Цель учебного пособия

Цель учебного пособия — формирование представления о современной экономической географии России у студентов — не географов. Пособие рассчитано для студентов заочной, в т.ч. дистанционной заочной форм обучения экономических специальностей ВУЗов (менеджмент организации, экономика и управление на предприятии машиностроения).

В результате изучения изложенных в учебном пособии материалов студенты ознакомятся с теоретическими основами науки, особенностями территориальной организации общества, в т. ч. отдельных его элементов, таких как материальное и нематериальное производство.

В настоящем пособии рассматривается теория и практика экономической географии в России.

Первая глава посвящена теориям и концепциям в экономической географии. Вторая глава — России как объекту изучения экономической географии в настоящем учебном пособии. Третья глава посвящена природным условиям и ресурсам России, их роли в жизнедеятельности и хозяйстве). Четвертая глава посвящена географии населения современной России. Пятая глава описывает структуру и особенности размещения отдельных элементов хозяйства (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сферы услуг). Шестая глава включает краткое описание всех экономических районов России, а также рассматривает внешнеэкономические связи России.

Учебное пособие содержит множество картосхем, рисунков и таблиц. Использованная в нем статистика основывается на данных федерального агентства по статистике России, а также на расчетах авторов. Оно ориентировано на самостоятельное изучение дисциплины, а имеющиеся тестовые задания (96 шт.) ко всем разделам помогут к подготовке к сдаче итогового зачета (экзамена).

Авторы приносят благодарность всем, кто оказал помощь в работе над настоящим учебным пособием, и будут признательны за замечания и советы, которые могут помочь при подготовке новых учебно-методических материалов для студентов — негеографов, изучающих экономическую географию в ВУЗах.

finlit.online

Цель учебного пособия

Как вполне определившийся в общей типологической системе изданий, тип учебная литература имеет свое четко определенное читательское и целевое назначение. Целевое назначение учебной литературы отражает ту социальную функцию, которую выполняет данный тип изданий. Так, в системе средств обучения основной функцией учебных изданий является обеспечение самостоятельной работы студентов по овладению знаниями и их закреплению. Под учебной литературой понимается учебники, учебные пособия, методические указания.

Учебное пособие – учебное издание, содержащее учебные задания и теоретические сведения для их решения (по всей дисциплине или отдельным разделам) в соответствии с целями учебной дисциплины, включающее разнообразные материалы для поддержки обучающегося, а также материалы для самоконтроля и контроля. [1]

Общий порядок разработки учебного издания

l Определение роли и места данной учебной дисциплины в подготовке специалиста с учетом квалификационной характеристики и учебной программы и конкретизация на этой основе задач обучения и воспитания, решаемых в процессе преподавания курса;

l Определение характера и объема знаний, которые должны быть усвоены студентом при изучении всего курса, его тем и каждого вопроса темы;

l Выявление объема знаний, полученных в результате изучения ранее пройденных дисциплин, и использование результатов этого выявления при определении характера и объема знаний по каждому вопросу темы, по каждой теме и по всему курсу;

l Определение логической и дидактической последовательности передачи учебной информации для приобретения знаний, выработки умений и навыков, воспроизведение и использование предшествующих знаний при изучении каждого вопроса темы, каждой темы и всего курса;

l Разработка структуры учебного пособия, разделение излагаемого программного материала на методически оправданные структурные элементы: разделы, подразделы, параграфы.

В достижении высокого научно-методического уровня изложения материала главным является его доступность, последовательность и системность. При этом существуют два метода, не исключающих друг друга. Согласно первому первоначально излагаются общие понятия и определения той или иной категории, а затем дается их раскрытие; согласно второму – сначала рассматриваются частные проблемы, подводящие студента к общим выводам и определениям.

Основные требования к содержанию учебного пособия

l Преемственность при изложении материала методического пособия в содержании учебных изданий по ранее изученным дисциплинам;

l Тесная связь с содержанием учебных материалов других блоков учебного плана, включая общественные науки;

l Реализация принципов обеспечения внутридисциплинарных связей между учебными изданиями по одной дисциплине;

l Междисциплинарные связи;

l Обеспечение непрерывности отдельных видов подготовки специалистов;

· Использование общего понятийного аппарата, унификация в использовании терминологии в обозначении. [2]

Самым главным элементом любой учебной литературы, в т.ч. учебного пособия, является основной текст. Он представляет дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный материал, соответствующий учебной программе и по необходимости иллюстрированный. В соответствии с вышесказанным основной текст должен быть сконструирован так, чтобы привить учащемуся умения:

l проводить научный анализ;

l делать выводы и применять научно обоснованные решения в условиях неопределенности;

l видеть перспективы развития соответствующей области науки;

l пользоваться современной научной информацией, перерабатывать и использовать ее при решении практических задач.

Ключевые требования к тексту учебного пособия:

l текст обеспечивает полное раскрытие вопросов программы учебной дисциплины;

l текст доступен для успешного усвоения студентами, способствует мотивации учения, формированию умений и навыков, а также творческих способностей будущих специалистов;

l обеспечивает преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин, а также обеспечивает тесные внутридисциплинарные и межпредметные связи;

l создает необходимые условия для использования аудиовизуальных средств и вычислительной техники;

l учитывает психолого-педагогические факторы обучающихся, их общеобразовательный уровень;

· использует возможности поясняющих и дополнительных текстов. [3]

Различают несколько видов и способов выполнения методического пособия. Определитесь четко, что ставите целью работы: написать учебно-методическое указание, методическое руководство (указание) или руководство к практическим (лабораторным) занятиям.

В зависимости от вида методички выбирается способ выполнения методического пособия.

Примерная структура учебно-методическое указание

по КУРСУ ДИСЦИПЛИНЫ:

1. Введение. Организационно-методические указания.

2. Распределение часов по срокам обучения, видам учебных занятий и темам.

3. Содержание тем программы и рекомендации к их изучению.

· План семинарских (практических) занятий.

· Темы докладов, рефератов.

4. Список рекомендуемой литературы.

5. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету).

Организационно-методические указания. Эта часть методички состоит из « Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника», предъявляемые Государственным образовательным стандартом НиСПО по преподаваемой дисциплине: цель, задачи дисциплины, студент должен знать, уметь, иметь представления и т.п.

Распределение часов по срокам обучения, видам учебных занятий и темам. Дается учебно-тематический план занятий.

Содержание тем программы и рекомендации к их изучению. Эта основная часть методического пособия и требует обдуманного подхода. В этом разделе идет раскладка тем. Каждая тема включает:

· содержание темы (рассматриваемые вопросы);

· литературу ( обязательная ( основная ) и дополнительная);

· цели (учебная, методическая, воспитательная);

· форму текущего контроля знаний (опрос, дискуссия, тестирование);

· форму контроля знаний СРС (рефераты, доклады, тестирование).

Примерная структура методического пособия

по ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:

2. Аппаратура, оборудование, материалы, растворы (реактивы).

3. Методика работы.

4. Анализ, обсуждение результата работы. Выводы.

5. Рекомендуемая литература.

6. Приложения. В Приложении могут входить диаграммы, карты, таблицы, схемы, словари, списки иллюстраций и др. Обычно информация, содержащаяся в «Приложении», является дополнением или пояснением к ряду структурных элементов текста.

Примерная структура методического пособия по УЧЁБНОЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ) ПРАКТИКЕ:

1. Требования стандарта практики.

2. Принципы и цели практики (иметь представление, знать, уметь, иметь навыки).

3. Содержание практики и структура деятельности студента.

4. Контролирующие материалы практики (дневник, характеристика с места практики, различные документы, подтверждающие прохождение практики, отчетный продукт практики) .

6. Приложение. В Приложении могут входить Инструкция по ТБ, должностные обязанности специалиста (функции, обязанности, права, ответственность), образец Титульного листа дневника практики, отчета практики, Структура дневника практики (содержание практики).

www.yctd.ru

Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной монографии. Об этих особенностях и требованиях предъявляемых к учебным изданиям ведущими Учебно-методическими объединениями и пойдет речь ниже.

Начнем с определения понятия «учебное издание». Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное издание — это «Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».

Этот же ГОСТ выделяет следующие виды учебных изданий:

  • учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
  • учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
  • рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
  • самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
  • хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
  • практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
  • задачник: Практикум, содержащий учебные задачи.
  • учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
  • учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.
  • В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. читаем «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.

    Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме».

    Таким образом, первая особенность учебного издания – это требования соответствия названия и содержания учебника наименованию дисциплины федеральной компоненты ФГОС ВПО (портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования — http://fgosvo.ru и портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm)

    Второй особенностью учебного издания, по сравнению с монографией является наличие методического аппарата, который может включать:

    • вопросы к каждому параграфу учебника, отражающие его структуру и позволяющие закрепить прочитанный материал;
    • задания к семинарскому занятию;
    • задания для самостоятельной работы дома;
    • разбор конкретных ситуаций на примерах из практики;
    • различные виды тестов;
    • задание по поиску (подбору) и обзору литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
    • задание для выполнения домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
    • задание для подготовки к контрольной работе и аттестациям;
    • темы рефератов (эссе, докладов, научных статей) по заданной проблеме и т.д.

    Методический аппарат может быт рассчитан как на студентов, так и на помощь преподавателю в проведение занятий.

    Также учебное издание может быт дополнено различными справочными материалами – словарем, глоссарием, нормативными актами, образцами и примерами документов и т.д.

    Следующая особенность учебного издания, это требования к его содержанию. Если монография в обязательном порядке должна содержать определенную новизну и результаты авторских исследований, то учебное издание может представлять собой компиляцию различных источников. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. Также учебное издание должно обладать таким качеством как наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.

    Структура учебного издания может быть такой:

    Оглавление (обратите внимание – именно оглавление, а не содержание), Как правило, располагается в начале издания.

    Введение или/и предисловие. Учебное издание может включать и введение, и предисловие, или, только введение, как чаще всего и бывает. Введение должно включать цели изучения дисциплины и учебную информацию, по содержанию и объему дисциплины необходимую и достаточную для реализации требований конкретного государственного образовательного стандарта (учитываются часы и цели изучения дисциплины). Также модно указать компетенции на приобретение, которых направлено изучение дисциплины и т.д.

    Предисловие (согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это сопроводительная статья, помещаемая в начале издания, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. В нём может быть изложено краткое содержание каждой главы.

    Введение (опять же согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это структурная часть основного текста издания, которая является его начальной главой и вводит читателя в суть проблематики произведения.

    Согласно того же ГОСТа, на который мы уже неоднократно ссылались, самая крупная часть текста — это раздел. Он делится на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы (§).

    Можно порекомендовать следующую структуру учебного издания – раздел соответствует одной зачетной единице, параграфы в разделе соответствуют темам рабочей программы.

    Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников.

    Автору, написавшему достойный учебник, как правило, хочется получить гриф учебно-методического объединения о том, что данное учебное издание допущено (или Рекомендовано) УМО в качестве учебника (электронного учебника) или учебного пособия (электронного учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению (специальности) подготовки ВПО. Соблюдая рекомендуемые нами правила подготовки учебных изданий Вы легко справитесь с этой задачей!

    В заключение дадим несколько советов, на что следует обратить внимание, что бы свести к минимуму поправки, вносимые в текст редакторами и корректорами.

    1. Оглавление – должно быть единообразным. В самом конце работы над рукописью необходимо сличить с текстом правильность нумерации страниц и названий частей текста с оглавлением. Название ни одной из частей текста не должно совпадать с названием самого произведения. Оглавление должно быть удачно решено графически, что бы читателю было удобно им пользоваться.

    2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить есть ли ссылка на КАЖДЫЙ рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.

    3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.

    4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.

    5. Избегайте слишком многократного повторения в ссылках «Там же. С. 220». Такими ссылками неудобно пользоваться читателю. Особенно если полная ссылка на источник была за много страниц до «Там же. С.220».

    6. Рукопись необходимо хорошо ВЫЧИТАТЬ. Опытные редакторы не вычитывают рукописи с экрана компьютера, они распечатывают текст и читают его с перерывами, по нескольку страниц. Компьютер не всегда может выявить ошибку в тесте. Обратили внимание, при наборе текста Word не подчеркнул красным слово «тесте», хотя речь идет, конечно, не о мучном изделии, а о тексте. Такие ошибки можно заметить только при внимательной вычитке. Если автор не хочет этим заниматься, соответственно необходимо оплатить работу над рукописью корректора.

    izd-mn.com

    Цель, задачи и структура учебного пособия

    Цель, задачи и структура учебного пособия

    Целью настоящего учебного пособия автор ставит разработку научной методики создания и использования новых (устных) исторических источников в научно-исследовательской работе образовательных учреждений разного уровня, музеев и индивидуальных исследователей. Опосредованно решаются задачи, связанные с социальным оздоровлением общества, организацией воспитательной и другой внеаудиторной работы, а также с модернизацией учебного процесса и новыми образовательными технологиями. В соответствии с акцентом на использование устной истории в научных исследованиях сформулированы задачи учебно-методического текста и сформирована структура учебного пособия.

    Определение устной истории составляет содержание первой главы. Устная история, как и многие другие молодые научные дисциплины, не имеет устоявшегося категорийного аппарата. Многие ее дефиниции, в том числе и само определение, находятся в центре научных дискуссий. Поэтому в первой главе характеризуются наиболее распространенные концептуально-теоретические подходы и авторская позиция.

    Главы вторая, третья, четвертая, пятая и шестая посвящены собственно созданию, документированию, архивированию и интерпретации устных исторических источников. Во второй и третьей главах рассматриваются методы устной истории, прежде всего методики и технологии интервью и интервьюирования. Внутренняя структура обеих глав отражает этапы процесса подготовки и проведения опроса. В частности, при рассмотрении подготовительного этапа (глава 2), который по содержанию определяется как обучение исследовательской группы и разработка научно-методических и практических материалов интервью, даются рекомендации по выбору направлений исследования, созданию программы или проекта устной истории, погружению исследователя в изучаемую тему, составлению вопросников, характеризуются типы вопросов, анализируются проблемы подбора респондентов.

    При характеристике основного этапа интервью (глава 3) даются рекомендации по проведению опроса и фиксации устной информации. Для научного обеспечения проводимого опроса в этом разделе определяются типы, логика и этапы проведения исторического интервью, даются методические советы по установлению контакта и сотрудничества с интервьюируемым, характеризуются категории респондентов и показаны способы стимулирования рассказчиков, диктуются успешные условия проведения интервью, принципы оформления паспорта устного источника. Большое внимание уделяется морально-этическим принципам интервьюирования и поведения исследователя. Предлагается кодекс интервьюера.

    В четвертой и пятой главах описывается завершающий этап создания устного исторического источника, который состоит в документировании (транскрибировании и оформлении) материалов интервью с последующим их архивированием и созданием так называемых устных архивов. Описываются системы хранения материалов исследовательского интервью и доступа к ним.

    В шестой главе рассмотрена сфера использования устных исторических источников. Самостоятельное внимание уделяется формам и способам публикации первоисточников, обощается опыт введения устных исторических источников в научные исследования, характеризуются приемы их интерпретации и рассматриваются ошибки, допускаемые при работе с ними.

    Седьмая и восьмая главы посвящены междисциплинарному значению устной истории. Прикладное значение устной истории рассматривается на примере использования ее методов и источников в исследованиях социогуманитарных дисциплин, таких как социальная история, этнография, музеология, военная антропология, история повседневности, ментальная история и архивоведение. Характеризуются перспективы, пути и формы сотрудничества.

    В конце каждой главы даются вопросы для проверки усвоенного для обсуждения на семинарах для самоконтроля. В этом же блоке предлагаются задания по решению проблем, связанных не только с усвоением материала, но и с овладением методикой научно-исследовательской работы. Приводятся примеры, с помощью которых не просто изучается устная история, но и формируется особый образ мысли.

    Приложения содержат методические материалы по организации и развитию устной истории. В приложении I предлагаются методические рекомендации по подготовке научно-исследовательского коллектива устных историков. В приложении 2 дана программа учебного курса по устной истории. В приложениях 4 и 5 предлагаются программы и вопросники по изучению истории, культуры, ментальности, этничности и других параметров изучаемого общества в ту или иную эпоху.

    Учебный курс рассчитан на 30 часов аудиторных занятий (22 часа лекций и 6 часов практики).

    Специфика устной истории состоит в том, что студент не является простым реципиентом готового знания, получаемого от преподавателя. Необходимо формировать у него исследовательские компетенции, используя для этого научно-исследовательскую практику в магистерских программах; архивную, музеологическую или педагогическую — в программах бакалавриата и специалитета. Более того, студент является полноправным участником исследовательского процесса. Чтобы вооружить его технологиями устной истории, его необходимо включать в реализацию научных проектов и программ по устной истории, он должен совместно с руководителем участвовать в процессах создания, документирования и архивирования устноисторических источников. При таком подходе преподавание устной истории больше похоже на стажировку молодых исследователей, когда преподаватель и студенты вместе идут к открытиям, являются исследователями той или иной исторической проблемы в рамках научного проекта, который определяет задачи и цели исследования. При этом опыт и навыки преподавателя помогают молодому исследователю не сбиться с пути. В освоении устной истории каждый изучающий ее студент с самого начала является исследователем. Особенностью овладения и занятия устной историей является то, что поле исследования окружает начинающего устного историка, где бы он ни жил. Поэтому в ходе освоения курса устной истории он должен сразу включаться в исследование окружающей его информационной среды.

    history.wikireading.ru

    Цель и задачи учебного пособия

    Всякая новая область знаний неизбежно начинается с определения исходных понятий, объекта и предмета изучения: без этого она не имеет права на жизнь. Пока что, многие ключевые дефиниции, относящиеся к проблематике исследования сценарной культуры или не исследованы вообще, или трактуются достаточно приблизительно.

    I Исходные понятия. Их, по меньшей мере, два: «сцепим культура», «досуговая деятельность»; именно этими понятиями обозначена интересующая нас область знания. В понятии «сценарная культура» мы выделяем четыре группы явлений и процессов:

    1. Свойства социального субъекта (личности режиссера парализованных представлений), которые необходимы для художественно-педагогической деятельности.

    2. Деятельность социального субъекта по созданию, распространению и освоению продуктов сценарной культуры.

    3. Продукты сценарной культуры — сценарные разработки, драматургические произведения, художественная критика.

    4. Институты, обеспечивающие подготовку высокопрофессиональных специалистов.

    В связи с неразработанностью смыслового теоретиками ядра проблемы, существенно влияющей на формирование сценарной культуры режиссеров, автором поставлена цель — разработать технологию обучения сценарному мастерству режиссеров театрализованных представлений как художественно-педагогическую систему, способную формировать, сценарную культуру специалиста.

    Для достижения поставленной цели в диссертации решаются задачи различного характера.

    I. Теоретические задачи.

    1.1. Проанализировать генезис формирования и становления сценарной культуры режиссеров досуговой деятельности.

    1.2. Определить современное состояние и тенденции развития сценарной культуры.

    1.3. Исследовать сценарную культуру как междисциплинарную категорию современного гуманитарного знания; выделить законо мерности сценарной культуры как целостного феномена.

    1.4. Опираясь на эти положения, определить сущность понятия «сценарная культура». Разработать теоретическую и практическую модель сценарной культуры как интегративного профессионально-значимого качества личности режиссера-педагога.

    1.5. Обосновать компонент сценарной культуры в содержании высшего художественно-педагогического образования.

    1.6. Обосновать сущность сценария как программу воспитательных целей.

    1.7. Разработать и обосновать собственный понятийный аппарат теории драматургии театрализованных форм досуга, как специфического художественно-педагогического явления.

    II. Методические задачи.

    2.1. Обобщить и проанализировать опыт сценарной подготовки режиссеров досуговой деятельности в вузах культуры и искусства с точки зрения ее художественно-педагогических основ.

    2.2. Показать специфику профессиональной подготовки режиссеров досуга в области сценарной культуры.

    2.3. Проанализировать особенности формирования сценарной культуры студентов в процессе освоения дисциплин специализации.

    2.4. Выявить сущность и структуру обучающей технологии создания сценария.

    2.5. Обосновать методику сценарно-педагогического моделирования поведения массовой аудитории.

    studfiles.net

    Смотрите так же:

    • Наследование акций по суду Дележка акций при наследстве В связи с развитием в Российской Федерации оборота ценных бумаг, совершенствованием правового регулирования организационных форм бизнеса, изменениями в наследственных правоотношениях особое значение […]
    • Федеральный закон no 219-фз 219-ФЗ закон об охране окружающей среды Охрана окружающей среды — неотъемлемая задача каждого государства. Остро стоит проблема загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и т. д. Под охраной окружающей среды понимается принятие комплекса […]
    • Общество по защите прав потребителей херсон Номер телефона Инспекции по защите прав потребителей в Херсонской области находится "за семью печатями" Как узнать телефон инспекции по защите прав потребителей в Херсонской области? Казалось бы, ответ на вопрос, где находится […]
    • Повысят ли пенсию инвалидам в октябре 2018 Каким будет повышение размера пенсий в 2018 году: все об увеличении страховой и социальной пенсии Вопрос на сколько процентов повысят пенсию с, января февраля, апреля и августа 2018 года, волнует сегодня не только пенсионеров, но и […]
    • Заявление охота Администрация Ленинградской области Разрешения на добычу охотничьих ресурсов на общедоступных охотничьих угодьях можно получить у сотрудников комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской […]
    • Оплата экспертизы в суд Оплата экспертизы в суд Порядок оплаты судебной экспертизы в гражданском процессе Как известно, при назначении судебной экспертизы суд выносит соответствующее определение, в котором помимо других сведений указывается лицо, на которого […]