Передача отходов в собственность договор

Статья 5. Отходы как объект права собственности

Статья 5. Отходы как объект права собственности

1. Отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном законодательством государства.

2. Право собственности на отходы принадлежит юридическому или физическому лицу, чья производственная или иная хозяйственная деятельность приводит к образованию отходов и который при осуществлении своего права собственности обязан принимать меры, предотвращающие нанесение вреда окружающей среде и здоровью населения, стремиться к более полному и рациональному использованию исходного сырья. Производитель отходов приобретает право собственности на отходы с момента их образования, если иное не предусмотрено законодательством государства и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов.

3. Собственник отходов вправе передать право собственности на отходы, саму собственность и риск, связанный с такой передачей, другим лицам на основании договора купли-продажи, мены, дарения, иной сделки об отчуждении отходов или путем совершения других действий, свидетельствующих о приобретении отходов в свою собственность.

4. Собственник отходов вправе отчуждать отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с отходами.

5. Отказ от права собственности на отходы допускается при условии соблюдения требований законодательства государства об отходах и не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении этих отходов до момента приобретения права собственности на них другим лицом, за исключением случаев, когда отходы в соответствии с законодательством государства подвергнуты удалению.

6. В случае, когда заполнение паспорта опасности отходов является обязательным в соответствии с законодательством государства, собственник отходов, иное лицо, им уполномоченное, при совершении сделки по отчуждению этих отходов должны передать такой паспорт лицу, к которому переходит право собственности на отходы по сделке.

7. При приватизации государственных предприятий, на которых накоплены определенные объемы отходов, право собственности на отходы и ответственность за нанесенный ими вред здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц и окружающей среде переходит к новым собственникам, если иное не предусмотрено законодательством государства или условиями приватизации этих предприятий.

Условиями приватизации может быть предусмотрена солидарная ответственность предыдущего собственника и собственника приватизированного предприятия за вред, наносимый отходами окружающей среде, здоровью и жизни населения.

8. Государство является собственником отходов, которые образуются на объектах государственной собственности или находятся на территории государства и не имеют собственника или собственник которых неизвестен.

9. Если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие о получении их в собственность в соответствии с законодательством государства.

Такое лицо вправе также требовать в судебном порядке возмещения ущерба, нанесенного ему в связи с оставлением отходов на земельном участке, независимо от их дальнейшего использования, если иное не предусмотрено законодательством государства.

10. Определение режимов использования отходов, упомянутых в пунктах 8 и 9 настоящей статьи, возлагается на местные органы государственной власти и органы местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством государства. Местные органы государственной власти и органы местного самоуправления ведут учет указанных отходов и несут ответственность за соблюдение условий безопасного и ресурсосберегающего обращения с указанными отходами с предупреждением их отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье людей.

11. Собственники или пользователи земельных участков, на которых обнаружены не принадлежащие им отходы, обязаны уведомить о них соответствующий местный орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые, в свою очередь, обязаны принять меры по определению собственника отходов, класса их опасности, учету, паспортизации и принять решение относительно обращения с ними.

base.garant.ru

Право собственности на отходы и договорные отношения в области обращения с отходами

Ключевые вопросы:

Отношения собственности на отходы в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Отношения собственности на отходы согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации

Договорные отношения с поставщиками и подрядчиками в области обращения с отходами

Отходы, как и любые другие предметы и иные вещи, обладающие относительной независимостью и устойчивостью существования, являются (в отличие от загрязняющих веществ, выбрасываемых с отходящими газами или сбрасываемых со сточными водами) объектом права собственности, которое регулируется преимущественно нормами гражданского законодательства. Эти нормы определяют, с одной стороны, права собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом (в т.ч. право по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам), а с другой — обязанность собственника нести бремя содержания своего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 24.06.1998 № 89-ФЗ «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ»

Нормы, регулирующие право собственности на отходы, содержатся в ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

Как известно, до вступления в силу с 01.01.2015 изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ[1], ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ было установлено следующее:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

(в ред. от 25.11.2013, утратила силу)

Статья 4. Отходы как объект права собственности

1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
3. Собственник отходов I–IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности[2].
4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

Как видим, указанная статья содержала специальное требование к собственнику отходов, которое ограничивало его в праве распоряжения своими отходами как объектом собственности. Так, собственник был вправе отчуждать отходы, передавать, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами только лицу с лицензией на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

С 01.01.2015 ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ была сокращена до минимума:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 4. Отходы как объект права собственности
(в ред. Федерального закона № 458-ФЗ)

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, ранее действовавшее требование об обязательном наличии лицензии на соответствующие виды деятельности в области обращения с отходами I–IV классов опасности у лиц, которым передаются эти отходы (т.е. ограничение оборотоспособности отходов I–IV классов опасности), было отменено.

В настоящее время продолжает действовать норма Федерального закона № 89-ФЗ, запрещающая размещать отходы на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов[3] (далее — ГРОРО), ведение которого осуществляет Росприроднадзор (пп. 6 и 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ), но этот запрет прямо не связан с отношениями собственности.

КСТАТИ

В Государственную Думу внесен законопроект № 826840-6 «О приостановлении действия пункта 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»»[4], в соответствии с которым предлагается приостановить до 1 января 2019 г. действие п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ.

В целом согласно нормам Федерального закона № 89-ФЗ большинство обязательств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с реализацией инструментов государственного регулирования в области обращения с отходами (лицензирование, паспортизация, нормирование, учет и др.), также прямо не связаны с правом собственности на отходы и возлагаются не на собственников отходов, а на лиц, в результате деятельности которых образуются отходы, что имеет важное значение, если собственник отходов и лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, не совпадают.

В перспективе в законодательных нормах (в т.ч. в новых статьях Федерального закона № 89-ФЗ и Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), введенных Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ[5] и Федеральным законом № 458-ФЗ) также сохраняется возложение основных обязанностей при обращении с отходами на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых образуются отходы, независимо от права собственности на эти отходы.

В частности, в соответствии с п. 1 ст. 16.1 (вступит в силу 01.01.2016 согласно Федеральному закону № 219-ФЗ) Федерального закона № 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, будут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы[6].

Большую значимость отношения собственности имеют применительно к отходам (лому) черных и цветных металлов.

Так, согласно п. 2 ст. 13.1 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение только в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы, что в первую очередь определяет необходимость установления условий первичного возникновения права собственности на отходы, а также условий его приобретения.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 (в ред. от 12.12.2012). Данные Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки[7]) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации.

Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 (в ред. от 12.12.2012). Данные Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки[8]) и отчуждения лома и отходов цветных металлов на территории Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) заготовка[9], хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов относятся к лицензируемым видам деятельности.

Отношения собственности имеют принципиально важное значение при установлении гражданско-правовой ответственности за причинение вреда окружающей среде, связанного с обращением с отходами всех видов и классов (в т.ч. при нарушении законодательства в области охраны окружающей среды).

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда, причиненного деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (в т.ч. при обращении с отходами), возлагается на лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

На основании п. 3 ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет. Именно поэтому установление условий первичного возникновения права собственности на отходы, а также условий его приобретения имеет существенное значение в отношении всех отходов.

ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Применительно к деятельности в области обращения с отходами приоритетное значение имеют нормы гражданского законодательства, регулирующие:

  • отношения собственности на отходы и возникновение гражданских прав и обязанностей при их отчуждении;
  • определенные виды обязательств в отношении обращения с отходами по гражданским договорам (прежде всего договорам подряда и возмездного оказания услуг).

Следует отметить, что не все отношения в области обращения с отходами прямо урегулированы гражданским законодательством — в этих случаях применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (ст. 6 ГК РФ).

В частности, прямо не урегулированы гражданским законодательством основания возникновения права собственности на отходы (как на вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению[10]) в момент их образования. Поэтому в данном случае применяются нормы гражданского права, регулирующие сходные отношения.

Первичное право собственности на отходы (которое ранее устанавливалось в ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ) в общем случае определяется исходя из норм ст. 220 ГК РФ и подразумевает по существу переход права собственности с материалов на отходы, образовавшиеся в результате переработки материалов, а не возникновение права собственности на отходы у переработчика, в результате деятельности которого образовались эти отходы, т.е. собственником отходов изначально является собственник материалов, из которых образовались отходы[11]:

Статья 220. Переработка

1. Если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.
[…]

При этом согласно ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества (в т.ч. и отходов) любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Гражданским законодательством установлены также общие нормы, регулирующие отчуждение имущества на основании соответствующих договоров (ст. 218 ГК РФ):

Статья 218. Основания приобретения права собственности

[…]
2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
[…]

Исходя из норм Гражданского кодекса, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договоров, предметом которых непосредственно по Гражданскому кодексу является передача права собственности, т.е. договоров купли-продажи, мены или дарения (из них наибольшее практическое значение имеют допустимые при всех условиях договоры купли-продажи). Но возможны и другие сделки об отчуждении этого имущества (прежде всего в случаях его неликвидности, т.е. когда имущество не имеет реальной рыночной стоимости) с включением положений о передаче права собственности в различные гражданские договоры других видов. Указанные нормы (которые до 01.01.2015 присутствовали в ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ) должны применяться и в отношении отходов (как объекта собственности)[12].

В статье 226 ГК РФ установлены нормы, регулирующие обращение в собственность брошенных движимых вещей, в т.ч. брошенных на земельном участке отходов различных видов, в отношении которых собственник земельного участка (землевладелец, землепользователь) имеет право (а фактически обязан — в контексте норм ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации по охране земель от загрязнения и захламления) совершить действия, свидетельствующие об обращении их в свою собственность:

Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался

1. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Каких-либо ограничений оборотоспособности отходов как объектов собственности в Гражданском кодексе не установлено. Как отмечалось ранее, такое ограничение с 01.01.2015 отсутствует и в Федеральном законе № 89-ФЗ.

Вместе с тем вытекающее из Гражданского кодекса и Федерального закона № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона № 458-ФЗ) отсутствие ограничений оборотоспособности отходов несколько осложняется тем, что в приказах Минприроды России, принятых или разработанных до вступления в силу Федерального закона № 458-ФЗ, сохраняется требование о включении в природоохранную документацию сведений о наличии лицензий на деятельность по обращению с отходами у лиц, которым передаются отходы.

Например, в сносках к приложениям 11 и 18 к Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение[13], утвержденным Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, предусмотрено, что при передаче (предлагаемой ежегодной передаче) отходов I–IV класса опасности другим хозяйствующим субъектам с целью их обезвреживания и (или) размещения в таблицах «Предлагаемая ежегодная передача отходов другим хозяйствующим субъектам» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) и «Фактическое использование, обезвреживание, размещение отходов, а также их передача другим хозяйствующим субъектам за период с ____ по ____» технического отчета по обращению с отходами указываются номер и дата выдачи лицензии на деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I–IV класса опасности[14].

Согласно п. 18 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014), в таблице «Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица)» (приложение № 3) указываются дата выдачи и номер лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV класса опасности[15] и наименование органа, выдавшего эту лицензию.

На основании пп. 11 и 12 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 (в ред. от 09.12.2010), юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обязаны:

•указать в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (далее — отчетность) дату выдачи и номер документа, подтверждающего наличие у юридического лица и индивидуального предпринимателя, которым в отчетном периоде были переданы отходы, лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV класса опасности[16] (далее — лицензия) (при передаче отходов I–IV класса опасности);
•в приложения к отчетности включить копии документов, подтверждающих наличие лицензии и выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которым отчитывающийся субъект малого и среднего предпринимательства передал в отчетном периоде отходы I–IV класса опасности.

Принимая во внимание верховенство федеральных законов (ст. 4 Конституции Российской Федерации), указанные выше нормативные правовые акты должны применяться только в части, не противоречащей федеральным законам, или могут быть обжалованы в Верховном Суде Российской Федерации.

ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Поскольку предприятие, оставаясь собственником отходов, несет ответственность за соблюдение требований в области обращения с отходами как на своих собственных или арендованных земельных участках, так и за их пределами (например, при транспортировке отходов), оно обязано следить за выполнением поставщиками (подрядчиками) природоохранных требований при осуществлении ими деятельности в области обращения с отходами собственника, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Управление деятельностью поставщика (подрядчика), связанной с воздействием на окружающую среду (в т.ч. при обращении с отходами), со стороны предприятия-заказчика может осуществляться только на основе договоров, заключаемых в соответствии с общими положениями, а также правилами об отдельных видах договоров (подряда, возмездного оказания услуг, поставки), которые содержатся в Гражданском кодексе. Также необходимо установить технические требования к работам (услугам) (техническое задание) и обязательно включить в договорные обязанности контрагента обеспечение выполнения требований в области обращения с отходами.

Общие требования в области охраны окружающей среды, которые должны соблюдать строительные подрядчики, сформулированы непосредственно в Гражданском кодексе:

Извлечение
из ГК РФ

Статья 751. Обязанности подрядчика по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ

1. Подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ.
Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
2. Подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению обязательных для сторон требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ.

Общие экологические требования к строительным подрядчикам, другим подрядчикам и поставщикам услуг, а также их ответственность за нарушения природоохранного законодательства (в т.ч. в области обращения с отходами) могут (и, вероятно, должны быть) отражены в договорах подряда или поставки услуг.

Например, при оформлении договоров строительного подряда, подряда на реконструкцию, техническое перевооружение, ремонты и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений, включая поставку и монтаж оборудования, уборку и благоустройство территории и т.д., подрядчику (поставщику) могут вменяться следующие обязанности:
•в случае применения контролирующими органами штрафных санкций к заказчику по фактам нарушений требований в области обращения с отходами, их размещения в непредназначенных для этих целей местах, произошедших по вине подрядчика, возмещать заказчику расходы на уплату таких штрафов в течение 10 банковских дней (или другого срока) с даты получения соответствующего письменного требования;
•своими силами обеспечивать складирование отходов, образующихся в процессе выполнения работ, в местах, указанных заказчиком;
•за свой счет организовывать погрузку-разгрузку, транспортирование и передачу отходов, образовавшихся в процессе выполнения работ, в места их захоронения или специализированным организациям для их утилизации, обработки, обезвреживания, размещения.

В случае нарушения подрядчиком и его работниками требований в области обращения с отходами (если договором предусмотрена их фиксация в акте, который подписывается ответственными работниками предприятия) в отношении подрядчика в договоре может быть установлена ответственность в виде уплаты штрафа в размере, например, 100 000 руб. за каждый случай нарушения с увеличением указанной суммы, например, на 100 % по отношению к предыдущему случаю за каждое последующее нарушение (в т.ч. за нарушение указанных требований субподрядчиками и их работниками).

Дополнительная конкретизация общих экологических требований в отношении обращения с отходами возможна в техническом задании (технических условиях) к договорам подряда или поставки услуг (выполнения работ).

Например, в обязанности подрядчика (поставщика услуг) при выполнении работ на территории предприятия или в зоне его ответственности могут быть включены следующие обязанности:
•строго соблюдать установленный порядок обращения с отходами[17], Инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;
•осуществлять уборку территории в месте выполнения работ или оказания услуг, ежедневно удалять отходы из мест их образования в места накопления, установленные на Карте-схеме мест накопления отходов на территории предприятия и предоставленные предприятием подрядчику для использования в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
•обеспечивать обращение с горючими отходами в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (в ред. от 06.03.2015);
•своевременно (с соблюдением установленных периодичности или срока) осуществлять погрузку-выгрузку, транспортирование и передачу отходов для утилизации, обработки, обезвреживания или — в пределах установленных для предприятия лимитов — размещения отходов на объектах размещения отходов, внесенных в ГРОРО;
•осуществлять погрузку-выгрузку, вывоз и передачу собственных отходов, образующихся в процессе выполнения работ на территории предприятия из материалов и оборудования, принадлежащих поставщику (подрядчику);
•незамедлительно информировать ответственного исполнителя договора об изменении условий образования отходов, увеличении их количества или образовании видов отходов, не предусмотренных в ПНООЛР подразделения предприятия.

Особое значение имеют договоры возмездного оказания услуг в отношении сбора, транспортирования, утилизации, обработки, обезвреживания и размещения отходов с фактическим или потенциально возможным загрязнением земель (в т.ч. лесного фонда) или водных объектов. Применительно к таким договорам наиболее перспективным является передача подрядчику (поставщику услуг) права собственности (если это возможно) на отходы, поскольку после удаления отходов со своей территории предприятие практически утрачивает контроль за соблюдением требований в области обращения с этими отходами, но не утрачивает, оставаясь собственником отходов, ответственности за причинение вреда окружающей среде в результате нарушения требований в области обращения с ними.

В случае невозможности передачи права собственности на отходы подрядчику (например, по причине его возможного отказа принимать право собственности при отсутствии альтернатив приобретения аналогичных услуг у других подрядчиков или полного отсутствия таких подрядчиков в конкретном регионе) чрезвычайно важно установление ответственности подрядчика (поставщика услуг) по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде нарушением требований в области обращения с отходами по вине подрядчика, предъявляемым органами надзора (в т.ч. прокурорского) предприятию-заказчику услуг, являющемуся собственником отходов. Формально такие иски могут быть обжалованы в суде и в отсутствие соответствующих положений в договоре, но спорные вопросы решаются более успешно, если изначально права и обязанности сторон (в т.ч. в отношении условий возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения требований в области обращения с отходами) установлены в договоре.

[1] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, и подзаконных актах, принятых в его развитие, см.:

www.profiz.ru

Законодательный коллапс

Законодательный колаппс или объективные трудности лицензирования – субъективные проблемы природопользователя, а также о том, как на Руси владельцем объекта размещения отходов быть

В ближайшее время значительное количество предприятий, размещающих отходы I-IV класса опасности на объектах размещения отходов (далее – ОРО) третьих лиц на основании договоров оказания услуг по размещению отходов (без перехода права собственности на отходы и передачи их для конечного размещения), столкнуться с серьезными проблемами:

  • невозможность получения/переоформления на бессрочную лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности отходов (далее – лицензия) лицами, осуществляющими размещение принадлежащих им отходов I-IV классов опасности на основании утвержденных им лимитов на размещение отходов на ОРО третьих лиц;
  • вышеуказанное влечет невозможность получения документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ДНООЛР) лицами, которые считаются осуществляющими работы, составляющие лицензируемый вид деятельности в области обращения с отходами;
  • очевидно, что указанные «невозможности» влекут необходимость применения пятикратного повышающего коэффициента к расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении таких отходов и риск быть привлеченным к административной ответственности.
  • Казалось бы, что выходом из этой непростой ситуации может быть заключение со специализированными предприятиями, владеющими на законном основании ОРО и принимающими отходы сторонних организаций, договоров, предусматривающих условия о переходе права собственности или передачи для конечного размещения отходов. Однако такое решение не является выгодным для лиц – владельцев ОРО на праве собственности или ином законном основании: в регулируемые тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО плату за НВОС включить возможно, но сделать это оперативно достаточно проблематично из-за необходимости установления тарифа органом регулирования в данной сфере. Стоимость услуг по договорам оказания услуг по размещению иных отходов, не отнесенных к ТБО, на ОРО специализированных предприятий определяется последними на свое усмотрение (по согласованию с заказчиком услуг) и может включать в себя плату за НВОС в части размещения принятых отходов, но с учетом судебной практики лица, владеющие ОРО, несут риски признания условий договора ничтожными, взыскания в пользу контрагента такой платы как суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами.

    Давайте попробуем разобраться в причинах возникновения таких ситуаций!

    О лицензировании…

    В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании» [1] деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию (подп.1 п.1 ст.12).

    Лицензии являются бессрочными. Предоставленные до дня вступления в силу данного Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном Федерального закона «О лицензировании», при условии соблюдения лицензионных требований (далее – ЛТиУ), предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно (п.4 ст.22 Федерального закона «О лицензировании»).

    Согласно Типовой форме лицензии [2] в последней указываются, помимо прочего, виды работ, услуг, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности.

    Деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно Приложению к Положению о лицензировании № 255 [3], среди которых, в частности:

    – размещение отходов I класса опасности;

    – размещение отходов II класса опасности;

    – размещение отходов III класса опасности;

    – размещение отходов IV класса опасности.

    Необходимо отметить, что в соответствии со ст.1 Федерального закона «Об отходах» [4] размещение отходов – хранение и захоронение отходов; хранение отходов определено как содержание отходов в ОРО в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронением отходов признается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

    Т.е. лицу, размещающему отходы I – IV классов опасности, необходимо иметь соответствующую лицензию.

    Вместе с тем, одним из ЛТиУ является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям. Копии документов, подтверждающих указанное, прилагаются к заявлению о предоставлении лицензии (подп. «а» п.3, подп. «в» п.5 Положения о лицензировании № 255).

    Необходимо отметить, что по вопросу определения «иного» законного основания принадлежности производственных помещений, ОРО, специализированных установок по обезвреживанию отходов, соответствующих установленным требованиям, для осуществления лицензируемой деятельности по обращению с отходами I – IV класса опасности, сложилась следующая судебная практика.

    Решением Арбитражного суда Алтайского края от 15 сентября 2011 г. по делу № А03-10109/2011 (оставлено без изменения в кассационной инстанции) в удовлетворении требований заместителя прокурора о признании приказа управления Ростехнадзора о выдаче лицензии Обществу и самой лицензии недействительными было отказано. В материалах дела указано, что представленные прокурором доказательства в обоснование заявленных требований не подтверждают отсутствие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании специализированных установок по обезвреживанию отходов I – IV класса опасности, так как Обществом были представлены договоры аренды. Данные договоры расценены как наличие у него оборудования на утилизацию опасных отходов.

    В соответствии с постановлением 8 Арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2011 г. по делу № А75-2887/2011 (оставлено в силе в кассационной инстанции) основанием для отказа в представлении лицензии по отходам по виду деятельности «размещение» послужило непредставление документации о находящемся в собственности или на ином законном основании ОРО.

    В подтверждение наличия у Общества ОРО в материалы дела представлены документы, не опровергнутые Управлением Росприроднадзора: договор субаренды земельного участка под существующий полигон по утилизации и захоронению отходов производства и потребления, договор субаренды земельного участка под складирование и захоронение железобетона, свидетельство о регистрации ОРО.

    При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности действий Управления по непредставлению лицензии на отходы по виду деятельности «размещение».

    На основании изложенного документами, подтверждающими наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на «ином» законном основании ОРО могут считаться договоры аренды, договоры субаренды, а также иные договоры, содержащие условия о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) на каком-либо вещном праве ОРО.

    В свою очередь, поскольку в договорах оказания услуг по размещению отходов на ОРО третьих лиц условия о передаче ОРО/части ОРО на каком-либо законном основании заказчику отсутствуют, последний не обладает возможностью соблюсти ЛТиУ для получении лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I – IV класса опасности, поскольку не может представить лицензирующему органу документы, предусмотренные Положением № 255.

    Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (для отходов IIV класса опасности)…

    1) ИП и ЮЛ, осуществляющие деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности, в целях установления НО и ЛР представляют в территориальный орган Росприроднадзора, в числе прочего, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности (п.7 Порядка № 50 [5]).

    В Методических указаниях № 703 [6] содержатся положения, согласно которым ИП и ЮЛ, осуществляющие деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке (в настоящее время не лицензируется), размещению опасных отходов, вносят в ПНООЛР сведения (реквизиты) соответствующих лицензий (п.п.10, 18).

    Таким образом, в отсутствие лицензии, предоставляющей право осуществлять размещение отходов I – IV класса опасности, заказчик фактически лишен возможности установления собственных ЛР.

    Вместе с тем, для ИП и ЮЛ, которые размещают отходы I — IV класса опасности на эксплуатируемых ими ОРО, нормативы образования отходов I — IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности (п.12 Порядка № 50).

    Необходимо отметить, что в примерном образце ДНООЛР, приведенном в Приложении к Порядку № 50, содержатся графы для указания ЛР на отходы:

    – передаваемые на размещение другим ЮЛ и ИП;

    – размещаемые на эксплуатируемых (собственных) ОРО.

    При этом не представляется возможным установить, что понимается под «эксплуатируемыми ОРО» – ОРО, принадлежащие на каком-либо вещном праве лицу, либо ОРО третьих лиц, используемые для размещения отходов на основании договоров оказания услуг.

    Также не ясно, в каких случаях заполняются графы о ЛР на отходы, передаваемые на размещение другим ЮЛ и ИП.

    Согласно ст.210 ГК РФ [7] собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Бременем содержания считается совокупность обязанностей, которые несет субъект в связи с принадлежностью последнему соответствующего имущества.

    Составной частью бремени содержания отходов является, в том числе, необходимость разработки ПНООЛР и утверждения ДНООЛР (ст.ст.11, 18 Федерального закона «Об отходах», Порядок № 50, Методические указания № 703) с определением ЛР для отходов, подлежащих размещению (хранению либо захоронению).

    При этом размещение отходов является видом НВОС, за которое взимается плата за НВОС (ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [8], ст.23 Федерального закона «Об отходах»).

    В соответствии с п.17 Порядка заполнения Раздела 4 Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за НВОС (далее – Порядок заполнения) [9] в столбце 15 указывается фактическая масса отходов, размещенных в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3 лет), за исключением массы отходов, размещаемых на собственных ОРО до передачи на конечное размещение в течение отчетного периода (при наличии копии соответствующего договора с организацией).

    Значение показателя по столбцу 15 определяется по формуле для значений по соответствующим столбцам: 9 + 10 — 11 — 12 — 13 — 14.

    Масса размещенных в отчетном периоде отходов графа 15) должна разбиваться по графам 16 (размещено в отчетном периоде в пределах установленного лимита) и 17 (размещено в отчетном периоде сверх установленного лимита) [10].

    В столбце 9 указывается фактическая масса образованных отходов за отчетный период. В данном столбце отражаются отходы, образованные при самостоятельном производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) из собственного сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов (в том числе отходы, образованные в результате осуществления деятельности с привлечением сторонних лиц, если в соответствии с условиями соответствующего договора данные отходы не переходят в собственность данного стороннего лица) (п.12 Порядка заполнения).

    Согласно п.13 Порядка заполнения в столбце 10 указывается поступление отходов в отчетном периоде от иных лиц (с переходом права собственности) – отходы, полученные в результате купли-продажи, мены, дарения, безвозмездной передачи или иной сделки об отчуждении отходов; отходы, полученные в счет оплаты услуг по производству товаров из давальческого сырья и материалов. В данном столбце также отражаются отходы, полученные по договору для конечного размещения.

    На основании п.15 Порядка заполнения в столбце 13 указывается количество отходов, фактически переданных другим лицам с переходом права собственности на отходы. В данном столбце отражаются:

    – отходы, переданные в результате купли-продажи, дарения, мены, безвозмездной передачи; в счет оплаты услуг по производству товаров из давальческого сырья и материалов;

    – отходы, переданные подрядчику (остающиеся у подрядчика) в соответствии с условиями договора на выполнение подрядных работ и оказание услуг (в том числе с использованием материалов заказчика);

    – отходы, передаваемые иному лицу для использования (утилизации), обезвреживания, транспортировки, хранения, захоронения, если в результате указанных действий переходит право собственности на отходы.

    В столбце 14 указывается масса отходов, которые были переданы для размещения сторонним организациям. В данной графе отражаются только отходы, образованные и переданные в данном отчетном периоде. Данный столбец заполняется при наличии договора о конечном размещении отходов, копия которого прилагается к Расчету и является его неотъемлемой частью. При отсутствии подтверждающих документов в данной графе ставится прочерк (п.16 Порядка заполнения).

    В действующем законодательстве отсутствует определение понятия «конечное размещение отходов».

    Как указывалось выше, захоронением отходов признается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

    В связи с изложенным из видов размещения отходов конечным размещением может быть признано захоронение отходов.

    Также необходимо отметить, что существует судебная практика, в соответствии с которой передача отходов на захоронение свидетельствует об утрате права собственности на данные отходы передающим лицом и о приобретении указанного права принимающей организацией.

    Так, согласно решению Арбитражного суда Ивановской области от 22 марта 2011 г. по делу № А17-3477/2010 (остановлено в силе в вышестоящих инстанциях) «… в представленных в материалы дела типовых договорах, заключенных Обществом с различными лицами, указано, что Подрядчик (Общество) принимает на себя обязательство по приемке и захоронению твердых бытовых отходов на принадлежащем ему полигоне, то есть лицо, в результате деятельности которого образовались отходы, фактически утрачивает на них право собственности.

    … Оценив материалы дела, суды согласились с мнением Управления Росприроднадзора, что в рассматриваемых договорах фактически закреплен переход права собственности на подлежащие захоронению отходы производства».

    На основании изложенного требования Управления Росприроднадзора о взыскании с Общества платы за размещение указанных отходов были удовлетворены.

    Кроме того, согласно позиции Ростехнадзора (письмо от 03 декабря 2008 г. № 14-07/6423) договором о конечном размещении отходов признается «… договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению. При отсутствии указанного договора лицом, размещающим отходы, будет являться их собственник».

    Таким образом, право собственности на отходы, обязательства, связанные с бременем содержания отходов, могут быть переданы по договору о передаче права собственности или по договору о передаче отходов на конечное размещение (захоронение).

    При этом масса отходов, подлежащая обложению платой за НВОС, увеличивается на массу отходов (столбец 10), полученных в отчетном периоде в собственность или на конечное размещение и уменьшается, соответственно, на массу отходов (столбец 13), переданных в отчетном периоде в собственность или на конечное размещение.

    В свою очередь, договоры оказания услуг, подряда (не являющиеся договорами конечного размещения отходов), предусматривающие размещение отходов передающего ЮЛ (далее – заказчик) на ОРО третьих лиц (без передачи права собственности на отходы), не влекут передачу бремени содержания отходов третьим лицам. Лицом, размещающим отходы по такому договору, будет являться заказчик.

    2) Вместе с тем необходимо отметить, что в судебной практике сложилось 2 подхода по вопросу распределения обязательств сторон по внесению платы за размещение отходов в случаях размещения отходов на ОРО третьих лиц по договорам оказания услуг.

    Один из них полностью соответствует вышеприведенным требованиям законодательства и позволяет определить лицом, обязанным вносить плату за размещение отходов, собственника отходов либо лицо, принимающее отходы на размещение по договору конечного размещения.

    Полагаем, что при ином подходе, который широко сложился в судебной практике, об отсутствии обязательств по внесению платы за НВОС при размещении отходов у субъекта, который размещает отходы на ОРО третьих лиц на основании договора оказания услуг, обоснованная аргументация позиции отсутствует.

    Так, согласно определению Верховного Суда РФ от 30 ноября 2010 г. № 78-Впр 10-33 «… в магазинах оптово-розничной торговли продовольственными товарами ежедневно после уборки отходы размещаются в контейнеры, находящиеся в специально отведенном месте, и по мере накопления вывозятся в соответствии с заключенными между Обществом и специализированными организациями договорами

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ считает, что с таким выводом суда надзорной инстанции согласиться нельзя…

    Согласно письму Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. № 14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за НВОС, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.

    Из материалов дела видно, что в договорах, заключенных Обществом со специализированными организациями, не предусмотрена обязанность специализированной организации производить расчеты и вносить плату за НВОС за отходы, являющиеся собственностью Общества

    При таких обстоятельствах хранение Обществом отходов не посредством специализированного размещения отходов в специально оборудованных местах не освобождает его от предусмотренной вышеприведенными правовыми нормами обязанности по внесению платы за НВОС».

    Правовая позиция, аналогичная вышеуказанной, о распределении обязательств по внесению платы за размещение отходов изложена, в частности, в постановлении 9 Арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2012 г. по делу № А40-132469/2011.

    Позиция, противоположная вышеуказанной, содержится в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 08 июля 2011 г. № ВАС-8162/11 (далее – Определение № ВАС-8162/11).

    Так, Определением № ВАС-8162/11 было отказано в передаче для пересмотра в порядке надзора постановлений арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций. Указанными постановлениями Управлению Росприроднадзора было отказано в удовлетворении требований о взыскании задолженности по плате за НВОС (при размещении отходов).

    Согласно судебным актам по данному делу «… по мнению заявителя, Учреждение в ходе своей хозяйственной деятельности осуществляет один из видов вредного воздействия на окружающую среду, поскольку накапливает в специально отведенных местах отходы, образующиеся в процессе своей деятельности; является их собственником и в дальнейшем размещает отходы, поэтому должно своевременно и в полном объеме вносить плату за НВОС .

    Федеральный закон «Об отходах» определяет хранение отходов как их содержание в ОРО в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов – как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

    Объектом размещения являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

    Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

    … Законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за НВОС в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов.

    Суд апелляционной инстанции установил, что в процессе деятельности Учреждения в спорном периоде накапливались отходы, которые передавались для размещения специализированным организациям, имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

    Истец не представил доказательств хранения ответчиком отходов в ОРО, а также доказательств самостоятельного их захоронения.

    На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности взыскания с Учреждения платы за НВОС, так как Управление Росприроднадзора не доказало, что ответчик осуществлял деятельность по размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона «Об отходах».

    Однако в развитие позиции, изложенной в Определении № ВАС-8162/11, существует обширная судебная практика, свидетельствующая о возможности:

    – возврата платежей за размещение отходов, уплаченных организациями, передавшими отходы на размещение специализированным предприятиям по договорам оказания услуг без перехода права собственности на отходы или без условий о конечном размещении отходов (постановление 11 Арбитражного апелляционного суда от 17 января 2012 г. по делу № А55-12965/2011, постановление 14 Арбитражного апелляционного суда от 30 января 2012 г. по делу № А05-7276/2011, решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 февраля 2012 г. по делу № А05-13870/2011);

    – взыскания платежей за размещение отходов со специализированных организаций, принимающих отходы на размещение по договорам оказания услуг, подряда и пр. без перехода права собственности на отходы или без условий о конечном размещении отходов (постановление 14 Арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2012 г. по делу № А05-6079/2011).

    Как на Руси специализированным предприятием быть…

    Специализированные предприятия, владеющие на законном основании ОРО и принимающие отходы сторонних организаций по договорам оказания услуг, подряда и пр. (без перехода права собственности и условий о конечном размещении отходов), несут риски наступления негативных последствий в виде взыскания с них платы за НВОС.

    При этом если при размещении (захоронении) ТБО в тариф плату за НВОС включить возможно, то лица, владеющие ОРО для размещения промышленных отходов, лишены такой возможности.

    1) Так, Федеральный закон № 210-ФЗ [11] устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) ТБО, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (ч.1 ст.1).

    Регулированию подлежат, в том числе, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплексапроизводителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО (ч.2 ст.1 Федерального закона № 210-ФЗ).

    организация коммунального комплексаЮЛ независимо от его организационно-правовой формы, … осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) ТБО (п.1 ст.2 Федерального закона № 210-ФЗ);

    тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплексаценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п.7 ст.2 Федерального закона № 210-ФЗ);

    потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере …, утилизации (захоронения) ТБО – лица, приобретающие по договору… услуги поутилизации (захоронению) ТБО для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (п.17 ст.2 Федерального закона № 210-ФЗ).

    Одним из методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса является установление тарифов на основе долгосрочных параметров как в числовом выражении, так и в виде формул, в том числе с применением нормы доходности инвестированного капитала, в соответствии с которой эти тарифы устанавливаются в размере, покрывающем расходы на осуществление регулируемой деятельности и обеспечивающем возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками (ч.1 ст.8 Федерального закона № 210-ФЗ).

    Основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса уполномочено утверждать Правительство РФ ( п.1 ч.1 ст.4 Федерального закона № 210-ФЗ).

    В п.6 Основ ценообразования [12] указано, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, помимо прочего, тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

    Тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями № 47 [13], согласно п.11 которых при регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются:

    – метод установления фиксированных тарифов;

    – метод установления предельных тарифов;

    – метод индексации установленных тарифов.

    Для установления тарифов регулируемая организация вместе с заявлением об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет предложение о выбранном методе регулирования и обоснованием целесообразности его применения, а также расчет тарифов в соответствии с предложенным методом. Решение о выборе метода регулирования принимает орган регулирования. В случае несогласия с предложенным регулируемой организацией методом регулирования орган регулирования может потребовать от регулируемой организации пересчет тарифов в соответствии с выбранным методом (п.12 Методических указаний № 47).

    В величину финансовых потребностей по реализации производственной программы (ФП произ) при установлении фиксированных тарифов включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг)) (ПР произ), внереализационные расходы (ВР произ) и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (РП произ), определяемые в зависимости от вида деятельности в соответствии с п.п.34–39, 42–43 Методических указаний № 47 (п.23 Методических указаний № 47).

    В соответствии с п.38 Методических указаний № 47 ФП произ в сфере утилизации (захоронения) ТБО определяются на основании расходов на реализацию производственной программы организации коммунального комплекса.

    При определении связанных с производством и реализацией товаров (услуг) расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль, (ПР произ) в сфере утилизации (захоронения) ТБО используется следующая группировка затрат:

    – расходы на оплату услуг, выполненных сторонними организациями;

    – расходы на сырье и материалы;

    – расходы на ремонт основных средств;

    – расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

    – амортизация основных средств и нематериальных активов;

    прочие расходы, связанные с утилизацией (захоронением) отходов (п.39 Методических указаний № 47).

    Т.е. фактически при расчете тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО должны быть учтены все расходы предприятия, связанные с утилизацией (захоронением) отходов, в том числе, плата за НВОС в части размещения отходов.

    В связи с изложенным, поскольку тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО являются регулируемыми, специализированные предприятия фактически лишены возможности оперативно изменять такие тарифы в зависимости от обстоятельств и вынуждены нести необоснованные расходы при взыскании (в связи со сложившейся судебной практикой) платы (в отсутствие установленных ЛР – сверхлимитной) за размещение ТБО, принятых по договорам оказания услуг.

    Обращаем внимание на следующую судебную практику.

    Постановлением 1 Арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2012 г. по делу № А79-6970/2011 удовлетворен иск Управления Росприроднадзора к Обществу о взыскании платы за размещение отходов.

    Общество полагало, что Управление неправомерно предъявило к взысканию с Общества сумму платы за НВОС, поскольку указанная сумма в 8,5 раз больше суммы, рассчитанной по тарифу на услугу по утилизации (захоронению) ТБО.

    Судом апелляционной инстанции не принят во внимание довод заявителя о неправильном расчете суммы платы за НВОС со ссылкой на постановление государственного органа, утвердившего тариф, поскольку указанным постановлением установлен тариф на услугу по утилизации (захоронению) ТБО, оказываемых Обществом потребителям, а не порядок расчета сумм платы за НВОС.

    И хотя сумма взысканной платы за НВОС в рассматриваемом деле была незначительной (2 тыс.руб.), данная судебная практика свидетельствует о тех рисках, которые несут в настоящее время собственники ОРО, принимая отходы на размещение.

    Стоимость услуг по договорам оказания услуг по размещению иных отходов, не отнесенных к ТБО, на ОРО специализированных предприятий определяется последними на свое усмотрение (по согласованию с заказчиком услуг) и может включать в себя плату за НВОС в части размещения принятых отходов.

    Однако в последнем случае с учетом имеющейся судебной практики собственники ОРО несут риски признания условий договора ничтожными, взыскания такой платы в пользу контрагента как суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами.

    Так, Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 марта 2011 г. (оставленным без изменения постановлениями 17 Арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2011 г., Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 октября 2011) по делу № А60-42385/2010 был удовлетворен иск Компании к Обществу.

    Как установлено судом первой инстанции, на основании заключенного между сторонами договора Общество (Исполнитель) приняло на себя обязательства по приему, размещению и утилизации твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов от населения и промышленных отходов от деятельности Компании, а Компания (Заказчик) обязалась оплачивать данные услуги согласно условиям договора и установленным тарифам.

    Тарифы на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые исполнителем, установлены постановлением главы городского округа.

    Пунктами 3.4, 3.5 договора в стоимость услуг включена сумма платы за НВОС.

    В соответствии с пунктом 3.6 договора данный платеж производится согласно выставленным счетам, счетам-фактурам исполнителю, который, в свою очередь, перечисляет его на расчетный счет Управления Ростехнадзора.

    Ссылаясь на то, что пункты 3.4-3.6 договора являются ничтожными, а плата за НВОС, уплаченная в составе платы за услуги Обществу, – неосновательным обогащением последнего, Компания обратилась в арбитражный суд с иском.

    Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал пункты 3.4-3.6 договора недействительными (ничтожными) и пришел к выводу об обязанности Общества возвратить заявленную сумму неосновательного обогащения и проценты, с чем согласились суды апелляционной и кассационной инстанций.

    Признавая пункты 3.4-3.6 договора ничтожными, суды исходили из того, что Компания не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом «Об отходах».

    В этой связи, суды пришли к выводу, что возложение договором на Компанию обязанности по внесению платы за НВОС противоречит закону.

    Довод заявителя о том, что он лишь «технически сопровождает» НВОС, является несостоятельным, поскольку именно Общество осуществляет размещение на полигоне отходов, и такое размещение, отнесенное законом к видам НВОС, является платным.

    Думается, сложившаяся ужасающая ситуация продемонстрирована нами достаточно красочно… Целью данной статьи является сподвигнуть всех участников затронутных процессов принимать взвешенные решения, в первую очередь, это касается тех субъектов, которые инициируют тяжбы по возврату (из бюджета или от владельцев ОРО) сумм платы за размещение отходов на ОРО третьих лиц на основании договора оказания услуг, и судебных органов, удовлетворяющих подобные иски. Очевидно, что ситуация сегодняшнего дня способствует возникновению недоверия (или даже противостояния) между хозяйствующими субъектами – владельцами ОРО на праве собственности или на ином законном основании и пользователями ОРО на основании договоров оказания услуг с первыми; добросовестные хозяйствующие субъекты лишаются фактической возможности прибегнуть к помощи специализированных организаций – владельцев ОРО в сложной ситуации невозможности получения лицензии, лимитов на размещение отходов; в итоге не выигрывает никто!

    [1] Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. от 21 ноября 2011 г.).

    [2] Типовая форма лицензии, утвержденная постановлением Правительства РФ от 06 октября 2011 г. № 826.

    [3] Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 255 «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности».

    [4] Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 21 ноября 2011 г.).

    [5] Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 (в ред. от 22 декабря 2010 г.).

    [6] Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

    [7] Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 06 декабря 2011 г.).

    [8] Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 21 ноября 2011 г.).

    [9] Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 г. № 204 (в ред. от 27 марта 2008 г.).

    [10] Письмо Ростехнадзора от 3 декабря 2008 г. № 14-07/6423.

    [11] Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в ред. от 19 октября 2011 г.).

    [12] Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520 (в ред. от 08 июня 2011 г.).

    [13] Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Минрегиона России от 15 февраля 2011 г. № 47.

    www.promecolog.ru

    Смотрите так же:

    • Ук рф допрос несовершеннолетнего Статья 425 УПК РФ. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого 2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с […]
    • Стаж педагогической работы 5 лет Педагогический стаж - КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТОВ Согласно Закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» педагогический стаж (не менее двадцати пяти лет) дает право на получение льготной пенсии. Порядок исчисления такого стажа […]
    • Экскурсии с проживанием в спб Тур по Питеру с проживанием на 5 дней Подарите себе пятидневный тур в Санкт-Петербург! Красоты Северной столицы стоят того, чтобы вы смогли увидеть их хотя бы раз. Тур в Санкт-Петербург на 5 дней, цена которого сейчас сравнительно […]
    • Федеральный закон об акционерах Федеральный закон "Об АО" Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ"Об акционерных обществах" С изменениями и дополнениями от: 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 […]
    • Правила дифференцирования с примерами Правила дифференцирования с примерами На этом занятии мы будем учиться применять формулы и правила дифференцирования. Примеры. Найти производные функций. 1. y=x 7 +x 5 -x 4 +x 3 -x 2 +x-9. Применяем правило I, формулы 4, 2 и 1. […]
    • Нуждаемость алименты Как взыскать алименты на совершеннолетних? По общему правилу выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается, когда ребенок достиг совершеннолетия, то есть 18-летнего возраста, или когда несовершеннолетний приобрел полную […]