Закон об орд с комментариями 2018

Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»

Дискуссионный вопрос о том, насколько права личности могут быть ущемлены ради безопасности общества и государства, отчасти разъяснен данным комментарием. Следуя за содержанием закона «Об оперативно-розыскной деятельности «, авторы излагают условия, основания и методы проведения оперативно-розыскных мероприятий, порядок использования их результатов. Не оставлены без внимания и иные вопросы, в том числе, посвященные социальной и правовой защите граждан, содействующих оперативно-розыскным органам.

  • Вагин Олег Александрович
  • Исиченко Анатолий Петрович
  • Чечетин Андрей Евгеньевич
  • Издательство: Деловой двор, 2009 г.
  • Мягкая обложка, 328 стр.
  • ISBN 978-5-91550-027-2
  • Тираж: 1000 экз.
  • Формат: 60×90/16
  • На кого рассчитана

  • Работники правоохранительных органов
  • Адвокаты
  • Юристы
  • Широкий круг граждан, в том числе, представляющих интерес для правоохранительных структур
  • В комментарии к действующему Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», подготовленному с учетом последних законодательных новелл, освещаются все основные положения Закона во взаимосвязи с нормами российской Конституции, международного права, положениями Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, актов Президента и Правительства Российской Федерации.

    Комментарий базируется на анализе различных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, прямо или косвенно регламентирующих ОРД, ведомственных и межведомственных, нормативных правовых актах, применяющихся в оперативно-розыскной деятельности, судебной практике Верховного и Конституционного судов.

    Издание рассчитано прежде всего на работников правоохранительных органов (оперативных работников, дознавателей, следователей, прокуроров и судей), а также адвокатов и юристов всех уровней. Книга будет полезна преподавателям юридических дисциплин вузов, курсантам и слушателям, аспирантам и студентам различных образовательных учреждений, лицам, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности.

    • Предисловие
    • Список сокращений
    • Преамбула
    • Глава I. Общие положения
      • Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность
      • Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности
      • Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности
      • Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
      • Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
      • Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий
        • Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
        • Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
        • Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
        • Статья 8.1. Особенности проведения оперативными подразделениями органов федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства
        • Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий
        • Статья 10. Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности
        • Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
        • Статья 12. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
      • Глава III. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
        • Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
        • Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
        • Статья 15. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
        • Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
        • Глава IV. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
          • Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
          • Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
          • Глава V. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности
            • Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности
            • Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью
              • Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью
              • Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
              • Статья 22. Ведомственный контроль
              • Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона
              • m.ppt.ru

                Статья 89. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности

                СТ 89 УПК РФ

                В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом.

                Комментарий к Статье 89 Уголовно-процессуального кодекса

                1. Положение комментируемой статьи устанавливает, что не будут считаться доказательствами по уголовному делу сведения, полученные каким-либо другим способом, за исключением способов, соответствующих уголовно-процессуальной форме, т.е. посредством проведения следственных и иных процессуальных действий. ОРД по уголовному делу не является способом, при помощи которого собираются доказательства по уголовному делу, в силу того, что этот способ не соответствует уголовно-процессуальной форме.

                2. Кроме того, ОРД может быть связана с уголовно-процессуальной деятельностью при производстве по уголовным делам. Это проявляется в вопросах, связанных с собиранием доказательств по уголовному делу. Дело в том, что запрещается использование результатов ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. Таким образом, доказательства, полученные в результате ОРД, все же могут быть признаны доказательствами по уголовному делу, если они соответствуют требованиям, предъявляемым к доказательствам, т.е. требованиям относимости, допустимости и достоверности. Кроме того, ОРД осуществляется посредством ОРМ, в результате которых могут быть составлены процессуальные акты (справки, объяснения и т.д.). Данные документы могут служить доказательствами по уголовному делу (п. 6 ч. 2 ст. 74 и ст. 84 УПК). Но во всех случаях в результате ОРД полученные результаты (сведения), в том числе и процессуальные акты, и имеющиеся в них сведения ни при каких условиях не должны быть признаны доказательствами по уголовному делу, а только источниками получения доказательств . Таким образом, проявляется явное отождествление сведений, которые являются результатами ОРМ, проводимых в рамках ОРД, и доказательственных сведений, которые могут составлять в дальнейшем доказательство по уголовному делу, после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона .
                ———————————
                Более подробно об этом см.: Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности: Монография. М.: Проспект, 2009. С. 76, 77; Егоршин В.М., Зорин В.В. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Б. Рушайло. 4-е изд. СПб.: Лань, 2002. С. 644 — 652.

                На данной позиции стоит Верховный Суд РФ. Так, согласно п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» могут быть использованы в качестве доказательств результаты ОРМ по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Кроме того, Конституционный Суд РФ также высказал схожую позицию. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. N 18-О «По жалобе граждан М.Б. Никольского и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» отмечено, что результаты ОРМ являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Закона об ОРД, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, т.е. так, как это предписывается ст. 49 (ч. 1) и 50 (ч. 2) Конституции РФ.

                3. Для того чтобы результаты ОРД стали не только сведениями по уголовному делу, а доказательствами, необходимо посредством процесса доказывания по уголовному делу с использованием уголовно-процессуальных механизмов перевести их из разряда сведений в разряд доказательств по уголовному делу. Но при этом все результаты ОРД (сведения) сами должны соответствовать определенным требованиям. Так, все результаты ОРД (сведения) должны быть получены посредством ОРМ и на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (ст. 7 и ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД) . Все остальные требования, предъявляемые к результатам ОРД (сведениям), определены совместным Приказом МВД России N 368, ФСБ России N 185, ФСО России N 164, ФТС России N 481, СВР России N 32, ФСИН России N 184, ФСКН России N 97, Минобороны России N 147 от 17 апреля 2007 г. «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» .
                ———————————
                Это положение отражено и в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 15 июня 2006 г. N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» (в ред. от 30 июня 2015 г. N 30), согласно которому в тех случаях, когда материалы уголовного дела о преступлении рассматриваемой категории содержат доказательства, полученные на основании результатов оперативно-разыскного мероприятия, судам следует иметь в виду, что для признания законности проведения такого мероприятия необходимо, чтобы оно осуществлялось для решения задач, определенных в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии оснований и с соблюдением условий, предусмотренных соответственно ст. ст. 7 и 8 указанного Федерального закона. Исходя из этих норм, в частности, оперативно-разыскное мероприятие, направленное на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступления, а также выявление и установление лица, его подготавливающего, совершающего или совершившего, может проводиться только при наличии у органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, сведений об участии лица, в отношении которого осуществляется такое мероприятие, в подготовке или совершении противоправного деяния. Результаты оперативно-разыскного мероприятия могут использоваться в доказывании по уголовному делу, если они получены и переданы органу предварительного расследования или суду в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у лица умысла на незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность // .

                Так, в соответствии с вышеназванной Инструкцией к результатам ОРД дополнительно предъявляются следующие требования в виде обобщенного официального сообщения либо в виде подлинников оперативно-служебных документов (п. п. 9 — 18 Инструкции). Кроме того, представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия предметов, материалов и документов, получения сообщений, видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, а также должно быть описание индивидуальных признаков указанных предметов и материалов (п. п. 20, 21 Инструкции).

                4. Процесс перевода результатов ОРД (сведений) имеет определенные сложности и состоит из трех этапов процесса доказывания по уголовному делу. Во-первых, он должен производиться в рамках уголовно-процессуальной деятельности по уголовному делу. Во-вторых, элемент собирания процесса доказывания, в рамках перевода результатов ОРД (сведений) в доказательства по уголовному делу, должен регламентироваться следующими особенностями. Так, процесс собирания должен происходить посредством производства следственных или иных процессуальных действий, которые предусмотрены УПК. Речь в данном случае идет о производстве таких следственных действий, как осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, допрос, очная ставка, опознание, проверка показаний, производство судебной экспертизы. Кроме того, предусматривается производство таких процессуальных действий, как получение образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК); получений объяснений (ч. 1 ст. 144 УПК РФ); истребование документов и предметов и их изъятие в порядке, предусмотренном УПК РФ (ч. 1 ст. 144 УПК РФ); исполнение поручений и запросов (ч. 4 ст. 21 УПК). К примеру, сведения, полученные при проведении такого ОРМ, как наблюдение, в ходе которого оперативный сотрудник соответствующего органа, имеющего право производить ОРМ, скрытно наблюдал за действиями соответствующего лица, в дальнейшем обвиняемого по уголовному делу (адрес дома, в который входило данное лицо, его внешность, верхняя одежда, имеющиеся при нем предметы и т.д.), и зафиксированные в деле оперативного учета, будут иметь статус доказательств по уголовному делу, если они получены в процессе производства такого следственного действия, как допрос свидетеля. Таким образом, элемент собирания процесса доказывания должен соответствовать такому критерию допустимости доказательств, как надлежащий способ получения доказательства, т.е. путем производства следственных и иных процессуальных действий. При этом все следственные и процессуальные действия должны быть произведены в соответствии с требованиями норм УПК. В данном случае налицо такой критерий допустимости, как соблюдение правил проведения следственных и процессуальных действий.

                5. Правом производить следственные и иные процессуальные действия на основании результатов ОРД (сведений), тем самым участвовать в процессе доказывания в соответствии с принципом публичности и в пределах своих полномочий в соответствии с определенными основаниями , обладают дознаватель, следователь, прокурор и суд (ч. 1 ст. 86 УПК) . Данное положение свидетельствует о наличии другого критерия допустимости доказательств — получение доказательственных сведений надлежащим участником уголовного судопроизводства. В данном случае, если на основании результатов ОРД необходимо дать показания свидетелю, то он должен соответствовать процессуальному статусу свидетеля по уголовному делу. В отношении данного свидетеля должны учитываться все требования, определенные в ст. 58 УПК. Таким образом, уже на этапе собирания доказательств результаты ОРД (сведения) могут приобрести статус доказательств по уголовному делу. И они уже должны соответствовать требованиям, предъявляемым к доказательствам: относимости, допустимости и достоверности.
                ———————————
                Речь идет о наличии материальных и процессуальных оснований для данных участников уголовного судопроизводства производить соответствующие следственные и иные процессуальные действия.

                У этого правила есть одна особенность. Дело в том, что одним из общих условий предварительного расследования является производство неотложных следственных действий. В соответствии со ст. 157 УПК они производятся в случае, если имеются признаки преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия. Кроме того, неотложные следственные действия в течение 10 суток производятся органами дознания в пределах своей компетенции. Органами дознания в соответствии со ст. 40 УПК и ст. 13 Закона об ОРД являются оперативные подразделения соответствующих правоохранительных органов исполнительной власти, которые вправе производить все следственные действия, определенные в уголовно-процессуальном законодательстве РФ. Таким образом, правом собирать доказательства в течение срока производства неотложных следственных действий (10 суток) может обладать и орган дознания.

                6. На этапе проверки доказательств те доказательства, которые были получены на основе результатов ОРД, наравне с другими доказательствами, имеющимися в материалах уголовного дела, также проверяются. Речь идет о сопоставлении их с другими доказательствами, которые имеются в уголовном деле, об установлении их источников, о получении новых доказательств, которые подтверждают или опровергают проверяемое доказательство. Как на этапе собирания, так и при проверке доказательств доказательства, полученные на основе результатов ОРД, должны быть рассмотрены под углом их относимости, допустимости и достоверности. Кроме того, на этапе проверки процесса доказывания доказательства, полученные на основе результатов ОРД (сведений), в зависимости от их целесообразности могут и не учитываться в дальнейшем производстве по уголовному делу.
                ———————————
                Данную целесообразность, как правило, определяет то лицо, которое, исходя из своих уголовно-процессуальных функций, обязано осуществлять процесс доказывания по уголовному делу и на данный момент ответственно за данное уголовное дело.

                7. На этапе оценки процесса доказывания доказательства, полученные на основе результатов ОРД, еще раз рассматриваются с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности. Кроме того, на основе мыслительной деятельности дознавателя, следователя, прокурора и судьи они наравне с другими доказательствами уже используются для принятия того или иного процессуального решения.

                upkod.ru

                Законопроекты, находящиеся на рассмотрении в Комитете

                Депутаты Государственной Думы
                Э.А.Валеев
                В.В.Гутенев
                М.А.Иванов
                А.К.Луговой
                Д.С.Перминов
                Н.Ю.Петрунин
                В.И.Пискарев
                М.В.Романов
                Д.И.Савельев
                В.В.Сысоев
                А.А.Хохлов

                Депутаты Государственной Думы
                Р.А.Азимов
                Э.А.Валеев
                В.П.Водолацкий
                А.Б.Выборный
                А.А.Гетта
                И.И.Гильмутдинов
                А.В.Горелкин
                М.В.Гулевский
                А.Н.Диденко
                С.А.Жигарев
                М.А.Иванов
                Д.В.Исламов
                Г.А.Карлов
                И.И.Квитка
                Ю.В.Кобзев
                Н.Д.Ковалев
                Е.В.Косяненко
                А.Л.Красов
                Р.М.Марданшин
                Н.П.Николаев
                А.А.Носов
                О.В.Окунева
                Г.Г.Онищенко
                Н.Ю.Петрунин
                В.И.Пискарев
                М.В.Романов
                Н.И.Рыжак
                О.В.Савастьянова
                Ю.П.Синельщиков
                П.О.Толстой
                П.М.Федяев

                Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
                Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России
                Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
                Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

                Депутаты Государственной Думы
                Д.И.Азаров
                М.А.Афанасов
                Л.Н.Бокова
                В.Л.Евланов
                А.Н.Кондратенко
                А.В.Кондратьев
                А.В.Кутепов

                Депутаты Государственной Думы
                А.Г.Аксаков
                И.Б.Дивинский
                А.Н.Изотов
                А.К.Исаев
                В.Б.Кидяев
                С.И.Неверов

                Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
                Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

                Депутаты Государственной Думы
                Э.А.Валеев
                Г.А.Карлов
                И.И.Квитка
                В.И.Пискарев
                Д.И.Савельев
                Ю.П.Синельщиков

                Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
                Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России
                Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

                Депутаты Государственной Думы
                Л.Н.Антонова
                В.И.Афонский
                А.Ю.Брыксин
                Н.Р.Будуев
                Н.В.Говорин
                А.В.Жарков
                В.М.Кононов
                А.А.Максимов
                В.М.Миронова
                А.В.Палкин
                А.И.Петров
                Н.Н.Пилюс
                П.И.Пимашков
                В.Н.Плотников
                И.К.Роднина
                М.В.Романов
                Д.В.Саблин
                Д.И.Савельев
                А.Г.Сидякин
                Т.В.Соломатина
                С.Ю.Тен
                Л.Н.Тутова
                Т.И.Фролова
                А.А.Харсиев
                А.В.Чернышев
                С.В.Чижов
                Ю.Н.Швыткин
                И.А.Яровая

                Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
                Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России

                Депутаты Государственной Думы
                А.А.Агеев
                А.Г.Аксаков
                О.Н.Алимова
                А.А.Андреев
                А.В.Апарина
                Н.В.Арефьев
                Ю.В.Афонин
                А.В.Беляков
                М.Н.Берулава
                В.И.Бессонов
                В.В.Бортко
                М.В.Брячак
                Е.И.Бычкова
                Р.А.Ванчугов
                Д.Н.Вороненков
                В.К.Гартунг
                В.И.Гончаров
                Д.Е.Горовцов
                Р.Г.Гостев
                И.Д.Грачёв
                А.Н.Грешневиков
                Д.Г.Гудков
                М.В.Дегтярев
                О.И.Денисенко
                Е.В.Доровин
                С.А.Доронин
                Н.Н.Езерский
                М.В.Емельянов
                О.Н.Епифанова
                В.М.Зубов
                Г.А.Зюганов
                Н.Н.Иванов
                Б.В.Иванюженков
                А.В.Казаков
                Л.И.Калашников
                Б.С.Кашин
                В.И.Кашин
                В.А.Коломейцев
                Н.В.Коломейцев
                В.П.Комоедов
                А.В.Корниенко
                А.А.Кравец
                А.Д.Крутов
                А.В.Кузьмина
                А.Д.Куликов
                О.А.Куликов
                О.А.Лебедев
                В.Н.Лихачев
                А.Е.Локоть
                С.В.Маринин
                И.И.Мельников
                С.М.Миронов
                О.Л.Михеев
                Т.Н.Москалькова
                А.А.Музыкаев
                О.А.Нилов
                Д.Ю.Носов
                Г.С.Носовко
                С.П.Обухов
                В.А.Овсянников
                А.А.Озеров
                В.Н.Паутов
                Н.Р.Петухова
                В.П.Пешков
                Т.В.Плетнева
                В.Г.Поздняков
                И.В.Пономарев
                А.А.Пономарёв
                А.В.Потапов
                В.Ф.Рашкин
                С.Н.Решульский
                В.Р.Родин
                В.С.Романов
                А.Л.Романович
                П.В.Романов
                А.В.Руденко
                Н.Ф.Рябов
                С.Е.Савицкая
                Н.И.Сапожников
                Ю.А.Селиванов
                М.И.Сердюк
                В.А.Симагин
                О.Н.Смолин
                С.В.Собко
                А.Г.Тарнавский
                А.П.Тарнаев
                А.В.Туманов
                Ф.С.Тумусов
                Д.В.Ушаков
                Н.М.Харитонов
                Г.П.Хованская
                А.В.Чепа
                В.А.Черешнев
                В.В.Черкесов
                А.В.Четвериков
                В.Г.Швецов
                А.А.Шеин
                С.И.Штогрин
                В.Е.Шудегов
                В.С.Шурчанов
                С.И.Юрченко
                А.А.Ющенко

                Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
                Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
                Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России

                Депутаты Государственной Думы
                В.В.Кулиева
                Я.Е.Нилов
                В.Л.Пашин
                Д.Е.Шилков

                Депутаты Государственной Думы
                А.Д.Башкин

                Депутаты Государственной Думы
                В.А.Ганзя
                Н.Н.Иванов
                А.В.Корниенко
                А.А.Кравец
                А.В.Куринный
                С.М.Пантелеев
                В.Ф.Рашкин
                В.С.Шурчанов
                М.В.Щапов
                А.А.Ющенко

                Фракция Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

                Депутаты Государственной Думы
                А.А.Авдеев
                В.В.Бахметьев
                Н.Г.Брыкин
                Н.Р.Будуев
                А.И.Воевода
                А.В.Воробьев
                А.А.Гетта
                А.В.Дамдинов
                А.Е.Загребин
                В.Н.Карамышев
                В.И.Катенев
                Н.Д.Ковалев
                Н.С.Кувшинова
                А.Г.Литовченко
                А.А.Максимов
                А.П.Марков
                А.А.Носов
                И.В.Осипов
                А.И.Пятикоп
                Р.Ю.Романенко
                Б.Х.Сайтиев
                И.В.Сапко
                Г.К.Сафаралиев
                А.Л.Сидоров
                В.С.Скруг
                Т.В.Соломатина
                В.В.Суббот
                И.Н.Сухарев
                М.В.Тарасенко
                В.В.Терешкова
                А.Ф.Тихомиров
                И.И.Фирюлин
                Р.К.Хуснулин
                Л.И.Черкесов
                А.А.Шевченко
                М.С.Шеремет
                А.М.Шолохов

                Депутаты Государственной Думы
                А.В.Андрейченко
                В.В.Кулиева
                А.Б.Курдюмов
                В.Л.Пашин
                В.В.Сысоев
                Д.Е.Шилков

                Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России

                Депутаты Государственной Думы
                С.А.Шаргунов

                Депутаты Государственной Думы
                А.И.Воевода
                И.Д.Зубарев
                А.Н.Кондратенко
                С.Г.Митин
                А.А.Носов
                М.Р.Хасанов
                С.В.Чепиков
                А.В.Чернышев
                Д.В.Юрков

                Депутаты Государственной Думы
                Р.А.Азимов
                М.М.Бариев
                И.И.Белеков
                В.В.Бурматов
                Э.А.Валеев
                И.И.Квитка
                С.А.Пахомов
                А.П.Петров
                А.И.Петров
                П.И.Пимашков
                В.И.Пискарев
                И.М.Тетерин

                Депутаты Государственной Думы
                Э.А.Валеев
                А.А.Гетта
                А.К.Луговой
                Е.Е.Марченко
                П.И.Пимашков
                В.М.Резник
                В.С.Скруг
                Р.К.Хуснулин
                Ю.Н.Швыткин
                М.С.Шеремет

                Депутаты Государственной Думы
                О.Ю.Баталина
                М.П.Беспалова
                С.В.Бессараб
                О.А.Бондарь
                Е.А.Вторыгина
                А.А.Гетта
                Н.В.Говорин
                А.С.Грибов
                Г.И.Данчикова
                А.К.Исаев
                А.Н.Ищенко
                Ю.В.Кобзев
                А.Г.Кобилев
                Д.В.Ламейкин
                Н.Н.Пилюс
                П.И.Пимашков
                И.В.Сапко
                Т.И.Фролова
                Ю.Н.Швыткин
                И.А.Яровая

                Депутаты Государственной Думы
                А.В.Балыбердин
                М.М.Бариев
                О.Ю.Баталина
                Р.А.Баталова
                И.В.Белых
                Н.Д.Боева
                С.А.Боженов
                О.А.Бондарь
                Н.Г.Брыкин
                В.В.Бузилов
                А.Л.Ветлужских
                В.П.Водолацкий
                А.Б.Выборный
                М.Т.Гаджиев
                Н.Ф.Герасименко
                А.А.Гетта
                Н.В.Говорин
                И.М.Гусева
                И.И.Демченко
                А.Е.Загребин
                И.Х.Зиннуров
                В.В.Иванов
                А.В.Каличенко
                В.Н.Карамышев
                А.Е.Карпов
                В.И.Катенев
                Ю.В.Кобзев
                А.Г.Кобилев
                Н.Б.Колесникова
                А.Н.Красноштанов
                А.А.Кувычко
                А.А.Максимов
                Р.М.Марданшин
                И.Е.Марьяш
                И.С.Минкин
                В.М.Миронова
                В.В.Николаева
                Л.А.Огуль
                О.В.Окунева
                Г.З.Омаров
                Д.С.Перминов
                А.П.Петров
                Н.Н.Пилюс
                В.Н.Плотников
                А.А.Поляков
                В.А.Пушкарев
                М.В.Романов
                О.В.Савастьянова
                Д.И.Савельев
                И.В.Сапко
                Т.В.Сапрыкина
                Г.К.Сафаралиев
                В.И.Синяговский
                К.Г.Слыщенко
                В.В.Суббот
                И.М.Тетерин
                А.Ф.Тихомиров
                Л.Н.Тутова
                Т.И.Фролова
                Р.Ш.Хайров
                А.А.Харсиев
                А.А.Хохлов
                Р.К.Хуснулин
                Л.И.Черкесов
                С.В.Чижов
                В.А.Шаманов
                Ю.Н.Швыткин
                М.С.Шеремет

                Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
                Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
                Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России

                Законодательное Собрание Ульяновской области

                Депутаты Государственной Думы
                Р.А.Азимов
                В.И.Афонский
                М.М.Бариев
                И.И.Белеков
                М.П.Беспалова
                Н.И.Борцов
                А.Ю.Брыксин
                В.В.Бузилов
                Р.Б.Букачаков
                А.Л.Ветлужских
                В.П.Водолацкий
                А.И.Воевода
                М.Т.Гаджиев
                М.С.Гаджиев
                М.А.Гадыльшин
                З.Д.Геккиев
                А.А.Гетта
                И.М.Гусева
                Г.И.Данчикова
                В.А.Елыкомов
                А.Е.Загребин
                И.Х.Зиннуров
                В.В.Иванов
                М.А.Иванов
                Р.Р.Ишсарин
                А.Н.Ищенко
                В.В.Кабанова
                В.Н.Карамышев
                Р.В.Кармазина
                Т.В.Касаева
                Ю.В.Кобзев
                А.Г.Кобилев
                А.Г.Когогина
                С.Н.Коткин
                А.Н.Красноштанов
                А.В.Маграмов
                Н.В.Малов
                И.В.Медведев
                И.С.Минкин
                Е.А.Митина
                В.В.Николаева
                Л.А.Огуль
                Г.З.Омаров
                А.В.Палкин
                Е.В.Панина
                С.А.Пахомов
                А.П.Петров
                А.И.Петров
                Н.Н.Пилюс
                П.И.Пимашков
                А.А.Поляков
                И.В.Сапко
                Г.К.Сафаралиев
                В.В.Селиверстов
                В.И.Синяговский
                К.Г.Слыщенко
                В.В.Суббот
                И.Н.Сухарев
                А.В.Терентьев
                И.М.Тетерин
                А.Н.Ткачев
                Р.Ш.Хайров
                А.А.Хохлов
                Р.К.Хуснулин
                В.А.Шаманов
                М.С.Шеремет
                Е.Б.Шулепов
                С.В.Яхнюк

                Законодательное Собрание Ленинградской области

                Депутаты Государственной Думы
                А.В.Беляков

                Законодательное Собрание Оренбургской области

                Депутаты Государственной Думы
                А.В.Кутепов

                Законодательное Собрание Кировской области

                Депутаты Государственной Думы
                В.И.Богодухов
                Э.А.Валеев
                А.Б.Выборный
                Ф.Г.Ганиев
                В.М.Заварзин
                А.В.Коровников
                А.Л.Красов
                В.И.Пискарев
                Р.Ю.Романенко
                А.В.Терентьев
                И.М.Тетерин
                Р.Ш.Хайров
                А.А.Хохлов
                В.А.Шаманов
                Ю.Н.Швыткин

                Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
                Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

                Депутаты Государственной Думы
                Р.А.Азимов
                Т.О.Алексеева
                В.И.Афонский
                А.В.Балыбердин
                М.М.Бариев
                В.В.Бахметьев
                Д.А.Белик
                И.В.Белых
                Ю.Н.Березуцкий
                И.З.Бикбаев
                Н.Д.Боева
                О.А.Бондарь
                Н.Г.Брыкин
                А.Ю.Брыксин
                В.В.Бузилов
                Р.Б.Букачаков
                В.В.Бурматов
                А.Л.Ветлужских
                В.П.Водолацкий
                Т.Е.Воронина
                С.А.Вострецов
                Е.А.Вторыгина
                А.Б.Выборный
                М.Т.Гаджиев
                М.С.Гаджиев
                Ф.Г.Ганиев
                А.А.Гетта
                Н.В.Говорин
                М.В.Гулевский
                В.В.Гутенев
                Л.Н.Духанина
                В.Л.Евланов
                В.А.Елыкомов
                А.В.Жарков
                А.А.Журавлев
                А.Е.Загребин
                И.Х.Зиннуров
                В.В.Иванов
                А.В.Ильтяков
                В.В.Кабанова
                О.М.Казакова
                А.В.Каличенко
                А.В.Каминский
                А.В.Канаев
                В.Н.Карамышев
                Р.В.Кармазина
                А.Е.Карпов
                Т.В.Касаева
                В.И.Катенев
                И.И.Квитка
                А.Б.Клыканов
                Ю.В.Кобзев
                А.Г.Кобилев
                А.Г.Когогина
                Н.В.Костенко
                Е.В.Косяненко
                С.Н.Коткин
                А.Л.Красов
                Н.С.Кувшинова
                А.Ф.Лавриненко
                А.Г.Литовченко
                А.В.Маграмов
                А.А.Максимов
                Р.М.Марданшин
                А.П.Марков
                И.Е.Марьяш
                И.В.Медведев
                И.С.Минкин
                Е.А.Митина
                Н.В.Назарова
                В.В.Николаева
                В.М.Новиков
                Л.А.Огуль
                И.В.Осипов
                А.И.Петров
                Н.Ю.Петрунин
                Н.Н.Пилюс
                П.И.Пимашков
                В.Н.Плотников
                А.А.Поляков
                А.Н.Пономарев
                А.С.Прокопьев
                М.В.Романов
                Д.В.Саблин
                О.В.Савастьянова
                Д.И.Савельев
                Б.Х.Сайтиев
                Н.П.Санина
                Т.В.Сапрыкина
                Г.К.Сафаралиев
                Ф.С.Сибагатуллин
                В.И.Синяговский
                В.С.Скруг
                К.Г.Слыщенко
                Ю.В.Смирнов
                С.Ю.Солнцева
                Т.В.Соломатина
                С.А.Сопчук
                М.Е.Старшинов
                О.В.Тимофеева
                А.Ф.Тихомиров
                У.М.Умаханов
                А.З.Фаррахов
                Р.Ш.Хайров
                А.А.Харсиев
                А.А.Хохлов
                Р.К.Хуснулин
                Л.И.Черкесов
                Н.А.Черняева
                О.В.Шеин
                М.С.Шеремет
                Е.Б.Шулепов
                М.И.Щаблыкин
                А.Г.Эмиргамзаев

                Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
                Депутаты, не входящие во фракции
                Фракция Политической партии ЛДПР — Либерально-демократической партии России
                Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

                Депутаты Государственной Думы
                Р.А.Азимов
                З.З.Байгускаров
                М.М.Бариев
                Д.А.Белик
                Н.Г.Брыкин
                В.П.Водолацкий
                А.Б.Выборный
                М.Т.Гаджиев
                М.С.Гаджиев
                М.А.Гадыльшин
                Ф.Г.Ганиев
                А.А.Гетта
                М.В.Гулевский
                В.В.Гутенев
                В.В.Дзюба
                Л.Н.Духанина
                Н.Г.Земцов
                И.Х.Зиннуров
                В.В.Зубарев
                А.А.Кавинов
                В.А.Казаков
                А.В.Каличенко
                В.Н.Карамышев
                Ю.В.Кобзев
                А.Л.Красов
                А.А.Максимов
                Р.М.Марданшин
                И.С.Минкин
                Н.В.Назарова
                В.В.Николаева
                Г.Г.Онищенко
                А.В.Палкин
                А.И.Петров
                П.И.Пимашков
                А.С.Прокопьев
                В.А.Пушкарев
                Б.Х.Сайтиев
                Н.П.Санина
                Г.К.Сафаралиев
                Ф.С.Сибагатуллин
                А.В.Скоч
                Д.С.Скриванов
                В.С.Скруг
                К.Г.Слыщенко
                М.В.Сураев
                А.Ф.Тихомиров
                А.Н.Ткачев
                А.З.Фаррахов
                Р.Ш.Хайров
                А.А.Харсиев
                Р.К.Хуснулин
                Ю.Н.Швыткин
                М.И.Щаблыкин

                Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

                Депутаты Государственной Думы
                В.И.Афонский
                М.М.Бариев
                Н.И.Борцов
                А.Ю.Брыксин
                В.П.Водолацкий
                М.Т.Гаджиев
                М.С.Гаджиев
                А.А.Гетта
                А.В.Жарков
                В.В.Иванов
                М.А.Иванов
                И.Н.Игошин
                Д.В.Исламов
                А.В.Канаев
                В.Н.Карамышев
                В.И.Катенев
                А.Б.Клыканов
                Ю.В.Кобзев
                А.Г.Кобилев
                Д.Б.Кравченко
                А.А.Максимов
                Р.М.Марданшин
                И.С.Минкин
                П.И.Пимашков
                В.А.Пушкарев
                Д.В.Сазонов
                И.В.Сапко
                Г.К.Сафаралиев
                К.Г.Слыщенко
                Р.Ш.Хайров
                Ю.Н.Швыткин
                М.С.Шеремет
                Е.Б.Шулепов

                Депутаты Государственной Думы
                А.Г.Аксаков
                И.А.Ананских
                В.В.Белоусов
                А.Л.Бурков
                В.Г.Газзаев
                В.К.Гартунг
                А.Н.Грешневиков
                Е.Г.Драпеко
                М.В.Емельянов
                О.Н.Епифанова
                С.И.Крючек
                С.М.Миронов
                О.А.Николаев
                О.А.Нилов
                Г.З.Омаров
                А.А.Ремезков
                Н.И.Рыжак
                А.В.Терентьев
                Ф.С.Тумусов
                А.В.Чепа
                О.В.Шеин

                Фракция Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

                komitet2-16.km.duma.gov.ru

                Статья 89 УПК РФ. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности

                Новая редакция Ст. 89 УПК РФ

                Комментарий к Статье 89 УПК РФ

                1. Как и любое доказательство, вовлекаемые в уголовный процесс оперативно-розыскные сведения должны обладать свойствами относимости и допустимости.

                2. Свойство относимости у результатов оперативно-розыскной деятельности аналогично одноименному свойству уголовно-процессуальных доказательств. О понятии относимости уголовно-процессуального доказательства см. комментарий к ст. 88 УПК РФ.

                3. Не будет отвечать требованиям, предъявляемым к доказательствам, оперативно-розыскная информация, не обладающая свойством допустимости. Причем допустимость результатов оперативно-розыскной деятельности — несколько более широкое понятие, чем допустимость доказательств. Все критерии, определяющие недопустимость доказательства, относятся и к результатам применения оперативно-розыскных мер. Между тем не любая (в том числе и негласная) деятельность является оперативно-розыскной. Нарушение законов и требований ведомственных нормативных правовых актов не позволяет некоторые действия (выполняемые под видом применения оперативно-розыскных мер) называть законными, а значит, и оперативно-розыскными.

                4. Допустимость использования результатов оперативно-розыскной деятельности состоит из двух частей:

                — допустимости — свойства уголовно-процессуального доказательства;

                — допустимости — свойства результатов оперативно-розыскной деятельности или, иначе, допустимости именоваться результатом оперативно-розыскной деятельности.

                5. О понятии допустимости уголовно-процессуального доказательства см. комментарий ст. 88 УПК РФ.

                6. Допустимость как свойство результатов оперативно-розыскной деятельности — это их соответствие нормам закона и ведомственных нормативных правовых актов относительно субъекта, задач, средств и методов собирания информации.

                7. Соответственно, недопустимыми должны признаваться «результаты оперативно-розыскной деятельности» , когда оперативно-розыскное мероприятие проводил следователь, когда под видом проведения оперативно-розыскного мероприятия совершалось преступление (например, провокация взятки) , когда оперативно-розыскная деятельность осуществлялась для достижения целей и решения задач, не предусмотренных ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», и т.п.

                ———————————
                Результаты оперативно-розыскной деятельности здесь указаны в кавычках, потому что оперативно-розыскная деятельность — это деятельность, предусмотренная и в определенной степени урегулированная законом. Осуществляемые же под видом применения оперативно-розыскных мер незаконные действия в принципе оперативно-розыскной деятельностью не являются.

                См.: Материалы уголовного дела N 172003199, возбужденного в 1999 г. следователем Кимовской межрайонной прокуратуры Тульской области.

                8. Результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством .

                ———————————
                См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Там же.

                9. В результате применения оперативно-розыскных мер органом дознания иногда получается аудио-, видео-, кинозапись, которая после вовлечения в уголовный процесс путем производства следственных действий или иных предусмотренных УПК РФ способов собирания доказательств (например, путем представления в порядке ст. 86 УПК РФ) может быть доказательством по делу .

                ———————————
                На такие носители информации, как на доказательства обвинения, всегда ссылался в своей практике высший орган правосудия нашего государства. См., к примеру: Определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 29 декабря 1993 г. и от 17 ноября 1994 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 11; 1995. N 5.

                10. См. также комментарий к ст. ст. 7, 144, 389.13 УПК РФ .

                ———————————
                Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Новая инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: Постатейный комментарий. М., 2014.

                Другой комментарий к Ст. 89 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

                1. Закон запрещает использование в доказывании сведений, полученных путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, если эти сведения не приобрели статус доказательств в результате специально осуществленных процессуальных действий. Например, сведения, полученные в ходе опроса, могут стать доказательством, если опрошенный будет допрошен.

                2. Перечень оперативно-розыскных мероприятий приведен в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 г. (ст. 6).

                3. Запрет использовать в процессе доказывания результаты оперативно-розыскной деятельности, если они процессуально не легализованы, означает, что эти сведения не могут служить основанием для принятия процессуальных решений, влияющих на ход судопроизводства и затрагивающих права участников процесса.

                4. Сведения, не имеющие статуса доказательств, в том числе полученные путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, могут быть использованы для выдвижения версий и поиска доказательств, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, а также служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела (см. комментарий к ст. 140 УПК РФ).

                5. Существует некоторое противоречие между формулировкой ст. 89 УПК РФ и ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в которой говорится о возможности использовать полученные данные в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

                Это противоречие может быть снято, если исходить из того, что термин «доказывание» использован в Законе об ОРД в широком смысле, включающем все те действия, которые способствуют обнаружению доказательств, проверке содержащихся в них сведений и т.п.

                upkodeksrf.ru

    Смотрите так же:

    • Федеральный закон 27 мая 2003 Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" Особые привилегии чиновников делают государственную службу все более привлекательной. Впрочем, в […]
    • Сильные адвокаты екатеринбурга Адвокаты в Екатеринбурге 4 специалиста Услуги адвокатов — широкая база специалистов 4 отзыва о специалистах на PROFI.RU Адвокаты в Екатеринбурге от 5000 рублей/усл. C чего начать? Уточните, какого специалиста вы ищете Получите от […]
    • Закона о рекламе консультант плюс Постатейный комментарий к Федеральному закону "О рекламе" В книге прокомментированы положения закона "О рекламе". Разъяснения помогут лучше понять содержание правового акта, которым были установлены правила производства, размещения и […]
    • Алименты превышающие мой доход Алименты превышающие мой доход Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
    • 806н приказ ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 16.09.2010 N 806н "О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2009 Г. N 1124 "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ В 2010 ГОДУ СУБВЕНЦИЙ НА ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОКАЗАНИЯ ОТДЕЛЬНЫМ […]
    • Течёт масло из под коллектора Mazda Xedos Форум Всё о Mazda Xedos 6, Xedos 9 (Millenia) а также 626GE, MX6 и Ford Probe с двигателями 2,5л (KL) Список форумов‹Mazda Xedos: Обслуживание и ремонт‹Mazda Xedos 6‹Выхлопная система • Активные темы Изменить размер […]