Жкх закон о лицензировании

Подводные камни закона о лицензировании деятельности управляющих компании в сфере ЖКХ

1 сентября вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ (далее – Закон), предусматривающий ужесточение требований к организациям, которые занимаются управлением многоквартирными домами. Так, с 1 января 2015 года для них вводится административная ответственность, в частности, за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере, а с 1 мая 2015 года они смогут работать только на основании лицензии. Для этих целей Жилищный кодекс РФ дополнен новым разделом. При этом изменения не затронут ЖСК и ТСЖ.

Предпосылки принятия Закона очевидны: ЖКХ – одна из самых проблемных сфер. По данным заместителя председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александра Сидякина, 57% обращений поступающих в государственные органы, содержат жалобы, которые связаны именно с ЖКХ. Похожая ситуация наблюдается и в Общественной палате РФ – более 50% обращений также касаются этой темы. Если учесть, что по статистике Минстроя России порядка 80% жилья обслуживается управляющими организациями, то «виновник» всех бед становится очевиден.

По данным этого же министерства, в 2013 году государственными жилищными инспекторами было проведено более 240 тыс. проверок. Из них только 5 тыс. носили плановый характер, а остальные проводились по заявлениям граждан, недовольных работой управляющих организаций. Как отметил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис, благодаря Закону с рынка могут уйти около 15% управляющих компаний (всего их в России около 16 тыс.). Оставшиеся же за счет лицензирования подвергнутся тщательному учету и надзору со стороны государства.

«С помощью лицензирования мы проведем «генеральную уборку» среди управляющих компаний. Сегодня в России сложился «серый» рынок управления жильем. Достоверное количество компаний никто не знает. А ведь через них проходит ежегодно более 1 трлн руб. Введя лицензирование, мы пересчитаем все управляющие компании страны. Любой собственник сможет увидеть всю достоверную информацию о своей управляющей компании в специальном федеральном реестре на сайте Минстроя России», – заявил он.

Между тем, у многих экспертов есть претензии к принятому Закону. Некоторые из них, например председатель комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Игорь Шпектор, указывают на существенные недоработки и противоречия в самом документе. Другие же, в частности председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, считают, что лицензирование деятельности управляющих компаний с учетом текущего уровня коррупции недопустимо в принципе и негативно скажется на конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Проблема выдачи лицензий

Лицензии управляющим организациям будут выдавать органы государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. Не менее чем 1/3 ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющим общественный жилищный контроль. Данная норма призвана обеспечить объективность принятия решения о выдаче лицензий (ст. 201 Жилищного кодекса РФ).

Стоит отметить, что на данный момент Минстроем России подготовлен проект Методических указаний о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии, которые несколько расширяют упомянутые положения 1 . Так, предполагается, что создаваться комиссии будут распоряжением или приказом высшего должностного лица субъекта РФ. Рекомендуемое число членов – не более 20 человек, из них представителей органов государственной власти региона – не более 30%, а остальные члены – от профильных саморегулируемых, общественных организаций и муниципальных образований.

С одной стороны тот факт, что решение о выдаче лицензии будет приниматься не только государственным органом, является несомненным плюсом. Однако здесь может возникнуть ряд проблем. Поскольку рекомендации не являются обязательными для исполнения, то субъекты РФ, могут и не соблюдать их положения и ограничиться выполнением базовых требований. Минимальное же количество членов лицензионной комиссии не прописано ни в Жилищном кодексе РФ, ни в рекомендациях. Соответственно есть риск формального подхода к их формированию.

Александр Козлов, первый заместитель исполнительного директора НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль»:

«В методических рекомендациях есть оговорка, что лицензионная комиссия формируется не более чем из 20 человек, но из регионов мы уже получаем ответы, что где-то будет девять человек, где-то семь человек. Такой маленький состав лицензионных комиссий это, наверное, неправильно. Решение о выдаче или аннулировании лицензии должны приниматься наибольшим количеством представителей. Чем больше будет лицензионная комиссия, тем ее решение будет более объективно».

При этом председатель профильного комитета ОП РФ Игорь Шпектор считает, что необходимо более конкретно прописать, представители каких организаций должны входить в состав лицензионной комиссии. «Кто может войти в состав лицензионной комиссии? Можно ввести кого угодно, и в результате управляющая компания лишится лицензии. Будет вводить руководитель нужных ему людей и произойдет захват [домов], поэтому нужно внести в Закон, кто должен войти в комиссию», – заявил он.

По мнению Александра Козлова, в лицензионные комиссии должны в обязательном порядке входить представители крупнейших саморегулируемых организаций, объединяющих управляющие компании в соответствующем субъекте РФ. Данные меры должны обеспечить объективность принимаемых решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

Кроме того, он высказался за создание апелляционной лицензионной комиссии на федеральном уровне в качестве альтернативы судебному обжалованию решений региональных лицензионных комиссий. Подобная мера должна снизить и коррупционные риски, и сговоры на уровне региона, а также сэкономить время, так как в суде дела могут рассматриваться месяцы или даже годы.

В свою очередь Галина Хованская считает, что лицензирование деятельности управляющих организаций может привести к переделу рынка и уничтожению конкуренции, что повлечет уход добросовестных компаний. По ее мнению, с учетом имеющегося уровня коррупции, от изменений выгоду получат, прежде всего, аффилированные с государственными органами управляющие организации.

«Скажите, организация, которая «своя», она лицензию потеряет? Да никогда!» – пояснила Галина Хованская. Кроме того, по ее словам, в основном проблемы управляющих компаний связаны с ресурсоснабжающими организациями.

«Огромное количество жалоб на управляющие организации! Когда анализируешь это, понимаешь, что их «раздевают» и банкротят ресурсоснабжающие организации. ТСЖ даже банкротят – более 100 судебных дел по банкротству ТСЖ. Надо было людям сказать, что мы принимаем меры. Вот приняли меры. Идея красивая – мы уберем с рынка «грязные», непрофессиональные, мошеннические управляющие организации. Однако нужно не только лозунги произносить, а понимать реальную ситуацию».

В связи с введением лицензирования помимо непосредственно выдачи разрешительных документов, каждый субъект РФ должен обеспечить ведение реестра лицензии. На федеральном уровне будет функционировать сводный реестр лицензий и реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций (ст. 194 Жилищного кодекса РФ). Также должны быть приняты региональные нормативные акты, сформированы лицензионные комиссий, проведена аттестация должностных лиц управляющих организаций.

На данный момент Минстрой России разработал проекты необходимых федеральных нормативных актов, однако они пока не приняты и находятся в диапазоне от уведомления о разработке до процедуры оценки регулирующего воздействия (в ходе которой у Минэкономразвития России также возникают замечания). В связи с этим существует риск, что до 1 мая 2015 года не все регионы успеют решить организационные моменты и выдать управляющим организациям лицензии. По словам Галины Хованской, в ходе осенней сессии Госдумы может быть принят закон о переносе срока введения лицензий на 1 сентября 2015 года.

Проблема аннулирования лицензий

Законом предусматривается две крайних меры воздействия на недобросовестную управляющую организацию. Для начала, она может лишиться права обслуживать конкретные дома, по которым органом государственного жилищного надзора были выявлены нарушения и вынесены предписания об их устранении. Назначение судом административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний два и более раза в течение календарного года является основанием для исключения таких домов из реестра лицензий субъекта РФ (по решению органа государственного жилищного надзора).

В подобной ситуации собственники на общем собрании должны заново выбрать способ управления домом (управляющая организация или ТСЖ), иначе орган местного самоуправления сам привлечет новую управляющую организацию на конкурсной основе. Исключение составляют случаи, когда собственники на общем собрании, несмотря на наличие нарушений со стороны управляющей компании, все равно решили сохранить с ней договорные отношения. В такой ситуации она может продолжить обслуживать дом, невзирая на претензии государственного жилищного надзора (ст. 200 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, предусмотрено аннулирование лицензий управляющей организации в судебном порядке по заявлению органа государственного жилищного надзора (ст. 199 Жилищного кодекса РФ). При этом решение об обращении в суд будут принимать лицензионные комиссии субъекта РФ. Произойти это может в случае, когда из реестра лицензий субъекта РФ исключены дома управляющей компании, общая площадь помещений в которых составляет 15% или более от общей площади помещений всех обслуживаемых ей домов в течение календарного года. В этом случае управляющая организация вообще лишается права осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами.

По мнению ряда экспертов, нормы, позволяющие исключить дом из реестра лицензий субъекта РФ после невыполнения двух предписаний, являются чрезмерными и могут использоваться как инструмент передела рынка. «Наше мнение – это очень жесткая мера, которая приведет к рейдерству, не секрет, что можно создать условия, при которых лицензия будет отбираться чуть ли не за один день», – считает директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Также указанные положения закона могут повлечь массовые отказы управляющих компаний от обслуживания домов, которые находятся в плохом состоянии, так как риск потери лицензии очень высок.

Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

«При введении лицензирования и при большой вероятности потерять эту лицензию после двух предписаний, станут управляющие организации брать дома, которые остро нуждаются в капитальном ремонте? Нет, конечно. Как черт от ладана они будут от этих домов открещиваться. На кого эта проблема ляжет? На муниципалитеты. То есть на их бюджеты, которые и так на 98% на сегодняшний день являются дотационными».

По мнению Александра Козлова, проблему можно решить либо создавая муниципальные управляющие организации либо, что более эффективно, вводить экономические меры стимулирования управляющих компаний.

Проблема контроля и ответственности

Несмотря на достаточно широкие инструменты воздействия на управляющие организации, некоторые эксперты отмечают, что на самом деле возможности государства контролировать их деятельность достаточно ограничены. Дело в том, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, так как они работают на основании лицензии (данное положение вступит в силу с 1 мая 2015 года). В итоге жилищные инспекции смогут проверять только соблюдение управляющими организациями лицензионных требований, перечень которых крайне мал, и к тому же является закрытым.

«Ничего, кроме раскрытия информации, по сути дела, лицензионный орган не сможет контролировать после того, как выдаст управляющей организации лицензию. Поэтому если мы действительно хотим, чтобы в рамках лицензионного контроля органы государственного жилищного надзора проверяли соблюдает ли управляющая организация требования технических регламентов и вообще в целом Жилищного кодекса РФ, то нужно скорректировать ст. 193 Жилищного кодекса РФ в части перечня лицензионных требований», – считает руководитель жилищного сектора направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер.

Стоит отметить, что Минстрой России попытался решить данную проблему на уровне постановления Правительства РФ 2 . В проекте министерство прописало широкий перечень требований, соблюдение которых может проверяться в рамках лицензионного контроля. Однако документ получил отрицательное заключение Минэкономразвития России в ходе оценки регулирующего воздействия, в том числе потому, что он не согласуется с закрытым перечнем лицензионных требований. Таким образом, очевидно, что коллизию придется разрешать на уровне федерального законодательства.

Кроме того, нормы, предусматривающие административную ответственность за осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии, вступают в силу с 1 января 2015 года, в то время как сама обязанность иметь лицензию возникает лишь 1 мая 2015 года. Данное противоречие также на практике может привести к затруднениям и требует устранения.

В связи с принятием закона стоит и вопрос разграничения ответственности между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями. По мнению Татьяны Вепрецкой, на данный момент практически за все отвечают управляющие компании.

«Нужно разделить такие понятия как коммунальный ресурс, коммунальная услуга и кто за что отвечает, ведь поступающий к дому ресурс изменить управляющая компания в самом доме уже не может – это редкое исключение в новых домах. Поэтому наше мнение сводится к тому, что ресурсоснабжающие организации должны осуществлять доставление коммунальных услуг до дома, а управляющая компания должна обеспечить предоставление коммунальных услуг уже в доме. И разграничить на этом ответственность. Тем самым уйти от ответственности за некачественное предоставление услуг, которые не зависят от управляющей компании», – считает она.

Павел Качкаев, заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

«Часть вещей, которые мы обсуждали на рабочих группах, не вошла в закон о лицензировании по разным причинам. Идет на осеннюю сессию законопроект, который называется в просторечии «О повышении платежной дисциплины в жилищно-коммунальном хозяйстве» 3 . В нем, я уверен, будут приняты решения по формулировке функции управления, которая пока отсутствует в Жилищном кодексе РФ. Причем в тех поправках, которые сегодня есть, она рассматривается как для собственников, ТСЖ, так и для управляющих организаций. Каждая из этих сфер получит четкую формулировку функции управления. Управляющие организации будут отвечать за управление многоквартирным домом и надлежащее содержание общего имущества.

В тех же поправках, которые сегодня рассматриваются, функции коммунальных услуг четко разделяются между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. Ресурсоснабжающие организации получают статус исполнителя коммунальных услуг – платежи пойдут отдельно ресурсоснабжающим организациям и управляющим организациям. Причем по желанию ресурсоснабжающей организации, управляющие организации могут заниматься сбором платежей за коммунальные услуги по отдельному договору, с отдельной оплатой. Также в этих поправках есть значительные изменения в проведении общих собраний – мы должны подвигать собственников, чтобы они занимались содержанием собственного жилья».

Говоря о разграничении функций управляющих, ресурсоснабжающих организаций и собственников, также поднимается и вопрос об усилении ответственности последних. Неуплата коммунальных платежей негативно влияет на финансовое положение и качество услуг, управляющих компаний, поскольку ресурсоснабжающие организации взыскивают задолженность именно с них. Управляющая организация в свою очередь зачастую не имеет физической возможности взыскать задолженность с гражданина.

«Мы подаем в суды, тратим деньги, госпошлину платим – результат нулевой. Судебный исполнитель возвращает [исполнительный документ] – нечего брать, не с кого брать. Если так будет продолжаться, этот круг невозможно будет разрубить», – обрисовал проблему заместитель председателя НП «Союз управляющих организации» Корюн Лазян.

Игорь Шпектор, председатель комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ:

«Мы, конечно, строим гражданское общество, демократизация у нас, но не надо заигрывать с жителями. Нужно повысить их ответственность, потому что у нас в прессе почитаешь – все классно – 85-90% [граждан исправно платят за жилищно-коммунальные услуги]. На самом деле это не так, неуплаты идут повсеместно, и не надо это скрывать. До тех пор, пока мы не будем жестко относиться к потребителю, ничего не изменится, уговоры не помогут. Нужны жесткие меры».

Проблема обучения руководителей

Одним из условий выдачи управляющей организации лицензии является получение ее должностными лицами квалификационного аттестата (ст. 202 Жилищного кодекса РФ). Документ будет выдаваться сроком на пять лет по результатам экзамена, порядок проведения которого уже разработал Минстрой России 4 . Всего кандидатам придется ответить на 100 вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом, в течение 120 минут. При этом чтобы сдать экзамен, правильных ответов должно быть не менее 86.

«Квалификационные экзамены будут проводиться с момента запуска этой системы до 1 мая 2015 года. Мы с нашей сетью центров общественного контроля очень внимательно посмотрели вопросы, которые сейчас в проекте Минстроя России разработаны. Очень много неоднозначных формулировок, как самих вопросов, так и предлагаемых вариантов ответов. Крайне важно внимательно до момента запуска подойти к подготовке этих вопросов и ответов, чтобы впоследствии не было двойного толкования или неточностей. В целом, порядок, который предложен – 2 часа, 86 правильных вопросов из 100, наверное, это нормальный регламент
проведения экзамена».

При этом вопросы имеют очень узкую специализацию и требуют высокого уровня знаний в соответствующей области. В связи с этим необходимо обеспечить возможность подготовки, в том числе и действующих руководителей управляющих организаций, к сдаче экзамена. Такой позиции придерживается, в частности, Игорь Шпектор: «Это сложный вопрос и достаточно неприятная тема, нужно подумать о том, чтобы все-таки организовать учебу для желающих, чтобы потом не получился взрыв».

Как отметил Александр Козлов, не во всех регионах система профессиональной подготовки, переподготовки сформирована и поэтому, возможно, подготовить должностных лиц управляющих компаний к сдаче экзаменов не получится. «Я думаю, что экзамены будут сданы раньше, чем во многих регионах будет предоставлена возможность проходить обучение и переподготовку», – пояснил он.

По мнению Галины Хованской, в связи с проведением аттестации, возможно в ходе осенней сессии Госдумы придется переносить срок вступления закона в силу. «Получить лицензию можно только имея аттестат, но я не знаю, как коллеги из Минстроя России за полгода сумеют «обаттестатить» все управляющие организации. Это большой вопрос», – заметила она. По ее словам, проблема повышения профессионального уровня должностных лиц управляющих организаций стоит достаточно остро, и в идеале ее нужно было решать до введения лицензирования.

Таким образом, закон имеет очевидные недостатки, которые отмечают многие эксперты, как из числа общественников и государственных служащих, так и представители самой отрасли. Очевидно, что без внесения в Жилищный кодекс РФ необходимых изменений, введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами может привести к ухудшению ситуации в сфере ЖКХ. В связи с этим, например, ОП РФ уже объявила о намерении направить Президенту РФ соответствующие предложения, выработанные совместно с Госдумой, Фондом содействия развитию ЖКХ, общественными организациями жилищного контроля и саморегулируемыми организациями управляющих компаний.

www.garant.ru

25.07.2014 | ЖКХ готовится к лицензированию

В 2013 году впервые была озвучена идея лицензирования в сфере ЖКХ. К концу 2013 года Президентом и Председателем Правительства введение лицензирования деятельности по управлению МКД было одобрено, что фактически дало старт процессу по разработке соответствующего законопроекта и его активному лоббированию. На данный момент федеральный закон 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», более известный как закон «О лицензировании деятельности по управлению МКД», принят Госдумой (04 июля), одобрен Советом Федерации (09 июля) и подписан Президентом РФ (21 июля).

Сама идея лицензирования не укладывается в общую политику государства, поскольку предполагает прямое государственное регулирование отрасли посредством выдачи, отзыва, аннулирования лицензий, тогда как уже давно признано, что более эффективными, более современными являются методы регулирования, предусматривающие минимальное вмешательство государства, либо полное отсутствие такого вмешательства. Одним из таких методов является, например, саморегулирование, и до 2013 года СРО в сфере ЖКХ активно развивались, укрупнялись, но, тем не менее, в итоге их эффективность была признана крайне низкой. Кроме того, некоторые СРО лишь создавали видимость некоторой деятельности, а в действиях ряда СРО вообще были выявлены откровенные преступления, такие как мошенничество, построение различного рода коррупционных схем и т.п.

С февраля 2014 года началось активное обсуждение законопроекта о лицензировании деятельности по управлению МКД. Надо сказать, обсуждалось лицензирование очень широко — к процессу были привлечены и федеральные органы власти, и региональные, и муниципальные, и органы надзора, и различные экспертные организации, и СРО, и даже управляющие организации. Ряд экспертов решительно выступил против лицензирования ЖКХ, и часть депутатов Госдумы разделили их мнения. Проходящие на различных уровнях дебаты были крайне жаркими, и к апрелю 2014 года стало понятно, что закон о лицензировании не будет принят в мае, как изначально планировали инициаторы законопроекта. Кроме того, уже казалось маловероятным принятие закона в весеннюю сессию Госдумы. Несмотря на активное лоббирование законопроекта, единства мнений парламентариев не наблюдалось.

Тем не менее, «инициативная группа», состоящая в основном из депутатов фракции «ЕР» ГД РФ и сотрудников Минстроя России, продолжала активно «продавливать» законопроект, приводя довольно-таки слабые аргументы в его поддержку, не давая убедительных ответов на многочисленные вопросы, и попросту игнорируя конструктивные критические замечания экспертов. Складывалось впечатление, что власть не слышит негативных мнений. Зато позитивные, хвалебные отзывы получали широкое распространение и цитировались в СМИ. В итоге 22 апреля 2014 года законопроект 448902-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ (о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами)» был принят Госдумой РФ в первом чтении.

Конечно, проект был очень «сырой», множество вопросов, возникающих при его рассмотрении, остались без ответа, и было очевидно, что ко второму чтению будет внесено огромное количество поправок, но всё-таки, как говорится, «лёд тронулся».

Необходимо отметить, что Комитет по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы РФ довольно долго и бурно обсуждал законопроект прежде чем рекомендовать депутатом Госдумы принять его. Положительное решение было принято Комитетом с перевесом лишь в два голоса. При этом председатель Комитета Г.П.Хованская была против.

Ажиотаж, тем временем, не утихал. Многочисленные эксперты убеждали политиков в непродуманности многих положений законопроекта, однако депутаты очень уж торопились начать регулировать ЖКХ и выдавать (или не выдавать) управляющим организациям лицензии. Ряд важнейших положений не был детально прописан в законопроекте, однако представители Минстроя заявляли, что при определении порядка реализации федерального закона (а такой порядок будет установлен Постановлением Правительства РФ) всё будет тщательно продумано и проработано.

Мнения противников закона, в принципе, сводятся к одному: введение лицензирования даёт властям и органам надзора мощный инструмент воздействия на управляющие организации, усиливает требования к ним, делает их менее защищенными. Тем самым не только ухудшается положение управляющих организаций, но и создаются благоприятные условия для развития коррупции, для захвата рынка управления МКД аффилированными с властями компаниями. При этом существующие в сфере ЖКХ проблемы лицензирование решить не способно.

Сторонники лицензирования, среди которых наиболее активную позицию занимают представители Минстроя и «Единой России», утверждают, что государственный контроль рынка управления МКД посредством выдачи лицензий будет способствовать наведению порядка в сфере ЖКХ. При этом, впрочем, механизмы наведения этого самого порядка не разъясняются.

В июне 2014 года в г.Челябинске прошёл Всероссийский форум «ЖКХ — новое качество», в работе которого принял участие и Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. По итогам работы форума Д.Медведев, в частности, сформулировал ряд поручений Правительству РФ. Участники форума в числе прочих обсуждали и вопрос лицензирования управляющих организаций. Несмотря на отсутствие единства мнений, уже, в общем-то, стало очевидно, что лицензирование ЖКХ будет. Вопрос был лишь в содержании и сроках принятия закона.

И вот, 02 июля Госдума приняла законопроект во втором чтении, и (не откладывая дело в долгий ящик) 04 июля 2014 года приняла закон в окончательном, третьем чтении.

Тут необходимо отметить, что в процессе голосования мнения депутатов разделились даже внутри думской фракции «Единая Россия». Председатель Комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская призывала депутатов не принимать закон о лицензировании. Ряд существенных замечаний к закону был высказан Генеральной прокуратурой России, Правовым управлением ГД РФ. Отрицательные заключения на законопроект даны Счётной палатой РФ, предпринимательскими объединениями — общероссийскими общественными организациями «Деловая Россия», «Опора России», заключение о необходимости кардинальной доработки законопроекта дано Торгово-промышленной палатой РФ.

Противники закона продолжали надеяться, что закон не будет одобрен Советом Федерации или не подписан президентом РФ. Однако, вероятно, лицензирование управляющих организаций — не тот вопрос, из-за которого Палаты парламента будут «ссориться» между собой, и, естественно, не тот вопрос, из-за которого президент может решить воспользоваться своим правом вето.

09 июля 2014 года закон о лицензировании ЖКХ был одобрен Советом Федерации, и в тот же день президент РФ на встрече с представителями Общественной Палаты дал понять, что этот закон либо уже им подписан, либо будет подписан. Владимир Путин не отреагировал на обращение уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, просившего не подписывать закон, а обратившемуся с аналогичной просьбой Игорю Шпектору (И.Л.Шпектор — мэр Воркуты, член Совета Общественной Палаты, председатель комиссии ОПРФ по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ — прим.Д.Н.) президент сообщил:

«Конечно, при любом лицензировании есть люди, которые эту лицензию дают и могут отобрать. В этом и состоит, как я Вас понимаю, определённая опасность коррупции. Но в первом варианте, когда местные власти назначают неизвестно кого и никто с них не спрашивает, тоже есть коррупционная составляющая. Поэтому если говорить об этой составляющей, то она просто перемещается с одного уровня на другой уровень. Но вопрос в другом: эффективно ли будет разделить в известной степени ответственность за работу управляющей компании и за контроль над этой работой? Вы сами сказали, что нужно представить более основательную записку. Я Вас как раз об этом хочу попросить, Вы человек опытный, причём с опытом практической работы. Посмотрите, пожалуйста, повнимательнее. Насколько я представляю, я уже все принятые законы подписал, но это не значит, что они на всю жизнь, на все ближайшие сто лет в таком виде должны остаться. Давайте, пожалуйста, свои предложения. Я обязательно поручу Правительству дополнительно это проработать. В ближайшее время мы это сделаем. И если, в том числе и при Вашем участии, придём к выводу, что действительно там что-то нужно поправить, мы это сделаем. Это при доброй воле и при желании со стороны депутатов – а такая добрая воля у них наверняка есть, сто процентов, люди хотят, чтобы эта сфера деятельности была у нас отрегулирована наилучшим образом, – мы это поправим».

Позднее было официально объявлено, что Федеральный закон 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», более известный как закон «О лицензировании деятельности по управлению МКД», был подписан президентом России 21 июля 2014 года.

Эксперт по вопросам ЖКХ Николай Долотов выразил своё скептическое отношение к идее лицензирования ЖКХ, как к механизму решения проблем в отрасли. В своей аналитической статье он указывает, что принятый закон лишь даёт механизм устранения управляющих организаций с рынка управления МКД. Эксперт выражает опасение, что планируемое деление УО на «добросовестных» и «недобросовестных» во многих случаях будет подменено делением на «своих» и «чужих». Н.Долотов отмечает, что «понятие «совесть» больше относится к морали и этике, а управление жилой недвижимостью является видом экономической деятельности».

Но несмотря на многочисленные протесты многочисленных экспертов, закон принят, с 01 сентября 2014 года он вступит в силу. Теперь необходимо дождаться Постановления Правительства РФ, которым будет утверждён порядок реализации закона (а Минстрой, судя по заявлениям его сотрудников, уже прекрасно этот порядок себе представляет), после чего начнётся столь долго ожидаемый многими политиками процесс лицензирования управляющих компаний, который, согласно убеждениям этих самых политиков, наконец-то приведёт к порядку в такой сложной и важной отрасли как ЖКХ.

Прочитать и скачать полный текст Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ
(«О лицензировании деятельности по управлению МКД»)
можно здесь

acato.ru

Закон о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ

21 июля 2014 года, Президентом нашей страны В.В. Путиным был подписан Федеральный закон о лицензировании деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Сам закон называется немного иначе, а именно — Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ — «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Изменения этим Федеральным законом вносятся в следующие нормативно-правовые акты:

1. Жилищный кодекс РФ
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
4. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
6. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
7. Федерального закона от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Рассмотрим по порядку, что же влечет за собой введение в действие этого федерального закона.

Закон обязывает организации, в лице юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Сам закон вступает в силу с 01 сентября 2014 года, за исключением отдельных пунктов, а вот лицензию организации должны получить до 01 мая 2015 года. Причем, организации, не получившие лицензию до вышеуказанного срока, не будут допускаться до осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, а также лицензионный контроль будут осуществлять органы государственного жилищного надзора.

Лицензия будет выдаваться без ограничения срока её действия, и будет действовать только в том субъекте Российской Федерации, органами государственного жилищного надзора которыми она выдана.

Основные условия получения лицензии:

Для получения лицензии юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы только на территории РФ, организациям, зарегистрированным на территории иностранных государств, лицензия выдаваться не будет.

Кроме того, обязательным для должностного лица организации, которая собирается получить лицензию, является наличие квалификационного аттестата, отсутствие неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления, преступления средней тяжести или особо тяжкие преступления, а также его отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц. Получение квалификационного аттестата, который выдается на 5 лет, предполагает сдачу квалификационного экзамена. Порядок проведения и определения результатов квалификационного экзамена будут определяться органами исполнительной власти, в законе об этих порядках положения отсутствуют на данный момент.

Отказать в предоставлении лицензии организациям лицензионная комиссия может при предоставлении недостоверной или искаженной информации, а также при несоответствии организации лицензионным требованиям. Заявление на получение лицензии рассматривается комиссией в течение 30 дней, затем дается мотивированное предложение о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами либо об отказе в её предоставлении.

Где будут содержаться сведения:

Сведения о наличии лицензий, выданных организациям, информация об адресах многоквартирных домов, которые находятся в управлении организаций на основании лицензии, а также сведения об аннулировании лицензий должны содержаться в реестрах лицензий субъектов РФ, а также в федеральном реестре.

Данная информация должна быть открыта для всеобщего ознакомления и размещена на официальных сайтах органов государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Случаи аннулирования лицензии:

Следует отметить, что для организаций получение лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами – ещё половина дела. Очень важно, управляя многоквартирным домом, такую лицензию не потерять.

Так, законом предусмотрено, что при наличии у организации или у должностного лица в течение календарного года двух или более административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органами государственного жилищного надзора, в отношении многоквартирного дома, такой дом может быть исключен из реестра лицензий субъекта РФ.

Несмотря на это, собственники помещений вправе в течение 2 месяцев со дня информирования об основаниях исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ, принять решение о продолжении управления их многоквартирным домом организацией, которая ранее обслуживала их дом, и из списка которой в реестре лицензий, он был исключен. Копия протокола общего собрания собственников с таким принятым решением должна быть направлена в органы государственного жилищного надзора в течение 3 рабочих дней со дня оформления протокола.

Но исключение одного многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта РФ ещё не является самым страшным для организации, которая осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами. Полученная не без особого труда лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании заявления органов государственного жилищного надзора, составленного по решению лицензионной комиссии.

Основанием для решения лицензионной комиссии о подаче заявления в суд об аннулировании лицензии у организации является исключение из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, площадь которых составляет пятнадцать или более процентов от общей площади многоквартирных домов, которые находились в управлении у организации.

Наказание и штрафы за неисполнение закона:

Ещё одним немаловажным моментом в законе являются положения о размере штрафов за неисполнение данного закона. Так, например, осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом без лицензии будет наказываться штрафом в размере – для должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для индивидуальных предпринимателей – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, и для юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Кроме того, административное наказание может быть применено и в отношении членов лицензионной комиссии. Так, необоснованное принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии членами лицензионной комиссии влечет наложение штрафа для должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Основные выводы:

Рассмотрев основные положения закона о лицензировании организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, сложно пока ещё сделать вывод, насколько вступление этого закона благоприятно отразится на качестве услуг, предоставляемых такими организациями. А ведь основное назначение этого закона заключается именно в этом — оставить на рынке обслуживающих организаций только те компании, которые добросовестно, качественно и квалифицировано оказывают услуги по управлению многоквартирными домами.

Несомненно, это значительно усложняет жизнь тем организациям, которые постоянно собирали бесконечное множество нарушений и штрафов, не замечая их и оплачивая их за счет собственников помещений. Собственникам предоставлено право самим решать оставить эту управляющую компанию или отказаться от неё на основании исключения их дома их реестра лицензий субъекта РФ, но здесь также нельзя сидеть, сложа руки, а нужно проводить собрание и принимать решения.

Стоит отметить, что большая доля ответственности и результаты действия этого закона ложится на плечи органов государственного жилищного надзора, которые обязали осуществлять выдачу или аннулирование лицензий и вести лицензионный контроль.

raschetgkh.ru

Смотрите так же:

  • А о на конце наречий правило ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ Гласные а , о , у пишутся на конце наречий в зависимости от приставок, с помощью которых они образованы: -а пишется, еcли наречия имеют приставки с- ( со- ), из- ( ис- ), до- : сл е ва, сн о ва, спр а ва, спь я на, с […]
  • Пенсия по вредности на севере Суммирование льготных пенсий - список 1+2+Крайний Север Отработал на руднике подземных работ в Районе Крайнего Севера по 1 списку - 4 года и 6 месяцев, по 2 списку - 7 лет и 4 месяца. При расчёте ожидаемого срока выхода на пенсию […]
  • Нотариус иванова анна Нотариус Иванова Анна Николаевна в Санкт Петербурге Отзывы о нотариусе Иванова Анна Николаевна Настоящим свободно, своей волей и в своем интересе даю согласие ООО «Медиа-решения», находящемуся по адресу г. Тюмень ул. 50 лет ВЛКСМ 19 - 76 […]
  • Экспертиза денег это Кто и как должен проводить экспертизу качества товара, за чей счет? Стоимость и сроки проведения по закону. Покупка товара зачастую напоминает приобретение «кота в мешке» - никогда не можешь быть уверенным, что качество отвечает […]
  • Причина отказа в работе закон Отказ в приёме на работу «Кадры решают все», вот только для этого их надо грамотно подобрать. Для того, чтобы принять в штат подходящего сотрудника, необходимо произвести дополнительный отбор и, как следствие, отсев. Принцип свободы […]
  • Состав преступления примеры из судебной практики Грабеж (ст. 161 УК РФ): определение, состав преступления, ответственность «Нас ограбили!» — кричат хозяева квартиры, которые вернулись из отпуска и увидели «опустошенную» квартиру. Возможно, они не совсем правы. Как минимум потому, что с […]