и материалов, что должно положительно отразиться на себестоимости и качестве продукции».

    Чем еще государство поможет промышленникам

    Помимо финансовых мер, Законом предусмотрены также и иные меры стимулирования, которые можно охарактеризовать как факультативные, направленные на создание предпосылок развития промышленности, прежде всего инновационного.

    Так, поддержка научно-технической и инновационной деятельности субъектов промышленности предполагает, в том числе, организацию государственного оборонного заказа на наукоемкие работы (п. 1 ст. 12 Закона). А в ходе реализации инвестиционных проектов предусматривается государственное финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (п. 2 ст. 12 Закона). Кроме того, предполагается применение преференций в закупках инновационной продукции (п. 4 ст. 12 Закона). Следует отметить, что в Законе не дается определения таким используемым в его тексте терминам, как «инновационная продукция» и «инновационная деятельность», что может негативно сказаться на ходе применения его положений.

    Потребности промышленности в информационно-консультационной поддержке (ст. 13 Закона) государство планирует удовлетворить посредством возможностей ГИС, однако Законом предусмотрены и иные формы такой поддержки. Например, за счет средств государственной казны может быть профинансировано издание специальных информационных материалов, содержащих экономическую, правовую, производственно-технологическую информацию, необходимую для производства промышленной продукции, а также информацию в области маркетинга, а органы государственной власти и местного самоуправления будут оказывать содействие в проведении выставок, ярмарок и конференций (п. 1-2 ч. 2 ст. 13 Закона).

    В законе предусмотрена также поддержка развития кадрового потенциала предприятий в том числе за счет предоставления учебно-методической и научно-педагогической помощи (ст. 15 Закона). Поддержка в области внешнеэкономической деятельности может быть оказана также путем предоставления экспортерам таможенных льгот, финансовой и имущественной помощи в целях страхования от предпринимательских и политических рисков и т. д. (ст. 17 Закона)

    Наряду с поддержкой предприятий-производителей товаров Закон предусматривает меры, направленные на развитие промышленной инфраструктуры и углубление уровня промышленной интеграции. В качестве основных форм территориального развития промышленности Закон называет создание индустриальных парков и промышленных кластеров, деятельность которых также будет простимулирована.

    Взгляд экспертов

    В целом специалисты сходятся во мнении о наличии в законе как позитивных, так и негативных моментов. Как пояснил порталу ГАРАНТ.РУ председатель Совета директоров ГК «РУСКОМПОЗИТ», член президиума генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов, к сильным сторонам Закона можно отнести распространение мер поддержки на предприятия, не являющиеся резидентами индустриальных парков и кластеров (в отличие от первоначального варианта документа). Закон, добавляет он, содержит достаточно гибкое понятие промышленной деятельности и дает возможность зафиксировать условия реализации проектов в рамках специального инвестиционного контракта. В то же время, отмечает эксперт, Закон имеет узкие места, снижающие его эффективность, такие, как перекос в сторону поддержки новых производств, без учета потребностей действующих промышленных предприятий, которые уже сейчас формируют бюджет и выпускают инновационную продукцию. Также в Законе отсутствуют критерии оценки эффективности проводимой промышленной политики.

    Иван Тер-Матеосянц отмечает отсутствие в принятом варианте Закона ряда важных предложений, выдвигавшихся на этапе обсуждения законопроекта. Так, по его мнению, документ нуждается в положениях о подготовке правительством ежегодного доклада о достигнутых показателях развития промышленности. Обойден вниманием вопрос об учреждении Совета по промышленности при Президенте РФ, в который должны были войти представители отраслевых союзов и ассоциаций. Кроме того, было бы правильным закрепить в законе обязательное участие отраслевых некоммерческих союзов и ассоциаций в выборе нуждающихся в поддержке инвесторов, и оценке эффективности ее использования, уточняет эксперт.

    Помимо этого, по мнению экспертов, слабо продуманы особенности поддержки отдельных отраслей промышленности. Отдельного внимания удостоен лишь оборонно-промышленный комплекс (гл. 4 Закона). Одновременно закон обходит вниманием такой важный вопрос, как закрепление принципов определения приоритетных направлений развития отечественной промышленности.

    www.garant.ru

    Закон о промышленных технопарках будет способствовать росту числа занятых в малом и среднем предпринимательстве

    Заместитель Председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Денис Кравченко

    «В связи с тем, что руководством ГД было принято решение продлить работу до конца июля, и это решение мы поддержали, нам удалось рассмотреть на площадке Комитета 73 законопроекта, 23 из которых были приняты палатой», – сообщил он.

    Закон о промышленных технопарках

    Говоря о ключевых законах, которые проходили через Комитет и были приняты в эту сессию, Денис Кравченко обратил особое внимание на поправки, вводящие в российское законодательство понятие «промышленный технопарк» и определяющие механизм субсидирования этих технопарков.

    «Закон действительно важен, ведь по данным Минпромторга, в стране действуют и создаются 51 промышленный технопарк более чем в 20 субъектах Федерации. В них расположено более 2 900 резидентов – высокотехнологичных компаний, большинство из которых являются субъектами малого и среднего предпринимательства», — отметил заместитель Председателя Комитета.

    По словам Дениса Кравченко, этот инструмент востребован крупными промышленными предприятиями, располагающими избыточными производственными мощностями, в том числе предприятиями ОПК. «Это способствует решению таких стратегически важных задач, как импортозамещение, наращивание объемов несырьевого экспорта высокотехнологичной продукции, диверсификация предприятий оборонно-промышленного комплекса», — подчеркнул парламентарий.

    «Закон – важный шаг к выполнению «майского» указа Президента и увеличению числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек, росту доли МСП в экономике России», – сказал депутат.

    Создание федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса

    Организация этого фонда предполагается в соответствии с принятыми поправками в ФЗ «О космической деятельности». Законом были созданы условия для притока частных инвестиций в ракетно-космическую отрасль, как это сегодня происходит во многих развитых странах, отметил Денис Кравченко. По его оценке, благодаря федеральному фонду данных ДЗЗ, предприятия получили возможность зарабатывать на снимках, тематических сервисах и смогли привлекать частные средства для развития новых программ, замещая тем самым государственные вложения.

    «Мир не стоит на месте, и мы должны адекватно реагировать на изменения, создавая предпосылки для развития отечественной космонавтики», — подчеркнул Денис Кравченко. «Создание фонда и регламентация порядка использования хранящихся в нем данных позволит повысить возможности информационного обеспечения при решении социально-экономических задач Российской Федерации и более рационально использовать бортовой ресурс функционирующих космических аппаратов ДЗЗ российской орбитальной группировки», – уверен парламентарий.

    Усиление защиты прав потребителей, приобретающих товары или услуги в интернете

    Речь идет о принятых поправках в Закон «О защите прав потребителей». «Законопроект укрепляет правовые гарантии и обеспечивает безопасность потребителям, приобретающим товары в интернете», – отметил Денис Кравченко. Регулируется деятельность «товарных агрегаторов», которые, не являясь реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, выступают в качестве непосредственных получателей денег от потребителей в счет оплаты заказанных на их сайтах товаров. «На практике нередко возникают случаи, когда потребитель получает конечный товар, который либо бракованный, либо не является тем, что он заказал. А обратиться с требованием вернуть деньги и заменить товар не к кому, так как продажа идет через посредника и ответственность в итоге не несет никто, лишь покупатель, рискующий брать товар в интернете», – описал ситуацию депутат.

    Именно этот пробел, напомнил он, был устранен. Детализированы и правовой статус агрегатора, и условия его взаимодействия с покупателем, и условия возврата денег потребителю – все те элементы, которые сопутствуют нормальному договору купли-продажи.

    Снятие территориальных ограничений с деятельности по развитию инновационного центра «Сколково»

    Как отметил заместитель Председателя Комитета, принятия этого закона ждут во многих регионах страны – это законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» и иные законодательные акты Российской Федерации» (в части снятия существующих территориальных ограничений и совершенствования правового регулирования деятельности по созданию и развитию инновационного центра). Он был принят Государственной Думой в первом чтении.

    «Президент в своем Послании Федеральному Собранию дал поручение поддержать высокотехнологичные компании, выстроить благоприятную среду для стартапов, для быстрого внедрения новых разработок в производство, – напомнил Кравченко. – Речь идет об удобной инфраструктуре, комфортных налоговых режимах, защите интеллектуальной собственности, техническом регулировании и венчурном финансировании. В этом ключе снятие существующих территориальных ограничений деятельности и опора на успешные региональные инновационные центры и инновационные научно-технологические центры – это составные элементы пространственного развития нашей экономики, фактические «Локомотивы роста», нацеленные на прорывное развитие России».

    Денис Кравченко добавил, что за весеннюю сессию Комитету удалось разобрать «законодательные завалы», которые остались от прошлых созывов ГД. «Таковых было более 200, и я рад отметить, что не рассмотренным остался лишь один», – сказал он.

    duma.gov.ru

    116 ФЗ о промышленной безопасности опасных производственных объектов

    Добыча и переработка многих ресурсов зачастую связана с риском для жизни. Для обеспечения сохранности на опасных промышленных объектах был принят Федеральный закон о безопасности, который классифицирует опасные производственные объекты и предписывает правила безопасности и нормы их соблюдения.

    Суть ФЗ 116

    Федеральный закон № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” был принят Государственной Думой в третьем чтении 20 июня 1997 года, подписан президентом и вступил в силу 21 июля 1997 года.

    ФЗ 116 регулирует нормы безопасного использования опасных промышленных объектов с точки зрения экономических, социальных и правовых основ. Положения данного закона направлены на предупреждение аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией небезопасных производственных предприятий и установок, а также для подготовки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к использованию этих объектов и ликвидации предполагаемых аварий.

    Предписания закона распространяются на все виды предприятий, независимо от их формы организации и вида собственности, которые работают в области промышленной безопасности опасных объектов производства, находящихся как на территории Российской Федерации, так и на землях, находящихся под её юрисдикцией.

    Действующая редакция закона с изменениями

    ФЗ 116 о промышленной безопасности опасных производственных объектов в связи с изменениями промышленных технологий неоднократно редактировался со времени вступления в силу.

    Статья 3, регулирующая требования к промышленной безопасности, была изменена 07 марта 2017 года, в пункте 4. В новой редакции, положение предусматривает возможность отступления от установленных требований промышленной безопасности, если для работы на объекте данное постановление не обеспечивает должной надёжности. В таком случае, лицо, занимающееся подготовкой проектной документации, вправе установить новые требования безопасности, приведя основания для их принятия и зарегистрировав необходимые документы в государственном ведомстве, в компетенции которого находится регистрация в госреестре мер предосторожности на предприятиях.

    Также читайте: ФЗ 116 в последней редакции. Подробнее тут:

    Статья 4, устанавливающая правовое регулирование в сфере промышленной безопасности, была изменена 02.07.2013 приказом 186-ФЗ в пункте 3. В изменённом виде пункт статьи предусматривает, к каким областям применяются федеральные правила и нормы надёжности:

  • к работам в сфере индустриальной безопасности, включительно к работникам опасных производственных объектов и экспертам по безопасности в этой области;
  • к надёжности проведения технологических процедур и поведению персонала при аварийных ситуациях;
  • к обоснованию принятых норм безопасности на производстве, связанном с риском.
  • Статья 6, регулирующая деятельность в области промышленной безопасности, была изменена 01.07.2011, Федеральным законом № 169-ФЗ. В редакции был добавлен пункт 2, предусматривающий следующие 2 положения:

    • Лица, которые предоставляют лицензию на использование опасных промышленных объектов, обязаны иметь документы, которые подтверждают, что опасные объекты, устройства, оборудование и здания можно вводить в эксплуатацию. Для этого проводится соответствующая экспертиза и составляется соответствующая декларация безопасности, предусматривающая правила использования объекта.
    • Лицензирующий орган, выдающий лицам разрешения на использование промышленных объектов, связанных с риском для жизни, не имеет права требовать у заявителей на лицензию документы об экспертизе оборудования, если такие бумаги находятся в подведомственных ему органах. Лицензирующий орган самостоятельно направляет запрос на необходимые ему дополнительные документы, если их не предоставляет искатель лицензии добровольно. У заявителя можно требовать только пакет документов, предусмотренный Федеральным законом № 210-ФЗ от 27.07.2010.
    • Статья 7 о технических устройствах, которые используются на опасном промышленном производстве, была изменена приказом № 22-ФЗ от 04.03.2013. В редакции была переизложена вся статья, теперь она состоит из трёх пунктов, определяющих следующие положения:

      1. Обязательные технические требования к используемым на опасном производстве устройствам и оборудованию, а также параметры оценивания их соответствия с предписанными нормами, устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.
      2. Если технический регламент не устанавливает другой формы оценки соответствия технического оборудования, тогда необходимо для устройства, применяемого на опасном промышленном производстве, проводить техническую экспертизу в следующих случаях:
        • перед применением;
        • после истечения срока службы или количеству установленных производителем циклов работы;
        • при отсутствии в документах срока эксплуатации, если он составляет по факту больше двадцати лет;
        • после ремонта оборудования с изменением несущих конструкционных элементов или восстановлении после аварии, во время которой устройство было повреждено.
        • Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности предусматривают возможность опытного применения оборудования на опасном объекте без предварительной экспертизы, если соблюдаются все параметры технологического процесса, нарушения которых может привести к аварии.

      Статья 8 устанавливает требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, восстановлению, полному ремонту, вводу в использование, техническому переоснащению, консервации и устранению промышленного объекта. Последняя редакция данной статьи (от 02.03.2013 № 186-ФЗ) изменила пункт 1. В текущей редакции он постановляет следующие положения:

    • Техническое переоснащение, капитальный ремонт, заморозка и устранение опасного промышленного объекта производится в соответствии со специально разработанной документацией, которая составляется с учётом текущего ФЗ и законодательства о градостроительстве.
    • Если замена технического оборудования производится одновременно с его реконструкцией, тогда документация по техническому перевооружению входит в состав проектной документации по восстановлению.
    • Если документация по обновлению технического оборудования не входит в состав проектной реконструкции объекта, тогда её необходимо отправить на отдельную экспертизу по безопасности.
    • Документы по заморозке и устранению опасного объекта требуется подвергнуть экспертизе по промышленной безопасности.
    • Без положительного ответа экспертной комиссии по промышленной безопасности нельзя проводить техническое переоснащение, заморозку и устранение производственного объекта.
    • Статья 9, предписывающая требования к промышленному использованию опасного производственного объекта, была изменена в последний раз 03.04.2013 законом № 22-ФЗ. Редактирование изменило несколько положений первого пункта, постановляющего обязанности организации, которая эксплуатирует опасный объект.
      Таким образом, предприятие обязано:

    • следовать требованиям обоснования надёжности промышленного объекта, в случаях, предусмотренных п.4 ст.3 настоящего ФЗ;
    • обусловить надёжность опытного использования технического оборудования в соответствии с п.3 ст.7 настоящего ФЗ;
    • уведомлять федеральный орган, отвечающий за производственную безопасность, и его местный филиал о старте любого вида работ на предприятии в соответствии с законом РФ о защите прав юридических лиц и ИП;
    • проектировать схему управления безопасностью на производстве и обеспечивать её работу в случаях, предусмотренных ст.11 текущего Федерального закона;
    • гарантировать проведение осмотра всех промышленных сооружений и устройств, которые используются на объекте, экспертами по безопасности, а также диагностировать и испытывать технические сооружения и устройства в установленные сроки и по предписанному порядку компетентных органов промышленной безопасности;
    • подготавливать декларацию о промышленной безопасности в соответствии с предписаниями статьи 14 настоящего ФЗ.
    • Статья 10, предусматривающая необходимые требования к промышленной безопасности по готовности к изоляции и устранению последствий аварии на опасном объекте, была полностью переизложена законом № 22-ФЗ от 04.03.2013.

      • Пункт 1текущей статьи обязывает компанию, использующую опасный производственный объект, производить следующие действия для подготовки к ликвидации последствий аварии:
        • разрабатывать и проводить мероприятие по изоляции и устранению последствий аварии на производстве;
        • подписывать соглашения об обслуживании с профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями, а также создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы и нештатные формирования из числа сотрудников, для устранения последствий чрезвычайных ситуаций;
        • создавать дополнительные горноспасательные команды для вспомогательных действий на опасных промышленных объектах, где проводятся горнодобывающие работы;
        • обладать запасами денежных средств для устранения и изоляции последствий аварии;
        • обучать рабочий персонал действиям во время аварийных ситуаций;
        • создавать и обеспечивать работу коммуникационных систем для координирования действий во время аварийных ситуаций.
        • Пункт 2 десятой статьи предусматривает необходимость подготовки процедур по локализации и устранению последствий аварий на промышленных объектах I, II и III уровней опасности, посредством создания и утверждения планов по изоляции и ликвидации аварийных последствий на подобных объектах. Требования к разработке этих планов устанавливает Правительство РФ.
        • Статья 11 была полностью переписана актом № 22-ФЗ от 04.03.2013. Данная статья предусматривает следующие требования к осуществлению контроля за соблюдением промышленной безопасности:

        • Организация, использующая опасный промышленный объект, обязана проводить процедуры по контролю за соблюдением техники безопасности на опасном объекте согласно требованиям Правительства РФ.
        • Информация об организации, следящей и ответственной за соблюдение мер предосторожности на небезопасном объекте, должна подаваться ежегодно в письменном виде или электронной форме с идентификационной электронной печатью, в компетентные федеральные органы не позднее 1 апреля текущего года.
        • На опасных производственных объектах I и II классов опасности, эксплуатирующие их организации обязаны обеспечить рабочие системы управления безопасностью.
          Системы управления безопасностью обеспечивают:

      • анализ и прогноз возможных аварий и их последствия;
      • проектирование действий по снижению риска аварий и оказанию помощи сторонних организаций;
      • согласование действий по предотвращению аварий и инцидентов;
      • проведение контроля за выполнением требований безопасности;
      • меры предосторожности по опытному использованию опасных устройств на промышленных объектах;
      • содействие работников организации в разработке мер по предотвращению аварийных ситуаций на опасных объектах;
      • предоставление информации об осуществляющихся действиях в сфере производственной безопасности.
      • Требования к документации, необходимой для систем регулирования промышленной безопасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

        Статья 12, о техническом расследовании причин аварии, последние изменения претерпела 03.07.2016 № 283-ФЗ. Изменён был пункт 4, предусматривающий, что комиссия по расследованию причин аварии вправе привлекать как экспертов по промышленной безопасности и специалистов в сфере расследования, разработки научных работ и оборудования, также и общественных инспекторов в сфере производственной безопасности.

        Статья 13, предусматривающая правила проведения экспертизы промышленной безопасности, была в большей части изменена Федеральным законом от 02.07.2013 № 186-ФЗ.

      • Первый пунктустанавливает список объектов, подлежащих технической экспертизе:
        • документы, предписывающие порядок изоляции и устранения опасного производственного объекта;
        • документация о техническом переоснащении;
        • техническое оборудование, которое используется на опасном промышленном объекте;
        • здания и сооружения;
        • декларация промышленной безопасности;
        • обоснование надёжности объекта.
        • Второй пункттекущей статьи предусматривает, что экспертизу промышленной безопасности должна проводить организация, имеющая соответствующую лицензию, а также эта организация не имеет права проводить экспертизу, если является совладельцем промышленного объекта.
        • Третий пункт обязывает проводить экспертизу промышленной безопасности в соответствии с принципами непредвзятости, объективности и всесторонности.
        • Четвёртый параграф устанавливает необходимость подписывать документ о заключении экспертизы как организации, проводившей исследование, так и экспертами по безопасности, непосредственно участвовавшими в осмотре предприятия на пригодность к работе.
        • Пятый пунктобязывает заказчика экспертизы безопасности предоставить её результаты в федеральный орган, отвечающий за промышленную сохранность, где соответствующий документ вводится в реестр в течение пяти рабочих дней, и далее может быть использован в предусмотренных законом ситуациях.
        • Шестой пункт ст.13 даёт определение ложному заключению экспертизы безопасности — это документ об экспертизе, подготовленный без соответствующих исследований и процедур или противоречащий информации, которая была предоставлена экспертам по промышленной безопасности. Ложное заключение экспертизы исключается из государственного реестра.
        • Седьмой пункт предусматривает ведение реестра заключений экспертиз о пригодности предприятий к работе федеральным ведомством в области промышленной безопасности согласно административному регламенту.
        • Восьмой пункт текущей статьи предписывает следующие обязательства руководителя опасного производства, который заказывает экспертизу:
          • организация проведения экспертизы в соответствии с федеральными нормами;
          • организация проверки экспертами в сфере промышленной безопасности;
          • обеспечение необходимого оборудования, информации и документов для проведения экспертизы.
          • Девятый пункт устанавливает обязанности эксперта, проводящего осмотр на пригодность предприятия к работе:
            • определять промышленные объекты на соответствие с требованиями безопасности путём анализа предоставленной информации и фактического состояния используемых устройств и оборудования. Заключение осмотра необходимо предоставить руководителю организации, занимающейся экспертизой промышленной безопасности;
            • соблюдение правил проведения экспертизы и составления заключения о промышленной надежности;
            • обеспечение объективности заключения с соответствующими доказательствами исследования;
            • гарантия конфиденциальности информации.
            • Десятый пункт запрещает эксперту в сфере промышленной безопасности проводить экспертизу предприятия, совладельцем которого является его организация, на которую он работает.
            • Статья 16, о федеральном государственном надзоре в сфере промышленной безопасности, была в последний раз отредактирована в части а) пункта 7 Федеральным постановлением от 03.07.2016 №283-ФЗ. В новом изложении одной из причин проведения внеплановой проверки безопасности является истечение срока постановления об устранении найденных нарушений в надёжности или уведомление об их исправлении.

              Статья 17, предусматривающая ответственность за нарушение настоящего законодательства о промышленной безопасности гласит, что нарушители Федерального закона 116 несут ответственность согласно законодательству РФ.

              Скачать ФЗ 116

              ФЗ 116 о промышленной безопасности с изменениями на 2017 год находится в свободном доступе для скачивания. Настоящий Федеральный закон включает в себя 2 приложения с таблицами, которые доступны для скачивания отдельно от самого закона.

              Приложение к закону 1

              Приложение 1 описывает критерии, на основании которых промышленные объекты признаются опасными. Также подробно описываются вещества, которые перерабатываются на производстве и их допустимые нормы, при превышение которых предприятие признают опасным и смертельные дозы, когда работа на объекте недопустима.

              Приложение к закону 2

              В приложении 2 приводится классификация промышленных предприятий по уровню опасности от I до IV для каждого типа добычи и переработки ресурсов и веществ. В приложении также приводятся 2 таблицы, в которых расписаны количества опасного вещества для каждой категории опасности.

              lawlinks.ru

    Смотрите так же:

    • Приказ минюста 174 от 05092012 Приказ Минюста РФ и Минфина РФ от 5 сентября 2012 г. N 174/122н "Об утверждении порядка расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов […]
    • Закон рк о госзакупках с изменениями и дополнениями О проекте Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О государственных закупках" Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2008 года № 936 Правительство Республики […]
    • Статья 14 закона о защите прав потребителя Энциклопедия судебной практики. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги) (Ст. 14 Закона "О защите прав потребителей") Энциклопедия судебной практикиИмущественная ответственность за […]
    • Требования к негосударственной экспертизе проектной документации Постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 г. N 272 "Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий" (с изменениями и […]
    • Министерство образования приказ 136 Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2017 г. № 136 “О внесении изменений в показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденные приказом Министерства образования и науки […]
    • Приказ о утилизации медицинских отходов рк Приказ о утилизации медицинских отходов рк Документ утратил силу в соответствии с приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 июля 2010 года №533 ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН от 23 июня […]