Полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ И В ОБЛАСТИ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ

1) подготовка и утверждение документов территориального пла­нирования поселений, муниципальных районов, городских округов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проек­тирования поселений, межселенных территорий и городских округов;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселе­ний, межселенных территорий и городских округов;

4) утверждение подготовленной на основании документов терри­ториального планирования поселений, муниципальных районов и городских округов документации по планировке территории;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объ­ектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструк­ции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, городских округов и межселенных территориях.

Вышеперечисленные полномочия осуществляются соответст­венно органами местного самоуправления поселений, муниципаль­ных районов и городских округов. Кроме этого, муниципальные рай­оны и городские округа имеют полномочия по ведению информа­ционных систем обеспечения градостроительной деятельности, осу­ществляемой на своих территориях.

В документах территориального планирования определяется на­значение территорий исходя из совокупности социальных, эконо­мических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транс­портной и социальной инфраструктур, обеспечения интересов гра­ждан, государства и муниципальных образований. Документами территориального планирования муниципальных образований яв­ляются:

■ схемы территориального планирования муниципальных рай­онов;

■ генеральные планы поселений;

■ генеральные планы городских округов.

Схема территориального планирования муниципального района, генеральный план поселения, городского округа включают в себя карты (схемы) планируемого размещений объектов капитального строительства местного значения, в том числе объектов электро­тепло-, водо- и газоснабжения, автомобильных дорог общего поль­зования между населенными пунктами, мостов и иных объектов вне границ населенных пунктов — для муниципальных районов, в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, город­ского округа — для поселений и городских округов.

На картах (схемах), содержащихся в схемах территориального планирования и генеральных планах, отображаются границы:

■ границы населенных пунктов, входящих в состав муници­пального образования (в том числе планируемые);

■ земель сельскохозяйственного назначения, обороны и безо­пасности, иного специального назначения, земель лесного фонда, водного фонда, земель особо охраняемых природных территорий;

Схема территориального планирования, генеральный план по­селения, городского округа подготавливаются на основании резуль­татов инженерных изысканий, с учетом комплексных программ развития муниципального образования и положений о территори­альном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, ее субъектов и генеральных планах муниципальных образований. Схема утверждается предста­вительным органом местного самоуправления муниципального рай­она после согласований с Правительством РФ, высшим исполни­тельным органом субъекта РФ и другими муниципальными образо­ваниями, необходимых в случае, если предложения, содержащиеся в проекте, предполагают изменение границ земель различного на­значения, находящихся в собственности РФ, субъектов, муници­пальных образований, а также предполагают размещение объектов, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую сре­ду на соответствующих территориях.

После утверждения схемы территориального планирования му­ниципального района, генерального плана поселения главой админи­страции муниципального образования утверждается план реализации схемы либо генерального плана. План реализации включает в себя:

1) решение о подготовке проекта или о внесении изменений в правила землепользования и застройки территорий;

2) сроки подготовки документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства местного зна­чения и на межселенных территориях, на основании которой опре­деляются или уточняются границы земельных участков для размеще­ния таких объектов;

3) сроки подготовки проектной документации и сроки строи­тельства объектов местного значения;

4) финансово-экономическое обоснование реализации схемы территориального планирования (генерального плана).

Документы территориального планирования также могут гото­виться органами местного самоуправления совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного само­управления других муниципальных образований. Реализация такой процедуры предусмотрена в целях обеспечения устойчивого разви­тия территорий путем комплексного решения вопросов территори­ального планирования, в целях размещения объектов капитального строительства регионального или местного значения на территори­ях муниципальных образований других субъектов РФ, нескольких муниципальных образований.

Правила землепользования и застройки — документ градострои­тельного зонирования территорий муниципальных образований, в котором устанавливаются территориальные зоны и градостроитель­ные регламенты. В результате градостроительного зонирования в рамках территории муниципального образования могут определять­ся жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйст­венного назначения, рекреационные зоны и иные виды территори­альных зон. В пределах этих зон градостроительными регламентами определяются виды разрешенного использования, предельные раз­меры и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на них.

Правила землепользования и застройки утверждаются предста­вительным органом местного самоуправления по представлению главы муниципального образования и по результатам публичных слушаний по проекту правил.

На основании схемы территориального планирования муници­пального района, генерального плана поселения, городского округа, а также на основании правил землепользования и застройки соот­ветствующие органы местного самоуправления обеспечивают под­готовку документации по планировке территории. Подготовка пла­нировочной документации осуществляется по инициативе органов местного самоуправления либо на основании предложений физиче­ских или юридических лиц о подготовке документации по плани­ровке территории. После прохождения обязательной процедуры публичных слушаний по проекту планировки и межевания террито­рии с участием граждан, проживающих на этой территории, право­обладателей земельных участков и капитальных объектов на ней, подготовленная документация по планировке территории направля­ется органом архитектуры и градостроительства главе муниципаль­ного образования для утверждения.

Предоставление земельных участков под строительство произво­дится органом местного самоуправления с проведением работ по их формированию:

■ без предварительного согласования мест размещения объектов;

■ с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Без предварительного согласования мест размещения объектов

предоставляются земельные участки в собственность и исключи­тельно на торгах (конкурсах, аукционах).

Также исключительно без предварительного согласования мест размещения объектов с 1 октября 2005 г. предоставляются земельные участки для жилищного строительства. Орган местного самоуправле­ния продает земельный участок либо право аренды земельного уча­стка, предназначенного для строительства жилья, на аукционе. Ис­ключение составляет предоставление земли для индивидуального жилищного строительства — в этом случае наряду с аукционом воз­можно предоставление земельного участка в аренду на основании заявления гражданина по истечении месяца со дня публикации со­общения о приеме такого заявления органом местного самоуправле­ния в периодическом печатном издании и на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет.

Земельные участки под строительство с предварительным согла­сованием мест размещения объектов предоставляются в аренду. В этом случае гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельно­го участка и предварительном согласовании места размещения объ­

На основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ участка устанавливаются границы участка и проводится его государственный кадастровый учет, после чего орган местного самоуправления принимает реше­ние о предоставлении земельного участка под строительство.

Необходимо отметить, что ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ установлен обязательный режим публичных слушаний при утвержде­нии проектов правил землепользования и застройки, проектов пла­нировки территорий, а также вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

После утверждения проектной документации, а также — в необ­ходимых случаях — после ее государственной экспертизы по заяв­лению застройщика орган местного самоуправления выдает разре­шение на строительство на земельном участке. Разрешение на строительство выдается для строительства, реконструкции, капи­тального ремонта объекта капитального строительства на основании следующих прилагаемых к заявлению застройщика документов:

■ правоустанавливающих документов (свидетельства о собст­венности, договора аренды) на земельный участок;

■ градостроительного плана земельного участка;

■ материалов, содержащихся в проектной документации (схем планировочной организации участка, архитектурных реше­ний, проекта организации строительства и др.);

■ положительного заключения государственной экспертизы про­ектной документации;

■ других документов, предусмотренных ст. 51 Градостроитель­ного кодекса РФ.

После выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства орган местного само­управления, выдавший разрешение на строительство, на основании

Органы местного самоуправления городских округов и муници­пальных районов осуществляют ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности путем сбора, доку­ментирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градострои­тельной деятельности.

Кроме полномочий в области управления сферой градострои­тельства, органы местного самоуправления могут сами выступать заказчиками строительства муниципального жилищного фонда, объектов нежилого фонда, осуществлять содержание и строительст­во автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, за исключением автомо­бильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

К муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значе­ния и иные автомобильные дороги, принадлежащие муниципаль­ной собственности и находящиеся в границах муниципальных об­разований.

По Федеральному закону «О безопасности дорожного движе­ния» от 10 декабря 1995 г. органы местного самоуправления обяза­ны обеспечивать соответствие состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, тех­ническим нормам и другим нормативным документам; принимать меры к обустройству подведомственных дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, пла­нами строительства и генеральными схемами размещения указан­ных объектов, организовывать их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечение их безопасности; представлять информацию участни­кам дорожного движения о наличии таких объектов и расположе­нии ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно ин­формацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог. Временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасно­сти дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

■ разработку программ (проектов) благоустройства и озелене­ния территорий;

■ выполнение благоустройства, озеленения и санитарной очи­стки силами муниципальных предприятий и организаций, другими подрядчиками по заказу местных администраций — за счет бюджетных источников финансирования;

■ утверждение Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципальных образований и кон­троль их соблюдения предприятиями и организациями всех форм собственности и гражданами-предпринимателями, осу­ществляющими производственную и коммерческую деятель­ность на территории муниципального образования.

Указанные Правила устанавливают требования к содержанию территорий, закрепленных за владельцами зданий и земельных уча­стков для выполнения работ по благоустройству, меры по сохране­нию архитектурного облика и технического состояния зданий и со­оружений, правила содержания архитектурных объектов малых форм, правила содержания зеленых насаждений на территориях общего пользования и порядок проведения земляных и ремонтно-восстанови­тельных работ на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления организуют освещение улиц, устанавливают указатели с названиями улиц и домов. Решения о придании наименований улицам, проспектам, площадям, скверам принимаются представительным органом местного самоуправления по предложению создаваемых топонимических комиссий и с учетом мнения местного населения.

В задачу органов местного самоуправления также входит реали­зация мероприятий по дизайну местной среды, в перечень которых могут входить организация праздничного оформления населенных пунктов, подсветка зданий и сооружений, контроль состояния фа­садов зданий и жилых домов, устройство архитектурных объектов малых форм — скамеек, декоративных ограждений, урн, клумб, цветников, декоративных скульптур и т.п. В крупных населенных пунктах для выполнения указанных функций могут создаваться от­делы главного дизайнера.

В соответствии с Федеральным законом «О рекламе» органы местного самоуправления муниципального района или городского округа выдают разрешения на установку рекламной конструкции на своих территориях. Разрешение выдается сроком на пять лет. Раз­

knigi.news

Полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства территории округа

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

К вопросам местного значения городского округа согласно ст. 16 Закона № 131-ФЗ, в том числе относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

Согласно п. 1.5 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» объекты благоустройства территории — территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.

Для обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с организацией, содержанием, строительством, ремонтом, обслуживанием, реконструкцией и эксплуатацией объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, организацией благоустройства и озеленения, оптимизации системы управления муниципальным жилищным фондом г. Нарьян-Мара, содержания и ремонта муниципального жилищного фонда муниципальным образованием «Городской округ «Город Нарьян-Мар» создано муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства г.Нарьян-Мара».

В полномочия МКУ «УГХ г.Нарьян-Мара» входят обязанности по содержанию и ремонту имущества находящегося у него на балансе, в том числе и обслуживанию – детских площадок. Контроль за надлежащим исполнением полномочий осуществляет администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

prokuratura-nao.ru

Полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства

Благоустройство городов – одна из актуальных проблем современного градостроительства. Оно решает задачи создания благоприятной жизненной среды с обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности населения.

Понятие «благоустройство территории» появилось в законодательстве с момента принятия Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно п. 1 ст. 2, благоустройство территории поселения (городского округа) – это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории [2].

При выполнении комплекса мероприятий органы власти способны значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик городов и поселков, создать более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых кварталах, общественных местах (парках, бульварах, скверах, на площадях и т.д.) [6].

Система благоустройства и озеленения муниципального образования – это система принятия решений, которые, как правило, направлены на социально-экономические, экологические, инженерные и архитектурно-планировочные решения на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления наделены полномочиями в законодательной, социальной, экономической, градостроительной сферах для того, чтобы осуществить полное комплексное развитие территорий и поселений, решение назревших социальных, экологических и других задач.

В г. Тюмени к органам местного самоуправления, осуществляющим работу по благоустройству, относятся следующие (рис. 1).

Нормативно-правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства г. Тюмени представлено на рис. 2.

Рис. 1. Структура органов МСУ, осуществляющих благоустройство города

Рис. 2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности органов МСУ в сфере благоустройства г. Тюмени

Рис. 3 Основные полномочия органов МСУ в сфере благоустройства

Органы местного самоуправления в сфере благоустройства выполняют следующие основные полномочия (рис. 3).

Проведенный анализ состояния дел по благоустройству городского округа г. Тюмень позволяет сделать вывод, что Администрация проводит значительную работу по обеспечению благоустройства территории, а именно:

– благоустройство и содержание (санитарную очистку и ремонт) территорий общего пользования: проезжей части улиц, площадей, скверов, парков, остановок общественного транспорта, пешеходных территорий и иных территорий;

– содержание объектов внешнего благоустройства, являющихся собственностью городского округа г. Тюмень, а также иных объектов благоустройства города, находящихся на территории городского округа;

– организацию мероприятий по озеленению территории города;

– проведение иных мероприятий по благоустройству территории города в соответствии с законодательством и Правилами благоустройства.

В ходе анализа системы управления благоустройством города был выявлен ряд нерешенных проблем:

– неразвитость конкурентной среды в сфере содержания жилья;

– отсутствие базы данных зеленых насаждений в городе;

– низкая пропускная способность дорожного хозяйства, несоответствующая ежегодно увеличивающемуся потоку транспортных средств;

– сложная экологическая обстановка, высокий уровень загрязнения окружающей среды города отходами производства и потребления;

– недостаточный уровень финансирования экологических мероприятий по улучшению состояния окружающей среды, объектов водоснабжения и водоотведения, как за счет бюджетных средств, так и за счет предприятий;

– недостаточность условий для реализации долгосрочных инвестиционных проектов по реабилитации коммунальной инфраструктуры.

Критериями оценки принятых решений по благоустройству следует считать соответствие достигнутых результатов нормативным показателям, обеспечивающим:

– полноту предоставления услуг в сфере социально-бытового благоустройства;

– номенклатуру малых архитектурных форм и планировочных элементов, размеры и доступность планировочных элементов благоустройства;

– требуемые санитарно-гигиенические и экологические условия [3].

С целью выявления мнения населения г. Тюмени относительно благоустройства территории муниципального образования, а также первоочередных мер по улучшению среды жизнедеятельности был проведен опрос населения г. Тюмени (всего 320 чел.).

Подавляющее большинство коренных жителей и старожилов города полностью либо частично удовлетворены городской застройкой (83 % против 17 %). Тогда как люди, живущие в городе менее 10 лет, в основном частично либо совсем не удовлетворены его застройкой (66 % против 34 %).

Возможно, это обусловлено тем, что люди, живущие в городе долго, своими глазами наблюдают положительные тенденции, происходящие в сфере градостроительства в последнее время, и это вызывает у них благоприятный настрой.

Степень удовлетворенности застройкой города отличается в зависимости от места проживания респондента (рис. 5).

Наблюдается также корреляция удовлетворенности застройкой от наличия (либо отсутствия) жилья у респондентов. Респонденты, имеющие свой дом, собственную квартиру или квартиру в муниципальном (ведомственном) жилфонде, в большей степени полностью или частично удовлетворены городской застройкой (66 %). Тогда как горожане, не имеющие своего жилья или проживающие в ветхих и аварийных домах, наиболее часто отмечают неудовлетворенность городским строительством (53 %).

Рис. 4. Удовлетворенность населения застройкой г. Тюмени, %

Рис. 5. Удовлетворенность населения застройкой г. Тюмени, в зависимости от района проживания, %

Рис. 6. Оценка респондентами уровня благоустройства г. Тюмени и «своего» двора, %

Рис. 7. Распределение ответов респондентов на вопрос «Кто должен нести ответственность за благоустройство города?», %

Рис. 8. Участие населения в мероприятиях по благоустройству и озеленению города, %

Существенная дифференциация наблюдается в оценках респондентами благоустройства города и «своего» двора (рис. 6).

В целом уровень благоустройства города респонденты оценивают как высокий. Это связано с активным строительством домов и транспортных развязок, а также озеленением центральных улиц города. Но вот что касается придомовых территорий и дворов, то здесь тюменцы высказываются в большей степени негативно – 46 % оценили уровень благоустройства «своих» дворов как низкий. Очевидным становится, что основной упор в благоустройстве города необходимо делать на благоустройстве дворовой территории.

Тюменцы полагают, что нести ответственность за благоустройство города должны, в первую очередь, губернатор области (24 %) и каждый сознательный гражданин (25 %). Далее в порядке убывания были отмечены: глава города (18 %), общественные организации и глава административного округа (по 12 %), Правительство области (8 %), Тюменская областная Дума (4 %) (рис. 7).

Учитывая высокий процент респондентов, считающих, что именно от сознательных граждан зависит благоустройство города, интересным представляется степень вовлеченности населения в процесс благоустройства города (рис. 8).

Относительно вовлеченности населения в процесс благоустройства города, необходимо отметить следующее. Во-первых, большая часть респондентов принимает участие только лишь в благоустройстве придомовой территории (87 %); практически единицы участвуют в каких-либо других мероприятиях в этой сфере, проводимых в городе (3 %); и уж совсем малая доля проявляла гражданскую инициативу в этом вопросе (2 %). Во-вторых, процент принимающих участие в благоустройстве города возрастает с увеличением возраста респондентов, т.е. молодежь в этом плане проявляет меньшую активность. Также необходимо отметить высокий процент желающих участвовать в благоустройстве города в будущем. Актуальным в связи с этим становится развитие форм вовлечения населения и особенно молодежи в этот процесс [4, 5].

По результатам исследования были сделаны следующие основные выводы:

– благоустройство территории, по мнению населения, является прерогативой региональных органов власти, но при активном участии «сознательных граждан»;

– существует недооценка (или даже недоверие) населением деятельности органов местного самоуправления в благоустройстве территории муниципального образования;

– приоритетными проблемами населением обозначены: низкий уровень благоустройства дворовых территорий; отсутствие парковок для личного автотранспорта; отсутствие механизмов вовлечения тюменцев в процессы благоустройства города; отсутствие мониторинга общественного мнения относительно благоустройства города.

Подводя итог, необходимо отметить, что сегодня органы местного самоуправления должны совместно с населением вырабатывать стратегию развития муниципального образования в сфере благоустройства территории муниципального образования.

www.fundamental-research.ru

Полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства (Лаврентьева О.В.)

Дата размещения статьи: 08.11.2016

Местное самоуправление является особым институтом народовластия. Его органы действуют самостоятельно и несут ответственность перед населением местного сообщества. Известно, что для нормального функционирования и развития местного самоуправления необходимо законодательное закрепление конституционно-правового статуса муниципальных органов, важной составляющей которого выступают их полномочия.
Вопрос об определении полномочий органов местного самоуправления — один из центральных в системе правового обеспечения их деятельности. Полномочия органов местного самоуправления обусловлены предметом их ведения и складываются из собственных полномочий (по вопросам местного значения) и делегированных полномочий. Сфера полномочий муниципальных органов закреплена в ст. 132 Конституции России. Кроме того, в силу ч. 2 этой статьи данные органы могут наделяться и некоторыми государственными полномочиями, для реализации которых им передаются необходимые материальные и финансовые средства, а сама реализация контролируется государством.
Полномочия органов местного самоуправления определены в федеральных и региональных законах, уставах муниципальных образований. Некоторые из полномочий указаны в статутном законе о местном самоуправлении — Федеральном законе N 131-ФЗ (ст. 17). Если Закон закрепляет полномочия органов местного самоуправления в целом, то в уставе муниципального образования находят отражение полномочия органов, создаваемых в данном муниципальном образовании. В региональных актах полномочия муниципальных органов конкретизируются.
———————————
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Федеральный закон N 131-ФЗ к вопросам местного значения относит благоустройство и озеленение территории поселения. В условиях глобализации благоустройство — это актуальное и важное направление устойчивого развития территорий, призванное обеспечить безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека. Проведение мероприятий, связанных с благоустройством и озеленением территории поселения, служит одной из приоритетных задач органов местного самоуправления , поскольку данные мероприятия способствуют повышению эффективности использования территории, а также улучшают ее внешний вид и экологическое состояние.
———————————
Михольская В.В. К вопросу о наполняемости местных бюджетов за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду // Актуальные проблемы юридический теории и практики: Межвуз. сб. науч. ст. / Отв. ред. В.В. Блаткова, Т.Ю. Оленина. Петрозаводск, 2012. С. 66.

Полномочия в сфере благоустройства — это права и обязанности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в данной сфере. Реализация указанных полномочий направлена на сохранение или восстановление благоприятной среды пребывания и проживания населения муниципального образования, а также на предотвращение или уменьшение негативного воздействия на эту среду различных видов деятельности человека, в том числе хозяйственной.
Данные полномочия по степени специфичности можно подразделить на общие и специальные.
К общим следует отнести полномочия, реализуемые применительно к любой сфере деятельности, например связанные с управлением муниципальной собственностью, правотворческие, бюджетные и иные полномочия. Большинство общих полномочий в сфере благоустройства становятся таковыми по мере их реализации, в частности при принятии правовых актов, направленных на благоустройство территорий, выделении бюджетного финансирования на мероприятия по благоустройству территорий и т.п. Специальные полномочия — это права и обязанности, которые возникают непосредственно при осуществлении органами местного самоуправления деятельности в сфере благоустройства.
Согласно п. 25 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории, которые устанавливают в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков. Например, в Петрозаводском городском округе действует решение Петрозаводского городского Совета от 27 апреля 2010 г. N 26/41-813 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе» , а в городском округе Домодедово — решение Совета депутатов округа от 10 мая 2006 г. N 301/57 «Об утверждении Правил благоустройства, озеленения и санитарного содержания территории городского округа Домодедово» . В п. 1.5 Приказа Минрегиона РФ от 27 декабря 2011 г. N 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» приведен перечень объектов благоустройства территории муниципальных образований (дворы, кварталы и пр.) .
———————————
Информ. бюллетень. 2010. N 26.
Призыв. 2006. 25 мая.
Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2012. N 3.

Основные полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства можно свести к осуществлению деятельности, касающейся:
содержания и облагораживания муниципальной среды;
учета, мониторинга и контроля состояния объектов благоустройства;
безопасности жизни в муниципальной среде;
сохранности архитектурно-художественного облика муниципального образования;
постоянной доступности территорий общего пользования;
сохранности инфраструктуры, коммуникаций и сооружений.
Для примера перечислим полномочия в сфере благоустройства, которыми наделены органы местного самоуправления Московской области :
принятие муниципальных правовых актов в сфере благоустройства территорий;
закрепление благоустройства территории муниципального образования за ответственными лицами;
привлечение населения к добровольным социально значимым работам по благоустройству;
утверждение расходов местного бюджета на благоустройство;
определение времени и порядка проведения месячников благоустройства;
разработка, утверждение правил и планов благоустройства, их согласование с объединениями граждан, общественными организациями и объединениями и дальнейшая реализация;
разработка, формирование и реализация муниципальных программ;
организация конкурсов по благоустройству;
определение участков вывоза уличного смета, остатков растительности, листвы и снега;
доведение норм накопления отходов до юридических лиц и населения;
организация благоустройства и озеленения территории;
разработка, утверждение и реализация схем санитарной очистки территории;
принятие мер профилактики сохранения объектов благоустройства;
применение мер экономического стимулирования граждан и организаций за деятельность в сфере благоустройства;
организация содержания, техобслуживания, ремонта, реконструкции и строительства уличного освещения;
определение требований к организации освещения улиц и установке указателей с наименованиями улиц и номерами домов;
разработка правил регулирования численности безнадзорных животных и др.
———————————
Статья 73 Закона Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» (Ежедневные новости. Подмосковье. 2015. 20 янв.).

Кроме того, в силу сформировавшейся в Москве правовой базы, касающейся вопросов благоустройства , в сферу полномочий органов местного самоуправления включены:
организация содержания и уборки территорий муниципального объединения (городского округа) в летний и зимний период;
содержание придомовых территорий многоквартирных домов;
организация сбора, временного хранения, вывоза и утилизации (захоронения) отходов;
обустройство и содержание контейнерных площадок, расчет необходимого количества урн для мусора и их содержание;
содержание зданий (включая жилые дома), сооружений, объектов благоустройства и земельных участков, на которых они расположены;
определение условий на проектирование объектов в части благоустройства прилегающей территории и отвода сточных вод;
обустройство и содержание площадок для выгула собак;
содержание фонтанов;
содержание технических и охранных зон метрополитена и др.
———————————
Закон Москвы от 5 мая 2010 г. N 17 «О Генеральном плане города Москвы» // Вестник мэра и правительства Москвы. 2010. Спецвып. N 1. Т. 1 — 3.

Для реализации указанных полномочий в муниципальных образованиях создаются отделы благоустройства, исполняющие следующие функции:
содействие разработке и (или) реализации планов и программ органов государственной власти в сфере благоустройства (взаимодействие с органами государственной власти);
разработка технико-экономических обоснований по конкретным объектам благоустройства;
координация деятельности подрядчиков, выполняющих работы по благоустройству;
контроль за качеством и сроками исполнения благоустройственных работ;
внутриквартальное комплексное озеленение и учет зеленых насаждений;
инвентаризационный учет объектов благоустройства;
организация общественных слушаний проектов благоустройства и градостроительства, касающихся муниципального образования;
содействие выявлению нарушений в сфере благоустройства и участие в их оформлении (составлении протоколов об административных правонарушениях).
Муниципальным органам уставами муниципальных образований предоставлено важное право привлекать граждан к добровольному выполнению социально значимых работ. Представляется, что реализация данного полномочия значима для решения проблем в сфере благоустройства и озеленения территории, в частности проблемы уборки прилегающих территорий.
Таким образом, под собственными полномочиями органов местного самоуправления следует понимать определяемое уставом муниципального образования и иными правовыми актами единство прав и обязанностей, предоставляемых органам местного самоуправления для решения вопросов, входящих в предмет их ведения.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства следует толковать как определяемое уставом муниципального образования и иными правовыми актами единство прав и обязанностей, предоставляемых органам местного самоуправления для решения вопросов, связанных с устойчивым развитием территорий, в целях обеспечения безопасности и благонадежных условий жизнедеятельности населения, охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах населения муниципального образования и государства в целом.

Михольская В.В. К вопросу о наполняемости местных бюджетов за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду // Актуальные проблемы юридический теории и практики: Межвуз. сб. науч. ст. / Отв. ред. В.В. Блаткова, Т.Ю. Оленина. Петрозаводск, 2012.
Закон Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» // Ежедневные новости. Подмосковье. 2015. 20 янв.
Закон Москвы от 5 мая 2010 г. N 17 «О Генеральном плане города Москвы» // Вестник Мэра и правительства Москвы. 2010. Спецвып. N 1. Т. 1 — 3.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Приказ Минрегиона РФ от 27 декабря 2011 г. N 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2012. N 3.
Решение Петрозаводского городского Совета от 27 апреля 2010 г. N 26/41-813 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе» // Информ. бюллетень. 2010. N 26.
Решение Совета депутатов округа от 10 мая 2006 г. N 301/57 «Об утверждении Правил благоустройства, озеленения и санитарного содержания территории городского округа Домодедово» // Призыв. 2006. 25 мая.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Смотрите так же:

  • Пособия на гемоглобин Все выплаты и пособия для беременных в России в 2018 году Всем беременным женщинам полагаются льготы и компенсации, независимо от того, работает ли она или нет. Финансовая помощь гарантируется государством, однако размер этой помощи […]
  • Постановление по удо 2018 Постановление по удо 2018 Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования В действительности основные нормы законодательства Российской […]
  • Приказ минтруда от 11102012 310н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • Заявление по форме 14001 при выходе участника Как правильно заполнить форму р14001 при выходе участника и образец заполнения при смене учредителя? Все изменения данных о юридических и физических лицах, находящихся в обществе одной организации, необходимо регистрировать с помощью […]
  • Красота есть в ней залог успокоения Красота есть гармония; в ней залог успокоения… Добавить комментарий Тогда только очищается чувство, когда соприкасается. Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала. Искусство есть такая […]
  • Понятие и виды закона в рб Понятие, признаки и виды законов Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные […]